Аргентинский исследователь Е. Адамовский – автор обобщающего труда «Евроориентализм. Либеральная идеология и образ России во Франции (1740–1880 гг.)»[83] предпринимает попытку обобщения очень широкого спектра мнений. Его труд – конкретизация и развитие выводов Малиа, но уже только на французском материале. Самого же Е. Адамовского интересует эволюция образа России в либеральном дискурсе протяженного периода – с 1740 до 1880-х гг. Адамовский рассматривает сначала философские дебаты о России в период «от Монтескье до Мабли», роль Дидро в зарождении «либерально-буржуазного» образа России и, наконец, эволюцию «либерально-буржуазного» образа России в текстах Леклерка, Левека, Шерера, Сегюра. Разбираются социалистический и консервативный взгляды на Россию, эволюция ее образа в среде ученых, развитие «дискурсивной формации о евроориентализме», параллели между восприятием образов России и США. При этом автор в определении хронологии своей работы ссылается на броделевский термин «большой длительности». Можно в этом усмотреть и определенное влияние авторов «критической школы» французской историографии. Адамовский предлагает относительно краткий и ретроспективный очерк взглядов известных мыслителей на современную им Российскую империю, сознательно абстрагируясь от рассмотрения того, как на эти самые взгляды влияли военные конфикты, дипломатия, динамика торговых отношений и культурных связей. Введение Адамовским своей особой терминологии делает эту работу оригинальной, но требует уточнений. Ведущие исследователи творчества Дидро и других просветителей, их связей с Россией аналогичными конструкциями не пользуются[84]. Определить тех или иных просветителей в качестве основателей некоего «либеральнобуржуазного» типа дискурса можно с большой натяжкой[85]. Скептические оценки российской политики, представителей правящей династии, «петровского мифа», критика внешней политики Екатерины II звучали и со стороны условных «либералов», и со стороны условных «консерваторов», если, конечно, нарушая научный принцип, перенести эту политическую классификацию, устоявшуюся только после Революции, в середину XVIII в.[86] Синтез Адамовского в виде «либерально-буржуазного» образа и вовсе выглядит оксюмороном. Термин «буржуазия» в разные периоды имел разное значение, во второй половине и конце XVIII в. вообще нельзя говорить о единстве этой социальной группы[87]. Социальная стратификация раннего Нового времени не связана с формированием политической идеологии века XIX в. Иначе говоря, связка понятий «буржуазия» и «либерализм» выглядит как плод воображения, умозрительная социологизация. Искусственный конструкт предопределяет и искусственность выводов автора. Источники периода Французской революции и Наполеоновских войн Адамовский специально не анализирует.
В контексте изучения социокультурной проблематики данной эпохи рассматриваются коллективные представления французов о России в канун и во время Отечественной войны 1812 г. B. Ададуровым[88]. Новаторский подход к известным проблемам позволяет автору полагать, что авторы революционной поры продолжали ретранслировать фобии и предубеждения: «Эти предшественники современных политологов, прибегая к аргументам не только злободневного, но и исторического характера, пытались отождествить ценности западной цивилизации с современной моделью французского ощества, а варварство с ее консерватиным русским антиподом»[89]. На наш взгляд, работа В. Ададурова, который делает сравнительный анализ текстов 1790-х и 1800-х гг. (П. Парандье, Ш.-Л. Лезюра и др.), проводя линию преемственности вплоть до
C. Хантингтона, еще раз показывает, что изучение памфлетов периода Французской революции 1789–1799 гг. остается открытой темой для исследования[90].
Таким образом, несмотря на обилие серьезных научных работ истории формирования представлений о Российской империи в Европе Века Просвещения, о проблематике франко-российских отношений конца XVIII в., стойкий исследовательский интерес к ним не ослабевает ввиду применения новых исследовательских методик, концепций, но гораздо реже в связи вовлечением в научный оборот новых архивных источников. Однако разные аспекты соответствующей тематики изучены далеко не равномерно. Так, история эволюции образа России в общественном мнении Франции периода Революции по-прежнему остается одним из недостаточно исследованных сюжетов.
§ 2. Источники исследования
Изучая образ России конца XVIII в., мы попытаемся посмотреть на страну глазами французских современников – представителей политической элиты общества, используя, прежде всего, понятия, принципиально важные для французского общественного сознания Века Просвещения, а также термины, появившиеся в гуманитарных науках значительного позднее, но имеющие определяющее значение для исследования.
История формирования политических элит Франции XVIII – начала XIX в. имеет богатую историографию[91]. Ранее понятие «просвещенная элита» практически не использовалось ни в советской, ни в постсоветской историографии Французской революции XVIII в. В зарубежной литературе оно получило распространение относительно недавно – с середины 60-х гг. XX в.[92] Подробно роль просвещенной элиты в политических событиях конца XVIII в. проанализировали Ф. Фюре и Д. Рише. По их мнению, просветительские ценности оказались главным интегрирующим фактором революционной или, в терминологии того времени, «национальной» партии, образованной выходцами из трех сословий: «Все эти люди национальной партии, дворяне и ротюрье, парвеню или уже с “положением” были, прежде всего, детьми своего века, выросшими на идеях Просвещения»[93].
По мнению Ги Шоссинана-Ногаре, год 1789 г. не только спровоцировал развитие демократических процедур, но и кризис в определениях элит. Общественное мнение начинает обсуждать вопрос о том, какие основания служат для определения групп элит, представляющих интересы нации и обеспечивающих функционирование государственных институтов. В XVIII в. традиционно полагали, что ответственность элиты связана с владением собственностью, доходов от нее и наличием времени для исполнения государственных функций. Собственность служила и гарантией патриотизма элиты, ее рвения защищать интересы государства, так как она непосредственно связывала личные интересы с интересами нации. С этим принципом смыкалось и традиционное недоверие по отношению к непривилигированным подданным, неграмотным и собственностью не владевшим. Но еще к середине XVIII в., по известному замечанию А. де Токвиля, «самыми влиятельными политиками» во Франции сделались литераторы, которые и задавали тон общественному мнению. По словам автора «Старого порядка и Революции», «политическая жизнь оказалась вытесненной в литературу», а интеллектуалы, хотя и не участвовали в управлении государством, играли ту роль, которая прежде отводилась людям, от природы наделенным качествами «лидеров» общественной жизни[94]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Вульф Л. Изобраетая Восточную Европу. Карта цивилизавции в сознании эпохи Просвещения. М., 2003; Lortholary A. Les «Philosophes» du XVIIIe siècle et la Russie: Le mirage russe en France au XVIII-e siècle. P., 1951; Malia M. Russia under western eyes: from the bronze horseman to the Lenin mausoleum. Cambridge, 1999.
2
Промыслов Н. В. Французское общественное мнение о России накануне и во время войны 1812 года. М., 2016; Митрофанов А. А., Промыслов Н. В., Прусская Е. А. Россия во французской прессе периода Революции и Наполеоновских войн (1789–1814). М., 2019; О прессе в эпоху Революции и Наполеона см.: Revolutionary News: Popkin J. The Press in France, 1789–1799. Durham, 1989; Cabanis A. La Presse sous le Consulat et I’Empire (1799–1814). P., 1975.
3
Pingaud L. Les Français en Russie et les Russes en France. P., 1886; Haumant E. La culture française en Russie (1700–1900). P., 1913; Larivière Ch., de. La France et la Russie au XVIII-e siècle. Genève, 1890; L.ariviure Ch., de. Catherine II et la Révolution française. P., 1895.
4
См.: Бильбасов В. А. Дидро в Петербурге. СПб., 1884; Минцлов Р. Петр Великий в иностранной литературе. СПб., 1872; Tourneux М. Diderot et Catherine II. P., 1899, а также многочисленные публикации в «Сборниках Русского исторического общества», «Русском вестнике» «Русском архиве», «Журнале министерства народного просвещения» и ряде других изданий.
5
Бильбасов В. А. История Екатерины II: В 12 т. Обзор иностранных сочинений о Екатерине II (1774–1796 гг.). Берлин, 1896. Т. 12. Ч. 1.
6
Mallet du Pan J. Du püril de la balance politique de l’Europe ou Exposé des causes qui l’ont altérée dans le Nord, depuis l’avmement de Catherine II au trone de Russie. Londres, 1789.
7
Chantreau P.-N. Voyage philosophique, рolitique et litteraire, fait en Russie pendunt les années 1788 et 1789 // Par le citoyen Chantreau trad. du hollandais, avec une augmentation considérable. Vol. 1–2. P., 1794.
8
Fortia de Piles A. Voyage de deux Français en Allemagne, Danemark, Sunde, Russie et Pologne fait en 1790–1792 et publiée en 1796. T. 1–5. P., 1796.
9
Сорель А. Европа и Французская революция: В 8 т. СПб., 1892–1908.
10
Иконников В. И. Сношения Франции и России XV–XVIII вв. СПб., 1893; Безобразов П. В. О сношениях России с Францией, М., 1892. Последний посвятил один из своих очерков отношению к русским во Франции, использовав в качестве источников дипломатические документы и мемуары Жоржеля, Мессельера, Массона и др.
11
См., например: Anderson M. S. Britain’s Discovery of Russia, 1553–1815. L., 1958; McNally R. The Origins of Russophobia in France 1812–1830 // American Slavic East and European Review. 1958. 17 April. P. 173–189.
12
Mohrenschildt D. S. von. Russia in the intellectual life of eighteenth-century France. N. Y., 1936.
13
Lortholary A. Les «Philosophes» du XVIII-e siècle et la Russie: Le mirage russe en France au XVIII-e siècle. P., 1951.
14
См.: Мелло Ж.-Д. Введение // Век Просвещения. Вып. 2. Кн. 1. М., 2008. С. 8–9.
15
Lortholary A. Op. cit. Р. 271.
16
Ibid.
17
Ibid. Р. 273.
18
Cadot М. L’image de la Russie dans la vie intellectuelle française. 1839–1856. P., 1967; Corbet Ch. L’opinion française face à l’inconnue Russe. P., 1967. В том числе благодаря Кадо изучение русско-французских культурных связей стало одним из наиболее развитых направлений в гуманитарных науках, см., например, сборник: L’ours et le coq. Essais en l’honneur de M. Cadot réunis par F.-D. Liechtenhan. P., 2000.
19
Corbet Ch. Op. cit.
20
Ibid. P. 18 (Notes).
21
Cadot М. L’image de la Russie… 1967.
22
Cadot M. Le Voyage en Russie du citoyen Chantreau // L’ours et le coq. Essais en l’honneur de M. Cadot réunis par F.-D. Liechtenhan. P., 2000. P. 55–66.
23
Woenzel van W. Etat présent de la Russie. St.-Petersbourg; Leipzig, 1783.
24
Les Archives de l’Est et la France des Lumières. Guide des archives et inédits / Sous la dir. de G. Dulac et S. Karp. 2 vol. P., 2007.
25
Мезин С. А. Стереотипы России в европейской общественной мысли XVIII века // Вопросы истории. 2002. № 10. С. 150–155.
26
См.: Мезин С. А. Стереотипы России…; Jourdan Е. Le Testament apocryphe de Pierre le Grand. Universalité d’un texte (1794–1836) // Bulletin de l’Institut Pierre Renouvin. 2004. № 18. (электронный ресурс: https://www.pantheonsorbonne.fr/autres-structures-de-recherche/ipr/les-revues/bulletin/tous-les-bulletins/bulletin-n-18-centre-detudes-des-slaves/elena-jourdan-letestament-apocryphe-de-pierre-le-grand/ дата обращения 10.11.2019.).
27
Мильчина В. А. Россия в католической и протестантской французской прессе «Correspondent» и «Semeur», 1840–1846 // Россия и Франция: дипломаты, литераторы, шпионы. СПб., 2004. С. 291–317; она же. «Русский мираж» французских легитимистов 1830-1840-е гг. // Там же. С. 344–389.
28
О роли прессы в формировании образов других стран см. также: Рета П. Исповедь исследователя XVIII века // История продолжается. Изучение восемнадцатого века на пороге двадцать первого. М.; СПб.; Ферней-Вольтер, 2001. С. 218 и далее. См. также: L’instrument periodique: la fonction de la presse au XVIII siècle. Lyon, 1985; Naissance du journal révolutionnaire. 1789. Lyon, 1989.
29
Штранге М. М. Русское общество и Французская революция 17891794 гг. М., 1956; Джеджула К. Е. Россия и Великая французская буржуазная революция конца XVIII в. Киев, 1972; Орлик О. В. Передовая Россия и революционная Франция. М., 1973; Итенберг Б. С. Россия и Великая французская буржуазная революция. М., 1988.
30
Васильев А. А. Роялистский эмигрантский корпус принца Конде в Российской империи (1798–1799) // Великая Французская революция и Россия. М., 1989. С. 314–338; Карп С. Я. Бриссо о «Наказе» Екатерины II Уложенной Комиссии 1767 г. // Там же. С. 512–516; Сироткин В. Г. Абсолютистская реставрация или компромисс с революцией? (об одной малоизвестной записке Екатерины Великой) // Там же. С. 273–288.
31
Летчфорд С. Я. Французская революция конца XVIII в. и формирование образа России в общественном мнении Франции // Европейское Просвещение и цивилизация России. М., 2004. С. 77–85; Мильчин К. А. Образ России на страницах газеты «Monituer universel» в 1799 году // Россия и Франция XVIII–XX вв. Вып. 6. М., 2005. С. 53–68.
32
Летчфорд С. Я. Указ. соч.
33
Бартлетт Р. Поселение иностранцев в России при Екатерине II и проекты освобождения крепостных крестьян // Европейское Просвещение… С. 255–264.
34
Годжи Дж. Колонизация и цивилизация: русская модель глазами Дидро // Европейское Просвещение… С. 212–236; Goggi G. Diderot et la Ruisse: quelques remarques sur une page de la première édition de l’ «Histoire des deux Indes» // L’Encyclopédie, Diderot, l’esthétique. P., 1991; Goggi G. Diderot et l’abbé Baudeau: les colonies de Saratov et la civilisation de la Russie // Recherches sur Diderot et sur l’Encyclopédie. № 14. Avril 1993.
35
Dulac G. Diderot et «la civilisation» de la Ruisse // Denis Diderot 17131784. Colloque international. P., 1984.
36
Карп С. Я. Французские просветители и Россия. Исследования и новые материалы по истории русско-французских культурных связей второй половины XVIII века. М., 1998; он же. Образовательные учреждения Екатерины II глазами шведских физиократов (1773–1775) // Отношения между Россией и Францией в европейском контексте (в XVIII–XIX вв.). История науки и международные связи. М., 2002. С. 82–91.
37
Лебедева Е. И. История литературной корреспонденции А. М. Блен де Сен-Мора в Россию // Русско-французские культурные связи в эпоху Просвещения: Материалы и исследования. М., 2001. С. 167–189.
38
Мезин С. А. Взгляд из Европы. Французские авторы XVIII в. о Петре I. Саратов, 2003.
39
Мерво К. Портреты Екатерины II в переписке Вольтера // Вольтер и Россия. М., 1999. С. 90–97.
40
Минути Р. Образ России в творчестве Монтескье // Европейское Просвещение… С. 31–41.
41
Плавинская Н. Ю. «Наказ» Екатерины II во Франции в конце 60-х – начале 70-х годов XVIII в.: переводы, цензура, отклики в прессе // Русско-французские культурные связи… С. 9–36.
42
Черкасов П. П. Двуглавый орел и королевские лилии. Становление русско-французских отношений в XVIII веке. 1700–1775. М., 1995; он же. Екатерина II и Людовик XVI. Русско-французские отношения: 1774–1792. 2-е изд. М., 2004.
43
Чудинов А. В. «Русский принц» и француз-«цареубийца» (История необычного союза в документах, исследованиях и художественной литературе) // Исторические этюды о Французской революции. Памяти В. М. Далина (К 95-летию со дня рождения). М., 1998. С. 88–120.
44
Belissa М. La Russie mise en Lumières. Représentations et débats autour de la Russie dans la France du xviiie siècle. P., 2010.
45
Коробочко А. И. «Энциклопедия» Дидро и Россия // Труды гос. Эрмитажа. Л., 1975. Т. 16; Wilberger С. Н. Peter the Great: an eighteenth-century hero of our times? I I Studies on Voltaire and the eighteenth century. Oxford, 1972. Vol. XCVI. P. 9–127.
46
Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании Европы эпохи Просвещения. М., 2003.
47
Карп С. Я. [Рец. на кн.]: Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения (2003) // Век Просвещения. Вып. 1. М., 2006. С. 502–506.
48
Нойманн И. Использование «Другого»: Образы востока в формировании европейских идентичностей. М., 2004.
49
Бестужев-Рюмин К. Н. Чему учит русская история // Древняя и Новая Россия. 1877. № 1; Борисовский Б. Водевиль с подлогом // История. Научно-популярные очерки. М., 1985; Данилова Е. Н. «Завещание» Петра Великого // Труды Историко-архивного института. Т. 2. 1946. С. 203–270; переизд.: Проблемы методологиии и источниковедения истории внешней политики России: Сб. ст. М., 1986; Козлов В. П. Тайны фальсификации. М., 1994. С. 77–89; Мезин С. А. Взгляд из Европы… Гл. V; Павленко Н. И. Три так называемых завещания Петра I // Вопросы истории. 1979. № 1–2; Шубинский С. Н. Мнимое завещание Петра Великого // Древняя и Новая Россия. 1877. № 1. С. 99; Blanc S. Histoire d’une fobie: le Testament de Pierre le Grand // Cahiers du monde russe et soviétique. Vol. IX. № 3–4. 1968. P. 265293; Jourdan Е. Le Testament apocryphe de Pierre le Grand: Universalité d’un texte (1794–1836) // Bulletin de l’Institut Pierre Renouvin. № 18, printemps 2004. URL: http://ipr.univP.Lfr/spip.php7article204; SokolnickiM. Le Testament de Pierre le Grand (Origines d’un prétendu document historique)// Revue de sciences politiques. T. XXVII. № 1. 1912. P. 88–98.
50
См.: Blanc S. Op. cit.
51
Лихоткин Г. А. Сильвен Марешаль и «Завещание Екатерины II». Л., 1974.
52
Сомов В. А. Французская «Россика» эпохи Просвещения и русский читатель // Французская книга в России в XVIII в. Очерки истории. Л., 1986. С. 173–245; Somov V. A. Le livre Castera d’Artigues sur Catherine II et sa fortune // Catherine II et l’Europe / sous la dir. A. Davidenkoff. Paris, 1997. P. 211–223.
53
Артемова Е. Ю. Впечатления французских путешественников о русской культуре последней трети XVIII в. // Культура средних веков и нового времени. М., 1987. С. 69–79; она же. Записки французских путешественников о культуре России последней трети XVIII в. // История СССР. 1988. № 3. С. 165–173; она же. Облик российских городов в последней трети XVIII в. в записках французских путешественников // Россия и Франция XVIII–XIX вв. Вып. 1. М., 1995. С. 69–82; она же. Культура России глазами посетивших ее французов (последняя треть XVIII в.) М., 2000.
54
Артемова Е. Ю. Культура России… С. 213.
55
Карацуба И. В. Россия последней трети XVIII – начала XIX в. в восприятии английских современников. Автореферат дис… канд. ист. наук. М., 1986. С. 20–21; она же. Реформаторы и реформируемые в России XVIII в.: взгляд извне и изнутри // Из истории реформаторства в России. М., 1991; она же. «Нация противоречий и парадокса»: историко-публицистический трактат о России Дж. Маккартни (1768 г.) // Россия и Запад: диалог культур. М., 1994.
56
Мезин С. А. Дидро и цивилизация России. М., 2018.
57
Там же. С. 187–214.
58
Там же. С. 150.
59
Liechtenhan F.-D. Les trois christianismes et la Russie: Les voyageurs occidentaux face à l’Eglise orthodoxe russe (XV-e – XVIII-e siècle). P., 2002. См. также статью: Лиштенан Ф.-Д. Русская церковь XVIII века глазами западных наблюдателей: политический и философский аспекты // Европейское Просвещение… С. 65–76.
60
LiechtenhanF.-D. Op. cit. Р. 175.
61
Партаненко Т. В. Образ России во Франции XV – начала XX в. (по материалам мемуарных и дневниковых свидетельств): Автореферат дис… канд. филос. наук. СПб., 2001.
62
См.: Партаненко Т. В., Ушаков В. А. Взаимопосприятие России и Запада (XVIII – первая половина XIX в.). СПб., 2006.
63
Заметим, что именно в конце XVIII в. споры о путях цивилизации России приобрели новую актуальность: революционеры в дебатах апеллировали к идейному наследию просветителей и не могли обойти стороной «русскую тему». (О роли наследия Дидро и спорах о России см.: Мезин С. А. Дидро и цивилизация России. М., 2018.)
64
Вощинская Н. Ю. Социокультурная проблематика французской «Россики» последней трети XVIII века: Автореф. дис… канд. культурологии. М., 2005.
65
В историографии последнего десятилетия эта тенденция ярко представлена также в работе В. Ададурова.
66
Неклюдова М. «Общая картина современной России» Виктора Комераса (К вопросу о типологии европейской «Россики») // Тыняновский сборник. Вып. 11. М., 2002. С. 79–99.
67
В. С. Ржеуцкий и А. Банделье отмечают: «Важным аспектом является критика русской пропаганды. Б-льшая часть книги прямо или косвенно посвящена этому вопросу: говоря о численности русской армии или о ее победах, Форнеро стремится везде показать лживость образа, который представляют западной публике русский двор, льстецы-философы и часть европейской прессы, которую автор называет «продажной» и «пристрастной». Ржеуцкий В. С., Банделье А. «Республиканец» Форнеро: швейцарский гувернер против царской пропаганды // Французский ежегодник 2011: Франкоязычные гувернеры в Европе XVII–XIX вв. М., 2011. C. 292.
68
Промыслов Н. В. Французское общественное мнение о России накануне и во время войны 1812 года. М., 2016.
69
Гладышев А. В. 1814 год: «Варвары Севера» имеют честь приветствовать французов. М., 2019.
70
Промыслов Н. В. Указ. соч. С. 250.
71
Митрофанов А. А., Промыслов Н. В., Прусская Е. А. Россия во французской прессе периода Революции и Наполеоновских войн (1789–1814). М., 2019.
72
Гладышев А. В. Указ. соч.
73
Проскурина В. И. Мифы империи. Литература и власть в эпоху Екатерины II. М., 2006; она же. Империя пера Екатерины II: литература как политика. М., 2017.