Юрий Николаев
Западные славяне Южной Балтики и средневековье Европы. Истоки славян
Предисловие
Знание реальной истории своего рода, народа обогащает человека жизненным опытом, создает ощущение причастности к истории родины, повышает самосознание, помогает обрести забытые исторические корни, точку опоры, чтобы ориентироваться в окружающем мире и принимать не всегда простые решения. В конечном счете – это элемент культуры, основа формирования человека и нации.
Руководствуясь естественным желанием узнать эту историю, попробовать хоть что-то осознать и разобраться в настоящем на основании опыта прошлых поколений, привело к необходимости поиска и изучения первоисточников, которые смогли бы пролить свет на события многотысячелетней давности, на коренные события, из которых и произрастает, в том числе, так называемая, новейшая история.
Несмотря на то, что летописные предания западнославянских авторов об истории и опыте формирования раннесредневековых государственных образований Южной Балтики безвозвратно утеряны или недоступны, сохранились сотни топонимов славянского периода истории Германии, остатки многочисленных городищ славян в междуречье Эльбы и Одера, труды средневековых монахов Саксонии и стран Скандинавии, арабских и других путешественников, документы архивов Германии, Дании, Швеции. Существуют и труды известных славистов Германии, России, Чехии и Польши, по крупицам собиравших сведения по уже, казалось бы, утраченной этой части славянской истории.
Необходимо учитывать и то, что как писал историк Fred Ruchhöft, все сообщения о Рюгене и Арконе (впрочем, как и о других славянских государственных образованиях) «происходят от пера христианских авторов, которые формулировали свои тексты соответствующим образом тенденциозно и в соответствии с политическими целями их заказчиков». Тем не менее, ценность сведений, содержащихся в указанных источниках, трудно переоценить, поскольку их критический анализ и сопоставление фактов открывают для современного читателя не простую историю западной ветви славянского этноса, возможно, наших с вами далеких предков. История западных славян насыщена яркими событиями и весьма поучительна для современников. Это история об истоках славянской государственности Южной Балтики, которая формировалась в соседстве с империей Карла Великого, зарождающейся Священной Римской империей германских народов, королевством Дании, соседними свободолюбивыми славянскими княжествами. История западных славян рассказывает о крестовых этнических походах крестоносцев против западных славян, о борьбе славян за свою независимость. Причем, по мере погружения в тематику вопроса складывается понимание, что эта увлекательная история не только не закончилась, но и продолжается, помогая объяснению многих событий современности…
Использование средневековых первоисточников, особенно работ монахов Саксонии, а главное сопоставление событий тысячелетней давности с политическими процессами более позднего периода, позволяет говорить о признаках долгосрочности стратегии, преемственности подходов правителей и идеологов Священной Римской империи по расчленению славянских союзов, духовной сферы и последующей колонизации восточных земель, реализуемых в различных формах мироустройства.
По выводам немецких историков, степень развития (экономики, вооружения, торгового и военного флота, культуры и др.) западных славян была настолько высока, что союзы западных славян долгое время смогли противостоять экспансии Восточно-Франкского королевства, Священной Римской империи, королевства Дании. Потомки княжеских династий западных славян вошли в состав правящих домов Дании, Швеции, Руси, Мекленбурга.
В настоящее время в Германии на базе остатков средневековых славянских городищ воссозданы в натуральную величину крепости и селения славян, открыты музеи, в которых экспонируются результаты археологических и исторических исследований по славянской тематике. В бывших славянских селениях взрослые и подростки воспроизводят сражения славян средних веков, одежду славян, их вооружение, даже отмечают славянские праздники. История западных славян трактуется как часть истории Германии… Есть о чем задуматься.
Книга, которую Вы держите в руках, является первой, по сути, вводной частью к серии публикаций, посвященных истории западных славян и средневековья Европы. В этой книге Вы, дорогой читатель, узнаете об археологических находках, отражающих уровень развития людей Русской равнины в то время, когда льды толстым слоем покрывали территории Прибалтики, Скандинавии, Западной и Центральной Европы, Британских островов, северо-востока Америки. Затронуты результаты исследований заселения прапредками славян Русской равнины, Центральной и Восточной Европы, Прибалтики. Рассказано о ядре прародины славян, её территории, начиная от бассейна Одера на западе и далее на восток, о формировании праславянской общности на протяжении тысяч лет её истории. Приведены данные о сохранившихся и измененных названиях многочисленных славянских городищ, крепостей, сел славян на территории Германии, особенно в её северо-восточной части. Рассмотрены результаты международных исследований, в том числе трудов отечественных авторов последних лет о миграциях с Русской равнины, которые происходили тысячи лет назад в Центральную Азию, полуостров Индостан, Иранское плато, во Фракию, Месопотамию, Малую Азию, на Аравийский полуостров, Ближний Восток, на земли будущей Эллады, Апеннинский полуостров. Рассказано о пеласгах, микенцах, этрусках, троянцах, венетах, об истоках средиземноморских цивилизаций. Приведены сведения о западных соседях славян начала первого тысячелетия нашей эры, о миграциях славян первого тысячелетия в междуречье Эльбы и Одера в период Великого переселения народов, о границах западных славян с империей Карла Великого.
Вторая часть серии расскажет о землях западнославянских союзов и основных племен Южной Балтики второй половины I тысячелетия – начала II тысячелетия. Донесет до уважаемых читателей сведения средневековых монахов Саксонии о религии, быте, нравах, обычаях, сферах деятельности западных славян. Будут указаны расположения сотен сохранившихся до нашего времени крепостных валов славянских городищ в Германии, особенности их конструкций, результаты археологических исследований.
Третья часть рассажет об истории западных славян, их не простом сосуществовании с формирующимися государствами и княжествами Западной Европы, о войнах за независимость, о мотивациях принятия исторических решений князьями славян и последствиях этих решений. На основании первоисточников будет раскрыта роль римских пантификов, католических орденов, феодалов Саксонии в организации крестовых этнических походов против западных славян. Не будут обойдены молчанием пути строительства государственных образований западных славян, амбиции и корысти отдельных князей, причины, породившие раскол и приведшие к поэтапной утрате самостоятельности, самобытности, а затем и уничтожению некогда могущественных западнославянских государственных образований междуречья Эльбы и Одера. Как результат раскола, побежденные князья славян, принеся вынужденную вассальную присягу герцогу Саксонии или королю Дании, были обязаны искоренять древнюю, объединявшую славян религию, принуждать славян к принятию религии латинского обряда, платить десятины, подати, дани, поборы германским феодалам, участвовать в войнах герцога Саксонии или короля Дании против родственных славянских народов.
Будут приведены результаты исследований польских историков о многовековом опыте германцев по «онемечиванию» колонизированных западных славян, о натурализации, запретах говорить на родном языке, заниматься ремеслами, земледелием. О политике «выдавливания» славян с их земель и селений, освобождая места для переселенцев из западных областей Германии, Фризии. О последующем «вымирании» славянских сел и онемечивании тех, кто остался на своих землях в условиях ограничении их прав.
Для читателя также могут быть интересны генеалогические схемы князей поморян, руян, оботритов, князей и герцогов Мекленбурга, графов Шверина, правителей Верле, королей стран Скандинавии, сведения о междинастических союзах средневековья, восходящих к историческим связям государств нашего времени.
Прочтение книги позволит почерпнуть опыт из событий тысячелетней давности, яснее осознать не только феодально-династическую структуру межгосударственных отношений средневековья, но и первопричины процессов современности, корни которых были заложены в средние века и ранее.
При написании предпочтение отдавалось источникам тех сведений, которые подтверждались другими первоисточниками или иными достоверными доказательствами.
Отдельные сведения, содержащиеся в книге, могут быть известны специалистам в области истории, лингвистики, археологии, антропологии, этнографии, генеалогии, но, как показала практика, продолжают оставаться неожиданными для широкого круга русскоязычных читателей, которые интересуются истоками своего народа и государства.
«Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему»
Книга пророка Иеремии (6, 16)
Глава 1. Славянская топонимика и её особенности на землях Германии
Дорогой читатель, если Вы внимательно рассмотрите подробную карту Германии или Вам доведется ехать по дорогам федеральных земель Мекленбург-Передняя Померания, бранденбург, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия, Шлезвиг-Гольштейн, острову Рюген, то Ваше внимание могут привлечь сотни небольших населенных пунктов, названия которых написаны латинскими буквами, но русскоязычными людьми читаются как имена собственные. Вот только некоторые из них: Below (Белов), Bobbrikow (Бобриков), Brunow (Брунов), Burow (Буров), Chorin (Корин, Хорин), Demmin (Деммин/ Дёмин), Dobrow (Добров), Dolgow (Долгов), Dubrawka (Дубравка), Gadow (Гадов), Glasin (Глазин), Glasow (Глазов), Gribow (Грибов), Janow (Янов), Jesow (Езов/Язов), Ilow (Илов), Kanin (Канин), Karpow (Карпов), Kladow (Кладов), Kollow (Коллов/Колов), Kruckow (Круков, Крюков), Liessow (Лиссов/Лисов), Lubkow (Лубков), Luckow (Луков), Lübow (Любов), Lütow (Лютов), Malchow (Мальхов), Markow (Марков), Masslow (Маслов), Mechow (Мехов), Mirow (Миров), Milow (Милов), Mochow (Мохов), Mustin (Мустин), Nemerow (Немеров), Neverow (Неверов), Pankow (Панков), Penkow (Пенков), Perow (Перов), Platkow (Платков), Plessow (Плессов/ Плёсов), Puchow (Пухов), Rakow (Раков), Roggow (Роггов/Рогов), Rossin (Россин/ Росин), Rossow (Россов/Росов), Russow (Руссов/Русов), Semlow (Землов), Schielo (Шило), Schwerin (Шверин, Зверин), Serno (Зерно), Starkow (Штарков/ Старков), Strela (Штрела/ Стрела), Tatow (Татов), Teschow (Тешов), Teterow (Тетеров), Thelkow (Телков), Tutow (Тутов), Walow (Валов), Warin (Варин), Warnow (Варнов), Werchow (Верхов), Witzin (Вицин), Zepelin (Цепелин), Zirkow (Цирков) и многие, многие другие.
Раков, Росток (фото личного архива)
Шлемин/ Слемин, Марлов, Землов (фото личного архива)
Но почему мы начали свой рассказ с названий деревень и городов Германии? Дело в том, что топонимика – это факты истории. Древние славяне, их предки задолго до принятия ими христианства, уже жили на просторах Восточной, Центральной и Южной Европы. До этого родственные им племена достигли Прибалтики, Балкан, Средиземноморья, Адриатики, Ирана, Индии, побережья Аравийского полуострова, участвовали в создании античных цивилизаций. Об этом свидетельствуют результаты археологических, исторических, антропологических, этнографических, лингвистических изысканий, результаты исследований топонимики, молекул ДНК представителей различных народов. Многочисленные остатки оборонительных сооружений, обладающих типовыми конструктивными особенностями, характерными для славян, керамика и другие археологические находки являются наиболее очевидными, наглядными доказательствами, сохранившимися до наших дней. Конечно, это известно специалистам, исследователям, но широкому кругу читателей, к сожалению, эта история остается неизвестной. В школе нам это не преподавали. И не удивительно, что, зачастую, даже уважаемые представители отечественной интеллигенции затрудняются с ответом на вопрос о происхождении славянских названий в центре Европы.
На территории только Германии находятся сотни населенных пунктов, городов, рек, озер, проливов с названиями, имеющими славянское происхождение, отвечающие правилам образования имен собственных русского языка. Кладбища Германии содержат старинные захоронения с русскими именами, например, Maria Russky (Мария Русская) у кирхи 13 века в земле Мекленбург-Передняя Померания.
К федеральным землям Германии, которые в первом тысячелетии входили в территорию сплошного заселения славян, относят Мекленбург-Передняя Померания, Бранденбург, Берлин, острова Рюген и Fehmarn, междуречье рек Сала (Saale) и Одер (земли Восточной Тюрингии, Саксония-Анхальт, Саксония). К территориям смешанного заселения славян и соседних с ними племен относят земли Тюрингии, Баварии, левобережья Эльбы (земли Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейн). Об этом, в частности, подробно сообщается в работе немецкого ученого Fred Ruchhöft [1], а карта из его книги отражает расположение городищ славян, плотно покрывавших земли Мекленбург-Передняя Померания, Бранденбург.
Факт наличия на федеральных землях Германии славянских земель, славянских союзов жителями Германии рассматривается, как часть их истории. Жители активно посещают музеи, посвященные истории славян. Эти музеи экспонируют реконструкции крепостей и поселений славян в натуральную величину, воспроизводят быт, обычаи славян, их языческие капища, отражают достаточно высокий для того времени уровень развития сельского хозяйства, животноводства, металлургии, торговли, приемов контейнерных перевозок, мастерства оружейников, ткачей, скорняков, сапожников, кораблестроителей. В музеях проводят тематические встречи, исторические игры детей и их родителей, связанные с историей славян, осуществляют реставрационные работы древних славянских городищ, продают книги по истории славян (но, как правило, на немецком языке). Места славянских крепостей, зарегистрированные как археологические памятники, внесены в каталоги и охраняются федеральными законами. Причем эта деятельность осуществляется, как на основе специальных федеральных программ и законодательных актов, так и на средства, собранные населением. Есть о чем задуматься. Но и здесь не всё гладко. В отдельных случаях распахиваются земли, где находились славянские языческие культовые места, уничтожаются и оскверняются информационные стенды древних славянских городищ.
Саксонские хронисты, которых очень трудно заподозрить в любви к своим восточным соседям, писали о высоком мастерстве славян в строительстве деревянных крепостей, домов, мостов, судов. В труде монаха-хрониста Адама Бременского, написанного в начале второго тысячелетия [2, с.127] указано, что «Даны-варвары называли Русь Острогардом, потому что она расположена на востоке и, словно орошаемый сад, изобилует всеми благами».
Славяне были участниками континентальной и морской торговли, обладали уровнем духовного, экономического и военного развития, который позволял им противостоять Восточно-Франкскому королевству, Священной Римской империи, а также Датскому королевству, включавшему страны Скандинавии и Англию. Мореходы Рюгена контролировали судоходство на Балтике. Не случайно Балтийское море имело названия Варяжское, Восточное, Варварское, Венедское, Скифское, а Черное море – Русское.
В работе [3] содержится ода, написанная Фридрихом Томасом в 1716 году в честь брака герцога Мекленбурга Карла Леопольда с Екатериной, дочерью Ивана V Алексеевича:
«Что ты, о Мекленбург, весь воссиял от счастья?
Твой высочайший Князь сам светится как солнце,
В супруги герцогиню выбрал он себе,
И в том весь Мекленбург нашёл своё богатство,
Что Рус и Венд соединились в браке вновь.
Всё стало, как и прежде, как при Ободритах,
Когда держал наш Мекленбург и трон, и скипетр:
И власть у нас от тех Рифейских Ободритов,
Оттуда, где и ныне правит Русский царь.
И им благодаря, во время войн и мира,
Мы были в прочной дружбе, браком скреплены.
Сегодня же напомнить должно то,
Что были Венд, Сармат и Рус едины родом».
В примечании к оде указано, что «ободриты – древние венды, жили на территории Мекленбурга, марки Бранденбург и в Померании. Своё первоначальное происхождение они вели из Сарматии (Sarmatien), Пруссии (Preussen), Руси (Reussen) и Самоедии (Samojeden), придя к Балтийскому морю с Рифейских гор, где была прародина всех скифских и сарматских народов». Остается добавить, что «Рифейскими» называли горы, которые «лежат на половине пути между Балтийским морем и Азовским морем» [2], а сам текст оды явно указывает на путь, который проделали народы, которых затем назвали западными славянами.
Не менее интересным фактом является и то, что многие славяне, их потомки в Германии помнят о своем историческом прошлом. Они создают общие сайты для коммуникаций, проводят общие праздники в соответствии со старославянскими традициями. Лужицкие сербы Германии до настоящего времени сохранили свой древний славянский полабский язык, отмечают общеславянские праздники, добились использования своего исторического языка, как второго, наряду с использованием общегосударственного немецкого языка.
О грамотности славян свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные при раскопках Новгорода, других русских городов. Многое написано и о чистоплотности славян. Древнерусские летописи хранятся в библиотеках и музеях англосаксонских стран. Короли Франции хранили евангелие королевы Анны, привезенное ею из Киева, и присягали на нем. Монах ордена Бенедиктинцев Мавро Орбини, используя архивы монастырских библиотек Италии, герцога Урбитского, собрания Ватикана, на основе более трех сотен архивных источников открыл массу малоизвестных сведений об истории славянского мира в Центральной и Южной Европе.
В монастыре города Доберан (ранее городище Добраны) земли Мекленбург-Передняя Померания покоятся останки славянских князей и их потомков, являвшихся правителями не только Мекленбургского герцогства, но и европейских стран. В Шверине над зданием правительства федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания возвышается многометровый памятник языческому князю Никлоту, владыке славянского государства Южной Балтики. Там же, в музее, Вы можете увидеть большое полотно о последнем сражении князя Никлота с всадниками герцога Саксонии Генриха Льва.
В Великом Новгороде, который был тесно связан с западными славянами, фамилии, как известно, документально появились в начале второго тысячелетия. Если имя собственное оканчивалось на твердую согласную, то фамилия часто имела суффикс «ов/ ow», например, Иван – Иванов, плёс – Плёсов, Семён – Семёнов. Суффикс «ев /ew» использовался, когда имя собственное оканчивалось на мягкую согласную (Савелий – Савельев). Суффикс «ин/in» использовался, в частности, если слово оканчивалось гласными «я», «а» (Ивашка – Ивашкин). Такой же подход применим и к подавляющему большинству славянских топонимов Германии.
Также к славянским топонимам относят названия, происходящие от имен собственных и оканчивающиеся на «ичи», например, радимичи, угличи, уличи, ковачичи (кузнецы); на «овичи», например, боровичи (лесные жители). На землях западных славян такие окончания имеют форму «izi»/ «ици» или просто – «itz»/ «иц», например, Zemzizi (земчичи – название одного из славянских племен), Drewitz/ Древиц (деревья, лес), Beelitz /Белиц /Белица (белого цвета).
В Германии сотни топонимов имеют характерные для русского языка суффиксы ов/ow (Ilow/Илов, Lubkow /Лубков; Buckow /Буков и другие). Конец слова «ow» немцами произносится со слабовыраженным звуком «в». Если в названиях населенных пунктов встречаются двойные согласные, например, Zittow, Demmin, Kollow, Schlemmin, Roggow, то такие названия произносят немного «растягивая» двойные согласные. В русском языке двойные согласные обычно сливаются в один краткий звук, например, Цитов, Демин, Колов, Шлемин, Рогов и так далее.
Для славянских, русских имен собственных в Германии также характерны окончания «ин/in», «ен/en» (Barnin /Барнин, Bellin /Беллин, Wolin /Волин, Bessin /Бессин, Demmin /Деммин, Lübben /Люббен, Ragösen/ Рагёзен, Schieren /Ширен).
Немецкие лингвисты считают, что имена собственные, оканчивающиеся на «ау/au», произошли от славянских слов: (Lübbenau /Люббена́у (от старославянского «любъ» – приятно, хорошо, милый, любимый), Ilmenau /Ильменау/ Ильмень (мелководное, небольшое озеро с заросшими берегами. На Руси встречается в названиях озер, рек, деревень.), Doberschau /Добершау/ на лужицком языке Dobruša – Добруша) [4, стр. 25; 2, стр. 131—132].
На вопрос о том, что означают указанные выше населенных пунктов, немцы, как правило, разводят руками и говорят, что это просто звуки, которые для них не несут смысла. Но для русских людей такие топонимы ассоциируются с именами, прозвищами, событиями, образом жизни, родом деятельности, особенностями местности, принадлежностью. Например, топонимы Лютый, Лютов, Люттов происходят от древнерусского «лютъ», от общеславянского «ljutъ». В этимологическом словаре русского языка Семенова сказано: «слово «лютый» в разных вариантах встречается и в других славянских языках, например, в украинском – «лютий» («февраль»), в белорусском – «люты», в болгарском – «лют». В Польше «luty» – «февраль». Значение слова «лютый» – «жестокий, злобный, свирепый, суровый». В России также имеются топонимы с корнем «лют», например, «Лютово» на юго-востоке от Ярославля, река «Лютиха» в Московской области. В Белоруссии существует топоним «Лютый Бор» и т. д.
Немецкий ученый Ingrid Schmidt писала [5, стр. 32], что часть названий населенных пунктов Рюгена, которые оканчиваются на itz, witz, in, ow, возникли еще в славянский период, до завоевания этих территорий Германией.
В Германии можно встретить топонимы с корнями «рус» и «рос», например, Ruschvitz (ранее Ruskovici), Russow (Руссов), Rossow (Россов).
К топонимам, указывающим на славянское прошлое, относят также слова, которые содержат части слова wend – венд/ западный славянин, windisch/ wendish – западнославянский; went; wind, slavic, slavi, sclav. Примером могут служить следующие топонимы: Wendeburg – славянский город, Wendorf –деревня вендов, славян. Например, в Нижней Саксонии находятся топонимы: Wendesche Loh in Hohne (Вендский/славянский луг в Хоне), Wendeschleife, Wendisch Evern, Wendenkamp, Wendischen dorf (село славян). В Тюрингии встречаем Windischleuba, Windischenstraße. В земле Бранденбург – Wendisch Rietz, Wentdorf, Wendische Strasse (улица славян), спортклуб Wendisch Evern, добровольная пожарная команда Wendhausen. В земле Мекленбург-Передняя Померания – Wendisch Baggendorf, Wendisch Waren, Wendisch Langendorf. В Баварии – Windischeschenbach. В Шлезвиг-Гольштейн – Windeby, Slavicae villae, Slavica villa. Также Slavi cultoies, Slavicalis, villae Sclavorum и др. О таких селах профессор Варшавского университета середины 19 века И. Первольф писал, что «со временем славянские жители онемечились, или их место заняли немцы; но название оставалось» [6, с. 126]. В свою очередь, известный чешский ученый-славист Л. Нидерле сделал вывод, что «Повсюду, где жили славяне, помимо упомянутых исторических свидетельств, до сих пор сохранилось много следов славянской номенклатуры, имен, образованных из славянских слов и имеющих славянские окончания» [7].
Многие топонимы проходили путь от первоначального звучания через написание на латинском и немецком языках. Другие просто перестали существовать, пропав на карте Европы. В процессе онемечивания многие названия населенных пунктов были искажены или заменены немецкими. Например, Stara Niwa (Старая нива) стала Alt Zauche, Babin (Бабин) стал Babben, Baran (Баран) стал Bahren; (далее сначало топоним написан на нижнелужицком языке, а через тире на немецком), Barow (Баров) – Bahro, Bezkow (Бецков) – Beeskow, Bělow (Белов) – Behlow, Bórow (Боров) – Bohrau, Běła Góra (Бела гора) – Buhleguhre, Krynica(Крыница) – Crinitz, Grabow (Грабов) – Dissen-Weißbuchenhain, Dubrawa (Дубрава) – Dubrau, Krugau и Frauendorf, Wiłow (Вилов) – Eulo, Jarin (Ярин) – Gehren, Mokrow (Мокров) – Gross Muckrow, Kózłow (Козлов) – Kasel, Krajna – Krayne, Kromola (Кромола/ коромола др. слав. – ссора, восстание) – Kromlau, Kuškow – Kuschkow, Lipsk (Липецк, от слова липа) – Leipzig, Łukow (Луков) – Luckau, Lubnjow- Lübbenau, Malinki (Малинки) – Mallenchen, Wusoka (Вусока/ Высока) – Markischer Heide, Komorow (Комаров) – Mückenberg, Nowa Niwa (Новая нива) – New Zauche, Ruśi (Русы) – Reuthen, Swětow (Светов/ Цветов) – Zwietow , Góry (Горы) – Guhrow и другие [10].