В данной статье автор представил обзор и классификацию современных методов организации лабораторных практикумов с помощью сети Интернет для студентов, изучающих информационно-технологические дисциплины. Исследованы технологии создания «виртуальной лаборатории». Для инженерных дисциплин и курсов, связанных с программированием, выполнение таких лабораторных работ – реально, а оборудование – виртуально. Проведен анализ процессов взаимодействия студентов и преподавателей посредством сети Интернет в условиях различных вариантов ее применения для обучения. Методы, используемые в рамках «виртуальной лаборатории», изучены сточки зрения распространения опыта использования технологии в рамках различных подходов к организации учебного процесса. Приведены подходы к автоматизации формирования оценки знаний и навыков при работе с индивидуальными практическими заданиями. Одновременно описаны возможности для организации выполнения коллективных работ по программированию и проектированию. Кроме того, рассматриваемая методика и технология взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателем позволяет сократить затраты на содержание лицензионного программного обеспечения.