На втором курсе некоторым студентам дали возможность поработать. Нашу героиню направили на ликвидацию безграмотности в отделение связи на Жилстрое. За эту работу получила она похвальную грамоту и 150 рублей, на которые купила себе демисезонное пальто.
Восемь студенток вечерами учились на медицинских курсах, в том числе и Клавдия Краснолобова. На выпускном вечере она получила два аттестата: учительский и медицинский.
После техникума приехала работать в Умбу в вечернюю школу учителем 3-го класса. По совместительству трудилась корректором в типографии "Беломорская волна". Потом была направлена в село Оленицы Терского района. Учила 1-3-е классы (по шесть учеников в каждом). В 1937 году опять трудилась в вечерней школе и литработником в газете. В июне 1941 года Клавдия поступила на первый курс Мурманского учительского института по специальности "русский язык и литература". Но начавшаяся война резко изменила жизнь.
Работа в школах
Клавдия Степановна в октябре 1958 года была назначена на должность директора школы № 97 нашего поселка. Она в воспоминаниях писала о том, что учителя, классные руководители посещали квартиры всех учащихся, знакомились с условиями их жизни. Шефом школы был строительный трест. По договоренности с управляющим этой организацией Людковским и начальником отдела кадров Тарасовым силами родителей и работников треста во дворе школы удалось построить слесарную и столярную мастерские для проведения уроков труда. За лето также успели отремонтировать спортзал. Все материалы для этого выделил трест.
В те годы положение в семье Листовых было тяжелым, так как очень болел Никифор Иванович. Клавдии Степановне приходилось бегать днем домой, чтобы сделать мужу укол. А 97-я школа была далеко от дома – на другом конце посёлка. Клавдия Степановна обратилась в Исакогорский районный отдел образования с просьбой перевести её в другое образовательное учреждение. Просьбу удовлетворили: Клавдию Степановну перевели на работу в среднюю школу-интернат № 2 (в этом здании сейчас располагается Новодвинская гимназия). Стала она учить русскому языку и литературе пятиклассников, вела кружок художественной самодеятельности. Почти все воспитанники играли в спектаклях, читали стихи, пели. И сама героиня моего повествования находилась в гуще общественной жизни: вскоре её избрали секретарем парторганизации, а через два года – председателем месткома. В 1964 году школу-интернат перевели в статус восьмилетней, а в поселке открылась новая средняя школа № 74 (ныне – № 4), куда Клавдия Степановна и перешла на работу.
Мне было очень интересно читать эту часть её воспоминаний еще и потому, что лично знаю тех, о ком велось повествование (сама училась в этой школе), и ситуации, которые характерны для школьных коллективов, мне тоже знакомы не понаслышке.
В нашем городе живут и здравствуют бывшие ученики Клавдии Степановны, которые – хочется верить – помнят свою учительницу. Закончила она свою трудовую деятельность в школе – интернате, выйдя на пенсию по состоянию здоровья в 1973 году.
И на заслуженном отдыхе Клавдия Степановна себе не изменила. По-прежнему много времени уделяла общественной работе. Часто выступала в школах города с беседами и лекциями. Была членом общества "Знание", лектором по военно-патриотическому воспитанию.
Встречи боевых друзей
Особое место в воспоминаниях Клавдии Степановны занимают встречи партизан Заполярья. Фронтовая дружба – это до конца жизни. Партизаны отрядов "Полярник", "Большевик" и "Сталинец" многократно встречались в Архангельске, Мурманске, Москве, Кеми, Кандалакше, городе Полярные зори. Активно работал совет ветеранов партизан Заполярья, в Мурманске был создан партизанский музей. Как много значили эти встречи для всех участников!
Теперь документы Клавдии Степановны и Никифора Ивановича Листовых находятся в городском архивном отделе. Уверена, что они заинтересуют наших горожан.
А в семье бережно хранятся орден Отечественной войны I степени, медали "За отвагу", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.", "За оборону Советского Заполярья", "Ветеран труда", юбилейные медали и знаки. Эти реликвии будут передаваться из поколения в поколение”.
Автор – Мария Игумнова, начальник архивного отдела городской администрации.
Вступление в должность директора Новодвинской школы-интерната
Страницы из моей биографии до 1984 года
Родился 15 ноября 1946 года в деревне Койда, Мезенского района Архангельской области. С 1946 по 1965 год проживал в посёлке (становище) Шойна Ненецкого автономного округа (Канино–Тиманского района, Ненецкого национального округа) Архангельской области, полуостров Канин. В 1965 году получил аттестат о среднем образовании. (Шоинская одиннадцатилетняя трудовая политехническая школа с производственным обучением). Директор школы Петровский Дмитрий Алексеевич, завуч Попова Роза Федоровна.
1965 – 68 годы – поселок Гремиха Мурманская область, Кольский полуостров. Служба в рядах Советской Армии. (1965 – курсант, 1966 – механик, 1967 – старший специалист ЗАС, 1968 – начальник станции ЗАС, старший сержант). 1968 год – принят в члены КПСС. Рекомендации дали: командир батареи управления и начальник связи полка.
1968 – 1975 годы – поселок Шойна Ненецкого автономного округа Архангельской области. Полуостров Канин. Техник маяка “Шойна”. В/ часть 26909. (Управление части в поселке Гремиха).
1975 – 1976 годы – город Нарьян-Мар. Инструктор отдела пропаганды и агитации Ненецкого окружного комитета КПСС. (В начале работы первый секретарь – Швецов Иван Кузьмич, затем его сменил Романов Юрий Степанович. Второй секретарь, по экономическим вопросам – Артеев Анатолий Дмитриевич. Третий секретарь, по идеологии – Хатанзейский Петр Тимофеевич, позднее Выучейский Леонид Петрович.)
1976 – 1984 годы – пос. Шойна. Директор Шоинской средней школы. (300 учащихся, из них 200 – в пришкольным интернате). Кроме местных, проживающих в Шойне, дети из села Несь, деревни Кии, поселка Чижи, одиннадцати оленеводческих бригад колхоза “Северный полюс”, кочующих по Канинской тундре и дети военнослужащих.
Декабрь 1977 года–январь 1978 года – курсы повышения квалификации по научным основам управления школой при Калининском государственном университете.
1984 год (март – май) – курсы повышения квалификации на факультете директоров средних школ при Вологодском государственном институте.
Начало работы в Новодвинской школе-интернате
(В этом материале использованы фотографии из личного архива автора книги)
На основании приказа Архангельского областного отдела народного образования (облоно) от 9 июля 1984 года со второго июля 1984 года я начал исполнять обязанности директора, а с 1 сентября 1984 года был уже назначен директором Новодвинской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На момент приемки школы-интерната обязанности директора исполняла завуч Макарова Нина Алексеевна.
Школа-интернат располагалась в городе Новодвинске по адресу ул. 3-ей Пятилетки, дом 17.
На территории учебного заведения находились: двухэтажное здание учебного корпуса, постройки 1968 года; двухэтажные жилые корпуса для старших воспитанников, 1960 года постройки и для младших воспитанников, 1957 года постройки; одноэтажные здания прачечной и свинарника с конюшней; два гаража.
Большую часть территории занимала спортивная зона с бетонной беговой дорожкой, футбольным полем и спортивными снарядами. За зданием жилого корпуса для старшеклассников был расположен учебно-опытный участок площадью 0.7 гектара.
В учебном корпусе, на первом этаже изолированную часть здания занимала секция для начальных классов из четырёх кабинетов, рекреации для отдыха, раздевалки и туалетов.
На первом же этаже также в отдельной секции были размещены библиотека, кабинет физики с лаборантской комнатой, учебные мастерские для мальчиков.
Учебные мастерские были оснащены следующим оборудованием: токарные станки по металлу – 3 штуки, токарные станки по дереву – 3 штуки, сверлильные станки – 3 штуки, фрезерные станки – 2 штуки, фуговальные станки – 1 штука. Фонд школьной библиотеки состоял из 21 000 книг, в том числе 7 500 учебников.
На первом же этаже располагались канцелярия и кабинет директора, спортивный и актовый залы.
Актовый зал в учебное время использовался для проведения массовых мероприятий. Здесь, в отдельных помещениях зала, был установлен необходимый набор кухонного оборудования (электроплита, электрокипятильник, холодильная камера). Это позволяло использовать актовый зал для проведения полдников во время учебных занятий, а во время летних ремонтов основных пищеблоков, как кухню для детей, находящихся по различным причинам летом в школе – интернате.
На втором этаже располагались учебные кабинеты для учащихся 5- 8(9) классов. Здесь были оборудованы кабинеты химии с лаборантской комнатой, истории, географии, русского языка и литературы, иностранных языков, математики и музыки. Кабинеты были оснащены техническими средствами обучения. Киноаппараты – 9 штук, магнитофоны – 5 штук, телевизоры – 25 штук и многое другое.
Кроме учебных кабинетов на втором этаже находились: кабинет завуча, учительская, кабинет домоводства для девочек с 17 швейными машинами, пионерская комната, стоматологический кабинет, туалеты.
Уроки в учебном здании проходили в одну смену, с 9 часов. Здесь же, в классах с 17 часов проводились занятий по самоподготовке с детьми под руководством воспитателей.
Жилой корпус для учащихся 5-9 классов состоял из четырех отдельных секций, две на первом этаже и две на втором. Входа в эти секции были с вестибюля здания. На второй этаж с вестибюля уходили слева и справа лестницы. В каждой секции с одной стороны была большая рекреация для отдыха и коридоры, а с другой стороны спальные помещения. Здесь же располагались вспомогательные помещения: кладовая одежды и обуви, кастелянская, сапожная мастерская.
На первом этаже, с отдельными входами, с противоположной стороны здания, были расположены основной пищеблок и медицинский пункт (изолятор).
Через вход в пищеблок завозился необходимый набор продуктов, который после приемки хранился на продуктовом складе пищеблока. Пищеблок работал на сырой продукции и был оснащен всем необходимым оборудованием для хранения продуктов и приготовления блюд.
В медицинском пункте были кабинет врача, процедурная комната, палаты для больных детей, физиокабинет. Отдельный вход в медицинский пункт обеспечивал при необходимости изоляцию больных от основной группы детей.
На втором этаже, над пищеблоком, находился обеденный зал на 200 посадочных мест. Вход детей в него осуществлялся с жилых секций внутри здания.
Для подъема готовой продукции с пищеблока в обеденный зал был установлен грузовой лифт. В обеденном зале завтракали, обедали и ужинали дети 5–8 (9) классов, полдник они получали в учебном здании.
Детодень дошкольника в то время составлял 1 руб. 18 коп., а школьника – 1 руб. 41 коп. В выходные и праздничные дни он увеличивался и составлял соответственно 1 руб. 38 коп. и 1 руб. 67 коп.
В подвальном помещении здания были размещены помещения для мытья детей в виде душевых секций и помещения для сушки одежды и обучи.
Жилой корпус для учащихся 1-4 классов и дошкольников. Это здание, по своей структуре, копия здания для старших школьников. Различие в том, что здесь не было пищеблока. На месте пищеблока, на первом этаже был обеденный зал, а на втором этаже были размещены две отдельные группы для дошкольников. Готовые блюда с пищеблока для старших школьников подвозились сюда на лошади или автомашине и затем раздавались детям в зале через окно раздачи.
В здании прачечной помещения были оборудованы котлами для кипячения белья, стиральными, сушильной и гладильными машинами.
В деревянной, одноэтажном здании свинарника были отделения с клетками для свиней и помещение для лошади. На период приёмки в свинарнике содержалось до 50 поросят и лошадь по имени "Ласка".
Деньги от реализации свинины поступали на спецсчет по свинооткорму школы-интерната.
В двух гаражах, одно из которых было размещено возле прачечной, а другое возле учебного корпуса, размещался следующий автотранспорт: автобус АВЗ-651 Б – 1973 года, автомашина Уаз-469БГ – 1977 года и две грузовые автомашины Газ-51 – 1955 года, Газ-63 – 1967 года.
Все здания кроме учебного корпуса и одного из гаражей требовали капитального ремонта. На жилые здания уже была начата подготовка документов на капитальный ремонт. В ходе подготовки учреждения к новому учебному году также требовалось выполнить ещё большой объем работ. На учебном корпусе необходимо было поменять шифер, а в актовом зале провести косметический ремонт и замену полового покрытия.
В июле 1984 года в школе–интернате списочно числилось 54 ребёнка дошкольного возраста и 375 – школьного возраста. Родители этих детей были лишены родительских прав или отсутствовали по другим различным причинам и не могли заниматься воспитанием своих детей.
Формировалась школа–интернат детьми в возрасте с трёх лет с городов и районов всей Архангельской области. Дети в школу–интернат прибывали не только перед началом учебного года, но и в течение всего года, по мере необходимости их дальнейшего устройства при изымании из семьи. После окончания 8(9) классов дети определялись на дальнейшую учебу в средние школы-интернаты и профессионально-технические училища.
Подавляющее большинство детей в летний период отсутствовали, так как они находились в летних лагерях или у родственников (бабушек, дедушек, опекунов). Значительная часть персонала была с детьми в лагерях труда и отдыха или находилась в трудовых отпусках.
Педагогический и обслуживающий персонал состоял из 120 человек. Сюда входили: администрация, учителя, логопед, библиотекарь, пионервожатая, воспитатели, врач и медицинские сестры, повара и другие кухонные работники, санитарки, уборщицы, кладовщики, кастелянша, сапожник, ночные няни, швея, прачки, свинарка, конюх, сторожа, водители автотранспорта и другие. Оклады технического персонала составляли от 70 до 80 рублей.
Школа-интернат представляла собой тот же детский дом с той разницей, что здесь же был учебный корпус, где дети получали восьмилетнее, позднее девятилетнее образование.
Включаться в работу пришлось, как говорится “с колёс”. Со временем считаться тоже было некогда. Рабочий день начинался рано утром и заканчивался поздно вечером. Поток обрушившейся на меня информации в первые дни работы можно было сравнить с потоком воды в Ниагарском водопаде. Как мне удалось “устоять на ногах” под натиском этой стихии до сих пор не понимаю. Ведь для города и школы я был “человеком со стороны”, в нём не жил постоянно. И город и школа–интернат, их история и действительность открывались для меня в первые месяцы проживания и работы здесь.
С десятками, а порой и сотнями, людей, ранее мне не знакомых, приходилось знакомиться, как говорится “находу”. Это, прежде всего те, кто работали в школе-интернате, те, кто руководили городом, отделами образования и города и области, городскими предприятиями и организациями.
Выполнение постоянно поступающих директив и указаний, ежедневное решение обрушившихся десятками, а порой и сотнями текущих проблем по вопросам связанных с жизнью и здоровьем проживающих детей, с надлежащим исполнением своих обязанностей работающими сотрудниками, с подготовкой жилых зданий и учебного корпуса к новому 1984-85 учебному году, с укреплением учебно- материальной базы и т.д.
Они руководили моей работой, контролировали, учили и помогали
Мои наставники и коллеги
Надо сказать, что теоретически я был, не плохо подготовлен для работы в новых условиях. Тому способствовали курсы директоров школ при Вологодском государственном педагогическом институте, в которых я участвовал с марта по май 1984 года. Кроме того у меня уже был восьмилетний опыт работы директором средней школы с пришкольным интернатом, где количество детей в интернате доходило до трёхсот человек.
И, тем не менее, с первых дней я почувствовал недостаток своих знаний и опыта для работы в таком учреждении, как школа – интернат для детей сирот. Специфика работы здесь конечно была, и нужно было её быстро понять и освоить. Сделать это мне помогли коллеги по работе.
За период моей работы образованием в области руководили Корнеев Александр Николаевич, Кузнецов Владимир Борисович, Таран Александр Петрович. При областном отделе образования был специальный отдел, занимающийся школами – интернатами и детскими домами Архангельской области. Руководил тогда этим отделом Терехов Виктор Павлович, заместитель заведующего облоно, а в девяностых годах его сменил Нуромский Валерий Павлович, начальник отдела общественного воспитания и педкадров департамента образования и науки. Инспекторами облоно, с которыми мне часто приходилось встречаться были Аверина Татьяна Гурьевна, Яркина Раиса Свиридовна, Гернет Ольга Валентиновна, Кузнецова Екатерина Геннадьевна, Каменева Елена Николаевна, Зябко Татьяна Александровна и другие.
Городским отделом образования руководили в восьмидесятых годах Свинцицкая Мария Михайловна, позднее Зайцев Юрий Федорович, Захаров Геннадий Федорович. В девяностых годах управлением образования города руководила Кабринская Нина Исааковна, позднее управлением по вопросам гуманитарной сферы – Жилина Светлана Григорьевна.
Школа-интернат находилась под постоянным контролем и областной и городской администраций. Учреждение подчинялось как областному непосредственно, так и городскому отделам образования. Совещания по вопросам работы проводились как в Архангельске, так и в Новодвинске. Финансирование шло из областного бюджета, правда, деньги поступали через централизованную бухгалтерию городского отдела образования. Таких школ-интернатов для детей-сирот в области было немного. Кроме Новодвинской, были Архангельские школы–интернаты №1 и №3, а также Северодвинская школа–интернат. Чуть позднее была открыта четвертая – Коряжемская школа-интернат.
Инспектора областного отдела образования часто приезжали в школу-интернат с проверками, посещали уроки и внеклассные мероприятия. Инспекторов интересовало буквально всё. Как и чем кормят детей, выполняется ли детодень по питанию, кто болеет и чем, сколько детей находится на лечении в медицинском пункте школы-интерната и городской больнице. Их интересовали вопросы учебы и успеваемости детей, укомплектованность кадрами, вопросы санитарного состояния, проживания детей, организации летнего отдыха детей, их дальнейшем определение после выпуска и т.д. и т.д. По всем этим и другим вопросам давалась подробная устная, а затем и письменная информация в Архангельский областной отдел образования. В начале каждого года составлялись списки детей школы-интерната с указанием всех необходимых сведений по каждому воспитаннику.
Каждый месяц и не по одному разу я или мои заместители ездили в Архангельск, в областной отдел образования. Здесь решались текущие вопросы работы учреждения, проводились совещания, семинары, встречи по обмену опытом с директорами школ-интернатов и детских домов области. Еженедельно по четвергам проводились совещания с директорами школ города и в гороно. Посещение таких совещаний, а также других общегородских мероприятий были обязательны и для директора.
В ходе работы знакомился и общался по самым разнообразным вопросам жизни школы-интерната с широким кругом руководителей самых разных учреждений и организаций города Новодвинска, города Архангельска и области.
Мои коллеги, директора школ-интернатов области и директора общеобразовательных школ города Новодвинска в годы моей работы.
Директора школ-интернатов: Трубина Жанна Александровна – Северодвинская школа-интернат, Смекалова Александра Ивановна – Архангельская санаторная №1, Подболотова Раиса Григорьевна – Архангельская школа-интернат №3 и другие.
Директора школ города Новодвинска. Первая школа – Кузьмин Аркадий Иосифович (до 1988 года), затем Баженова Зоя Аркадьевна. Вторая школа – Сергеева Лидия Александровна. Третья школа – Кустова Виктория Николаевна. Четвертая школа – Ершова Галина Яковлевна. Пятая школа – Захаров Владимир Иванович, затем Свинцицкая Мария Михайловна. Шестая школа – Барышникова Тамара Сергеевна, Степанова Людмила Васильевна, Семенова Татьяна Николаевна с 1993. Седьмая школа – Самарина Галина Алексеевна (до 1986 года), Куприянов Аркадий Леонидович (до 1989 года) и Слекишина Фаина Александровна, Ларионова Лидия Ивановна. Восьмая школа – Сабурова Диана Николаевна, Ясников, Кабринская Нина Исааковна. Девятая школа (гимназия) – Ларионова Лидия Ивановна. Десятая школа (начальная) – Климчук Людмила Кирилловна и другие.
Об участии в областных и городских совещаниях, семинарах, курсах, конференциях
За пятнадцать лет работы с 1984 по 1999 год мне посчастливилось побывать на многих городских и областных встречах руководителей образования, получить довольно много интересной и полезной для работы информации.
Вот сохранившаяся у меня информация только о некоторых из них.
Сентябрь 1984 года. Встреча коллектива работников школы-интерната с информационной группой, в которую входили председатель Новодвинского горисполкома, заведующий промышленно – транспортным отделом горкома партии, секретарь горкома комсомола и другие.
Октябрь 1984 года. Выезд в Архангельск, в школу-интернат №3 на совещание с директорами интернатных учреждений, проводимое областным отделом образования. Встречи и беседы с директором, завучем, старшим воспитателем школы-интерната №3.
Ноябрь 1984 года. Совещание в Облоно, в городе Архангельске, во Дворце пионеров. Выступление заведующего облоно Корнеева Александра Николаевича. Кратко об основных моментах выступления: “О новом курсе “Этика и психология семейной жизни”, о классах выравнивания, о практике условного перевода. Нормы оценок высланы в районы. По компьютерам, создать за 12 пятилетку опорные точки, пока есть одна в Северодвинске в семнадцатой школе. За это же время в пединститутах будут созданы такие же кабинеты. Программа работы школы по И. Марьенко устарела, меньше воспитательных мероприятий. Качественные показатели успеваемости это объективность оценки, готовится критерий оценки деятельности школ. Три цикла организации трудового обучения (1 – 7, 8 – 9 и 10 – 11): 1 цикл – 900 часов 9 класс труд, общественный труд, 10 дней практика в 5-7 классах. 2 цикл – 550 часов, общетехническая профессиональная подготовка в 5-8 классах. 3 цикл – 680 часов, навыки первоначальной профориентации. На совещании также выступил Сысоев В.А. – начальник управления профтехобразования области. С лекцией "27 съезд КПСС о международных отношениях и внешнеполитической деятельности Советского государства" выступал Ошурков В.А., лектор обкома партии.
Декабрь 1984 года. В Новодвинском горкоме партии с лекцией “Обогащение функций школы и совершенствование структуры общего среднего и профессионального образования” выступила кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии Архангельского педагогического института Буторина Татьяна Сергеевна. От коллектива школы-интерната присутствовало вместе со мной двенадцать человек.
Краткие выдержки из выступлений: “Система народного образования явилась важным фактором развития социализма в нашей стране. Основные принципы развития советской школы были сформулированы Лениным В.И., Луначарским А.В. и первым доктором педагогических наук Крупской Надеждой Константиновной. Одним из важнейших принципов советской школы является принцип политехнизма, соединения обучения с общественно-полезным, производительным трудом. Созданная под руководством В.И.Ленина советская система народного образования является одним из завоеваний социализма. Можно назвать следующие моменты развития: 1934 год – начальное образование, 1949 год – семилетнее образование, 1944 – 45 года – обучение с 7 лет, 1957 год – восьмилетнее образование, 1961 год – поднят вопрос о переходе к среднему образованию, 1972 год – завершение перехода к всеобщему среднему образованию, 1984 год – новый этап. Проблемы сегодняшнего дня: школа – производство, демографическая ситуация, социальное значение профессии, школа и подготовка кадров. Взять подготовку студента пединститута. Затраты государства на его обучение только за один курс составляет 1000 руб. Однако далеко не все выпускники доезжают до места работы. Издавна существуют и носят исторический характер такие функции школы, как: образовательная, воспитательная, развивающая. Любую из этих функций нужно соотносить с современными требованиями. Взять хотя бы воспитательную функцию. Вопросам идеологической работы большое внимание было уделено на Июньском Пленуме партии: “Идеологическое начало должно быть во всех направлениях воспитательной работы”. Архангельская область – погранзона, центр идеологической борьбы. За год город посещает от 3 до 5 тысяч иностранных моряков. Среди них есть люди, цель которых идеологическое воздействие на нашу молодежь. У молодежи нужно развивать способность различать правду ото лжи”.