Книга Каноническое право: пути служения. Сравнительно-правовые очерки - читать онлайн бесплатно, автор Александр Александрович Вишневский. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Каноническое право: пути служения. Сравнительно-правовые очерки
Каноническое право: пути служения. Сравнительно-правовые очерки
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Каноническое право: пути служения. Сравнительно-правовые очерки

Брак становился возможным при отмене помолвки, что допускалось по ряду оснований, закрепленных в светском брачно-семейном праве Восточной Римской империи.

В настоящее время прелюбодеяние и блуд не фигурируют в качестве брачных препятствий в католической традиции, но сохраняются в православной. Исторически в восточно-православной традиции прелюбодеяние могло повлечь такое серьезное последствие, как осуждение на пожизненное безбрачие – это имело место в случае фактического основания «полноценных» семейных отношений, несмотря на связанность брачными узами с другим лицом. В настоящее время, естественно, такое последствие практически невозможно, однако за ним все равно сохраняется характер брачного препятствия, хотя и гораздо более мягкого, чем ранее, вследствие чего при расторжении брака из-за прелюбодеяния последующий брак возможен для невиновного супруга, что же касается виновного супруга, то ему «вступление во второй брак дозволяется при условии покаяния и выполнения епитимии»[107].


Убийство . Это препятствие известно в настоящее время католической традиции в каноническом праве. Убийство имеет характер брачного препятствия только в том случае, когда речь идет об убийстве супруга (супруги) другого лица с целью заключения брака с этим лицом, либо об убийстве собственного супруга (супруги) опять же с целью заключения брака с конкретным лицом[108]. Другими словами, убийство совершается с целью избавиться от существующего для желаемого брака препятствия в виде связанности существующим браком.

Выше уже отмечалось, что толкование норм о брачных препятствиях должно быть ограничительным, направленным на то, чтобы максимально сохранить способность лица к вступлению в брак. В связи с этим в понимании католической традиции данное препятствие имеет место только в случае, если:

– убийство супруга (супруги) совершено в период существования действительного брака. Если окажется, что соответствующий брак по какой-либо причине недействителен, совершенное убийство не рассматривается в качестве брачного препятствия;

– убийство супруга (супруги) совершено именно с целью заключения брака с конкретным лицом. Если убийство совершено по другим мотивам, оно не приобретает характера брачного препятствия. Если даже убийство совершено с целью заключения другого брака, но при этом не с конкретным лицом, а вообще с намерением заключить брак с кем-либо другим, оно не приобретает характера брачного препятствия.


В соответствии с Кодексом от данного препятствия возможна диспенсация, право которой принадлежит Апостольскому Престолу, за исключением опасности близкой смерти или завершения приготовления к бракосочетанию, когда возможно предоставление освобождения местным ординарием. Фактически же это одно из препятствий, освобождение от которого на практике не предоставляется, особенно если обстоятельства убийства стали известны общественности. Даже в свете ограничительного толкования правил о брачных препятствиях такой подход представляется вполне справедливым, поскольку в данном случае диспенсация превратилась бы просто в отмену канонической нормы, в каноническое содействие преступным замыслам, что менее всего соответствует логике канонического законодателя.


Похищение . Данное препятствие возникает при обстоятельствах, когда лицо было похищено и удерживалось против своей воли с целью получения от него согласия на брак.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Kevin E. McKenna. A Concise Guide to Canon Law: A Practical Handbook for Pastoral Ministers. Indiana, Ave Maria Press, 2000. P.: 14.

2

Pete Vere, J.C.L., and Michael Trueman, J.C.L. Surprised by Canon Law: 150 Questions Catholics Ask about Canon Law. Cincinnati, 2004.

3

Католическая энциклопедия. М.: Издательство Францисканцев, 2005. С. 761.

4

В этом смысле показательно, что учебники современного православного канониста протоиерея Вл. Цыпина по одному и тому же предмету вначале назывались «Церковное право» (Изд-во МФТИ, 1994 г.), а впоследствии – «Каноническое право» (Изд-во Сретенского монастыря, 2009).

5

Суворов Н.С. Учебник церковного права. М.: Издательство «Зерцало», 2004. С. 6.

6

К числу источников этого периода относятся Дидахэ (полное название: «Учение Господа, преподанное народам через Двенадцать Апостолов»), датируется рубежом I-II вв., содержит нравственные заповеди, изложенные в виде учения о пути жизни и пути смерти, а также наставления по жизни церковных общин в доепископальный период; Дидаскалии – трактат о церковной дисциплине в отношении как клира, так и, прежде всего, мирян; Апостольские постановления, датируемые IV в., в которых наряду с правилами, схожими с Дидаскалиями, содержатся и т. н. Апостольские каноны.

7

Мы не касаемся дискуссионных научных вопросов подлинности тех или иных источников канонического права Древней Церкви (в том числе и некоторых соборных постановлений), для нас имеет значение тот факт, что эти документы фактически сыграли роль источников канонического права Древней Церкви, и это достаточное основание для того, чтобы рассматривать их в качестве таковых.

8

Католическая энциклопедия. – Том I. – М.: Издательство Францисканцев, 2002. – С. 1582.

9

См., напр.: Jasper D., Fuhrmann H. Papal Letters in the Early Middle Ages. – The Catholic University of America Press. – Washington, D.C., 2001. – P.: 18.

10

Ibid. – P.: 19.

11

Вишневский А.А. Властно-учительская парадигма в источниках канонического права // История государства и права. 2016, № 16. С. 3-8.

12

Decretum, D. XX.

13

Decretum, prima pars, D. III, c. ii.

14

Вишневский А.А. Системность канонического права в свете его природы // Вопросы правоведения. 2014 № 4. С. 274-287.

15

Мф 16, 9.

16

1 Кор 6, 1-7.

17

В католической доктрине брак рассматривается как таинство, совершаемое самими брачующимися путем взаимного обмена брачным согласием, в отличие от православной традиции, в которой брак рассматривается как таинство, совершаемое священником.

18

Католическая энциклопедия. – Том I. – М.: Издательство Францисканцев, 2002. – С. 1103-1106.

19

Буквальное значение латинского термина motu proprio – «по своей инициативе», этим термином обозначаются документы Римского Папы, издаваемые им по своей инициативе.

20

Т.е. предшествующий Второму Ватиканскому Собору.

21

Католическая энциклопедия. – Том 2. – М.: Издательство Францисканцев, 2005. – С. 1143.

22

См., напр.: Цыпин В.С. Каноническое право. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. – С. 259.

23

По ходу изложения мы будет обращаться к комментариям выдающихся знатоков права Церкви в восточно-христианской канонической традиции -Аристина, Зонары и Вальсамона. Алексий Аристин был в XI – XII веках великим экономом Константинопольской Церкви, его современник Иоанн Зонара – выдающимся византийским историком, монахом, Теодор Вальсамон – Патриархом Антиохийской Церкви в 1193-1199 гг. В настоящее время корпус права Древней Церкви с их комментариями доступен в трехтомном собрании правил Вселенских Соборов, Поместных Соборов, святых отцов и апостолов, изданном в 2000 г. в издательстве «Паломникъ».

24

Цит. по: Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. М.: «Паломник», 2000. С. 105.

25

Кан. 1 Поместного Собора в Гангре.

26

Кан. 4 Поместного Собора в Гангре.

27

Кан. 13 Поместного Собора в Гангре.

28

Кан. 10 Поместного Собора в Гангре.

29

Евр 13, 4.

30

1 Тим 4, 1-5.

31

Правила Святых Апостолов с толкованиями. М.: «Паломникъ», 2000. С. 103.

32

A Guide to the Eastern Code: A Commentary on the Code of Canons of the Eastern Churches. – Rome.: Pontificio Instituto Orientate, 2002. – P. 546.

33

A Guide to the Eastern Code: A Commentary on the Code of Canons of the Eastern Churches. – Rome.: Pontificio Instituto Orientate, 2002. – P. 543.

34

Кодекс, кан. 1055; аналогично Восточный Кодекс, кан. 776.

35

Канон 1013 Кодекса канонического права 1917 г.

36

См.: Цыпин В.С. Каноническое право. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. С. 656, 692-699.

37

Кодекс, кан. 1056; аналогично Восточный Кодекс, кан. 776.

38

Основы социальной концепции, Х. 3.

39

New Commentary on the Code of Canon Law. N.Y., Paulist Press, 2000. P. 1249. При этом, если муж именно таким образом представлял себе семейные отношения, то можно поставить вопрос и об отсутствии полноценного брачного согласия.

40

Мф 19, 9.

41

См., напр.: Clarence Gallagher. Church Law and Church Order in Rome and Byzantium: A Comparative Study. University of Birmingham. 2002. P.33.

42

Основы социальной концепции, Х. 3.

43

Цыпин В. Развод: взгляд церковного канониста. URL: http://www.

pravoslavie.ru/65220.html

44

Кан. 48 Трулльского собора.

45

Кодекс, кан. 1142.

46

Кодекс, кан. 1141.

47

1 Кор 7, 3.

48

Кодекс, кан. 1061.

49

Кодекс, кан. 1061.

50

Абате А. Положение о браке в новом каноническом законодательстве. М.: Паолине, 2000. С. 114.

51

Процитируем ответ Конгрегации на поставленные вопросы: «Священная Конгрегация вероучения всегда придерживалась того мнения, что не следует препятствовать браку лиц, перенесших вазорезекцию, равно как и других, находящихся в сходных обстоятельствах, поскольку их импотенция не установлена наверняка. И вот, рассмотрев такую практику и после неоднократных исследований… решили, что следует ответить на… следующие вопросы. 1. Состоит ли импотенция, отменяющая брак, в неспособности… совершить супружеское соитие? 2. Если да, то непременно ли для супружеского соития требуется извержение семени, произведенного в яичках? Ответ: на первый вопрос: утвердительно; на второй вопрос: отрицательно». Цит. по: АбатеА. Положение о браке в новом каноническом законодательстве. М.: Паолине, 2000. С. 114.

52

Конституция Gaudium et Spes, 48.

53

Абате А. Положение о браке в новом каноническом законодательстве. М.: Паолине, 2000. С. 325.

54

См., напр.: Brundage J. Law, Sex, and Christian Society in Medieval Europe. Chicago, 1987. P. 238-239.

55

The Zohar. The First Ever Unabridged English Translation and Commentary. – N.Y., 2003. – Vol. 3. – Lech Lecha. 22:204, 206, 207.

56

Абате А. Положение о браке в новом каноническом законодательстве. М.: 2000. С. 106.

57

Например, в западной традиции доктрина различает абсолютные препятствия, вследствие которых брак невозможен ни с каким лицом, относительные, которые действуют только в отношении брака с определенным кругом лиц, постоянные, поскольку обстоятельства, являющиеся препятствиями, не могут быть устранены, и временные, когда препятствующие браку обстоятельства могут прекратиться с течением времени. На Востоке встречаются классификации, разделяющие абсолютные и условные препятствия, либо разделяющие отменяющие и препятствующие препятствия, в свою очередь, разделяя отменяющие на абсолютные и относительные.

58

Каноны 1058-1066 Кодекса канонического права 1917 г.

59

Каноны 1067 и 1080 Кодекса канонического права 1917 г.

60

Кодекс, кан. 1075, 1076.

61

О понятии церкви sui juris – церкви «своего права» см. главу 4 настоящей книги.

62

Восточный кодекс, кан. 792.

63

Никодимъ, Епископ Далматинский. Православное церковное право. СПб, 1897. С. 589-626.

64

New Commentary on the Code of Canon Law. N.Y., Paulist Press, 2000. P. 1274.

65

Цыпин В. C. Каноническое право. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 688.

66

Восточный кодекс, кан. 796.

67

Кодекс, кан. 1083; Восточный кодекс, кан. 800.

68

Кодекс, кан. 1072.

69

New Commentary on the Code of Canon Law. N.Y., Paulist Press, 2000. P. 1271.

70

Цыпин B.C. Каноническое право. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 676.

71

Абате А. Положение о браке в новом каноническом законодательстве. М.: 2000. С. 118.

72

Кодекс, кан. 1084; Восточный кодекс, кан. 801.

73

Абате А. Положение о браке в новом каноническом законодательстве. М.: 2000. С. 114.

74

Кодекс, кан. 1084; Восточный кодекс, кан. 801.

75

Кодекс, кан. 1085; Восточный кодекс кан. 802.

76

Цыпин В.С. Каноническое право. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 675.

77

50-е правило Василия Великого.

78

См.: Суворов Н.С. Учебник церковного права. М.: Зерцало, 2004. С. 325.

79

Кодекс, кан. 1086.

80

Восточный кодекс, кан. 803.

81

Цит. по: MielzinerM. The Jewish Law of Marriage and Divorce. Educa Books, 1884.P.48.

82

Цит. по: Mielziner M. The Jewish Law of Marriage and Divorce. Educa Books, 1884. P 51.

83

Кодекс, кан. 1086, 1125, 1126; Восточный кодекс, кан.803, 813, 814.

84

Основы социальной концепции, Х. 2.

85

Кодекс, кан. 1087; Восточный кодекс, кан. 804.

86

Кодекс, кан. 1088, Восточный кодекс, кан. 805.

87

Кодекс, кан. 1091.

88

Кодекс, кан. 1078.

89

Аналогична позиция Восточного кодекса – кан. 808.

90

Кодекс, кан. 1091.

91

Кодекс, кан. 1094; Восточный кодекс, кан. 809.

92

Цыпин В.С. Каноническое право. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 686.

93

Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М.: Паломникъ, 2000. С. 457.

94

Указ Святейшего Синода от 19 января 1810 г.

95

Восточный кодекс, кан. 811.

96

Кодекс, кан. 1092.

97

Восточный кодекс, кан. 809.

98

A Guide to the Eastern Code. P. 556.

99

Суворов Н.С. Учебник церковного права. М.: «Зерцало», 2004. С. 331.

100

Кодекс, кан. 1093.

101

Восточный кодекс, кан. 810.

102

New Commentary. P. 1294.

103

В истории канонического права существовали и иные преступления, которые хотя и не были связаны с посягательствами на основы брака, но влекли за собой невозможность его заключения: например, в Российской империи осуждение на каторжные работы лишало человека всех прав состояния, в том числе и возможности заключения брака.

104

25-е правило Василия Великого.

105

Правила Святыхъ Вселенскихъ Соборовъ с толкованиями. М.: Паломникъ, 2000. С. 895.

106

Канон 98 Квинисекста.

107

Основы социальной концепции. Х. 3.

108

Кодекс, кан. 1090; Восточный кодекс, кан. 807.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги