23. При реорганизации или ликвидации юридического лица, его филиалов или представительств, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в территориальные органы и находящиеся в ведении Госкомстата России организации представляется статистическая информация по формам государственного статистического наблюдения: годовым – за период деятельности в отчетном году до момента ликвидации (прекращения деятельности); текущим (месячным, квартальным, полугодовым и пр.) – за период деятельности в отчетном периоде до момента ликвидации (прекращения деятельности).
III. Защита статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
24. Статистическая информация, представляемая юридическими лицами, их филиалами и представительствами, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, для проведения государственных статистических наблюдений в зависимости от характера содержащихся в ней сведений может быть открытой и общедоступной или отнесенной в соответствии с законодательством к категории ограниченного доступа.
25. Госкомстат России обеспечивает в пределах своей компетенции защиту статистической информации, в том числе сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и сведений конфиденциального характера, разрабатывает перечень сведений конфиденциального характера, получаемых при проведении государственных статистических наблюдений, и порядок их предоставления пользователям.
26. Госкомстат России гарантирует отчитывающимся субъектам конфиденциальность полученной от них статистической информации по формам государственного статистического наблюдения (первичных статистических данных) и предусматривает соответствующую запись об обеспечении гарантии на бланках форм.
Предоставление статистической информации, содержащейся в формах государственного статистического наблюдения (первичных статистических данных), кроме отнесенной к государственной тайне, Госкомстатом России, его территориальными органами и находящимися в его ведении организациями третьим лицам осуществляется при наличии письменного согласия представивших эти данные отчитывающихся субъектов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Предоставление статистической информации, содержащейся в формах государственного статистического наблюдения (первичных статистических данных), которая отнесена к государственной
тайне, осуществляется Госкомстатом России, его территориальными органами и находящимися в его ведении организациями в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 41, ст.4673).
IV. Ответственность за нарушение порядка представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
27. Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в соответствии со статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
28. Производство дел об административных правонарушениях порядка представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, и исполнение назначенных административных наказаний осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
29. Отчитывающиеся организации возмещают в установленном порядке Госкомстату России, его территориальным органам и находящимся в его ведении организациям ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности, в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 13 мая 1992 года № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности».
1.6. Доступ к статистической информации
расширяется. Но существующее законодательство
не позволяет повысить ее качество
Статистическая информация давно уже стала значимым ресурсом, необходимым для решения экономических и социальных задач, формирования государственной политики в различных сферах жизни страны. Следует отметить, что хотя государственные органы управления по-прежнему являются основными потребителями статистической информации, нельзя не заметить, что состав обращающихся к нам за различными сведениями существенно расширяется. Возрос интерес к статистике со стороны предпринимателей – субъектов экономики, в первую очередь по вопросам, касающимся состояния внутреннего и внешнего рынка. Повысился спрос на разнообразную информацию об эволюции общества в целом, отдельных его элементов, условий жизни, социальной сферы, со стороны населения, органов местного самоуправления, средств массовой информации.
Все это дает основание для вывода о том, что если до сих пор реформирование статистики было направлено на удовлетворение потребностей федеральных и частично региональных органов исполнительной власти России, то сейчас статистическая информационная система, являющаяся частью государственной инфраструктуры, призвана обеспечивать качественной информацией всех субъектов экономики, включая население.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1410 от 23.10.96 была утверждена федеральная целевая Программа «Реформирование статистики в 1997–2000 годах», целью которой является завершение системного реформирования статистики в интересах всех потребителей статистической информации. Реализация Программы позволит в ближайшие годы на основе внедрения принятых в международной практике методологических подходов в сфере статистики и информационных технологий создать полноценную статистическую информационную систему, отвечающую требованиям международных стандартов.
Будут внедрены современные комбинированные методы статистического наблюдения, заложены реальные основы создания в органах статистики интегрированных государственных информационных ресурсов, завершен переход на международные стандарты. Дальнейшее развитие получит Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО), в базе данных которого уже сегодня находятся и постоянно обновляются сведения учетно-ста-тистического характера о 2,5 млн. хозяйствующих субъектах.
Продолжится работа по совершенствованию автоматизированной системы классификации технико-экономической и социальной информации, обеспечивающей межведомственную, межрегиональную и международную сопоставимость статистических данных. При наличии средств будет модернизирована техническая и программно-технологическая база государственной статистики. Кроме того, система программных мероприятий позволит перестроить методы сбора информации, полностью реализовать подход, при котором крупные и средние предприятия всех форм собственности будут обследоваться традиционно сплошным методом учета, малые предприятия, как и положено по законодательству – выборочным способом. Статистическим службам предстоит активнее использовать переписи (населения и домашних хозяйств, предприятий оптовой и розничной торговли, сельского хозяйства и др.), выборочные методы, социологические и конъюнктурные опросы и т. д. Предусмотренные Программой изменения потребуют создания интегрированных статистических баз данных на федеральном, региональном и районном уровнях, которые в свою очередь должны будут стать эффективным инструментом статистического анализа.
Реализация распределенной системы статистических информационных ресурсов в свою очередь непременно потребует развития средств телекоммуникаций, что позволит в итоге не только увязать в единый информационно-телекоммуникационный комплекс ресурсы Госкомстата России, но и даст возможность развития информационно-телекоммуникационного обслуживания пользователей статистической информацией – органов государственной власти и общественности.
Говоря о реальной перспективе развития отечественной статистики в интересах потребителей, следует обсудить еще две важные проблемы:
• особенности законодательного регулирования государственной статистической деятельности;
• состояние государственного учета юридических и физических лиц, на базе которого строится любая государственная информационная система, в том числе и система статистического наблюдения.
Закон РФ «О государственной статистической деятельности», принятый в 1995 г. Государственной Думой в трех чтениях и отклоненный Президентом Российской Федерации, все еще находится в стадии согласования.
Что касается федерального законодательства о регистрации и учете юридических и физических лиц, то оно таково, что не позволяет серьезно говорить о стройной системе рационального формирования и использования государственных информационных ресурсов. Более того, ввиду отсутствия общего правового поля, уже на уровне регистрационных служб так или иначе закладывается несопоставимая по сути своей информационная база, которая в дальнейшем используется для характеристики субъектов экономической деятельности. Еще хуже обстоят дела с учетом населения. В итоге государство имеет множество программных подходов и проектных решений, не позволяющих однозначно трактовать и описывать явление. Не говоря уже об объемах затрат и количестве соответствующих информационных систем федерального и регионального уровней, практически никак не связанных между собой. Неудивительно, что пользователь, особенно в сфере управления, затрудняется в этих условиях принять верное решение.
Не решив этих проблем, не стоит всерьез ставить вопрос о наличии единого информационного пространства России и пытаться заниматься систематизацией государственных информационных ресурсов, которые должны стать основой построения в России информационного общества.
1.7. Об обеспечении доступа к информации
о деятельности Правительства Российской Федерации
и федеральных органов исполнительной власти
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 февраля 2003 г. № 98
В целях обеспечения реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти и в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования.
2. Федеральным органам исполнительной власти: обеспечить доступ граждан и организаций к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, за исключением сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, путем создания информационных ресурсов в соответствии с перечнем, утвержденным настоящим постановлением;
своевременно и регулярно размещать указанные информационные ресурсы в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет;
систематически информировать граждан и организации о деятельности федеральных органов исполнительной власти иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
3. Возложить на Аппарат Правительства Российской Федерации обеспечение выполнения указанных в пункте 2 настоящего постановления мероприятий по доступу к информации о деятельности Правительства Российской Федерации.
4. Установить, что финансирование мероприятий, определенных настоящим постановлением, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на текущее содержание федеральных органов исполнительной власти, средств федерального бюджета по статье расходов «Информатика (информационное обеспечение)» и средств федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 5, ст. 531).
5. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по связи и информатизации, Министерству Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации совместно с Аппаратом Правительства Российской Федерации до 1 ноября 2003 г. представить в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации настоящего постановления.
6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять меры по обеспечению доступа граждан и организаций к информации о своей деятельности с учетом настоящего постановления.
7. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 3 месяцев со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации
М.Касьянов
УТВЕРЖДЕНпостановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 февраля 2003 г. № 98
ПЕРЕЧЕНЬ сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования
I. Сведения о деятельности Правительства Российской Федерации
1. Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, составляющие правовую основу деятельности Правительства Российской Федерации, в том числе:
Регламент Правительства Российской Федерации; Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации.
2. Нормативные правовые и иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе:
о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;
о признании утратившими силу нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
3. Сведения о решениях судов о признании недействующими актов Правительства Российской Федерации.
4. Сведения о составе, задачах и деятельности координационных и совещательных органов, образуемых Правительством Российской Федерации.
5. Общие сведения о принятых Правительством Российской Федерации федеральных целевых программах (наименование, цели, основные задачи, заказчики, головные исполнители, объем финансирования, сроки и ожидаемые результаты реализации).
6. Сведения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации:
планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также сведения об их исполнении;
проекты федеральных законов, внесенных Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
заключения Правительства Российской Федерации по законопроектам;
официальные отзывы Правительства Российской Федерации на законопроекты, рассматриваемые палатами Федерального Собрания Российской Федерации;
поправки к законопроектам.
7. Сведения о программах и планах деятельности Правительства Российской Федерации.
8. Сведения об официальных визитах и рабочих поездках Председателя Правительства Российской Федерации и членов Правительства Российской Федерации, а также правительственных делегаций.
9. Сведения о мероприятиях, проводимых в официальной резиденции Правительства Российской Федерации (заседания, совещания, встречи, пресс-конференции, семинары и брифинги, «круглые столы»), и иная информация о повседневной деятельности Правительства Российской Федерации.
10. Тексты официальных выступлений и заявлений Председателя Правительства Российской Федерации и членов Правительства Российской Федерации.
11. Повестка дня заседания Правительства Российской Федерации, а также сведения о материалах к заседанию Правительства Российской Федерации и его итогах.
12. Сведения о решениях, принятых на заседаниях Правительства Российской Федерации, и об их исполнении.
13. Сведения о взаимодействии Правительства Российской Федерации с иными органами государственной власти Российской Федерации, общественными объединениями, политическими партиями, профессиональными союзами и другими организациями, в том числе международными.
14. Перечни и тексты международных договоров и соглашений Российской Федерации, заключенных (подписанных) Правительством Российской Федерации.
15. Сведения об основных показателях социально-экономического развития Российской Федерации и исполнении федерального бюджета.
16. Обзоры обращений граждан и организаций в Правительство Российской Федерации, обобщенная информация о результатах рассмотрения таких обращений и о принятых мерах.
17. Сведения о государственной службе в Аппарате Правительства Российской Федерации:
порядок поступления на государственную службу в Аппарат Правительства Российской Федерации;
квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных государственных должностей государственной службы в Аппарате Правительства Российской Федерации;
перечень вакантных государственных должностей государственной службы в Аппарате Правительства Российской Федерации;
условия и результаты конкурсов на замещение вакантных государственных должностей государственной службы в Аппарате Правительства Российской Федерации.
18. Сведения о Председателе Правительства Российской Федерации и членах Правительства Российской Федерации, руководителях федеральных органов исполнительной власти, заместителях Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, руководителях структурных подразделений Аппарата Правительства Российской Федерации, а также руководителях организаций и органов, образованных при Правительстве Российской Федерации (фамилии, имена, отчества и по согласованию с указанными лицами – биографические данные).
19. Сведения о задачах и функциях структурных подразделений Аппарата Правительства Российской Федерации, организаций и органов, образованных при Правительстве Российской Федерации.
20. Телефоны и адресные реквизиты (почтовый адрес, адрес электронной почты и др.) подразделения по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства Российской Федерации, сведения о порядке его работы, телефоны справочной службы.
II. Сведения о деятельности федеральных органов исполнительной власти
21. Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, акты Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регулирующие сферу деятельности федерального органа исполнительной власти и определяющие задачи, функции, права, обязанности и ответственность федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов.
22. Акты (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения и др.) федерального органа исполнительной власти, в том числе:
о внесении изменений и дополнений в акты федерального органа исполнительной власти;
о признании утратившими силу актов федерального органа исполнительной власти.
23. Сведения о решениях судов о признании недействующими актов федерального органа исполнительной власти.
24. Сведения о государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
25. Порядок деятельности федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных ему организаций по обеспечению реализации определенных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан.
26. Сведения о реализации федеральных целевых программ, заказчиком или исполнителем которых является федеральный орган исполнительной власти.
27. Сведения об официальных визитах и рабочих поездках руководителей и официальных делегаций федерального органа исполнительной власти.
28. Сведения об официальных мероприятиях, организуемых федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (заседания, встречи, брифинги, семинары, «круглые столы» и др.).
29. Тексты официальных выступлений и заявлений руководителя и заместителей руководителя федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов.
30. Перечни и существенные условия договоров гражданско-правового характера, заключенных федеральным органом исполнительной власти с организациями.
31. Сведения о международных договорах и соглашениях, в реализации которых принимает участие федеральный орган исполнительной власти.
32. Сведения о проектах федеральных законов, федеральных целевых программ и концепций, разрабатываемых федеральным органом исполнительной власти.
33. Аналитические доклады и обзоры информационного характера о деятельности федерального органа исполнительной власти.
34. Сведения о взаимодействии федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных ему организаций с иными органами государственной власти Российской Федерации, общественными объединениями, политическими партиями, профессиональными союзами и другими организациями, в том числе международными.
35. Обзоры обращений граждан и организаций в федеральный орган исполнительной власти, обобщенная информация о результатах рассмотрения таких обращений и о принятых мерах.
36. Сведения об основных показателях, характеризующих ситуацию в отрасли, входящей в сферу ведения федерального органа исполнительной власти, и динамику ее развития.
37. Прогнозы, подготовленные федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему организациями в соответствии с их компетенцией.
38. Официальная статистическая информация, собранная и обработанная федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
39. Сведения об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и других мероприятиях, проводимых федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями, в том числе:
условия их проведения;
порядок участия в них физических и юридических лиц;
составы конкурсных комиссий, создаваемых федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями для проведения конкурсов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд;
протоколы заседаний конкурсных комиссий;
порядок обжалования решений, принятых федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями.
40. Формы заявлений, принимаемых федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами к рассмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти.
41. Перечни информационных систем общего пользования и банков данных, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных ему учреждений, а также перечни информационных ресурсов и услуг, предоставляемых гражданам и организациям.
42. Сведения об исполнении федерального бюджета федеральным органом исполнительной власти.
43. Сведения о направлениях расходования средств иностранной технической помощи, предоставляемой по проектам, осуществляемым с участием федерального органа исполнительной власти.
44. Сведения о результатах проверок, проведенных федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями в пределах их компетенции, а также проверок, проведенных в этих органах и организациях.
45. Сведения о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иные сведения, подлежащие доведению федеральным органом исполнительной власти до граждан и организаций в соответствии с федеральными законами.
46. Сведения о государственной службе в федеральном органе исполнительной власти:
порядок поступления граждан на государственную службу в федеральный орган исполнительной власти;
перечень вакантных государственных должностей государственной службы в федеральном органе исполнительной власти;
квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных государственных должностей государственной службы в федеральном органе исполнительной власти;
условия и результаты конкурсов на замещение вакантных государственных должностей государственной службы в федеральном органе исполнительной власти.