Сцены адских мытарств, храм Синшань-сы, г. Сиань, пров. Шэньси
Традиционные изображения адских мытарств можно встретить:
• на иллюстрациях адов в Юйли баочао, варьирующихся от издания к изданию, но в принципе однотипных;
• в скульптурных изображениях и настенных росписях в храмах, посвященных Дунъюэ Дади, Кшитигарбхе и Чэн-хуанам (например, в пекинском храме Дунъюэ-мяо, храмовом комплексе Гуйчэн в уезде Фэнду);
• в свитках, изображающих Ямараджей десяти залов.
Сцены адских мытарств, У-чан (см.) как исполнитель загробных наказаний, храм Синшань-сы, г. Сиань, пров. Шэньси
Существуют и современные изображения. Так, художник Цзян И-цзы (江逸子) (р. 1938), живущий на Тайване, написал в технике гунби 50-метровый горизонтальный свиток под названием «Картины адских мытарств» (диюй бяньсян ту, 地獄變相圖). Работая над ним, он опирался не на какой-то один источник, а стремился создать общую картину ада. Сейчас изображения адов этого художника очень распространены в Интернете, по этому свитку был даже снят фильм.
Беседка тетушки Мэн (кит. Мэн-по-тин, 孟婆庭, или Мэн-по-чжуан, 孟婆莊)
– павильон, расположенный при выходе из десятого зала загробного суда (см. Ямараджи десяти залов), перед Колесом перерождения, на Террасе вина забвения 醧忘臺 (юйван-тай). В ней тетушка Мэн поит отбывшие наказания души отваром забвения (см. Чай тетушки Мэн), перед тем как отпустить их в новое рождение. В «Нефритовых скрижалях» (Юйли баочао, 玉曆寶鈔, см.) говорится, что вокруг этой беседки расположены галереи со ста восьмью помещениями, полностью уставленными чашками с отваром забвения.
Беседка тетушки Мэн, фрагмент настенной росписи, храм Чэн-хуан-мяо, г. Пинъяо, пров. Шаньси
Вансы-чэн (枉死城, «Город погибших злой смертью»)
– «Город погибших злой смертью», либо «Ад Вансы-чэн» (вансы-чэн диюй, 枉死城地獄), либо «Ад безвременно погибших» (ю ван диюй, 幽枉地獄). Согласно преданиям, этот «город» находится в загробном мире с правой стороны от приемной Фэнду Дади (см. Ады, Фэнду Дади). Туда попадают души безвинно погибших людей. Там они ждут, когда в загробном мире окажутся виновники их гибели, чтобы собственными глазами увидеть страдания своих мучителей и изжить ненависть к ним. В день, когда безвинно погибшая душа обретает новое рождение, ее обидчик препровождается из Вансы-чэна в другие залы и ады преисподней, где он должен пройти все необходимые процедуры и понести все положенные наказания.
Согласно «Сборнику мнений для уяснения истины» (Цзи шо цюань чжэнь, 集說詮真), написанному Хуан Бо-лу (黃伯祿, 1830–~1909), Вансы-чэн находится в ведении шестого загробного судьи Бяньчэн-вана (см. Ямараджи десяти залов, Ады).
По другим представлениям Вансы-чэн – это четырнадцатый ад, он расположен при зале седьмого загробного судьи Тайшань-вана (см. Ады / Попытка избегнуть противоречий). В качестве ада он предназначен тем, кто по своей вине умер раньше времени, и теперь должен пребывать здесь до окончания срока своей предопределенной земной жизни, а уж только после этого предстать перед Ямараджами десяти залов (см.).
В романе У Чэн-эня (吳承恩, ~1500–~1582) «Путешествие на Запад» описывается, как танский император Тай-цзун (太宗, Ли Ши-минь, 李世民, 599–649) попадает в Вансы-чэн. По его вине многие люди умерли раньше положенного им срока. От разъяренной толпы, жаждущей восстановления справедливости, император Тай-цзун откупается деньгами, взятыми в долг в отделении загробного банка, а сам он возвращается в мир людей, так как срок его жизни еще не окончился.
Со временем понятие «Вансы-чэн» стало синонимом преисподней.
Вансян-тай (望鄉臺, «Терраса, откуда смотрят на родину»)
– особое возвышение, башня в загробном мире, откуда можно увидеть мир людей.
Другие названия Сысян-лин (思鄉嶺) или Ванъюнь-лин (望雲嶺) – «пригорок, на котором тоскуют по родным местам».
ОПИСАНИЕВ «Нефритовых скрижалях» (Юйли баочао, 玉曆寶 鈔, см.) приведено довольно подробное описание Вансян-тай. Это терраса высотой в 49 чжанов (около 130 м), полукруглой формы, обращенная на восток, запад и юг, по периметру 81 ли (около 47 км), со стороны севера ровная стена с торчащими из нее мечами. Склоны этой террасы утыканы ножами. Наверх ведут 63 ступени. С террасы можно увидеть своих родственников и друзей и услышать, что они говорят.
ЛЕГЕНДАСуществует легенда, что сначала Вансян-тай находился в первом зале суда. Дело в том, что в то время главой первого зала был Ямараджа, который очень жалел души умерших. Он видел, как они плачут и тоскуют по своим родным, и, чтобы хоть как-то облегчить их боль и страдания, построил террасу, с которой души могли еще раз посмотреть на своих близких. Кроме того, Ямараджа часто отпускал невинно пострадавшие души обратно в мир живых. Когда сведения об этом дошли до Нефритового императора, он разгневался и отправил Ямараджу управлять пятым залом суда, а также велел забрать с собой и террасу. С тех пор Вансян-тай находится в пятом зале суда (хотя встречаются и изображения этого помоста в первом зале).
В «Нефритовых скрижалях» Вансян-тай представлен не как свидетельство благодеяний Ямараджи, а как один из видов мучений, где грешники невыносимо страдают от тоски по родным и близким. В Юйли баочао говорится, что безгрешные души и те, у которых грехов и благодеяний поровну, не должны подниматься на террасу, а поднимаются только законченные грешники.
В Китае в некоторых храмовых комплексах есть «модели» Вансян-тай. Самая известная из них находится в храмовом комплексе Гуйчэн, уезд Фэнду, г. Чунцин.
Вансян-тай из свода «Нефритовые скрижали» (Юйли баочао)
Вансян-тай, храмовый комплекс Гуйчэн, уезд Фэнду, г. Чунцин
Генералы Чжаохунь и Шоупо (кит. Чжаохунь цзянцзюнь, 召魂將軍, Шоупо цзянцзюнь, 收魄將軍; дословно «Генерал, вызывающий души Хунь» и «Генерал, забирающий души По»)
– два божества, в ряде культов, преимущественно на юге, специально являющиеся в момент смерти отдельно за янскими душами Хунь и иньскими душами По (см. Души). Культ развился из переосмысления и расширения полномочий двух охранников богини воды Ма-цзу – духа с бесконечно острым зрением Цяньлияня (千里眼) и духа с бесконечно чутким слухом Шуньфэнэра (順風耳). В своем новом качестве эти божества получили дополнительные функции, напрямую связанные с делами преисподней, и дополнительное именование, хотя часто продолжают называться и традиционно: Цяньлиянь и Шуньфэнэр. Изображаются в виде двух устрашающих демонов, часто красного и зеленого (или синего) цветов. Один из них прикладывает ладонь к уху, вслушиваясь в отдаленные звуки, а другой прикрывает рукой глаза от света, всматриваясь в даль. На голове у Цяньлияня (Генерала Шоупо) имеется два рога, и он изымает у умирающего иньские души; на голове у Шуньфэнэра (Генерала Чжаохунь) – один рог, и он изымает янские души. Подобная трактовка этих божеств наиболее характерна для верований Тайваня, хотя может встречаться и в других регионах, однако из-за некоторого противоречия сказанного выше с общераспространенным толкованием загробных мытарств культ этот не особенно популярен.
Генерал Чжаохунь (Шуньфэнэр), храм Тяньхоу-гун, г. Лоян, пров. Хэнань
Генерал Шоупо (Цяньлиянь), храм Тяньхоу-гун, г. Лоян, пров. Хэнань
Гогун-бу (過功簿, «Реестр проступков и добродетелей»)
– реестр, ведущийся загробными службами Департаментов Дунъюэ Дади (см.). В него вносятся все хорошие и дурные поступки человека. Именно этот реестр держит в руках глава Управы наград за добродетели Шан-шань-сы (см. Четыре великих Паньгуаня), определяя поощрения новопреставленной душе. Гогун-бу играет важную роль при определении одного из Путей перерождения в следующей жизни. Непосредственно связан с «Реестром жизни и смерти» (Шэнсы-бу, 生死簿, см.).
Реестр Гогун-бу в руках у главы Управы наград за добродетели Шан-шань-сы
Храмовый комплекс Гуйчэн, уезд Фэнду, г. Чунцин
Гоухуньгуй (勾魂鬼, букв. «Черт, забирающий души»)
– особая категория загробных служителей, приходящих в смертный час, отделяющих тонкое тело человека и препровождающих каждую из десяти душ по уготованному адресу; одной из обязанностей этих посыльных является конвоирование грешников к загробному суду. В разных источниках описываются по-разному; для ранних текстов нет ни определенного количества таких духов, ни точных портретных характеристик. Это может быть либо три духа, соответствующие трем составляющим тонкого тела человека (так называемые Домин-цзу, 奪命卒, «посыльные за жизнью»), или же один дух, одетый в синее (см. ниже новеллу Юань Мэя), либо два духа в пурпурных одеждах (см. продолжение к танскому сборнику бицзи «Ю ян цза цзу» (酉陽雜俎, «Собрание разного с южного [склона горы] Ю[шань]») Дуань Чэн-ши (段成式, 803–863)). Подобно многим другим загробным служителям, Гоухуньгуй может становиться чрезвычайно высокого роста (в описаниях чаще всего ростом с чжан (3,3 м)) или быть наделен другими бесовскими признаками (например, наиболее часто встречающийся атрибут Гоухуньгуя – куриные лапы). Одним из особых атрибутов Гоухуньгуя является зонтик, к которому он привязывает добытые души.
Гоухуньгуй, храмовый комплекс Гуйчэн, уезд Фэнду, г. Чунцин
Черный У-чан, храмовый комплекс Гуйчэн, уезд Фэнду, г. Чунцин
Наиболее популярными и часто встречающимися представителями этой категории духов являются У-чаны. В ряде областей в качестве изымающих души посыльных загробного мира фигурируют Цяньлиянь и Шуньфэнэр
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги