«В народе с нетерпением ждут именно эти четыре закона. Но Верховный Совет либо не успел, либо не захотел всерьез их обсуждать… Мы часами обсуждаем вопросы… по эмигрантам, в то время как тысячи доярок и трактористов просто не доживают до нашей советской пенсии. …У нас все готовится втайне. Например, рекомендации правительству по неперспективным селениям. Никто, кроме узкого ведомственного круга не знаком с планом по концессиям… Говорят, что русские разучились хорошо работать. Это клевета, просто им надоело работать на чужого дядю, надоело платить чужие долги… Все мы ждем принятия полноценных, действенных законов… Земельный закон должен быть долговечным и неизменным, но допускающим национальные, региональные особенности хозяйствования. Только при этом условии мы остановим процессы деградации трудовых и нравственных ценностей. Только при этой устойчивости восстановится крестьянское мастерство, прекратится беспорядочная миграция, пойдет на убыль пьянство… Новые экономисты готовы отдать неизвестно кому целые регионы родной земли, а своему крестьянину боимся дать то, что ему принадлежит по праву с исторических времен. Мы физически уничтожили миллионы русских крестьян, разорили их семейные гнезда, а теперь боимся честно об этом сказать. Боимся признать тот факт, что Россию грабили в течение многих десятилетий, продавали художественные шедевры, транжирили природные ресурсы и лес, в том числе. Вокруг моей деревни Тимониха, Вологодской области, за годы Советской власти леса были начисто выхлестаны, теперь пустыня вокруг моей лесной деревни. Грабеж продолжается и сейчас, в эту самую минуту. Не знаю как в Сибири, но у нас на северо-западе спелых лесов уже нет. При этом Госплан и Министерство лесной промышленности продолжают политику безжалостной вырубки лесов, всех назначений и сортов. И доколи, это безобразие будет продолжаться, хочу спросить «большое» начальство всех рангов?!
Мы продаем за границу кругляк. Чтобы удовлетворить ненасытный аппетит отечественных и зарубежных фирм, лесные «специалисты» решили снизить возраст вологодских лесов, подлежащих вырубке. Да, я утверждаю, что растранжиривание природных богатств России продолжается. Потоки нефти, газа, миллионы тон ценных минералов и руд, миллионы срубленных хвойных деревьев текут и текут за пределы страны. Русский народ обманут, Россия оскорблена и унижена. Верхние эшелоны власти об этой вопиющей несправедливости прекрасно знают, многие народные депутаты догадываются, а широкие неродные слои чувствуют этот грабеж на своей, извините, за грубость, шкуре.
Заканчивая выступление, я должен повторить требования, которые наиболее часто звучат в тысячах писем и телеграмм, полученных мною от избирателей и читателей.
Первое. Реабилитировать крестьян, репрессированных и раскулаченных в 20-30-х, 40-50-х годах.
Второе. Вернуть православные и другие храмы и монастыри прежним владельцам, это самое многочисленное требование.
Третье. Восстановить исторические названия городов, улиц, площадей. Это не просьба, требование.
Четвертое. Создать свободные российские средства массовой информации.
Я готов ответить за свои слова не только перед депутатами, но и перед любой депутатской комиссией».
Читаешь эти строки и цепенеешь перед мужеством большого Писателя и Гражданина матушки России. Есть, есть в нашем Отечестве пророки! Они и вселяют в нас надежду перемен к лучшему. Мы верим, что у нас еще все впереди, мы переживем любые трудности и невзгоды, пока Земля наша не оскудевает такими заступниками за Отечество, каким был и остается Писатель великой России, Василий Иванович Белов.
Прошло четверть века после выступления на съезде народных депутатов писателя В. Белова. Из четырех безотлагательных законов, упомянутых в начале речи писателя, приняты и успешно работают два последних закона: о свободе печати, о свободе совести. Два первых упомянутых закона: о земле, о самостоятельности местных Советов (теперь Управ) до сих пор буксуют и переписываются заново, почти каждый год. Грустно, но факт.
Из последних сообщений узнаем:
В конце июня 2014 года Президент РФ Путин В. В. подписал закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (N 171-ФЗ «от 23.06.2014 г.), который вступит в силу с 1 марта 2015 года. Как отмечают эксперты, внесенные поправки ведут к крупнейшей за последние 14 лет земельной реформе в стране. Новый закон регулирует вопросы возникновения, прекращения и осуществления прав на земельные участки, обеспечивает прозрачность действия и равный доступ к земельным ресурсам, сокращает избыточные административные процедуры, устанавливает ограниченное число случаев предоставления земельных участков без проведения торгов.
Подвижки есть и не плохие, что касается закона о самостоятельности местных Управ, то здесь пока полная неразбериха.
Закон о Местном Самоуправлении был принят Государственной Думой ФС РФ только 16.09.2003года, изменен 06.10.2003 №131-ФЗ, а действующая редакция от 29.06.2015 года:
1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
2. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Время показало жизненность и необходимость перемен государственного устройства предложенных писателем Василием Беловым. Реформы жизнеобеспечения сельских территорий страны проводимые сегодня, во многом перекликаются с предложенными писателем в зените его писательской славы, более четверти века назад. В своем литературном творчестве, он увековечил тяжелый, беспросветный от забот труд, и полную трагизма жизнь крестьянина на протяжении всего двадцатого века. Это редкая творческая судьба писателя, её уникальность и неповторимость. Новое поколение школьников и студентов изучает современную историю крестьянства, наравне со многими писателями, и по произведениям Василия Ивановича Белова. Он при жизни стал классиком современной русской литературы, достойным преемником русской классической литературы конца девятнадцатого века, а это уже историческая заслуга перед Отечеством. 08.08.2015
Во имя жизни на Земле
Очерк
К 100-летию со дня рождения Константина Симонова
и 70-летию Великой Победы
Да, война не такая, какой мы писали ее, —
Это горькая штука… К. Симонов
Чем больше, значительней писатель, поэт, тем глубже проникают в душу человека его строки, мысли, чувства, переживания, сострадания. К таким вершинам отечественной литературы и поэзии принадлежит творчество и сама жизнь Константина Михайловича Симонова. В нем слились воедино два начала: мудрость писателя и одухотворенность светлого поэта. Прикоснувшись однажды к творчеству прозаика-поэта, тебя влечет соприкасаться с ним в разные моменты жизни – тяжелые, грустные или тобой охватило волнение радости жизни. Берешь томик писателя и забываешь все на свете! Его творчество перекликается с нашей жизнью, какой бы она ни была, такое подвластно редкому таланту истинного писателя и человека, познавшего жизнь во всех её ипостасях!
С первых дней Отечественной Войны Константин Михайлович откомандирован на Запад, корреспондентом армейской газеты 3-й армии в Гродно. С этого времени и в течение всей Войны Симонов свидетель и участник многих событий действующей Армии по освобождению нашей Родины от нашествия оккупантов. Он первый из писателей бросил стих-клич «Убей его» советскому бойцу, встретившему фашиста на нашей священной Земле:…
Пусть горит его дом, а не твой,И пускай не твоя жена,А его пусть будет вдовой.Пусть исплачется не твоя,А его родившая мать,Не твоя, а его семьяПонапрасну пусть будет ждать.Так убей же хоть одного!Так убей же его скорей!Сколько раз увидишь его,Столько раз его и убей!Писательский долг Симонов видел в том, чтобы перо прировнять к оружию, и его строки разили бы врага, как и оружие. Война всесторонне раскрыла и развила в нем писательский дар. Своими драмами и прозой писатель обязан был фронтовым будням, давшим ему сюжеты и образы, пьесы – «Русские люди», «Так и будет», повесть «Дни и ночи». Со своей задачей – показать дух армии и передать свою веру в победу – Симонов справился в полной мере. Выжившие в той страшной войне фронтовики благодарны ему по сей день.
Тридцать шесть строк стихотворения «Жди меня, и я вернусь», превратились в молитву солдата, воинскую присягу, заклинание ждать «всем смертям назло» поражают точностью и уникальностью отражения настроения воинов на всех фронтах жестокой, беспощадной войны. Уже одно это поэтическое произведение высшей пробы его обессмертило. Стихотворение было опубликовано в газете «Правда» в январе 1942 года. В этот год войны писатель вступил в ряды ВКП (б) и стал старшим батальонным комиссаром. Корреспондент не гонялся за «очевидцами событий» и не собирал солдатские байки, а мотался по всем фронтам, где готовились наступления, были одержаны победы в боях любого значения. Отражал подвиги бойцов и командиров в газете «Красная звезда». Он был среди пехотинцев в Крыму, на подлодке, минировавшей румынский порт, в Норвегии в группе разведчиков, среди защитников Одессы и Сталинграда, в мясорубке Курской дуги и Белорусской операции «Багратион», при освобождении Польши и Чехословакии, в Болгарии, у партизан Югославии, при взятии Берлина, при подписании гитлеровской капитуляции в Карлхосте. Его грудь украсили четыре боевых ордена. Только в 1943—1945 годах Симонов напечатал 50 очерков, вошедших за тем в сборники: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцова моря. Записки военного корреспондента». После войны писатель несколько лет находился в заграничных командировках – в Японии, Китае, США, Канаде и Франции. Под впечатлением поездок написал много очерков, рассказов, цикл стихов «Друзья и враги», несколько пьес, в том числе знаменитую пьесу «Русский вопрос», повесть «Дым отечества». За свои произведения Константин Михайлович Симонов, как никто другой, из писателей того времени, был удостоен шести Сталинских премий.
Послевоенное десятилетие было отмечено большим карьерным ростом Симонова: он – редактор «Нового мира», «Литературной газеты», заместитель генерального секретаря Союза писателей СССР, депутат Верховного Совета СССР, член ЦК КПСС. Сменилась эпоха, но писатель по-прежнему в фаворе: он – секретарь правления Союза писателей СССР, член Центральной ревизионной комиссии КПСС. Было что-то цельное в облике Симонова, сочетающееся со словами «гражданин» и «государственник», недаром его ценили такие разные руководители государства, как Сталин, Хрущев и Брежнев. Именно эта цельность не позволила ему лавировать при смене политического курса и откреститься от Сталина. Заявив: «Как ни тягостно вспоминать многое из того, что на протяжении тридцати лет было связано в нашей истории с его именем, в то же время попытки выбросить это имя из истории – бессмысленны», – писатель добровольно подверг себя опале.
Константин Михайлович Симонов тщательно изучал трофейные документы, обстоятельно беседовал с маршалами и генералами, вел громадную переписку с воевавшими людьми. Кропотливый сбор материала, помноженный на собственный военный опыт, позволили писателю стать признанным мастером «военной» прозы – в истории советской, да и мировой литературы явлении уникальном. В 1952 году вышел его роман «Товарищи по оружию». Особое место в творческом наследии писателя заняла масштабная трилогия «Живые и мертвые»» (1959—1971 гг.), удостоенная Ленинской премии за 1973 год.
Одновременно Симонов К. М. создавал рассказы, пьесы, стихи, публиковал дневники и критические статьи, цикл повестей «Из записок Лопатина». В 1961 году московский театр «Современник» и Большой Драматический в Ленинграде поставили пьесу Симонова «Четвертый». По сценариям писателя были сняты несколько фильмов. В 1974 году Константину Михайловичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Трудно переоценить вклад Симонова на общественном поприще. Он содействовал возвращению романов Ильфа и Петрова, публикации «Партизанских рассказов» Зощенко, романа Булгакова «Мастер и Маргарита», Хемингуэя «По ком звонит колокол», пьес Миллера и О'Нила, первой повести Кондратьева «Сашка», романов Дудинцева «Не хлебом единым» и Ажаева «Далеко от Москвы», изданию книги Мандельштама в Большой серии «Библиотеки поэта». Писатель ответил на тысячи писем, помог тысячам людей, особенно бывшим фронтовикам, не только в реализации их творческих планов, но и в решении «земных» проблем, связанных со здоровьем, жильем, неполученными наградами.
В конце жизни писатель выпустил роман «Так называемая личная жизнь», двухтомник «Разные дни войны», «Дневники военных лет». Последняя его книга «Глазами человека моего поколения. Размышления о Сталине» была издана в 1988 г. Плотно занимался Симонов кинодокументалистикой. Совместно с Р. Карменом он создал кинодилогию «Шел солдат», «Солдатские мемуары» – о кавалерах трех орденов Славы, телефильмы о Булгакове и Твардовском.
На фоне всех этих событий, особое место в жизни Симонова оставило лето 1941 года, начальный период войны, оборона города Могилева, битва вблизи деревни Буйничи под Могилевом. Здесь проходил передний край обороны.10 июля 1941 года фашисты вплотную подошли к этой линии обороны со стороны Бобруйского шоссе. Здесь занимали оборону воины 388-го стрелкового и 340-го легкоартиллерийского полков, отряд народного ополчения. Организацию обороны здесь возглавил талантливый командир, полковник Кутепов Семён Фёдорович. С утра 11 июля земля вздрогнула от грохота разрывов. Бой 12 июля длился 14 часов и закончился победой защитников Могилёва. В ходе боя было подбито и сожжено 39 немецких танков, бронемашин и около полка пехоты противника. После боя на Буйничское поле прибыли военные корреспонденты К. Симонов и П. Трошкин, которому удалось сфотографировать ещё дымящееся кладбище боевых машин вермахта. Снимки Трошина и очерк К. Симонова «Горячий день» об удивительном мужестве и стойкости защитников города Могилёва опубликовала газета «Известия» 20 июля 1941 года. События героической обороны нашли отражение в романе Симонова «Живые и мёртвые» – прообразом главного героя романа Серпилина послужил полковник Кутепов, в дневнике «Разные дни войны» Симонов возвращается и возвращается к полю сражения за Могилёв. «Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом, но у меня есть кусок земли, который мне вовек не забыть – вот это поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши солдаты в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков и впервые, с начала войны, враг был остановлен» – писал в своём дневнике, летописец Отечественной войны, основоположник Правды о войне 1941—1945 гг Константин Михайлович Симонов. Уже одним этим признанием Могилёв вошёл в историю военной литературы на все времена и поэтому особенно нам дорог, и любим белорусским народом. Писатель своим главным произведением увековечил исторические события Отечественной Войны на Белорусской земле. Мы признательны и благодарны ему за пожизненную любовь к нашей Земле, людям, живущих и здравствующих на ней.
Нам осталась светлая память о Великом человеке, писателе, правдивом военном Летописце героических событий Отечественной Войны во имя жизни на Земле! 12.03.2015
Так, что же случилось…
Очерк
Светлой памяти Писателя Василя Быкова посвящается
Июнь 2003 года выдался тяжёлым в жизни всего белорусского народа – он осиротел на оду Большую жизнь и какую! Не стало на его земле Народного Писателя Василя Быкова.
Сейчас, по прошествии одиннадцати лет памяти, задаю себе вопрос – как же так случилось, что «Высокое» общественное окружение не оградило Писателя от лап оголтелого, так называемого народного фронта, в своей узколобости не понимающего, что творят. Кого они ввязали в свои «наполеоновские планы» борьбы за власть с законно избранным Президентом.
Всемирно известный Писатель, в то время был прежде всего творец, полон сил написать ещё многие интереснейшие повести, рассказы, очерки, воспоминания. Нет, БНФ понадобился его авторитет для свершения своих оппозиционных «дел». Ну и натворили этих «дел», что потом разбежались, как крысы с тонущего корабля. И канули в лето, а В. Быков отошёл от творчества и по своей старческой наивности грезил свободой высказывания, надеждой скорых перемен к «лучшему», дерусификации Беларуссии. И это после фронтового братства, службы в послевоенное время в составе Советской армии, общения с писательской элитой Союза Писателей России. Жаль этого бессмысленного перерождения под обстоятельствами развала СССР, появлением утилитарных «народных фронтов», обещавших всё и вся, играющих на откровенном ложном патриотизме с примесью национализма. Писатель начал критиковать белорусские власти за антинациональную политику в области культуры, направленную на русификацию населения, обвинял их в «лингвоциде» – уничтожении белорусского языка. Но обо всём по порядку.
После развала Союза, для Василя распалась и московская опора писателей – фронтовиков:– Григорий Бакланов, Борис Васильев, Юрий Бондарев. Он осиротел, потерял уверенность в издании своих произведений в российских журналах: «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов». Василь был духовно надломлен, сказался преклонный возраст, по характеру мягкий, добродушный и доверчивый человек. Этим и воспользовался БНФ, в лице Зенона Позняка, завлёк его в свои мутные сети.
Дальше началась совершенно иная жизнь, отличная от прежнего писателя – патриота, он вынужден был проводить линию жизни новоявленных «борцов» за справедливость и правду. А какая она, правда?
Книги Василя Быкова о войне, рассказывающие « всю» неприглядную правду о ней (так называемую «окопную правду»), с трудом пробивавшиеся к людям всех поколений, многих стран Мира, имели особый, огромный вес и цену. Стоит только упомянуть повесть «Мёртвым не больно», впервые опубликованную в журнале «Новый мир» (№1,2 за 1966 год). В ней автор впервые показал жуткую правду войны – рассказывается о том, как группа раненых советских офицеров и командиров зимой 1944 года пыталась в районе города Кировограда (Украина) уйти от преследования врага. Трагическая судьба этой группы обрисована на фоне хаоса и сумятицы в наших частях и усугублена преступными действиями руководящего группой капитана «особиста» Сахно. Он наделён в повести чертами злодея, убийцы. Сахно творит суд и расправу над солдатами и офицерами, пристреливает наших раненых. Повесть призывает к отмщению подобным «особистам».
Василь так описал реальные события, что ЦК КПСС с подачи КГБ СССР так перепугалось эффекта разорвавшееся «бомбы», что издало постановление от 15 апреля 1966 года, которое предписывает:
Учитывая серьёзность ошибки, допущенной редакцией журнала «Новый мир», Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС и Отдел культуры ЦК КПСС поручили редакции газеты «Красная звезда» (т. Макееву) выступить со статьёй о повести В. Быкова «Мёртвым не больно», а Правлению Союза писателей рекомендовано укрепить редакцию квалифицированными работниками.
Так укрепили кадрами, что вскоре А. Т. Твардовский был снят с должности главного редактора журнала «Новый мир», вместе с ним для солидарности ушли его главные литераторы. Об этих событиях хорошо написал Алексей Кондратович, в своей редчайшей книге «Новомирский дневник 1967—1970г». Когда меня начинает тошнить от современной «классической литературы» с удовольствием перечитываю этот дневник, освежает, мозги ставит на место, советую, кто мучается аналогичным восприятием «всего нового и передового».
Александру Трифановичу не простили публикаций «Одного дня Ивана Денисовича» в октябре месяце 1962 года А. И. Солженицына и «Мёртвым не больно» Василя Быкова в январе-феврале 1966 года. Последняя вышла в свет отдельной книгой, после публикации в журнале, только через 23 года, то есть в 1989 году, да и то с большим изъятием текста. Только сейчас готовится издание в первоначальной редакции. Спасибо цензуре, достойно отметила юбилей Писателя.
Не зря Твардовскому к 100-летию со дня рождения поставили красивейший памятник, во весь рост, в Москве, спасибо Россия, что чтишь своих выдающихся творцов, а вот в Белоруссии, что-то пока не получается чтить. В этом году 19 июня исполнилось 90 лет со дня рождения и 11 лет со дня смерти Василя Быкова. Можно было бы, для начала, назвать улицы его именем в Минске и Гродно, где проживал Писатель. Будим готовиться к 100-летнему юбилею, поставим на лобном месте достойный памятник Василю, как в Красноярске увековечили своего знаменитого писателя-фронтовика В.П.Астафьева, правильно предлагаю? Давайте публично обсудим это эпохальное событие, создадим фонд строительства памятника, да и начнём собирать народные гроши, чтобы не обанкротить наше богатое Государство, правильно говорю?
Спасибо Высокому руководству Белоруссии, что наконец-то открыли 19 июня 2014 года музей-дачу Василя Быкова в Ждановичах. Подвижки по увековечению начались, так давайте продолжим в предложенном направлении. Народ откликнется на наш призыв, соберём нужные средства! Кто вхож в редакции издательств Белоруссии, напишите об этом, оповестите народ, я начинающий писатель и вещать с высокой колокольни пока не могу.
Твардовский очень высоко ценил произведения В. Быкова, прочитав «Круглянский мост», cказал автору повести: «Вы подметили и уловили главное в своём произведении, что волнует литературу с давних пор и, может быть, особенно остро со времён Ф. М. Достоевского: чего стоит счастье и что это за счастье, если оно достигается смертью мальчика, ребёнка. Знаменитый вопрос Мити Карамазова…».
Читая Быкова, нам сразу бросается в глаза его связь с художественной традицией Ф. М. Достоевского. Писатель, чтобы проникнуть в причины общественного неустройства, в глубины души человеческой, объяснить её возможности и внутренние ресурсы, тоже ставит своих героев в положения, которые классик называл «почти фантастическими и исключительными», вызывающими их высочайший взлёт, либо глубочайшее нравственное падение. Это происходит на протяжении трагедии всего двадцатого века, событий, свидетелем которых был Василь Быков и мастерски перенёс их на страницы своих произведений.
На вопрос, почему он пишет практически только о войне, Василь Быков ответил: «Потому, что прошедшая война всеобъемлюща, там всему было место. Во время войны, как никогда ни до, ни после неё, обнаруживалась важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев».
Он перевёл стрелки с безликой массы народ на отдельного человека, поэтому мы хорошо запоминаем суть произведения по судьбам выписанных людей. В этом его новаторство. Повесть «Сотников» одна из лучших о войне, в этом велик и бессмертен Василь Быков!
Лариса Шапитько, так рано ушедшая от нас, достоверно экранизировала эту повесть в фильме «Восхождение». Помню, впервые после его просмотра, вышел из кинотеатра обессилевшим от жалости к герою, с подавленным чувством трагизма войны, ещё мало нами познанного, воспринятого послевоенном поколением.
Вот, что пишет сам автор: «Мои книги часто попадают в театр или экранизируются… Я думаю, более удачна экранная версия „Сотникова“…Работу Шапитько характеризует прежде всего психологическая проницательность. Она не столько записала историю характеров, как она была в моей повести, но углубила драматизм характеров и ситуаций».
C первой публикацией повести «Мертвым не больно» в 1965 году в журнале «Молодость» Белоруссии, а в 1966 году в Москве, началась дикая травля и преследование Писателя, фактически, продолжавшаяся до конца его дней. Эта волна то утихала, то поднималась с новой силой. Конфликты с цензурой начались с первых произведений автора, всякая правда встречалась в штыки, она всегда не удобна для власть имущих.
…«если бы наша литература развивалась так, как ей полагалось бы развиваться в условиях цивилизованного, истинно демократического общества на основе единственно возможной для неё ценности – масштаба личности и таланта. Увы! Талант, как это у нас повелось с некоторых (впрочем, весьма давних) пор, – не гарант признания, а чаще причина и повод для поношения, побивания камнями». – эти слова Василя Быкова относятся к скончавшемуся писателю Виктору Некрасову.
Высказанное, в полной мере, относится и к Василию Владимировичу. Пророческие слова! Правда, Быкова не исключали из партии как Некрасова, он был беспартийным (слава тебе Господи!), не лишали гражданства, потому, что времена изменились, но вытолкнули за границу нашего молодого, преуспевающего, европейского государства, где он переезжал из страны в страну по приглашению ПЕН-центров европейских государств, проникнутых заботой о Всемирно известном писателе, больном, нуждающемся в квалифицированном лечении. И такая помощь, человеку преклонного возраста, ветерану Отечественной Войны, освободителю Европы, была оказана! Вначале пригласил ПЕН-центр Финляндии, где он жил в окрестностях Хельсинки, затем, получив приглашение, переехал в Германию, а затем в Чехию. В переезде ему активно помогала канцелярия чешского президента и лично Президент Вацлав Гавел. Есть же на Свете добрые, знающие, понимающие старческий возраст люди! А куда делись, наши, отечественные, понимающие возраст, Высокие общественные инстанции? Где в это время был Союз писателей Белоруссии, его руководство, что оно сделало в защиту и помощи Писателю!? Ведь Василия Владимировича не исключали из Союза писателей! Это, что за маразм перед лицом всей честной Европы!? И не стыдно!? И вы после этого вещаете гуманизм в своих «произведениях», проповедуете нравственность, чувство гражданского долга? Вы чем вообще занимаетесь, что—то вас не слышно и не видно? Вы когда последний раз «выходили» в народ и беседовали с ним? Вы о чём пишите и пишите ли вообще, или исписались и сидите, почиваете на лаврах?