Книга Международное право. Словарь-справочник - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Викторович Хридочкин. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Международное право. Словарь-справочник
Международное право. Словарь-справочник
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Международное право. Словарь-справочник


АННЕКСИЯ (лат. annexio — присоединение) – насильственное противоправное присоединение государством всей или части территории другого государства, нации или народности. Современное международное право запрещает любое насильственное присоединение какой-либо территории, руководствуясь принципами территориальной неприкосновенности и целостности, неприкосновенности и нерушимости государственных границ, запрещения применения силы или угрозы силой. Согласно Определению агрессии, принятому резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г., любая А. с применением силы рассматривается как акт агрессии.


АННУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА – односторонний отказ государства от заключенного им международного договора, в результате чего он утрачивает для этого государства юридическую силу. В отличие от денонсации не основано на предварительном соглашении сторон, закрепленном в самом тексте договора, а носит односторонний характер. Поэтому А. м. д., не предусматривается международным правом. Правомерным является аннулирование недействительных международных договоров, договоров, заключенных предшественниками данного государства, а также А. м. д. вызванное его нарушением другой стороной, изменением обстоятельств и т. п. Договор прекращает свое действие не автоматически, а в результате специального заявления потерпевшей стороны. А. м. д. применяется лишь в отношении двусторонних международных договоров.


АНТАРКТИКА – южный полярный район Земного шара, географическим центром которого является Южный полюс. А. включает материк Антарктиду и океаническое пространство с мелкими, прилегающими к ней островами, а также частями Атлантического, Индийского и Тихого океанов. В 1959 г. был заключен Международный договор об А. (вступил в силу 23 июня 1961 г.), который определил ее международно-правовой режим, использование Антарктики лишь в мирных целях и свободу научных исследований. См. также Договор об Антарктике, Международная охрана живых ресурсов Антарктики.


АПАРТЕИД (раздельное проживание, разделение, обособление) – международное преступление, направленное против человечества; политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного африканского и другого неевропейского населения вплоть до начала 1990-х гг. Заключается в лишении по расовой принадлежности целых групп населения политических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.) квалифицирует А. как преступление против человечества (ст. 1). См. также Расовая сегрегация.


АПАТРИД – см. Лицо без гражданства (Апатрид).


АПОСТИЛЬ – международная стандартизированная форма заполнения сведений о законности документа для предъявления на территории стран, признающих такую форму легализации. Штамп “А.” ставится только на оригиналы документов государственного образца. А. в соответствии с Гаагской конвенцией (1961 г.) ставится на официальные документы, которые приходят от государств-участников Конвенции. А. освобождает эти документы от необходимости дипломатической или консульской легализации. А. удостоверяет “подлинность подписи, статус, в котором находилось лицо, подписавшее документ, и, в случае необходимости, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ” (ст. 5 Конвенции). А. не требует иного заверения или легализации документа и признается официальными органами всех государств-участников Конвенции. А. может не использоваться, если существуют правовые основания, отменяющие или упрощающие легализацию документа.


АРБИТРАЖ (международный) – метод разрешения международных споров с помощью арбитров, избираемых по взаимному соглашению сторон. На основе Гаагской конвенции (1907 г.) была учреждена Постоянная палата третейского суда в Гааге. В Гааге находится и действует Постоянная палата третейского суда, ее административный совет, состоящий из министра иностранных дел Нидерландов и дипломатических представителей стран-участниц. В Палате имеется список международных арбитров, из которого государства выбирают себе арбитра для рассмотрения и разрешения дел. Национальная группа арбитров состоит из четырёх человек. А. (м.) формируется из нечетного числа членов и суперарбитра, назначаемых сторонами. В большинстве случаев арбитраж состоит из трех арбитров. Многосторонние договоры предусматривают возможность назначения суперарбитра международным должностным лицом, например Генеральным секретарем ООН. Обращение к А. (м.) является добровольным, порядок его организации и деятельности определяется спорящими сторонами, а его решения обязательны для исполнения.


АРБИТРАЖНОЕ РЕШЕНИЕ – решение арбитража (международного) об урегулировании спора, переданного сторонами на его рассмотрение. А. р., как правило, является обязательным для выполнения его сторонами. А. р. относится к вспомогательным источникам международного права. В отличие от основных источников – договоров и обычаев, оно не является соглашением субъектов международного права и, следовательно, не создает нормы международного права, но служит актом их толкования и применения. А. р. может способствовать подтверждению существующих или созданию новых норм международного права, служить прецедентом для международных судов и арбитражей. Так, Международный Суд ООН при разрешении в 1984 г. спора Канады с США о морской границе в заливе Мэн использовал, в частности, А. р. 1977 г. о разграничении континентального шельфа между Великобританией и Францией.


АРКТИКА – северная полярная область Земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включает окраины материков Евразии и Северной Америки, а также почти весь Северный Ледовитый океан (кроме востока и юга Норвежского моря) со всеми его островами (кроме прибрежных островов Норвегии, подверженным влиянию Южно-атлантического течения) и прилежащие участки Атлантического и Тихого океанов. В настоящее время правовой статус Арктики основывается на нормах международного права и национального законодательства арктических государств (Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии, Швеции). Для арктического региона, в отличие от Антарктики, в целом, не существует международно-правового акта, который бы определял его правовой статус. Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.) в ст. 234 предоставляет прибрежным государствам право принимать законы и правила относительно предотвращения загрязнения морской среды и ее сохранения в покрытых льдами районах в ширину не более как 200 миль. В последнее время все больше внимания уделяется А. как особому региону, который нуждается в международной правовой защите. В 1990 г. создана неправительственная организация – Международный арктический научный комитет, цель которого – объединить усилия мировой общественности в решении комплекса научных проблем региона, а в 1996 г. – представительская региональная международная организация – Арктический совет, участниками которого могут стать и неарктические государства.


АРХИПЕЛАЖНЫЕ ВОДЫ – воды между островами государства-архипелага. Принципы отмежевания А. в. содержит Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.). На А. в., а также на воздушное пространство над ними, на их дно, недра, как и на их ресурсы, распространяется суверенитет государства-архипелага, но суда всех государств пользуются правом архипелажного или мирного прохода. На путях международного судоходства в пределах А. в. существует право беспрепятственного прохода иностранных летательных аппаратов. Государство-архипелаг может без дискриминации за формой и по существу временно приостанавливать в определенных районах своих А. в. проход иностранных судов лишь в том случае, если такая приостановка является важной для охраны ее безопасности. Это решение вступает в силу только после его опубликования.


АРХИПЕЛАЖНЫЙ ПРОХОД (ПРОЛЕТ) – проход судна (пролет воздушного судна), в соответствии со ст. 53 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.), через архипелажные и прилегающие территориальные воды государства-архипелага по установленным этим государством морским коридорам или расположенным над ними воздушным коридорам в порядке осуществления права нормального судоходства и пролета с целью непрерывного транзита из одной части открытого моря к другой.


АСЕАН – см. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).


АССАМБЛЕЯ – 1) общие собрания членов определенного государственного или международного учреждения, коллектива; 2) руководящий орган некоторых международных организаций (например, Генеральная Ассамблея ООН).


АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (АСЕАН) – региональная межправительственная политико-экономическая организация. Создана в 1967 г. на основе Бангкокской декларации совещания министров иностранных дел Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. В январе 1984 г. шестым членом Ассоциации стал Бруней. Вьетнам подал заявку на вступление в АСЕАН. Формально АСЕАН открыта для участия всех государств Юго-Восточной Азии, поддерживающих ее цели и принципы. Целями и задачами АСЕАН провозглашены: ускорение экономического, социального и культурного развития ее государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи, содействие установлению мира и стабильности в регионе на основе “соблюдения справедливости и законности в отношениях между странами” и приверженности принципам Устава ООН, поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели. Высшим органом АСЕАН, согласно Бангкокской декларации, являются ежегодные конференции министров иностранных дел, проводимые поочередно в каждом из государств-членов. Возможен также созыв внеочередных или специальных совещаний министров иностранных дел. Руководство повседневной деятельностью Ассоциации осуществляет Постоянный комитет в составе министра иностранных дел страны, в которой проводится очередная конференция (председатель), и послов остальных государств – членов АСЕАН. В этой стране, начиная с 1976 г., в рамках АСЕАН периодически проводятся не предусмотренные Банг-кокской декларацией встречи глав правительств государств-членов, ставшие высшим органом Ассоциации, а также совещания министров экономики, финансов, сельского хозяйства (наиболее важные решения последних подлежат утверждению министрами иностранных дел). С 1977 г. рабочими органами АСЕАН являются 6 комитетов по финансам и банковским операциям, по промышленному сырью, по продовольствию, по сельскому и лесному хозяйству, по торговле и туризму, по транспорту и связи. Кроме того, в составе постоянного комитета АСЕАН имеется подкомитет по бюджету, который ведает распределением ресурсов Ассоциации. Секретариат АСЕАН учрежден в 1976 г. Его возглавляет генеральный секретарь АСЕАН, который назначается поочередно правительствами государств-членов (в алфавитном порядке) сроком на два года. В МИД каждой страны-члена имеется также национальный секретариат АСЕАН. Решения в АСЕАН принимаются на основе консенсуса. С начала 1970-х гг. страны АСЕАН активно расширяют и укрепляют политическое сотрудничество На конференции министров иностранных дел стран АСЕАН в Куала-Лумпуре (Малайзия) 27 ноября 1971 г. была принята Декларация о превращении Юго-восточной Азии в зону мира, свободы и нейтралитета. В 1976 г. на первой встрече в верхах стран АСЕАН были подписаны Декларация согласия АСЕАН и Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, предусматривающие значительное расширение сферы взаимодействия и усиление политической солидарности Одновременно отмечается тенденция к развитию военного сотрудничества между странами АСЕАН на двусторонней основе. В настоящее время внешнеполитическая деятельность стран АСЕАН на уровне министров иностранных дел координируется также США, Японией, Канадой, Австралией, Новой Зеландией, странами Европейского Союза. Местонахождение секретариата – г. Джакарта (Индонезия).


АССОЦИАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА – международная неправительственная научная организация, созданная в Брюсселе в 1873 г. А. м. п. имеет консультативный статус при организациях системы ООН – ЭКОСОС, ЮНЕСКО, ИМО, ЮНКТАД. Согласно Уставу А. м. п. призвана способствовать прогрессивному развитию международного права, добросовестному его применению, унификации права и устранению коллизий законов. Высший орган А. м. п. – конференция, которую созывают раз на два года в разных городах мира. В период между конференциями руководящим органом А. м. п. является административный совет, в который входят практически все руководители национальных отделений; собирается дважды на год в Лондоне. Исполнительным органом является секретариат. При А. м. п. созданы постоянные комитеты, занимающиеся конкретными проблемами международного права. Их разработки и предложения рассматриваются на конференциях А. м. п. Материалы конференции, а также отчеты А. м. п. выходят отдельными изданиями. А. м. п. имеет свой печатный орган. Местонахождение А. м. п. – г. Лондон (Великобритания).


АССОЦИИРОВАННОЕ (свободно присоединённое) ГОСУДАРСТВО – понятие, используемое для обозначения особой формы межгосударственных (нередко внутригосударственных) отношений. Обычно под А. г. понимается государство, добровольно передавшее другому государству часть своего суверенитета (чаще всего полномочия по обороне, внешнеполитическим связям, организации денежного обращения). Так, А. г. считается Пуэрто-Рико, оставаясь фактически колонией США.


АСТРОНАВТ (в русском яз. – космонавт), человек, который управляет космическим кораблем или состоит в его экипаже, либо тренируется для участия в таком полете.


АТОМНАЯ ДИПЛОМАТИЯ – термин, часто использовавшийся для характеристики внешнеполитического курса США после Второй мировой войны как основанного на стремлении использовать обладание атомным оружием и свою относительную стратегическую неуязвимость для достижения внешнеполитических целей, в т. ч. путем политического шантажа, запугивания и давления на другие страны. Термин “А. д.” не нашел, однако, отражения в международных договорах.


АТТАШЕ (фр. Attache – причислять, прикомандировывать, прикреплять) – должность или ранг, звание, присваиваемое дипломатическим работникам некоторых категорий, к числу которых относятся представители военного и некоторых других министерств или ведомств страны, аккредитующей таких лиц в иностранных государствах. В международной практике существуют следующие категории А.: 1) военные, военно-морские, военно-воздушные – представители военного ведомства государств, что их назначили, при военном ведомстве государства пребывания. Вместе с тем они являются советниками дипломатического представителя по военным вопросам; 2) специальные – представители разных ведомств своего государства по вопросам сельского хозяйства, финансов, торговли, культуры, науки и т. п. Они изучают в стране пребывания вопросы по их специальности, ведут работу, связанную с развитием связей между представленными ими ведомствами и соответствующими ведомствами страны пребывания; 3) по вопросам прессы (пресс-атташе) – ответственный работник, который ведает в дипломатическом представительстве вопросами прессы и информации; 4) дипломатические – младшие дипломатические работники центрального аппарата ведомства иностранных дел или дипломатического представительства; 5) почётные (в практике некоторых стран) – лица, которые выбрали дипломатическую карьеру, но еще не зачислены в штат и не получают денежного содержания. Они пользуются правом проходить стажировку в дипломатическом представительстве, после окончания которой могут быть зачислены в штат. Все категории А., включая членов их семей, входят в состав дипломатического корпуса и пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.


АТЭС — см. Азиатско-тихоокеанское сотрудничество.


АУДИЕНЦИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ – прием главой государства или правительства или министром иностранных дел страны пребывания иностранного дипломатического представителя по его просьбе с целью передачи устного или письменного уведомления, в связи с вручением верительных и отзывных грамот и тому подобное. В зависимости от обстоятельств А. д. проводится торжественно или, наоборот, в конфиденциальной обстановке, без сугубо протокольных формальностей.


АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА – текст международного договора, который после завершения переговоров был зафиксирован (аутентифицирован) уполномоченными сторонами как окончательный, имеющий равную обязательную силу и одинаковый юридический смысл. Стороны свободны заключать договор с одним аутентичным текстом, с аутентичными текстами на языках сторон (обычно, двусторонние соглашения), аутентичные тексты на языках, которые они считают целесообразными. Современные универсальные международные договоры, заключаемые в рамках и под эгидой ООН, имеют, как правило, аутентичные тексты на шести языках (английском, арабском, испанском, китайском, русском, французском). В современных международных отношениях были случаи, когда, аутентичный текст договора принимался на одном языке, а в дальнейшем был аутентифицирован несколькими языками (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации (1944 г.). При толковании международных договоров аутентичные тексты имеют одинаковую силу.


АФРИКАНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ОАРІ) – международная региональная организация, созданная на основании подписанного франкоязычными странами Центральной и Западной Африки 2 марта 1977 г. Бангийского соглашения об охране права интеллектуальной собственности, вступившего в силу в 1982 г. В настоящее время ОАРІ объединяет 15 стран (Бенин, Буркина-Фасо, Камерун, Центральноафриканская Республика, Чад, Конго, Кот-д’Ивуар, Джибути, Габон, Гвинея, Мали, Мавритания, Нигер, Сенегал и Того). Главной целью ОАРІ является регистрация патентов, товарных знаков и промышленных образцов с признанием их на территориях всех стран-членов OAPI. В соответствии с Соглашением было создано единое патентное ведомство, расположенное в г. Яунде (Камерун). В рамках Соглашения было принято единое для всех стран-участниц законодательство в сфере интеллектуальной собственности во многом схожее с соответствующим законодательством Франции.


АФРИКАНСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ARIPO) – международная региональная организация, созданная в декабре в 1976 г. на Дипломатической конференции англоязычных стран Африки в г. Лусака (Замбия). Соглашение о создании этой Организации вступило в силу в феврале 1978 г., но до декабря 1985 г. Организация функционировала под названием “Организация промышленной собственности англоязычных стран Африки”. Цель ARIPO – гармонизация законодательства стран-участниц в сфере охраны промышленной собственности, получения и регистрации заявок на патенты и промышленные образцы. В рамках ARIPO функционирует единое Ведомство промышленной собственности англоязычных стран Африки. В настоящее время членами ARIPO являются 14 стран: Ботсвана, Гамбия, Гана, Кения, Лесото, Малави, Сьерра-Леоне, Сомали, Судан, Свазиленд, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве. Членство в ARIPO открыто также для Эфиопии, Либерии, Маврикии, Нигерии и Сейшельских Островов, каждая из которых сотрудничает с ARIPO. Штаб-квартира ARIPO находится в г. Хараре (Зимбабве).


ACQUIS COMMUNAUTAIRES (фр. – достижение содружества) – французский термин, внесенный в Маастрихтский договор (1992 г.). Означает всю совокупность принятых законодательных актов и других документов, регулирующих деятельность Европейского Союза и характеризующих достигнутый им уровень интеграции. Термин употребляется в договорах и других документах Европейского Союза, а также в научной литературе на языках всех государств – членов Европейского Союза без перевода.

Б

БАЛАНС СИЛ – соотношение сил между государствами или союзами государств, которые образуются для реализации внешнеполитических целей. В биполярной системе международных отношений Б. с. означал установление равновесия, период стабильных мирных отношений, а нарушение Б. с. приводило к конфликту, одной из форм проявления которого была война.

БАЛТИЙСКАЯ АССАМБЛЕЯ – совещательный орган из сотрудничества между парламентами Эстонии, Латвии и Литвы, основанный в 1991 г. Б. а. координирует действия, консультирует парламенты трех стран и декларирует согласованные позиции в виде резолюций, решений и рекомендаций, которые не являются обязательными. Б. а. была создана после принятого соответствующего решения в Вильнюсе 1 декабря в 1990 г. 13 июня в 1994 г. страны-участники договорились о структуре и правилах организации. 29 мая 1999 г. были принятые уставы Б. а. Официальными языками в Б. а. являются литовский, латышский и эстонский. Каждый год в странах-членах Б. а. созываются сессии – один раз весной и один раз осенью. К Б. а. входят 60 человек, соответственно, от каждой страны – 20. Их назначают парламенты стран-участниц. Каждый из парламентов назначает председателя и заместителя национальной делегации, и эти шесть человек формируют Президиум Б. а. Председателем Президиума назначают председателя национальной делегации страны, которая будет принимать следующую сессию. Председатели двух других национальных делегаций являются заместителями председателя Президиума. Президиум руководит Б. а. между сессиями. Председатель выступает в качестве координатора работы Б. а. и поддерживает связь с правительствами трех стран-членов. Б. а. имеет постоянные комитеты: по вопросам бюджета и аудита, по вопросам связи и коммуникаций, по вопросам экономической и социальной политики, по вопросам образования, науки и культуры, по вопросам охраны окружающей среды и энергетики, по юридическим вопросам и комитет по вопросам международных отношений и безопасности Б. а., имеет собственный флаг и символы. Штаб-квартира организации находится в г. Рига (Латвия).


БАЛТИЙСКИЕ ПРОЛИВЫмеждународные проливы, соединяющие Балтийское и Северное моря и включающие проливы Большой и Малой Бельты, перекрываемые датскими территориальными водами, и пролив Зунд, перекрываемый датскими и шведскими территориальными водами. Правовой режим Б. п. регулируется Копенгагенским трактатом (1857 г.), который провозгласил свободу торгового мореплавания через эти проливы. Согласно трактату, “никакое судно не может быть отныне, под каким бы то ни было предлогом, при проходе через Зунд и Бельты быть подвергаемым задержанию или какой-либо остановке”. Проход через Б. п. военных кораблей (пролет самолетов), также являющийся свободным, осуществляется на основе международно-правового обычая. Непосредственное значение для режима Б. п. имеет часть III Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.). Вопросы прохода через проливы, не урегулированные Копенгагенским трактатом, подпадают под положения этой Конвенции о транзитном проходе через проливы, используемые для международного судоходства. Дания и Швеция односторонне провозгласили ряд правил и ограничений на проход проливов военными кораблями и судами с атомными двигателями, которые не были признаны бывшим СССР.


БАНДУНГСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ (1955 г.) – конференция 29 стран Азии и Африки, проходила в Бандунге (Индонезия) 18–24 апреля. Решение о созыве Б. к. было принято на совещании премьер-министров Индии, Бирмы, Индонезии, Пакистана и Цейлона в Коломбо (Цейлон) в апреле 1954 г. В декабре 1954 г. на совещании премьер-министров этих стран в Богоре (Индонезия) были определены сроки, состав участников и цели Б. к. Помимо инициаторов, в Б. к. участвовали: Афганистан, Камбоджа, КНР, Египет, Эфиопия, Золотой Берег, Иран, Ирак, Япония, Иордания, Лаос, Ливан, Либерия, Ливия, Непал, Филиппины, Саудовская Аравия, Судан, Сирия, Таиланд, Турция, Демократическая Республика Вьетнам, Южный Вьетнам и Йемен. В заключительном коммюнике участники Б. к. заявили, что “колониализм во всех его проявлениях представляет собой зло, которое надлежит быстро пресечь”. Полностью поддерживая принцип самоопределения народов и наций, Б. к. осудила политику и практику расовой сегрегации и дискриминации. Б. к. обратилась в Совет Безопасности ООН с просьбой поддержать прием в ООН Камбоджи, Цейлона, Японии, Иордании, Лаоса, Ливии, Непала, Объединенного Вьетнама и с пожеланием при распределении мест непостоянных членов Совета Безопасности более правильно применять географический принцип в отношении представительства стран Азии и Африки. В принятой Б. к. и помещенной в заключительном коммюнике “Декларации о содействии всеобщему миру и сотрудничеству”, в основу которой положены пять принципов мирного сосуществования, Б. к. призвала к экономическому и культурному сотрудничеству между странами, к разоружению и запрещению производства, испытаний и применения атомного и термоядерного оружия, к урегулированию всех споров мирными средствами. Б. к. способствовала укреплению национального самосознания народов Азии и Африки и дальнейшему подъему антиколониального, национально-освободительного движения на Азиатском и особенно на Африканском материках.