Книга История почти Всего – 1. Помним всё - читать онлайн бесплатно, автор Рем Ворд. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
История почти Всего – 1. Помним всё
История почти Всего – 1. Помним всё
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

История почти Всего – 1. Помним всё

Создается ощущение того, что Москва начала прошлого века отличается от нынешней столицы так же, как румяная, любящая наряды и развлечения девушка, от бледной, не понимающей, чего она сама желает, меланхоличной дамы.


7. Православный храм.

1) Престол (алтарь, от лат. аltarium, «высокий», навершие жертвенника). Название распространено в православной традиции. Изначально (в дохристианскую эру) алтарь сооружается из земли, глины, камней (по возможности, цельной каменной глыбы) в местах, где наиболее ярко произошло взаимодействие с высшей силой – у ручья, на поляне, в роще, на вершине горы. В Древней Греции алтарь (мощное каменное основание) по существу, является и самим храмом.

Православный престол являет собой стол квадратной формы, место таинственного присутствия Бога. Здесь располагаются священные реликвии. Первое – антиминс, платок, со знаком креста, с вшитыми в него частицами мощей какого-либо великомученика, а также и подписью архиерея епархии, к которой относится храм. Антиминс является своего рода документом, разрешающим совершение литургии. При совершении богослужения антиминс разворачивается, на него ставятся потир и дискос – сосуды для вина и хлеба, необходимые для причащения. Прикасаться к платку могут священнослужители в полном служебном облачении, либо с одетой лентой епитрахиль. В определенных случаях, благодаря своей силе, антиминс может заменять собой и сам престол.

2) Евангелие (Новый Завет).

3) Один, или, чаще два, напрестольных креста. Кресты применяются при совершении литургии, на благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения, освящении воды на Богоявление, и особенно торжественных молебнах.

4) Дарохранительница (кивот). Священный сосуд, шкатулка, где хранятся святые Дары – Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения (Евхаристии, от др. греч. благодарение, честь, признательность). Тело – круглый, несколько раздвоенный, в знак божественной и человеческой природы Иисуса Христа, напоминающий печать кусочек хлеба, просфора (προσφορά – «приношение»), приготовляется из пшеничной муки, с добавлением дрожжей, на воде и соли. Вино – в православии обычно красное, сладкое (кагор). В латинском обряде литургический хлеб называется опресноком, гостией (лат. «жертва»), либо облаткой (лат. oblatio – приношение, предложение, дар), он выпекается исключительно из смешанной с водой муки, и напоминает тонкую монету. Вино, как правило – белое.

Таинства Евхаристии состоят из а) проскомидии (греч. «подношение»), когда священник, после чтения молитв о ниспослании Святого Духа, в присутствии многих верующих, но и при закрытых Царских Вратах приготовляет на Престоле Кровь и Тело. Вино смешивается с водой и вливается в потир. Просфоры надрезаются специальным копием – ритуальным обоюдоострым ножом с треугольным лезвием. в) Литургии оглашенных (наставляемых в вере, а также кающихся и отлученных от причастия). В великой ектении (греч. «протяженное моление») возносятся (сначала) глобальные, затем меньшие, общецерковные и общественные, затем и личные прошения. а) Литургии верных (присутствуют только лица, принявшие крещение). Приготовленные Святые Дары торжественно переносятся с жертвенника на престол через Северные врата: перед иконостасом, верующими. После того Царские Врата закрываются, задергивается алтарная завеса. Оставшиеся одни священники читают евхаристическую молитву анафора, по окончании которой происходит Возношение (поднимание вверх) Святых Даров. В этот момент, таинственным образом, вино и хлеб претворяются в Кровь и Тело Христовы.

Священники причащаются, затем причащают Святых Христовых Тайн и мирян.

В римском обряде Евхаристическая Литургия называется Месса (возможно, от римского missio – миссия, послание). Принципиальных различий нет. Служба проводится на латыни.

2. Жертвенник. Четырехугольный стол, укрытый в такие же «одежды», что и престол, слева от горнего места (северная часть храма). Место расположения священных сосудов, а также хлеба и вина – даров христиан, пригодных для совершения евхаристии. В перерывах между богослужениями закрывается пеленой.

Горнее место – часть православного храма напротив престола, у центральной части восточной стены. В небольшой нише, на некотором возвышении устроена кафедра (трон, Горний престол) для архиерея. Трон окружают полукругом сиденья (синтрон) священников меньшего ранга. В некоторых приходских храмах горнее место обозначено лишь лампадой, либо же высоким подсвечником со свечами.

3. Алтарь. Пространство между полукруглой (восточной) стеной – апсидой и иконостасом.

4. Пономарская (северная), она же иногда «райская», из-за обычных сюжетов росписи, дверь в иконостасе.

5. Ризница (ризохранилище, диаконник). Место в алтаре, несколько шкафов, либо отдельное помещение для хранения богослужебного одеяния священников и церковной утвари.

В ризницу ведут южные, иначе, диаконные двери иконостаса.

Духовное лицо, отвечающее за ризницу – ризничий. В католических храмах ризница называется также сакристия (лат. sacrum – священная утварь). Месса начинается с торжественного выхода священнослужителей из сакристии. Здесь же можно приватно переговорить с духовным лицом.

Пономарь – др. греч. «привратник», он же алтарник, дьячок, служитель православной церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе (возвышения по бокам солеи), следить за порядком, прислуживать при богослужении.

Дьякон – от др. греч. служитель, лицо, проходящее служение на первой, низшей степени священства. Ниже его в церковной иерархии лишь подьячий, иподиакон – клирик (исто верующий, но не рукоположенный в сан прихожанин). Дьякон не вправе самостоятельно совершать таинства. Обращение к дьякону в торжественных случаях, обычное, но не зарегистрированное в церковном протоколе РПЦ: «Ваше благовестие», «Ваше громогласие», или «Ваше боголюбие».

6. Иконостас. В православии – алтарная перегородка, состоящая из рядов икон, отделяющая храм (прихожан) от алтаря, соответственно, священников, и ритуала священнодействия. В западной традиции столь четкого отделения народа от иерархов не существует.

7. Клирос (от др. греч. получение места или земли по жребию). Возвышение, иногда частично огражденное, для певцов или чтецов. Иногда «клиросом» называется и сам хор певчих.

8. Солея (от лат. ровное место, основание). Возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом. В передней части солеи расположен амвон (др. греч. «выступ, возвышение») с кафедрой (др. греч. кресло, трон), символом власти епископа, или же, в католических и протестантских храмах – пюпитром, для удобства чтения священных текстов.

9. Средняя часть храма. Место для прихожан. В ортодоксальных (православных) храмах служба принимается стоя, в римско-католических и протестантских – сидя на скамьях (иногда, по знаку священника, поднимаясь).

10. Притвор (от лат. praetorium, место для палатки претора, позже – центральная площадь города). Проходная часть храма, прихожая. В до-никонианской православной церкви притвор обычно весьма вместителен, рассчитан на совместную трапезу, сбор народа во время каких-либо чрезвычайных происшествий, обогрев странников в холодное время года (суток), и т. п.

11. Свечной ящик, буквально – церковная лавка. Теоретически, торговля здесь не происходит, а принимаются пожертвования на храм. В теории же, в случае крайней нужды, можно попросить свечу бесплатно. Практически, (ныне) торговля различными товарами (вино, свечи, книги), включая и вполне светские календари, картины ведется в средней части храма.

12. Паперть (от лат. atrium, ater – «закопчённый», «чёрный», помещение, почерневшее от копоти, либо от лат. pauper – «бедный») – непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. Первое храмовое возвышение. Обычно в середине паперти устаивался бассейн, в котором верующие умывали руки и лицо, прежде, чем войти в церковь. Обычное место для нищих, просящих подаяние у прихожан.

8. Стандартная крестьянская изба (от слова «истба» – «истопка»). Обычный «метраж» – 25 квадратных метров, при отсутствии четко выраженных комнат («студия»), рассчитан на проживание семи или восьми человек.

В до-христианскую эпоху перед строительством жилища мастера должны принести в жертву какое-либо животное, лучше всего – коня; которое таким образом, передает сооружению свою разумную, совершенную форму. Отголосок поверья – укрепление на крыше избы деревянной конской головы.

1) Печь с лежанкой (полатями). Основание 2×1,5 м., высота около 1,5 м. До начала 18 века дым выбирается через двери и оконца в стенах («по-черному», в т.н. «курной избе»), после по деревянному коробу, …трубе из огнеупорного кирпича. В теле печи имеются многочисленные выемки (печурки, горнушки) для приготовления пищи или же сушки одежды. Здесь же расположены бадья с водой и полотенце, для умывания. На полати можно забраться по двум или трем высоким ступеням – приступкам. Варят, жарят кушанья, выпекают хлеб в устье печи, перед горящим топливом, или же несколько дальше, в топке (горниле) растапливаемой или остывающей печи. Растапливается печь обычно один раз в день, утром, тогда же приготовляется еда: часть которой хранится теплой (томится) до обеда и ужина в выемках. По распространенному поверью, пространство под печью, или же за нею – законное место обитания домового.

2) Печной (бабий угол, он же куть, теплюшка, солныш). Располагается между устьем печи и противоположной стеной. Иногда он может называться и чулан, хотя обычно это помещение в сенях, для хранения каких-либо вещей, либо и сна в теплые дни. Огораживается угол занавеской либо дощатой, не доходящей до потолка, перегородкой. Владение женщин и, прежде всего, старшей (по возрасту) из них в доме.

3) Судная лавка. Месторасположение домашней утвари и заготовок для приготовления пищи. Предметы обихода, инструменты, и т. п. располагаются также и на полках, проходящих по всему внутреннему периметру избы (кроме Красного угла)

4) Святой (красный, передний, кутный) угол. Расположен по диагонали от печи, обычно на восточной стороне избы, в противоположность представленной здесь схеме, чаще напротив входной двери. В таком варианте дверь, сени и подклеть располагаются слева (остальное почти ничего не меняется). Аналог церковного алтаря в жилом помещении. Помимо икон (божниц) на полках Красного угла располагаются: сосуд с освященной водой, свечами, веточками пасхальной вербы. В верхнем ряду стоят, отгороженные занавесками от скамеек, иконы Спасителя (центр), слева от зрителя – Богородицы, справа – обычно, Николая Угодника. Древневеры ограждают лики икон от посторонних глаз белыми полотнищами, т.н. благовестками. Состав остальных божниц (персональные иконы) подбирается по усмотрению членов семьи. Посторонние войти в Красный угол, в норме общепринятого поведения, вольны лишь по особому приглашению хозяев.

5) Коник. Широкая лавка, являющаяся также сундуком с откидной плоской крышкой. Отгораживается от входной двери вертикальной доской-спинкой, как правило, выполненной в виде конской головы. Для женщины сидение на конике (мужское место), кроме неких особых случаев, считается неприличным. Почетное место гостей-мужчин.

6) Обеденный стол. Считается «дланью Бога», подающей пищу, располагается в Красном углу. Мужчина-хозяин восседает под образами, старший сын по правую сторону, следующий по левую, и т. д. За исключением особых случаев, еда подается в общей (обычно – деревянной) чаше. Прием пищи проходит в глубокой тишине. На праздники массивный стол (обладающий способностью скользить на полозьях) выставляется в середину избы. В присутствии значительного числа гостей женщины пируют отдельно, в своем солныше.

7) Долгая лавка. Длинная лавка, идущая от Красного угла вдоль всего фасада. По большому счету, считается женским местом, преназначенным для прядения ткани, вышивания, и т. п.

8) Кутний угол. Место расположения бадьи с питьевой водой или квасом.

9) Примост. Деревянный настил для сна. Обычно дополняется вторым ярусом – полатями, по существу, являющимися продолжением полатей печных. Как правило, обиталище детей и холостой молодежи. Кровать ниже предназначается для владельцев жилища – мужа и жены, их родителей, либо (в холодное время года, когда уже нельзя ночевать в сенях или клети) молодых пар. Считается обычным спать и на соломенных тюфяках, возле двери или печи, без какого-либо настила. В летнюю пору отдохнуть можно и на завалинке – приваленной к стенам избы для вящей крепости и теплосбережения, покрытой травой груде земли.

10) Сундук.

11) Сени. Тамбур, холодная кладовая, гостевая комната в теплый период. Объединенные короткими или длинными сенями жилые помещения, хозяйственные постройки, амбары, и т.д., образуют собой пресловутые хоромы.

12) Клеть. Кладовая, летнее жилище, спальня. Поклеть – подпол, погреб, охватывает обычно пространство и под всем домом.

Над клетью может быть устроена горница – неотапливаемое жилое помещение с большими окнами на все стороны, признак богатого дома. Иногда здесь располагается печь, округлая или четырехугольная, с изразцами, по образцу голландской. Подобна горнице светлица – но в ней определенно нет печи, хотя бы топочной ее части. Обогрев (в малой степени) производится печным боком, или оштукатуренным дымоходом.

Горницы и светлицы предназначены для выполнения женского рукоделия, других работ, хранения чего-либо, а также, вероятно, и мечтаний девушек о чем-то таком неопределенно-хорошем.


…В Нижнем Новгороде собирается Второе ополчение. Формирование его сил изначально основывается на союзе представителя дворянства – глубокомысленного князя Пожарского и крестьянства – хозяйственного земского старосты Минина. Из добровольных пожертвований создается казна, которой неплохо, без задержек, оплачивается помощь опытных служилых людей. У стен Москвы численность войска достигает десяти тысяч человек – примерно в десять раз меньше Первого ополчения; при этом, оно несравненно лучше организовано и внутренне согласовано. В начале сентября 1612 года, после низложения Лжедмитрия Третьего удается отбить обоз с продовольствием для осаждаемых, освободить большую часть Москвы и, в октябре – занять Китай-город. Остается Кремль, в стенах которого поляки и русские боярские семьи уже повсеместно занимаются каннибализмом. Поставив свой полк у его стен, Пожарский защищает бояр и один из двух крупных польских отрядов. Второе формирование польско-литовского гарнизона попадает в стан казаков Трубецкого, и полностью теми истребляется. Войска Минина и Пожарского входят в Кремль 6 ноября 1612 года, у Лобного места совершается торжественный молебен в честь их победы. Новая польская армия, находящаяся на полпути к Москве, после того, как до Сигизмунда и Владислава доходят вести об этих событиях, останавливается под Волоколамском.

В январе 1613 года созывается всесословное собрание, включая крестьян, Земской собор, цель которого – избрание нового царя и династии. В числе претендентов Пожарский, Трубецкой, шведский Карл Филипп, Владислав, а также Иван, сын Марии Мнишек. Судьба этого ребенка складывается печально; в 1615 году из Астрахани его переправляют в столицу, где и казнят вместе с атаманом Иваном Заруцким.

Выборы выигрывает шестнадцатилетний сын патриарха Филарета, Михаил Федорович Романов. Патриархам не положено заводить семью и вообще, жить половой жизнью, но Федор Никитич Романов и его жена Ксения Ивановна не всегда имели монашеский чин. Уйти в монастырь им пришлось при Борисе Годунове, видевшим в них претендентов на престол, но, к тому времени у них уже имелся сын Михаил. В 1611 году Филарет становится «нареченным» патриархом в Тушинском лагере, параллельно пребывающему в Москве Гермогену, затем вывозится поляками в Польшу, но, находит способы сообщаться с Земским собором.

Итак, к Михаилу Федоровичу и его матери, Марфе, укрывающимся от преследований поляков в Ипатьевском монастыре (Кострома), прибывает из Москвы посольство Земского собора из Москвы и сообщает важное известие. Застенчивый юноша становится первым царем династии Романовых. Ему и его окружению предстоит, в частности, отдать неприятное распоряжение о казни малолетнего сына Лжедмитрия. Эта жертва словно бы запечатывает вход новым самозванцам, но остается пятном в истории русского народа – до тех пор, пока, может быть, историки докажут, что этого никогда не было.

Через три года польские войска, вместе с запорожскими козаками православного шляхтича Петра Конашевича (Сагайдачного) пытаются восстановить в правах короля Владислава Вазу, штурмуют Москву, но неудачно. Тем не менее, согласно т. н. Деулинскому миру, заключенному в 1618 году, Россия теряет 26 городов, в том числе ключевые Смоленск, Чернигов и Путивль – вместе с населением, кроме духовенства и дворянства, которым разрешается перейти на русские земли. Владислав по прежнему претендует на русский престол.

В 20 лет Михаил Первый собирается жениться, и, осматривая строй невест, останавливает свой выбор на некоей Марии Хлоповой. Но, девушка не нравится его матери, по ее наущению медики делают вывод, что «Мария Хлопова к царской радости непрочна». Другие лекари приходят совсем к иному заключению, однако, последнее слово оказывается все же за инокиней Марфой. Через некоторое время, при содействии отца, вернувшегося из польского плена патриарха Филарета, Михаил почти уже женится на Хлоповой, но, влияние матери опять перевешивает. В конце концов царь заключает супружеский союз с Евдокией Стрешневой, наперсницей одной из прибывшей на смотрины боярыни. Брак довольно счастлив, если не считать того, что, даже при царской заботе, шестеро из десяти детей умирают, не достигая совершеннолетия (обычная статистика того времени).

В 1636 году Михаил объявляет войну Польше, его войска осаждают Смоленск. Однако, бездарные воеводы теряют инициативу, возвращаются в Москву с 8000 человек при начальном числе 32000. Сохраняется статус кво, единственный плюс – король Польши (иначе – Речи Посполитой, объединения Великого княжества Литовского и, собственно, самой Польши) Владислав отказывается, наконец, от притязаний на русский престол.

В 1645 году царем становится сын Михаила, Алексей Михайлович (Тишайший). В его правление происходят: формальное воссоединение Украины и России, Медный и Соляные бунты и, отметим особенно, церковный раскол. Вина патриарха Никона в том, что он не смог провести реформу церковных обрядов мягко, со всей необходимой разъяснительной работой. Его разлад с царем вызван не заботой о народе, а, единственно, собственной гордыней. Церковный собор 1666 года поддерживает реформу Никона, предает проклятию (анафеме) старообрядцев (стало быть, ставит под сомнение религиозность своих предков) и, независимо от этого всего, осуждает непокорного патриарха на заточение в монастырь. Открытое сопротивление столь безбожно вводимому религиозному уставу длится по меньшей мере, до взятия войсками Соловецкого монастыря в 1676 году; в живых остаются 14 монахов из 500. В 1654 году, в связи с присоединением Гетманщины, или, точнее, войска Запорожского (Земский Собор 1653 года, Переяславская Рада) начинается еще одна русско-польская война. Объединенные войска Бутурлина и Хмельницкого добиваются значительных успехов, сражаются уже на территории этнической Польши и Литвы; но вступление в войну Швеции, угрожающей обоим государствам, выхватившей из под носа России Варшаву и Краков, заставляет стороны конфликта подписать Виленское перемирие. И, помимо того, обнаруживается интересная перспектива избрания царя Алексеем Михайловичем (Тишайшим) на польский престол.

Заметим между прочим, что Украина тогда, и в разговорной речи, и во всех официальных документах называется исключительно Малой Россией, либо же Гетманщиной. Договор между русским царем и козаками составляется на «белорусском языке». Московская Русь в то время еще нередко называется «Белой»: позже этот топоним смещается на Запад, и обозначает нынешнюю Белоруссию (Беларусь).

Из присяги козаков запорожских московскому царю:

«…Царь Турский есть бусурман; всем вам ведомо, как братии наши, православнии християне, Греки беду терпят, и в каком суть от безбожных утеснении; Кримской Хан тоже бусурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя! Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от Польских Панов утеснения, никому вам сказывать не надобет; сами вы все ведаете, что лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный християнский Великий Государь, Царь Восточный, есть с нами единаго благочестия Греческаго закона, единаго исповедания, едино есми тело церкви православием Великия России, главу имуще Иисуса Христа».

В 1658 году война продолжается, но теперь уже без почившего Богдана Хмельницкого.

Его бывший секретарь, Иван Выговский, сам ставший «гетманом Великого княжества Русского», проводит среди недовольных его правлением козаков массовые репрессии, заключает с Речью Посполитой сепаратный договор, по которому Гетманщина становится федеративной единицей Польши; выносит и другие решения, разделяющие Украину на Правобережную (западную) и Левобережную (восточную). В том же году Выговский жестоко расправляется с возмутившейся против него Полтавой (восстание Барабаша и Пушкаря, влиятельных казацких старшин, осведомлявшихся, куда же деваются выделенные на содержание Запорожского войска царские деньги).

В 1659 году Выговскому удается привлечь на свою сторону крымского хана Мехмед Гирея Четвертого с 30-тысячным войском; вместе они наносят поражение элитному русскому отряду Алексея Трубецкого, осаждающему город Конотоп. Потери примерно семь на семь тысяч. Тем не менее, на Украине против Выговского вспыхивают все новые восстания. Очередным гетманом становится достигший совершеннолетия, формально вышедший из под опеки Выговского 18-летний сын Богдана Хмельницкого, Юрий. Он отнюдь не является продолжателем дела знаменитого отца, выступая, в целом, против объединения государств. Впрочем, по сути, отпрыск Хмельницкого является ставленником то поляков, то османов, и самостоятельную политику не проводит.

Осознав совершенно, что гетманство не для него, он стрижется в монахи… попадает к татарам, затем туркам… которые, в конце концов его и казнят.

Осенью 1663 года польское войско (плюс крымские татары и отряды Княжества Литовского) во главе с королем Яном Казимиром совершает последнюю крупную операцию. С тяжелыми боями оно занимает полтора десятка городов, обходя крепости с многочисленными русскими гарнизонами (Киев, Переяслав, Чернигов). У русских командиров просыпается разумная инициатива, грамотно руководя войсками они совершают обманные маневры, блокируют части противника, совершают глубокие рейды по их тылам. На стороне России, в данный момент, многие талантливые малороссийские воеводы, как то, Иван Серко (автор «письма турецкому султану»), обладающий, по свидетельствам современников, недюжинными паранормальными способностями. Есть в русской армии и иноземные офицеры – после сравнительно недавно окончившейся Тридцатилетней войны рынок профессиональных наемников в Европе просто переполнен. Польско-литовская армия отступает, терпя голод и лишения, теряя три четверти первоначального состава. В 1666 году правобережный гетман Петр Дорошенко поднимает мятеж против Польши, уже совершенно открыто объявляя себя вассалом турецкого султана. На помощь его 15-ти тысячам козаков приходят 20—30 тысяч крымских татар. Сумятица длится пять лет, в конце концов Польша восстанавливает статус-кво, но совершенно истощает силы. 30 января 1667 года между Россией, без участия козаков, и Польшей подписывается Андруссовское перемирие. Речь Посполитая признает присоединение Левобережной Украины, Смоленска, черниговского воеводства, ряда малых городов, сохраняет Правобережную Украину и Белоруссию. Удержать некоторые крупные территориальные приобретения Россия пока не в состоянии, и царь это понимает.


1. Василий Четвертый Шуйский


2. Михаил (Федорович), первый русский царь династии Романовых


3. Алексей Михайлович (Тишайший)


4. Петр Первый


5. Патриарх Никон