После модернизации законодательства о банкротстве в 2017 г. субсидиарная ответственность год за годом продолжает набирать популярность как эффективный инструмент для взыскания долгов. Настало время новой реальности. Как бы ни хотелось должникам спрятать деньги от кредиторов, делать это становится все труднее и труднее. Времена, когда можно было бросить фирму с долгами и продолжить свой бизнес под другим юридическим лицом, навсегда ушли в прошлое. Уже не проблема взыскать пропавшие деньги с родственников директора, если он перевел свое имущество на них, с детей и даже с наследников. В практике появились случаи, когда взыскиваемая с физлиц сумма доходила до 2,5 млрд руб. Не исключено, что с таким долгом человек не расплатится никогда, и его так и будут преследовать судебные приставы. Ежегодно начиная с 2019 г. в отношении контролирующих лиц подается около 6000 заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности (по данным статистического бюллетеня ЕФРСБ от 30 июня 2021 г.). И даже пандемия не повлияла на эти цифры: в 2020 г. было подано 6635 заявлений, а за шесть месяцев 2021 г. – 3339. Ожидаемо, что по итогам 2021 г. количество заявлений снова превысит 6000. При этом ежегодно растет число удовлетворенных требований. Сейчас соотношение составляет «50 на 50». При такой статистике пускать все на самотек и надеяться на лучший исход – просто верх легкомыслия. Но что же делать тем, кто не собирался обманывать кредиторов, но дела компании пошли плохо по объективным причинам? Означает ли теперь, что вместе с потерей бизнеса человеку' придется расстаться еще и со своим личным имуществом, которое он честно заработал? Вовсе нет. Задача процедуры банкротства – найти баланс и завершить дело с минимальными потерями для обеих сторон. Но чтобы все прошло именно так, должнику нужно принимать меры заранее, когда только появились первые признаки финансовой нестабильности. Помните, внимательное отношение к делам организации и актуальная информация о тенденциях в субсидиарной ответственности помогут вам уберечься от фатальных ошибок в бизнесе.