Услыхав слова «Ты спасешься в ковчеге», Ноаху следовало бы молить Ашема проявить милость и к остальному миру. Но Ноах прошел мимо этой возможности и не вступился за своих собратьев. Он не был похож на Моше, который, услышав от Ашема повеление (Жмот. 32:10): «Оставь Меня. Возгорится Мой гнев на них, и Я уничтожу их, – а тебя сделаю народом великим», возразил: «Как могу я покинуть еврейский народ ради своего личного блага?». Моше до тех пор умолял Ашема, пока Тот не простил еврейский народ. Что касается Ноаха, то он не стал молить за свое поколение.
Ашем продолжал наставлять Ноаха: «Приведи в ковчег всех земных тварей. Возьми самца и самку от каждого рода, который не является чистым, и по семь пар самцов и самок от всякого рода, который Тора в будущем объявит чистым».
Откуда мы узнаем, что человеку следует избегать грубых слов?
Давая наставления Ноаху, Ашем не сказал: «От всех зверей, которые нечистые, возьмешь по два». В Торе сказано: «От зверей, которые не являются чистыми». Таким образом, обойден более резкий термин – нечистые. Это нас учит тому, что всегда следует избегать грубых выражений, даже если они более конкретны.
– Как я могу выполнить Твое повеление? – спросил Ноах. – Разве я охотник, который умеет распознавать различные виды животных и ловить их?
Как только Ноах произнес эти слова, он потерял возможность выполнить мицву, заповедь.
Ашем ответил: «Тебе не надо ловить животных. Они придут в ковчег сами».
Ноаху было обещано: «Я заключу Мой завет с тобой, чтобы не дать сгинуть припасам, которые ты взял в ковчег. Завет будет охранять тебя, так что нечестивцы из твоего поколения не смогут причинить тебе никакого вреда, несмотря на всю свою силу, и не смогут помешать тебе войти в ковчег».
Глава 4. Жена Ноя
Она является матерью всех живущих на земле людей, однако никто даже не знает ее имени. Удивительно, как мало известно о той, которая была столь важной личностью. Люди не знают, ни где она родилась, ни где жила, ни где и когда умерла. Известно только то, что она жила в период всемирных бедствий и несчастий, всячески поддерживала своего мужа и стала женщиной, которая по праву заняла достойное место в человеческой истории. И это не Ева. Эта женщина жила, по меньшей мере, на десять поколений позже Евы. В Библии о ней говорится только как о «жене Ноя». Из-за недостатка информации придется называть ее просто женой Ноя. Удивительно, что о человеке, который сыграл такую важную роль в истории, написано так мало.
Имя ее мужа упоминается в Библии более пятидесяти раз. Иезекииль, живший значительно позже Потопа, говорил о Ное как о праведном человеке. В Новом Завете апостол Петр упоминает имя Ноя в обоих своих посланиях и говорит о нем как о «проповеднике правды».
В настоящее время люди во всем мире, будь то китайцы, испанцы, филиппинцы, арабы или евреи, могут проследить всю родословную этой женщины. Если внимательно всмотреться в этот образ, то невозможно не заметить, какой великой она была, и какой вклад внесла в человеческую культуру. Жена Ноя – это женщина, действительно достойная уважения. Ниже представлены три особенности ее жизни, которые позволяют выделить ее из круга остальных людей в ее влиянии на жизнь своего и всего будущего поколения людей.
Во-первых, жена Ноя была женой не пользующегося популярностью проповедника.
Истина гласит: «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина». Однако мало кто может себе представить, что значит жить с человеком, который является предметом насмешек со стороны окружающих его людей. Только задумайтесь о том, как обескураженный старый Ной смотрел в лица смеющихся над ним мужчин и женщин в ответ на свои слова о приближающемся наказании Божьем. Безусловно, жена Ноя была знакома со всеми его страданиями и переживаниями. И после Потопа она стоически переносила все трудности его жизни, оставаясь с Ноем рядом и помогая перебороть все тяготы.
Во-вторых, жена Ноя была матерью троих сыновей, которые выросли, общаясь с детьми тех родителей, чьи ценности отличались от того, во что верили она и ее муж.
Жена Ноя была хорошей матерью. Конечно же, мать должна была вытирать слезы сыновей, когда их друзья посмеивались над ними из-за странных идей их отца. Она была всегда рядом, когда дети нуждались в ней.
В-третьих, жена Ноя была бабушкой, имеющей большой жизненный опыт. И способной помочь словом и делом.
Наверное, поэтому никто в мире не сможет соперничать с искусством жены Ноя рассказывать истории, которые ей пришлось видеть за свой долгий век. Какие яркие воспоминания о потопе, должно быть, слушали ее внуки!
Несомненно, она должна быть среди тех, о ком автор Послания к Евреям писал: «Те, которых весь мир не был достоин…» (Евреям 11:38), потому что «она сделала, что могла…» (Марк 14:8).
И здесь нельзя умолить ее роли в жизни Ноя. Посмотрите, что говорит Библия о том, как все начиналось, и о том, сколько страха, ужаса и трудностей ей и ее семье пришлось пережить.
«Когда Господь увидел, что все мысли и поступки человека направлены только на зло, Он пожалел о том, что создал его. И сказал Господь: «Истреблю с земли всех людей, а с ними вместе истреблю всех зверей полевых и всех птиц небесных. Я раскаялся, что сотворил их».
Из всех людей один только Ной был угоден Богу, так как он был человек праведный и непорочный. Бог сказал Ною: «Пришел конец всему живому, ибо земля наполнилась от него злодеяниями. И вот, Я истреблю все живое на земле. Ты же сделай себе большой ковчег и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай отверстие в ковчеге вверху, а сбоку устрой вход и прикрой его крепкой дверью. Когда Я наведу на землю потоп, чтоб истребить всякую живую тварь, войди в ковчег со своей женой, твоими сыновьями и с женами сыновей твоих. Введи также в ковчег по паре от всех видов зверей, чтобы они остались с тобою в живых. И из птиц возьми по паре, из всякого рода их, и из всех пресмыкающихся по земле пусть войдут от каждого рода их по паре, чтоб остаться в живых. Возьми себе всякой пищи, какой обычно питаются, и будет она пищей для тебя и для них».
Ной сделал все так, как повелел ему Бог. Когда пришел назначенный час, Бог сказал ему: «Войди ты и семейство твое в ковчег, ибо тебя одного увидел Я праведным передо Мною». Ной, его сыновья Сим, Хам и Иафет, а также их жены укрылись в ковчеге. По желанию Господа, они взяли с собой по паре от каждого вида зверей, по паре от каждого рода пресмыкающихся и по паре от каждой разновидности птиц. Когда все разместились внутри, Ной плотно закрыл дверь и стал ожидать потопа.
Через семь дней отворились небесные окна и разверзлись все источники великой бездны. На землю хлынули потоки воды, которые текли, не переставая, сорок дней и сорок ночей. И столько пролилось воды, что скрылись под ней самые высокие горы; лишь ковчег плавал по поверхности бушующего моря. В эти дни лишилось жизни все, что имело дыхание: все звери, и все птицы, и все гады, ползающие по земле, и все люди. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли. Остались только те, кто был с Ноем в ковчеге.
Вода усиливалась на земле сто пятьдесят дней. Наконец, Бог вспомнил о семействе Ноя и о всех птицах, зверях и гадах, бывших с ними. Он навел на землю ветер и остановил наводнение. Закрылись небесные окна, перестал литься дождь, вода стала быстро убывать. Вскоре показались из моря вершины гор, а на седьмой месяц ковчег остановился на горах Араратских. Ной открыл окно и выпустил голубя. Но вода заливала еще всю землю. Не найдя суши, голубь прилетел обратно в ковчег. Ной помедлил семь дней, и опять выпустил голубя. Голубь возвратился к нему в вечернее время, держа во рту свежий масличный лист. Так Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней, в третий раз выпустил голубя, но тот уже не возвратился к нему. Тогда Ной открыл кровлю ковчега и увидел, что поверхность земли обсохла.
Бог сказал Ною: «Выйди из ковчега, и пусть выйдут с тобой жена твоя, сыновья твои и жены сыновей твоих. Выведи всех животных, которые были с тобою, – пусть разойдутся они по земле». Ной сделал все, как велел ему Бог. Сойдя на землю, он устроил жертвенник и принес на нем жертву. Господь ощутил приятное благоухание и сказал Себе: «Не буду больше проклинать землю за человека, и не буду поражать всего живущего, как Я сделал. Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся никогда».
Из всего этого следует, что эта женщина пережила очень многое. И к великому сожалению о ней так мало упоминается в различных писаниях. Более детально невозможно даже проследить ее быт и жизнь. Она, пожалуй, останется настоящей загадкой. Возможно, это произошло потому что женщина никогда не являлась главным персонажем в сказаниях, легендах и любых других трудах.
Глава 5. Сим, Хам, Иафет
Как мы уже знаем, у Ноя было три сына. В праведном Ное как бы обновилось человечество; от него произошли три ветви, и каждой из них великий патриарх Ной указал их исторические пути.
Симу, как старшему, дал он царственное священство: благословлять и славословить величие Божие и в потомках своих сохранить Божие обетование падшему Адаму. Он предрек, что от него произойдет Искупитель первородного греха, чаянием пришествия Которого жило потом все ветхозаветное человечество. Более того, роду Симову предназначено было быть избранным народом, из которого через Пречистую Деву Марию и пришел на землю Искупитель мира – воплотившийся Бог Слово.
Из его же священного рода произошли святые апостолы, Иоанн Креститель и великие пророки. Но и земная, чисто человеческая слава как отображение царственного священства по чину Мелхиседекову была дана роду Симову: его род стал царственным народом сначала Урийского, а затем – Вавилонского царства. «Я царь земли – именовали себя вавилонские цари – и владыка четырех стран света: Востока и Запада, Севера и Юга», что вполне соответствовало действительности: все царства и народы были так или иначе подвластны вавилонским царям. Их царственного величия не превзошли никакие последующие цари мира, даже римские императоры. Но на этом мы особо остановимся в дальнейшем. «Да благословит Господь Бог Иафета», – сказал Ной, благословляя его. Сим, как старший сын, должен был остаться в доме отца своего, а Иафету Господь отдавал великий удел – расселиться на земле и владеть ею.
Пойдя к северу от родины своей Месопотамии, они разделились на две группы, одна из которых направилась на Запад и образовала великую семью европейских народов, другая ушла на северо-восток и образовала знаменитое государство Арийское. После крушения Арийского царства, вследствие геологической катастрофы в Средней Азии, его обитатели переселились в основном в Индию, где создали знаменитые Веды – повесть о своей высокоразвитой культуре, об Арии и ее гибели. Они образовали в Индии белую господствующую расу среди темнокожих аборигенов.
Меньшая же часть арийцев переселилась на Иранскую платформу и известна под именем Мидян, образовавших позже великую Персидскую империю; еще одна маленькая группа пошла к озеру Ван и Арарату, где образовала древнейшее Армянское царство. Первая столица армянского царства называлась Нахичевань, вблизи Арарата и могилы жены Ноя. Нахичевань означает на армянском языке – стоянка Ноя. Потомкам Иафета дал Господь великое наследие после Сима – быть вместилищем Святой Церкви Христовой, ибо все христианские народы Европы – это дети Иафета. Сонмы первохристианских мучеников, святителей, преподобных, равноапостольных просветителей народов, подвижников, исповедников и всех святых – это достояние Иафета, его дети по крови.
«И да вселится Иафет в шатрах Сима», – сказал Ной, возвещая, что Иафет будет наследником Сима. Иафетиты будут наследниками семитов. Ветхозаветная семитическая Церковь продолжила свое бытие в иафетической Христовой Церкви. Это же произошло и в государственном отношении – владычество перешло к иафетической Греко-Римской Империи.
Разделившись на две основные ветви, разошлись иафетиты на Восток и Запад. «Да распространит Господь Бог Иафета», – сказал Ной, и часть его потомков отправилась заселять Европу, чтобы оттуда распространиться по всей земле и обладать ею.
В начале неолитического периода по безлюдной Европе шло гениальное племя Иафета. Еще жива была память о Потопе. Дойдя до территории современной Швейцарии, иафетиты остановились и построили на воде свои первые поселения. Какие изумительные города выросли на сваях на Женевском озере. К ним вели понтонные, разводящиеся на ночь мосты: домашний скот надо было на ночь ставить на свайные площадки и разводить мост, так как в Европе тогда вновь появились хищники из Африки.
Швейцария – отчий дом всех европейцев. Отсюда распространились иафетиты и образовали пять великих племен, от которых впоследствии произошли европейские романо-германо-славянские народы. Шестая великая их ветвь – греческая – отделившись по пути шествия в Европу, заселила Элладу и ее острова.
Неолитический век – это тот золотой век человечества, о котором сохранились народные легенды и предания.
Душевная сторона жизни европейцев была поэтична и прекрасна: разнообразны их музыкальные инструменты, струнные и духовные, свидетельствующие о высокой музыкальной культуре и любви к музыке. Поскольку они были скотоводами, пропитание доставалось им сравнительно легко.
Немного позже, когда люди, размножившись, разошлись в разные страны Европы, под влиянием окружающей природы стали формироваться национальные черты отдельных групп.
О Хаме, среднем сыне Ноя, стоит поговорить отдельно. Ведь именно он был проклят собственным отцом.
Итак, после потопа Ной начал возделывать землю, и первое, что он сделал, – это разбил виноградник. Но привело это к довольно серьезным для истории человечества последствиям: «И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и, выйдя, рассказал братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду, и, положив ее на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видели наготы отца своего. Ной проспался от вина своего, и узнал, что сделал над ним меньший сын его; и сказал: Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Бытие 9:21–25).
Проклятие Ноем сына Хама и его потомства, мотивируется еще и тем, что Хам не ограничился лишь насмешками над отцом, а оскопил Ноя, лишив его возможности в будущем породить новых сыновей (сверх имеющихся трех), которые бы также приняли участие в разделе мира. Этим объясняется тот факт, что Ной проклял своего сына Хама – Ханаана. Поскольку Ной определил за потомками Хама рабский удел, он таким образом оказывается учредителем института рабства, что с неодобрением отмечается послебиблейской традицией.
Также по преданию, во время Потопа Хам со своей женой были единственными из людей, которые нарушили запрет Творца плодиться и размножаться, и в наказание за это стали чернокожими.
Истинное зло не замедлило проявиться и в потомстве нового послепотопного человечества, во главе которого стало племя Хама, унаследовавшее злую, дерзкую, склонную к неверию натуру своего проклятого Ноем родоначальника.
Хананеи давно известны в истории человечества своей жестокостью и испорченностью. Они происходили от Ханаана, внука Ноя от его сына Хама (Быт. 9:18). У Ханаана, вероятно, от природы склонного к сладострастью, были, несомненно, плохие черты; это проявилось в извращенном поступке, совершенном им по отношению к его деду Ною. Хам, отец Ханаана, ничего не предпринял, чтобы воспрепятствовать такому поступку, и не предпринял также ничего потом, когда он о нем узнал, чтобы наказать злодея. Всемогущий Бог, как никто другой, хорошо знал, к каким последствиям может привести поведение извращенцев. Поэтому Ханаан был проклят Богом (Быт. 9:20–25).
Принесение в жертву детей, гомосексуализм и разврат с животными стал образом жизни хананеев! Кроме того, они занимались магией, ясновидением, колдовством и другими делами, ненавистными для Бога. (Втор. 18:9—12).
Уже во дни Авраама, часть ханаанейского населения, которая его окружала, т. е. жители соседних городов Содома и Гоморры, были в такой мере разнузданы и безнравственны, что Бог уничтожил огнем их и их города. Авраам ходатайствовал за них у Бога, но в этих городах не возможно было найти даже десяти праведников. (Быт. 18:20 до 19:29; 2 Петра 2:6–8).
Глава 6. Всемирный потоп – что это?
Всемирный потоп – это чудовищная катастрофа, последствием которой стало затопление водой всей планеты, включая горы. Вода прибывала не только за счет непрекращающегося 40 суток дождя, но, прежде всего, по причине открытия гигантских подземных источников.
Сотворение мира в плане Божьем предполагало всеобщую гармонию. Мир, сотворенный Богом, был совершенен. Вся природа находилась в равновесии, а люди были бессмертны и не знали никакой нужды. Однако из-за грехопадения человека все изменилось: и люди, и их окружающий мир. Вместе с грехом в жизнь человечества вошло зло.
Страшным результатом греха стало убийство Каином своего брата Авеля к ужасу их родителей – Адама и Евы. Рождающиеся в последующем поколения людей разделились: одни чтили своего Создателя и старались делать добро, другие же пренебрегали Его заповедями и творили зло. Род благочестивых людей происходил от третьего сына Адама и Евы – Сифа, нечестивое же поколение брало свое начало от Каина. Цивилизация Каина преуспела в материальной деятельности (они построили города, добились успехов в освоении ремесел), но духовное ей было совершенно чуждо. В те времена продолжительность жизни людей могла превышать 900 лет, так как природные условия все еще отражали великолепие первоначально сотворенного мира. Но все свои интеллектуальные и физические возможности человечество направило во зло. Грех все больше и больше умножался, и даже потомки верного Богу Сифа постепенно стали подобными остальным. Прошло чуть более 1500 лет со времени сотворения Адама и Евы, и только одно семейство осталось верным Богу – праведного Ноя. Человечество уверенно приближалось к страшной катастрофе – Всемирному потопу.
В то время дожди не шли, а Земля орошалась паром, поэтому поверить в дождь, или, тем более, – во Всемирный потоп было очень трудно. Ной поверил безоговорочно и построил ковчег, сделав все, что ему было сказано Богом. Такое масштабное строительство, как ковчег, не могло остаться незамеченным окружающими, однако, судя по результатам, Ною никто не поверил – люди продолжали жить по-прежнему. Но наступило назначенное время, и Ной с семьей вошли на борт ковчега, а с ним по слову Господа – животные, птицы и пресмыкающиеся. Через семь дней после этого пришел Всемирный потоп, в возможность которого человечество не поверило. Библия сообщает, что открылись все «источники бездны», и «окна небесные» отворились. Какая видимая причина вызвала такую катастрофу, – неизвестно: астероид, комета или что-то другое, но это привело к появлению трещин в земной коре (следы которых существуют и в настоящее время по всей Земле), и извержению на поверхность лавы и гигантского количества воды. Одновременно с неба пошел ливень непостижимой силы. Как говорит Библейский текст дальше, дождь продолжался сорок суток, а лава прибывала из недр Земли в целом сто пятдесят дней. Вода Всемирного потопа поднялась до такой степени, что покрылись все вершины гор (которые в те времена могли быть и не такими высокими, как сейчас). Все живое, движущееся по суше и по воздуху, погибло.
Рассмотрим сначала библейскую версию гидрологических событий Всемирного потопа. Начало потопа описано так:
«…разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Бытие 7,11–12).
Дальнейшее развитие событий привело к возникновению экстремальных гидрологических явлений:
«И продолжалось на Земле наводнение сорок дней (и сорок ночей) и умножилась вода и он (ковчег) возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле и ковчег плавал на поверхности вод». (Бытие 7,11)
Далее приводятся масштабы и последствия экстремальных гидрологических событий:
«И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом; на пятнадцать локтей поднялась на ними вода… И лишилась жизни всякая плоть, движущая на земле… Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней». (Бытие 7, 11–21).
Это был пик потопных событий, максимальный подъем уровня. После этого наводнение пошло на спад:
«… и навел Бог ветер на землю и вода остановилась. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца, в первый день десятого месяца показались верхи гор (Араратских)» (Бытие 7, 8).
Завершение потопных событий описано так:
«Шестьсот первого года (жизни Ноевой) к первому (дню) первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли. И во втором месяце к двадцать седьмому дню месяца, земля обсохла». (Бытие 8,14).
Хронология и локализация библейского потопа
Время потопных событий определено в библейском календаре от рождества Ноева, аналогично современному календарю с отсчетом времени от рождества Христова.
«Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю» (Бытие 7, 6).
Эта дата имеет вид: 600 г. РН (рождество Ноева). Правда, эта дата не привязана к другим известным датам, в том числе к настоящему времени. Но богословы уже давно вычислили дату потопа, используя данные о рождении, смерти и продолжительности жизни последующих поколений многочисленных потомков Ноя (Бытие 10–11).
Временные рамки «Библейского Потопа» по разным источникам варьируют от 4,5 до более 10 тысяч лет. Так, потоп в Месопотамии определяется в интервале 4500–6000 лет (Роу, 2003), однако этот Потоп не был всемирным, это скорее описание крупного наводнения. Что касается Библейского потопа, то по новейшим исследованиям, основанным на разных источниках, преобладают датировки от XII до IX тысячелетия до н. э. (Баландин, 2003), т. е. от 13 до 12 тысяч лет назад. Значит, возраст Потопа уходит в конец ледникового периода, причем не в самый его финал. Длительность Потопа также варьируется от двух недель до нескольких месяцев. В богословской литературе есть даже точная дата Всемирного потопа – 9545 лет до н. э. (Леонов и др., 2002). Довольно близкие датировки событий Потопа получены на основании изучения его отложений: хвалынских отложений Каспия, новоэвксинских осадков Черного моря, а также аллювиальных осадков, заполняющих макроизлучины в речных долинах.
До сих пор господствует мнение, что потоп и путешествие Ноя продолжались всего 40 дней. Но это глубоко ошибочное представление: внимательное чтение Библии позволяет установить значительно большую продолжительность этих событий.
Для более точного определения длительности плавания Ноя нужно выявить дату исхода, т. е. старта и дату сошествия, т. е. его конца и высадки из ковчега. Обе эти даты указаны в Книге Бытия достаточно точно, правда, в системе отсчета времени от рождества Ноева. Но это не помешает нам определить время плавания с точностью до одного дня.
Время исхода, т. е. отплытия, определяется следующей цитатой: «воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца» (Бытие 6, 11). По аналогии с современным календарем, это будет выглядеть так: 17.02.600 г. РН (от рождества Ноева). И далее: «В сей самый день вошел в ковчег Ной и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы и жена Ноева и три жены сынов его с ними» (Бытие 7, 13).
Время сошествия с ковчега (вблизи горы Арарат) приведено точно в главе 8 Книги Бытия: «Шестьсот первого года (жизни Ноевой), к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега, и посмотрел, и вот обсохла поверхность земли. И во втором месяце к двадцать седьмому дню месяца земля высохла… И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним». (Бытие 8, 13–14, 18).
В современном виде дата сошествия имеет вид 27.02.601 г. РН. Разница в датах исхода (17.02.600 г. РН и сошествия 27.02.601 г. РН) составляет один год и 10 дней. Это и есть полная продолжительность плавания Ноя от посадки на ковчег до высадки на землю – всего 375 дней.
Правда, чистое время плавания по морю может получиться несколько меньше. Нужно вычесть время от посадки на корабль (17.02.600 г. РН) до всплытия ковчега (до 40 дней) и после открытия кровли ковчега 01.01.601 г. РН до полного высыхания земли 27.02.601 г. РН, т. е. 57 дней. Тогда продолжительность плавания Ноя в акватории Хвалынского бассейна составит от 278 до 318 дней, т. е. около одного года, в среднем – 300 дней.
Теперь, зная длительность плавания, можно приблизительно оценить расстояние, которое проплыл Ной на ковчеге за это время. Логично, что он плыл в одном направлении с севера на юг достаточно целенаправленно. Вначале плавание проходило в палеоэстуарии Волги, ковчег медленно дрейфовал вниз по течению до впадения в море и далее – вдоль западных берегов Хвалынского моря. Примем реальную среднюю скорость плавания около 5 км в день, учитывая также неизбежные остановки для пополнения запасов и по метеоусловиям. Тогда скорость движения могла составлять около 200 м/час или 3,5 м/минуту или 5–10 см/секунду. За время плавания в течение года корабль мог покрыть расстояние около 1500 км. Это превышает длину современного Каспия с севера на юг (1200 км). Казалось, что это противоречит библейской версии. Однако нужно учесть, что Позднехвалынский бассейн того времени имел более высокий уровень, выше отметок ±0 м абс. и более обширную акваторию, его длина с севера на юг достигала 1400–1500 км, а если учитывать палеоэстуарий Волги, то и несколько больше – 1500–1600 км, что примерно соответствует дистанции, покрытой за время плавания Ноя. Это достаточно хорошее совпадение палеогеографических и библейских данных.