Реализация дорожных карт по «сквозным» цифровым технологиям предусмотрена федеральным проектом «Цифровые технологии» нацпроекта «Цифровая экономика». Финансирование всего федерального проекта «Цифровые технологии» в 2019—2024 годах составляет 451,8 млрд рублей, включая 282,2 млрд рублей из федерального бюджета [15].
В Стратегии развития ИИ выделяют следующие основные принципы развития и использования технологий искусственного интеллекта, соблюдение которых обязательно:
– Защита прав и свобод человека: обеспечение защиты гарантированных российским и международным законодательством прав и свобод человека, в том числе права на труд, и предоставление гражданам возможности получать знания и приобретать навыки для успешной адаптации к условиям цифровой экономики.
В документе также отмечается, что для стимулирования развития и использования технологий искусственного интеллекта необходимы адаптация нормативного регулирования в части, касающейся взаимодействия человека с искусственным интеллектом, а также выработка соответствующих этических норм. Кроме того, подчеркивается необходимость создания правовых условий и установление четких процедур, которые бы ограничивали возможности принятия искусственным интеллектом отдельных решений, которые, в свою очередь, могли бы ущемлять права и законные интересы граждан.
И вот тут мы с вами сталкиваемся с неким, возможным, противоречием. С одной стороны, Стратегия хочет ограничить возможности искусственного интеллекта, предупредив нарушение прав и свобод человека. С другой стороны, Стратегия однозначно определяет необходимость создания универсального (сильного) искусственного интеллекта, использование которого, например, в интересах защиты нашей страны от внешних угроз может существенно нарушить права и свободы людей, живущих не только в РФ, но и в других государствах.
Тут есть над чем подумать…
– Безопасность: недопустимость использования искусственного интеллекта в целях умышленного причинения вреда гражданам и юридическим лицам, а также предупреждение и минимизация рисков возникновения негативных последствий использования технологий искусственного интеллекта.
– Прозрачность: объяснимость работы искусственного интеллекта и процесса достижения им результатов, недискриминационный доступ пользователей продуктов, которые созданы с использованием технологий искусственного интеллекта, к информации о применяемых в этих продуктах алгоритмах работы искусственного интеллекта.
– Технологический суверенитет: обеспечение необходимого уровня самостоятельности Российской Федерации в области искусственного интеллекта, в том числе посредством преимущественного использования отечественных технологий искусственного интеллекта и технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта.
– Целостность инновационного цикла: обеспечение тесного взаимодействия научных исследований и разработок в области искусственного интеллекта с реальным сектором экономики.
– Разумная бережливость: осуществление и адаптация в приоритетном порядке существующих мер, направленных на реализацию государственной политики в научно-технической и других областях.
– Поддержка конкуренции: развитие рыночных отношений и недопустимость действий, направленных на ограничение конкуренции между российскими организациями, осуществляющими деятельность в области искусственного интеллекта.
К основным механизмам развития искусственного интеллекта в Стратегии относят:
– Обеспечение роста предложения конкурентоспособных в мире российских продуктов и услуг, созданных и оказываемых с использованием искусственного интеллекта.
– Обеспечение роста спроса со стороны российских граждан, организаций и государственных органов на продукты и услуги, созданные и оказываемые с использованием искусственного интеллекта.
Систематизировав данные по каждому их разделов, к основным показателям оценки эффективности реализации Стратегии и ее основных задач развития искусственного интеллекта в РФ можно отнести следующие:
– В части поддержки научных исследований:
– К 2024 году основным показателем должен стать существенный рост: количества и индекса цитируемости в ведущих мировых научных изданиях, количества зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности, количества разработанных на основе результатов интеллектуальной деятельности в области искусственного интеллекта прикладных технологических решений, используемых в практической деятельности.
– В части разработки и развития программного обеспечения:
– К 2024 году должен существенно повыситься уровень участия российских специалистов в международном обмене знаниями, их вклад в создание открытых библиотек искусственного интеллекта. Российскими специалистами должны быть созданы широко применяемые в мире открытые библиотеки (координируемые российскими исследователями и научным сообществом) и программное обеспечение, в которых используются технологии искусственного интеллекта.
– К 2030 году должно быть разработано программное обеспечение, в котором используются технологии искусственного интеллекта, для решения задач в различных сферах деятельности. Российские организации, разрабатывающие такое программное обеспечение, должны войти в группу лидеров на мировом рынке.
– В части повышения доступности и качества данных:
– К 2024 году российским организациям должны быть доступны наборы данных, которые соответствуют методологиям их сбора и разметки и хранятся на общедоступных платформах. При этом персональные и иные данные, доступ к которым ограничен федеральными законами, должны быть надежно защищены, их обработка должна соответствовать международным обязательствам Российской Федерации в этой области.
– К 2030 году объем опубликованных на общедоступных платформах наборов данных должен быть достаточным для решения всех актуальных задач в области искусственного интеллекта, в том числе за счет публикации звуковых, речевых, медицинских, метеорологических, промышленных данных и данных систем видеонаблюдения.
– В части повышения доступности аппаратного обеспечения:
– К 2024 году должна быть создана инфраструктура поддержки отечественных организаций, осуществляющих деятельность в области искусственного интеллекта, включая создание высокопроизводительных центров обработки данных. Также должны быть разработаны российские микропроцессоры, не уступающие мировым аналогам по скорости и энергоэффективности.
– К 2030 году на российском и международном рынках должны быть широко представлены функционирующие образцы микропроцессоров с комплектом соответствующего программного обеспечения. Должны быть открыты специализированные центры обработки данных на основе российских микропроцессоров. Интеллектуальные устройства, в которых используются такие микропроцессоры, должны быть введены в обращение на соответствующем товарном рынке. Кроме того, должны быть разработаны принципиально новые типы архитектур вычислительных систем и зарегистрированы интеллектуальные права на них.
– В части повышения уровня обеспечения российского рынка технологий искусственного интеллекта квалифицированными кадрами и уровня информированности населения:
– К 2024 году должно существенно увеличиться число граждан, имеющих компетенции в области искусственного интеллекта и в смежных областях его использования, в том числе аспирантов и специалистов в области искусственного интеллекта, имеющих ученую степень. Российская Федерация должна стать привлекательной для трудоустройства квалифицированных специалистов в области искусственного интеллекта, в том числе в связи с высоким уровнем заработной платы и созданием благоприятных условий для работы.
– К 2030 году в России должны реализовываться образовательные программы мирового уровня для подготовки высококвалифицированных специалистов и руководителей в области искусственного интеллекта. Российские образовательные организации высшего образования должны занимать лидирующие позиции в мире по направлениям в области искусственного интеллекта. Дефицит специалистов в этой области должен быть устранен, в том числе, за счет привлечения ведущих иностранных специалистов, имеющих ученую степень.
– В части создания комплексной системы регулирования общественных отношений:
– К 2024 году должны быть созданы необходимые правовые условия для достижения целей, решения задач и реализации мер, предусмотренных Стратегией.
– К 2030 году в Российской Федерации должна функционировать гибкая система нормативно-правового регулирования в области искусственного интеллекта, в том числе гарантирующая безопасность населения и направленная на стимулирование развития технологий искусственного интеллекта.
***
А еще, чуть ранее, Герман Оскарович задал очень правильный вопрос: «… как направить развитие этой мощнейшей технологии, которую сегодня все называют главной технологией XXI века, во благо людям?»
Я же, в свою очередь, хочу поддержать его в этом вопросе и дополнить его следующими вопросами: «Как Вы считаете, как изменится наша с вами жизнь в тот момент, когда технологии четвертой промышленной революции, включая развитие и повсеместное внедрение искусственного интеллекта, заработают в полную силу? Какое место мы с Вами будем занимать в этом новом мире?»
Системы, созданные на основе новых технологий, должны предоставить людям больше выбора, больше перспектив, прав и свобод, а также контроля над собственной жизнью. И это очень важно, потому как человек, рано или поздно, возложит ответственность за управление и обеспечение своей жизнью на «продукт своего творчества», а именно роботов и искусственный интеллект. А если даже смотреть шире, на ряд роботизированных и автоматизированных систем, управляемых и обслуживаемых сотнями искусственных интеллектов, а не людьми.
Права и свободы человека – это краеугольный камень любого общества, в том числе и формирующегося сегодня цифрового общества будущего. Степень защищенности прав и свобод определяет социальный климат в государстве и уровень стабильности в обществе. Поэтому решение проблем социально-экономического, политического и духовного плана на этапе формирования новой цифровой экономики в первую очередь связано с устойчивым развитием прав и свобод человека и гражданина [16].
Но еще более интересные задачи нас с Вами ждут в ближайшем будущем, связанные с обсуждением и решением вопросов прав и свобод роботов, а также границ применения искусственного интеллекта в них.
Говоря о внедрении искусственного интеллекта на конференции Artificial Intelligence Journey, Президент Республики Казахстан Токаев Касым-Жомарт Кемелевич отметил: «Возможно, сейчас эта задача выглядит утопической, а для кого-то наивной, но в конце концов, когда-то была создана Организация Объединённых Наций, была подготовлена и подписана Декларация о правах граждан, а до начала Второй мировой войны подобный документ также казался несбыточным и фантастическим».
Как отметил наш Президент Путин В. В.: «Наши планы повсеместного внедрения искусственного интеллекта, цифровой трансформации по глубине изменений во всех сферах, аналогов, безусловно, не имеют. Нет таких аналогов. Собственно говоря, их и нигде нет, и нигде не было. Они действительно затронут каждого человека, каждую семью, каждую отрасль экономики и социальной сферы, каждую организацию и предприятие. И каждый уровень власти, каждый уровень управления, всю систему государственного управления».
В своей книге «Технологии четвертой промышленной революции» Клаус Шваб высказывает следующее мнение: «Четвертая промышленная революция может породить системы, способные сделать общество более гуманным, благополучным, увеличить продолжительность жизни, открыть новые возможности для полезной и интересной деятельности в экономически и экологически устойчивой среде» [17].
Да, и я поддерживаю эту точку зрения, а также твердо убежден, что четвертая промышленная революция способна породить новые формы социально-экономических и культурных систем. И мне бы совсем не хотелось разделить мнение Илона Маска о том, что: «Искусственный Интеллект рано или поздно прикончит всех нас», или мнение британского физика Стивена Хокинга о превосходстве искусственного интеллекта над человечеством.
Мне хочется верить, что мы с вами будем способны создать такие системы, которые сделают наше общество более гуманным, благополучным и позволят нам увеличить продолжительность нашей жизни, открыть новые возможности для полезной и интересной деятельности в гармонично развивающейся и устойчивой среде.
Важно понимать, что формирование модели нашего с вами будущего и системы жизнедеятельности нашего общества, основанные на использовании технологий четвертой промышленной революции, еще никем не реализованы.
Мы с вами еще в самом начале пути.
Следовательно, вопрос, как изменится наша с вами жизнь в тот момент, когда технологии четвертой промышленной революции (в том числе и искусственный интеллект) заработают в полную силу, какое место мы будем занимать в этом мире, а самое главное – какая роль будет отведена высоким технологиям и результатам, основанным на этих технологиях, – зависит исключительно от нас с вами [18]!
Глава 5. Этика искусственного интеллекта
ЖУРНАЛ CIS • №1 (19) • 2022
В Программе Центра разработки и внедрения сильного и прикладного искусственного интеллекта МГТУ им. Н. Э. Баумана есть такая глава «Описание этических аспектов внедрения результатов реализации программы центра с указанием возможных рисков применения систем искусственного интеллекта и мер по недопущению их возникновения», в которой в достаточно сжатом виде излагаются основные ответы на поставленные перед Центром вопросы.
В этой книге я намеренно решил ее не публиковать.
И вот почему, я хочу предложить вам ее более интересную и расширенную авторскую версию, которая ответит уважаемому читателю на множество вопросов, связанных с этикой искусственного интеллекта, и расширит его понимание того, что же такое «этические проблемы», связанные с применением технологий и использованием систем искусственного интеллекта. На а эти и многие другие вопросы я постараюсь ответить через призму анализа содержания двух действительно уникальных документов: Рекомендации Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) по этике искусственного интеллекта и Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта Российской Федерации. В свое время, именно эти документы помогли мне сформировать мой собственный взгляд на вопросы этики в моей повседневной работе, в том числе при написании вышеупомянутой главы «Описание этических аспектов внедрения результатов реализации программы Центра с указанием возможных рисков применения систем искусственного интеллекта и мер по недопущению их возникновения» Программы Центра сильного и прикладного искусственного интеллекта МГТУ им. Н. Э. Баумана, над которой я работал в 2021 году.
***
24 ноября 2021 года Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в ходе своей 41-й сессии, проходившей в Париже с 9 по 24 ноября 2021 года, приняла очень важный документ «Рекомендацию по этике искусственного интеллекта», который, в том числе, определяет основные принципы и подходы к решению этических проблем применения систем ИИ во всем мире [19
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
.Н. Багдасарьян. «Не променял бы эту линию жизни ни на какую другую» // Бауманец. 2021. №8 (3601). С.3.
2
.Зима искусственного интеллекта. [Электронный ресурс] // ru.wikipedia.org. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Зима_искусственного_интеллекта
3
.Нейроморфные вычисления и их успехи. [Электронный ресурс] // habr.com. URL: https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/576376/
4
.Наталья Бехтерева: Магия мозга и лабиринты жизни. – Москва: АСТ, 2015. – 384 с. ISBN: 978-5-17-045472-3, 978-5-271-46032-6
5
.Чесалов А. Ю. Цифровая экосистема Института омбудсмена: концепция, технологии, практика. -М.: Ridero. 2020.-320c. URL:https://ridero.ru/books/cifrovaya_ekosistema_instituta_ombudsmena_koncepciya_tekhnologii_praktika/
6
.Конференция по искусственному интеллекту. [Электронный ресурс] // www.kremlin.ru. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64545
7
.AI Journey – серия мероприятий по искусственному интеллекту и анализу данных, проводимая ведущими российскими и международными компаниями, лидерами по разработке и применению технологий искусственного интеллекта. [Электронный ресурс] // www.ai-journey.ru
8
.Конференция по искусственному интеллекту. [Электронный ресурс] // kremlin.ru. URL:http://kremlin.ru/events/president/news/64545
9
.Конференция по искусственному интеллекту. [Электронный ресурс] // kremlin.ru. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/67099
10
.Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 г. №490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». [Электронный ресурс] // www.kremlin.ru. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731
11
.Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «нейротехнологии и искусственный интеллект». [Электронный ресурс] // digital.gov.ru. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/07102019ii.pdf
12
.Токарев Б. Е., Токарев Р. Б. Анализ рынка искусственного интеллекта: динамика патентования технологий. Практический маркетинг №1 (275).2020. [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-rynka-iskusstvennogo-intellekta-dinamika-patentovaniya-tehnologiy
13
.Китай доминирует по количеству патентов в сфере ИИ. [Электронный ресурс] www.iot.ru. URL: https://iot.ru/promyshlennost/kitay-dominiruet-po-kolichestvu-patentov-v-sfere-ii
14
.Мировые лидеры в области искусственного интеллекта по публикационной и патентной активности. [Электронный ресурс] // www.нтр.рф. URL: https://нтр.рф/upload/iblock/9be/Мировые%20лидеры%20в%20области%20искусственного%20интеллекта.pdf
15
.Рынок искусственного интеллекта в России к 2024 году может вырасти до 160 млрд рублей. [Электронный ресурс] // tass.ru. URL: https://tass.ru/ekonomika/6996017
16
.Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год. [Электронный ресурс] // www. ombudsmanrf.org. URL: https://ombudsmanrf.org/ombudsman/document/ezhegodnye_doklady
17
.Шваб К. Технологии четвертой промышленной революции: монография: пер. с англ. М.: «Издательство «Эксмо», 2018. 320 с.
18
.Чесалов А. Ю. Цифровая трансформация. -М.: Ridero. 2020.-302c. URL: https://ridero.ru/books/cifrovaya_transformaciya_2/
19
.Рекомендация по этике искусственного интеллекта. [Электронный ресурс] // en.unesco.org. URL: https://en.unesco.org/artificial-intelligence/ethics#recommendation (дата обращения: 30.01.2022)
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов