III
Ваче́43 решил наведать князя,Не побоялся ведь указа,Что царь намедни огласил —Князей их вольностей лишил!«Отец твой другом был Трдата,Тот не сторонник был диктата,В кого Хосро́в пошел, не знаю,Беду лишь сердцем ощущаю!» —«Тебя рад видеть, старина,Вовек цвети армян страна!»Так отвечал комбригу князь,Радушно воину поклонясь.«Ты обречен, – сказал тот князю, —Хосро́в ведь зол, как на проказу!Его понять, по мне, так можно,Из кожи лезет царь безбожно…Всё жаждет славы, уваженья,А ты лишил его почтенья…Не вижу выхода здесь я,И Арамазд44 тебе судья!Теперь почет одним сатирам,Рискую сильно я мундиром…Угомонись же – повторю:Готовят плаху бунтарю!»Предвидя, что грядет конец,Мятежный князь сказал: «Отец!Неужто станешь кровь ты лить,Детей и женщин изводить!»Но спарапет, нахмурив брови,Не стал ловить его на слове:Ведь князя сызмала он знал,И в нем врага не признавал.«Хосро́в не внял моим словам,Не раз бросался я к ногам…Твой замок древний окружен,И жребий горький предрешен.Ты воин знатный, уж поверь,Не сосчитаем мы потерь…Да только есть ли в этом толк?– И спарапет на миг умолк. —Ты лишь взгляни на те когорты,Они пришли не на курорты!» —В сердцах добавил спарапет,Не смея дать прямой совет.Войска глазами он обвел,Но даже бровью не повел —Пусть никакого нет спасенья,Пускай потерпит пораженье!Князь, зная, что уж обречен,Воскликнул: «Не порабощен!Уж лучше смерть принять в бою,Чем жить в позоре за страну!Моих бойцов от силы тыща45,А царских – эка вон толпища!Не страшен и злодей Шапух46,Пока в груди урартский дух!47Достойно встретим мы врага,Нам смерть с рождения дана,Поляжем все, и стар и млад, —Уж лучше ад, чем цезарь-град!«48И видя спарапет-мудрец,Что князь отныне не жилец,Сказал ему: «Ты знаешь, князь,Хосро́в сюда идет, боясь…Приказ я царский исполняю,Прошу тебя, князь, умоляю…Оставь ты гордость свою, честь,Твоих богатств не перечесть!Хосро́в простит тебя, забудет,И крови тут совсем не будет…»Лишь усмехнулся князь в ответ:«И впрямь, кто хочет быть отпет!..Тебя, Ваче́, я уважаю,И дел твоих не осуждаю…Ты воин – это наш удел!Чего ж от думы похудел?Куда пришел? Аль заплутал!Визиря ставку тут искал?!..Ты знал моих отцов, дедов,Но нынче ты гонец волков…49Да, я богат и очень знатен,Возможно дерзок, неприятен,Но знай, когда придет беда50,Меня вы вспомните тогда!Совсем забыли вы Тиграна51,Кумиром сделали Траяна52,Кричите «Аве!» силам злаИ дружбе с всадником коня!Ничьей не буду я прислугой,Не буду римлян я подругой…Попасть в могилу то пустяк,Я не какой-нибудь сопляк!Готов я жизнь отдать в боюЗа славну родину свою:Во мне трепещет каждый атомАрменией и Араратом!А золото… оно ж – порок,Превыше чести только Бог!Ну, всё! Ступай! Как ни верти,Тебе придется в бой идти!Скажи царю: Спокойно спи!Мятежный князь вам шлет дары:Детишек трупы, женщин кровь…Не стоит большего Хосров!»Вернулся бравый спарапетВ стан своей армии задет…«Солдаты к бою!» – закричалИ меч из ножен он достал…И кровь рекою полилась,Когда уж зорька занялась.И полегли и стар, и млад,И не зажег никто лампад…И древний замок родовойРазрушен римской был ордой…Чуть не погас древнейший род53,Души не чаял в ком народ…Прошли века, ушли во тьмуВсе, кто вершили ту резню,Ушел и князь, что пал в бою,Да не прогнулся на краю…Но вопреки желанью многих,К мольбам глухих, умом убогих,Тех, что не ведая пути,Готовы в жертву принести:Чужие жизни, честь, добро,Лишь не лишиться б своего, —Тот князь потомком не забыт,И песнь хвалебная звучит!И смерти нет, и нет забвенья,И предку – вечное почтенье!И помнит каждый пусть тиран:Мятежный князь – то не роман!Рецензии
Очень интересное и сильное произведение!
Впечатлило…54
Шон Маклех Патрик02.07.2016Ай да Пушкин! Жаль, нету сил похлопать…
Не ожидал…55
Владимир Ковалев06.07.2016Комментарии к предисловию
1 Известный английский профессор кавказских исследований, специалист по истории Армении Дэвид Маршалл Лэнг научно обосновывает, что наряду с Египтом и Месопотамией, Армению также по праву можно считать колыбелью цивилизации. Лэнг является автором книги «Армения – колыбель цивилизации». (Armenia: Cradle of Civilization. London: George Allen & Unwin, 1970) «…Как-то мне довелось прочитать замечательную книгу Роберта Андерсена „История исчезнувших цивилизаций Востока“, и в ней мое внимание привлекла одна карта. На ней заглавными латинскими буквами были обозначены ключевые царства древнего мира. И какова же была моя гордость за свой народ, когда на карте Месопотамии – колыбели человечества, среди исчезнувших государств, таких как Ассирия, Вавилония и Хеттское царство, я нашел название своей исторической родины – Армении! Нет, я, конечно, знал о том, что история моей родины уходит своими корнями вглубь веков, но знал это, как бы вам сказать, умозрительно, что ли. А тут совсем другое дело – небольшая старая книга с пожелтевшими от времени страницами, со специфическим запахом плесени и пыли, и эта карта…» С.С.Саркисян, История одного рода – Н. Новгород: Издательство «Печать НН», 2015. – С. 18.
2 «…Отец говорил, что дедовский дом называли «меликанц тун (княжеское поместье) … Он очень гордился своим происхождением… Помню, как я, будучи взрослым мужчиной, при заполнении анкеты на допуск к сов. секретным документам, не знал, что ответить на один банальный вопрос…» – «Какой вопрос?» – «В одной из граф нужно было указать свое происхождение… Я, после долгих раздумий, спросил у отца, что же мне написать… По сей день не могу забыть выражение его лица… Он помрачнел, а его взгляд стал… Помню, как мать говорила, что когда Степа так смотрел, ей становилось жутко… Мне тоже стало не по себе от того взгляда…» – «И что сказал дед?» – «Он смотрел на меня и молчал… и, ты знаешь, я почувствовал, что отец был до глубины души оскорблен, унижен, растоптан…» – «Твоим вопросом?» – «Нет, не вопросом, а вынужденным ответом… Не забывай, что жили мы тогда в стране рабочих и крестьян… Не зря отец так опасался… Очень многие знали не понаслышке, что «из-за капли голубой крови алая кровь могла пролиться рекой»… Конечно, восьмидесятые годы – не тридцатые, но осторожность в этом вопросе не может быть излишней…» – «И всё же, что тебе ответил дед?» – «Он не столько ответил, сколько выдавил из себя: Напиши, что ты из рабочих…» – «Хм…» – «Ты знаешь, а ведь отец говорил, что у его предков было даже родовое имя!» – «Какое?» – «Ордуни…» С.С.Саркисян, История одного рода – Н. Новгород: Издательство «Печать НН», 2015. – С. 30—31.
3 Из книги Повестей Фавстоса Бузанда: «…В эти времена возникла большая смута в армянской стране, так как два великих нахарара и князя, бывшие владетелями гаваров и стран, поссорились между собою, с большой злобой затеяли усобицу, вели несправедливую войну друг против друга. И мутили великую армянскую страну князь рода Манавазян и другой – нахапет рода Ордуни. Они воевали с большим ожесточением и много было народу перебито. Тогда царь Хосров и великий патриарх Вртанес отправили к ним почтенного великого епископа Албиана, чтобы переговорить с ними и установить мир. Блаженный Албиан поехал к ним и стал уговаривать и склонять их к миру. Они же надругались над ним и отвергли его посредничество; они пренебрегли пославшими и с большим бесчестием отослали епиокопа и даже захватили и разрушили царский дом; а сами они, остервенев, сейчас же стали воевать еще ожесточеннее друг с другом. Тогда царь, в великом гневе и негодовании, послал против них Ваче, сына Артавазда, нахапета дома Мамиконянов из рода армянских спарапетов, великого полководца своих войск, с предписанием истребить, уничтожить оба эти рода. И полководец Ваче пошел на них, разгромил и уничтожил оба рода, не оставил в живых из обоих родов ни одного отпрыска мужского пола, и cам вернулся к армянскому царю Хосрову и к патриарху Вртанесу, и (царь) отдал епископу Албиану в пользу церкви аван и коренное стольное село нахапета Манавазянов, то есть Манавазакерт со всеми пределами и с прилегающим к нему округом, находящимся возле реки Евфрат. А коренное селение Ордуни, называвшееся Ордору, находящееся в Басанской земле, со всеми пределами, было отдано басанскому епископу, который происходил из селения Ордору». «…После этого нахапет Датабен Бзнуни поднял бунт против Хосрова и попытался настроить против него других нахараров, но был разбит, захвачен в плен и побит камнями в присутствии царя. Чтобы подобные случаи не повторялись, Хосров издал закон, по которому все нахарары должны постоянно находиться при дворе царя. Однако это не помогло: начинался ещё более опасный бунт. Против царя восстал князь Бакур Алдзникский, надеявшийся на помощь Сасанидов, однако во время боя он погиб вместе со своими братьями и сыновьями». Литература: Нерсисян М. Г. Противоборство центральных княжеств и нахарарств // История армянского народа. – Ер.: Издательство Ереванского Университета, 1985. – С. 107—109. – 528 с. (арм.) Мовсес Хоренаци. История Армении.
4 Валерий Яковлевич Брюсов (1873—1924) – один из крупных русских поэтов и ученых XX века, народный поэт Армении, автор «Летописи судеб армянского народа» и антологии «Поэзия Армении». Патриарх армянской поэзии Ованес Туманян, обращаясь к Валерию Брюсову от имени местного Общества армянских писателей, сказал: «Вы явились одним из тех немногих людей, которые смогли прочесть волшебные письмена армянской поэзии и обнародовать их. О нашей поэзии, о нашей культуре просвещенный мир и в особенности Россия знают мало. Вы явились первым из русских поэтов, который вместе со своими известными коллегами широко знакомит читателя с поэзией, творческой силой армянского народа… И за это высокое и прекрасное начинание я сердечно благодарю Вас…»
5 Из предисловия к «Летописи судеб армянского народа» Валерия Брюсова: «…Я убедился, что в судьбы армян включены одни из примечительнейших страниц всеобщей истории, озаряющие новым светом целый ряд вопросов исторической науки. Еще мало, сравнительно, исследованная, а в широких кругах русских читателей и вовсе неизвестная, история Армении заслуживает внимания в той же мере, как история самых значительных народов, сделавших свой самостоятельный вклад в культуру человечества, не исключая ни египтян, ни эллинов, ни римлян, ни народы, современной Европы».
6 «В дальнейшем изложении, так как курс Халатьянца заканчивается царствованием Тиридата III, мы следуем преимущественно F. Tour-nebize е и Saint-Martin, поправляя и пополняя их на основании античных историков (Аммиан Марцеллин и др.) и историков Рима (Гиббон, Дюрюи и др.)». Примечания Брюсова В. Я. к «Летописи судеб армянского народа».
7 «…Регулярные смены царей Великой Армении важны, конечно, в том отношении, что наглядно показывают смены преобладания в Армении то римлян, то парфов. Римляне достигали успеха или военной силой, или коварством; парфы – более глубоким влиянием, основанным на сродстве культуры и обычаев двух народов. Для армян римляне долгое время были народом чужим, внешней силой, которой приходится подчиняться; парфы – соседями и друзьями, так что парфская партия в Армении считалась национальной. Но, оставаясь в большинстве случаев и по общему направлению своей политики врагами Рима в те века, когда Римская империя была могущественнейшим государством на земле, армяне тем самым истощили свои силы в бесплодной борьбе. Когда же, с середины III века, армяне изменили свою политику в сторону теснейшего сближения с Римом, обстоятельства уже переменились: то была эпоха, когда силы империи стали падать и, напротив, преобладающее значение приобрела в Передней Азии восточная держава, – ново-персов, отношения с которыми у армян опять сложились враждебные. Эта роковая связь, – сначала с обреченной на погибель Парфией против все возрастающей силы Рима, потом с слабеющей империей против усиливающейся Персии, – и была одной из главных причин утраты Арменией своей независимости». В. Я. Брюсов, «Летопись судеб армянского народа», Ереван Изд. Ереван Айастан, 1985. – С. 42—43.
8 Согласно летописям, род Ордуни́ получил «ярлык на княжение» от Вагаршака I, царя Великой Армении (116 140/44) из династии Аршакидов. Именно Вагаршак I, летом 116 года нашей эры возглавил восстание армян против римских захватчиков и восстановил независимость Армении от Рима при поддержке парфянского царя Хосрова I. Имя Вагаршака I носит город Вагаршапат (во II – IV веках столица Великой Армении), единственный ныне населенный город древней Армении. В его центре находится собор, построенный в 303 году на том месте, где, согласно преданию, Григорию Просветителю явился сам Христос. В память об этом событии собор получил название Эчмиадзин – буквально «сошел единородный». Вагаршапат является одним из наиболее значительных культурных и религиозных центров мира.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги