Почему иначе никак нельзя, почему нельзя обойтись без Бога в нашей жизни? Разве мы на самом деле не свободные, не самодостаточные? Неужели мы, будучи умными, талантливыми, одарёнными и способными людьми, не можем просто сами построить своё земное счастье? Нет, не можем, такого никогда не было. Даже тогда, когда человек на своей самоуверенности достигал каких-то «успехов в жизни», он потом обязательно в этом разочаровывался. Просто потому, что он – человек, он не может иначе. Человек – это существо, которое своим челом, лицом обращено в вечность. Человек не здешний, мы не здешние, нас здесь никогда ничего не устроит, нам здесь всегда будет тоскливо, нам здесь всегда чего-то будет не хватать. И главное, мы здесь будем разочаровываться в самих себе. Как бы мы ни были собой очарованы изначально, когда-нибудь в молодости, в юности, иногда этого очарования хватает до зрелого возраста, нас обязательно потом ждёт разочарование: всё будет не то, всё будет не так. Замечательная песня есть у Владимира Высоцкого «Всё не так, ребята!» с такими словами:
Я – на гору впопыхах,
Чтоб чего не вышло.
А на горе стоит ольха,
А под горою вишня.
Хоть бы склон увить плющом,
Мне б и то отрада,
Хоть бы что-нибудь ещё…
Всё не так, как надо!
Вот это – признак человеческой нормальности, признак того, что мы люди, что мы никогда не довольствуемся тем, что здесь имеем. Нам этого никогда не будет хватать, нам будет всегда не хватать Того, с Кем мы находимся в разлуке, и Того, Кого мы всю жизнь ищем. Мы всю жизнь ищем Бога. От рождения до смерти. Знает об этом человек или не знает, но это правда. Помните стихотворение Фёдора Тютчева «Наш век»?
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушён,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»
Вот это человек, мы все такие. Мы изнемогаем от своего безбожия. И поэтому Сам Бог выходит к нам навстречу, Он знает, что мы без Него погибаем, Он знает, что мы без Него мучаемся. Он знает, что наши собственные попытки найти Его, источник своей жизни, и припасть к Нему и пить из Него во всей полноте, и быть счастливыми, не приведут к успеху. Люди на протяжении всей истории человечества, ведут религиозную жизнь, ища способ восстановления общения с Богом, которое было прервано грехопадением. С самого начала своей истории после грехопадения люди восстанавливают это общение с Богом. То есть пытаются это сделать, но у них ничего не получается. Вся дохристианская религиозная культура, богатейшая, иногда очень красивая, тонкая, содержащая в себе долю мудрости человеческой, а иногда не только человеческой, – это всё не достаёт цели. Это всё не позволяет человеку соединиться с Тем, Кого он ищет. И Бог это знает, поэтому Он сам идёт к нам.
Человек создан по образу Бога воплотившегося. Как говорят отцы Церкви: Бог стал человеком, чтобы человека сделать богом. Во Христе человеческая природа освобождена от страстей посредством сверхъестественного рождения от Девы. А потому Его крестная смерть стала не закономерным результатом жизни падшего человеческого естества, а величайшим выкупом за все наши грехи. И теперь, следуя за воскресшим Христом, приобретая новую жизнь в таинстве Святого Крещения, мы можем соединяться с Богом.
Можно было бы сказать, что на этом религия закончилась, потому что искания людей привели к результату. Если человек ищет Бога, он может Его найти и соединиться с Ним, и тогда отношения с Богом восстановлены. И тогда человек просто живёт с Богом одной жизнью. А значит, он счастлив, он соучаствует Божественной жизни. И в христианстве это как раз и происходит. Но что должно с нами произойти, что должно произойти с человеком, который ищет Бога, ищет истины, справедливости, ищет полноты всего: радости, наслаждения, любви, понимания, добра, блага? Это ведь и есть Бог. Всё то, что я сейчас перечислил – это Божественные качества. Источником всего этого является только Бог. В человеке это может присутствовать как отражение Божьего образа, потому что человек это и есть образ Божий. Так что же должно произойти с нами: самолюбивыми, самонадеянными, самоуверенными, самодовольными эгоистами?
Мы должны пережить кризис. Обрести веру в Христа иначе нельзя. Без этого жизненного тупика, когда ты израсходовал весь свой человеческий потенциал и дальше жить нечем, или когда твоя жизнь, которую ты ведёшь, для тебя совершенно потеряла смысл, и ты не можешь найти ответ на последний вопрос: «Зачем ты живёшь?» Тогда становится возможной встреча человека с Богом, с Христом. Не с каким-нибудь там богом, рождённым человеческим воображением, а именно с Христом, как с Богом, создавшим мир, человека и вошедшим в этот мир как человек, чтобы спасти людей из того гибельного состояния, в котором они находятся. Самое главное, что может произойти с человеком, и самое славное, что с ним может произойти, рождается в муках. Так же как сам человек рождается на белый свет в муках, так и вера в Христа рождается в муках.
В кого угодно и во что угодно можно уверовать легко. Человек – существо верующее, мы живём в общем-то только верой. У нас на самом деле нет никакого достоверного знания ни о чём вообще. Мы сейчас как раз переживаем закат эпохи просвещения, которая была основана на достижениях науки. Именно из христианской цивилизации вышла наука, которая сама себя обожествила и решила, что все тайны мироздания можно познать, просто объективизируя реальность и изучая мир, подвергая его экспериментам. Решила, что мы всё можем высчитать, вычислить… Мы всё можем обнаружить, просто руководствуясь логикой, анализом, синтезом, обобщением, просто человеческим гением. Мы сможем всё узнать сами. И в конце концов 300 лет этого господства материализма в европейской науке заканчиваются полным фиаско. Сама же наука дозревает до того, что упирается в непреодолимую стену: все открытия за 300 лет: законы механики, гидродинамики, электродинамики, электричества, химии – не универсальны.
Квантовая теория, которая возникла как законнорождённая дочь эпохи просвещения, опровергла всё то, что наука обнаружила до XX века. Оказывается, мир не познаваем рационально; рассудочно ничего нельзя узнать о мире, в котором мы живём. Занимаясь изучением мира и человека, наука создаёт идейные предпосылки, которые называются аксиомами. Она просто принимает их на веру. Фундаментальная наука на 99 процентов состоит из гипотез, из предположений, которые ничем не доказаны. Поэтому сама наука, а значит, и всё человечество, вся наша цивилизация, находятся на территории веры. Мы все верим в какую-то универсальность, всеобщность законов природы. А этого нет, этого просто нет.
Люди со времен Эмпедокла верили в закон сохранения массы. Но пришёл в науку Эйнштейн, который сказал: нет, там, где всё движется со скоростью света, всё меняется. Мы с вами знаем, что при одной и той же массе вес книги, которую вы держите сейчас в руках, на Земле один, а на Луне будет другой. Даже время не является чем-то линейным, даже пространство не является только трёхмерным и линейным, а может искривляться. Что мы знаем? Ничего. Мы живём на территории веры и просто пользуемся тем, что наука открыла для своих земных потребностей. Мы пользуемся электричеством, не зная его природы, только принимая на веру то, что было открыто экспериментально. Мы только обнаружили след электрона в ускорителе, измерили его массу. А что это такое – электрон? Он обладает волновыми свойствами. Он не только частица, он – волна. Мы опять ничего не понимаем.
Мы воткнули вилку электрического фена в розетку и высушили волосы. Что-то про электричество мы в школе изучали, но уже забыли. Мы создали ядерный реактор, который вырабатывает колоссальное количество электрического тока. Мы пользуемся этим, не зная, что это за феномен такой – электричество. Для современной науки это является тайной, до конца не изученной. Я уже не говорю про всё остальное. Многие люди во все времена говорили так: «Пока не увижу своими глазами – не поверю!» А что мы видим своими глазами? Во что из того, что мы увидели своими глазами, мы верим? Мы видим солнечный свет или электрический свет, отражённый от объекта; не сам объект, а отражённый от него свет. Сетчатка глаза человека реагирует на этот свет. Так как мы все – люди, то у нас сетчатка должна приблизительно одинаково реагировать на все отраженные лучи света. Но мы же знаем, что бывает по-разному. Бывает, что один человек воспринимает какой-то цвет как зелёный, другой – как синий, а для третьего человека этот цвет вообще – серый. Мы даже говорим: «На вкус и цвет товарищей нет». Почему? Оказывается, наши органы могут по-разному чувствовать и воспринимать тот мир, в котором мы живём. А кто воспринимает точно, кто правильно воспринимает? Биологи, например, выяснили, что муха совершенно по-другому воспринимает мир, чем, например, кошка своим зрением. Тогда что мы видим? Что достоверного мы видим? Это ведь не я придумал, это сама наука до этого дошла: объективного, точного отражения мира с помощью органов чувств нет. Это субъективное восприятие человека. А нам говорят: «Покажите Бога, чтобы я в него поверил». Дорогой мой, ты и так существо верующее, ты и так ничего реального не видел, какого тебе Бога?!
Бог воспринимается не органами чувств. В том-то и дело, что христианство, например, утверждает, что рассудок – это низшая познавательная способность человеческого ума, не включающая интуицию, духовность и веру. У нас есть ещё кое-что в качестве способов познания, у нас есть интуиция. Кто-нибудь будет отрицать наличие этого феномена? Нет, мы все знаем, что существует интуитивное прозрение. Человек может знать то, что для него ещё не стало объективной реальностью. Он чем-то это воспринял. Есть область духовности, где человеку может открываться невидимый мир. Реальные объекты или даже живые существа, которые населяют невидимый мир, ангельский мир. Это мир духовный, и мы можем его познавать духовно. И высшей познавательной способностью человеческого ума является вера. Как говорил апостол Павел: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».
«Я не видел, но я знаю» – это познавательная способность. Для меня это осуществилось, потому что я этого искал, я этого ждал. Я всю жизнь только к этому стремился, и когда-то я это обрёл в качестве непосредственного знания, без анализа, без синтеза, без обобщения, без экспериментов, без посредников, от Самого Того, Кто наделил меня способностью что-либо познавать. Из общения с Ним Самим, когда я преодолел в себе свою гордость, самонадеянность, самоуверенность и впервые в жизни обратился к Нему, не видя Его глазами. Как это было с очень многими людьми: «Господи, если Ты есть, дай мне знак, откройся мне!» Как говорил в своё время молодой игумен Никон (Воробьёв): «Ты знаешь, Господи, что для меня это вопрос жизни и смерти, мне ничего не нужно, мне нужно только знать: есть Ты или нет!» Это говорил человек, имеющий уже не одно высшее образование, который изучал философию, психологию, естественные науки. Он искал истину, которая высветит потом всю его жизнь, и он будет счастлив. Ничто ему этого не дало, никакая наука, никакая психология, никакая философия. И вот когда он так, из своего искреннего стремления обрести истину, обратился к Богу, которого он ещё не знал, потому что не видел, и попросил Его открыться, Бог ему открылся. И этот человек, будучи неверующим, обрёл такую веру, что стал православным монахом в то время, когда это было смертельно опасно, на заре Советской власти.
Оказывается, вера в Бога, в Христа – это очень деятельное состояние человека. Это то, что меняет направление моей жизни и, может быть, впервые придаёт моей жизни здравое направление. Я начинаю жить только с того момента, когда я нашёл для себя ответы на главные вопросы: «Кто я?» и «Зачем я?» Ответы на эти вопросы меня удовлетворили, вдохновили, и мне захотелось жить. До получения этих ответов я думал, что живу зря, что жизнь бессмысленна. Мне казалось, что я переливаю из пустого в порожнее. День-ночь, день-ночь, сон, бодрствование, завтрак, обед, ужин… Все мои изменения, изменение моего тела по мере движения во времени, которое неминуемо приведёт меня к деревянному ящику, в котором меня вперёд ногами отнесут на кладбище.
Факт неминуемой смерти обессмыслил всё, что я здесь делаю, все дни, ночи, всё потеряло смысл. Зачем я здесь? Как я тут оказался, что я тут делаю? Человек не может жить без ответа на этот вопрос. А наука не даёт ответов на эти вопросы, она этим не занимается, потому что это вопросы, которые относятся к «неотмирной» реальности. Потому что сам человек не от мира сего. Он здесь оказался в результате катастрофы, он упал с большой высоты, и его задача вернуть себе исходное состояние. И даже выше, чем то, что было, до грехопадения. Человек стремится всю жизнь выйти из своей ограниченности, из своей недостаточности. Человек чувствует в себе безмерную глубину, но он не знает, что туда в эту глубину вместить, потому что ничто из этого мира той глубины не достигает. Знаете, как в бездонный колодец бросаешь камень и ждёшь, когда он ударится о дно? Но ничего не слышно, камень не долетел. А христианство утверждает, что человек может вместить в себя Бога – Творца Вселенной, своего собственного Творца. Для этого человек Богом и был создан, чтобы проникнуться Божественной природой и зажить одной жизнью с Богом, Творцом Вселенной. Бог создает человека не для чувственных удовольствий и даже не для бесконечной жизни на Земле, а для Себя. Чтобы приобщить человека к той жизни, которой живёт Он Сам. Непостижимо прекрасной, но именно такой жизнью, для которой человек и есть на Земле.
Помните песню Николая Носкова «А на меньшее я не согласен»? Очень хорошая песня: человек на меньшее не согласен. Это сейчас нам хотят предложить такую форму жизни здесь, чтобы мы были согласны. Чтобы мы согласны были просто на то, на что согласны все животные. Чтобы была еда, была конура, чтобы было весело и можно было мягко спать. Чтобы мы превратились в бездумных потребителей всего земного и ни о чём больше не задумывались. Нет, это невозможно, человека расчеловечить нельзя. Даже если он временно согласится с тем, что он – скотина, животное, просто потомок обезьяны, для него это будет ад, и он в этом аду не выдержит. Для человека оскотинивание – это и есть ад. Это обессмысливает пребывание человека на Земле. Когда-то сползание в это животное состояние стало причиной Всемирного потопа. Перед тем, как утопить всё первое человечество, за исключением семейства Ноя, Бог сказал: «Да не пребудет Дух Мой в человеках сих во век, потому что они суть плоть». Как Фёдор Тютчев писал: «Не плоть, а дух растлился в наши дни, и человек отчаянно тоскует…» А допотопное человечество перестало тосковать. Это отсутствие тоски по Богу, стремления обрести живое Богообщение, обрести веру, которая и есть результат этого живого общения человека с Богом, – отсутствие всего этого обессмысливает человеческую жизнь, превращая человека в животное.
Христианству – 2000 лет. За 2000 лет на Земле сменилось много поколений людей. И в каждом поколении были те, кто приобщался к Божественному. И приобщаются до сих пор. Пока это происходит – мир стоит, мир существует до тех пор, пока есть те, кто соединяется с воплотившимся Богом в молитвах и Таинствах Церкви, которую Бог создал здесь, на Земле. Они обретают живую, настоящую, непосредственную веру как самое достоверное знание обо всём, даже о себе самом. Потому что познать себя самого без Бога невозможно. Я не могу познать творение, не узнав замыслов Отца. Когда мы ходим по музеям живописи, по галереям, нам нужен экскурсовод, который рассказал бы, что имел в виду художник, когда создавал это полотно. Что здесь изображено? Какой-то сюжет? О чём он? Какой-то пейзаж, какой-то портрет? Что за всем этим стоит, что имел в виду автор? Мы так же стоим перед миром и перед самими собой. Что имел в виду Автор, когда меня создавал, что Он хочет от меня?
Для меня это самый важный вопрос. Пока я с Ним не соединюсь, пока я с Ним не познакомлюсь лицом к лицу, я не узнаю о себе ничего, а значит, проживу зря, я зря проживу. Человеческую жизнь здесь на Земле оправдывает и придает ей осмысленность только вера в Христа, вера в Бога Троицу: в Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа. Вера в то, что единый Бог, который открылся людям со своим нравственным законом 3500 лет назад, Сам в Себе не одинок. Именно поэтому и стало возможно спасение рода человеческого, когда второе лицо Святой Троицы – Бог Сын, становится человеком. Чтобы соединить всё человечество со всей Божественной природой.
И для того, чтобы испытать это счастье обретения веры, не нужно обретать богословские знания, это необязательно. Богословие – это достаточно поздний продукт, хотя люди начали заниматься христианским богословием сразу же, как только Бог стал человеком. Но вера – это не результат богословия, это не результат размышления и отвлеченного умопостроения, не результат схоластики. Это результат простого доверия себя Богу. Чтобы стать верующим человеком, нужно просто изнемочь без Бога и захотеть с Ним соединиться, и тогда ты станешь верующим.
Для того чтобы обрести веру, человеку нужно делать то, что делают уже уверовавшие. Делать с желанием обрести веру, и тогда Бог станет для тебя очевидностью. Я должен пройти эти этапы веры, один из которых – доверие кому-то, кто мне говорит о Боге, о Христе. Кто призывает меня жить по Его заповедям. Я должен откликнуться на это: «Хорошо, я согласен, я попробую». И, если это было моё искреннее намерение, тогда меня ждёт успех. Я переживу встречу с самим Богом, и тогда моя вера станет не просто доверием, из-за недостатка знаний, а самым достоверным знанием – очевидностью, в которой меня никто и ничто уже не сможет разубедить. Тогда вера в Бога перестанет быть рассуждением на отвлечённые темы: о Боге, Который где-то там есть, о каком-то космическом разуме или о Боге, Который у меня в душе, и о том, что мне не нужны никакие посредники, чтобы общаться с Богом. Вот это всё испаряется, как утренний туман, когда ты встречаешь живого Христа, не видя Его глазами. Как он сам сказал Апостолу Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Вот тогда будет счастье, блажен – значит счастлив. В тебе включилось и начало действовать то, что ждало своего часа. Всю жизнь до этого момента твой дух ждал того, чтобы воцариться над всей твоей природой. Чтобы подчинить всё, что у тебя есть: психику, физиологию, всё до последней химической реакции – духу, в котором стал обитать Бог. Вот тогда Царствие Божие, которое внутри вас есть, – это и есть счастье.
Мы сейчас как раз переживаем такое время, когда люди оказались предоставлены сами себе, нам как будто бы не на кого надеяться. Нас всё пугают какими-то бесчеловечными экспериментами над людьми, над подавляющим большинством людей. Из нас хотят сделать каких-то биороботов, каких-то рабов в электронном банковском концлагере. Мы в полной растерянности. А может быть, вспомнить всё-таки про Того, Кто сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Не бойтесь и не беспокойтесь за то, что вам не будет во что одеться: «Ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».
Если ты не хочешь быть рабом человека, становись рабом Божьим, через усыновление. Как сын отдаёт себя в полное распоряжение отца. Рабство Богу – это самое лучшее, что может произойти с человеком здесь. Он живёт волей Божией, для него высшим благом становится воля Божья, а не человеческая. Вот тогда человек свободен. В противном случае он становится рабом дьявола. Промежуточного состояния нет, нейтрального состояния человеку не дано, и ему приходится выбирать. Человеку приходится пройти этот нелегкий, иногда мучительный путь, когда он наконец сделает окончательный нравственный выбор. Как учит один из наших святых отцов, Феофан (Затворник): «Взыщи Господа! Бог или мир – середины нет». Бесхозным человек никогда не бывает. Если человек не общается с Богом, то он общается с его противоположностью – с дьяволом. Об этом же говорит Фёдор Достоевский: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».
И человек не сторонний наблюдатель, он не зритель на стадионе. Он активный участник этого процесса. Бог нас призывает к этому свободному самоопределению, Он сам нас к нему подводит обстоятельствами нашей жизни, когда мы идём против собственной природы, живя без Бога. Человек, живущий без Бога, – это существо, занимающееся саморазрушением, а лучше сказать, самоистреблением. Жизнь без Бога – это грех. Это и есть грех, когда человек живет без общения с источником своей жизни. С позиции электродинамики, батарейка совершает «грех», если она не подключается к общей сети, потому что она просто разряжается, и всё. Точно так же и человек. Если его поиски источника жизни не приведут к положительному результату, он разрядится.
Сегодня мы видим эту всеобщую разрядку, апатию, уныние, тоску, безнадёгу, депрессию, которые стали явлением субтотальным. Процветают различные неврозы, зависимости, попадая в которые люди уже не могут выбраться. Оттуда, из своего рабства дьяволу, в виде собственных страстей, человек начинает взывать к Богу. Страдания, на которые он себя обрекает своим безбожием, когда-то приводят к тому, что он начинает вопиять к Богу. И этот вопль Богом принимается. Мы видим, что горячо верующими в Бога людьми становятся сейчас те, кто изрядно настрадался от самих себя.
Христианство вселяет в человека необыкновенный оптимизм, который ничем нельзя упразднить. Христос говорит: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Всё то, что может испортить настроение человеку, Богом уничтожено, потому что Богом уничтожена сама смерть. Смерти нет: мы будем жить всегда, мы никогда не перестанем быть, даже если очень захотим. Человеческая личность неистребима, потому что человек – это образ Божий, а Бог – вечен. Значит, и человек вечен, и наша душа пропитана вечностью. Она ищет свой родной дом, который не здесь, а который находится в вечности. Когда-нибудь, когда мы сделаем последний вдох и наше сердце последний раз сократится, мы встретимся с самим Богом, Творцом Вселенной. И вечность – ничем не ограниченное бытие свободной, волевой, разумной личности – станет нашим достоянием. Когда Бог будет всё во всём, когда вера обретёт окончательную достоверность и очевидность навсегда. Будьте здоровы, и с Богом!
Время уходит
Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Еф. 5:15, 16
Дни, день… Мы живём и очень часто не задумываемся о том, что наша жизнь вся состоит из дней. Дни складываются в недели, недели в месяцы, месяцы в года, года в столетия и так далее. Что такое день? Это время однократного вращения Земли вокруг своей оси. Так получается день, 24 часа – сутки. И люди научились измерять своё время на Земле этим суточным ритмом, дневным ритмом. Из этих дней складывается вся наша жизнь. Мы строим какие-то планы, считаем дни, создаём календари. И это упорядочивает нашу жизнь, так ведь? У нас есть некий измерительный прибор, линейка во времени, где вместо сантиметров – дни. Мы можем путешествовать по этой линейке туда-сюда. Возвращаться в прошлое и рассказывать, что было на прошлой неделе, в прошлом году, 20 лет назад, и предполагать, что нас ждёт в будущем, на следующей неделе, через месяц, через год.
Это очень интересная вещь: никаких дней в прошлом и в будущем уже нет. Дни складываются из нашего движения во времени. Время – это «здесь». Здесь я нахожусь и куда-то двигаюсь. А вместе со мной в пространстве движется вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля, и всё это происходит во времени. Но время – это движущаяся вечность. Всё происходит только здесь, в прошлом уже ничего нет, в будущем ещё ничего нет, даже на ближайшие мгновения ничего нет и неизвестно, будет ли. Всё происходит здесь, в этом текущем мгновении. В этом «миге между прошлым и будущим, именно он называется жизнь», как написал в своё время известный наш поэт-песенник Леонид Дербенёв. Православный, верующий человек написал это в советские годы, его стихи любили очень многие композиторы и исполнители. Алла Пугачева, например, любила петь песни на его стихи. А это на самом деле удивительное духовное прозрение, что есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь.