Другое древнее захоронение было обнаружено недалеко от круглой башни в селении Мардакян в 1919 году. Здесь на глубине 2,25 м под каменной плитой были найдены человеческие кости и инвентарь: бронзовый кинжал, различные бусы и черноглиняные сосуды. Можно полагать, что погребение относится к эпохе бронзы.45
А во время строительства дамбы, под морскими водами были также обнаружены несколько могил. Г. А. Разумов и М. Ф. Хасин в своей книге «Тонущие города» пишут, что: «в Апшеронском проливе в предвоенные 1939—1940 гг. при строительстве Артемовской дамбы на глубине 1,5 м от уровня моря было найдено скифское кладбище. Из илистого песка со дна моря было извлечено девять каменных гробниц длиной по 2,4 м со скелетами скифских воинов».46
О проникновении на Апшерон скифских кочевников подтверждает и обнаруженная при хозяйственных работах во дворе дома в селе Амирджан часть обломанной терракотовой статуэтки. Статуэтка высотой 4,5 см. и шириной 2,5 см. довольно реалистично изображает немолодого мужчину. Черты его лица очень напоминают изображения скифов на золотых изделиях Причерноморья. Это позволяет датировать находку V—IV вв. до н.э.47
Недалеко от острова Пир-Аллахи при исследовании территории на восточных склонах Апшеронской горы в 200 метрах от берега Каспия были также собраны фрагменты керамических сосудов красного и черного цвета. Наиболее интересным оказался фрагмент красного сосуда, поверхность которого украшала лепная свастика.
Свастика это один из наиболее архаичных сакральных символов – указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре части – четыре сезона. Он рассматривается и как символ плодородия земли. Считалось, что свастика приносит счастье, когда ее концы загнуты по часовой стрелке. Если концы загнуты против часовой стрелки, то она оказывает негативное влияние.
Говоря о происхождении слова «свастика» главный жрец огнепоклонников Тегерана Ростам Анджиман указывал на то, что термин состоит из слова «су», означающее «хорошое», «благое» и из слова «астика» – «основа», «существование», «смысл жизни». Таким образом, «суастика» означает «хорошая жизнь».48
Свастика встречалась в древности у многих народов мира – в Индии, Китае, Египте, древней Руси, центральной Америке и др. Символами свастики обозначали календарные знаки во времена Скифского царства. На Кавказе оно встречается со II – I тысячелетия до нашей эры.49
Несмотря на широкомасштабные темпы освоения и хозяйственной деятельности, на территории между поселками Тюркян и Говсаны также сохранились памятники, могущие представлять значительный интерес для изучения и исследования культуры племен Апшеронского полуострова. Древнее поселение, расположенное в 6—7 км южнее Тюркян, в основном хорошо сохранился, строительные остатки просматриваются по всей площади. Здесь также с северной стороны по всему периметру, с востока на запад сохранилась каменная ограда, на отдельно выступающих плитах которого зафиксированы петроглифы. Предварительное исследование этого памятника позволяет определить его хронологию в пределах второй половины III – середины II тысячелетия до н. э. Вокруг поселения, южнее, отмечены небольшие каменные выкладки диаметром 1,5—2 м., являющиеся, по-видимому, рядовыми погребениями.50
Не менее важный интерес представляет древние каменные сооружения или мегалиты (от греч. megas – большой и lithos – камень) – доисторические памятники, предположительно культового характера, представляющие собой постройки из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Мегалитические сооружения относятся к разным эпохам. Загадка происхождения мегалитов уже давно волнует человечество. Кто был первым строителем, и с какой целью создавались эти каменные конструкции, пока неясно.
На территории Азербайджана, и в частности на Апшероне, также встречаются каменные сооружения, построенные древними обитателями этих мест. Жилые и ритуальные сооружения на Апшеронском полуострове являются образцами мегалитической архитектуры эпохи энеолита и древней бронзы. Остатки почти круглых в плане построек, предположительно ритуальных сооружений в виде площадки, огороженной крупными камнями и с нанесенными на них рисунками были обнаружены в селении Мардакян, Зиря, Тюркан, Шувелян и в Гобустане.
Впервые отдельные камни с изображениями коз на Апшероне, около поселка Зиря, обнаружил в 1948 году И.М.Джафарзаде.51 Один из обнаруженных камней сейчас находится в Музее истории Азербайджана.
В 1963 г. во время археологических раскопок в зоне поселка Мардакян и Шувелян был выявлен ряд таких древних памятников. В местности Бендусту, на небольшом песчаном холме, диаметром 70 м и высотой около 2 м, были вскрыты различные каменные постройки и сооружения неодинаковые по размерам и планам. Раскопками установлено, что это древнее поселение с различными хозяйственными и культовыми сооружениями, стены которых были воздвигнуты на сухой кладке из необработанных известняковых плит. Здесь обнаружены более десяти небольших строений круглой формы, возведенных из вертикально поставленных каменных плит. Диаметр их не превышает 3 м. Одно из них было перекрыто большой каменной плитой треугольной формы. В центре сооружения находились каменная тумба высотой 60 см, служившая подпоркой перекрытия. Внутри сооружения разбросано небольшое количество фрагментов керамических сосудов серого и красного обжига и кости животных. Простота и добротность кладки сооружений показывают, что древние племена, населявшие полуостров, обладали определенными, хотя и примитивными, строительными навыками.52
Интересно и сооружение, расположенное на южной стороне Бендусту. Для постройки его были использованы большие каменные плиты с зубчатыми завершениями.53 На каменных плитах обнаружен ряд наскальных рисунков: оленей, козлов и др. Видимо, образцом для оформления этих каменных плит были наскальные изображения в Гобустане. Большой интерес представляют изображения людей, выбитые на камнях, из которых сложены стены построек. Мужчины и женщины показаны обнаженными, в молитвенной позе.54
На камнях Бендусту археологом Г. Аслановым был обнаружен также петроглиф, посвященный ритуалу человеческих жертвоприношений, существовавший на Апшероне еще в I тыс. до н. э. Как указывает Г. Асланов, это – изображение людей, прыгающих через жертву с целью очищения. Неподалеку от прыгающих стоят те, кто уже совершили данный обряд. В верхней части петроглифа – жрец-шаман в окружении символических знаков солнца. Он изображен с поднятыми вверх руками.55 Археолог предполагает, что изображение было выполнено в соответствии с назначением данного сооружения, видимо, древнего святилища.
В этом холме обнаружено множество очагов, большое количество золы, следы костров, фрагменты керамических сосудов. Раскопки на этой территории выявили ряд предметов – каменные ступки, кремневые наконечники стрел, глиняные пряслица, железный меч и нож, а также большое количество костей различных животных: лошади, осла, быка, коровы, барана, козы, собаки, джейрана, волка, зайца, черепахи, тюленя и т. д. Указанные материалы свидетельствует о том, что на этой территории существовало древнее поселение, датируемое концом II и до половины I тысячелетия до н. э. Находки костей домашних животных свидетельствуют о том, что на Апшероне в древности обитало скотоводческое племя. Здесь жили также племена, занимающиеся земледелием, охотой, рыболовством, ткачеством, гончарным и строительным ремеслом, искусством.56
Второе поселение «Агдаш дюзи» находится на расстоянии одного километра от поселения Бендусту и представляет собой большое сооружение круглой формы, периметром более 100 м. Она состоит из вертикально и горизонтально стоящих больших каменных плит на сухой кладке. В некоторых местах имеются каменные перегородки. У южной стены сооружения открыты почти прямоугольные постройки, по-видимому, древние мастерские для изготовления каменных орудий труда, о чем свидетельствуют многочисленные каменные поделки, отщепи и осколки.57 В результате исследований было обнаружено 100 каменных глыб с рисунками и зарегистрировано более 200 изображений.58
Одним из замечательных памятников древности является изображение астрономических тел на вершине скалы в местности Умид Гайа, между поселками Бильгя и Нардаран. Эта древнейшая обсерватория на скале по богатству наскальных рисунков, изображающих солнце и различные знаки зодиака – Большую Медведицу, Змею и т.д., превосходит другие известные изображения созвездий. Наряду с указанными рисунками на скале высечена астрономическая вычислительная таблица. Наскальные изображения Умид Гайа относятся к началу эпохи бронзы.59
Недалеко от Умид Гайа, в районе мыса Амбуран (Бильгях) были обнаружены также и другие древние памятники. Здесь, под водой, на глубине 10 м были обнаружены остатки, очевидно, порта, который по сообщению средневековых путешественников, существовал здесь с XI по XVI век. Здесь между мысами под водой имеется ровно уложенная каменная гряда, бывшая, вероятно, древним молом. Возле нее были найдены три больших кованых железных якоря, а также несколько наборных каменных якорей, похожих на античные, которые обычно встречаются в Средиземном море. Со дна были также подняты черепки фаянсовой посуды, расписанной кобальтом, глазурованное блюдо, селадоновая чаша и другие древние предметы домашнего обихода.60
Другим замечательным памятником древности являются чашечные углубления. Известные науке чашечные углубления, являясь распространенной особенностью в наскальном искусстве мира, выполнены в разные времена. Они обнаружены на всех обитаемых человеком континентах и большинство их датированы средним и даже нижним палеолитом. Вблизи пещер в Гобустане находится большое количество таких углублений. В настоящее время здесь обнаружено и зарегистрировано 152 камня с 436 чашечными углублениями.61 Часто соединенные между собой желобками углубления, имеют диаметр 15—30 и глубину 6—15 см.62 Гобустанские углубления датируются, по мнению С. Ашурбейли, концом неолита до начала бронзы (т.е. в V – III тысячелетиях до нашей эры и позже).63
Аналогичные углубления выявлены и в других местах Апшерона, в частности на территории старой крепости Баку, и в окрестностях селений Гюздек, Тюркан, Нардаран и Биби-Эйбат. Путешественник Лерх в 30-х гг. XVIII века зафиксировал на острове Беюк Зиря (бывший Наргин) подобные чашечные углубления, имеющие круглую и четырехугольную формы.64
Ввиду большого разнообразия их форм, размеров и расположения существуют самые различные версии по поводу того, с какой целью они были созданы. Многими авторами они расшифровываются как астральные карты созвездий, хранилища даров для богов, как знаки направления или течения воды, как символы женского пола и т. д.
По предположениям М. Фараджева, они являлись неподвижными сосудами для сбора и хранения дождевой воды и сбора жертвенной крови животных, емкостью для приготовления ритуальной пищи, символами созвездий и т. д.65 Хотя эти версии не применимы ко всем чашечным углублениям.
Небольшие размеры некоторых чаш (вместимостью всего 1—1,5 литра) и тот факт, что отходящие от них желобки не охватывают водосборную поверхность камня, свидетельствуют о том, что данный тип «чашечных углублений» вряд ли назначался для сбора дождевой воды. На то, что эти углубления выполняли другую роль, указывает и наличие истинных ёмкостей для сбора дождевой воды, способных вместить десятки, а то и сотни литров воды и которые можно встретить на этих же участках.
Интересно отметить, что, как правило, чашечные углубления можно встретить в непосредственной близости от старинных поселений. Это особенность позволяет предположить, что чашечные углубления являются следами некоей традиции.
Чашечные углубления имеют такое же важное значение для изучения истории, как и другие археологические материалы. Возможно, они не так заметны и привлекательны, как развалины древних храмов, но они доносят до нас информацию о духовной жизни и верованиях наших далеких предков.
Следы деятельности древнего человека проявляются также и в форме чашечных знаков – полусферические выемки диаметром 2—10 см и глубиной 3 см, встречающиеся на поверхности мегалитов и отдельно стоящих каменных глыб. Они располагаются группами – на отдельном камне может быть до сотни таких чашечных выемок, и относятся к неолиту или бронзовому веку. Встречаются чашечные знаки в различных частях света. Но они еще полностью не изучены и хранят в себе множество тайн. В частности, до сих пор неизвестны цель их создания и назначение. Существующие теории не дают ясного ответа на эти вопросы, хотя отмечены некоторые общие черты каменных знаков.
Чашечные знаки можно встретить в окрестностях Баку – на Апшероне и в Гобустане. Недалеко от селения Тюркан близ Баку были обнаружены интересные чашечные знаки, высеченные на камнях. Они представляют собой группы по 9—14 чашечных выемок. Выемки расположены по кругу. Внутри круга находятся еще 2 выемки. Учитывая расположенные рядом курганы, эти знаки можно датировать II—III тысячелетиями до н. э. Аналогичные знаки были обнаружены в 1991 году в Шотландии близ города Эдинбург. Они представляют собой 9 выемок по кругу и 2 выемки внутри. Удивительно как поразительно похожи шотландские чашечные знаки со знаками, обнаруженными за тысячи километров на Апшероне.66
До сегодняшнего дня остается неясным для чего были предназначены эти знаки и частью какого ритуала они были.
Свидетельством существования древних поселений на территории, окутанной тайнами, Апшерона являются также древние захоронения, обнаруженные здесь во время этнографических и археологических обследований. Среди обнаруженных находок большой интерес вызывает, конечно же, курганные поля, выявленные в разных частях Апшерона.
Курганы являются одним из широко распространенных видов древних сооружений Азербайджана, связанные с погребальным культом местных племен. Хронологический диапазон древних курганов, обнаруженных на территории Апшеронского полуострова, колеблется от второй середины III тысячелетия до первой середины II тысячелетия до н. э. Курганы Апшерона являются не только памятниками захоронений, но и богатым источником для изучения материальной и духовной культуры древних племен Азербайджана.
Следует отметить, что курганы Апшерона имеют свои особенности. Характерным признаком является большое количество рисунков на камнях насыпей и конструкций курганов. В юго-западной части более ранних курганов располагались жертвенные камеры, встроенные в кромлех. Алтарные плиты в них порой имеют антропоморфные (человекоподобные) признаки.67 Антропоморфные стелы в конструкциях курганов говорят о существовании религиозных представлений у жителей древнего Апшерона. По предположениям, антропоморфные памятники, находящиеся в кургане, отождествляются с Богом смерти, который отправляет души умерших в потусторонний мир.
Одно из таких курганных полей был недавно обнаружен около селения Тюркан близ Баку. Здесь решено было начать раскопки. В 2003—2004 годах на этом участке были исследованы 4 кургана. Курганы расположены компактно. Камеры их вскрыты. При этом следует отметить хорошую сохранность конструкции насыпей, высота которых не более 150 см. Диаметр самого большого кургана достигает 22 метра. Вторая группа курганов расположена в 2-х км. южнее. Они имеют небольшую высоту от 40 до 60 см. и диаметр от 4 до 10 метров. На этом участке было выявлено 12 курганов. Большой интерес представляет один из курганов, имеющий форму восьмерки. Во время раскопок вначале был обнаружен кромлех – идеальный круг диаметром 9 метров, выложенный из обтесанных и плотно подогнанных камней. Вскоре у южного полюса большого круга был выявлен еще один примыкающий кромлех. Диаметр этого каменного круга около 3—5 метров [23, с. 108].68
Наконец, была раскопана большая часть холма. Курган представляет собой два каменных кромлеха, выложенных в виде восьмерки. Внутри большого круга выложен еще один кромлех, в центре которого расположены 2 антропоморфные глыбы. В верхней части одной из фигур четко просматривается голова и грудь. У изголовья каждой из фигур был установлен вертикальный камень.69 По предварительной оценке конструкция сходна с Майкопскими курганами и датируется II – III тысячелетиями до н.э.
На территории около селения Тюркан был обнаружен также курган иного типа. Обнаруженный А. Исламовым этот курган в 2003 году был частично расчищен и исследован. Он представляет собой каменный круг, в центре которого расположена каменная камера. Пространство между камерой и кругом заполнено булыжником. Центральная камера размером 1.2х0.8 м была пуста. Видимо она была разграблена ранее.70
Кроме Тюрканских были относительно изучены также курганы в селении Дюбенди. Они представляют собой группу каменных и каменно-песчаных курганов, обнаруженных в конце 1980-годов. Основу этих курганов, как и в Тюрканских, составляет круглая каменная конструкция – кромлех. В центре одного из курганов расположена погребальная комната, которая направлена по линии юг-запад – север-восток. В юго-западной части, в каменной конструкции кромлеха сооружена жертвенная камера, одна сторона которой в форме антропоморфной стелы. В жертвенной камере были обнаружены фаянсовая посуда, кости барана, каменные орудия и пепел.71 Скорее всего, здесь проводился специальный ритуал после похоронной церемонии. Исследованные захоронения позволяют датировать эти курганы III – II тысячелетием до н.э.
На Апшероне встречаются и другие типы древних захоронений. Не менее важный интерес представляет древние захоронения в виде больших тендиров. В 1946 г. сотрудник Института истории И.А.Меджидова в процессе этнографического обследования апшеронских сел встретилась со старожилами и собрала достаточное количество сведений о наличие древних могил, имеющих форму тендира. Так, например, ею, со слов местного жителя, 75-летнего Мамед Гасана Гасанова зафиксированы сведения о наличие древнего погребения в селении Маштаги. Он рассказал, что во время полевых работ в окрестностях села раскопал яму, похожую на тендир большого диаметра, на дне ямы находились человеческие кости, а рядом с ними лежало несколько глиняных кувшинов красного цвета.
Такие же сведения были получены в сел. Бузовны от 86-летнего Худабахша Ханифа оглы. Он рассказал, что в детстве он ходил к своему отцу, который в то время работал на строительстве сельской бани и рыл котлован для ее фундамента. Здесь он видел яму в форме большого тендира, которая была раскопана отцом. Внутри ямы он видел человеческий скелет. Около него стояли 2—3 глиняных красных кувшина. Было также несколько штук разноцветных бус и металлических колечек.72
Подобные архаические захоронения были обнаружены также и в самом Баку, между улицами Зяргярпалан и Муртуза Мухтарова, на месте нынешних средних школ №189 и 190. В 1888 г. при рытье котлована для фундамента Александро-Невского собора в Баку, на месте старого мусульманского кладбища были найдены древние погребения в виде каменных ящиков. Оказалось, что помимо мусульманского кладбища на этом месте было древнейшее архаическое захоронение периода родоплеменной общинной организации.
В журнале «Этнографическое обозрение» за 1904-й год говорится: «По-видимому, здесь были два кладбища, относящиеся к двум различным эпохам, так как кладбища эти расположены одно над другим; об этом можно судить по двум рядам могил, заметных на разрезе пластов и обнаженных при рытье выемки под постройку».73
В одном таком гробу даже оказался костяк женщины с длинными волосами. К сожалению, обнаруженное новое кладбище также было снесено, как и первое мусульманское. Но когда рабочие в одном месте продолжали рыть еще глубже обнаружилась подземная пещера, по форме похожая на обыкновенный тендир большого диаметра. Внутри этого «тендира», кругом у стенок были обнаружены 5—6 скелетов в полусидящем положении и перед ними небольшие глиняные горшки.74 Эта была родовая могила, дошедшая до нас из глубины веков со времен родоплеменной организация общества. Как вспоминает очевидец, «каменные гробы» представляли собой выдолбленные из целой глыбы известняка полые параллелепипеды, в которых находились кости скелета. Несколько штук их долгое время лежали в углу строительной площадки Александро-Невского собора.75
Об обнаруженной здесь могиле позже рассказывал также житель поселка Баладжары Машади Худаверди Ибрагимов, который во время строительства Александро-Невского собора в качестве рабочего участвовал в рытье котлованов. В 1946 г., во время беседы с сотрудником Института истории И.А.Меджидовой, он рассказал, что: «Здесь в процессе работ была обнаружена могила наподобие тендира. Внутри ее сохранились 6—7 человеческих скелетов. Кости лежали так, будто покойника похоронили в сидячем положении. Кости нескольких скелетов лежали по кругу около стенок могилы. Некоторые из них почти рассыпались. Перед каждым скелетом стоял небольшой чашеподобный желтовато-красный глиняный сосуд. На полу в центре могильной ямы был поставлен небольшой шероховатый камень, почти плоской формы с округленными краями. На этом камне стоял другой камень с чашеобразным углублением. Около него лежал удлиненный камень, напоминающий по своей форме пестик».76
Помимо этого, получены и другие сведения, подтверждающие наличие древних могил на месте бывшего Александро-Невского собора. М.Э.Эфенди, являвшийся одним из руководителей строительства двух школьных зданий на месте разобранного собора, в своем отчете, составленном в 1936 г., писал: «При углублении шурфа на глубине 5 м. у восточной стенки шурфа было также обнаружено древнее погребение, в котором сохранились остатки скелета человека. Кроме того, в этой могиле был обнаружен глиняный кувшин округлой форм, высотою около 15 см., в котором была земля с органическими остатками».77
Рассказывая об этих погребениях, С. Ашурбейли утверждает, что эта могила, также, как и могилы в селении Маштаги и Бузовны относятся к более раннему периоду, так как обряд погребения не укладывается в нормы мусульманской и христианской религии. По-видимому, на холме, где впоследствии вырос город Баку, было расположено древнее поселение, а отмеченное место погребений в 150—200 м. от холма было кладбищем.78
Архитектор Д. Ахундов же считает, что апшеронские «священные» огни были популярны и вполне возможно, что большое количество паломников из стран Средней Азии хоронило на этом месте своих земляков, соблюдая древний ритуал захоронения. Относились ли каменные ящики к маздаизскому периоду или к эпохе ранних огнепоклонников, все равно они были захоронены в очень отдаленный период истории.79
Рассматривая все эти вышеуказанные материалы, свидетельствующие о жизни, быте, материальной и духовной культуре древнейшего человека, жившего в эпоху каменного века на территории Апшерона, можно с уверенностью сказать, что территория старой крепости Баку была также обитаема за много веков до нашей эры.
О датировке и этимологии
названия города Баку
Город Баку находится на юге Апшеронского полуострова, на берегу Каспийского моря, в хорошо защищенной от ветров и штормов бухте. Баку является одним из древних городов, экономическим и культурным центром не только Азербайджана, но и всего Ближнего Востока. Вопрос о времени возникновения Баку как населенного пункта и как города до сих пор не уточнен ввиду слабой изученности его в археологическом отношении и скудности источников, относящихся к раннему периоду его истории.
Определяющим фактором в образовании города как социально-экономической категории, как известно, является развитие производительных сил и рост торговли. На этой основе средневековые города Азербайджана обычно вырастали из древних поселений и вокруг крепостей. Некоторые города возникали в связи с эксплуатацией природных богатств местности – медной и железной руды, нефти и соли и других ископаемых. К таким городам относится и Баку, возникший, по-видимому, на месте древнего поселения.
Для выяснения датировки Баку большое значение имеют археологические материалы, обнаруженные на территории старой Бакинской крепости – Ичеришехер и за ее пределами. В предыдущей главе мы рассказали о древних поселениях Апшерона, об археологических находках и наскальных изображениях, обнаруженных за пределами крепости. Археологические исследования и раскопки показали, что город Баку также, как и его окрестности богата археологическими материалами.
Открытие наскальных изображений в окрестных селениях Баку, о котором говорилось выше, чашечные углубления на территории Дворца Ширваншахов, многослойное кладбище с домусульманскими захоронениями в непосредственной близости крепости и археологические находки свидетельствуют о древнейшем поселении эпохи бронзы и античного периода на территории Баку.
Например, на территории у мечети Мухаммеда были обнаружены фрагменты керамических сосудов, изготовленных ручным способом, датированные античным периодом – IV – I вв. до н.э и I в. н.э., и женская статуэтка из серой глины эпохи железа.80 Статуэтка высотой 12 см. и шириной у бедра 5 см. изготовлена в Баку. Голова круглая с отверстиями в форме ушей. Брови, нос и рот изображены вдавленными линиями. Вместо глаз вставлены кусочки голубой глазури. Груди обозначены, руки отбиты. Одежда украшена точечным рисунком. Ожерелье показано вдавленными точками. Ф. Ибрагимов сопоставляя эту статуэтку с подобными статуэтками из глины, обнаруженными на территории Мингечевира и Исмайыллы, датирует ее I – III веками.81 Существует также и другая версия датировки статуэтки, относящая ее к IV – I вв. до н.э. и I в. н.э.82