Книга Продавец парадигмы - читать онлайн бесплатно, автор Антон Игоревич Абрамов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Продавец парадигмы
Продавец парадигмы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Продавец парадигмы

ПЕРЕМЕНЫ

Если человек подошел к зеркалу,

готовый измениться,

значит, он уже изменился.

Сенека – древнеримский философ и писатель

ЗОНА КОМФОРТА

Сопротивление переменам, со стороны человеческого мышления, очень похоже на сопротивление движению. Инерция покоя весьма значительна, и человеческое мышление очень трудно сдвинуть с мёртвой точки. В психологии есть такое понятие как «Зона комфорта». Это некое пространство, привычное человеку, его среда обитания. Причём там вовсе не обязательно должно быть хорошо и уютно, напротив, иногда, там, совсем не комфортно, но обитающий там человек привык!

«Привычка свыше нам дана, замена счастию она». То есть, если счастья нет, и не предвидится, то лучше привыкай! И несмотря на то, что слова классика звучат как издевательство, он был абсолютно прав. Привычка выступает неким «счастье – заменителем» для миллионов людей. Это, как в том анекдоте, где мясник режет барашка, а соседский мальчик со слезами на глазах наблюдает картину убийства. Чтобы его утешить, мясник улыбается и говорит: «Не плачь, малчик, это жэ барашка. Им нэ больно, оны прывыкли»…

Но если отложить шутки в сторону, то нужно признать, что притяжение «Зоны комфорта», очень велико. Человеку вообще свойственно стремление любой ценой сохранить то, что есть. Ведь в любых переменах, даже самых необходимых и самых желанных, всегда содержится определённый элемент хаоса и дискомфорта. Перемены приносят моральные страдания, и перед лицом неопределённости человека охватывает страх. Ведь перемены – это всегда выход за рамки нашего опыта, и что нас там ожидает, неизвестно. И раз мы не знаем – следовательно, боимся. Нежелание людей менять что-либо, прекрасно сформулировал 28-й президент США Вудро Вильсон, когда сказал: «Хочешь нажить врагов? Попробуй что-нибудь изменить»!

Даже те, кому нечего терять, кроме собственных цепей, спустившись с революционных баррикад, начинают с тревогой оглядываться по сторонам, задавая себе вопрос, – а что же будет дальше? Действительно ли, тот, кто был ничем, станет всем, или нас ждёт просто более изощрённая форма эксплуатации? А может всё случиться как в той присказке, мол: «Кому ветер перемен, а кому вихри враждебные»! А между тем, история, убедительно показывает, что эти сомнения вовсе не беспочвенны. «Задули ветры перемен, и нас опять надули»!

Однако нужно признать, что та же самая история, учит нас, что перемены – это всегда возможности. Причем чем сильнее перемены, тем шире горизонт возможностей. Однако, эмоциональная привязанность к тому, что имеем, мешает увидеть перспективы, открывающиеся в период перемен, и воспользоваться ими. Синица в руке, становится ценнее и больше журавля в небе. И если не отрывать взгляда от руки, сжимающий синицу, рано или поздно она заслонит весь горизонт.

СТАТУСНАЯ КАТАСТРОФА

Есть ещё один важный фактор, который побуждает человека сохранять неизменной, свою, стремительно устаревающею парадигму. Это напрямую связанно с осознанием собственного статуса, самоидентификацией и самооценкой. Для полноценной жизни человеку необходимо ощущать свою важность, значительность, быть кем-то. Почёт и уважение, признание друзей и коллег, ради этих, в общем-то, нематериальных вещей, человек готов пойти на многое. Титулы и звания – это очень важные вещи, недаром человечество тысячелетиями их использует. Ими гордятся, их передают по наследству.

Статусные тонкости строго регламентированы для любой парадоксальной модели. Ведь именно существующая парадигма задаёт параметры статусности. И если в результате резких перемен все титулы и звания обесцениваются, наступает то, что я называю – «Статусной катастрофой». Это когда вчера, человек был «Кем-то», но вдруг, неожиданно, стал «Ни кем». Вчера, это был уважаемый член общества, а сегодня он: «Есть «Никто», звать «Никак», и родом «Ниоткуда»!

Однако нет худа без добра, и «Статусная катастрофа» может стать тем пинком, который толкает к переменам. Если человек проснулся и понял, что его статус обесценился, это серьёзный повод задуматься над происходящим. Ему нечего терять, и это уменьшает страх и упрощает принятие перемен, и как следствие – смену парадигмы. Статусный невроз является мощным стрессом, после которого, легче решиться на действия. В противном случае невроз, плавно переходит в хроническую статусную истерию.

Её симптомы всем известны. Человек всё время повторяет одно и то же: «Жизнь проходит мимо, всё в прошлом, времена меняются только к худшему» … Находиться рядом с такими людьми больше часа, уже тяжело, а жить под одной крышей – мучительно. Ведь те, кто живет апологией прошлого и критикой настоящего, по большому счёту, сами отказываются от будущего и автоматически расписываются в собственном поражении.

С точки зрения такого человека – мир безнадёжно портится, становясь всё враждебнее, все агрессивнее. Мир плохой, а мы хорошие. Мир меняет правила игры, но мы не поддадимся! Мы будем защищаться до последней капли крови! Строить стены, заборы, баррикады. Отгораживаться от тлетворного влияния, а для утешения, ностальгировать по старым добрым временам.

Так смотрит на мир гарнизон обречённой крепости, заняв круговую оборону. Это взгляд изнутри, очень драматичный, очень эмоциональный, и абсолютно непродуктивный. Ведь ни о какой объективной оценки внешней ситуации не может быть и речи. Глядя на таких людей, ощущаешь себя зрителем в театре абсурда. Люди хотят процветания при капитализме, но не желают отказываться от постсоветского менталитета. В новые времена, они хотят новых результатов, применяя старые принципы и подходы. Казалось бы, полный бред, но так мыслят миллионы, тихо сожалея о старых добрых временах. Жестокое несовпадение мышления и реальности рождает ностальгию. На эстраде – ностальгия, это ходовой товар. В искусстве, от живописи до музыки, это одно из самых кассовых направлений. Но, что на эстраде хорошо, то в экономике – смерть! И если перенести светлые ностальгические чувства на мир финансов, то это приведёт прямиком к банкротству.

Почти три тысячи лет назад, мудрый Соломон прекрасно высказался на эту тему: «Не говори: Отчего это прежние дни, были лучше нынешних? потому что, не от мудрости ты спрашиваешь об этом». Книга Екклесиаста, 7 глава 10-й стих. Итак, мы сталкиваемся с интересным парадоксом. С одной стороны, с точки зрения человека – окружающий мир испорчен, надо обороняться. Это как бы взгляд изнутри. А с другой стороны, с точки зрения окружающего мира – парадигмы человека устарели, нужно меняться. И это как бы взгляд снаружи. Обе позиции имеют право на существование, но давайте подумаем, кто из этих двоих выиграет от перемен?

УСКОРЕНИЕ ПЕРЕМЕН

У фундаментальных перемен есть ещё одно интересное свойство – перемены происходят всё быстрее и быстрее. Раньше, для того чтобы произошла технологическая революция, должны были пройти столетия. Сегодня, картина мира, успевает измениться, несколько раз за жизнь одного поколения. Для примера возьмём такой простой процесс как технологии связи. С античных времён до средневековья включительно, самым прогрессивным средством связи был гонец на лошади. И он скакал с одинаковой скоростью, как по Римской империи, так и по царской России. Проходили века, но, ни каких перемен в этой технологии не наблюдалось.

Однако к концу девятнадцатого столетия появляется телеграф, а позже приходят телефон и радиосвязь. А к концу двадцатого века к этому прибавляется сотовая связь и мобильный интернет. Причем каждое последующее изобретение, внедрялось быстрее предыдущего, неумолимо демонстрируя общую закономерность – скорость прихода изменений неумолимо возрастает. Обычному, проводному телефону, понадобилось чуть меньше пятидесяти лет, для того чтобы прийти в каждый европейский дом. А вот сотовой связи понадобилось очень немного времени – меньше десяти лет. Сегодня, когда я пишу эти строки, у моего сына, младшего школьника, есть сотовый телефон. А ведь я прекрасно помню, как 15 лет назад, в начале девяностых, мобильный телефон был роскошью, и стоил дороже, чем подержанный автомобиль.

В компьютерных технологиях это видно ещё отчётливее. Там существует очень изящно сформулированный «Закон Мура», который гласит: «Раз в два года, мощность компьютерного процессора увеличивается вдвое». Сегодня, когда я пишу эти строки, на моём мобильном телефоне объем памяти в шестнадцать раз больше, чем на моём первом компьютере. А прошло всего лишь каких-то десять лет! Как видите, скорость прихода перемен нарастает с каждым годом.

Алан Шугарт, председатель правления Seagate Technology Inc. высказался об этом очень точно, он сказал: «Иногда мне кажется, что придет день, когда утром мы будем представлять новое изделие, а вечером будем снимать его с производства». Возможно, этот день настанет гораздо раньше, чем мы думаем. Итак, фундаментальные изменения происходят всё быстрее, заставляя человека реагировать и приспосабливаться, тем самым выигрывая от перемен. Либо ретироваться, проклиная перемены и занимая круговую оборону. Тем самым, пополняя ряды тех, кто отказывается от новых возможностей, ностальгируя по старым добрым временам.

БИТВА МАРКЕТИНГОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Сегодня можно уверенно утверждать, что в экономике окончательно произошла смена эпох: индустриальная эпоха закончилась и началась эпоха информационная. Произошел значительный перенос акцентов с производства товаров на оказание услуг, а что еще более важно, главной задачей стало не производство товара, а выработка действенной стратегии продаж. Сегодня, главное не произвести, главное продать. В девятнадцатом веке главным для бизнеса, было произвести качественную продукцию, а над стратегиями продажи никто особо не ломал голову. В то время, самым важным были стоимость, технология и производство – маркетинг не был так сложен. Пути распространения были просты и незамысловаты. А качественный товар, по выгодной цене, как говориться, продавал себя сам.

Но сегодня, в эру изобилия, десятки производителей производят практически одинаковые товары, после чего именно маркетинговая стратегия назначает им цену, позиционируя их как массовые или престижные, молодёжные или консервативные. Другими словами, в информационную эпоху решающее значение имеет не производство товара, и даже не соотношение цены и качества, а маркетинговая система, которая его продаёт.

Позволю себе простейший пример. В семидесятые годы, когда в Америке разразился энергетический кризис, американцы начали массово пересаживаться на японские малолитражки. Патриоты американского автопрома, проклинали японцев и клеили на бамперы своих пикапов наклейки: «Хочешь распродать Америку – купи японскую машину». Американская автопромышленность всё глубже погружалась в пучину кризиса, и правительству пришлось вмешаться в ситуацию, вводя заградительные пошлины.

Но хитрые японцы быстро решили проблему. Они просто построили заводы на территории США. Переселившись в Америку, Тойота превратилась в Лексус, Нисан в Инфинити, а Хонда стала Акурой. Они использовали, и продолжают использовать одинаковые технологии и материалы, как в Японии, так и в США. Однако Лексус стоит гораздо дороже, чем Тойота, как в Америке, так и в России, а тысячи американцев и не догадываются, что Инфинити имеет отношение к Нисану. Ведь в их глазах: Инфинити – это крутая американская тачка, а Нисан – японский ширпотреб. По факту, или с технической точки зрения, это почти одинаковые машины, их разделяет лишь незначительная разница в дизайне и комплектации.

Но маркетинговая система продаёт не факт, а миф. И в соответствии с мифом, Лексус – это престижно и круто, и поэтому стоит, гораздо дороже такой же Тойоты. Тысячи товаров почти одинаковы по своим свойствам, однако одни – это «Бренд» с большой буквы, а другие «Не Брэнд». И внимая рекламе, потребитель платит совершенно материальные деньги, за абсолютно нематериальные свойства товара.

Сегодня, в информационную эпоху, значение пиара, рекламы, другими словами информационной поддержки, возрастают тысячекратно. При этом эффективность прямой, особенно телевизионной рекламы падает, и производителям приходится прибегать к самым разным методам привлечения и удержания потребителя, включая его участие в прибыли.

Поэтому сейчас идёт не война технологий, и даже не война цен, идёт битва маркетинговых концепций продающих продукт или товар. И в конечном итоге побеждает тот, чья маркетинговая политика более эффективна. Поэтому тем, кто ещё не решил, как позиционировать себя на рынке труда, или в какой сфере начать свой собственный бизнес, следует повнимательнее присмотреться к этой многомиллиардной системе распределения. Занятым в этой сфере, всегда хватит на булку с маслом, а возможно даже на бутерброд с икрой.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги