• масштаб деятельности (локальный, национальный, международный, глобальный)
• отраслевые особенности (производство товаров, услуг, посредничество)
• характер деятельности (тип производства, виды производимых работ)
• уровень разделения и специализации труда (квалификация кадров, особенности используемых технологий)
• уровень автоматизации (виртуальные, «облачные» организации)
Бизнес-модель и организационная структураАлександр Остервальдер и Ив Пинье в своей книге «Построение бизнес-моделей» [3] идентифицировали пять типов бизнес-моделей:
• разделенные бизнес-модели
• длинный хвост
• многосторонние платформы
• free как бизнес-модель
• открытые бизнес-модели
Разделенная бизнес-модель включает в себя различные комбинации трех составляющих:
• создание инновационных продуктов
• управление взаимоотношениями с клиентами
• управление инфраструктурой
При разделенной модели важно правильно выделить эти формы бизнеса и разделить сферы их применения, чтобы исключить их взаимное влияние и внутренние конфликты.
Длинный хвост – это продажи многого понемногу: предложение большого коли чества нишевых товаров, каждый из которых продается относительно редко.
Многосторонние платформы – объединяют две и более различных, определенным образом связанных групп потребителей. Платформа создает ценность, способствуя взаимодействию между группами. Ценность растет, пока есть сетевой эффект.
Бизнес-модель free-типа – по крайней мере один значимый потребительский сегмент может в течение длительного времени получать выгоду от бесплатного предложения (за счет другого потребительского сегмента).
Открытые бизнес-модели – могут быть использованы для создания и сохранения ценности за счет сотрудничества с внешними партнерами. «Извне» – посредством использования внешних идей. «Изнутри» – путем предоставления сторонним партнерам идей или активов, не востребованных фирмой.
Для каждой бизнес-модели может быть применена любая их пяти типовых структур.
Вместе с тем существующий уровень развития информационных технологий, цифровизация и автоматизация всего предполагают в ближайшем будущем отказ от иерархических структур и построение «плоских» структур в виде круга или паутины [4] в тех организациях, где отсутствует единоначалие и превалирует командная работа. Эволюционная («бирюзовая») организационная модель становится сегодня актуальной. «Бирюзовые» организации не пытаются предугадать грядущие изменения и контролировать будущее, для них важно понять, какой цели они хотят служить, к чему стремиться. Основные особенности эволюционной модели – равноправие, самоуправление, целостность и рационализм, инициатива на всех уровнях, естественное движение вперед [5].
Салли Хелджесен считает, что Всемирная паутина будет способствовать замещению иерархических структур «плоскими» организациями, «включенными в Паутину».
«Я верю, что в будущем все крупные компании будут работать как «включенные в Паутину». Сети позволяют организациям задействовать огромные базы талантов, используя преимущество в экономике, основанной на знаниях. Они позволяют ресурсам течь туда, где они востребованы. Они подрывают тенденцию становиться иерархическими. Они сближают организации с клиентами, которых они обслуживают, партнерство теперь легкодостижимо. И, возможно, самое главное, они ломают барьеры, доставшиеся от прошлой индустриальной эпохи, между руководителями организаций и исполнителями, которые приходят с идеями и реализуют их. При этом они привносят радость, творческий подход и полную вовлеченность в работу на каждом уровне» [6].
Глава 3. Какие профессии нужны и сколько они стоят
Количество и качество работников, которых нужно привлечь в компанию, зависит от объема работы, необходимой для создания вашего ценностного предложения рынку. В этой главе будет рассмотрен вопрос качества штата, а определению оптимальной численности посвящена следующая глава.
Этап 2. Наполнение оргструктуры. Составление перечня необходимых рабочих специальностей и должностей
Основные вопросы, на которые нужно ответить на данном этапе:
1) какие специалисты нам нужны и какие требования к ним предъявить?
2) сколько будут стоить необходимые нам специалисты?
3) где и как мы их найдем и привлечем в компанию?
Важность данного этапа заключается в том, что желаемый производственный результат и коммерческий успех компании зависит от того, насколько точно и полно сформулированы квалификационные требования ко всем должностным позициям в организации.
Специфика деятельности компании будет определять характеристики должности и профессиональные требования к работнику.
Таблица 10. Описание и критерии оценки организации, должности, работника
Какие специалисты нам нужны и какие требования к ним предъявить
Разработка квалификационных требований к работе для каждой должности производится с помощью анализа работы из описания ее содержания.
Для описания содержания работ применяются следующие методы:
1) наблюдения
2) анкетирование
3) интервью
4) самофотография рабочего дня
5) собственные опросы
6) готовые и заказные опросники
Наблюдения – сбор информации для описания простых работ, содержащих повторяющиеся операции. Специалист, отвечающий за анализ содержания работ, какое-то время наблюдает за работой сотрудника, а затем определяет и документирует, какая квалификация и какие компетенции нужны для выполнения этой работы.
Анкетирование – сотрудники, работа которых анализируется, заполняют анкету. Собранная таким образом информация затем анализируется и систематизируется.
Интервью – сбор необходимой информации о содержании работ осуществляется с помощью интервью с сотрудниками.
Самофотография рабочего дня – сотрудники в течение нескольких рабочих дней фиксируют все свои действия в течение дня через определенные промежутки времени (например, каждые 10–15 минут). Затем данные анализируются, выявляется перечень повторяющихся, рутинных действий и их средняя продолжительность. На основе полученного профиля определяются квалификационные требования к выполнению данного набора действий.
Собственный опрос состоит их двух этапов. Результаты опроса зависят от качества проведения подготовительных работ, также важно точно знать, какая информация требуется.
1) Подготовительная работа:
– определить цели, тип опроса, вопросы и желаемую форму ответов
– выбрать соответствующие рынки
– обеспечить участие компаний, присутствующих на исследуемых рынках
– подготовить опросный лист. Опрос должен быть простым, сфокусированным на достижение целей опроса
2) Сбор данных, анализ и подготовка отчета.
Готовые и заказные опросники
Опросы по вопросам труда проводят все крупные консалтинговые компании в этой области. Опросы проводятся как внутри определенной страны, так и в международном масштабе. Источником готовых опросов могут быть также локальные HR ассоциации, отраслевые и профессиональные организации.
Существует также много готовых техник анализа содержания работ, разработанных преимущественно в США:
– Functional Job Analysis (FJA)
– Task Inventory Analysis (TIA)
– Critical Incident Technique (CIT)
– Position Analysis Questionnaire (PAQ)
– Professional & Managerial Position Questionnaire (PMPQ)
– Management Position Description Questionnaire (MPDQ)
– Common Metric Questionnaire (CMQ)
– Fleishman Job Analysis System (F—JAS)
– Multipurpose Occupational Systems Analysis Inventory—Closed Ended (MOSAIC)
– Occupation Analysis Inventory (OAI)
Полученная в ходе анализа содержания работ информация по должностным квалификационным требованиям и профессиональным качествам в дальнейшем используется для:
• регламентирования трудовой дисциплины;
• соблюдения правовых норм в использовании труда;
• подбора, найма и расстановки персонала;
• определения стоимости и ценности работ, уровня оплаты и стимулиро вания труда;
• оценки эффективности персонала;
• развития персонала и планирования карьерного роста;
• обучения и повышения квалификации.
Для формализации требований к каждой должности разрабатывают должностные инструкции.
Разработка должностных инструкций может быть произведена самостоятельно, на основании проведенного анализа содержания работ, а также с помощью специализированных нормативных документов, находящихся в открытом доступе.
Для многих должностей уже существуют разработанные квалификационные требования в виде единых или отраслевых квалификационных справочников, классификаторов занятий, профессиограмм, профессиональных стандартов и т. д. Эти квалификационные требования в зависимости от должности могут носить как рекомендательный, так и обязательный характер.
В каждой стране есть свои локальные нормативные акты или законы, регулирующие вопросы единого подхода к квалификационным требованиям. В настоящее время более распространенным в использовании становится понятие «профессиональный стандарт». Многие страны разрабатывают национальные профессиональные стандарты.
Описывать работы и оценивать их сложность начали еще в начале ХХ века. В ходе индустриального развития возникла потребность в классификации и стандартизации работ. Различия в уровне и темпах развития в разных странах накладывали свою специфику как в подходах и методах, так и в самих описаниях.
В США с 1938 по 1999 год для целей унификации и стандартизации работ использовался Словарь профессий (Dictionary Occupation Titles), разработанный Департаментом труда. В настоящее время его заменила Информационная сеть профессий Департамента труда США (O*NET [7]), которая существует с 1995 года. Сеть постоянно актуализируется и дополняется новыми должностями и профессиями.
Описание позиции в O*NET
• Название позиции
• Подобные, сопутствующие, связанные профессии
• Примерный уровень оплаты
• Вакансии
• Дополнительная информация
В чем разница между профессией и должностью:
Профессия – род трудовой деятельности.
Должность – положение в структуре компании.
Таблица 11. Требования к должности и работнику
В СССР применялся Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (КС).
Данными квалификационными справочниками были охвачены практически все профессии по всем видам деятельности и отраслям экономики СССР. Весь перечень занятий можно найти в Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и других специалистов.
В первые годы постсоветского периода бывшие союзные республики начали разработку собственных квалификационных справочников, как правило, на основе советских.
ЕТКС и КС разработаны в условиях плановой экономики. Квалификационные требования ограничены описанием общего функционала и минимально необходимыми знаниями. Однако конкурентная среда свободного рынка требует от бизнеса создания определенной ценности и уникальности для потребителя, чтобы его продукт или услуга были востребованы на рынке. Для создания этой ценности, помимо профессиональных знаний, от работника требуется полная лояльность и вовлеченность в дости жение стратегических целей компании, желание и способность развивать и применять свои навыки и умения для выполнения поставленных задач и соблюдения установленных стандартов.
Таблица 12. Содержание ЕТКС и КС
Социалистический принцип равной оплаты за равный труд дополнился западными подходами построения системы оплаты труда в зависимости от уровня профессиональных компетенций работника.
Профессиональные компетенции – это способность работника применять свои знания, умения и навыки для выполнения поставленных перед ним производственных задач.
Наличие у работников требуемых профессиональных компетенций – это ключевой организационный ресурс компании, он добавляет ценность и уникальность продукту и в конечном счете дает конкурентное преимущество на рынке.
Крупные предприятия и отраслевые монополисты разрабатывают профессиограммы и отраслевые рамки квалификации, в которых формируют общие контрольные уровни профессиональной компетентности. На государственном уровне, на основе профессиональных компетенций активно внедряются национальные профессиональные стандарты.
Профессиональные компетенцииШирокое использование профессиональных компетенций в процессах управления персоналом связано с научно-техническим прогрессом, изменениями в традиционной образовательной системе, трендом пожизненного образования (в том числе неофициального и неформального), обучения на основе жизненного опыта.
Таблица 13. Существует три подхода в использовании профессиональных компетенций
Профиль должности – какие компетенции нужны для выполнения работ.
Профиль компетенций – сбалансированное сочетание целей организации с целями сотрудника.
Модель компетенций обычно рассматривается в качестве механизма, связывающего развитие персонала с организационной стратегией.
В настоящее время одномерные модели компетенций уступают место многомерным моделям. Функциональные и когнитивные компетенции были добавлены к поведенческим компетенциям в США, в то время как в Великобритании когнитивные и поведенческие компетентности дополнили модели профессиональных функциональных компетенций. В Европе, начав применять подходы на основе компетенций позже, сразу приняли более целостную структуру. Знания, навыки и поведение рассматриваются в качестве составных элементов модели компетенций.
Многомерные модели состоят из компетенций, необходимых для эффективной работы и включают в себя концептуальные (знания и понимание) и операционные (функциональный и прикладной навык) компетенции. Индивидуальная эффективность также включает концептуальные метакомпетенции («учиться учиться») и операционные компетенции (социальные отношения и поведение).
Таблица 14. Типология компетенций [8]
Первые три измерения: когнитивные, функциональные и социальные компетенции, являются универсальными и совместимы со всеми тремя подходами в обучении профессии. Таким образом, знания (и понимание) относятся к когнитивным компетенциям, навыки к функциональным, и собственно «компетенции» (поведенческие и отношений) к социальным компетенциям. Метакомпетенции отличаются от первых трех измерений, так как служат для облегчения приобретения других компетенций.
Многомерный подход к компетенциям – это комбинация четырех элементов измерения компетенций в различных пропорциях.
Наиболее распространенные группы компетенций:
• профессиональные
• общие
• личностные
• коммуникативные
• управленческие
Рисунок 5. Целостная модель компетенций
Профессиограмма – документ, описывающий конкретную профессию и требования к ее владельцу.
Профессиональный стандарт – унифицированный документ, в котором отражены основные требования, уровень знаний, умений, образования, стажа, опыта работы, необходимых для назначения определенного лица на определенную должность.
Таблица 15. От профессиограммы к профессиональному стандарту
Таблица 16. Структура Профессионального стандарта, принятого в РФ [9]
Сколько будут стоить необходимые нам специалисты
В условиях глобализации рынка профессии и должности, а также требования к ним становятся все более унифицированными, стирается страновая специ фика в описании содержания и сложности работ, но из-за разницы в экономическом развитии сохраняется дифференциация в оценке стоимости работ.
С появлением многомерных подходов к профессиональным компетенциям изменились и подходы в оплате труда.
Для определения стоимости работ (должности) проводится оценка сложности работ. Чем сложнее работа и выше требования к ней, тем выше оплата.
Оценка сложности производится исходя из описания работ, на основе профиля необходимых компетенций.
Для оценки сложности работа сравнивается либо с некоторой шкалой, либо с другой работой. При этом работа может рассматриваться целиком или только отдельные ее элементы. В Таблице 17 представлены ведущие методы оценки сложности работы.
Рисунок 6. Подходы в оплате труда
Таблица 17. Ведущие методы оценки сложности работы [10]
Метод классификацииДолжности разбиваются на классы, имеющие общие отличительные признаки в соответствии с обязанностями, уровнем ответственности и требуемой квалификацией. Класс – это наименьшая группа, к которой применяется единообразный подход в установлении заработной платы. Далее формируется иерархия классов, и каждая иерархия исследуется по отдельности. Классы сравнивают между собой, чтобы установить число уровней или разрядов работы, по всему перечню изучаемых должностей.
Метод классификаций – это достаточно сложная система, она охватывает широкий диапазон должностей различного типа, и есть некоторые трудности в определении приемлемого количества уровней для каждого разряда.
Метод ранжированияРаботы при использовании данного метода оцениваются в целом.
Различные должности ранжируются от высшей к низшей, в зависимости от их ценности для организации. В результате ранжирования должности разбиваются на группы для установления размеров заработной платы.
Создателями данного метода считаются Артур Янг и Джордж Келди. Метод ранжирования достаточно прост в применении, однако должно быть соблюдено единообразие и непротиворечие подходов в определении различных уровней стоимости работы, чтобы обеспечить внутреннюю справедливость в системе вознаграждения труда.
Метод балловМетод баллов Меррилла Лотта самый распространенный метод оценки сложности работ, выражается в количественной форме суждений о сравнительной ценности различных характеристик должностей. Этим суждениям присваиваются баллы, и окончательная оценка стоимости работы получается в виде общей суммы этих баллов.
Примерная последовательность оценки:
• каждая должность получает число баллов, соответствующее полному содержанию работы, с учетом всех факторов вознаграждения и их веса;
• наименования должностей формируются в иерархию по числу баллов;
• группы должностей с приблизительно равным общим количеством баллов объединяются в соответствующие разряды должностей или определенные уровни заработной платы.
Метод сравнения факторовМетод разработан Юджином Бенджем. В основе метода два ключевых допущения:
• ставки заработной платы для небольшого числа ключевых должностей в компании находятся в правильном соотношении между собой;
• ставки заработной платы ключевых должностей могут быть базой для построения шкалы для оценки содержания работ остальных оцениваемых должностей.
Порядок оценки сложности работ методом сравнения факторов:
1) определяется ставка заработной платы на каждый фактор в соответствии с его относительной важностью для каждой должности;
2) установленные ставки заработной платы преобразуются в баллы на шкалах для измерения сложности работы;
3) разработанные шкалы используются при оценке всех прочих должностей;
4) полученную иерархию должностей группируют в разряды.
Таблично-профильный метод оценки сложности работы, разработанный Эдвардом Хэем и Дейлом Первесом, является производным от метода сравнения факторов.
Три основные системы установления оплаты труда работникам:
• бестарифная система оплаты труда;
• тарифная система оплаты труда;
• грейдирование.
Бестарифная система оплаты трудаЗаработок работника зависит от конечных результатов работы коллектива, к которому относится работник. Оклады или тарифные ставки не устанавливаются. Применять бестарифную систему имеет смысл, когда есть система учета результатов труда работника и каждый член коллектива одинаково заинтересован в достижении поставленных целей.
Основные принципы построения бестарифных систем:
• фонд оплаты труда подразделения или организации в целом рассчитывается как фиксированный процент от выручки или прибыли компании;
• распределение фонда оплаты труда между работниками компании производится пропорционально фактическому трудовому вкладу в получении результата;
• личные результаты труда работников определяются на основе их профессиональных качеств (компетенций).
Размер оплаты труда в час или за день определяет тарифная ставка, в соответствии с тарифной сеткой. Тарифная сетка (совокупность ставок оплаты труда, тарифных коэффициентов) устанавливает соотношение в оплате труда между различными разрядами работ и рабочих (квалификациями). Разряд работы и рабочих определяется с помощью тарифно-квалификационных справочников.
В тарифной системе оплаты труда чаще применяются единые тарифные сетки для рабочих и служащих. Там, где нужно разделить подходы в установлении оплаты, а именно регулировать ставки рабочих и оклады служащих независимо друг от друга, применяется раздельная тарификация рабочих и служащих.
Сущность раздельной тарификации состоит в том, что рабочие тарифицируются по установленным для них тарифным сеткам, а служащие (руководители, специалисты и другие служащие) – на основе схем должностных окладов.
ГрейдированиеГрейдирование должностей – это последовательный процесс определения относительной ценности (грейда) каждой должности, построение системы должностных уровней. Оценка ценности должности должна учитывать стратегию развития компании, корпоративную культуру и текущее состояние бизнеса.
Грейды зависят от конкретных требований, предъявляемых к должности, также учитывают контекст, в котором работает должность. Информация о конкретной должности собирается и анализируется на основании интервью с руководителем данной должности и внутренних документов, регламентирующих ее деятельность.
Существует множество методов грейдирования должностей. Самые известные и популярные – метод Watson Wyatt [11] и метод направляющих таблиц Хэя [12].
Метод Watson WyattГлобальная система грейдинга (Global Grade System) компании Watson Wyatt построена на ранжировании должности и определении ее позиции на Карте грейдов (Grade Map), состоящей из 25 грейдов.