banner banner banner
Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев
Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев
Оценить:
 Рейтинг: 0

Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев

Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев
Влад Пеларгин

В книге излагается краткая альтернативная история Древнего мира, значительное влияние на которую оказали два древних рода – хамиты и симиты, отождествляемые автором с носителями гаплогрупп Т1а1 и Т1а2, отражёнными в Библии как сыны Хама и Сима соответственно. На этом историческом фоне рассматривается этногенез еврейского народа и его связь с этнической Трансформацией финикийцев, осуществлённой ими со II в. до н. э. по II в. в связи с тяжёлыми последствиями Ассирийских и Пунических войн.

Древний мир. Противостояние хамитов и симитов

Том 2. Предыстория евреев

Влад Пеларгин

© Влад Пеларгин, 2022

ISBN 978-5-0059-4095-7 (т. 2)

ISBN 978-5-0059-4096-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным»

(Лука 8:17)

Часть IV. Передняя Азия

Глава 10. Месопотамия. Гибель Шумера. Касситы

10.1. АККАД

Мы оставили Месопотамию, когда АККАДЦЫ, потомки воинов-кушитов и других протоегиптян, пришедших в Киш с МОИСЕЕМ, чтобы продолжить здесь борьбу с шумерами, захватившими их страну МИЦРАИМ в ходе Первой (Египетской) симито-хамитской войны в начале III тыс. до н.э, переживали не лучшие времена (гл. 7). Под давлением шумеров они были вынуждены уйти из Аккада в горную часть долины реки Дияла; страна их стала называться КУШАН, её жители – КАССИТАМИ. В горах они сблизились с хурритским народом ГУТИЕВ (кутиев) [В: Гутии], вместе с которым стали совершать нападения на города Шумера.

Их набеги были чувствительны. Вот как говорится об этом в шумерском гимне богу Нинибу [В: Гутии]:

«Страна в руках жестоких врагов.
Боги увезены в плен.
Население отягчено повинностями и налогами.
Каналы и арыки запущены.
Тигр перестал быть судоходным.
Поля не орошаются».

Но в Аккаде еще оставались люди, потомки Моисеева народа; карательная экспедиция энси Лугаша Энатума около 4,5 тлн не уничтожила их всех (гл. 7). Некоторое время спустя спустя уже другой начальник, царь II династии Урука Эн-Шакушана, наведался в Аккад. Дело в этот раз ограничилось банальным грабежом. Вот что гласят надписи с двух древних ваз, найденных археологами [В: Эн-Шакушана]:

«Когда Эн-Шакушана, эн Шумера, царь страны, когда боги того пожелали, пошел войной на Киш и взял в плен Энби-Астара, царя Киша. <После чего> народ Акшака и народ Киша <молили его> о том, чтобы он не разорял города, но <чтобы взял> их имущество <вместо того> … Он вернул им их города <как они просили его, но> посвятил в Ниппуре их статуи (то есть статуи богов Акшака и Киша), их драгоценный металл, драгоценный камень и их деревянные вещи Энлилю (верховный бог Шумера – авт.), царю земель».

Кстати, одна из датировочных формул Эн-Шакушаны говорит, что он воевал и с городом Аккаде; это первое письменное упоминание города [В: Эн-Шакушана]. Ясно, что этим городом мог быть только Аккаде-на-Тигре; к сожалению, точная дата похода Эн-Шакушаны неизвестна: где-то в начале XXIV века до. н. э. По-видимому, вооруженного сопротивления Эн-Шакушану в Аккаде не оказали. Некому было, да и незачем. Центр силы Аккада переместился в горы. Но есть ли какие-либо исторические свидетельства того, что в этих местах кушиты стали касситами? Да, например, от «отца истории» Геродота:

«Геродот почти наверняка имел в виду касситов, когда описывал „эфиопов из Египта“ (египетских кушитов – авт.) … Геродот, вероятно, повторял рассказ, в котором для описания касситов использовалось имя „Куш“ (Куш) … Подобное смешение касситов с эфиопами (кушитами – авт.) очевидно в различных древнегреческих рассказах о герое Троянской войны Мемноне» [1.10].

(Напомним (как и в случае с Сепфорой): в древности этнонимы «эфиоп» и «кушит» использовались практически как синонимы; разве что считалось, у южных кушитов кожа должна быть потемнее.)

Интересную информацию дает литература о знаменитом защитнике Трои, царе кушитов МЕМНОНЕ, «повелителе утренней зари». О Троянской войне мы расскажем позже, пока же несколько штрихов по теме касситов-кушитов и их связи с финикийцами. Мифической матерью Мемнона была Эос, богиня зари. Реальной же считали Киссию, царицу кассийцев (касситов) в стране Киссии (Кушии, Кушана), упоминаемой Геродотом. Значит, кушит Мемнон был касситом.

Считается, что Мемнон был племянником царя Трои Приама. Скорее всего, только мифическим. Но Гомер в «Илиаде» не упоминает Мемнона. Почему? Есть версия, что Мемнон был героем более раннего эпоса «Эфиопида», из которого Гомер кое-что позаимствовал. В частности, одного из главных героев, Мемнона, сделав из него Гектора, сына Приама. Сюжетные линии обоих героев схожи: доспехи им выковал Гефест (т.е. они были из бронзы), оба храбро сражались, убили по неосторожности друга/брата Ахилла, за что и были убиты самим Ахиллом.

Итак, Мемнон-Гектор был единственной надеждой Приама. Но откуда прибыл Мемнон с войском в Трою незадолго до её падения? Здесь конкурируют два направления: с востока (Элам), с юга (Египет). И Элам, и Египет предъявляют «неоспоримые свидетельства» пребывания у них Мемнона. Например, акрополь Суз, столицы Элама, называется Мнемоний, а в египетской столице Фивах, как утверждают Павсаний и Тацит, имелась статуя Мемнона. Кто прав?

Мы считаем, и те, и другие. Мемнон, безусловно, ходил на Элам (по одной из легенд он даже основал Сузы; вполне возможно, что восстановил город после его основательного разрушения), это было привычным делом для касситских царей; в одно из пребываний там с «дружеским визитом», получил призыв о помощи от троянцев. Не мешкая, направился в Трою морем. Маршрут выбирать не пришлось: Аравийское море – Красное море – Нил – Средиземное море – Эгейское море. Поскольку ахейцы осаждали Трою 10 лет, времени у Мемнона было достаточно. Мог еще и в Фивах подзадержаться, попозировать для своей статуи.

И всё-таки, мы имеем дело с любопытным феноменом, когда и касситы, и египтяне, которых даже с большой натяжкой нельзя назвать друзьями, поддерживают экспедицию Мемнона в Трою. (По-видимому, Мемнон (если он существовал) возглавлял сводный отряд азиатских и африканских (египетских) эфиопов.) Но с нашей точки зрения все логично: касситы стремились отстоять Трою, населенную дружественными и где-то родственными пеласгами-тевкрами, призвавшими их на помощь; египтяне же стремились отсрочить падение Трои в соответствии с планами лелегов-симитов (см. далее). Симито-хамитское противостояние не могло не проявиться в Троянской войне! (Конечно, не только в предании о Мемноне.)

Наконец, последнее. По легенде могила Мемнона находится в устье реки Эсеп в предгорьях Иды, в Троаде (недалеко от Трои); а вот святилище – в долине реки Оронт, что протекает через Финикию и Сирию. Возможно, это в долине Бекаа, в предгорьях Ливана или Антиливана. Но скорей всего, святилище Мемнона находилось на горе ХАЗЗИ-КАССИ, что в устье Оронта, священной для многих народов региона (о ней мы упоминали в связи с Моисеем (гл. 7).

Шло время, касситы собирались с силами, и вот где-то 4,3 тлн к славной плеяде кушитских героев – Нимроду, Моисею, Мемнону – присоединился еще один – царь Аккада САРГОН (Шуррукен – «царь истинный»). Ему выпала судьба продолжить дело Моисея. Вот его автобиография [В: Саргон Великий]:

«Я – Шаррукен, царь могучий Аккада,
Моя мать – жрица, отца я не ведал,
Брат моего отца в горах обитает,
Град мой Азупирану, что лежит на берегах Евфрата.
Понесла меня мать моя, жрица, родила меня в тайне.
Положила в тростниковый ящик, вход мой закрыла смолою,
Бросила в реку, что меня не затопила.
Подняла река, понесла меня к Акки, водоносу
Акки, водонос, багром меня поднял,
Акки, водонос, воспитал меня, как сына.
Акки, водонос, меня садовником сделал.
Когда садовником был я, – Иштар меня полюбила
И <пятьдесят> четыре года на царстве был я».

Итак, дядя Шаррукена «в горах обитает», видимо, кассит. Отец, верно, тоже спускался с гор, навещая матушку – жрицу богини плотской любви Иштар. Приёмный отец Акки (одно имя чего стоит! Оно такое не случайно: Акка, Акко, Аккад, Аккаде) служит «водоносом», в другом переводе – «водоприёмником» (видимо, приёмщиком воды) и «рисовальщиком воды» [Q: Sargon off Akkad]. Очевидно, он принимал питьевую воду и напитки для царского дома Ур-Забабы, царя Киша, и учитывал их, оформляя стандартные учетные глиняные таблички, требующие прорисовки объекта учета, т,е. воды. А с учетом важности воды и напитков – был чем-то вроде завхоза царского дома. Должность значительная (имел сад и садовника!) и мальчик, скорее всего, получил образование в школе Киша, а выучившись – ответственную должность от Ур-Забабы: чашконосца и виночерпия.

Свое восхождение Шаррукен начинает, построив город Аккаде (Аккаде-на-Евфрате) и сделавшись его царем. С тем, чтобы вскоре стать Саргоном, царем Аккада, и построить свое царство на аккадских землях Моисеева народа. Безусловно, действия эти были спланированы и касситы с гутиями участвовали в них своими ресурсами.

Вскоре Саргон создает свою армию, ядром которой являются воины-касситы. Проблем с подчинением Киша, Акшака и других северных шумерских городов у него не возникло. Видимо, здесь проживало немало кушитов, говорящих по-аккадски, и, кроме того, свою компанию Саргон проводил под лозунгом освобождения «севера» от «юга», от власти Лугальзагеси, царя Урука и Шумера. К своим титулам Саргон добавляет еще один, очень значимый – «царь Киша».

Далее события развивались стремительно. Саргон разбивает войско Ура, выступившее против него, и сам устремляется на юг. Он «… бился с Лугальзагеси, царем Урука, взял его в плен и доставил его в шейных колодках к воротам <города> Энлиля (Ниппура – авт.) … он бился с мужами Ура, покорил их, разорил их город и разрушил его стены; разорил Э-Нинмар (главный город нома Лагаш – авт.), разрушил его стены, разорил его территорию от Лагаша до моря (Персидского залива – авт.), омыл свое оружие в море; дрался с мужами Уммы, покорил их, разорил их город и разрушил его стены» [В: Саргон Древний].

Шумер был покорен, месть Моисея отчасти свершилась. Теперь надо было либо удержать его, либо уничтожить. Он (Шумер) еще попытается встать на ноги, но получится это ненадолго у III династии Ура, после чего некогда цветущий край постепенно превратится в пустыню с невысокими глиняными холмами на месте прежних величественных зиккуратов великих богов. Цивилизация шумеров умрет.

Надо сказать, что за время от Моисея до Саргона в Египте случились много всякого. С окончанием Раннего царства (I и II династии, 5,0—4,7 тлн) закончится и семито-хамитская война; III и IV династии Древнего царства (4,7—4,5 тлн) будут симитскими (шумерскими) и войдут в историю как династии строителей пирамид; их сменят V и VI хамитские (финикийские) династии (4,5—4,2 тлн), после которых начнется двухсотлетний период смуты и двоевластия (симиты – на юге, хамиты – на севере), т. н. Первый переходный период (4,2—4,0 тлн). Тем не менее добрую половину этого периода, вплоть до XI (Фиванской) династии хамиты удерживали власть в Египте. В этом смысле внешние условия благоприятствовали завоеванию Саргоном Шумера: Египет ничем не мог помочь последнему.

По-видимому, Аккад присоединился к Левантийскому союзу и Саргон координировал с членами союза свои действия. В рамках этой координации родилась идея взять под контроль все земли Плодородного Полумесяца. Долина Нила и Ханаан были уже под контролем, Южное Двуречье взял Саргон; оставались Северные Месопотамия и Сирия. Саргон собрался в поход.

«Саргон, царь, простерся перед Даганом (хамито-симитский бог – авт.) и вознес ему молитву; и он <Даган> даровал ему верхнюю землю, <а именно> Мари (страна к западу от среднего Евфрата – авт.). Ярмути (город в Северной Палестине – авт.) и Эблу (страна к западу от излучины Евфрата в Сирии – авт), вплоть до Кедрового леса (Ливанские горы – авт.) и до Серебряной горы (Гора Тавра близ Киликийских ворот – авт.) [В: Саргон Древний]. Весь Плодородный Полумесяц перешел под контроль хамитов.

Чем объясняются военные успехи Саргона? Все тем же: мотивированная армия ("… 5400 воинов (постояная армия касситов – авт.) ежедневно едят перед ним хлеб " [В: Саргон Древний]), новая тактика ведения боя, новое оружие. Армии шумерских номов, как правило, выходили биться сомкнутым строем, двигались только вперед, с трудом маневрировали. Вооружены были дротиками и булавами (легкая пехота), щитами и копьями (тяжелая пехота); были в армии и колесницы на ослиной тяге. Но не было лучников и луков, как не было и дерева, пригодного для их изготовления. Касситы-аккадцы воевали на равнинах Месопотамии так же, как и у себя в горах: вначале россыпью атаковали лучники, поражая неприятеля на значительном расстоянии, ломая его строй и сея панику; затем для добивания и преследования в дело вступали копейщики и секирщики [10.2; 10.3].

Таким образом, преимущество в бою аккадцам обеспечивало метательное (стрелковое) оружие, то есть луки. По-видимому, Саргону поставлялось с предгорий Загроса и Тавра гибкое и упругое дерево вроде тиса, из которого его мастера делали прекрасные луки. Но также возможно, что его союзники поставляли уже готовые луки, возможно, составные, клееные из рога, дерева и жил [10.4]. Такой технологией могли располагать финикийские оружейники.

Но Саргон Великий не только «разорял города и разрушал их стены». Он строил страну, лояльную к хамитам, и одновременно, вольно или невольно, готовил её к разрушению. Например, он расставил приближенных ему касситов на высшие чиновничьи и жреческие должности в шумерских городах. С одной стороны – это благо, т.к. укрепляло централизацию страны, повышало её управляемость. С другой – таило в себе смертельную опасность для неё: все благополучие Шумера зависело от состояния его ирригационной системы. До Саргона у шумеров сложился механизм поддержания системы в порядке. А именно, верховное жречество Ниппура и царь нома-гегемона считали это своим долгом и располагали возможностями принуждения всех шумерских номов к участию в этой работе. Совсем другое дело назначенцы Саргона и к тому же пришельцы: вряд ли они станут проявлять какую-либо инициативу для проведения ирригационных работ, будут ждать приказа своего царя. И чтобы разрушить страну, достаточно таких приказов не отдавать. Что и сделают несколько позднее гутии.