Иран в мировой политике на рубеже XX—XXI вв.
Исмаил Денильханов
Дизайнер обложки Мадина Такалаева
© Исмаил Денильханов, 2017
© Мадина Такалаева, дизайн обложки, 2017
ISBN 978-5-4485-3548-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Ведение
Исламская Республика Иран является крупнейшим государством региона Большого и Среднего Востока, который играет важную роль в международных и межрегиональных отношениях. Обладая значительными запасами природных ресурсов, и в первую очередь в энергетической отрасли, Исламская республика Иран ставит перед собой цели по становлению региональным центром силы в ближайшие годы, что было провозглашено руководством страны весной 2011 года. Возможно что, после ухода США из Ирака и Афганистана, Исламская республика Иран станет доминирующим государством в регионе как в экономическом, так и в военно-техническом потенциале. Исламская республика Иран – это государство, которое развивается в условиях жестких международных экономических санкций, принятых уже в четвертый раз Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, в виде специальной Резолюции по ядерной программе Тегерана. Вопреки санкциям и давлению со стороны мирового сообщества, Исламская республика Иран, находясь в практической изоляции и оставаясь при этом в непримиримой позиции, все же является не только региональным лидером, но и одним из центров мировой политики, притягивающим внимание всего мирового сообщества. Стремление Исламской республики Иран получить ядерное топливо мотивирует многие государства к принятию решений, затрагивающих различные области экономики той или иной страны. Вследствие ежегодного роста потребности в энергоресурсах в мире, уровень значимости страны-импортера энергоресурсов значительно увеличивается. Как известно, Исламская республика Иран занимает четвертое и четвертое места в мире по добычи нефти и газа соответственно. С этой точки зрения можно с уверенностью сказать, что Исламская республика Иран является одним из основных игроков на рынке энергоресурсов. На сегодняшний день политическое влияние и наличие энергетических запасов находятся в непосредственной корреляции. Поэтому автор считает, что, во-первых, влияние Исламской республики Иран на современные мирополитические процессы занижены в угоду западных стран, и во-вторых, рассматриваемое государство является одним из центров многополярного мира.
Глава 1
Исламская Республика Иран в мировой политической системе
Местоположение Исламской Республики Иран на современной географической и энергетической карте мира
Исламская Республика Иран расположена, во-первых, в юго-западной Азии – в регионе, включающем в себя, с географической точки зрения, Закавказье, Копетдаг, Малоазиатское, Армянское и Иранское нагорья, Месопотамию, Аравийский полуостров и Левант. Во-вторых, рассматриваемое государство находится на стыке Ближнего Востока (региона, расположенного в Западной Азии и Северной Африке) и Среднего Востока (условное наименование района Западной Азии, расположенного между Европой и Пакистаном). Последнее зачастую, преимущественно в английской и американской литературе, заменяет собой термин «Ближний Восток», однако чаще понимается как обозначение совокупности стран Ближнего Востока вместе с Ираном, Пакистаном и Афганистаном. Поэтому в основном применяется не отдельно, а в составе объединённого термина «Ближний и Средний Восток». Как следствие, понятие «Средний Восток» применяется часто только к Ирану, Пакистану и Афганистану1.
«С севера Иран омывается Каспийским морем, с юга – Персидским и Оманским заливом. Республика имеет сухопутные границы с семью государствами: Азербайджан, Армения, Афганистан, Ирак, Пакистан, Туркменистан, Турция. Иран делит акваторию Каспийского моря с Россией, Казахстаном, Азербайджаном и Туркменистаном; Персидского залива – с Кувейтом, Саудовской Аравией, Катаром, Бахрейном и ОАЭ; Оманского залива – с Оманом»2.
По площади территории (1 648 000 км²) Иран занимает семнадцатое место в мире. С одной стороны, на территории Ирана поместились бы пять таких стран, как Германия, а с другой – площадь Ирана вдвое меньше Якутии. Практически вся территория страны, за исключением низинных Гиляна, Мазендерана, Голестана на севере и Хузестана на юго-западе, расположена на высоте не менее 900 метров над уровнем моря. С северо-запада на юго-восток протягивается горная цепь Загрос.
«Говоря об энергетическом потенциале Ирана, следует отметить, что доходы от экспорта нефти и нефтепродуктов являются главным источником экономического роста, валютных поступлений и формирования доходной части государственного бюджета. 85% валютных поступлений и 75% риаловых доходов в Исламской Республике Иран прямо или косвенно связаны с производством нефти»3.
«Пo разведанным запасам нефти Исламская республика Иран занимает четвертое место в мире. Суммарные запасы составляют 370 млрд. бар. Подтвержденные извлекаемые запасы, по разным данным, колеблются от 96 до 100 млрд. бар. Из официально подтвержденных запасов нефти 80% залегают на месторождениях в провинции Хузестан и на шельфовых месторождениях Персидского залива»4.
«Исламская республика Иран является членом Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и по объему производства сырой нефти в рамках этой организации занимает второе место после Саудовской Аравии, имея квоту в 14,6% и в общем объеме производства ОПЕК. Доля Исламской Республики Иран в мировом производстве сырой нефти составляет 5,7%».5
Среди мировых производителей Исламская Республика Иран занимает четвертое место после Саудовской Аравии, США и России. 87% нефти добывается на материковых месторождениях, главнейшими из которых являются Гячсаран, Биби Хакиме, Ахвазское месторождение, Масджеде Солейман, Хафтгель, Нафте Сефид, Ага-Джари (состоит из месторождений Карандж и Марун) и Парен. На шельфовых месторождениях Исламской Республики Ирана добывается 0,6 млн. бар. в сутки. Затраты на разработку и производство сырой нефти составляют 3—4 долл/бар. На некоторых материковых месторождениях эти затраты значительно ниже.
«Производственные возможности нефтяной промышленности Исламской Республики Иран составляют 4 млн. бар. в сутки. Основными покупателями иранской нефти являются нефтяные компании Японии, Южной Кореи, Китая, Италии, Германии, Индии»6.
«Производство нефтепродуктов в Исламской Республике Иран осуществляется на девяти нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), расположенных в городах Абадан, Исфаган, Бандар Аббас, Арак, Тегеран, Тавриз, Шираз, Керманшах и на острове Лаван. Суммарная производственная мощность иранских НПЗ составляет 1,4 млн. баррелей в сутки»7.
«Продуктами переработки сырой нефти, поступающей на иранские НПЗ являются: бензин, керосин, дизтопливо, мазут, моторные масла, битум. На иранских НПЗ производится 40 млн. л. бензина в день, что не позволяет в полном объеме удовлетворять постоянно растущий спрос на это топливо. Исламская Республика Иран вынуждена импортировать значительные количества бензина»8.
«Производительность нефтеперерабатывающих заводов Исламской республики Иран, в тыс. бар. в сутки: Абаданский – 400; НПЗ в Бандар Аббасе – 232; Тегеранский – 225; Нсфаганский – 265; Аракский – 150; Тавризский – 112; Ширазекий – 40; Керманшахский – 30; Лаванский – 30; итого – 1484»9.
В Свободной Экономической Зоне на острове Кешм продолжается строительство нового НПЗ мощностью 165 тыс. бар. в сутки. Финансирование проекта стоимостью 1,8 млрд. долл. на 70% обеспечивается иностранными, в том числе канадскими, и 30% – иранскими инвесторами из негосударственною сектора.
«Производство нефтепродуктов, потребляемых на автотранспорте (бензин и дизельное топливо), будет возрастать в связи с ростом объема автоперевозок. Производство керосина, потребляемого в бытовом секторе, и мазута, потребляемого на ряде энергетических объектов, будет сокращаться или сохраняться на одном уровне в связи с планами расширения газификации страны»10.
«Потребление нефтепродуктов внутри страны носит расточительный характер. Основной причиной высокого уровня потребления являются крупные субсидии государства на использование нефтепродуктов и электроэнергии. Правительство, попавшее в зависимость от проводимой им социальной политики, не решается производить резкое снижение объема дотаций в этой сфере, предпочитая проводить постепенное и умеренное повышение цен на нефтепродукты и электроэнергию»11.
Быстрый рост потребления нефтепродуктов внутри страны и стремление Тегерана сохранить свою долю в общем производстве нефти в рамках ОПЕК, которая в физическом объеме будет постоянно расти (спрос нa сырую нефть на мировых рынках будет расти ежегодно в пределах 1,5 млн. бар. в сутки), требует проведения срочных мероприятий, направленных на повышение уровня производства сырой нефти в Иране.
По заявлениям руководителей нефтегазовой отрасли Исламской Республики Иран, увеличение производства нефти в стране является национальной необходимостью. Основными задачами в формировании политики, направленной на развитие нефтегазовой отрасли являются: первоочередная разработка совместных с другими странами нефтяных и газовых месторождений и сохранение квоты Исламской Республики Иран в ОПЕК; привлечение инвестиций для разработки нефтяных и газовых месторождений; привлечение передовых технологий для разработки нефтяных и газовых месторождений; сохранение суверенитета иранских нефтяных и газовых месторождений; привлечение транзита прикаспийских углеводородов на мировые рынки через территорию Ирана; расширение производства природного газа; расширение использования газа в качестве топлива вместо других нефтепродуктов.
«Иранское руководство проводит мероприятия по структурному реформированию нефтяной отрасли страны. Эти мероприятия включают: децентрализацию управления отраслью; реформу системы управления и повышение эффективности работы подразделений; приватизацию ряда структур и компаний, входящих в систему министерства нефти и другие меры призванные улучшить ситуацию в энергетическом секторе Исламской республики Иран»12.
Исламская республика Иран стремится стать членом ШОС ввиду совпадении геостратегических и экономических интересов ведущих игроков это организации – России и Китая. Исламская республика Иран также высказывается против вмешательства стран Запада в региональные проблемы и к стремлениям установить контроль за энергоресурсами. Исламская республика Иран считает, что такое совпадение интересов является прочной базой для взаимовыгодных и прочных отношении в рамках ШОС. Но с другой стороны члены ШОС не желают резкой конфронтации с Западом с принятием в организацию резкой антизападной риторикой что может негативно сказаться на интересах стран членов ШОС. Понятно, что Исламской республики Иран на фоне принятых в последнее время экономических санкции, направленных на склонение Тегерана к выполнению требовании по приостановке разработок по ядерной программе а возможное применение военной силы против ядерных объектов – необходимо иметь гарантию безопасности. Полноправное участия Исламской республики Иран в ШОС может смягчить конфронтацию с Западом и предоставить Тегерану гарантии безопасности. но с другой стороны трудно представить что Китай и Россия пойдут на противостояние с Западом в ущерб своим национальным интересам в угоду растущих амбиции Исламской республики Иран.
Исламская республика Иран на сегодняшний день не может стать полноправным членом в Шанхайской организации сотрудничества, так как не отвечает правилам принятие новых членов в структуру организации на июньском саммите 2010 года. Так согласно Положении о порядке приема в ШОС новых членов – участники организации должны быть расположены в Евро-Азиатском регионе, иметь дипломатические отношение со всеми странами членами ШОС и обладать либо статусом государства-наблюдателя либо партнера по диалогу. От потенциального кандидата требуется поддержание торгово-экономических и гуманитарных связей со странами участницами ШОС. Также от страна – претендент не должна находится по санкциями ООН. Именно это пункт сводит все попытки Исламской республики Иран стать членом ШОС к нулю и поэтому на неопределенное время путь в ШОС для Тегерана закрыт. Как известно в отношении Исламской республики Иран принято и действуют сразу несколько пакетов санкции Совета Безопасности ООН.13
Эволюция внешней политики Исламской Республики Иран на рубеже ХХ-ХХI веков
С начала 80-х годов XX века отношения Исламской Республики Иран со странами запада переживали период упадка. Практически все внешнеполитические контакты были прекрашены. Такое положение обуславливалось политикой руководства страны, выдвинувшего антизападные лозунги и призывавшего к политике минимального контакта с внешним миром.
Национализация промышленности и банковской системы, конфискации активов иностранных банков и компаний, активное вмешательство государства в экономику, строгий контроль за внешним и внутренним рынком делали экономику Исламской республики Иран малопривлекательной для потенциальных западных инвесторов14.
Политический курс страны значительно изменился после кончины аятоллы Хоменйи 3 июня 1989 года. Его преемником был избран аятолла Али Хаменеи, который занимал пост президента Исламской Республики Иран с 1981 года, также были приняты важные поправки в Конституции, расширявшие полномочия Президента, который теперь становился единоличным главой исполнительной власти (пост Премьер-министра был упразднен). Глава исполнительной власти стал ключевой фигурой при определении внешнеполитического курса. На первых президентских выборах 30 июля 1989 года победу одержал Хашеми Рафсанджани, который в своей инаугурационной речи призвал «сторонников жесткой линии отказаться от „экстремизма“ и направить свои усилия на восстановление экономики».15 Внешняя политика Исламской Республики Иран при Х. Рафсанджани отличалась подчинением интересам экономики: заключались контракты с Европой, были налажены отношения с СССР, затем РФ стала одним из главных партнёров Ирана. Фактически, происходил медленный дрейф Исламской Республики Иран к тому, чтобы стать всем удобным членом международного сообщества, не представляющим никакой опасности для США, Израиля или любой другой страны. Фактически, после смерти Хомейни и окончания кровопролитной ирано-иракской войны идеалы Исламской революции быстро поблекли в руках успешных торговцев-прагматиков.16 Стремление Иранского общества к либерализации экономики отразилось на результатах президентских выборов 1997 года, когда победу одержал Мохаммед Хатами – сторонник проведения масштабных реформ в рамках существующей системы и увеличения роли частного сектора в экономики страны. Мохаммед Хатами ввел такие понятие как «диалог цивилизации» и «исламская демократия». Приоритетом реформ М. Хатами провозгласил верховенство права и вовлечение всех граждан в политический процесс. М. Хатами расширил права женщин, даруя им, в частности, право голоса. За период президентства М. Хатами, Исламская Республика Иран оправилась от разрушительных последствии Ирано-иракской войны. В экономике были достигнуты неплохие результаты, рост ВВП на 2000 год составил 6% против 2% в 1997 году17. Руководство Исламской республики Иран поощряло инвестиции, в стране стали появляться частные банки и страховые общества. Исламская Республика Иран постепенно отходит от политики изоляции, создается более благоприятный инвестиционный климат для иностранного капитала.
Заявления М. Хатами о необходимости сближения культур и цивилизаций, об «открытости» внешней политики Тегерана, о готовности налаживать конструктивные отношения с любой страной смягчили отношения к Исламской Республике Иран в мире и повысили авторитет президента.18 Внешнеполитический курс президента М. Хатами в первую очередь направлен на налаживание экономических связей с Европейским Содружеством и США в области экономики и промышленности. Вследствие осознания необходимости крупных инвестиций, Исламская Республика Иран готова предоставить Западу льготные условия для их вложения. Запад преследует свои цели в отношениях с Исламской Республикой Иран, прежде всего – экономические. Визит М. Хатами в Италию в марте 1999 года стал первым в западноевропейском направлении со времен революции 1979 года и положил начало новому витку отношении между Западом и Исламской Республикой Иран. Результатом данного визита стало установление взаимовыгодных экономических отношении между ИРИ и Италией, в частности, последняя предоставила Исламской Республике Иран кредит более чем на 2 млрд долларов.19 Следующим витком налаживания отношений с Западом стал визит М. Хатами во Францию в октябре 1999 года. Эта страна, наряду с Великобританией и Германией, давно стремилась улучшить свои отношения с Исламской Республикой Иран. Во время визита министра иностранных дел Ирана К. Харрази в Лондон в январе 2000 года, он передал тогдашнему премьер-министру Великобритании Т. Блэру послание М. Хатами, где иранский лидер заявил о новом видении двусторонних отношении. В марте 2000 года в Тегеран на встречу с президентом Ирана прибыл министр иностранных дел Германии Й. Фишер. М. Хатами подчеркнул, что два государства могут установить более активные связи в области политики и экономики. Кроме того, Германия способна внести существенный вклад в реконструкцию и развитие Ирана. В свою очередь Й. Фишер отметил, что Исламская Республика Иран не только играет важную роль в регионе, но и представляет собой стратегически важную страну. Во время визита М. Хатами Германию в апреле 2000 года немцы открыли Тегерану «зеленый свет» во многих областях сотрудничества от экономических проектов до гуманитарных и политических20.
Важную роль правительство М. Хатами отводило США. Налаживая отношения со странами Европы. М. Хатами посылает сигнал для начала диалога с США и с другими ведущими странами Запада, отказавшись от лозунга «Ни Восток, ни Запад! Исламская революция!», «Ни Восток, ни Запад! Исламская республика», заменив этот лозунг на концепцию «диалога цивилизации», призывая к диалогу между Западом и Востоком. Однако отношения США не сложились из-за исторически состоявшихся на тот момент противоречий и накопившихся нерешенных проблем между двумя странами. Что касается Евразийского континенте, то этот сигнал был услышан.
Большое значение для развития отношений с Западом сыграла встреча М. Хатами с Папой Иоаном Павлом II, 2000 год был объявлен годом диалога между представителями двух цивилизаций – мусульманской и христианской21. С этого момента в отношениях Западной Европы и Исламской Республики Иран наблюдается активизация контактов представителей государственных и общественных структур, а также деловых кругов – в их отношениях начинается переход от периода критического диалога к экономическому сотрудничеству. Развитие отношений между Исламской Республикой Иран и европейскими странами набирало обороты. В июне 2000 года министр иностранных дел Ирана посетил Швейцарию с рабочим визитом, в рамках которого был затронут ряд экономических и политических вопросов. Обе стороны отметили необходимость взаимных контактов для урегулирования ситуации в Центральной Азии, на Ближнем Востоке, в борьбе с распространением наркотиков. Швейцария и Исламская Республика Иран заключили соглашение о сотрудничестве по судебно-правовым вопросам и соглашение о взаимных гарантиях по предотвращению двойного налогообложения. На этом фоне Исламская Республика Иран успешно развивала отношения и с государствами Западной Европы, с которыми ранее не возникало конфликтных ситуаций, – это Голландия, Бельгия, Испания, Австрия и другие.22
Из наиболее крупных на тот период можно назвать контракт с итальянскими фирмами на строительство 30 газовых турбин мощностью 4700 мегаватт электроэнергии. Соглашение с немецкой Лурджи фирм (Lurgi Firm) о строительстве крупнейшего в Исламской Республике Иран завода по производству метанола, закупке 100 локомотивов во Франции, строительстве железных дорог, госпиталей, водоочистительных станций с австрийскими фирмами, завода по производству товаров бытовой химии с испанской компанией и другие. Для иностранных инвесторов Иран привлекателен своей дешевой, но достаточно квалифицированной рабочей силой, дешевизной электроэнергии, довольно развитой системой коммуникаций, наличием богатых природных ресурсов, емким внутренним потребительским рынком и доступом на рынки соседних среднеазиатских государств.
«Особый интерес западных инвесторов был проявлен к нефтегазовому сектору. Еще в 1995 г. французская нефтяная компания Тотал (Total) заключила с Иранской национальной нефтяной компанией (ИННК) контракт на сумму 600 млн. долларов на разработку нефтяных полей Сирии в Персидском заливе. Работы продолжались даже в период действия американских санкций на сотрудничество с Ираном. С конца 1998 г. на этом месторождении началась добыча нефти. В 1997 г. та же Тотал (Total) в консорциуме с малазийской компанией Петронас и российским Газпромом заключила договор на разработку газа области Южный Парс на сумму более 2 млрд. долларов. В 1999 г. в ходе визита президента Ирана в Италию был подписан контракт на разработку нефтяного месторождения Доруд (Dorud) с компаниями Эни (Eni) (Италия) и Элф (Elf) (Франция). Международные нефтяные компании после 20-летнего перерыва поспешили вернуться в Исламскую Республику Иран»23. При этом европейские фирмы в отсутствие своих американских конкурентов стремились заполнить все ниши. Не пожелала отстать от своих традиционных партнеров и английская Шелл. Она выразила желание участвовать в расширении старых нефтепромыслов: Ахваза, Бангестана и Агаджари. Шелл совместно с компанией Ласмо (Lasmo) заключила контракт на проведение разведочно-буровых работ в иранской части Каспийского моря. В сентябре 2000 г. был заключен контракт с Бритиш Газ Груп (British gas group) на производство и экспорт сжиженного газа на сумму 1 млрд. долларов. Необходимо отметить, что все контракты заключаются ИННК по формуле «buy-back», т.е. иностранные компании выступают подрядчиками, так как, согласно Конституции Исламской Республики Иран, это единственная форма, позволяющая привлекать иностранные инвестиции24.
В Исламской Республике Иран уделяют большое внимание развитию сотрудничества в сфере среднего и малого бизнеса. Правительство Ирана стремится создать более привлекательные условия для работы иностранных компаний в стране. Либерализуется банковское законодательство, активно развиваются свободные экономические зоны, проводятся международные тендеры. Так, в конце 2000 г. был организован Международный конгресс по иностранным инвестициям, в ходе которого был объявлен тендер на 1250 проектов, среди которых скоростные дороги, железнодорожные участки, мосты, тоннели, торговые центры, отели и прочие. «Однако серьезное сопротивление привлечению иностранных фирм в экономику страны оказывают консервативные элементы, сохраняющие свои позиции в органах власти Исламской Республики Иран. Большие надежды возлагались на выборы нового состава меджлиса, прошедшие в феврале 2000 г. Хотя победу на выборах одержали сторонники реформ, до сих пор им не удалось провести кардинальные законопроекты в социальной или экономической областях. Единственным достижением нового меджлиса можно назвать единогласно одобренный в первом чтении в августе 2000 г. законопроект о снятии юридических препятствий для иностранных инвестиций»25
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Исаев. Г. Г. Политическая регионалистика и Ближний Восток. Актуальные проблемы мировой политики. Ежегодный Альманах. СПб.2011г.
2
Богуславский. А. Внешняя политика Исламской Республики Иран на современном этапе// http://www.iimes.ru/rus/stat/2003/17-05-03.htm
3
Левковская. И. А. Нефтегазовый комплекс Исламской Республики Иран//http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/11-12-06.htm
4
Мамедова. Н. Федоров. Ю. Федченко. В. Иранская ядерная программа и российско-иранские отношения// Москва.: Аналитические записки ИПМИ. №2, том 2. 2003. Стр. 14
5
Экономика Ирана// http://www.easttime.ru/countries/topics/2/11/93.html
6
Нефть, газ, уголь. http://www.polpred.com/?ns=1&ns_id=166989
7
Нефть//http://www.iran.ru/rus/oil1.php //