Александр Кругленя
Коромисло
/ Фрески августа
Ветром навеяло осень на лето.
Теплым порывом толкается в спину
С шорохом утренней свежей газеты
С детства знакомый мне пух тополиный.
Я обниму его нежным касанием
Теплого бриза и древностью здешней
С привкусом самых огромных желаний
Чуть задержаться над пьяной черешней.
После шагну. Мне остаться, уйти ли
От покрывал тишины в шум житейский
Или Икаровы выпрямив крылья,
Трогать расцветшие августа фрески?
Верно, останусь, побуду с тобою,
Больше обычного, но и не долго.
Время совместное в звуках прибоя
Я возвращаю – часть странного долга.
/ «и тень бывает тоже равнодушной…»
и тень бывает тоже равнодушной
немой и из-за этого послушной.
прольется после полудня на землю,
меня склонив вопросом: стану тем ли,
кем было предначертано мне выше
по плану, Бог который солнцем выжег
своим углем, моим же телом, в чей-то
судьбе, напоминающей мне флейту.
и тень бывает тоже равнодушной.
у здания – нема, слепа, послушна,
не носится туда-сюда, всё резво,
не замечая высунутых лезвий,
готовых, если кто скомандует, обрезать
жизнь линии, скандируя: отрезок
вся ваша жизнь, одна из заморочек,
способная стать даже меньше точки.
и тень бывает мертвой, неспособной
за рамки выйти – памятник надгробный
еще живого вроде бы творенья,
по сути же – как в мавзолее Ленин:
и рядом вроде бы, не упросил сам
спокойно тело скрыть под мелкой тырсой,
а дальше продолжает равнодушно
жить в комнатушке многолюдно душной.
бывает тень еще другого свойства,
заядлая, с оттенками геройства,
попробуй ты ее словить, не в силах,
тень прячется, как будто рыба в иле,
тень прячется и пламенеет в искрах
геройства – и сгорает быстро,
не насладиться тишиной и ночью,
они и так всех остальных короче…
/ Тарелочный мир
Да и тень мне не тень, да и я ей не тело.
После смерти есть жизнь, как ни странно, у тени.
После смерти своей – тенью стану несмелой
Своей тени, а смерть моя ей – днём рождения.
Перевернутый мир, или потусторонний,
Не бывает сейчас. Он лишь ждет нашей смерти
У надгробия нашего, как на перроне,
И в руках своих жизнь он тарелкою вертит.
На одной стороне я и тело, в котором
Я сегодня хожу, охраняемый тенью.
А с другой стороны – я без тела покорно
Счастлив каждому данному тени мгновенью.
/ Узник жизни
Я узник этой странной жизни,
И смерть – мое освобожденье.
По кругу все: Бог правит тризну
По смерти в радости рожденья.
И сходятся в борьбе извечной,
Уничтожая всё, два лба:
Начальный путь и путь конечный,
Два Божьих – жизнь и смерть – раба.
/ «Хотя деревья созданы молчать…»
Хотя деревья созданы молчать,
Они нередко – лучший собеседник,
И впитывают мысли, как тетрадь,
От слов начальных и до слов последних.
И каждое из дерева поймет,
Гораздо лучше, чем сто тысяч близких,
Причину, почему ты пьешь вино,
И почему к нему добавил виски.
/ «Мир, замкнутый среди деревьев…»
Мир, замкнутый среди деревьев,
В корнях запутавшийся – нерв
Оставленной родной деревни
И в памяти засевший червь.
Мир, не насытившийся толком
Всей сотней миллиардов дней,
Несчастлив сам. И нужно ль столько
Ему тех дней? Что будет мне?
Мне, ставшим его микровзглядом,
Песчинкой в тающих часах.
Простое дело – сверху надо
Вниз прыгнуть, оставляя страх.
/ Критика солнца
Мы солнце оцениваем сдалека
С любым подходящим прохожим,
Не видя его первозданных лекал
И ткань разрезающих ножниц.
Ругаем его среди холода зим,
Как будто оно виновато.
Когда припекает, на пляже лежим
Находкою для нумизмата.
И тело, как медь, отчеканено вновь,
Сверкает на старой основе.
В квартирах распахнуто настежь окно —
Прохлады у нас малокровие.
Всю жизнь человеческую, все века
Рецепторами своей кожи
Мы солнце оцениваем сдалека,
По силе озноба и дрожи.
А надо ли так и как можно судить
О нем, если не дотянуться
К нему никогда нам? Икара молить
Осталось нам солнца коснуться.
/ «туманное утро и блеклые краски…»
туманное утро и блеклые краски
и взгляд, устремленный под ноги себе
чрезмерно послушен, опущен по-рабски,
как жест – и земля покорилась судьбе.
склоняется солнце – все больше покорность,
и меньше становится блеска в глазах.
все тише звучат – клонят к спячке – аккорды,
все меньше пытаюсь и я доказать,
что где-то вдали, за листвою осенней,
жила, зеленела, дышала трава,
когда к ней мои прикасались колени,
чтоб, тихо обняв тебя, поцеловать!
/ Беременность
в животе влюбленной женщины
вьются ростками новой жизни
минуты общего счастья.
они проводят внутри живота ножкой,
прося добавить еще ложечку
улыбки и смеха,
обещая вырасти
в час, день, неделю,
месяц, год, десятилетия
чьей-то новой
и необычной
жизни.
#верлибр
/ Закоханість
твої губоньки,
наче пелюстки квітки.
я – в середині
#хайку
/ я)
я) тетива лука
Не лук я, увы, и не лучник.
Сжал мастер меня, как нить,
своими руками – я мученик —
и думает, не казнить ль?
я) центр части круга
Улыбка за буквою скобкой
Пытается “я” обнять.
Шепнет мне на ухо – не робко ль? —
И нежно, как будто прядь:
я) в центре любви
В наш век, нестабильный и зыбкий,
Нехватка у нас любви.
Пытается к центру улыбка
Пробраться, я ей обвит.
И я) молчаливо улыбкой,
Наверное, соглашусь.
Сшиваю стихами, как ниткой,
И прячу в комоде грусть.
я) полуоткрытостью голый
Без рук твоих, без друзей.
Разорванный мяч футбольный
Без скобки – я-мавзолей.
/ Собирая в зонтик дождь
новый день затопило осенним
и наполненным скукой дождем.
зачеркну я штрихом воскресенье
от других.
дома мы вчетвером —
я и ты, наши двое мальчишек —
в середине квартиры сидим,
выжидая, чтоб дождь стал чуть тише,
и просматривая новый фильм.
забавляя нас музыкой капель,
щекотящих промокший асфальт,
ставший другом мне дождь-подстрекатель,
вздумал нас к себе в гости позвать.
мы решаемся – зонтики в руки
и бегом, под осенним дождем,
его впитывая в свои брюки
и своим собирая зонтом.
/ Узелки винограда
поцелуи нас
завяжут узелками —
виноград весной
#хайку
/ Помада
сочной помадой
влюбленным становится
спелая вишня
#хайку
/ Розовый и синий
Два оттенка правят миром —
Розовый и синий.
Делят надвое квартиру
Слабый пол и сильный.
Мир поделен на две части.
Женщина мужчину
Просит выбрать очень часто
Розовый, не синий.
А мужчина очень часто
Выбирает синий,
Ведь нужны нам обе части —
Слабый пол и сильный.
В розовой коляске едет
Розовое платье,
А во взрослой жизни – леди
В розовом халате.
В синей распашонке мальчик
Гармоничней всё же.
Рядом новый синий мячик
Папочкой положен.
Мир поделен на два цвета —
Розовый и синий,
Летом он в росу одетый,
А зимою – в иней.
Для одних желанней мальчик
Для других – девчонка.
Руки сунем в тайный ларчик:
Чья же там ручонка?
Где в нём бантики, сережки?
Где искать машинки?
В цвет какой украсить ножки,
Щечки и смешинки?
Мир поделен на две части.
Женщина с мужчиной
Разукрашивают счастье
В розовый и синий.
/ Мелодика
По вечерам, когда я злюсь,
Беру свою мелодику
И снова проверяю вкус
Её медовой родинки.
Смываю солнечный загар,
А с ним – свои эмоции,
Которые моя строка
Внесла стихами в социум.
Несу мелодику в кровать
И прикасаюсь к клавишам
По телу твоему играть
Начну, уже растаявший.
Играю. Губы на руке
И шее ищут родинки.
И звук, неслышимый никем
Другим, издаст мелодика.
Интимный звук. Лекарство в нем
От всех забот, с мелиссою,
Которое скрывалось днем,
За яркими кулисами.
А вечером, когда я злюсь,
Его моя мелодика
Дает попробовать на вкус
С нектаром твоей родинки.
/ Заброшенный дом
1.
Не всё ль равно, кто покидает дом,
Его лишив своей любви и ласки?
Сверкает столб заброшенным гнездом.
В углу ржавеют детские салазки.
Не всё ль равно, где птицы стали жить,
И живы ли они, посильна жизнь ли?
Усадьбы наши – острова женитьб, —
Вдруг почему-то разобрали сквигли*.
Зачем заброшены дома? Зачем
В заброшенном саду растут деревья
Без всяких письменных правопреемств?
Оставленное племенем кочевье.
2.
Гнездо покинуто орлом,
Впитало пыль в себя и небо. —
В деревне детства чахнет дом,
Как много лет никто в нём не был!
Не помнят стены тех людей,
Что жили в нём, не помнят рук их.
Добряк ли жил там иль злодей,
Уже не важно. Дом, как дюкер**.
Не видно вовсе. Под водой
Отныне будет он всё время,
И длинной тенью гнездовой,
Заброшенный, вступает в темень.
* Сквигли – это зомби, в отличие от большинства нежити им было позволено сохранить свои собственные мысли и личность.
** Дюкер – участок трубопровода. Обычно прокладывается под руслом водоема или же по дну оврага.
/ Ива
Руки мои, как ветки,
Плачущей ивы стали:
Вверх поднимаю редко —
В них килограммы стали,
И, чем к зиме поближе,
Крепче сжимают воды
Ветки, и еле дышит
Ива – мне нужен отдых.
/ Огонь
Возникла искра, паутиной
Обвила сердце, и внутри
Возник огонь, настолько длинный —
Достанет ночью до зари.
В параболических зерцалах,
Как олимпийский, маг-огонь
Раз вспыхнув, эстафетой в дали
Унесся. Самый резвый конь
Догнать не в силах. Скорость искры
Ни изменить, ни затушить.
Счастливее телефонистка
Стихом моим продолжит жить.
Улыбки – солнечные блики —
Передают меня, я им
Огнем стал олимпийских игр,
Смешав его с огнем своим!
/ Воробьи у ног
воробьи у ног,
как дети в детском саду —
прыг-скок целый день.
#верлибр
/ Летняя заря
покраснели щеки
неба, вспомнив прошлую
ночь на лужайке
#хайку
/ Розбишака
розбишакою
вітром розбитий глечик —
пелюстки маку
#хайку
/ Подсолнух
цапля на одной
ноге высматривает
солнце. Подсолнух
#хайку
/ Дівочі ноги
відкрию двери
у спокусливе життя —
дівочі ноги
#хайку
/ «бубнит, как будто бы спросонья…»
бубнит, как будто бы спросонья —
еще не зол, но и не добр, —
ленясь открыть свои драконьи
глаза с оттенком яда кобр.
бубнит, и тучи перекатом
разносит дальше, без огня,
но током больше много ската
наполненным, по склонам дня.
весенний гром бубнит и учит,
что разве можно, раз – и всё! —
спросонья, но по полной, тучи
трясти весной, до искр из зорь…
/ «брови ясне небо хмурить…»
брови ясне небо хмурить
та й не дивиться на себе —
ніч приховує озера,
роси сховані між стебел.
місяць молодий всміхнеться:
гей, озера!
гей, дзеркала!
покажіть, що там, на серці
неба, кольору фіялок!
/ «когда проснусь…»
когда проснусь —
а рядом ты —
мне больше некуда стремиться.
для жизни правила просты:
поцеловать тебя,
умыться,
прижаться нежно,
не дать встать,
представить, словно бы весь космос
стал по размерам как кровать,
а мы с тобой —
как горы ростом
/ «я родился как крошка…»
я родился как крошка —
и жизнь пролилась
на поверхность земли,
раздувая меня,
словно шарик воздушный.
и увидела смерть,
что стремится к границам
ее царствия шар,
наполняемый мной,
и, ревнуя, меня
начала объедать —
раз в неделю по крошке,
меньше делая жизнь.
#верлибр
/ «Коли щось не так в нас стається…»
Коли щось не так в нас стається,
підходжу до тебе і цьомаю,
твоє вигріваючи серце,
бо все ж розбираюся в цьому я.
І навіть якщо я не скоїв
нічого поганого, поглядом
розбуджу (це все в нас, як сповідь)
в тобі найяскравіші спогади.
І твій потеплішає подих.
Зрадію: правий був у цьому я,
Що все, що є зайвим, проходить,
Коли тебе всоте поцьомаю.
/ Перелетная птица
тогда возвращается к матери сын,
оторванный обществом взрослых,
когда ему кажется, что он один
глотает весь дым папиросный,
и хочется свежего воздуха в грудь,
как в детстве, вдохнуть и напиться,
увидеть опять – рассыпается грусть
в по полю несущихся спицах.
когда сын становится всем нелюбим,
отторгнутым, права лишённым,
прижаться к кому-нибудь и на груди
расплакаться – ищет, где клёны
с березами шепчутся, словно назад
вернутся его приглашая
туда, где ему каждый скрип будет рад,
туда, где его уважают.
послушно, на части разорванный сын,
в родительский дом возвратится:
– ты где пропадал?
– а всё ждал… ждал весны…
– моя перелётная птица…
/ Стадион-удав
стадион-удав:
тысячу болельщиков
за раз – и замер
#хайку
/ «Представься мне, словно ты…»
Представься мне, словно ты
Желающая объятий,
Изъятий моих и взятий
В цепях моей темноты.
Раскрой свои лепестки
Для пчел моих наслаждений,
Как будто бы день весенний
Коснулся твоей щеки.
И я растворюсь в тебе,
Себя оставляя в старом,
Тебя забирая даром,
Покорный своей судьбе.
Представься мне, словно ты
Душа моя наизнанку,
Капкан и моя приманка,
Забравшая весь мой стыд.
Представь, словно я, как ты —
Единое целое тело,
Которое нужно сделать
Из общей уже мечты.
Ты радостная, а я
Тебя отражаю грустью,
Мы, слившиеся два устья,
В одно. Мы вдвоем – семья.
/ Прохожий
Мои стихи похожи
На день, который прожит.
Для многих я – прохожий
Случайный, ну и что же?
А кто-нибудь заметит
И все же обернется.
Мои стихи – как сети,
Закинутые в социум.
Прохожие обвиты
Моим стихом. Им в душу
Я проливаю литры
Поэзии, как в душе.
Мои стихи похожи
На поры нашей кожи.
Хороший стих – как о́жил,
Или ожи́л прохожий.
Мои стихи похожи
На день, который прожит.
Для многих я – прохожий
Случайный, ну и что же?
Я согреваю словом —
Задумчивым, бодрящим,
Заезженным и новым —
Случайных проходящих.
И кто-то повернется,
Улыбкой мне ответит —
Светлее станет социум
На загнанной планете.
/ «если сутки длиною в год…»
если сутки длиною в год;
если ночь – словно бы зима;
если утро весною пахнет;
день, как лето, расцветом дел
перекатится в вечер-осень,
значит, я для тебя – твой Бог:
ночью порчу тебе прическу,
наслаждаясь, что это – я;
утром, словно весною, мою,
освежая весь лесопарк;
днем в делах, что не замечаю,
как всё лето проходит вскользь;
осенью же – я точно знаю —
расцветает листва, и ты
свои волосы распускаешь,
сняв заколки – пора цветов
завершилась, и я, как Бог,
обнимаю весь лес – зимою
я ему и тебе
нужнее.
#верлибр
/ Сомелье
Бог, глядя на бутыль Земли,
обращается к Солнцу:
– Ох, сомелье, сомелье…
неси мне бутылку синего
и атмосферного
земного вина…
вкрути свой солнечный луч
штопором в мякоть неба,
и пусть пеной игристого
станут перистые
облака
#верблибр
/ «раньше женщин учили…»
раньше женщин учили
при виде мужчины
прятать глаза
в пол
в церкви меня научили
склонять свою голову,
опуская глаза
детей в художественной школе
учат показывать тени,
пряча источник света за картиной
#верблибр
/ Шпаги
скрестили две шпаги (здесь)х(сейчас)
фехтовальщик Миг
и фехтовальщик Тысячелетие
взрослая Вечность улыбается:
два ребенка, кроха Миг и старший Тысячелетие,
напротив Вечности – малыши
#верблибр
/ Забытая страна
умершее тело —
забытая страна чьей-то жизни
#верблибр
/ «ты стоишь у реки – ноги босые…»
ты стоишь у реки – ноги босые
прикасаются нежно к волне.
я старательно новые способы
отыскать попытаюсь, чтоб мне
прикоснуться к ногам твоим девичьим,
намекнуть, что они созданы,
так, как черный квадрат – для Малевича,
для меня,
строки будущих книг.
ты стоишь у реки, наслаждаешься
нежным трепетным шумом волны,
и немного горда, и важна ещё,
губы краской и медом полны.
я вплетусь незаметно в ворсистые
согревающие дом твой ковры.
я коснусь твоих ног, словно пристани,
так, как волны целуют обрыв.
словно мост разводной, волны мыслями
разведу я и смело пойду,
прикасание волн к тебе смыслами
наполняя, как тело – наш дух,
и коснется тебя моя искренность
и душевность, и где-то внутри
у тебя серебристыми искрами
чувства вспыхнут, и сердце зари
искупается в небе, и пёрышки
неба нежно коснутся тебя —
раньше было лишь маленьким зёрнышком,
а сегодня – длиной в твою прядь.
прикоснусь к этой пряди я брызгами,
моросящим и теплым дождем,
пока ты еще там же,
у пристани,
меня так же,
по-прежнему,
ждешь.
/ «Я приближаюсь к возрасту отца…»
Я приближаюсь к возрасту отца,
И даже если путь посередине,
Все больше старятся черты лица
И с каждым новым годом взгляд мой стынет.
Я приближаюсь к возрасту отца,
Когда покинул я, гонимый Богом,
Родителей, застывших у крыльца,
Со взглядом, уже нежным, а не строгим.
Отец тогда был лет так сорока,
А я примерно – годиков под двадцать, —
Но всё же усмотрел издалека,
Как не хотел отец мой расставаться.
Я приближаюсь к возрасту отца.
Сегодня возраст мой – уже под сорок.
Все меньше я похож на сорванца,
Мечтающим стать кинорежиссером.
Все больше понимаю, как строга,
Не мать, и даже не отец, а доля,
Выманивая нас из очага —
Лет в двадцать – с выражением довольным…
/ «В моей жизни опять началось безразличье…»
В моей жизни опять началось безразличье
Под названием странным – без снега декабрь,
Обнаженные зимы уже всем привычны,
Точно так же без лунок осталась река.
Безразлично холодное поле озимых
Прикасается к небу, чтоб выпросить снег.
А живые ли зерна в земле, может снимок
Показать, или явится нам по весне.
Настроения нет. Золотистая осень
Навсегда поглотила в себя серебро.
В шубы нынче одетые только лишь сосны,
Из зеленого меха у них гардероб.
А у всех остальных – полуголых и голых —
Как у поля с озимыми, – только душа
Нараспашку открытая. Чем вам не поле?
Выйди сам и попробуй в нем не задрожать.
Безразличия полные крутятся люди.
Им согреться попроще – одежда и дом,
Теплый чай, согревающий чей-то рассудок,
Охлаждаемый, если захочется, льдом.
Стало всем все равно, безразличные лица
Не хотят даже слышать и мозг свой ломать,
Отчего в наше время черна, словно злится,
Вся природа и, в частности, эта зима.
/ «я нарисую кистью пустоту…»
я нарисую кистью пустоту
и в центре пустоты поставлю пару
(его, ее), вселю в них дух
и дорисую возле них гитару.
он улыбнется мне, взглянув наверх,
и его пальцы побегут по струнам,
будя внутри гитары царство эх
и искры страсти в сердце юном.
она же нежно-ласковой зарёю
ему, с гитарою в руках, подсветит,
взгляд уводя вдоль новых горизонтов.
волнение струны чуть успокоив,
вдохнет в себя он ароматы лета
и чувств любви, заманчивых и тонких.
/ Голая осень
попробуй и ты,
раздевшись, стать на зимнем
холодном ветру
#хайку
/ Вышивка в небе
черной строчкой
вышивка в небе – стая
перелетных птиц
#хайку
/ «иду оберткой…»
иду оберткой
жизни, не понимая:
конфета – внутри
#хайку
/ Страх
Лошадь молнией
Под черными облаками
Пронесется. Страх.
#хайку
/ «роза, взятая…»
роза, взятая
за горло, висит в руках
у ухажера
#хайку
/ Надзея
сонечны прамень
кране струны ля сэрца —
ўспыхне надзея
#хайку
/ «представь, десятки лет…»
представь, десятки лет
тому назад на сене,