Мировоззренческие основы истории России (середина XIX – начало XX вв.)
2-е изд., сокр.
Григорий Иванович Герасимов
Корректор Наталья Евгеньевна Макарова
© Григорий Иванович Герасимов, 2022
ISBN 978-5-0056-1359-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе автор объясняет важнейшие события российской истории XIX – нач. XX вв. с позиций смены религиозного мировоззрения на рационалистическое. Мировоззрение как иерархическая система идей, объясняющих мир и способы его изменения, предстает главным двигателем российской истории, а человек, наделенный сознанием, – подлинным творцом прошлого, настоящего и будущего. Такой взгляд на историю невозможен с позиций материализма, поэтому автор при объяснении исторических событий использует идеалистический подход.
Не принадлежа ни к одной идеологии или мировоззренческой парадигме, идеалистический подход оказался способен встать над ними, рассматривая историю как процесс, приводимый в действие идеями, создаваемыми человеческим сознанием. Стадиями этого процесса является смена мировоззренческих парадигм, в основе которых лежат великие идеи. При этом в рамках данного подхода ни одна из них не является «неправильной» или «ошибочной». Все идеи, на основе которых творилась человеческая история, верны и доказали это тем, что они создавали историю. Объясняя историю, идеалистический подход позволяет выйти из круга мировоззрений и идеологий, смена которых всегда приводила к переписыванию отечественной истории.
Важнейшей категорией идеалистического подхода является категория мировоззрения как система идей, опирающаяся на одну главную идею, формирующую данное мировоззрение. Содержание больших исторических периодов определяется мировоззрением, господствующим в данном конкретном человеческом обществе, творящем свою историю.
В основе истории лежит творческий акт, совершаемый человеком. Он заключается в создании идеи, на основе которой производится историческое действие. Идеи – двигатель истории, материальные и объективные условия могут способствовать либо затруднять их реализацию, но сами по себе они не предопределяют содержания идей, которыми руководствуются люди в своей деятельности. Содержание идей не определяется никакими внешними факторами – это акт свободного творчества сознания, то новое, что разум привносит в мир, изменяя его. Источником активности человеческого сознания является само сознание. Внешние условия благоприятствуют или затрудняют выработку новых идей. По мере развития человечества внешние условия все больше формируются самим человеком, и, таким образом, реализация идей в одних сферах и отраслях создает объективные условия для реализации идей в иных областях человеческой деятельности.
Главные создатели истории – творцы, создающие новые великие идеи. Их немного, но вклад их огромен, поскольку именно их идеи формируют мировоззренческие парадигмы, определяющие историческую деятельность человеческих сообществ.
На выработку любой новой идеи огромное влияние оказывают предшествующие идеи в форме господствующего в данном обществе мировоззрения, и это влияние сохраняется даже в том случае, если новая идея отрицает идеи своих предшественников.
Любое историческое действие сначала создается в сознании человека и лишь затем осуществляется в реальности. Идея всегда предшествует действию по времени, поэтому в рамках идеалистического подхода она первична, а действие вторично.
В данной работе мир, созданный человеком, проанализирован в таких важнейших своих составляющих, как религия, философия, наука, техника, экономика, общество, политика. Все эти разнообразные составляющие искусственного мира объединяет то, что в их основе лежит идеальная реальность, продолженная в объективном и материальном мире. Даже такие сугубо материальные составляющие, как техника или производство, жилища и др., начинаются в человеческом сознании и продолжаются в материальном мире, но без своего идеального образа, без существования в субъективном сознании материальная и объективная составляющая оказывается и неполной, и недостаточной. Дом без человека и вне человека – груда камней. Станок без человека – бессмысленная масса металла. Весь человеческий мир начинается в сознании человека, и там же существует его главная, сущностная часть, которая определяет все человеческое в объективном и материальном мире.
В рамках идеалистического подхода настоящее содержание человека – это те идеи, которые содержатся в его сознании и определяют его деятельность. Все действительные (не искусственные) социальные общности – это множества людей, разделяющих одни и те же главные идеи. Общие идеи лежат в основе всех реальных социальных общностей, начиная от рода и заканчивая нациями и цивилизациями. Общие идеи объединяют, а антагонистические – разъединяют людей и становятся источником конфликтов в обществе.
В рамках идеалистического подхода история не существует как объективная реальность, а рассматривается как идеальное и субъективное представление людей о прошлом человечества. Главным содержанием такой истории являются идеи, определяющие человеческую деятельность, поэтому прошлое как реальность не может существовать нигде, кроме как в сознании человека в идеальном виде.
История, с позиций идеалистического подхода, – это развертывающийся во времени процесс работы человеческого разума, выражающийся в создании идей, направляющих деятельность человека на изменение самого человека, а также окружающей его культурной, социальной и материальной среды. История – это процесс творчества человека и человечества, в основе которого лежат идеи, создающие сначала новую субъективную идеальную, а затем и объективную материальную реальность. Познав и поняв идеи, лежащие в основе человеческого творчества, историк понимает смысл и содержание истории. Содержание истории, таким образом, – это идеи, которые определяют действия людей. Создание идеи – творческий процесс, и с этой точки зрения идеалистическая история изучает процесс творчества человечества во времени.
Важнейшей особенностью идеалистического подхода является то, что он строго разграничивает мир природный и мир искусственный, созданный человеком. Мир, созданный человеком, хоть и находится в природном окружении, однако построен на совершенно иных, идеальных основаниях, поэтому бесполезно искать в нем лишь продолжение мира природы. Законы и закономерности человеческого мира определяются не внешним, по отношению к нему, природным миром, а идеями, которые легли в основание исторического творчества человека. Поэтому методы и подходы естественных наук, изучающих природу, не подходят для исследования реальности, созданной человеком. Тщетно искать в нем и некие природные законы, определяющие ход человеческой истории, вся она есть творение человека, и изначально это творение идеально, а в идеальном мире действуют иные порядки (их сложно назвать законами), чем в мире природном. Идеальный мир не является его отражением, он сам источник и творец себя, и в этом его глубинное отличие от мира материального, в котором нет творческого начала, в котором нечто не может возникнуть из ничего, а в мире идеальном процесс творчества – это главный процесс.
Познать историю означает понять те идеи, которыми руководствовались люди в своих действиях. На их основе историк осознает смысл и содержание событий прошлого, создает и объясняет их.
Предложенная читателю работа представляет собой применение основных принципов идеалистического подхода к историческому материалу и создание на этой основе образа прошлого.
Идеалистический подход к истории – оригинальная концепция. В отечественной историографии это первая работа с его использованием. Из иностранных исследователей автору известен лишь труд Л. фон Мизеса «Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции», где используются близкие теоретические положения. Мизес исходит из тех же теоретических посылок, поэтому приходит к похожим выводам. Однако его работа сугубо теоретическая, и мне неизвестно, пытался ли кто-либо использовать его концепцию для написания истории.
М. Вебер и П. А. Сорокин – мыслители, в чьих работах содержится немало идей, которые автор также использовал для создания идеалистического подхода к истории. Однако П. Сорокин, в отличие от Л. Мизеса, непоследовательный идеалист, и это сказывается на его подходе и выводах; тем не менее некоторые его идеи были применены автором.
«Протестантская этика» М. Вебера – несомненно, идеалистический труд, но Вебер не довел свою мысль до логического завершения, он остановился на том, что религии оказывают решающее влияние на экономику, но дальше эту идею не развил, хотя очевидно влияние религии, в период ее мировоззренческого господства, на все без исключения сферы исторического творчества.
Идеи, работающие в рамках данного подхода, можно найти и у других мыслителей, и чем ближе они к идеализму, тем их больше.
Выбор исследуемого периода для обоснования идеалистического подхода был не случайным. История XIX – начала XX вв. – эпоха, дающая ключ к пониманию всего послепетровского периода, включая историю СССР и современной России.
Ключевая роль в понимании происходивших в истории событий принадлежит тем идеям, которыми руководствовались люди в своих действиях. Наиболее важные из этих идей формировали господствующее мировоззрение эпохи, оказывавшее влияние на все стороны жизни и деятельности человека. Обычно идеи, которыми руководствовались люди, мы находим в исследуемый исторический период в уже сформировавшемся виде. Их понимание и содержание невозможны без уяснения того, когда эта идея возникла, каково ее содержание и как оно менялось с течением времени. Поэтому, рассматривая любую идею, автору порой приходилось выходить далеко за рамки исследуемого временного периода, углубляться в историю, двигаясь к истокам главных идей, формировавших реальность XIX – начала XX вв.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
§1. Идеалистический взгляд на историю
Идеалистический подход исходит из того, что человеческое общество создается с появлением сознания, идейной и духовной жизни. Сознание, разум и духовная жизнь, выраженные в идеях, лежат в основе человеческой деятельности, изменяющей окружающий социальный и материальный мир.
Идея – это продукт человеческого разума, мысль, осуществляющая познание и нацеленная на преобразование окружающего материального и идеального мира. Идея – это мысль, объясняющая устройство некоторой части объективного мира и дающая проект его преобразования, содержащая в себе нечто новое, еще не бывшее. С этой точки зрения идея – акт творения. Идея являет собой то новое, что не существовало прежде. Возникновение идеи – это инновация, творческий акт, способный изменить человеческую деятельность, а значит, и ход истории. При этом в рамках идеалистического подхода под идеей понимается не любая человеческая мысль, а лишь та, которая приводит к изменениям в человеческой деятельности и тем самым оставляет свой след в истории.
Однажды возникнув в сознании автора, идея может начать самостоятельную жизнь, лишь будучи реализованной или зафиксированной. Идеи, зафиксированные на материальных носителях, приобретают самостоятельное существование, стимулируют появление новых идей, оказывают влияние на действия людей. Длительность жизни идеи зависит от ее силы, от объективно-материальных рамок1, в которых она реализуется. Идея может очень долго существовать бесплодно, пока не будут созданы условия для ее осуществления, а может и умереть, не дождавшись своей реализации.
Причина истории – в человеке, а не вне его. И этой причиной является способность к творению идей. Не мыслей, которые могут не содержать в себе ничего нового и поэтому не быть актом творения, а только отражать объективный мир и ощущения человека, а именно идей, которые не только предшествуют действию и направляют его, но и могут передаваться другим людям и направлять их действия. Идеи лежат в основе форм человеческой и общественной жизни, а не наоборот.
Формы человеческой и общественной жизни – результат целенаправленной деятельности человека, в основе которой лежат идеи по изменению объективного мира. Большинство форм человеческой жизни и существования человеческого общества не являются результатом какой-то одной идеи. Например, государство, общество, право, однажды возникнув, совершенствовались идеями многих людей.
Идеалистическая история не противоречит идее Бога. Бог создал человека творцом, наделил его сознанием и свободой воли. В своих исторических действиях человек свободен, он творит свою историю самостоятельно. Идеи, лежащие в основе исторического процесса, созданы человеком. Это не отрицает возможности влияния Бога и на исторический процесс, и происходит это не непосредственно, а опосредованно, через идеи, данные Богом в откровениях пророков и в евангелиях апостолов, в Коране, Торе и других священных книгах, а также путем Божественных откровений, являющихся в виде гениальных прозрений, небезосновательно относящихся на счет Бога. Христианство, ислам, иудаизм утверждают, что человек создан Богом по образу и подобию своему, и важнейшей чертой этого подобия является наделение человека свободой и творчеством. Человек – свободный творец истории человеческого общества, и он волен принимать или не принимать Божественные откровения, поэтому история – это человеческий выбор, и ответственность за него тоже несет человек.
Новые идеи не возникают в идеологическом вакууме. Они рождаются в уже существующей идеологической структуре; они являются реакцией разума человека на идеи, разработанные его предшественниками. Однако безосновательно предполагать, что они обязаны появиться и что если бы их не породил один человек, то это обязательно сделал бы кто-то другой.
Идеи создаются только индивидуальным человеческим сознанием. Коллективного (национального, классового, группового) сознания в реальности не существует. Автор каждой конкретной идеи – конкретный человек.
Идеи не являются продуктами человеческих интересов, идеи говорят человеку, в чем состоят его интересы. Человек действует в соответствии с теми идеями, которые, как ему кажется, будут лучше всего служить его интересам. Не существует интересов, которые бы не зависели от идей, предшествующих им как по времени, так и логически. То, что человек считает своим интересом, в действительности является результатом его идей. Именно идеи определяют, что люди рассматривают в качестве своих интересов.
Сознание, разум и духовная жизнь лежат в основе человеческой деятельности, изменяющей социальный и материальный окружающий мир. Материальные условия лишь задают рамки и границы исторического развития, зачастую могут давать импульс к этому развитию, но не они определяют его. В рамках, обозначенных объективной реальностью, свободно творит человеческий разум. В результате сознательной человеческой деятельности эти рамки постоянно меняются. Источником активности человеческого сознания является само сознание и его потребности, а не материальный мир, в котором нет необходимости ни в человеческой деятельности, ни в идеях.
Действия, основанные на идеях, могут быть поняты только исходя из понимания этих идей, поэтому для постижения человеческой истории нужно прежде всего понять те идеи, которыми руководствовались люди в своей исторической деятельности.
Основой для создания новых идей, преобразующих мир и двигающих историю, является комплекс накопленных в прошлом идей. Идеи не диктуются материальными условиями, они ограничиваются ими. Главной причиной возникновения идей являются потребности человеческого сознания. Человек выдвигает идеи, и общество воплощает в жизнь те из них, которые оно свободно выбирает. Это не обязательно лучшие идеи.
Некоторые идеи появляются на свет как реакция человека на раздражения физической среды обитания, но содержание этих идей не определяется внешней средой. Среда определяет ситуацию, объективно-материальную рамку, а не реакцию. В одной и той же ситуации мыслимы и осуществимы различные способы реакции. Какой из них предпочтет человек, зависит от разделяемых им мировоззренческих ценностей, которые и определят выбор в конкретной ситуации.
Движущей силой истории являются личности, создающие новые идеи. Именно думающие люди – творцы истории. Настоящую историю делают не великие полководцы, цари и революционеры, а мыслители, вырабатывающие новые идеи, на основе которых полководцы, цари и революционеры вершат свои великие дела.
Творец истории – не безликий «народ», а конкретные личности, выдвигающие идеи. Народ осуществляет эти идеи. Идеи становятся «материальной силой», когда они овладевают народом, или частью его, или какой-либо влиятельной группой, а может быть, и отдельной личностью, если она наделена большой властью (Наполеон, Сталин), однако глубокие преобразования могут быть осуществлены только в том случае, если идеи овладели большими массами людей.
Большинство людей не создают новых идей, и если бы мир был населен только такими людьми, то не существовало бы никаких изменений и никакой истории. Таким образом, люди оказывают разное влияние на исторические изменения. Есть пионеры, придумывающие новые идеи и разрабатывающие новые способы мышления и деятельности; есть лидеры, ведущие людей по пути, определенному идеями, которые выработали мыслители; и есть людские массы, следующие за лидером. Конечно, многое зависит и от людей, осуществляющих идеи. От их энергии, личных качеств зависит возможность или невозможность реализации усвоенных ими идей.
История – та часть прошлого человечества, которая осмыслена историками. Идеалистическая история развивается в рамках реализма, предполагающего находящуюся вне сознания человека реальность. Вместе с тем, история во всем многообразии материальных и идеальных проявлений является результатом человеческой деятельности, направляемой идеями. Бездумно в человеческой истории ничто не происходит.
Объективно-материальная рамка, в которой существуют идеи, двигается – сужается, расширяется и тем самым меняет возможность применения новых идей и ограничивает возможности старых. Движение рамки происходит, прежде всего, за счет применения новых идей, влияющих на объективно-материальные условия жизни человека и общества. Природные материальные условия меняются очень медленно, а вот искусственная материальная среда, созданная человеком под воздействием идей, меняется быстро, и процесс этот с течением времени только ускоряется.
Как правило, многие идеи рождаются тогда, когда условий для их реализации еще нет. Например, идея турбины родилась в далекой древности, но смогла быть реализована в форме реактивного двигателя только в ХХ веке. Это произошло потому, что идеи, родившиеся и примененные в других сферах – физике, химии, технологии обработки металлов, конструкционных материалов и др., расширили объективно-материальную рамку и позволили осуществить идею реактивной турбины.
Таким образом, идеи, созданные в других сферах, например в технике и технологиях, изменяют объективно-материальную рамку и позволяют осуществлять новые или до этого невозможные идеи в политической, социальной сфере. Идеи в социально-политической сфере в свою очередь влияют на идеи в естественных науках, и наоборот. Например, отказ от некоторых идей сталинизма, таких, как вульгарный материализм, привел к тому, что были сняты запреты на занятия генетикой, кибернетикой и др., то есть новые идеи в социально-политической сфере изменили рамку для идей в естественнонаучной сфере.
Важность первичности разума в определении исторического развития заключается еще и в том, что если идеи первичны, а материальные условия вторичны, то и анализ любых исторических явлений и процессов надо начинать с исследования идеальной среды, с господствующих идей, с их происхождения.
Материальные потребности действительно могут стимулировать выработку идей, но идеи не всегда вырастают из материальных потребностей. Гениальные идеи, влияющие на историю человечества, рождаются определенно не из материальных потребностей человека. Какая материальная необходимость могла вызвать к жизни идеи свободы, равенства, справедливости, любви к ближнему? Материальной потребности в этих ценностях у человека не было, поскольку они не удовлетворяли ни одного из его тогдашних материальных запросов. Напротив, великие идеи формируют новые потребности для их осуществления, с одной стороны, и заставляют людей преобразовывать мир с целью реализации великих идей – с другой.
Сначала появляется великая идея, а затем под нее людьми формируются условия для ее осуществления. Проходит порой много времени, прежде чем эта идея может реализоваться.
Есть идеи, которые можно обосновать потребностями жизни, но есть идеи, ради которых человек жертвует самой своей жизнью, и для этих идей (свобода, равенство, Родина и т. п.) точно нет никакой необходимости в биологической сущности человека. Это – потребность чистого разума, которая оказывается важнее жизни. В материальном мире нет основы для создания таких идей.
Любые технические и технологические изобретения по своей сути – это, прежде всего, продукты новых идей. Инструменты и машины можно назвать материальными, но действие разума, их создавшего, является идеальным. Все материальные предметы, сделанные человеком, первоначально создаются и существуют в его сознании в идеальном виде, и лишь затем реализуются в материальном, создавая таким образом субъективно-объективную реальность – новый вид субстанции, которой определенно нет в природе, и которая не сводится ни к материи, ни к сознанию, поскольку существует одновременно и в объективном мире, и в человеческом сознании. Например, без человека книга – лишь набор листов, испещренных непонятными знаками, книгой они становятся лишь в сознании человека. Без человека и вне человека книги нет. Таким образом, материальные объекты, созданные человеком, одновременно существуют в идеальном мире человеческого сознания и в реальном объективном мире.
Одной из важнейших категорий идеалистической истории является категория культуры. В основе любой (национальной, цивилизационной, классовой, групповой, профессиональной) культуры лежит ряд основополагающих ценностей. Ценности – это идеи, имеющие особую значимость в рамках господствующего мировоззрения, создавшего конкретную культуры.
Ценности, лежащие в основе мировоззрения, сформировавшего культуру того или иного исторического типа, обнаруживаются во всех ее областях – в языке, философии, искусстве, религии, науке, функционировании техники, правовом сознании и политической культуре. Изменение даже одной ценности приводит к изменению всей системы. Когда эти трансформации накапливаются, мировоззрение и созданная на ее основе культура переходят в иное качество.
Базисные ценности мировоззрения определяют, какие формы связей существуют в данном конкретном обществе, какие универсальные понятия культуры действуют и на какие образцы поведения, социальных ролей, знаний и норм они опираются. Люди становятся представителями той или иной культуры, формирующей определенные этносы и социальные группы, в результате усвоения присущих их культуре ценностей.
Можно выделить три уровня ценностей, распространенных в конкретном обществе. Первый – это давно сложившиеся ценности. Люди часто действуют бессознательно, в соответствии с программами поведения, которые сформировались в предшествующие эпохи, зачастую на основе забытых или полностью утраченных ценностей, некогда обеспечивавших успех практической деятельности. Тем не менее, эти программы, воплощенные в обряды, навыки поведения, еще работают. Их актуальность определяется лишь тем, насколько ценности, породившие эти программы, жизненны сегодня. Однако смена традиционных форм и моделей поведения зачастую болезненно сказывается в обществе.
Второй уровень – это слой ценностей, обеспечивающих современное функционирование и воспроизводство общества.
И наконец, третий уровень – это идеи, формирующие ценности, на которых будет строиться будущее. Они вырабатываются за счет оперирования внутри уже созданных систем идей и знаний. Это – научные теории, вызывающие перевороты в технике и технологии будущих эпох. Это – идеалы будущего социального устройства, которые приводят к разочарованию в существующем порядке и, в конце концов, к его замене на новый, основанный на более привлекательных идеях.
Идеалистическая история о целях развития человечества. В рамках предлагаемого идеалистического подхода у истории не существует заранее заданной цели развития человечества. Эту цель на каждом историческом этапе определяют идеи, которые вырабатываются людьми. При этом материальные рамки под новые идеи и цели развития создает тоже человек. Именно человек есть демиург истории: его мысли и идеи, оформленные в определенное мировоззрение, – подлинный двигатель исторического движения.