Книга О смысле и принципах жизни - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Емельянович Соколов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
О смысле и принципах жизни
О смысле и принципах жизни
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

О смысле и принципах жизни

Алексей Соколов

О смысле и принципах жизни (размышления)

© Соколов А. Е., 2014

© ООО «ИСК», 2014

От издателя

Уважаемый читатель!


Предлагаем Вашему вниманию очередную аналитическую работу нашего современника – СОКОЛОВА Алексея Емельяновича – «О смысле и принципах жизни».

Вам представится возможность рассмотреть появление и распространение людей по планете Земля, их связь с окружающей природной средой, формирование и развитие народностей, национальностей, общественных формаций и государственности, возникновение и развитие Российского государства в составе мирового сообщества глазами человека, прошедшего большой, непростой путь от рабочего-сталеплавильщика металлургического комбината до руководителя в аппарате Совета Министров РСФСР, являющегося практическим профессионалом-хозяйственником, знатоком экономики нашего государства и психологии общественно-политических отношений, опирающегося в том числе и на собственный богатый опыт.

В книге автор анализирует процессы развития российского общества в историческом плане, давая сравнительный анализ различных систем и принципов общественного устройства, отмечая характерные явления, мешающие его цементации. Рассматривает возможные пути укрепления производственных отношений, способствующих совершенствованию политического строя в стране, экономического, социального и культурного развития, укреплению обороноспособности России, повышению ее авторитета на мировой арене. В том числе им рассмотрены вопросы современной партийной архитектуры и роли ведущих и оппозиционных партий в консолидации общества.

В завершение, проанализировав жизнь и состояние гражданского общества страны, размышляя о дальнейшем развитии, будущем России, Алексей Емельянович подводит некоторые итоги, предлагает пути выхода из сложившейся ситуации по сложным, на его взгляд, проблемам.

Авторский стиль изложения и оценка происходящих событий сохранены в собственной редакции автора для полноты восприятия повествования.

С уважением,А. В. Панурин.

Другие известные книги А. Е. Соколова:

ISBN 5-901682-14-9, Берегите Россию. Исповедь, воспоминания, размышления, 2005 год.

ISBN 978-5-901682-14-9, Берегите Россию. Исповедь, воспоминания, размышления, 2-е издание, 2007 год.

ISBN 978-5-901682-71-5, Россия из глубин веков и сегодня, 2008 год.

ISBN 978-5-91775-006-4, Гражданское общество России, 2010 год.

ISBN 978-5-91775-055-2, Вектор развития (о мировом движении), 2011 год.


Алексей Емельянович Соколов



Введение

Человек всегда стремится познать себя, свои способности и возможности, чтобы, опираясь на свой исторический путь, разумно устраивать свою жизнь. Для изучения возникновения, развития и распространения рода человеческого используются разные источники: историческая письменность, различного вида летописи, археологические находки, сказания и былины, другие сведения, которые сведены в научные обобщения. На сегодня они представляют выстроенную концепцию возникновения и распространения человека. Доисторические времена жизни человека известны лишь в общих чертах по сведениям отдельных исторических данных. В связи с развитием археологических исследований умозаключения по познанию развития рода человеческого уточняются и будут уточняться по мере обогащения науки современными методами исследований.

Изучение начального периода истории человечества в России началось с летописи, где имеются довольно разнообразные и разносторонние сведения о первых двух веках нашей истории. Она со временем не раз дополнялась и превратилась в конце концов в сборник разнообразных исторических материалов, иногда даже с несостыкующимися между собой описаниями одних и тех же событий. Для изучения использовалась Ипатьевская, Киевская, Волынская и другие летописи. Надо подчеркнуть – период до Рождества Христова, до внедрения христианства на Руси изучен мало.

Использовались иностранные источники, например, сообщения патриарха Фотия (IX век), записи императора Константина Багрянородного и Льва Диакона (Х век), сказания Скандинавских Саг и целого ряда арабских писателей (тех же веков): Ибн Хордадбех, Ибн Фадлана, Ибн Дасты, Масуди и других, а также туземские письменные памятники, уцелевшие в храмах, монастырях, на монетах и на других вещах.

Исторический процесс проявляется совместными усилиями различных сил, отдельных общественных союзов и организаций, путем познания и анализа источников. Изучению истории подвергается не человек-индивидуум, а совместная жизнь людей.

Некоторые ученые («Комсомольская правда» от 13.12.2011 г.) в изучении истории человека придерживаются концепции «плавильного котла наций», считая, что идет, хотя и медленно, но постоянно убыстряющийся процесс усреднения ДНК всех народов, стирания граней межнациональных отличий. С этими направляющими ученой мысли многие соглашаются. Видимо, со временем, хотя и не в близком будущем, все народы, населяющие планету Земля, станут одним народом, единой цивилизацией и одной национальности. Но до этого положения еще очень и очень далеко.

Для человечества представляет интерес, как зародилась жизнь на Земле, как и где появился первый человек, как он распространился по планете Земля, как совершенствовался, став думающим существом, чего и как достиг он в жизни. Ответы на эти глобальные вопросы, изучение которых постепенно углубляется, конечно, будут совершенствоваться еще многие десятилетия. Но я задался целью – на основе известных исторических данных сделать обобщения, проследить появление и жизнь русского человека, россиян, их быт, совместную деятельность, принципы развития многонационального государства. С учетом исторического развития и собственного взгляда на эти вопросы описать, на какой основе строится и должна строиться государственная политика, развитие общества в многонациональной стране, совершенствоваться культура народов, русская культура, жизненный уклад народов, входящих в состав Российского государства. Почему не прекращаются стычки на межнациональной основе? Каковы критерии укрепления дружбы между народами в отдельно взятой стране и в мировом плане. Чтоб вести успешно внутреннюю межнациональную политику, надо знать фундаментальные основы ее и свято их поддерживать.

Газета «Комсомольская правда» (13.12.2011 г.) в статье «Почему из русских никак не получаются «россияне» обо значила очень важный вопрос о взаимоотношениях наций, их целях и задачах. Эта проблема всегда волновала и сейчас волнует ученых, государственных деятелей, она лежит в основе внутригосударственных отношений и международной политики.

Давайте пройдем, дорогой Читатель, по этим проблемам, по составляющим путям, не торопясь, попытаемся определить действительные, объективные интересы народов и нечестные, основанные на обмане, заблуждениях, стремлении поживиться за счет других. Здесь мы увидим картины жизненных отношений народов внутри страны и за ее пределами.

Хотя и нелегко, но хочется рассмотреть сложные межэтнические отношения внутри России и через них – внешние отношения с другими народами и государствами. Безусловно, речь пойдет об отношениях между собой национальностей в различных общественных формациях и прежде всего в капиталистическом и социалистическом обществах. Проследим интернациональный путь развития русского национального государства, перспективы развития межнациональных отношений в России, взаимоотношения с южными народами, пути формирования новой монолитной гражданской нации, а также вопросы межнациональных отношений в других многонациональных государствах и роль Организации Объединенных Наций в вопросах формирования внешней политики государств с учетом поддержания интересов всех национальных объединений.

Попытаемся заглянуть в будущее хотя бы в крупном плане: что станет с народами и государствами, будет ли их число увеличиваться или, наоборот, сокращаться, вплоть до моногосударства.

Глава 1

Откуда и как появились люди на Земле

На этот счет у народов нашей планеты много мифов, в том числе и мифы о божественном происхождении человека. В связи с успехами человечества в научном познании мира таких людей становится все меньше и меньше.

Проанализировав скорость изменения наследственного материала современных живых существ, ученые смогли рассчитать, какое время потребовалось для эволюции видов. Согласно этим расчетам, первые животные появились на Земле около 750 млн лет назад, еще в докембрийский период. Многие эксперты едины во мнении, что около 600 млн лет назад мощное оледенение превратило Землю в огромный ледяной шар. Многометровым ледяным панцирем покрылись континенты и океаны. Ученые предполагают, что спасение от этого живые существа нашли на глубине океанов, неподалеку от термальных источников. И лишь после смягчения климата животные стали осваивать меньшие глубины, образование их новых видов продолжилось. Оттаявшие воды кишели самыми разнообразными животными.

В эволюционном процессе формировались животный и растительный мир на Земле. По учению Дарвина человек появился в результате эволюции от человекообразной обезьяны, которая в свою очередь ранее появилась от других живых существ. Устная человеческая речь, по мнению ряда ученых, появилась по мере его развития, приспособления к природе и к коллективной жизни примерно 200 тыс. лет назад. Современные группы ученых начинают утверждать и доказывать, что жизнь на Земле появилась из Космоса. В общем, идет дальнейший поиск истины.

Вопросы происхождения человеческого рода продолжают волновать общественное мнение, почему люди разные по цвету кожи, внешнему виду, по своим привычкам, языковому общению и т. д.

Любопытно, в любой стране, в том числе и в России, встречается много различных типов людей, различных этнических групп. Как это получилось, откуда они берут свое начало?

Ученые утверждают, что генетически все люди почти схожи, хотя внешне очень разные. Каждый из них унаследовал маленький кусочек генетического материала – митохондриальную ДНК – от одной единственной женщины, жившей в Африке более 190 тыс. лет назад.

ДНК – главная составляющая клеточного ядра. Именно она определяет все унаследованные физические особенности человека. Митохондриальная ДНК (МТДНК) – это крошечная кольцевая нить генетического материала, схожая с ядерной ДНК, но присутствующая только в митохондриях, за пределами клеточного ядра. Люди наследуют точную копию МТДНК от матери, таким образом, можно проследить путь к первоматери. Ученые установили, что приблизительно раз в двести поколений происходит мутация. Каждое изменение наследуется потомками и формирует новую ветвь древа МТДНК.

Такое материнское древо точно реконструировали, сравнив мутационные вариации в МТДНК многих современных людей со всего света. Частоту мутаций ученые научились измерять, а следовательно, определять, когда она произошла, а время и место произошедших мутаций показывает, как шло заселение нашей планеты. Генетическое древо наших материнских предков простирается, как установили ученые, в прошлое почти на 200 тыс. лет, к типу МТДНК, обнаруженного в Африке – митохондриальной Еве. Этот термин породил концепцию африканской Евы или «первой проматери» современного человечества. Эта женщина была не единственная, обладающая корневым типом МТДНК, но, скорее всего, она жила, по предположению ученых, в племени из сотен человек, МТДНК которых не сохранились.

Эта «африканская Ева», как подтверждают самые древние археологические находки черепов с чертами Homo sapiens, жила на юге Восточно-Африканской рифтовой долины. Она и явилась колыбелью человечества.

Как же человек распространился по Земле? Оксфордский исследователь Стивен Оппенгеймер предположил, что после неудачной миграции в Восточное Средиземноморье и на Ближний Восток 125 тыс. лет назад лишь одной группе удалось покинуть Африку. От нее произошли все неафриканцы. Эта группа совершила единовременный исход, пересекла устье Карского моря и достигла Йемена около 85 тыс. лет назад. Отсюда люди направились в Южную Азию, обогнув побережье Индии, прошли по мостикам суши на Бали и около 65 тыс. лет назад заселили Австралию. Почти 75 тыс. лет назад люди проникли в Восточную Азию, позже – в Америку через Берингов пролив, 20 тыс. лет назад представляющий собой полосу суши, перешеек между двумя континентами. Европу же 50 тыс. лет назад колонизировали выходцы не из Северной Африки, а группа, отделившаяся от азиатского пути. Через Иран и Ирак она попала в Турцию, далее на юго-восток Европы.

По предположению ученых, разделение (распространение) африканского человека произошло примерно 400 тыс. лет назад. Неандертальцы мигрировали в Европу и Западную Азию. Предки же современных людей дольше оставались в Африке, но затем быстро распространились по Евразии и до вольно долго сосуществовали бок о бок с остальными видами живущих там людей. В ходе первых миграций предков современного человека из Африки в Азию и Европу примерно 100 тыс. лет назад кроманьонцы стали скрещиваться с жившими там неандертальцами. Группа немецких ученых расшифровала найденный обрывок ДНК генома неандертальцев Европы и сравнила его с геномом современного человека. Установили, что современные люди унаследовали 1–3 % генома неандертальцев. Видимо, было мало здоровых плодовитых гибридов. Способности распознавать и уничтожать чужеродные белки достались нам от неандертальцев. От них современный человек и получил другие варианты генов, отсутствующих в африканской популяции.

Совсем недавно был найден еще один вид вымерших людей – денисовский человек, живший около 40 млн лет назад и контактирующий с неандертальцами и современным человеком. Денисовский человек оказался ближе к неандертальцу, с которым он эволюционно разошелся около 640 тыс. лет назад. В геноме современного человека (у жителей Восточной Азии) обнаружено 6 % «денисовских» генов, что говорит о их скрещивании. Другой вариант гена HLA-AII, отсутствующий у африканцев и обнаруженный в «денисовском» человеке, повсеместно распространен среди населения Восточной Азии и Океании, особенно у жителей Папуа – Новой Гвинеи. Это дает основание ученым считать их почти прямыми потомками «денисовцев». Всего же в геноме коренных жителей Папуа – Новой Гвинеи 95 % HLA генов от Homo другого вида, в геноме азиатов таких – 80 %, а у европейцев – 50 %.

Представляет интерес статья московских генетиков в журнале «Вокруг света» (5 мая 2012 г., стр. 124) о всемирной истории народностей России. Они пишут, что генетика – сравнительно новый источник наших знаний. Она помогает нам узнать больше об истории человечества. Изучая наследственные болезни, московские генетики установили, что марийцы и чуваши, у которых, как мы знаем, мало общего: разные истории и обычаи, принадлежат к разным языковым семьям (уральская и тюркская), не считаются родственными народами. Тем не менее ученые у чувашей обнаружили те же симптомы характерных наследственных болезней, что и у марийцев: редкие волосы, отсутствие бровей и ресниц, гладкое тело, проявляющееся с похожей частотой, по свидетельству проф. Рены Зинченко из Медико-генетического научного центра РАН.

Почему у двух народов, не считавшихся родственными, нашли одни и те же генетические патологии? Современная этнография определяет народы по языку, религии и культуре. В списке критериев определения народа нет ни слова о генетике. Между тем, по мнению ученых, именно генетика в своем молекулярном шифре хранит самую полную историю как целых народов, так и каждого человека в отдельности. Нужно только научиться ее умело читать. «Высокая частота мутаций объясняется отчасти изоляцией народов, отчасти эффектом бутылочного горлышка».

В 1994 году у исландцев ученые обнаружили мутации в гене BRCAZ, расположенном на 13 хромосоме (повышает возможность развития рака молочной железы у женщин). Это же наблюдается у норвежцев, которые являются предками исландцев. Из-за небольшой их численности можно отследить их семейную историю. Представляет интерес открытие израильских генетиков. Они в 2006 году доказали, что около 40 % ашкенази произошли от черных женщин. Исследуя образцы митохондриальной ДНК у 11 452 человек из 67 еврейских общин по всему миру, ученые пришли к выводу: материнские линии современных ашкенази сходятся по четырем параметрам. По мнению ученых, их разделили века и расстояния.

В Ростовской области ученые обнаружили у турок-месхетинцев, иммигрировавших из Средней Азии, что микроцефалия встречается у каждого 30-го ребенка. Генетикам удалось доказать, что каждый из нас немного неандерталец, которые были тупиковой ветвью развития человекообразных обезьян. До недавнего времени считалось, что наши предки – доисторические «человекоразумные», выдвинулись из Северной Африки в сторону Евразии около 70 тыс. лет назад и триумфально вытеснили местных жителей – неандертальцев. Когда генетикам удалось расшифровать геном неандертальцев (денисовского человека), то стало ясным, что история отношений людей сложнее, чем ранее думалось. У всех живущих сегодня на Земле людей неафриканского происхождения геном совпадает с неандертальским примерно на 2,5 %. Такой же процент и у азиатов, это значит, что смешение произошло вскоре после выхода наших предков из Африки, до того как расселиться им по всей Евразии. Хотя в Европе неандертальцы еще долгие тысячелетия жили бок о бок с человеком разумным, но вряд ли смешивались. Иначе у современных европейцев процент неандертальских генов был бы выше, чем у азиатов. В каждом из нас есть капля неандертальской крови.

Не только генетики предполагают, что современный человек может быть результатом смешения нескольких видов человекообразных обезьян. Американская фирма 23andMe по желанию интересующихся проверяет у обратившихся наличие набора мутаций… Несколько лет назад доказала, что израильские евреи и арабы генетически более близкие друг к другу народы, чем евреи из разных стран… Уже сейчас бывает, что обнаруженная семейная история и этническая принадлежность меняют жизнь отдельных людей. Так американские криптоевреи, выросшие и воспитанные в католических семьях на юго-западе США, обнаружив в себе еврейские корни, переменили веру и образ жизни. «Около 10 % наших клиентов такого происхождения из Техаса и Калифорнии обнаруживают значительные совпадения ДНК с теми, у которых есть еврейские корни». В таких случаях менять самосознание и вероисповедания в нашей действительности, когда глобализм и интернациональные браки стали нормой, а традиционно-замкнутые общества – пережитками прошлого, нет никакого смысла.

Новосибирские и американские генетики установили, что североамериканские индейцы и южноалтайские народы имеют общего предка, жившего на Алтае. Исследователи обнаружили генетические маркеры жителей Северного и Южного Алтая, Монголии и Южной Сибири, а также индейцев Северной Америки. «Алтай с древнейших времен был местом, куда предки людей приходили из Африки и оттуда они распространялись дальше по всей Сибири», – говорит профессор Л. Осипова, заведующая лабораторией популяционной этногенетики Института цитологии и генетики СО РАН. «Мы не можем сказать, – пишет она, – сколько было волн миграции из Сибири на американский континент, но по нашим данным это могло быть две или три волны». По расчетам сибирских генетиков индейская ветвь отсоединилась от алтайской около 15–20 тыс. лет назад. Сегодня понимание, что чуваши – родные братья марийцев, а индейцы – алтайцев, не является поводом переосмысления картины мира. Накопление данных знаний в этом направлении в будущем показывает всю неуместность разделения людей на своих и чужих.

Как мы видим, пока окончательных выводов науки о путях развития человечества нет. Понятия об этом каждый раз уточняются с получением новых находок доисторических вещественных доказательств существования человекообразных существ.

Развитие человечества классифицируется по расам. Современные исследователи выделяют большие расы и насчитывают их от 3 до 5, наиболее часто – четыре: европеоиды, монголоиды, негроиды и австралоиды. Раса с биологической точки зрения – это совокупность накопленных мутаций. Расовые признаки включают сотни черт строения человека, имеющих наследственную природу, достаточно большую изменчивость, и минимально зависящих от окружающей среды. Первую по значимости группу расовых признаков формируют признаки строения черепа, лица: форма (конфигурация) носа, размеры лица, размеры и форма черепной коробки, массивность черепа, форма глазниц и размеры челюстей, строение зубов и другие. Хотя человечество разделено на расы, но оно едино. Это один биологический вид.

Современные люди по заключению ученых, появились около 200 тыс. лет назад. С тех пор продолжают менять среду своего обитания. Постоянно меняющиеся климатические условия являются важнейшим фактором этого процесса. Около 12 800 лет назад на Землю обрушилось внезапное похолодание, продолжающееся около 1300 лет. В этой связи человечество было вынуждено переходить от собирательства к земледелию. Возникла совершенно иная социальная система, основанная на частной собственности. Стали одомашнивать различные культуры. В Центральной Мексике началось возделывание кукурузы, в среднем течении Янцзы – рис, в нынешнем Эквадоре – тыкву, на Ближнем Востоке – пшеницу. Похолодание привело к вымиранию некоторых культур, не приспособившихся к новому климату, заставило человека научиться разводить костер, ловить рыбу, обрабатывать пищу, строить постоянные жилища, выращивать овощи, фрукты, охотиться, основывать города, строить мосты и дороги. Таким образом, процесс изменения, совершенствования жизни при изменении климата ускорился и продолжает ускоряться далее.

Так сколько же на Земле наций, языков, культур? Ученые говорят – много. Некоторые из них утверждают, что человечество обладает богатством в 5000 языков или даже больше.

Группа людей, происходящая от одного общего предка, связанная узами кровного родства, является производственной ячейкой первобытного общества. Численность рода доходила до нескольких сотен человек. Роды объединялись во фратрии (братства), а союз фратрий составлял племя. В период возникновения и расцвета родового строя первенствующее положение в роде занимали женщины. Это историческая ступень в развитии первобытнообщинного строя. Матриархат возник на групповом браке, который имел место у всех народов на низшей стадии его развития. Женщина держала в руках все хозяйство рода. Она начала заниматься земледелием. Роль женщины возрастает при переходе на оседлый образ жизни, когда появляется домашнее хозяйство. Она была домоправительницей.

С возникновением и развитием животноводства мужчина становится главной производительной силой. Впоследствии рабы переходят в собственность мужчины. Женщина превращается в служанку мужа. Некоторые ученые опровергают матриархат и считают, что всегда был патриархат, хотя громадное обилие этнографического материала подтверждают существование матриархата.

Патриархат возник в тот период, когда на основе первого крупного разделения общественного труда – отделение скотоводства от земледелия, стали относительно быстро развиваться производственные силы общества, регулярный обмен, частная собственность, рабство. Родовой строй начал разлагаться, возникает патриархальная парная семья. Мужчина становится во главе хозяйственной деятельности. Домашнее хозяйство превращается в придаток к основному производству – скотоводству. Уничтожение материнского права изменило и порядок наследования. Наследниками отца стали собственные дети, что способствует концентрации богатства в отдельных семьях, это разлагает родовую общину. Здесь патриархальная семья является хозяйственной единицей, коллективным частным собственником.

Патриархальная семья свойственна всем народам в период разложения первобытнообщинного строя. Затем патриархальная семья разбивается на отдельные мелкие моногамные семьи. На высшей ступени первобытнообщинного строя происходит дальнейшее разделение труда: ремесло отделено от земледелия, что ведет к дальнейшему разрушению первобытнообщинного строя.

Появляются богатые и бедные, классы, возникает государство. На смену первобытнообщинному строю приходит рабовладельческий строй, феодализм, являющийся второй формой классового общества после рабовладельческого и исторически предшествующий третьей общественной формации – капитализму, основанному на эксплуатации человека человеком. Производительные силы феодального строя по сравнению с производительными силами капитализма являются как бы рутинными, но, в сравнении с древностью, они являются прогрессивными. Для раннего феодализма характерно полное господство натурального хозяйства.

С развитием ремесла все большее значение в городе и в деревне приобретает товарное производство, как предшественник капиталистического производства. С возникновением мануфактуры в недрах феодального общества начинают развиваться все более глубокие противоречия между новым характером производственных сил, становящиеся тормозом развития их феодальных производственных отношений. Идет активный процесс возникновения класса рабочих и класса капиталистов. Феодальное государство от политической раздробленности (поместье – государство) переходит в стадию абсолютной монархии (самодержавия). В настоящее время пережитки феодализма во многих государствах поддерживаются буржуазией.