Необходимо стать совершенно пустым. Единственное духовное переживание, которое достойно называться духовным, – это переживание пустоты. Всё остальное – игры ума.
* Люди зачастую принимают за духовные те переживания, которые таковыми не являются. У одних поднимается кундалини, и они думают, что стали высоко духовными – здесь нет ничего подобного, это физиология. Не обманывайтесь этим. Если вы видите свет, ваш ум становится более концентрированным, но это по-прежнему ум. Это по-своему хорошо, но и здесь нет ничего духовного. Приходят люди, которым являются видения, как Кришна играет на флейте, а Будда сидит под деревом бодхи; они ждут, чтобы я сказал: «Да, вы достигли! Вы познали! Именно это и есть духовность». Чего еще можно ожидать? Кришна играет на флейте… Такое необычайное переживание. Но это не имеет ничего общего с духовностью. Хорошие грезы, прекрасные грезы. Наслаждайтесь! Но не обманывайтесь! В них нет ничего духовного.
Духовность нельзя переживать. Если вы ее переживаете, это нечто от ума, нечто от тела. Как вы можете переживать самого себя? Вашу сущность нельзя свести к объекту, вы остаетесь субъектом. Все остальное, что вы можете увидеть, не будет вами. Вы – тот, кто видит. Духовность – это не объект. Ее нельзя наблюдать или видеть. Вы и есть это – тот, кто видит, наблюдатель. Когда вы это поймете, все переживания исчезнут.
Когда нечего видеть, когда нет объектов для наблюдения, а только обширное осознавание, которому не препятствуют никакие переживания, только тогда вы стали духовными.
Кундалини, свет, видения – все исчезает. Это станет хорошим показателем того, что вы растете, ибо в них нет ничего от духовности. Духовность идет за пределы всего. Остаетесь только вы – полностью осознанные, пробужденные – а все остальное исчезло.
(По материалам книг Ошо: «Библия Раджниша», «Поиск», «Тайна», «Медитация – искусство зкстаза», «Древняя музыка в сосновом лесу», «Оранжевая книга».)
Подведём итоги
Похоже, что с пониманием истинного смысла слова «медитация» мы определились. Это «глубокое расслабление в собственное бытие», центрированность, осознание того, что источник жизни – в тебе самом. Однако мы по-прежнему повсеместно используем это слово в смысле «размышление», т. е. говорим: «Я помедитирую над этим», «Мы проведём медитацию на эту тему» и т. п. В разных книгах каких только вариантов не найдёшь. Что особенно удивительно, самый противоречивый обнаружился в «Современном толковом словаре русского языка»[1]: «Медитация (от лат. meditatio – размышление). В индуизме: состояние внутренней сосредоточенности, самосозерцания, требующее отрешённости от внешнего мира и концентрации своих мыслей на каком-либо предмете для достижения духовного прозрения».
С позиции Ошо, такая трактовка – чистой воды абсурд: «в одном флаконе» и отрешённость, и концентрация мыслей! Но ведь такое понимание укоренилось в сегодняшнем сознании. И что делать? Может, оставить всё как есть? Хочется кому-то определить медитацию как размышление, пусть так считает и «занимается медитацией». Кому-то помогает расслабление и самогипноз – пожалуйста. А кто понимает медитацию иначе, пусть практикует по-своему.
В название упражнений тоже не мешает внести определённость. Если раньше я, особо не вдумываясь, называла медитацией чуть ли не каждую технику (энергетическую, визуальную, психотерапевтическую), то теперь не стану этого делать: не всякая техника может привести к медитации. В книгах Эрнеста Цветкова вообще только один раз встречается это слово (в главе, так и названной – «Медитация») и только для того, чтобы представить медитативное упражнение для расширения сознания. А все остальные он называет праксисы. Микрокосмическая орбита, например, тоже праксис, иными словами, практика или техника. Думаю, наиболее разумно называть упражнения как приём, техника или практика. Хотя и не в названии суть. Например, дыхание – это техника? Конечно, если это осознанное дыхание. Оно может стать и мощной медитацией, но в самом начале – это техника, причем основополагающая и самая древняя. С неё начинается ощущение энергии, как присутствия жизни в теле.
Дыхание – основа жизни
«Человек может не двигаться, не говорить, не слышать, но пока он дышит, он существует, а с исчезновением дыхания прекращается и сама жизнь. В этом смысле оно является главным принципом Бытия. Именно поэтому на основе специальных приёмов дыхания были разработаны целые системы психотехник, способствующие единению с первоистоком Вселенной», – считал учёный, профессор МГУ Л. Гримак, многие годы изучавший биоэнергетическую систему человека и её связь с природными источниками энергии. На специальных дыхательных техниках как раз и базируется Система Усуи Рэйки Риохо: нижнебрюшное дыхание Ки, Ха-до, Гассё, дыхание через чакры и т. п.
Наиболее глубоко подошёл к раскрытию значимости дыхания современный духовный учитель Экхарт Толле, введя понятие внутреннего энергетического поля человека как канала доступа в Непроявленное, своего рода моста между физическим телом и духовным измерением.
Проникновение в глубины тела
(Техника Э. Толле)
Превратите эту практику в медитацию. Сначала убедитесь, что вас не будет отвлекать никто и ничто: ни люди, ни телефонные звонки.
Сядьте на стул, но на спинку не опирайтесь. Расправьте плечи. Это поможет вам остаться бодрым и бдительным. Впрочем, можете принять вашу любимую позу для медитации.
Полностью расслабьтесь. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Дышите нижней частью живота. Прочувствуйте, как расширяются и сжимаются стенки живота с каждым вдохом-выдохом.
Затем осознайте внутреннее энергетическое поле вашего тела. Не думайте о нём – ощутите его. Таким образом вы отнимаете у ума своё сознание. Сосредоточьтесь только на этом ощущении. Направьте внимание в самую его глубь, станьте с ним одним целым.
Направляя внимание вглубь внутреннего тела, вы можете достичь той особенной точки, где мир растворяется в Непроявленном, а Непроявленное принимает форму энергетического потока ци. Это точка рождения и смерти.
Ци — это движение, а Непроявленное – покой. Достигая точки абсолютного покоя, который, тем не менее, наполнен вибрациями жизни, вы выходите за пределы внутреннего тела и за пределы ци и достигаете самого Источника, Непроявленного. Ци – это связующее звено между Непроявленным и физической Вселенной».
(Практикующий упражнения Рэйки Риохо поймёт, что «точка абсолютного покоя» – это Тандэн, а «точка рождения и смерти» – Хара.)
Энергетические упражнения
Все представленные ниже техники основаны в первую очередь на пробуждении «внутреннего энергетического поля человека», которое, по выражению Э. Толле, является «дверью из тюрьмы эго, мостом к божественному». Оно позволяет углубиться в психику для обнаружения и исцеления проблем и страхов.
Самая древняя медитация
Випассана (так назвал её Будда) – это йога, или дисциплина, наблюдения за дыханием и телом. Ничего нет проще. Но именно через наблюдение мы делаем первые шаги к осознанности (объединению ума, души и сознания).
Самый простой способ – наблюдение за животом, за тем, как он на вдохе слегка выпячивается, а на выдохе втягивается.
Следующий этап – наблюдайте за ноздрями, чувствуйте, как воздух касается их, а потом следуйте за ним вниз. Вы обнаружите место, где дыхание на миг останавливается и снова направляется наружу, а вы следуйте за ним, снова ощущайте ноздрями касание воздуха. И вы снова ощутите точку, где дыхание останавливается на краткий миг. Это не вы останавливаете его, оно само останавливается.
Вдох, остановка, выдох, остановка, вдох, остановка и т. д. Никакого усилия, только наблюдение, ничегонеделание, всё идет само по себе. И постепенно вы незаметно погружаетесь внутрь себя, дыхание как бы останавливается. Вы есть, а дыхания нет, вернее, оно становится автоматическим: вдох, выдох, остановка регулируются сами по себе.
Следующий этап Випассаны – осознанное наблюдение за телом. Просматривайте свое тело с кончиков пальцев ног, посылая улыбку всем его частям тела и внутренним органам. Наблюдая за телом, отслеживайте ощущения, мысли и чувства. Просто наблюдайте, не оценивайте.
Следующим этапом Випассаны может стать осознанность во всём: это как бы объединенный способ. Осознавай свои действия, своё тело, свой ум, сердце. Иди с осознанием того, что ты идешь. Двигаешь рукой – осознавай это движение, ведь ей можно двигать и механически. Гулять можно, не думая о ногах, а можно замечать каждый свой шаг, каждое движение тела.
Во время еды наблюдай за своими действиями, чувствами и ощущениями. Принимая душ, осознавай прохладу и звук льющейся воды, упругость и мягкость струй, свои ощущения… Просто стань внимательным.
То же касается и ума. Задавая вопрос, осознавай его мотив. Отвечая, осознавай ответ. Наблюдай за мыслями, не давая оценку происходящему. Есть факт (льёт дождь, например), и ты его наблюдаешь. Отмечай своё настроение как бы со стороны, при этом наблюдай и за дыханием, тогда начнешь отмечать, что оно разное в раздражении, возбуждении или радости. Но когда оно выравнивается при осознанном наблюдении, то меняются и мысли, и настроение. Этот опыт приближает нас всё больше и больше к целостному восприятию себя.
Осознавание тела
Это упражнение лучше выполнять лёжа. Лягте на спину, руки положите ладонями вверх вдоль тела. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха, сконцентрируйтесь в Тандэне и произнесите про себя фразу: «Я осознаю своё тело». Некоторое время просто наблюдайте за вдохом и выдохом.
Теперь перенесите внимание на пальцы левой ноги и начинайте просматривать каждый палец, ступню, щиколотку, голень, бедро. Затем таким же образом просматривайте правую ногу, левую руку, правую руку, ягодицы, спину, живот и грудь, шею, лицо, голову. Затем переходите к внутренним органам. Заканчивайте просмотром позвоночника от копчика вверх.
Теперь вообразите себя лежащим на золотистом песке на берегу океана жизни. Его волны накатывают на ваше тело с ног до головы, очищая каждую клеточку и насыщая её энергией. И так несколько раз. Постепенно вы станете ощущать себя покачивающимся в тёплых, нежных волнах. Тело исчезнет, останется ощущение существования в океане Единого, в благодати. Пробуждаетесь вы освежённым и здоровым.
Пояснение. Если вы станете просматривать своё тело подробно и тщательно, то вы, скорее всего, уснёте или «провалитесь». Хотя испытав приятное переживание, всё-таки цели данного упражнения, осознания тела в целостности, не достигнете.
Сохранять бдительность наблюдателя удаётся не сразу, это приходит с опытом, который еще предстоит наработать. Поэтому поначалу просматривайте тело не слишком медленно. Важно при этом не терять чувства любви и признательности к своему телу, каждой его части. Тело может откликнуться определённой ассоциацией, воспоминанием, эмоцией.
Приобретя опыт самонаблюдения, вы сможете потом проделывать это упражнение быстро, останавливаясь по своему желанию на тех частях тела или органах, с которыми вам захочется пообщаться более обстоятельно. Тут можно применить и символы Рэйки, и высказать намерение. Вас поведёт по этому пути собственное сознание, потому что оно хранит все образы вашего мышления и образы мира. И однажды наступит такой момент, когда вы абсолютно отчётливо, осязаемо ощутите внутри своей плоти нечто тонкое и живое, свою душу. Она-то и есть – ваша самость. Это будет как озарение и, возможно, только однажды. Но этого будет достаточно, для понимания того, что ты сознателен, пробудился и больше не спишь. Ты ощутишь себя не плотью-телом, а высшей сущностью, временно находящейся в его рамках.
Тандэн (накапливание знергии)
Теперь мы можем перейти к упражнению, которое позволит нам осознать себя устойчивым и сильным существом, питаемым из неиссякаемого источника. Это место – нижний Даньтянь (у японцев – Тандэн). Это внутренний аккумулятор энергии, центр покоя и силы, или осознающий ум. Когда мы погружаемся в это место, то способны собирать сюда энергию одной лишь силой сосредоточенности.
Сядьте на стул с прямой спиной, ноги под прямым углом, носки слегка повёрнуты внутрь. Сделайте глубокий вдох и с выдохом отпустите все мысли.
Сложите руки перед грудью в Гассё. Затем вдохните в макушку и опустите энергию по позвоночнику в Тандэн. После каждого вдоха на 3–4 секунды задержите дыхание, потом делайте выдох через ладони. Эта техника (она называется Юки) позволит наполнить Тандэн энергией.
Продолжайте делать вдох в Тандэн через сложенные ладони и таким же образом выдыхайте обратно. (После этого можно приступать к лечению. Но у нас в данном случае другая задача.)
Теперь представьте свои ноги глубоко укоренёнными, вдохните в сердце и пошлите вниз улыбку любви и благодарности матери-Земле. Через некоторое время вы почувствуете сильный восходящий поток, вливающийся в живот.
Снова вдохните в сердце и пошлите вверх через макушку свою любовь к Творцу, к источнику жизни Вселенной. Почувствуйте отклик неба. Снова направьте своё внимание в Тандэн – здесь смешиваются оба потока.
Теперь опустите руки. Ощутите точку Хара (на 2–3 пальца ниже пупка). И держитесь за это место, центр Тандэна. Как только вы в нём сосредоточитесь, то почувствуете, что центральный канал станет как натянутый лук.
Не теряйте центрированности, не выскакивайте из Тандэна. Здесь ваша внутренняя вселенная, которая вбирает в себя силу осознавания через энергию жизни.
Круговое наблюдение
Упоминание об этом упражнении есть в книге П. Успенского «В поисках чудесного». Он пишет о том, что на занятиях со своими учениками Г. Гурджиев предлагал им много упражнений для постепенного расслабления тела, начинавшихся всегда с мускулов лица, а также упражнений на ощущение рук, ног, пальцев.
В этом упражнении человек не последовательно, а как бы хаотично концентрируется на ощущениях в разных частях тела. Г. Гурджиев называл это «круговым ощущением». П. Успенский не даёт подробного описания такой техники, но она, в сущности, проста. Когда вы её проделаете, то помимо пульсаций в теле можете ощутить небольшой жар, устранение локальных болей, активизацию энергетических центров, глубокое успокоение и даже засыпание.
Упражнение начинается в положении лёжа на полу, расслабьте всё тело, начиная с лица. Затем сконцентрируйте внимание на желании почувствовать свой нос. Достигнув этого, перенесите внимание на левое ухо и постарайтесь почувствовать его. Когда у вас это получится, переключите внимание на правую ступню, затем на левую, потом на левую кисть, а затем на правое ухо, потом снова на нос. Вообще, можете концентрироваться как вам захочется: лоб – колено, крестец – шея, голень – плечо и т. д. Заканчивайте позвоночником и опуститесь в Тандэн – необычные ощущения гарантированы.
Пояснение. Это упражнение, помимо всего прочего, выполняет одну необычную функцию: оно разрывает круг привычного, встряхивает сознание. Когда человек решает заняться познанием себя и думать по-новому, любые привычные движения и ощущения удерживают его на старом пути, а вот необычное и новое меняет стереотипы, пусть даже немного, совсем чуть-чуть, но меняет.
Джёти
(концентрация на пламени свечи)
Поставьте перед собой зажжённую свечу (или представьте пламя свечи). Сядьте на коврик или на стул в удобной позе, полностью расслабьте всё тело. Почувствуйте себя глубоко укоренённым в земле. (При желании можете визуализировать и вдохнуть символ-иероглиф Рэйки.)
Смотрите несколько минут на пламя свечи, концентрируясь в Тандэне, потом закройте глаза.
Представьте, что джёти, пламы свечи, приближается к вам и в области Аджна-чакры (между бровями) входит в голову. Оно освещает всю голову изнутри, и ваш ум становится чистым и спокойным. Постепенно свечение устремляется к левому глазу, потом к правому, делает глаза здоровыми и помогает им видеть красоту мира.
Джёти очищает левое ухо, правое, очищает весь слух. Теперь вы не станете слушать сплетни и пересуды.
Он очищает ноздри, носовые ходы. Теперь вы будете дышать свободно. Вдыхайте светлые мысли и выдыхайте мысли нечистые.
После этого пламя очищает рот и язык. Вы будете говорить мягко и ласково со всеми, говорить только правду. Вы будете наслаждаться сохранением тишины, так как только в тишине можно услышать голос Бога в самом себе.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Кузнецов С. А. Современный толковый словарь русского языка. – М.: Ридерз Дайджест, 2004
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги