Книга Лжепророки последних времён. Дарвинизм и наука как религия - читать онлайн бесплатно, автор Валентин Юрьевич Катасонов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Лжепророки последних времён. Дарвинизм и наука как религия
Лжепророки последних времён. Дарвинизм и наука как религия
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Лжепророки последних времён. Дарвинизм и наука как религия

В.Ю. Катасонов

Лжепророки последних времён. Дарвинизм и наука как религия

© Издательский дом «Кислород», 2017

© Катасонов Ю.В., 2017

© Дизайн и верстка Петр Папихин, 2017

Русское экономическое общество им. С.Ф. Шарапова


(РЭОШ) было создано в конце 2011 года в рамках духовно-просветительской организации «Переправа», духовным и нравственным ориентиром которой является Православие. На протяжении последней четверти века в России нашему народу навязываются чуждые идеи экономического либерализма, которые разрушают русскую цивилизацию. Подобно тому, как до этого русскую цивилизацию разрушала не менее чуждая нам марксистская идеология экономического материализма. Главной целью РЭОШ является просветительская работа по формированию в нашем обществе православного представления об экономике. Формирование такого представления предполагает прежде всего возвращение русскому человеку того богатейшего духовного и интеллектуального наследия, которое на протяжении многих веков накапливалось в христианском мире. К такому наследию относятся, в первую очередь, труды Святых Отцов по вопросам богатства, бедности, труда, милостыни, денег и иным аспектам хозяйственной жизни. Кроме того, это работы русских богословов и философов дореволюционной России, а также труды русских мыслителей и практиков, непосредственно относящиеся к устройству хозяйственной жизни России. Таким образом, главная цель Общества – вспомнить хорошо забытое мировоззрение наших православных предков по вопросам хозяйственной жизни и осмыслить его с учетом реалий нашей современной жизни.

Перечень конкретных задач, стоящих перед Обществом, крайне широк. Это оценка и критика с позиций православия нынешней капиталистической модели экономики, господствующей в мире и в России; оценка и критика нехристианских альтернатив современному капитализму; разработка предложений о выходе России из нынешнего тяжелого экономического состояния с учетом исторического опыта нашего отечества и других стран; разработка предложений по организации хозяйственно-трудовой жизни православных людей на местах на основе отечественного и зарубежного опыта; распространение православных представлений об экономике в нашем обществе и противодействие разрушающему действию на русского человека идеологии экономического либерализма («религии денег»).


Сайт РЭОШ: http://reosh.ru

Координатор РЭОШ – reosharapova@mail.ru

Введение

Мы живём в сложное время. События в мире мелькают с нарастающей скоростью. Каждый день мы получаем новую порцию новостей, преимущественно таких, которые провоцируют в людях страх. Впрочем, не меньшую часть новостей вообще можно отнести к разряду «ни о чём». Они просто призваны удовлетворять мелкое любопытство человека (не путать с любознательностью). Объём информации, вбрасываемой в голову человека, перерабатываемой им и оседающей в памяти, растёт по экспоненте. А целостной картины мира не складывается. Более того, даже те представления о мире, Вселенной, истории и человеке, которые сложились в обществе в предыдущие века, сегодня размываются и разрушаются.

Нас пытаются убедить, что это «прогресс», т. е. процесс обретения человеком и человечеством всё более полного знания. Однако есть знание и «знание». Одно знание приближает человека к тому, что философы называют абсолютной истиной, а другое «знание» его может от этой истины уводить. Мы живём в такое время, когда человек и человечество двигаются семимильными шагами по той дороге, которая всё дальше уводит человека от истины. И тем поводырём, который ведёт за собой человечество по этой дороге, оказывается, как это ни странным может показаться многим, наука. Наука, как многие полагают, представляет собой общественный институт, на который возложена миссия познания природы, общества, человека[1].

Вместе с тем следует иметь в виду, что познание мира – важнейшая способность и потребность человека; она существовала задолго до появления науки как особого института. Ещё первые люди, находившиеся в раю, занимались познанием Эдемского сада, его флоры и фауны. После изгнания первых людей из рая, они сохранили свою способность к познанию, принялись изучать наш суровый земной мир, отчасти удовлетворяя своё естественное любопытство, отчасти с целью адаптации и выживания в этом сложном и опасном мире. Человек пытался понять не только видимый и ощущаемый им физический мир, но и то, что может находиться за ним, то, что незримо и не воспринимается пятью органами чувств. Такая тяга объяснялась в немалой степени тем, что первые поколения людей, родившихся за пределами Эдемского сада, хорошо помнили Бога и искали общения с Тем, кто для них после изгнания из рая стал невидимым.

Памятование Бога и тяга к Нему сохранялись у небольшой части людей и в более поздние времена, но постепенно эта связь ослабевала. Бог сам напоминал людям о Себе, учил их (не посягая на их свободу!) и постоянно направлял их в то русло истории, которое соответствовало Его замыслу. Всё это читатель может найти в Священной истории Ветхого и Нового Заветов. Важнейшим в земной истории напоминанием Бога людям о Себе стало событие, которое произошло две тысячи лет назад. Речь идёт о явлении Сына Божия Иисуса Христа. Это событие кардинальным образом изменило ход мировой истории, приостановило гибель разлагавшегося в язычестве и разврате человечества, развернуло его лицом к Богу. Недаром Иисуса Христа величают не только Сыном Божиим, но и Спасителем. Наступила эпоха христианства. Эта эпоха характеризовалась тем, что мировоззрение людей формировалось на основе Священного Писания (особенно Нового Завета), а также Священного Предания (творения Святых Отцов, решения Вселенских соборов, определявшие догматы христианства). В эту эпоху люди правильно славили Бога (отсюда слово – «православие»). Одновременно они правильно познавали мир. С одной стороны, используя для этого свои пять органов чувств и перерабатывая входящую через них информацию с помощью своего разума. С другой стороны, используя своё «духовное зрение», которое помогало постигать Бога и Его замысел о человеке и мире. Эти два вида познания не противоречили друг другу, а наоборот, взаимно дополняли. Через рассмотрение видимого физического мира человек лучше постигал Бога как Творца этого мира, а через изучение истории лучше постигал Бога как Промыслителя. Через познание себя как человека лучше понимал Бога как Спасителя, а через постижение Бога человек лучше начинал понимать и физическую природу, и общество с его историей (а также с его будущим), и самого себя (как творения, созданного по образу и подобию Божьему).

В эпоху расцвета христианства существовала своеобразная «симфония» в познавательной деятельности человека – познания через «физическое зрение» и познания через «духовное зрение». На протяжении последних десяти веков эта «симфония» стала подвергаться серьёзным испытаниям. Мы знаем, какие удары пережило за это время христианство: отпадение от Христианской церкви западной её части в 1054 году (образование католицизма); гибель Византии как государственного оплота мирового христианства в 1453 году; Реформация начала XVI века и образование протестантизма и т. д. Все эти удары способствовали тому, что между познанием физическим и познанием духовным (метафизическим) враг рода человеческого вбивал всё новые клинья.

Появление в Новое время науки как особого института, нацеленного исключительно на познание физического мира, поначалу выглядело вполне убедительно и разумно[2]. Но через некоторое время стали наблюдаться признаки того, что наука отнюдь не собирается сохранять (или восстанавливать) «симфонию» двух видов познания. Поначалу наука лишь признавала существование двух видов познания, подчёркивая свою автономность от духовного познания. Затем она стала заявлять о приоритете физического познания над духовным. Наконец, наука встала полностью на позиции материализма и атеизма, заявив, что весь мир материален, а духовный мир и Бог – фантазии неграмотных людей. Массовый «развод» науки и религии начался с середины XIX века[3]. Совершенно неслучайно, что его начало совпало с двумя научными революциями – возникновением марксизма и дарвинизма.

В течение нескольких веков произошла потрясающая метаморфоза в науке – из скромного института, призванного решать конкретные задачи по изучению материального (физического) мира, она превратилась в некий гигантский институт, претендующий на то, чтобы формировать мировоззрение общества, определять его ценности, устанавливать нравственные нормы, объяснять людям будущее и т. п.[4] Набор нынешних претензий и амбиций науки свидетельствует о том, что она фактически стремится заместить Христианскую церковь. Более того, современная наука имеет все формальные признаки и атрибуты Церкви. А большинство тех «истин», которые она изрекает, либо требуют очень серьёзной верификации (проверки), либо изначально абсурдны, находятся в противоречии с ранее озвученными научными «истинами». А иногда находятся в противоречии даже с законами формальной логики. Такие «истины» невозможно воспринимать умом, в них можно лишь «верить». Это и позволяет говорить о науке как религии.

О науке написаны тысячи книг. В подавляющей своей массе – книги хвалебные, науку превозносящие. Во-первых, как средство, с помощью которого человечество, наконец, раскроет все тайны мира, достигнет тех познавательных целей, которые философы обычно называют абсолютной истиной. Во-вторых, как средство преобразования мира и достижения идеального состояния общества. А также средство превращения Homo sapiens в некоего «сверхчеловека», обладающего неограниченными интеллектуальными способностями и обретшего бессмертие[5].

То, что такие книги пишутся и, главное, читаются, свидетельствует вроде бы о триумфе науки. Но на самом деле, это свидетельство безумия современного человека. Ведь подобные упования на науку ничто иное, как бунт человека против Бога, Который сотворил этот мир и самого человека. Первый случай бунта против Бога – попытка ангела по имени Денница встать вровень с Богом и даже выше его. Чем это закончилось, мы знаем: ангел вместе с другими ангелами, решившими подражать Деннице, были низвергнуты Богом с неба и превратились в бесов. Другие попытки бунта или непослушания по отношению к Богу совершали уже люди.

Сначала это было нарушение запрета на вкушение плодов с Древа познания Добра и Зла в Эдемском саду. За коим последовало наказание в виде изгнания Адама и Евы из рая. Своеобразным бунтом человека против Бога были попытки людей обходиться без Бога. Начало этому бунту положили потомки Каина (каиниты), которые принялись строить свою «автономную» от Бога цивилизацию. Более того, они увлекли за собой, в конце концов, и потомков Авеля (Сифа)[6]. Как мы знаем, люди той ранней эпохи земной истории человечества были уничтожены Всемирным Потопом (за исключением праведного Ноя и его семейства). Можно вспомнить также правителя Нимрода, который решил соперничать с Богом и начал строить Вавилонскую башню до небес. Планы этого деспота также были посрамлены Богом[7].

Современная наука – такой же бунт против Бога. Бунтовать против Бога могут только безумцы. Современные учёные (многие с мировыми именами) похожи на Нимрода, который решил избежать гнева Божия и с помощью высочайшей башни застраховаться от нового возможного потопа. Мы знаем, что Нимрод вдохновил на участие в своём проекте «штурма небес» большую часть живших тогда людей. Десятки тысяч работников толпились на строительной площадке в тогдашнем Вавилоне. Сегодняшние учёные своими безбожными идеями также заразили большую часть человечества, поверившую в возможность построения рая на Земле и даже в возможность обретения бессмертия. Налицо массовое безумие.

Каков источник этой «эпидемии»? Всё тот же, что и в момент, когда первые люди потянулись за запретным плодом на Древе познания Добра и Зла. Это дьявол. Тогда, в Эдемском раю, он принял образ змия. Сегодня, во времена «торжества науки», в качестве таковых искусителей выступают лжепророки от науки. Эти персонажи далеки от образа «сверхчеловека». Это люди на первый взгляд вполне «интеллигентные», украшенные разными званиями и степенями, одарённые разными знаками уважения и признания (например, нобелевскими премиями). При более внимательном рассмотрении выясняется, что это люди с определёнными «слабостями» (в первую очередь, честолюбие и гордыня). Их дьявол выбирает в качестве объекта разработки; они вербуются дьяволом и в дальнейшем выполняют функцию его «агента влияния». Какие задачи дьявол ставит перед своими агентами-подчинёнными? Уж, конечно, это не приближение человека к истине. Задача дьявола диаметрально противоположная – увести человека от Бога, который, как известно, и есть Истина (на языке философов – абсолютная истина).


Вавилонская башня. Питер Брейгель Старший, 1563 г.


Мы по инерции часто продолжаем воспринимать науку как деятельность по познанию каких-то истин сотворенного Богом мира. Увы, этого уже давно нет. Наука сегодня (за редким исключением!) – деятельность по созданию собственных «истин». «Истин», уводящих человека от Бога. Верно замечал В.Острецов: «Механический взгляд на человека, мир и Вселенную, отрицание личного Бога как источника нравственной правды влекут за собой и отрицание нравственных и моральных устоев личности и общества, как незыблемых начал всей нашей жизни»[8].

Следовательно, наука творит ложь.

И творится ложь по заданию своего высшего начальника – дьявола. В Евангелии сказано:

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

«Штурм небес» периодически повторяется в мировой истории. Последний такой «штурм» ещё впереди. Его сценарий достаточно подробно изложен в последней книге Священного Писания – Откровении от Иоанна Богослова (Апокалипсисе). Если мы будем отталкиваться от Апокалипсиса, то многое тогда станет понятным в сегодняшнем мире. В этой книге говорится о том, что в последние времена (накануне Второго пришествия Иисуса Христа и окончания земной истории человечества) в мире появятся три зверя: дракон, зверь из моря, зверь из земли. Согласно толкованиям Святых Отцов, первый из них (дракон) – дьявол. Второй (зверь из моря) – антихрист. Третий (зверь из земли) – лжепророк. Лжепророк – «правая рука» антихриста. Он расчищает дорогу к власти антихриста в последние времена (на три с половиной года), он обеспечивает (в первую очередь, идеологически) власть этого персонажа Апокалипсиса. Подобно тому, как у антихриста последних времён было много разных предшественников (первым антихристом был назван император Нерон, гнавший христиан в I веке по Р.Х.), так и у лжепророка из Апокалипсиса также имеется множество предшественников, так называемых «малых» лжепророков. Значительная часть таких «малых» лжепророков Нового и Новейшего времени – представители той самой науки, которая начала враждовать с Богом.

Философ и богослов В.Н.Тростников – пишет об этом, как о «грандиозном событии, произошедшем четыре столетия назад, которое наши историки не просто не изучают, но даже не упоминают.

Семнадцатый век одарил Европу рядом гениальных ученых. В их числе были Галилей, Паскаль, Декарт, Ньютон, Лейбниц и Гюйгенс, которые на языке созданной ими же математики сформулировали некоторые законы, управляющие материей: законы гидростатики, законы механики и закон всемирного тяготения. Европейскому сообществу, поставленному перед этими открытиями, надо было как-то на них реагировать. Естественно было бы восхититься мудростью этих законов и воздать хвалу Творцу. Возьмем, например, закон всемирного тяготения. Он устанавливает, что сила притяжения между двумя телами обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Математики доказали, что при любом другом законе, кроме обратно квадратичного, планеты будут либо падать на центральное светило, либо бесконечно от него удаляться. Из бесчисленного множества возможных зависимостей Бог избрал именно ту, которая позволяет Земле устойчиво существовать на своей орбите и быть прибежищем жизни.

Но реакция была совсем другой. Людям не хотелось признавать, что ум Бога несопоставим с их собственным умом – ведь одно дело придумать законы, а другое – обнаружить их. Людям страшно не хотелось, чтоб кто-то был умнее их, и они сосредоточили внимание именно на открытии законов, умалчивая о том, Кто был их автором. У них получалось так: какие мы умные, мы открыли такие замечательные законы! – а откуда они взялись, несущественно, важно, что мы их расшифровали. Систематическое умалчивание об Авторе законов постепенно привело к представлению, что у них вообще не было автора, что они существовали сами по себе всегда. Это был несомненный признак начавшейся коллективной шизофрении, осуществилось библейское пророчество: рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13: 1). С этого момента все дальнейшие события были предопределены…»[9]

Предлагаемая читателю книга – о науке последних времён и её лжепророках. Как мы помним, в Евангелии о последних временах Спаситель сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). Когда выйдут на сцену финального акта пьесы «Земная история человечества» упомянутые три персонажа, мы знать не можем. Но автор надеется, что если мы сумеем различать «малых» лжепророков нашего времени и научимся противостоять их лживым учениям, то сможем день и час их появления перенести в более отдалённое будущее.

За последние полтора столетия на мировой сцене перебывало большое количество различных лжепророков от науки. Но, по мнению автора, два лжепророка оказали особенно разрушительное действие на христианские устои общества. Это Карл Маркс с его «Капиталом» и Чарльз Дарвин с его «Происхождением видов». О первом лжепророке, Карле Марксе, и его детище по имени «марксизм» я уже писал достаточно много[10]. В данной книге основное внимание мною уделено второму из названных лжепророков – Чарльзу Дарвину и его детищу по имени «дарвинизм».

При этом автор не пытается ещё раз дать подробную и убедительную критику дарвинизма как идеологии, идущей в разрез с положениями естественных наук и обычной человеческой логикой. За полтора с лишним столетия существования дарвинизма такая критика была уже изложена в тысячах работ. Нам тут добавить нечего (тем более что автор не является ни биологом, ни генетиком, ни физиком, ни палеонтологом, ни представителем какой-либо иной естественной науки).

Более важными являются вопросы другого порядка: Каким образом сумасбродная идея эволюции форм жизни путём «естественного отбора» сумела получить статус научной теории? Каким образом удалось внедрить в сознание миллионов людей мысль о том, что они произошли от обезьяны? Каковы долгосрочные последствия распространения дарвинизма по планете для человечества? Как, в частности, победное шествие дарвинизма по планете отразилось на науке (не только на биологии, но также на всей науке как общественном институте)?

Ответы на эти и подобные вопросы невозможно дать только на основе данных той же самой науки или на основе «здравого смысла». Дарвинизм, феномен науки и её эволюции (вернее – «научных революций») требуют духовного осмысления. Окончательные и исчерпывающие ответы на многие из поставленных вопросов мы находим в Священном Писании и трудах Святых Отцов. По этой причине автор в заключительной части книги предлагает читателю подборку мыслей святителей Игнатия Брянчанинова и Николая Сербского о науке, философии и теории познания.

Часть I

«Антигерои» Апокалипсиса и их прообразы в истории человечества

Что современный человек знает об антихристе и Апокалипсисе?

Тема антихриста и конца света сегодня очень популярна среди разных слоёв общества. Ею интересуются даже те, кто далеки от Церкви и не сумели дочитать до конца Новый Завет.

У нас в России тема антихриста и Апокалипсиса (конца света) вышла за пределы церковной ограды с конца XIX века. Она стала активно муссироваться в литературе, искусстве и даже в тогдашних газетах. Пожалуй, начало этому положили русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский и основоположник русской религиозной философии Владимир Сергеевич Соловьёв. Если говорить о Достоевском, то, в первую очередь, надо вспомнить его роман «Бесы» (1871–1872), где писатель вывел образ Ставрогина, в котором просматривались признаки грядущего антихриста. А также следует назвать роман «Братья Карамазовы» (1880); признаки антихриста мы видим в образе Смердякова.


В.С.Соловьёв


А Соловьёв незадолго до смерти написал своё яркое произведение «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (1899). В него вошла «Краткая повесть об Антихристе» как вполне самостоятельная часть. Наверное, не было ни одного русского философа первых десятилетий ХХ века, кто не продолжил бы тему конца истории и антихриста (уверен, что под влиянием Соловьёва). Можно назвать таких представителей русской религиозной философии, как С.Н. Булгаков, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, С.П. Федотов. Под чарующим гипнозом Соловьёва оказались поэты-символисты, особенно Александр Блок и Андрей Белый. Достаточно вспомнить незавершённую мистерию второго из названных поэтов, которая так и называлась: «Антихрист». А по поводу поэмы Блока «Двенадцать» многие до сих пор ломают голову. Кого в ней изобразил поэт: Христа или антихриста? Писателей, увлекшихся мистикой последних времён и темой антихриста, также хватало. Достаточно вспомнить Дмитрия Мережковского, написавшего трилогию «Христос и Антихрист».

Про сегодняшний день я вообще не говорю. В эпоху кино, телевидения и Интернета тема о конце истории и об антихристе вошла буквально в каждый дом. После Второй мировой войны было снято как минимум десяток фильмов, которые назывались просто «Апокалипсис» или содержали это слово в своих названиях. Так, можно вспомнить фильм «Апокалипсис сегодня» знаменитого режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы, вышедшего на экраны в 1979 году. Из последних лент можно назвать фильм режиссёра Брайана Сингера «Люди Икс: Апокалипсис», который зрители увидели в прошлом, 2016 году. Точно также в названиях фильмов постоянно фигурирует слово «Антихрист» (заметим, что всегда с большой буквы!). Наиболее известен фильм Ларса фон Триера «Антихрист», представленный на Каннском кинофестивале 2009 года.

К сожалению, содержание и идеи многих произведений искусства часто уводят человека от истинного понимания непростой темы последних времён человеческой истории. По той причине, что люди (не только читатели и зрители, но порой и авторы) толком не знакомы с первоисточником – Священным Писанием. И уж тем более с толкованиями Святых Отцов или хотя бы краткими объяснениями учебников по богословию. Таков дух нашего времени. Тема антихриста и конца света в наш падший век стала просто ходовым товаром, на который существует хороший спрос со стороны всех слоёв общества, даже мусульман, буддистов и язычников, а также убеждённых атеистов-материалистов и вчерашних коммунистов. Времена действительно становятся «последними», или апостасийными[11].

Моё общение с людьми, считающимися христианами (крещёнными и посещающими храм) и даже регулярно читающими Священное Писание, показывает, что у них порой тоже достаточно размытое представление о последних временах и об антихристе. А также о других действующих лицах последней книги Священного Писания. Я имею в виду книгу Откровения апостола Иоанна Богослова, или Апокалипсис (греч. ἀποκάλυψις – «раскрытие, откровение»; «снятие покрова»). Иногда современные христиане даже думают, что антихрист – воплотившийся дьявол. То есть антихрист и дьявол в их представлении – один и тот же персонаж.

Дам короткое разъяснение по поводу главных «отрицательных» персонажей последних времён. Их трое: дьявол (сатана), антихрист и лжепророк. «Антигероев» Апокалипсиса (сил Зла), конечно, гораздо больше. Но на некоторых, не относящихся к главной «троице», мы пока останавливаться не будем. Например, на Вавилонской блуднице и десяти царях, которые примут в последние времена власть на короткий срок и будут служить антихристу.

Почему нам надо знать о них? По той простой причине, что все они – так или иначе – дают о себе знать ещё до наступления последних времён. И нам надо увидеть их в нашей повседневной жизни. Все они незримо трудятся для того, чтобы эти времена наступили как можно скорее. А если мы будем видеть их и их незримую работу, то сумеем отодвинуть эти последние времена.