Таким же образом следует рассуждать о врагах и войнах. Бог многократно попускал неприятелям покорять израильский народ для того, чтобы народ этот не бесчинствовал, не забывал бы о Боге своем, и израильтяне, пока не сознавали на то воли Божьей, сопротивлялись своим врагам. Но иначе они поступили, когда пророк Иеремия возвестил им волю Божью покориться Навуходоносору-царю. Равным образом начавшийся пожар, если он при всем старании народа и пожарной команды не мог быть погашен, явно свидетельствует, что суд Божий решил, чтобы дом не только был подожжен, но и сгорел совершенно для испытания терпения друзей Божьих и в наказание врагов. Подобным образом следует рассуждать о воле Божьего благоволения и во всех других приключениях с нами.
С другой стороны, безгрешность самосохранения доказывается и примерами мирской опытности. Отец, желая узнать успехи своего сына в изучении фехтования, дает ему деревянную рапиру и велит ему сражаться с собой. Не сын восстает против отца, но ратник противостоит своему противнику. Подобным образом тот, кто старается погасить пожар, победить своего врага, уврачевать болезнь, – тот сопротивляется не воле Божественной, наказывающей нас за неправды наши, но противопоставляет себя той причине, которая преследует его и которую ненавидит Сам Бог. Дом подожжен по злобе или ненависти, по корыстолюбию – все эти побуждения к поджогу виновны и грешны, но сопротивляться им не возбранено всякому. Кто врачует болезнь, тот не воле Божьей сопротивляется, но человеческому страданию, ибо болезнь редко приключается сама собой, чаще всего она является следствием несоблюдения правил гигиены (обжорство, невоздержание, неопрятность). Следовательно, врач сопротивляется болезнетворным причинам. Или кто оружием сопротивляется врагу, сопротивляется не Богу, но тому, кто несправедливо начинает войну.
Во всех подобных происшествиях защищать себя не запрещено и даже обязательно, если не откроется, что по особенным причинам такая защита не угодна Богу.
Правое сердце ищет воли Божьей, а лукавое принимает злого духа
Что удивительного, когда Божественный Промысл и Его праведный суд употребляет злых людей как орудие для совершения Его святой воли, когда и самые диаволы исполняют это дело, говорит святой Григорий. Делается это по чудному устройству милости Божьей. Тем же самым средством, которое злобный враг употребляет для искушения, чтобы погубить нас, Милосердный Создатель пользуется для нашего исправления, чтобы нас оживотворить.
В Первой книге Царств говорится о царе Сауле: И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула (1 Цар. 18, 10). В другом месте о том же духе выражено: И возмущал его (Саула) злой дух от Господа (1 Цар. 16, 14). Как же согласовать оба эти выражения: злой дух от Бога и злой дух от Господа? Если злой дух, то он не Божий дух, а если Божий, то не злой дух. Места эти сами себя объясняют: дух этот называется злым или лукавым потому, что он был желанием развращенного сердца Саулова, он мучил и душил последнее. Духом же Божьим или от Бога назван он потому, что он был послан Богом в наказание Саула за грехи его.
Для вразумительного понимания текстов Святого Писания, подобных выше указанным, приводим изъяснение блаженного Августина на библейское выражение правые сердцем (Пс. 63, 11). Что значит «правые сердцем» или «правое сердце»? На этот вопрос Августин отвечает: «Правые сердцем суть несопротивляющиеся Богу. Вникните, возлюбленные, и поймите смысл, заключающийся в выражении “правое сердце”. Но для этого необходимо знать, какая разница между правым сердцем и сердцем лукавым.
Всякий человек, невольно страдающий, терпеливо переносит все: обиды, печали, труды, укоризны и тому подобное, веря, что так угодно Богу. Подобно Иову, он не произносит ничего неразумного о Боге, например, будто бы Бог не знает, что делается и творится в мире – одного наказывает, другому прощает вины и оказывает милость. Такой человек есть правый сердцем.
Напротив, строптивы, развращенны и неразумны сердцем те, которые обо всем, что встретилось им неприятного или злого, говорят: “Мы страдаем несправедливо”, вменяя это Богу, по воле Которого они страдают, или, если не дерзают явно приписывать несправедливости Богу, то не верят в Промысл Божий о мире и таким образом отнимают у Бога управление миром. “Не может Он делать неправды, – говорят они, – но несправедливо то, что я страдаю, а другой не знает никакой беды. Я знаю, я грешен, но, сказать правду, есть же и худшие меня грешники, но они веселятся, а я – страдаю. Несправедливо, что худшие меня живут во всем изобилии радостей и удовольствий, а я, хотя и без порока или мало чем-либо грешен, живу в великой скорби и во всегдашних нападениях и обидах, ведь это – явная несправедливость. А так как мне хорошо известно, что Бог не творит неправды, но неправда существует в мире, то делаю вывод, что Бог не управляет делами человеческими и не заботится о нас”».
Неправые сердцем, то есть развратившиеся в сердце своем, держатся трех ложных мнений: что нет Бога, что Бог – неправеден, когда Ему все то, о чем обыкновенно говорят развратники и развращенные, благоугодно и любо, и Он все это допускает. Или что Бог не управляет делами людей и не имеет никакого о них попечения и заботы. Эти три мнения ложны и составляют величайшее нечестие против Бога.
Продолжим, братия возлюбленные, нашу речь о правых сердцем. Тот еще есть правый сердцем, кто в счастье и в несчастье своем благодарит Бога, говоря словами праведного Иова: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось, да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1, 21). Заметьте, любезные братья, чтобы вы никогда не говорили: «Это мне диавол сделал, но все, что происходит с тобой – и доброе и злое, – приписывай Богу своему, зная, что диавол не может ничего тебе сделать, если Вышний Бог, имеющий власть жизни и смерти, не попустил ему чего-либо учинить тебе для твоей казни или исправления твоего.
Казни попускает Бог для нечестивых (безбожников, сознательно поступающих против своей совести, явно отвергающих истину, и так далее), исправление же попускает для погрешивших в чем-либо детей.
Бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). И ты не надейся остаться без наказания, если только не думаешь быть отчужденным от небесного наследства.
Бьет всякого сына, которого принимает, то есть признает наследником. Так ли? Всякого ли? Где ты хотел скрыть себя от наказания? Всякого бьет непременно; никто не изъят от наказания. Да будет тебе известно, что Сам Единородный Сын Божий, не совершивший никакого греха, не был избавлен от наказания. Превосходно это учение, действительно достойно оно блаженного Августина[1].
А так как, по рассуждению Августина, ни диавол и никто из людей один другому не может нанести никакого зла без попущения Божьего, то в следующей главе предложим: что попускает Бог, каким образом попускает и по какой причине совершается попущение Божье?
II. Почему Бог попускает то или другое
В этом отношении множество людей сильно заблуждаются, смешивая попущение Божье с попущением человеческим.
Первое неизмеримо отличается от последнего по причинам своего происхождения – человеческое попущение происходит от бездеятельности попустителя, которая и служит непосредственной причиной появления множества физических и моральных зол, хотя попуститель и мог предупредить или пресечь их в самом начале. Иногда, впрочем, происходит это попущение, оттого что попуститель не имел возможности предотвратить какое-либо зло. При таком нашем воззрении и на попущение Божье – в тех случаях, когда мы друг на друга нападаем, считая своего противника злодеем и виновником наших злоключений, и терзаем друг друга не только языком, словами, но и руками, – рождается в душе нашей мысль, будто бы Всеведущий Бог не смотрит на нас и, имея возможность возбранить, попускает наносить нам тяжкие обиды.
Для исправления этой преступной мысли необходимо нам рассмотреть попущение воли Божьей в трояком отношении:
а) со стороны желания Божьего попустить что-либо,
б) со стороны причины Божьего попущения,
в) со стороны содействия воли Божьей в совершении попускаемого дела или вещи.
Для лучшего уразумения указанных сторон попущения Божьего необходимо различать два рода попускаемых зол.
Первый род зол включает в себя разные огорчения, тяготы, болезни, нанесение обид или бесчестия, как то: приведение в нищенство, заключение в тюрьме, недуги, ссылка, смерть – все это не может быть даже названо в тесном смысле злом, а только горьким лекарством, посылаемым нам от Бога для душевного врачевания нас.
Второй род зол, называемый в собственном смысле злом, – это наши грехи, то есть преступление Божьих заповедей.
Первого рода зло попускает Бог по желанию Своему или как казнь для нечестивых безбожников, или как меру исправления для сынов и дочерей. О зле второго рода, то есть о грехах, нельзя сказать, что Бог желает их совершения, Он их только попускает. Все, что действительно существует в мире, пребывает в нем по желанию и слову Божьему, по воле Которого все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1,3).
Но грех не есть нечто реальное, а только призрачная противоположность действительности, ее призрак, тень, ничто. Грех существует по одному именованию несовершенства лжи и лукавства неповинующихся Богу разумно свободных существ, сотворенных Им. Потому грех и произошел первоначально и ныне происходит против желания Божьего, не от Бога, но по Его попущению. Причина попущения греха скрывается до времени в тайне совершенства и непогрешимости Божьего управления миром или Его Промысла. Богу совершенно известно все будущее, и Он может легко не допустить ненавидимого Им греха, но допускает его, желая из зла произвести доброе, из неправого – правое для вразумления и исправления людей, чтобы они видели, какие последствия влечет грех и по отношению к согрешившему, и по отношению к его ближним.
В этом и состоит отличие попущения Божьего от попущения человеческого, по которому зло или не могло быть предупреждено и пресечено в начале человеческими мерами, или, по крайней мере, было нежелательно совершение допущенного. Наоборот, в Боге видим и могущество Его не допустить, пресечь исполнение злого намерения, и вместе с тем волю, попускающую совершиться тому или другому из зол.
При этом рождается вопрос: почему благоволит Бог попускать совершение греха, какая побудительная причина у Бога к попущению людей на грех?
Бог и злые дела иногда обращает во благо
Бесконечная благость Божья никогда бы не попустила быть на земле таким злым беззакониям, если бы она не производила величайших благ и сделанное по злобе не обращала бы во спасение.
Бог попустил умножиться зависти братьев против неповинного Иосифа, но попустил для какого благодеяния? Не для спасения ли от голодной смерти не только его родителей, братьев и родственников, но и всего Египта? Попустил Бог нечестивому Саулу всячески озлоблять кроткого, незлобивого Давида, но не для пользы ли самого Давида и всего царства еврейского, да и для величайшей пользы не только их, но и всего рода человеческого через потомка Давидова Христа Спасителя нашего? Попустил Бог бросить в ров к разъяренным львам безвинно оклеветанного пророка Даниила, но для чего? Для возведения его самого и друзей его на высшую степень величия и славы.
Но зачем мне рассказывать о многочисленных фактах ветхозаветной истории, когда через попущение Божье завистливые первосвященники, фарисеи и старейшины еврейские, по зависти, предали на распятие Единородного Сына Божьего Иисуса Христа и это попущение обратилось во спасение всего рода человеческого! Таким образом, от каждого попущения происходят и открываются нам величайшие богатства славы Божьей и Его благодеяний каждому человеку и всему роду человеческому. Отсюда открываются нам благость Божья и милосердие Его, щедроты, всемогущество и величество, предвидение и Промысл Его. Отсюда высочайшая мудрость и правда Его неведомыми нам путями озаряют нас и тем самым возбуждают весьма многих внимательных людей к возращению добродетели, к умножению многотрудных, но славных подвигов, награждаемых обильными благодеяниями в нынешней жизни и будущей, и вместе с тем ореолом славы.
О, как дивно и величественно проявляет себя Божественное Промышление в повседневных своих попущениях!
Легко от добра произвести добро, но весьма удивительно злое обратить в доброе. Есть общая поговорка: «На спокойном море всякий может быть кормчим». Когда ветер – попутный, корабль – крепок, море не волнуется, а матросы знают свое дело, да и пристань видна, невелика мудрость – направить к ней корабль. Но иное дело, когда буря бушует на море, корабль поврежден, волны с шумом вливаются на палубу и внутрь корабля или когда ночь темная, ничего не видно, пираты окружили корабль, экипаж малочислен и плохо вооружен, и при всем этом капитан корабля так искусно распорядился, что безбедно избежал опасности, – вот это удивительное дело! Капитан корабля доказал свою мудрость и свою опытность править кораблем.
Подобное замечаем мы и в мироправлении Божьем: кажущееся нам попущение воли Божьей, не ведущее к добру, Бог приводит к наилучшему концу по Своей неизреченной премудрости и правде. Через попущение противозаконных деяний и приключений горестных Бог иногда беззаконников превращает в честнейших друзей Своих. По Божьему Промыслу, направляющему все к наилучшему концу, хитрые замыслы, направленные для вреда обольщаемого ими, часто обращаются ему в пользу и честь; делаемые на кого-либо нападения и обиды нередко умножают его силы; величайшие беззакония нечестивых утверждают многих в благочестии и добродетели и предохраняют от погибели.
Оттуда же происходит, что многие люди, на первый взгляд, уже совершенно погруженные в бездну погибели, на деле бывают через это спасены. Иосифу узы и темница служат к почестям и к его величайшей славе, зависть братьев доставила ему больше пользы, чем благоволение всего мира. Саулова злоба доставила Давиду царский венец. Львиный ров ввел Даниила в большую честь и славу, каких не достигали и цари земные. Христос с креста вошел в рай вместе с покаявшимся разбойником, а с горы Елеонской вознесся на небеса и сел по правую сторону Бога Отца. Если бы Бог не попускал грехопадения и не исправлял допущенных и через это не производил бы от злых деяний добрых последствий, то едва ли бы могли мы узнать присущую Богу правду, карающую злых и награждающую добрых. Но через такое допущение злых деяний мы учимся познавать пользу исследования самих попущений и осознавать, какими чудными путями Бог из величайших зол производит бесчисленное множество добра.
Об этом весьма умно выразился знаменитый ученый Боэций[2], говоря: «Известный порядок Божественного управления всегда достигает своих целей. Ибо если иногда что-нибудь и уклонится от Божественного установления, то оно, хоть и другим путем, все же направляется к предположенной цели, чтобы ничто не оказалось неразумным в управлении Промысла. Хотя и неудобно человеку постигать ограниченным умом и выражаться слабым словом о величайших и бесчисленных деяниях Неограниченного и Всемогущего Божества, но для нас достаточно удостовериться, что Бог есть Творец и Промыслитель всего сущего и Сам же Он все направляет наилучшим образом к достижению наибольшего добра. А потому, если благоразумно всмотримся в многоразличные явления природы и человеческих обществ, то ничего не найдем злого и неразумного в порядке высшего управления миром»[3].
Итак, существуют многочисленные причины попущений Божьих, примеры которых привели мы в начале этого отделения.
О попущении Божьем
Выше было предложено рассмотреть попущение Божье с трех сторон: а) волю Божью, б) причины попущения и в) волю, содействующую к совершению попущенного. К рассмотрению этой третьей стороны попущения Божьего мы теперь и приступаем.
Предвечный Бог еще прежде всех веков установил все, что Он впоследствии намерен был привести в исполнение. Тогда же Он предвидел не только причины попущений зла в мире, но и имел свободную волю как попустить, так и содействовать совершению попускаемого действия. У богословов эта истина ясно и точно выражается словами: «Бог есть помощник всему истинно происходящему и существующему». Ничего в мире не бывает и не осуществляется без посредства первой и высочайшей причины – воли Триединого Божества.
Итак, если все, что попускает Бог, предустановлено Им от века к попущению по справедливейшим причинам и Сам Бог благоволит являться невидимо помощником совершения попущенного деяния, то зачем мы произносим безумно на Бога и людей печальные и пустые жалобы? Зачем часто мы оговариваем и отрицаем Промысл Божий и самые справедливые причины Божьего попущения? Почему лучше и справедливее все случившееся нам неприятное и мучительное для нас не приписываем Мы с покорностью воле Божьей и Его попущению для нашего исправления?
Зная, во-первых, что попущения Божьи бывают не без справедливых причин, во-вторых, что вся сила и все лучшее содержится в том Божьем о нас намерении, с которым сделано попущение, и которому сопротивляться нам нисколько не следует, обязаны мы тем более осмотреться и исправить себя раскаянием перед Богом в своих погрешностях. В попущениях Божьих – добрая ли воля, злая ли она – но она служит Богу. С каким бы намерением она ни служила, однако в конце концов все совершается для достижения наилучших целей.
Действительно, все святые приписывали воле Божьей то, что случалось с ними в жизни, потому что не обращали внимания на грехи чужие, но все поступки людские рассматривали как Божий дар или Божье попущение за свои грехи. Святые рассуждали так: Милостивый Бог никогда бы не попустил ничего злого, если бы не знал Он, что оттуда произведет Он многочисленные и великие благодеяния.
Подобную мысль высказал и блаженный Августин: «Бог признал лучшим злое обращать в доброе, нежели вовсе не попускать зла. Потому что Бог, будучи всеблагим, никаким образом не допустил бы зла в делах Своих, если бы не был столь всемогущ и благ, что не мог бы от зла произвести благое и доброе»[4].
Так же справедливо говорил учитель Феофил[5]: «Непостижимо Бог вмешивается в наши заблуждения и в наши грехи, не для похвалы их или принятия соучастия в них, но гнушаясь ими, ненавидя и исправляя их. Бог производит из зла много доброго, подобно тому как бы Он огонь превратил в воду». Здесь следует упомянуть и о другом его наставлении: «Всякий оскорбляющий нас каким бы то ни было образом совмещает в себе как бы два лица, действующие одно сознательно, другое бессознательно. Во-первых, он желает по злому расположению к нам действовать против нас враждебно, с намерением оскорбить нашу личность, лишить нас имущества и так далее, хотя в этом намерении и не всегда успевает. При успехе же, через попущение Божье, делается он бессознательно вторым лицом, действующим в качестве орудия в руках Божьих, наказывающего нас или исправляющего наше поведение. Тем самым он бессознательно служит Богу».
Такими бессознательными служителями Божьими были известные в истории Навуходоносор[6], Аттила[7], Тотила[8], Тамерлан[9] и другие бичи Божьи. Таковы же Веспасиан и сын его Тит, которые ради славы и распространения Римской империи старались уничтожить евреев, но обманулись в том. Действительно, они были мучителями и сильными воинами – орудием гнева Божьего на народ неправедный. Евреи не могли достигнуть спокойствия и своего счастья на земле не иначе, как при пособии терм Нероновых. Но чтобы яснее изложить читателям означенное здесь изъяснение попущения Божьего, да будет нам позволено коснуться некоторых исследований и суждений.
Любое попущение Божье нужно принимать с покорностью
Позволь спросить тебя, возлюбленный брат христианин, оглашающий весьма часто небо и землю своими скорбными жалобами. Скажи мне, что тебя столько оскорбляет: воля ли оскорбителя, или только его власть, или и то и другое?
Ты отвечаешь: меня оскорбляет и то и другое.
В ответ на это скажу тебе, что ни воля злонамеренная, ни приведение ее в исполнение не могут нанести тебе оскорбления. Злое намерение без власти – ничтожно и никакого вреда тебе не делает, а приведение намерения в исполнение зависит от попущения, то есть от воли Божьей, которая справедлива и свята. Тебе известно, что всякая власть – от Бога, зачем же ты печалишься и жалуешься на оскорбителя за то, что он сделал тебе не другое что, как только попущенное ему Богом, иначе бы он не мог тебя оскорбить без Божьего попущения. Скажешь: противник мой нанес мне величайшую обиду. Скажи, какую? Ибо за грехи твои тебя наказывает Бог, или учит тебя терпению, или умножает твою награду за невинное оскорбление, а ты считаешь себя обиженным? Этого лукавого человека, скажешь, и его злобную волю я ненавижу. Но ты всегда обращаешь внимание на деяния других людей, а я тебе советую лучше обратить взор свой к Богу и к своей совести.
Воля человеческая, хотя она зла и нечестива, что же могла тебе сделать? В чем ее успех? Ты не столько сожалеешь о том, что хотел тебе вредить твой противник, сколько о том, что он повредил или что мог повредить? От кого же это произошло и почему он мог тебе вредить? Не по власти ли и воле Божьей? А если по власти и воле Божьей, то всегда по судьбам праведным и святым. Следовательно, ты или умолкни, или обрати свои жалобы к Божественному попущению и это последнее запечатлей твердо в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе не повредишь. И кто может сделать нам зло, если мы будем ревнителями всего доброго?
Прекрасно сказал блаженный Августин: «Не бойся врага, он настолько силен повредить, насколько получил для этого власти от Бога. Того же бойся, Который силен столько сделать, сколько захочет, и Который ничего несправедливого не делает, но то, что Он делает, все – справедливо. А если что-нибудь, по мнению нашему, казалось бы несправедливым, то, если несомненно, что оно произошло по воле Божьей, веруй, что оно – справедливо и истинно. Спросишь: если кто убил невиновного человека, справедливо он поступил или несправедливо? Нет сомнения, что это несправедливо и достойно казни. Почему же Бог, спросишь опять, попустил такую несправедливость? Ты хочешь вести спор с Богом прежде, чем сделался достойным вопрошать Бога: по какой причине, Боже, Ты попустил это? Намерения Божьего о том или причины Его попущения не могу тебе, любезный мой, прямо объяснить по необъятности премудрости Божьей умом человеческим. Но утверждаю только, что и убивший неповинного человека действовал несправедливо и что этого убийства не было бы, если бы Бог не попустил его по неведомой нам праведной причине. Говоря другими словами, убийца совершил дело неправедное, требующее казни. Но попущение Божье праведно и премудро по причине праведной, но скрытой до времени от нас»[10].
Подобным образом рассматривает блаженный Августин дело об убиении Христа, нашего Спасителя. «Иуда, беззаконный предатель Христов, – говорит Августин, – и гонители Христовы – все беззаконники, все нечестивцы и все погибшие. Однако Отец Сына Своего не пощадил, но предал Его за спасение всех нас. Любезнейший, если можешь, рассуди сам всякое подобное дело, отдели обе его стороны (законопреступника, совершающего злое дело, от Бога, соизволяющего на попущение), потом растолкуй. Исполни перед Господом твои обещания, которые высказаны тобой перед Ним (см.: Пс. 75, 12). Рассмотри, что сделал тебе нечестивый, а что – Праведный. Тот захотел умышленно совершить зло, сознавая свою неправду; Этот попустил совершиться злоумышлению и попустил справедливо для того, чтобы воля нечестивого погибла, а праведное попущение прославилось. Не удивляйся же, что Бог попускает совершаться злу. Он попускает это по праведному Своему суду, попускает мерою, числом и весом. У Него нет неправды, ты только сам всецело предайся Ему, вверься Ему»[11].
Для успокоения себя при нанесении нам обид известно одно только верное средство. Когда тебя кто-то обидел или оскорбил, то не обращай внимания на злость оскорбителя, но обратись к Правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику, и не воздавай ему злом за сделанное тебе зло, ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных тебе до времени.
Этого обычая держались все святые угодники Божьи. Они не разыскивали, кто и за что их оскорбил, но всегда обращали сердца свои к Богу, смиренно признавая справедливость Божьего попущения. И потому они считали нанесенные им обиды за благодеяния для себя, а своих противников – за благодетелей, говоря: «Вот наши истинные благодетели, ибо они не льстят нам. Те же, которые нас хвалят и величают нас в глаза, льстят нам и вредят нашему внутреннему усовершенствованию». Поэтому святые всегда мысленный взор свой обращали к Богу, во всяком деле полагались на Промысл Божий и ожидали от Бога всего доброго.