Книга Образование за границей. Полное руководство - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Викторович Сулимов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Образование за границей. Полное руководство
Образование за границей. Полное руководство
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Образование за границей. Полное руководство

Например, название Warwick University, где я проходил курс электронной коммерции, в Беларуси мало кто знает. А именно он один из лидеров в этой области. И чтобы туда попасть, нужно было просто понимать, какие знания тебе нужнее всего, и внимательно искать информацию.

Как же пройти отбор в зарубежный университет? В каждом вузе и для каждого этапа обучения – свои особые требования, о которых я расскажу дальше. Но практически всегда аргументами в пользу поступающего становятся хорошие и отличные оценки в аттестате, документы, свидетельствующие о любых признанных профессионалами успехах, и просто подтверждения активной жизненной позиции. Победы в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и предметных олимпиадах, участие в волонтерском движении… В общем, в старших классах важно проводить время с пользой, стремиться узнавать мир с разных сторон – и мир обязательно на это отзовется.

Я очень рад, что еще в школе включился в дебатное движение, был президентом школьного дебат-клуба. Возможно, и этот факт через много лет помог мне трижды выигрывать стипендии для обучения в магистратуре за рубежом. А, кроме того, любые сообщества, где нужно высказываться публично, аргументировать свою позицию, очень развивают в социальном плане.

Повезло мне в юные годы побывать и в детских лагерях за границей – это тоже стало толчком к дальнейшему расширению горизонтов. Наблюдая настоящую рыночную экономику изнутри, я очень хотел узнать от профессионалов, как она устроена. В конце концов мое намерение осуществилось в магистратуре в США, а потом в Великобритании.


Вручение диплома MBA в Minnesota State University, Mankato


К десятому классу желательно уже выбрать, куда ехать за знаниями. Это определит порядок дальнейших действий. В большинстве стран Европы поступающему перед приемом на бакалавриат придется так или иначе компенсировать академическую разницу – несоответствие длительности обучения у себя на родине и в выбранной стране. В Великобритании эта проблема решается только дополнительным обучением на программах подготовки к выпускным школьным экзаменам A-level или International Baccalaureate. В США примут и отечественный аттестат, если вы подтвердите знание языка и хорошо сдадите американский тест общих учебных навыков SAT. В Чехии можно легализовать (нострифицировать) белорусский, русский, украинский аттестат, правильно оформив бумаги и сдав несколько несложных экзаменов по тем школьным предметам, часов занятий по которым дома было недостаточно. В любом случае нужно заранее знать, к чему готовиться.

Тогда же, пока ребенок учится в десятом классе, пора задумываться, как оплатить обучение в вузе. Семьям со среднестатистическими доходами вряд ли можно рассчитывать только на личные накопления. А вот шанс выиграть стипендию, которая компенсирует не только плату за обучение, но и проживание в чужой стране, не такой уж маленький. Важно выбрать нужные фонды и аргументированно донести до них потребность в образовании. А еще узнать, предоставляет ли сам университет стипендии мотивированным студентам – такое тоже бывает часто. Наконец, есть специализированные программы, финансируемые правительствами принимающих стран – например программа китайского Института Конфуция для желающих изучать, а затем преподавать китайский язык.

Как и большинство планов, план поступления в выбранный университет может осуществиться не с первого раза. Но и это не повод опускать руки! Если вам не удалось компенсировать академическую разницу своими силами, можно все же выбрать подготовительные курсы (например, наши партнеры в Чехии очень успешно готовят к нострификации аттестатов и к поступлению, причем, если абитуриент дома уже выучил чешский хотя бы на среднем уровне, курсы занимают всего полгода). Для многих стран подойдет и еще более бюджетный вариант: окончить два курса вуза или колледж у себя на родине, чем и заслужить право поступать в западный университет сразу, не компенсируя годы школьного этапа.

У студентов, получающих высшее образование на родине, тоже есть немало возможностей приобщиться к мировому образовательному процессу. Во-первых, та же учеба по обмену, которая в данном случае организована самими вузами и не требует серьезных денежных вложений. Во-вторых, летние школы при зарубежных университетах, где тоже можно начать исследовать международное образовательное пространство. В-третьих, волонтерские проекты, которые тоже могут иметь образовательный уклон.

Окно возможностей не закрывается и после окончания университета дома. Для некоторых оно как раз открывается только на этапе магистратуры. Да, делать первые шаги после учебы только на родине будет сложнее, но многие с этим справились. Я и сам, как и большинство людей моего поколения, начинал именно с магистратуры. Прошел три программы в университетах разных стран и останавливаться не намерен.

Итак, если у вашей семьи нет финансовых возможностей олигархов, а у самого абитуриента – сверхспособностей гения, это не значит, что вы не можете воспользоваться благами мирового рынка образования. Вероятно, простая связка «Итон + Оксфорд» в вашем случае не сработает. Но при некоторых усилиях родителей многие преимущества элитной школы-пансиона ребенок получает из других источников.

• Широкий кругозор и полезные связи нарабатывает в международных лагерях и на программах обмена. Поэтому перед отъездом в вуз уже уверен, что найдет общий язык с однокурсниками.

• Иностранный язык осваивает на очных курсах у себя дома или дистанционных образовательных программах, разговорную практику получает в летних языковых школах. Еще до поступления успешно сдает официальный языковой тест.

• Пробует разные сферы деятельности во внешкольных клубах по интересам и в волонтерских программах, там же собирая портфолио для поступления. Благодаря этому четко определяется с желаемой профессией.

• Ликвидирует академическую разницу на подготовительных курсах или с помощью экзаменов.

• Получает средства для учебы, запрашивая стипендии.

• Если на каком-то этапе маршрута случился сбой, реализует свои намерения на следующем, уже поступив в отечественный вуз или даже его окончив.

Для каждого из этих этапов возможны варианты. Например, двери любого западного вуза легко откроются для высококлассного спортсмена: не нужно собирать портфолио с достижениями тому, у кого есть медаль мирового первенства по любому из олимпийских видов спорта. Кто-то обходится без языковых лагерей и школ, выбирая обучение на близкородственном языке. Кто-то не обращается за стипендией, а находит программу с бесплатным или очень недорогим обучением, берет кредит на первый год проживания, а на дальнейшее зарабатывает на месте.

Я не знаю, можно ли назвать все эти варианты личных образовательных маршрутов идеальными. С одной стороны, наследным принцам хлопотать приходится меньше. С другой стороны, и у элитных закрытых школ есть критики: детям не очень общительным, замкнутым, не склонным к конкуренции там порой приходится несладко.

Важнее, мне кажется, чтобы образовательный маршрут оптимально соответствовал вашим способностям, возможностям и желаниям. И значит – был лучшим для вас.

Чему не научат дома?

Мы убедились: построить подходящую образовательную траекторию, используя возможности мирового рынка образования, может любой дееспособный человек. Хотя делают это далеко не все. И я не говорю о людях, лишенных всяких карьерных амбиций. Как я убедился, некоторые не догадываются о перспективах, открываемых международным образованием. Другим же мешают рискнуть стереотипные взгляды на образование за рубежом.

А ведь перспективы действительно впечатляющие! Начнем с базового – материального благосостояния. Многочисленные исследования показывают, что уровень зарплат выпускников, получивших образование за рубежом, выше, чем у тех, кто учился дома, и трудоустраиваются они быстрее5. При этом чем выше мировой рейтинг университета, тем выше и отрыв по зарплате6.

Второе (а для кого-то и первое по значимости) – разнообразие профессионального выбора, возможность заниматься работой мечты сразу после выпуска.

На российском портале федеральных государственных образовательных стандартов дан перечень специализаций, по которым ведут подготовку университеты страны. В перечне – около 450 программ, которые преподаются в российских вузах и должны охватить все сферы человеческой деятельности7. В Беларуси, Украине или Узбекистане этот список будет еще меньшим.

А теперь откроем другую базу данных – Classification of Instructional Programs (CIP) на сайте Национального центра статистики образования (NCES) США8. В ней, по данным на 2000 г., – 2847 записей, и большинство составляют именно программы подготовки на базе высшего образования.

Разница еще более очевидна, если рассмотреть подготовку для конкретных областей деятельности. Возьмем, например, медицину. В российской базе данных – всего десять направлений обучения: лечебное дело, медико-профилактическое дело, общественное здравоохранение, биофизика, биохимия, педиатрия, сестринское дело, стоматология и фармация. До поступления в вуз можно выбрать совсем немного вариантов: быть врачом для взрослых или детей, фармацевтом, дантистом, санитарным врачом, «медицинским программистом», врачом-лаборантом или медсестрой высшей квалификации. Да, прямо в вузе возможна дальнейшая специализация (например, стать хирургом или терапевтом), но перспективы ее в момент поступления туманны, и вариантов выбора все равно не слишком много.

А вот записи из CIP, показывающие возможности обучения только по одной узкой специализации – диетологии: медицинский диетолог (тот, кто специализируется на лечебных диетах), диетолог (это тот, кто разрабатывает диеты и для больных, и для здоровых), ассистент по диетологии и технический специалист по диетологии (они помогают сертифицированным диетологам), специалист по питанию (это тот, кто знает все о связи здоровья и питания и может консультировать по этим вопросам, не ограничиваясь составлением диет). В России же, как и в Беларуси, учиться на диетолога вообще не предлагает ни один вуз: эту специализацию можно приобрести после выпуска из мединститута, приложив много усилий для повышения квалификации.

Зарубежное образование не только позволяет получить диплом с необычной записью, но и дает больше реальной практики во время обучения. Если вуз предлагает, например, инженерную специализацию в области «энергии ветра» (реальная учебная программа в бакалавриате Университета Техаса), то среди преподавателей будут инженеры, непосредственно создававшие ветрогенераторы и ветряные электростанции. И курсовой проект студент будет делать по использованию энергии ветра и, скорее всего, даже воплотит его в жизнь прямо в штате Техас. Если же студент выбрал курс фундаментальных наук, то обязательно поработает в университетских исследовательских лабораториях. Ведь любой профессор американского вуза – это еще и действующий ученый, а не просто преподаватель.

Во многих западных вузах можно получить диплом на стыке предметных областей. Например, объединить инженерное дело с коммерцией, нацелившись на создание своего высокотехнологичного бизнеса. Или изучать одновременно актерское и писательское мастерство, начиная карьеру стендап-комика. Трудно стать лучшим специалистом в области, давно известной в мире, – будь то пластический хирург или специалист по продажам. А вот если одновременно изучить продажи и, например, создание систем видеонаблюдения, то стать лучшим в мире экспертом по поставкам систем видеонаблюдения вполне реально.

Есть ли смысл в зарубежном образовании на программах, аналоги которых можно найти и в отечественных вузах? Несомненно. Ведь кроме содержания важно и качество академической подготовки, и благотворное воздействие постоянной межкультурной коммуникации.

В западном рекрутменте есть обязательное требование diversity, многообразия – привлечения в команду людей разного пола, возраста, национальностей. Опытные менеджеры понимают, что именно разнообразие жизненного опыта сотрудников дает толчок развитию компании. А отправляясь на обучение в другую страну, получая образование в интернациональной среде, вы по умолчанию испытываете благотворное влияние diversity.

В том, что это работает, я тоже убедился на личном опыте. После каждой из трех пройденных мною магистерских программ происходил качественный скачок в нашем бизнесе.

Когда-то мы с моим партнером по образовательному центру «Лидер» начинали с проведения компьютерных курсов для взрослых. И, выбрав удачное для своего времени направление обучения, долгое время не расширяли эту нишу. После моего первого путешествия за знаниями в Москву, на совместную программу Университета Манчестера и Академии народного хозяйства при правительстве России, – наконец, рискнули завести и курсы других тематик: стали готовить бухгалтеров, инспекторов по кадрам, затем открыли Школу красоты. Это сразу увеличило масштабы бизнеса и нашу прибыль.


Уже развивая многопрофильный центр «Лидер», мы работали в Гомеле и области, почему-то опасаясь покорять столицу. Перелом произошел в 2007 г., когда я выиграл стипендию Muskie и поехал учиться в Minnesota State University.

После моего возвращения наш центр стал проводить образовательные курсы во всех регионах Беларуси, включая столицу.

Третью программу я проходил в Великобритании, в Warwick University. Получил диплом магистра в управлении электронным бизнесом. Когда ехал на учебу, надеялся только улучшить продвижение наших дистанционных курсов. Но получилось после обучения гораздо больше: мы вышли на мировой рынок. Образовательное агентство BookYourStudy и международный сервис онлайн-заказа обучения можно считать одним из результатов моей учебы.

Хочу обратить внимание еще на один момент, подтвержденный моим опытом. Есть расхожее мнение, что учиться за рубеж едут только потенциальные эмигранты. Либо ты патриот, либо международный студент – третьего не дано. И собираясь в зарубежный университет, можешь забыть о друзьях детства, первых учителях, милых сердцу ландшафтах.

На самом деле все может быть наоборот. Отучившись за рубежом, граждане привозят к себе на родину новые технологии, широкий кругозор, готовность развивать науку и технику и формировать более справедливое общество. Почти каждый народ в СНГ может вспомнить соотечественника, который подтолкнул развитие своей страны после обучения за рубежом. Для белорусов это Франциск Скорина, учившийся в Польше и Италии и напечатавший первую белорусскую книгу в Праге. Для россиян первым реформатором, принесшим в Отечество достижения западной цивилизации, стал царь Петр I: он не учился в зарубежных университетах, но его Великое посольство 1697—1698 гг. сегодня вполне можно было бы назвать учебным визитом с посещением образовательных курсов. А в зарубежные университеты на учебу и стажировки выезжали в юности выдающиеся российские ученые – Михаил Ломоносов, Николай Пирогов, Иван Сеченов, Дмитрий Менделеев… Казахское общество прямо сейчас испытывает на себе преимущества зарубежного образования: два министра в казахском правительстве (министр труда и соцзащиты Мадина Абылкасымова и министр национальной экономики Тимур Сулейменов), несколько акимов (руководителей местной власти) до своего назначения на должности окончили магистратуру в престижных западных университетах с помощью национальной стипендии Болашак.

Конечно, после учебы за рубежом перед выпускником открывается и эта возможность – остаться работать и жить в другой стране. Но такой выбор вовсе не предопределен. Если у недавнего студента есть лидерский потенциал, то, общаясь с земляками, он, скорее всего, заметит, что возможностей для бизнеса или значимых общественных инициатив на родине больше, чем на Западе. А полученные знания помогут ими воспользоваться. Я считаю, что и правительствам стран с переходной экономикой стоит заботиться о том, чтобы потенциал выпускников западных вузов находил применение на родине. От такого государственного подхода выиграют все соотечественники!

Ну и еще одна, на первый взгляд, мелочь, которая делает обучение за границей важным даже для тех, кто специализируется в очень локальной области знаний. Свободный английский. Ведь любые исследования, в том числе на местном материале, выигрывают, если ученый использует данные мировой науки, активно общается в профессиональной среде. И без иностранных языков здесь тоже не обойтись.

У меня лично не было слишком комфортных условий для овладения английским. На родине учился в обычной средней школе, затем в университете областного масштаба. В общем, когда впервые выехал работать по программе Work and Travel, понимал американцев очень приблизительно. Трудно было и на первых лекциях английских профессоров в Москве. А вот магистратура в США все изменила. Сегодня я каждый год выезжаю на 10—15 международных конференций, где мои собеседники демонстрируют все известные миру акценты – и никаких затруднений в общении не испытываю.

Кем быть?

Захватывающие перспективы, которые открывает образование за рубежом, сами по себе не ответят на вопрос: «Куда пойти учиться?» Начиная выстраивать свою профессиональную судьбу, важно хотя бы приблизительно представлять, куда хочешь попасть. Без видения будущего профессионального пути сама задача выбора зарубежного университета может казаться сомнительной. Да и не только зарубежного…

Мне лично с проблемой выбора профессии столкнуться не пришлось. Я хотел заниматься бизнесом с юных лет, что и предопределило мой образовательный маршрут. Но обойти эту тему не могу, ведь для клиентов она крайне важна. Поэтому обратился к соседям по рынку – специалистам, работающим в сфере профессионального консультирования и коучинга. Собрав информацию, проведя интервью, понял: проблема встречается часто, игнорировать ее небезопасно, но, к счастью, она решаема.

Перед вами пять самых частых вопросов, которыми задаются будущие абитуриенты и их родители, когда задумываются о профессиональном самоопределении. И те ответы, которые я могу сегодня на них дать. За помощь хочется особенно поблагодарить Наталью Шеину, руководителя минского Центра комфортного общения, автора обучающего курса «Выбор профессии и учебного заведения».


1. К какому возрасту ребенок достаточно зрел для того, чтобы сделать осознанный профессиональный выбор?

Общего стандарта профессионального самоопределения нет, но волноваться родители обычно начинают, если ребенку 15—17 лет, а он еще ничего не решил.

17 лет – это уже действительно поздновато для начала размышлений, а вот в 15—16, то есть в девятом-десятом классе, времени для профориентации еще может хватить.


2. Почему детям так трудно решить, кем они хотят быть? Как родители могут помочь им преодолеть эти трудности?

Есть три основные причины затруднений, и внутри каждой – еще много индивидуальных вариаций.

1. Незнание реального мира профессий и сфер деятельности. Позаботиться о том, чтобы ребенок знал, как устроена реальная взрослая жизнь, именно родители и должны. Причем начинать делать это стоит не в старших классах, а гораздо раньше – сразу как ребенок начинает говорить и задавать вопросы. С детства он должен понимать, откуда берутся в семье деньги, как люди их зарабатывают, как занимают то или иное место в профессиональном мире. Должен видеть, что в банке можно работать простым кассиром, а можно – финансистом. Знать, что в каждой сфере деятельности, например во взлетевшей сегодня сфере IT, есть множество направлений самореализации. Познавая мир профессий, ребенок ответит на один из трех вопросов классической триады профессионального выбора: что от меня нужно миру?

2. Противоречивые желания. Кроме того, чего хочет мир от человека, нужно понимать, чего хочешь ты сам и что можешь дать миру объективно, используя свои таланты и навыки. Но бывает, например, что хочется и материального благосостояния, и той работы, которая считается малооплачиваемой.

В случае такого конфликта можно задуматься о помощи консультанта, который научит ребенка ставить цели, планировать их достижение и следовать плану. Тогда будущий абитуриент поймет и прочувствует, что, например, между его желанием работать с детьми и не менее сильным желанием зарабатывать на достойный уровень жизни нет неразрешимых противоречий. Карьеру педагога можно строить не только по образцу учительницы в отечественной провинциальной школе, но и по примеру директора частной гимназии. Да и просто учить детей можно не только у себя на родине. Консультант донесет до ребенка возможность материального благополучия в интересующей сфере деятельности и покажет, как вместе с педагогическими развивать предпринимательские компетенции.

3. Конфликт между собственными стремлениями ребенка и семейными традициями. Мнение родителей всегда значимо для детей, даже если последние сопротивляются. Если такой конфликт возник, но у родителей есть искреннее желание, чтобы у их детей была счастливая профессиональная судьба, – консультант поможет найти общий язык. Когда конфликтующие интересы примиряются, сделать выбор легче.


3. Что делать, если ребенок мечтает о профессии, к которой у него нет ярких способностей?

Очень немногие профессии действительно требуют специфических задатков. Балерина, музыкант, профессиональный спортсмен… Если речь о них, стоит принять свои ограничения и, возможно, найти себе применение где-то рядом с интересующей сферой. Без нужных физических параметров нельзя стать чемпионом по теннису или плаванию, но можно – спортивным комментатором или организатором соревнований. В любом случае не нужно игнорировать свои мечты и идти в непривлекательную сферу. Нелюбимая работа – это постоянный стресс, а с ним недалеко и до депрессии или химической зависимости.

В абсолютном же большинстве профессий роль врожденных способностей сильно преувеличена. Можно развивать и математические, и лингвистические навыки, и коммуникабельность – почти что угодно. Важно, чтобы ребенок двигался в выбранном направлении, а не просто мечтал, что все сложится само. Если мечтает быть программистом, но не может написать контрольной по математике – нужно прямо сейчас искать репетитора или курсы.


4. Что за консультанты помогают определиться с профессией, где их искать? Как найти подходящего?

Эти специалисты могут называть себя профконсультантами, карьерными коучами и даже просто психологами, работающими с проблемой целеполагания и профессионального выбора. Они бывают частнопрактикующими специалистами или сотрудниками специальных учреждений. В некоторых регионах всем старшеклассникам предлагают обязательную бесплатную профконсультацию, качество которой может быть очень разным.

Выбирая специалиста по профориентации, стоит знать о двух возможных способах консультирования. Первый основан на тестировании способностей, выявлении того, что у ребенка может получаться лучше всего. Консультации, основанные на этом подходе, могут быть и однократными, с выдачей по итогам конкретных рекомендаций по выбору сферы деятельности. Разнообразно одаренным детям, которым трудно отдать предпочтение одной из нескольких привлекательных сфер, тестирование поможет найти свою самую сильную сторону, выяснить, какой из талантов – наиболее яркий. Кстати, некоторые профориентационные тесты можно пройти и онлайн9.

Но у решений на основе тестов есть ограничение: порой они сужают профессиональный выбор, так как исходят из списка «среднестатистических» требований профессии к человеку. А реальные варианты самореализации в большинстве сфер выходят за рамки стандарта. Например, специалист, дающий рекомендации на основе тестов, вряд ли порекомендует профессии психолога или журналиста ребенку, если тот не демонстрирует повышенной потребности в общении. Однако среди состоявшихся профессионалов в этих сферах интровертов не так уж мало.

Другой подход в профориентации заключается в прояснении целей и интересов ребенка. Коуч или профконсультант, практикующий подобный подход, тоже может предлагать тесты в процессе работы, но вряд ли начнет с этого встречу. Его задача – выяснить, что действительно может заинтересовать юного клиента, что мотивирует его на последовательные усилия. Как правило, такой консультант для помощи в профессиональном самоопределении предлагает несколько встреч, как вместе с родителями, так и наедине. Хороший итог консультации – когда ребенок четко объясняет родителям, кем он хочет быть, и начинает действовать, чтобы осуществить свои желания.

Кроме профконсультантов и коучей с темой профессионального самоопределения работают и менеджеры образовательных программ, подбирающие варианты обучения. В том числе и сотрудники нашего агентства BookYourStudy. Мы можем подсказать варианты выбора, руководствуясь опытом прежних клиентов. Но лучше, когда клиент приходит к нам уже с ясными профессиональными целями. Не обязательно при этом знать точное название профессии и учебного заведения – достаточно понимать, чем хочешь заниматься. А мы подсказываем, какой вуз, колледж или курсы помогут быстрее всего этих целей достичь.