– Скорей! Надо найти опушку!
Волки дружно повернули за Сиплым. Он был настоящим вожаком – улавливал каждое движение леса. За последнее время трижды уводил товарищей в сторону от падающих деревьев, и до случая с Бурым никто ни разу не пострадал. Сейчас инстинкт подсказывал ему, что нужно идти к возвышенностям, где стая будет в безопасности. Волки молча шли за ним. Только Рыжая время от времени оборачивалась в надежде увидеть Бурого. Но старый раненый волк, видимо, отстал окончательно.
И вот наконец самая высокая точка леса. По краю меловой скалы, на которой они остановились, росла длинная полоса серой травы. Рядом лежали сваленные в кучу мёртвые ели. Здесь на них не обрушится ни одно сухое дерево.
Замерев на краю пропасти, шестеро волков напряжённо всматривались вдаль. На опушке леса между Высокими травами и аллеей, ведущей к Большой поляне, они разглядели облако пыли. Как гигантская грозовая туча, оно медленно двигалось к тучным землям Нижнего сада.
Сиплый глубоко вдохнул: его ноздри тщательно отфильтровали из воздуха частички тучной земли, миллионы грибных спор, пыльцу, капельки насыщенной солями воды. Он отряхнул морду и объявил:
– Зелёная Орда. Они проснулись. Подождём, пока пройдут. И тогда наступит время действовать…
4
Большая поляна
Бублик-Буцефал чуть присел, и Виолетта ловко взобралась к нему на спину.
– Ну, а теперь куда? – спросил скакун.
– Гм… К большой поляне. Там трава такая ухоженная. За ней наверняка кто-то следит.
Они спустились. Поляна была похожа на ровный травяной ковёр. То тут, то там из него выглядывали маргаритки и одуванчики. Девочка прищурилась: что-то здесь не так. Красиво, конечно, но как-то уж слишком всё аккуратно. Это точно чьих-то рук (или лап?) дело. Но вокруг ни тропы тебе, ни норы…
Не успел Бублик сделать и трёх шагов по густой траве, как Виолетта его остановила.
– Полянка выглядит очень мило. Пройдусь-ка босиком!
Она спрыгнула на землю и сняла кеды. Трава оказалась невероятно мягкой, прямо как ковёр дома у бабушки с дедушкой. Купающаяся в солнечных лучах земля была тёплой. Как же приятно! Впервые после переезда Виолетте было спокойно и радостно.
Она шла, рассеянно глядя по сторонам. Бублик неотступно следовал за ней. От удовольствия она принялась подпрыгивать. Но как только собралась поваляться, совсем рядом раздался возмущённый голос:
– Эй, вы! Ну это уж слишком!
Виолетта замерла. Что это? Кто говорит? Ведь никого нет.
Снова голос:
– Убирайтесь отсюда! Немедленно!
Бублик и его хозяйка озирались вокруг и никак не могли понять, откуда идут возмущённые возгласы. Вдруг кусок зелёного ковра сморщился, как если бы кто-то откинул огромное одеяло. Из травы вынырнуло лицо, потом другое. Вскоре повсюду из-под земли стали выскакивать головы.
– Убирайтесь вон!
– Дайте поспать!
– Вы топчетесь по нашему ложу! По какому праву?
Из-под травяного одеяла выбирались десятки человечков. Они зевали и потягивались. Были не выше неё ростом, а выглядели взрослыми.
Когда первое удивление прошло, Виолетте захотелось смеяться: выходит, она обеими ногами прыгает по гигантской кровати, где под толстой травяной периной устроилась спать целая деревня! Вот это чудеса!
И тут она спохватилась: что-то в последнее время ей приходится удивляться слишком часто. Да, почти на каждом шагу! Она даже немного расстроилась и тут же испугалась, что рискует израсходовать весь запас удивления и тогда пропустит что-нибудь по-настоящему интересное. Надо быть поэкономнее, решила Виолетта. Поэтому она постаралась взять себя в руки и произнесла как можно серьёзнее:
– Ой, простите! Мы только что прибыли в Сад и не собирались вас беспокоить. Мы не знали, что эта поляна… э-э… обитаема. Но это же здорово!
Перед Виолеттой возник кругленький человечек в рединготе и присыпанной травой шляпе.
– Нет! Вовсе не здорово! Вы должны уйти! Все спят!
– С тех пор как мы здесь, нам не встретилось ни одно живое существо, – виновато ответила Виолетта.
– Вы заявляетесь к нам, топчете наш газон! Это недопустимо! – продолжал человечек.
– Но кто вы? Может, хотя бы представимся друг другу? Я – Виолетта. А это Буцефал, мой отважный скакун.
Человечек подозрительно покосился на Бублика, хмыкнул и ответил:
– Меня зовут Лавр. Я ответственный за участки тридцать четыре и тридцать восемь.
– Вот это да! – с восхищением ответила Виолетта.
Она понятия не имела, что это за участки такие, но подумала, что лесть маленькому человечку наверняка понравится. Он и правда немного смягчился. Тут появился ещё один человечек, помоложе, улыбающийся и весь какой-то вытянутый.
– Вечно ты со своими правилами, Лавр. Она же не местная! Ты что, не видишь? А это значит, что пора просыпаться!
Парень с загорелой физиономией, пожёвывая стебелёк одуванчика, с задорным прищуром смотрел на Виолетту. В его спутанных волосах застряли комья сухой травы, над которой кружили облака насекомых.
– Меня зовут Крыжовник. Выходит, это ты трубишь побудку, да?
– Простите, – отвечала Виолетта. – Я не хотела вас беспокоить. А кто вы такие?
– Именно это со своей обычной приветливостью и пытался тебе объяснить мой друг Лавр. Мы садовые жители и садоводы. Занимаемся клумбами, аллеями, уходом за Садом и всё такое.
Судя по состоянию Сада, спят они уже давненько, подумала Виолетта. Но посчитала более разумным оставить это наблюдение при себе. Вместо этого она сказала:
– Браво! Какая поляна! Безукоризненная! А не могли бы вы объяснить мне, что здесь происходит?
Сложив руки на брюшке, Лавр с раздражением её перебил:
– Да вообще ничего не происходит! Потому мы и спим. Идите отсюда!
Крыжовник с улыбкой поднял глаза к небу:
– Не обращай на Лавра внимания, он испытывает ужас перед переменами. Но вот теперь в Саду появилась ты, и мы снова возьмёмся за работу. Для нас большая честь с тобой познакомиться!
Виолетта смутилась. Никогда в жизни с ней не обращались как с важной персоной. Поначалу она подумала, что тут какая-то ошибка и её принимают за кого-то другого. Но внутренний голос говорил, что так и должно быть. Она сразу согласилась с тем, что сказал Крыжовник: её место именно в этом Саду и ей предстоит сыграть здесь не последнюю роль. А точнее – главную! Впервые Виолетте выражали такое почтение, не может же она разочаровать этих людей. Вот ни за что! На неё рассчитывают. Она должна вести себя, как та девочка с фотографии, величественная и уверенная в себе.
Постепенно просыпались и другие садовые жители. Вокруг неё уже образовалась целая маленькая толпа – скорее любопытная, чем враждебная. Чтобы как-то завязать разговор и развеять напряжение, Виолетта спросила:
– Вы что-нибудь слышали о Защитнице Сада?
Повисла тишина. Садовые жители отпрянули, будто её вопрос их обжёг. Нет, кажется, скорее испугал.
– Гм. – проворчал Лавр. – Защитница… Скажешь тоже! Да она нас бросила!
– Это давнишняя история, – пробормотал Крыжовник. – Случилась… ещё до Бури. Ты, девочка, можешь стать новой Защитницей.
– Защитницей от чего?
Снова стало тихо. Даже тише, чем раньше. Виолетта почувствовала, что в этой тишине притаилось что-то мрачное и грозное, но никто не осмеливался это назвать. Или позвать? Прошла долгая минута, и наконец Крыжовник смущённо ответил:
– Найди трёх белозубок, они объяснят тебе что да как…
– Лучше Симону, – перебил его Лавр. – Две других… э-э… немного не в себе.
– Белозубок, – эхом повторила Виолетта. – Это что, прозвища здешних жителей?
– Да нет, – улыбнулся Крыжовник. – Это три кротихи: Симона, Виржиния и Маргарита. Они обходят Сад по своим подземным ходам, а потому всё знают, всё слышат, всё помнят.
– И всё разоряют! – проворчал Лавр. – Вот ведь вредные дамочки! А мы, видите ли, не имеем права сделать им и малейшего замечания по той причине, что…
Но Виолетта его перебила:
– А где я могу найти этих белозубок?
– Хороший вопрос! Они не сидят на одном месте, – снова вмешался Крыжовник, копаясь в своей шевелюре. – Но есть один фокус. Вот что они обожают больше всего на свете!
Он погрузил руку в копну спутанных волос и вытащил оттуда упитанного розового земляного червяка. Потом второго и третьего… А когда набрал полную горсть, протянул их Виолетте.
– Время от времени потряхивай ими над самой землёй, и очень скоро, поверь, увидишь любопытные мордочки.
Бублик в предвкушении даже рот открыл: вот сейчас что-то будет! Но, к его изумлению, Виолетта проявила необычное хладнокровие. Она не спеша достала из рюкзака носовой платок, аккуратно сложила туда извивающихся червяков и, прежде чем засунуть обратно, завязала его узелком.
Она уже собиралась вновь вскочить на спину Бублика, но тут раздались крики. Обитатели Сада смотрели в сторону горизонта и показывали пальцем на густое облако пыли, которое поднималось на опушке серого леса и двигалось в их сторону. В толпе маленького народца раздались крики.
– Зелёная Орда!
– Она снова двинулась!
– Они идут прямо на нас!
– Уходим с Поляны! – приказал Лавр. – Эй, вы все, просыпайтесь!
5
Великий исход
Виолетта пыталась выяснить, что происходит, но всем было не до неё. Садовые жители сновали туда-сюда, собирая спрятанные в укромных местечках газона пожитки и складывая их на тележки и тачки. Судя по всему, уходить надо было как можно скорее.
Эвакуацией руководил Лавр, а Крыжовник громко колотил лопатой по цинковым лейкам и вёдрам и будил последних спящих. Поляна простиралась насколько хватало глаз, и в самых её удалённых частях многие ещё не проснулись.
– Они нас не слышат, – сказал Крыжовник.
– Да что же такое, в конце концов, эта ваша Зелёная Орда? – теряя терпение, выкрикнула Виолетта прямо ему в ухо.
– Страшная угроза! Она рушит всё на своем пути. И остановить её невозможно! Если она придёт на Поляну, то раздавит тех, кто ещё спит.
Виолетта не раздумывая вскочила на Бублика.
– Ну так мы их сейчас встряхнём! Вперёд, мой Буцефал! Быстро!
Пёс бросился через Поляну. На скаку Виолетта кричала маленьким обитателям Сада:
– Зелёная Орда! Просыпайтесь! Идёт Зелёная Орда!
Одна за другой из травы стали появляться сонные физиономии. И вот уже вся лужайка заполнилась суетящейся толпой, которая торопливо собирала пожитки.
Виолетта и Бублик остановились. Орда была ещё далеко, но её было слышно. Глухой рокот напоминал раскаты грома, предвещающие грозу задолго до её появления.
– Может, и нам удрать? – предложил Бублик.
– У меня есть идея поинтереснее, мой верный скакун. Давай-ка рассмотрим эту Зелёную Орду поближе. Раз уж я Защитница, то это моя миссия!
Вот это да! Кажется, начинается настоящее приключение! Виолетта подошла к Крыжовнику и Лавру, которые рассаживали в одной из тележек малышню.
– Пойду гляну на Орду, – вскользь бросила она.
– Сумасшедшая! Это очень опасно! – воскликнул Лавр.
Крыжовник повернулся к Виолетте и знаком попросил её подождать. Он покопался в наваленной на тачке груде вещей и вытащил оттуда что-то вроде пояса, на котором был закреплён разный садовый инвентарь.
– На, возьми. Тебе это пригодится.
Виолетта посмотрела на инструменты – маленькую лопатку, секатор и ручную сажалку – и хотела было улыбнуться. Однако серьёзный вид садового жителя её остановил. Она взяла пояс и застегнула на талии.
– Спасибо, Крыжовник.
– Когда закончишь, найдёшь нас на Холме двух камней. Мы поживём там, пока Орда не пройдёт.
Виолетта мчалась сквозь бегущую с Поляны толпу. Вот-вот она встретится лицом к лицу с чем-то опасным по-настоящему! Странно, но она почему-то чувствовала себя ответственной за то, что должно случиться. Как если бы судьба Сада и его обитателей была её делом и лишь в её власти было помочь им избежать беды.
– Буцефал, будь готов удрать при первой же опасности. Приблизимся ровно настолько, чтобы понять, что происходит. Но мы же не чокнутые, верно?!
В знак согласия пёс тявкнул. Если его хозяйка решилась, значит, это и его дело.
Зелёная Орда наступала. Об этом извещала двигающаяся перед ней огромная пыльная туча. Бублик принюхался: нос уж точно подскажет, что или кто там скрывается!
– Это не люди, – сказал он.
– Может, стадо разъярённых животных вроде буйволов?
– Нет, и крепкого запаха диких животных там нет.
– Тоже мне специалист по диким животным нашёлся! – усмехнулась Виолетта. – Да твоя единственная охотничья добыча – голуби на нашем бульваре… И соседский кот.
Бублик зарычал:
– Ну и пожалуйста. Больше ни слова не скажу. В конце концов, я всего лишь верховое животное.
– Ну ладно, извини! Я тебя слушаю. Так что ты чувствуешь?
– Деревья.
– Ну и что? Тут рядом лес. А Орда? Что может поднимать такую тучу пыли? Думаю, это что-то гигантское.
Бублик опять осторожно принюхался, держа нос по ветру.
– Земля, перегной, сухие листья… и перья. Там наверняка есть птицы.
Виолетта нахмурилась:
– Круто! Здорово же мы продвинулись. Должно быть, это гигантские страусы! Ладно, вперёд!
Двое искателей приключений почти достигли края Поляны. Пыльное облако Орды неуклонно приближалось. Впереди простиралось то, что садовые жители называли Мёртвым лесом. Над ним нависала скала. Внимание Виолетты привлекло какое-то движение на её вершине.
– Смотри, Буцефал! Там, наверху! Кто это? Собаки?
– Нет, не собаки. Волки.
На вершине скалы вырисовывались шесть силуэтов. Словно заметив, что за ними наблюдают, они быстро скрылись в густых зарослях.
– Волки? Ты серьёзно?
– В собаках я немного разбираюсь. Это были не пекинесы и не спаниели. И мне не до шуток! – Бублик попытался обидеться, но потом решил, что сейчас не до обид.
Виолетта вглядывалась в скалу снова и снова, но больше волков на ней не увидела. Ну что ж…
Орда двигалась вдоль лесной опушки, перемещаясь с грохотом, который издают сотни огромных камней при камнепаде. Виолетта чувствовала, как дрожит земля под ногами её скакуна. Она наметила план действий.
– Сейчас мы войдём в этот лес и залезем на дерево, чтобы посмотреть, как Орда пройдёт мимо.
– Залезть на дерево? Мне? – прорычал Бублик.
Они углубились в лес. В полумраке деревья были холодными, как камни. Иногда среди них попадались резные стволы, напоминавшие какие-то очень древние тотемы. В тени бурелома лежал отказывающийся таять снег.
– Мне здесь не нравится, – сказала Виолетта. – Давай не пойдём дальше. Посмотрим на эту Орду и сразу удерём, ага?
Бублик понюхал землю и поскрёб лапой покрывающий её толстый слой пыли и пепла.
– Когда-то давно здесь случилось нечто страшное. Нечто, что перевернуло всё в лесу вверх дном.
– Крыжовник говорил про Бурю, – вспомнила Виолетта. – Как ты думаешь, это она?
– Не знаю. Но если это она превратила лес в такую серую пустыню, то эта Буря, должно быть, действительно, всем бурям буря.
Виолетта заметила, что пёс дрожит, словно его заразила зловещая атмосфера этого леса. Она сняла рюкзак, достала банку огурцов, вытащила один и с хрустом разломила напополам. Бублик сразу повеселел:
– Ни один звук на земле не может доставить мне большего удовольствия! Как хрустят! Лучше любой косточки!
– Ты у меня смельчак! Полакомись, пока я залезу на дерево. И жди здесь.
Она подошла к орешнику, который напоминал скорее отполированный ветром скелет. Он находился на самом краю Леса и вполне годился на роль наблюдательного пункта. Проверив на прочность нижние ветки, Виолетта стала карабкаться наверх. Орда была уже совсем близко.
Почавкивая солёным лакомством, Бублик внимательно следил за хозяйкой, которая лезла на дерево с неожиданной ловкостью. Через несколько мгновений равнина оказалась у неё под ногами. Наконец-то она смогла увидеть, что скрывается за облаком пыли и грязи. И что заставляет дрожать землю.
6
Зелёная Орда
Вдоль леса шагала толпа великанов. Они перемещали свои огромные тела медленно и тяжко, но с такой мощью, которую, казалось, ничто не остановит. Их были десятки. Может, сотни. Они шли бесконечной колонной, не издавая ни звука, – процессию сопровождал лишь грохот земли, которая сотрясалась под их весом. Это были не люди и не животные и даже не сказочные чудища. Это были… деревья! Дубы, вязы, тополя и сосны, высокие и не очень, с нежной зелёной листвой и в шероховатой бугристой коре, у некоторых ветви были покрыты мхом и грибами. Они преодолевали метр за метром, с неимоверным усилием отрывая от земли корни. Одним деревьям приходилось тяжело раскачиваться справа налево, другие, чтобы не отстать, помогали себе нижними ветками, оставляя на земле широкие борозды.
Зелёная Орда! Дикая, страшная, слепая! Невероятное зрелище завораживало. Виолетта даже ущипнула себя, чтобы лишний раз убедиться, что не спит. Нет, это был не сон: она их видела, чувствовала запах земли и древесины! Если рассказать об этом маме, та наверняка не поверит. А если поверит, то строго-настрого запретит сюда приходить. Значит, эта тайна будет только её. Ну и бравого Буцефала, конечно.
Ветка орешника, на котором сидела Виолетта, оказалась над облаком пыли, на уровне верхушек шагающих деревьев. Первый, вожак, был гигантским вязом. Он задавал ритм всему отряду, раскачиваясь, как маятник. Но куда они идут? А может, от чего-то бегут? Сама манера движения деревьев, сминающих всё на своём пути, создавала впечатление гнева и бегства одновременно – они напоминали испуганных животных, которые несутся куда глаза глядят и не могут остановиться.
Когда вяз оказался прямо напротив, Виолетта различила в его листве какое-то шевеление. Неужели некоторым зверушкам всё-таки удается выживать в этих деревьях-путешественниках? Она заметила подскакивающую на ветке птичку – неловкий комок серых и желтоватых перьев. До чего неуклюжая, успела она подумать.
…И в этот самый миг от резкого движения вяза пернатая малышка покачнулась и упала назад! Бедняжка пыталась замедлить падение, трепеща хрупкими крылышками, но тщетно: она оказалась прямо на пути Орды. Вот-вот идущий следом дуб её раздавит… У Виолетты вырвался крик ужаса.
Орда резко остановилась и замерла. Громыхание тяжкой поступи мастодонтов сменила глубокая тишина, нарушаемая только шумом ветра, падением комьев земли с корней и скрежетом веток о стволы. Да ещё отчаянным чириканьем упавшей птички.
Виолетта вжалась в орешник и затаила дыхание. Интересно, а деревья Орды могут её увидеть? А вдруг они на неё набросятся? По шее потекла струйка пота. Как можно медленнее, не сводя глаз с деревьев, она начала спускаться с орешника, с ветки на ветку.
Похоже, её не заметили. Выходит, внимание деревьев-кочевников привлёк не её крик. Что же тогда? Птичка на земле продолжала пронзительно чирикать. Тут над пичужкой склонился клён, с неожиданной ловкостью схватил её двумя ветками, и она исчезла в его листве! И тотчас высокий вяз во главе колонны вновь начал раскачиваться, подавая своему отряду сигнал к отправлению.
Это как это? Плотоядные деревья?! Виолетту пробрал озноб. Они не только давят всё на своём пути: обитателям Сада грозит совсем другая опасность!
Зелёная Орда продолжила чудовищный парад, а девочка наконец ступила на покрытую сухими листьями землю. И тут из земли раздался незнакомый голос:
– Ну вот, наконец-то спустилась! Теперь можем поболтать.
7
Белозубки
– Вы одна из трёх белозубок? – спросила Виолетта какую-то зверушку, голова которой вынырнула из-под земли.
– Верно. Можешь звать меня Симоной, так проще.
– Ага, отлично! Мне как раз сказали, что я должна поговорить именно с вами. Потому что две другие немножко… э-э… с приветом.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги