Книга Сторителлинг в современном копирайтинге. Как использовать и создавать истории для современных текстов СМИ, социальных сетей, рекламы, PR, литературы и кино - читать онлайн бесплатно, автор Александр Николаевич Назайкин. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сторителлинг в современном копирайтинге. Как использовать и создавать истории для современных текстов СМИ, социальных сетей, рекламы, PR, литературы и кино
Сторителлинг в современном копирайтинге. Как использовать и создавать истории для современных текстов СМИ, социальных сетей, рекламы, PR, литературы и кино
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сторителлинг в современном копирайтинге. Как использовать и создавать истории для современных текстов СМИ, социальных сетей, рекламы, PR, литературы и кино

А потом произошло худшее, что можно было себе представить. Третий спикер, который также не присутствовал на выступлении своих коллег, в завершение своего доклада рассказал ту же самую историю. На этот раз над залом повисла гробовая тишина. Смешно не было никому. На самом деле аудитория совершенно ясно понимала, что лектор не слышал выступления предыдущих ораторов. По лицам участников мероприятия можно было легко прочитать тот вывод, который они для себя сделали: что спикер мнит себя слишком важной персоной, чтобы приехать на конференцию, как все. В результате он с треском провалился»[21].

Архив историй

Для того чтобы рассказать хорошую, уместную историю, ее надо знать. Истории не возникают в голове по мановению волшебной палочки. Их необходимо заготавливать и к конкретному поводу, и впрок. Гораздо проще пользоваться своим собственным архивом, чем искать в спешке в книгах или в интернете.

Чтобы историями было легко пользоваться, их стоит заранее рассортировать по файлам. Одни истории будут про самоотверженность, другие – про взаимовыручку, третьи – про успешную карьеру, четвертые – про щедрость, пятые – про мудрость, и т. д.

Имея такой архив, можно всегда с легкостью «выдернуть» из него подходящую для конкретного случая историю.

Истории можно брать из разных источников. Мы живем среди людей, которые охотно делятся с нами тем, что случилось с ними, или тем, чему они стали свидетелями. Еще масса историй приходит к нам из радио- и телеэфира, из интернет-пространства.

Вот что говорит по этому поводу специалист по сторителлингу Аннет Симмонс:

«Начните ежедневную охоту за историями. Каждое событие, порождающее эмоцию или происходящее в результате эмоции, может стать историей. Если вы видите человека, который обладает восхищающими вас качествами или достиг изумляющих целей, то попросите, чтобы он рассказал вам свою историю. Историю можно найти везде и во всем: в книгах, кино, в жизни знакомых»[22].

Важно не пропускать истории мимо ушей, обращать на них внимание и записывать, заносить в свой архив. Наша память – плохой помощник, мы можем забыть хорошую историю или не вспомнить ее точно в тот момент, когда она потребуется. Лучше хранить истории в надежных компьютерных или бумажных архивах.

По поводу собрания историй полезными будут следующие рекомендации Аннет Симмонс:

«1. Ищите образцы: разнообразные темы, раскрывающие вас как личность; сюжеты о моментах душевного подъема, доказывающих, что вы на правильном пути; повторяющиеся случаи неудач, побуждающих искать истории о том, зачем вы здесь; истории о ваших триумфах, о том, что они все вместе для вас значат.

2. Ищите закономерные последовательности: вспомните хорошие и плохие результаты ваших усилий в прошлом, посмотрите, как их можно использовать для будущего успеха; оцените, как хорошие и плохие результаты повлияли на ваши отношения с людьми; читайте истории с моралью (например, басни Эзопа), чтобы вспомнить подобные случаи в вашей жизни.

3. Извлекайте уроки: вспомните критические ситуации и сформулируйте уроки, которые вы из них извлекли; вспомните самые крупные из совершенных вами ошибок; вспомните моменты, когда вы были рады, что послушались родителей; вспомните о поворотном пункте в карьере и об извлеченных из него уроках; оглянитесь назад и подумайте, что бы вы сейчас сделали по-другому.

Ищите пользу: вспомните историю, изменившую вас, историю, которая органически вплелась в старую историю; вспомните чужие истории, которые работали; есть ли в вашем арсенале "домашняя" история, которая могла бы оказаться полезной и на рабочем месте? Попросите других рассказать вам историю, которая на них повлияла, и попросите разрешения ее использовать.

5. Ищите уязвимые места: расскажите о ваших слабых местах; вспомните, когда и почему вы в последний раз плакали; вспомните, когда вы в последний раз были так счастливы, что хотелось пуститься в пляс; вспомните момент, когда вам хотелось от стыда спрятаться под стол; вспомните трогательные семейные истории о тех, кого вы искренне любили.

6. Представьте себе будущие переживания: превратите свои мечты о том, "как могло бы быть", в полновесную историю с реальными героями (люди любят, когда их включают в истории); разверните свои дурные предчувствия в полноценную историю с потенциально плохими последствиями – какими они будут и кому повредят.

7. Подберите достойную воспоминания историю: найдите запомнившуюся вам историю и исследуйте ее глубинный смысл; фильм или книга понравились вам по какой-то причине – постарайтесь рассказать их историю со своей точки зрения, так, чтобы другие поняли, какой смысл в них видите вы.

Не забывайте, что одна история порождает следующую. Расскажите свою семейную историю коллеге на работе, и в ответ, скорее всего, услышите его»[23].

Вот что советует другой специалист:

«Воспоминания о ситуациях, когда вы сами испытывали такие эмоции, укрепят связь между вами и аудиторией, и она начнет относиться к вам с большим доверием и искренностью. Личный каталог историй, связанных с самыми различными эмоциями, – источник весьма полезный; заведите себе такой.

Один из интуитивных способов вызвать в памяти истории – это начать думать о каком-то периоде вашей жизни. Вы можете начать "перелистывать" года один за другим или поделить их на периоды, скажем: раннее детство, начальная школа, средняя школа, институт, работа, рождение детей, рождение внуков, выход на пенсию.

Однако набирать воспоминания, основываясь на хронологии, – только один из способов. Нарушение хронологического порядка может помочь поднять более глубоко лежащие и, возможно, подзабытые цепочки воспоминаний. Пойдите другим путем: подумайте о различных людях, местах и предметах. Исследуя области, с ними связанные, набрасывайте эскизы того, что вы видите, и записывайте себе как можно больше воспоминаний и связанных с ними эмоций.

Люди. Вы можете пробудить цепочку воспоминаний, составив список людей, которых знали. Стартуйте с создания генеалогического семейного древа, на котором указаны фамильные связи. Затем начните соединять между собой родственников стрелками не только по старшинству, но и на основе событий и ситуаций, во время которых они каким-то образом взаимодействовали. Включите в список и других людей, с которыми вы были знакомы, которые оказали какое-то влияние на вас или на взаимоотношения, свидетелем которых вы были: учителя/ученики, начальники/коллеги, друзья/враги. Такой тип движущих сил производят волнующие истории. Подумайте о связанных с ними событиях и о чувствах, которые вы испытывали к каждому из перечисленных людей.

Места. Внимательно подумайте о местах, где вы проводили время: домах, дворах, офисах, кварталах по соседству, церквях, спортивных площадках, домах отдыха – о всевозможных местах, даже виртуальных. Используйте свои воспоминания о них для перехода к пространственным воспоминаниям. Мысленно переходите из комнаты в комнату, зарисовывая в уме как можно больше деталей, о которых будете вспоминать. Вы «увидите» то, о чем запамятовали. Визуальное перемещение из одного места в другое вызовет в уме сцены и даже давно забытые запахи и звуки. Хотя зарисовки – дело для вас непривычное, оно позволит вам задействовать все органы чувств, что может высвободить еще больше воспоминаний.

Предметы. Попробуйте составить каталог материальных вещей, которыми вы обладали в своей жизни и которые считаете ценными. Им не обязательно быть дорогостоящими – достаточно и сентиментальной стоимости. Почему они были вам так дороги? Может, вы любили свой старый драндулет, потому что в нем вы впервые поцеловались? Или своего старого мишку – потому что он утешал вас, когда вам удалили гланды? Какие истории, стоящие за этими предметами, делают вещи столь важными для вас? Попробуйте набросать эскиз картины, включив в нее как можно больше деталей окружающей среды, в которой эти предметы обычно находились. Это спровоцирует появление еще большего количества эмоций и воспоминаний.

Попытки зарисовать эти воспоминания – отличный способ припомнить и классифицировать различные истории. Если рисование дается нелегко, попробуйте найти готовые изображения, соответствующие вашим сюжетам. Создайте визуальную подсказку и запишите как можно больше подробностей своего воспоминания, особенно о том, что именно вы чувствовали по мере разворачивания событий в этой истории. Вы сможете обращаться к полученной коллекции историй всегда, когда вам потребуется убежденно рассказать личную байку»[24].


История «А вот это вы обязательно запишите»:


«Лекция в университете. Преподаватель что-то тихонько бубнит. Время от времени его заглушают звуки с улицы: под окнами аудитории разгружают грузовик с какими-то трубами.

Преподаватель по ходу лекции делает замечание:

– А вот это вы обязательно запишите… А вот это вы обязательно запишите…

Вдруг один из грузчиков роняет трубу на ногу другого грузчика. Раздается громкий отборный мат…

Лектор не растерялся и добавил:

– Это тоже обязательно запишите, в жизни пригодится…»

Практика сторителлинга

Как любое другое профессиональное занятие, сторителлинг требует постоянной тренировки, практики. В идеале сторителлингом нужно заниматься каждый день: и на работе, и дома. Можно рассказывать истории при любом подвернувшимся случае и следить за тем, как на них реагируют люди.

Оставаясь в одиночестве, тоже стоит тренироваться: рассказывать истории устно или излагать их на бумаге, анализируя в дальнейшем свои действия.

Пойдет на пользу хорошая критика члена семьи, друга, наставника или специалиста по сторителлингу. Люди со стороны всегда могут заметить то, на что не обращает внимания сам рассказчик. За критику следует быть благодарным. Хорошая критика дорогого стоит.

Постоянная практика сторителлинга помогает рассказчику корректировать свои действия, делать выступление или текст более эффективным. Также практика и критика позволяет отбирать лучшие истории, вносить изменения, улучшения в те истории, от которых не стоит полностью отказываться.

Всегда ли уместен сторителлинг?

Всегда ли необходимо рассказывать историю? Вопрос этот очень интересен. Да, истории делают то, что не могут сделать голые факты. Но ведь есть ситуации, когда ничего, кроме голых фактов, и не нужно. Если надо просто рассказать о том, сколько компания заработала за прошлый год и как это соотносится с предыдущими итогами, то вряд ли стоит вставлять в отчет историю. Она вызовет недоумение, будет только мешать восприятию информации.

Повсеместное прибегание к сторителлингу подвергается сомнению многими специалистами. Вот что по этому поводу говорит Алексей Каптерев:

«Рассказчики историй любят противопоставлять истории статистике, говоря, что истории гораздо более убедительное и эффективное средство общения, но на самом деле пока этому нет неоспоримых доказательств. Истории более интересны, это очевидно, но само по себе это не делает их обязательно более эффективными с практической точки зрения. К тому же (и что более важно) сторителлинг и фактоизложение не исключают друг друга. Сторителлинг есть и всегда будет основой бизнес-презентаций. Сторителлинг – это не что иное, как выстраивание фактов в определенной последовательности и установление связей между ними…

Споры о том, что убедительнее – истории или доказательства причинно-следственных связей и статистика, продолжаются до сих пор и победитель еще не выявлен. Некоторые эмпирические исследования приходят к выводу, что истории действительно вызывают существенно меньше возражений, чем доказательства, основанные на статистике, предположительно потому, что им удается обойти наше сознание. Одни исследования показывают, что доказательства на примере более убедительны, нежели статистические данные, другие же утверждают обратное. Мета-анализ, проведенный M. Алленом и Р. Прайсом в 1997 г., обнаружил небольшое, но значимое преимущество статистических данных над сторителлингом. Но заметим: эти люди использовали метод статистики, чтобы доказать, что именно статистика более убедительна. Я думаю, можно смело говорить о том, что точка в споре еще не поставлена»[25]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Болдина К. Мультимедийный сторителлинг в современной российской журналистике. URL: https://scipress.ru/philology/articles/multimedijnyj-storitelling-v-sovremennoj-rossijskoj-zhurnalistike.html

2

Анюхина, А. М. Феномен мультимедийного лонгрида и digital storytelling в сетевых медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2017. – № 2 (24). – С. 146–150.

3

Болдина К. Мультимедийный сторителлинг в современной российской журналистике. URL: https://scipress.ru/philology/articles/multimedijnyj-storitelling-v-sovremennoj-rossijskoj-zhurnalistike.html

4

Там же

5

Там же

6

Сторителлинг. URL: https://novruslit.ru/%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3/

7

Там же

8

Там же

9

Там же

10

Макки Р. История на миллион долларов. – М., 2015. – С. 140.

11

Дуарте Н. Resonate. – М., 2012. – С. 16.

12

Там же. – С. 107.

13

Симмонс А. Сторителлинг. – М., 2013. – С. 40.

14

Там же. – С. 125.

15

Полевой Б. Повесть о настоящем человеке. URL: http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00511071255944590625/page/8/

16

Симмонс А. Сторителлинг. – М: МИФ, 2013. – С. 61

17

Там же. – С. 73

18

Там же. – С. 202.

19

Там же. – С. 173.

20

Там же. – С. 200.

21

Трейси Б. Убеждение. Уверенное выступление в любой ситуации. – М: МИФ, 2016. – С. 137–138.

22

Симмонс А. Сторителлинг. – М: МИФ, 2013. – С. 233.

23

Там же. – С. 234–235.

24

Дуарте Н. Resonate. – М., 2012. – С. 108.

25

Каптерев А. Мастерство презентации – М: МИФ, 2012. – С. 22.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги