Загадывая о браке с избранником, девушка брала две восковые свечки, одну называла своим именем, вторую именем молодого человека, крепила их на восковые блюдца и опускала в воду, налитую в ведро или миску. Затем ложкой или ножом очень осторожно водила по поверхности воды, наблюдая за движением свечек. Предсказывали свадьбу только свечи, плавающие рядом парой. Гадающая сразу же умывалась этой водой, а оставшуюся выливала на дорогу. Одинокие девчата наливали воду в горшок, ставили под печку, раздевались, нагишом забирались на печку и всматривались в поверхность воды, ожидая увидеть лицо жениха.
Но к самым правдивым относились гадания возле колодца. Нужно было рядом с колодцем закрыть глаза и с закрытыми глазами ухватиться за угол колодезного сруба. Тем, кто справлялся с заданием, вода пророчила выйти замуж до Великого поста. Или бежали к колодцу в полночь и кричали в него: «Отзовись, доля!» Откуда доносился первый звук, там и суждено жить в замужестве. Если долгое время сохранялась тишина, значит на Белом Свете пары у девушки нет. Ещё в колодец опускали привязанный к нитке ключ и встряхивали. Ключ начинал из стороны в сторону качаться и при первом касании воды показывал, с какой стороны прибудут сваты.
А вот довольно опасный способ гадания, разрешённый только на Щедрый вечер. Набирали из восьми колодцев воду, девятый колодец «замыкали» замком и к 12 часам ночи отправлялись к нему за водой. Возле колодца должен был уже стоять «гость с Того Света», фантом жениха, протягивающий к ведру руку. Требовалось ведро мгновенно перевернуть, отвернуться и быстро убегать.
колядные Гадания с зеркалом
С зеркалом гадали на Щедрый вечер в местах, пограничных с Иным миром: на печи, в бане, на перекрёстке дорог. Суть гадания —через зеркало смотреть непосредственно в Иной мир, который покажет облик суженого, знаки и подсказки, определяющие судьбу. Подобное гадание считалось наиболее опасным и требовало соблюдения повышенных мер предосторожности. При появлении на зеркальной поверхности любого образа зеркало сразу переворачивали обратной стороной или чем-нибудь закрывали.
В Беларуси гадания с зеркалом обычно проводили, сидя или лёжа на печи, символизировавшей прародительницу рода. За печкой, по поверьям, жил хранитель дома Хатник, а в углублении её стенок – бабки запечные, женские домашние духи. И Хатник, и бабки запечные помогали наладить связь с Тем Светом и получить от него необходимую информацию. После новогоднего ужина девушка, ни с кем не разговаривая, раздевалась, ложилась на печь и до часа ночи смотрела в зеркало. Как только в зеркале появлялся некий образ и протягивал руку, она мгновенно переворачивала зеркало и отводила свои руки за спину. На Полесье зеркало переворачивали или закрывали только при появлении в нём женского образа. «Если увидишь бабу – то закрой сразу (зеркало), а то придёт да задавит… и задавливало, кто не закроет. А так, точно, кого увидишь, за того и замуж пойдёшь», – учили «знающие» женщины. (11. С. 21) О гаданиях с зеркалом информаторы порой рассказывали этнографам страшные истории. «Девушка ставила два зеркальца на припечку под углом 90 градусов друг к другу (одно лежало, другое стояло) и открывала дымоход: долго смотрела в зеркала – кто привидится. Как только кого-нибудь увидит, надо накрыть одно зеркальце другим. Однажды девушка растерялась, не успела закрыть – как тут печка вся задрожит! Свист поднялся, чуть печка не развалилась. Еле девушка ноги унесла». (48. С. 121 -122)
Гадая с зеркалом в бане, запирались в ней ночью, донага раздевались, ставили перед собой зеркало и две свечи по обе его стороны. Затем, не мигая, не отрывая глаз и не оглядываясь по сторонам, смотрели на зеркальную поверхность. Спустя довольно длительное время зеркало показывало не только образ будущего супруга, но и многие важные события жизни.
колядные Гадания по звукам и словам
Гадания по звукам и словам использовали во время всего колядного периода. Девчата вечерами выходили в сад и кричали. С какой стороны отзывалось эхо, с той стороны ожидались сваты. Ровно в 12 часов любой колядной ночи желавшие вступить в брак девушки и парни снимали нательный крест и кричали в трубу. Откуда доносился звук, там и живёт будущий супруг или супруга.
В новогоднюю ночь молодёжь шла на перекрёсток дорог. В его центре чертили круг, садились в него, все вместе накрывались белой скатертью, цепляли мизинцы с рядом сидящими для усиления магической защиты и внимательно вслушивались в ночные голоса. Каждый слышал лишь то, что судьба приготовила непосредственно ему. Услышанный звон колокольчика пророчил брак в стороне, откуда он доносился. Собачий лай тоже сулил свадьбу. Звонкий лай для девушек означал молодого, весёлого мужа, а для парней – молодую, здоровую, общительную жену. Хриплый и грубый лай собаки предсказывал девчатам старого и ворчливого супруга, а молодым людям – вдову или жену старше по возрасту. Лай вблизи говорил о муже или жене из своей деревни или местечка, в крайнем случае из ближайшего повета. Отдалённый лай предвещал девушкам переезд к мужу в далёкий повет, а парням – жену из чужих краёв. Звук поцелуя предупреждал девушку о потере целомудрия до брака, а парня – о внебрачной связи с замужней женщиной. Во время гадания запрещалось выходить из общего круга, пока все участники не услышат звуки своей судьбы. Затем присутствовавшая при гадании и стоявшая вне круга замужняя женщина очерчивала кружком каждого гадавшего, чтобы предсказание сбылось. После этого обряд заканчивался.
На Крещенскую кутью девушки после праздничного ужина выходили во двор, раздевались и обнажёнными «пололи» снег. Потом бросали его через плечо и слушали, откуда раздастся любой первый звук. Он определял, в какую сторону быть выданной замуж.
колядные Гадания с помощью огня
Огонь чаще использовался в любовных делах для ворожбы и приворотов, чем для гаданий. Обычно огнём «высушивали» в печи след или вещь любимого\любимой с пожеланиями гореть в любовном пожаре или высохнуть от любви.
Описанные далее способы гадания с огнём проводились в основном в западных и северных поветах, граничащих с этническими польскими, литовскими и латышскими землями. В Рождественский вечер девушки зажигали с обоих концов лучину, брали её в зубы и босиком бежали к реке или озеру. На берегу гасили сначала правый конец лучины, потом левый. Затем, не оглядываясь, быстро возвращались домой и ложились спать. Во сне приходил будущий муж и переводил по кладке через водоём. Или утром на Рождество бежали к колодцу, мочили в воде лучины, приносили домой и зажигали. Чем ярче и лучше горел огонь, тем счастливее суждено было жить в браке.
На Щедрый вечер девушки и юноши жгли лучину и внимательно всматривались в свою тень. Ясные и чёткие её очертания пророчили свадьбу в наступающем году, размытые и нечёткие – девичество или холостую жизнь в течение года. Девчата, за которыми ухаживало несколько парней, брали угольки, называли именами ухажёров и накаливали в печи. Когда угольки немного остывали, их бросали в ведро или миску с водой. На избранника указывал уголёк, издававший в воде самое сильное шипение и треск. В Гродненской губернии, где на Щедрый вечер проводился обряд «Охота на воробьёв», девушки брали одного пойманного «охотниками» воробья и живым бросали в горящую печку. Птица, вылетевшая из огня живой, предсказывала гадавшей в новом году «вылететь» из дома замуж.
колядные Гадания с обувью
Большой популярностью у белорусской молодёжи пользовались колядные гадания с обувью. Их проводили ежевечерне с Рождества и до Крещенской кутьи. С древнейших времён обувь служила свидетельством родовой принадлежности. Каждый род имел свою собственную форму обуви, изготовленную из шкуры задних ног тотемного животного. Эта традиция, сохранённая на уровне магического мышления, и стала основой для использования обуви при гадании. Проводя гадательные манипуляции с башмаками, молодёжь бессознательно обращалась к своим самым далёким предкам, ожидая от них достоверной информации, состоится ли в течение года переход в новый род или нет. Девушки и парни снимали оба башмака (сапога, лаптя) и бросали за ворота, за забор, через крышу дома. Полностью перелетевшая пара обуви предсказывала свадьбу в ближайшие месяцы. Если перелетал лишь один башмак, то ожидался ещё год девичества или холостой жизни. Или бросали только обувь с правой ноги, и если она перелетала через препятствие, смотрели куда указывает её носок. В той стороне живёт жених или невеста.
Были и чисто девичьи гадания. Выбрав на полу дома определённое место, девушки ставили на него башмак с правой ноги и «меряли» им расстояние до порога. Если при последней «примерке» нос башмака упирался прямо в порог, то в течение года ожидалась свадьба и переезд в дом мужа. Или ложились спать, оставив на правой ноге обувь, и призывали суженого придти во сне их разуть.
Совместные колядные гадания
Во время Коляд молодёжь продолжала собираться вместе, как и на вечёрки. Но поскольку в святые колядные вечера работа запрещалась, время проходило в танцах, играх и коллективных гаданиях. В Минской губернии популярностью пользовалось гадание под названием «Кота печь», похожее на полесское гадание с коржом-«королём» в день святого Андрея. Голову и туловище «коту» делали из теста, ноги и уши из сала, хвост из колбасы. Затем «кота» пекли в печи и подвешивали на верёвке под потолком в середине комнаты. Участники гадания по очереди подъезжали к «коту» на ухвате со словами: «Еду с кута до кота. Цап кота!» и пытались укусить либо его кусочек, либо зубами оторвать всего. Остальные всеми силами старались «ездока» рассмешить, и мало кому удавалось ухватить «добычу». Засмеявшимся мазали лицо испачканной в саже тряпкой и к «коту» больше не пускали. Не засмеявшимся предоставлялось еще несколько попыток. Гадание заканчивалось, когда кому-либо удавалось без смеха оторвать «кота» от верёвки. Ему предсказывалось первым сыграть свадьбу в новом году. Тем, кто не смеялся при выполнении задания, тоже пророчилось заключение брака.
В белорусском Полесье были распространены коллективные гадания-палания («палать» – вытряхивать). Девушки, выложив в корыто, миску, на печную заслонку или в фартук свои бусы, пояса, ленты, платки, свечи, принимались их сильно трясти. Чья вещь вываливалась первой, той первой суждено было выйти замуж. Иногда подобным образом вытряхивали только пояса. Участницы гадания складывали их в подол одной из подруг, а она подходила к печке и сильно трясла подолом. Хозяйка первого выпавшего пояса, которой предсказывалось первой выйти замуж, брала его, опускала в сложенный из брёвен импровизированный «колодец» и «замыкала» замком. Так со своими поясами поступали и другие девушки, чьи пояса выпадали из подола. «Колодец» стоял в доме, арендованном для гаданий, в течение всех Коляд. К нему по вечерам подходили засидевшиеся в невестах и долго в него смотрели, ожидая увидеть образ суженого. Если лицо появлялось, то «колодец» замыкали. Гадание с помощью подобных колодцев очень древнее. В исконном варианте оно всегда начиналось с обращения к умершим, а «колодец» символизировали углубления в тесте: «… и навьмь мовь творятъ (окликаютъ мёртвыхъ), и въ тесте мосты делаютъ и колодязе…». (42. С. 23.)
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги