Александр Синяк
Смехокогнитивная терапия
© А. Синяк, 2020
© Интернациональный Союз писателей, 2020
Родился в Бердичеве в шестьдесят четвертом. Поскольку почти все учителя были евреи, получил качественное среднее образование и унаследовал желание уехать… Последующие значимые миграции сложились следующим образом: Бердичев, Киев, Питер, Одесса.
Окончил КГИФК (Киевский национальный университет физического воспитания и спорта) и честно отслужил олимпийским богам 10 лет.
Работал всегда много, хотя и без особого удовольствия. При первой возможности без колебаний менял работу на учебу. Последняя смена оказалась на редкость удачной и судьбоносной – Одесский национальный университет имени Мечникова (факультет клинической психологии). Круг замкнулся. Психология спорта – эта крайне интересно и совершенно не познано…
Бессменное многолетнее увлечение – познание мира (море, горы, книги, люди, вредные привычки).
Дед, отец, муж, друг, немного врач, совсем чуточку популяризатор и публицист… Множество испробованных, естественно меняющихся жизненных ролей. Счастлив, что не пришлось осваивать маски.
Аннотация первого читателя
Смехокогнитивная терапия – сборник рецептов народной психологии.
Настоящее собрание тайных, длительное время скрываемых от простых читателей рецептов выживания в обществе, где вы часто окружены идиотами и просто недоумками, где единственным средством и методом самосохранения личности является самоирония и сарказм, представлено автором после проведения достаточно серьезных и многоплановых испытаний на себе, своих близких и друзьях.
Результаты поражают своей эффективностью и универсальностью даже неверующих и уклоняющихся от чтения: это выздоровление и освобождение от непонимания простого, рассасывание конфликтных тромбов, исчезновение злобных и завистливых мыслей и возникновение необъяснимого желания помочь ближнему.
Клинические исследования подтвердили полное отсутствие побочных явлений, невозможность передозировки и допустимость смешивания всех рецептов, содержащихся в этом универсальном сборнике.
Создан инструмент, с помощью которого вы сами сможете легко и свободно создавать вокруг себя обстановку мира и согласия, а немного попрактиковавшись – и просто творческую и благодатную почву, на которой будут произрастать цветы разума и спокойствия, благополучия и умеренности.
CASTIGARE RIDENDO MORES.
СМЕХОМ ИСЦЕЛЯТЬ НРАВЫ.
Введение
Эта книга не имеет никакого отношения ни к науке, ни к медицине. Скорее всего, это попытка создать новый образовательно-развлекательный, оздоровительный жанр.
Автор проекта позволил себе очень много: смело использовал фольклор, анекдоты и высказывания великих людей. Его дерзости нет предела. Оправдывает его лишь желание запустить «глобальный мыслеройный механизм», вовлечь в творчество читателя и оставить за ним последнее слово. Ведь лучше всего работает только то, что мы придумываем и создаем сами, только то, во что мы сами поверили.
Предвижу вопрос: «Почему смехотерапия все-таки КОГНИТИВНАЯ?»
С терапией понятно – профилактика; со смехом – тем более, ибо смех сегодня чуть ли не единственная возможность сохранить психическое здоровье. Хотя и с терапией не так все просто… Терапевт (от греч. Θεραπευτής) – почитатель, поклонник (священнослужитель) – иудейская аскетическая секта (I век до н. э.). Единственное описание общины терапевтов сохранилось в трактате Филона Александрийского «О жизни созерцательной»: «Их назвали терапевтами… может быть, потому, что они предлагают искусство врачевания более сильное, чем в городах, поскольку там оно излечивает только тела, их же [искусство] – души, пораженные тяжелыми и трудноизлечимыми недугами, души, которыми овладели наслаждения, желания, печали, страх, жадность, безрассудство, несправедливость и бесконечное множество других страстей и пороков…»
А теперь КОГНИТИВНАЯ – почему? Когниция – совокупность процессов (познания, мышления), с помощью которых происходит обработка информации нашим сознанием. Еще можно сказать – ассоциация с уже имеющейся информацией, смысловая связь, которая возникает без дополнительных интеллектуальных усилий.
Специалисты утверждают, что наш мозг задействован на 7 % и находится в спящем режиме. Не знаю, как им удалось это вычислить, но утверждают смело, с формулировками «всем известно» и «нет сомнений». Поверим, по сегодняшним реалиям это похоже на правду. Согласимся и с тем, что этих 7 % хватает для развития науки, культуры и экономики. Но иногда не хватает, чтобы жить без суеты, чтобы помочь себе и близким, чтобы быть счастливым. А ведь есть силы, желание и знания, чтобы изменить мир вокруг себя и жить счастливо. Не всегда есть умение. Эта книга – как раз о восьмом проценте… В ней – немного о силе и слабости, немного о мудрости и глупости, немного о грустном, много о смешном, почти ничего о политике и бизнесе. Эта книга о нас с вами.
Информации в сборнике много, и разной: смешной, забавной, познавательной, мудрой, полезной и противоречивой. Так что начинать читать все равно откуда. Однако если в процессе возникнет вопрос: «К чему это все?», то вернуться следует к началу, к описанию методики. Без теоретической части методика, увы, не работает.
Наберитесь терпения: надеюсь, это будет не зря потраченное время и возникнет желание не просто воспользоваться универсальной методикой, но и поделиться ею с теми, кто еще не разучился читать.
1. Теоретическая часть. Занимательная психотерапия
1. 1. Занятная психиатрия
Честно говоря, «занятная психиатрия» – не лучшее словосочетание, ничего в нем занятного нет, даже наоборот… Кто может себе его позволить? Врач, посвятивший этому жизнь, студент-практикант в психиатрической клинике или человек, который думает, что абсолютно здоров и защищен? Скажем больше – это рискованное словосочетание, циничное и неоднозначное.
Вполне естественно, что если оно нас смущает, значит, каким-либо образом мы с этой проблемой сталкивались и она нам известна. Занятного здесь действительно мало. Один из выдающихся одесских психиатров хорошо сказал: «Смерть – это то, что происходит с другими; то же самое и с психическими расстройствами – это то, что происходит с другими». До какого-то времени мы думаем, что это не коснется нас и наших близких. Но уверяю вас, в современном мире мы все уже «группа риска».
Как сказал наш незабвенный Уильям Шекспир: «У трагедии и комедии один сюжет. Только в трагедии события происходят с нами, а в комедии те же события – с кем-то другим».
Что же произошло? Прежде всего, изменился психоэмоциональный фон. Среди изучаемых психологией процессов ВОСПРИЯТИЕ первично, с него все начинается. Главной составляющей этого процесса является ФОН, восприятие возможно только на фоне: слышим мы, потому что есть фон, видим, потому что есть фон, и так со всеми органами чувств. Так вот, этот фон (основа восприятия), являющийся индикатором здорового общества, изменился не в лучшую сторону. Сегодня превалирующим фоном восприятия является ЛОЖЬ, а информационные потоки сводятся ко ВРАНЬЮ (вранье – часть правды, использованная в контексте для общей фальсификации и введения в заблуждение). Что на выходе? ВРАНЬЕ НА ФОНЕ ЛЖИ. Что еще? Полная потеря контроля над ситуацией. Страх и агрессия прочно закрепились в нашем мире. Все происходящие события последних лет время от времени кажутся катастрофой. Да и не катастрофа ли это на самом деле?
Зафиксировать изменение этого фона невозможно, его можно почувствовать через тревогу, страх, панику. Эти эмоции в последнее время нас одолевают, и все труднее и труднее сохранять душевное равновесие.
Что еще произошло? Увеличилось количество душевно нездоровых людей на улице. Людей с симптомами неадекватного поведения.
Как оказалось, в новых, комфортных условиях жизни человек по-прежнему слаб, неумен и жесток… Понятия изменились, нормы нравственности и морали изменились, стандарты нормальности изменились. Изменились за очень короткое время – человеческая психика не выдерживает перегрузок, она не готова к таким трансформациям.
Как следствие, человек находится в состоянии постоянной тревоги, страха, уязвимости и ожидания опасности.
Проблема обозначена, попытаемся разобраться в ней. Для начала определимся с терминами и обратимся к истории происхождения слов «психология», «психиатрия» и «психотерапия».
В греческой мифологии ПСИХЕЯ – дыхание, душа в образе бабочки или девушки с крыльями. Древнегреческая легенда гласит, что у греческого царя было три дочери; младшая из них, Психея, была настолько красива, что составила конкуренцию Афродите, и та решила устроить ей испытание, а заодно испортить жизнь. Кратко: роман с Эротом (сыном Афродиты), любовь, страдания, испытания, вмешательство Зевса и в результате брак Психеи и Эрота, их ребенок – дочь Волупия (богиня, олицетворяющая наслаждение), и человеческая дочь Психея на небесах… История, обычная для богов, но не совсем обычная для людей. Теперь все термины становятся понятными:
● Психология – наука о душе;
● Психиатрия – душа и лечение;
● Психотерапия – профилактика душевных расстройств или душевных состояний.
Во все века это была вотчина колдунов, шаманов, затем этим же занимались священники, сейчас – врачи и не только.
Теперь о том, чем занимаются врачи. Немного о здоровье, болезни, нормальности и ненормальности, о критериях нормы.
I. Здоровый.
II. Нездоровый.
III. Больной.
Именно так выглядит шкала психического здоровья – от здорового к нездоровому совсем близко; от нездорового до больного, к счастью, очень далеко. Хотя спектр заболеваний неимоверно широк.
Когда мы говорим о проблемах, связанных с психикой человека, то видимой стороной являются сбои в функционировании различных систем организма: у кого-то болит тело, у кого-то проблемы с получением и усвоением информации, кто-то живет с ослабленной эндокринной системой, отвечающей за эмоционально-энергетические процессы в организме.
Необходимо сказать еще несколько слов о самом распространенном заболевании психики – шизофрении и ее формах. Главное, о новой ее форме – социальной шизофрении. Шизофрения – наиболее часто встречающийся психический недуг (более 1 % населения Земли имеет к нему отношение). Это расстройство мышления и эмоциональных реакций, переводится с латыни как «рассеченный разум» (не путать с раздвоением личности). Существует несколько форм болезни: простая шизофрения, кататоническая, параноидальная… Но я бы хотел остановиться на особой форме, о которой сегодня говорят все чаще и чаще, – социальной шизофрении. Массовая шизофрения, которой присущи такие понятия, как «вирус» и «эпидемия». Объектом поражения являются сознание, коллективное сознание и коллективное подсознание. Основной симптом – массовый психоз.
Гражданские войны и революции – ярко выраженные эпидемии. Многие страны и народы прошли через это испытание и проходят периодически, мы не исключение. В процессе возникновения и развития эпидемии происходит трансформация понятий, подмена ценностей (семейных, религиозных, гендерных, исторических), изменяются привычные стандарты и часто вводятся двойные. Формируется новая идеология, далеко не всегда гуманистическая, а старая насильственно уничтожается (сколько раз на нашей памяти разрушали храмы и памятники?). Технологии могут все, пример – широко известная методика «Окно Овертона»[1].
А вот конкретные примеры подмены или слияния ценностей, которым большинство людей не придает значения, а молодое поколение (поколение гаджетов) глотает не разжевывая:
1. Вера и религия – слова, которые почему-то стали взаимозаменяемыми, хотя имеют различное значение. Вера – способность увидеть мир или ситуацию в ином, исправленном состоянии.
А религия – инструмент управления, если хотите – бизнес-процесс. Религия (лат. religare – связывать, соединять) – определенная система взглядов, организованное поклонение высшим силам. По всей вероятности, связь человека с Богом. Очень выгодная для людей связь, позволяющая одним уйти от ответственности за свою жизнь, избавиться от страха и за небольшую плату заменить его на чувство вины, а другим – управлять и получать дивиденды. Происходит все это через посредников (священников и политиков) в специально отведенных местах и под стягом Бога.
Интересно, какое это имеет отношение к духовности и подозревает ли Господь об этой сделке? Конечно же, религии следует сказать большое спасибо, она проделала колоссальную работу (не всегда полезную, как, например, в случае с инквизицией). Она стимулировала развитие культуры и науки, морали и законности. Греки посредством своих богов дали миру великую культуру, иудеи – мораль, римляне – право. Без этого не состоялось бы, наверное, христианство с концепцией сострадания, милосердия и основной идеей богочеловека. За это религии большое спасибо – в течение тысяч лет она «сотворила» человека. Лучше всех по поводу множества и разности религий (сегодня кроме четырех основных насчитывается еще 300 менее значимых) сказал протоиерей Борис Старк: «Все равно, с помощью какой религии возвыситься над бренностью и телом. Если это получится (назовем это духовным ростом), если сверху взглянуть на бытие и будни человеческие, то увидим одни разделительные перегородки и границы: государства, нации, религии… Если возвыситься…»
2. Мораль и нравственность тоже почему-то стали понятийными синонимами, хотя имеют не только разное, но иногда и противоположное значение. Мораль – соблюдение норм и договоренностей, касающихся личности и общества, чаще формальных и внешних отношений. Нравственность же – компонент духовной культуры, более глубокое понятие, личное и даже интимное, определяющее отношения с самим собой и с богом, как совесть.
3. Образование и воспитание (в английском языке одно слово – education) дополняют друг друга, но не заменяют. Это далеко не одно и то же. Прежде всего, это должны понимать родители.
4. Цена и ценность полностью слились в условиях экспансии рыночной экономики, хотя цена – это всего лишь выражение условной стоимости в денежном эквиваленте (касается только торгово-экономических отношений, в межличностных отношениях оно неуместно), а ценность – это полезность, востребованность. Не правда ли, разновеликие понятия? О нашей ценности, о нашем истинном предназначении знает только Господь Бог и, может быть, догадываются мудрые родители. Эти понятия ни в коем случае нельзя объединять, сегодня они чаще противоположны, чем сходны. Словосочетания «сколько вы стоите?» или «назовите себе цену» уже не режут слух ни говорящему, ни слушающему.
5. Та же картина с ролями и масками: роли приходят и уходят, они естественны (сын, муж, отец, дед, подчиненный, руководитель), а маски искусственны и фальшивы – применяются, когда человек хочет казаться лучше, чем он есть. Здесь совсем близко корни социальной шизофрении.
В какой-то момент человек забывает, кто он есть на самом деле. Думает одно, говорит другое, а делает третье. Это уже не раздвоение личности, а растроение, точнее – расстройство… Вместе с подменой и слиянием понятий происходит формирование новых ценностей, вырастают двойные стандарты. Базарная, а зачастую и воровская мораль уверенно вытесняет культурные ценности, которые формировались десятилетиями. Формировались через семейные традиции, через литературу и искусство, через религию и идеологию. Сегодня оказывается, что «за все нужно платить». А принявшие эту формулу должны быть готовы (при отсутствии денег) рассчитываться лестью, покорностью, хитростью и лукавством. Не исключено, что дальше придется жертвовать собственным мнением, честью, гордостью, талантом, надеждой, мечтой…
Сказано громко и размашисто, но и за примерами ходить далеко не приходится. Не далеко, но боязно. Боюсь шокировать читателя. Мне кажется, мы все еще не в том состоянии, чтобы, «примерив на себя», не обидеться и не потерять интерес. Однако рискну обратить внимание на неоспоримые вещи: вынужденная коммерческая деятельность учителей и врачей, непонятные прайсовые стандарты судей и чиновников, гипертрофированный патриотизм и активная гражданская позиция, резко исчезающие ко времени уплаты налогов… Стоп, не дай бог незаслуженно обидеть одного настоящего специалиста – профессионала, гражданина или волонтера, даже если вокруг сотни ряженых.
Уточню: разговор идет не о странах, не о национальных движениях или политических течениях, которым присущи эти вирусы. Разговор идет о личности, о человеке (сильном и слабом, добром и злом) и его отношениях с миром, с собой и с Богом. Упомянутые примеры и еще многие-многие изменения приводят к тому, что племя постепенно превращается в стаю и стадо. Уже не только человек человека способен убить, но и брат брата. Это все последствия эпидемии социальной шизофрении.
Давайте вернемся к теме, только говорить о больных уже не будем (пусть ими занимаются врачи), будем говорить о здоровых и нездоровых, о нормальных и ненормальных. Сегодня, кстати, большинство врачей предпочитают работать со здоровыми – здоровыми и богатыми. У больных и бедных шансов вернуться в ряды здоровых или получить квалифицированную помощь все меньше и меньше. УВЫ.
Итак, о здоровых и нездоровых, нормальных и ненормальных. Как говорил один опытный психиатр: «Покажите мне психически здорового человека – и при тщательном осмотре я обязательно найду у него на голове шрам от нейрохирургического вмешательства».
1.2. Забавная психодиагностика
Теперь немного о диагностике в психотерапии, о том, как она выглядит сегодня. Существует международный классификатор болезней МКБ-10, в котором перечислены все заболевания (в том числе психические), и на его основе разработана система диагностики и лечения этих заболеваний. Этот классификатор постоянно меняется и совершенствуется. Прежде всего, меняется его терминология: если 20 лет назад заболевание называлось дегенератизмом, то 10 лет назад – это психопатия, а сегодня – социопатия. Так же совершенствуется и меняется лечение и особенно фармакология. Но главное, что со временем меняются и нормы психического здоровья, и МКБ-10 за этим процессом не успевает. Мне так кажется…
Еще недавно гомосексуализм считался серьезным отклонением, патологией, подробно описанной в МКБ-10 в разделе «Перверсии и половые извращения»: F64 – расстройство половых предпочтений и F65 – расстройство половых идентификаций. А сегодня это уже норма. Браки однополые – норма, родители однополые – норма… Рассматривается вопрос о проведении чемпионатов мира и Олимпийских игр для сексуальных меньшинств – так называемое движение GayGames. Это не шутка, это олимпийские реалии. А пройдет еще немного времени – и отрицание или непринятие новых норм будет осуждаться обществом и караться государством.
Быстро меняются нормы, не успевают вносить изменения в МКБ-10. Почему бы тогда не сделать нормой социопатию? Ну и что, что какой-то человек представляет опасность для общества? Почти как в старом анекдоте, где суд присяжных оправдывает маньяка-убийцу под предлогом того, что над ним в детстве издевались и заставили кушать любимого поросенка Яшу.
Беда в том, что людей таких становится все больше и больше среди представителей и самых обычных, и самых общественно важных профессий. Пускай бы их количество росло среди политиков, но среди учителей, врачей, военных… За что нам это испытание? Интересно бы по этому поводу узнать мнение квалифицированного психиатра 80-х годов.
Рискну предложить вариант упрощенной диагностики, с которой можно согласиться, можно не согласиться, которой можно пользоваться и не пользоваться. Однако задуматься стоит – хотя бы потому, что вслед будет предложен простой и доступный вариант терапии и аутопсихотерапии.
ШКАЛА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ. На сей раз рассмотрим ранее упомянутую шкалу, только без больных, короткий ее отрезок (I – здоровый, II – нездоровый).
1. Счастливый человек (редкое состояние): гармоничный человек, занимающийся любимым делом. Пребывающий в мире с собой и людьми. Благостный и самодостаточный. К этому человеку и этому термину мы еще, возможно, вернемся…
2. Цельный человек: тот, кто сумел сохранить мир внутри себя и адаптировался к внешним обстоятельствам. Он редко соответствует ожиданиям окружающих и не опечален. э.им. Это состояние не борьбы и не соглашательства, это состояние автономного сосуществования. Его девиз: «Не осуждай и не восхищайся. Созерцай».
3. Эффективный человек: тот, кто соответствует ожиданиям других, но далеко не всегда в мире с собой. Это эффективный специалист, оправдывающий требования и ожидания окружающих, не имеющий времени и смелости спросить себя: «Зачем живу?»
4. Уязвимый человек: тот, кто не очень доволен собой и не получает ни признания, ни достойного вознаграждения от общества. Он недооценен. Первый симптом такого состояния – суета.
5. Ограниченный человек, условно ущербный (пограничное состояние): не нужен ни себе, ни людям, опасен как для себя, так и для общества. Заметьте – ограниченный не в способностях, а в возможностях. Самоограниченный человек. Это потенциальный самоубийца и пациент «психушки». Это последняя ступень перед болезнью, а дальше – стрельба в школе по детям и летчик, направляющий самолет с людьми в скалу. Дальше болезнь: социопатия, психопатия, дегенератизм. В классической психиатрии существует специальный раздел «Пограничные расстройства».
Настораживает то, что все эти состояния применимы к одному и тому же человеку, здоровому и нездоровому, нормальному и ненормальному в разное время года, месяца и суток… Применимо это и к нам с вами. Ведь никто из нас не назовет себя жадным, злым или глупым. Так же как и уязвимым или ущербным – никто и никогда! А рассмотреть такую вероятность не помешало бы, хоть изредка. Это первый шаг. Ведь данную классификацию можно рассматривать и как стадии прогрессирующего заболевания.
Теперь поговорим о группах людей, сформированных перечисленными типажами. О социальных группах, которые формируются, живут, развиваются, переходят из одного состояния в другое (состояния, перечисленные и упомянутые выше). Немного о социальной психиатрии.
I. Здоровые люди.
II. Нездоровые люди (группа риска, требующая особого внимания).
III. Условно здоровые (это самая многочисленная группа, пока еще большинство).
А теперь вернемся к понятиям нормальности и ненормальности, вернемся к психической норме. Где она, кто ее формирует? Насколько объективно МКБ-10 отражает ее? Как было раньше и как обстоят дела теперь?
ТАК БЫЛО РАНЬШЕ:
IV. Нормальные люди.
V. Ненормальные люди.
А ВОТ ТАК ТЕПЕРЬ:
IV. Нормальные люди. V. Ненормальные люди.
Похоже, что границы нормы расширяются, а патологии становятся условными. Те, кого 20 лет назад относили к группе риска, сегодня сами лечат и учат… Вчерашние социопаты сегодня эффективные управленцы, смело принимающие решения, которые изменяют судьбы людей, коллективов, стран и народов. По моему мнению, в гражданских войнах, революциях и других массовых психозах – религиозно-эзотерических, отчаянно-музыкальных, спортивно-фанатичных мероприятиях (кратко говоря – в эпидемиях социальной шизофрении) – c энтузиазмом участвуют эффективные, уязвимые и самоограниченные люди, то есть группа риска. В этом состоянии человек пытается убежать от себя, от своих комплексов (неважно, где и когда он их приобрел), от своей ущербности. Человек не желает замечать и признавать внутренние проблемы и борется с ними же во внешнем мире, безжалостно экспериментируя с другими, зачастую с самыми близкими людьми. При этом перенося свою внутреннюю неполноценность наружу. Ведь в других нас больше всего раздражают недостатки, присущие, в первую очередь, нам самим.