Экономические отношения формируются и развиваются в субординированной системе. Она будет проанализирована в специальной теме нашего учебного пособия. Здесь важно иметь в виду, что взаимодействие человеческого и вещественного факторов происходит в специфической общественной форме. Её природа проистекает из необходимости владеть, распоряжаться и пользоваться самими факторами, которые не могут быть «ничейными».
Рис. 1.1
Соотношение между экономическими и производственными отношениямиКроме того, произведённые духовные и материальные блага необходимо распределять, обменивать и потреблять. Это затрагивает потребности и интересы многих людей, которые вступают в соответствующие экономические отношения друг с другом.
Глава 4. Формы общественного продукта и структура общественного производства
Результатом взаимодействия факторов производства является общественный продукт. В зависимости от его форм формируется структура общественного производства.
§ 1. Общественный продукт и его формы
Структура общественного продукта может быть представлена схемой 1.2.
Схема 1.2
Формы общественного продукта Развитие теоретических воззрений на общественный продуктНе так прост ответ на вопрос, что же является результатом общественного производства. Экономическая теория в процессе своего развития отвечала на него применительно к господствующим воззрениям в отношении общественной формы богатства. Богатство, рассматриваемое в качестве такового, принимало вид того или иного продукта.
Начиная с появления homo sapiens, в его борьбе за физическое выживание, выработалось весьма устойчивое представление, что основными продуктами всякого производства являются пища, одежда, жилище, средства производства, т. е. всё то, что получило общее название материальных благ.
С древних времён на вывод, что же является результатом производства, существенное влияние оказывали социально-экономические отношения. Те объекты в виде материальных благ или услуг, которые необходимы были вождям племён, государству, частным собственникам, господствующим в обществе классам и политическим элитам, считались главными результатами функционирования общественного производства.
Назвать все эти многочисленные объекты и классифицировать практически невозможно, учитывая их разнообразие по странам и континентам. В этом ряду находятся такие объекты, как средства вооружения и обороны, украшения для людей, серебро, золото и другие формы богатства, средства гигиены человека, наркотические средства, природные ресурсы, вовлечённые в оборот, фундаментальные сооружения архитектуры и памятники. В современном буржуазном обществе – это различные формы и виды капитала, всё, что в будущем сулит увеличение доходов. Подробный анализ объектов, считающихся богатством, у нас впереди.
Духовные ценностиВсякая классификация явлений, или выведение понятий о них, предполагает, прежде всего, определение критерия или признака, по которому будет осуществляться классификация того или иного процесса или явления. На наш взгляд, основным критерием определения общественного продукта и понятия о нём выступает полезность благ в целях развития человека и общества. Именно после этого должно начинаться переосмысление устоявшихся взглядов о происхождении и структуре общественного продукта. Вопрос должен быть поставлен следующим образом: «Что главное в современном Человеке, телесность или интеллект?» Ясно, что одно без другого не существует, но прогресс Человека в дальнейшем будет зависеть от знаний и духовности Общества. Поэтому мы ставим на первое место в общественном продукте духовные ценности. Формы и виды такого продукта очевидны, это – результаты просвещения, образования, науки, культуры, искусства, литературы, а также состояние управления и информационных технологий.
Могут последовать возражения, что этот продукт нельзя осмотреть, измерить и взвесить. Это не правда. Многое из перечисленных явлений имеет вполне материальное измерение. Дело в том, что человечество долгое время не задумывалось и не искало способов измерения духовных ценностей. Кроме того, следует иметь в виду, что современные системы счета материального продукта и услуг в большинстве используют косвенные методы расчета – через цены и доходы. Лучшего люди пока не изобрели. Почему же тогда нельзя таким же образом измерять духовные блага? Тем молодым людям, кто хотел бы заняться экономической наукой, можно начать искать способы измерения и оценки духовных ценностей. Научите человечество делать это и вы станете гениями.
Выставляя на первый план духовные ценности, мы не покушаемся на фундаментальный принцип первичности материи и вторичности сознания, первичности материального и вторичности духовного. Диалектика этих полюсов такова, что они взаимопроникают и превращаются одно в другое. Само собою разумеющимся является тот факт, что человек, прежде чем сформировать свое сознание, должен родиться и физически окрепнуть. Но после этого через осознание самого себя, приобретение опыта и знаний, он имеет возможность сознательно формировать себя и переустраивать материальный мир. Иначе представлять диалектику Человека и Материи невозможно.
Материальные благаСледующей формой общественного продукта являются материальные блага. Упоминание их во вторую очередь вызовет возражение или не понимание. Однако время меняется. Они имеют материальную форму в виде вещей и услуг. Традиционно материальные услуги исключают из материальных благ под предлогом того, что они якобы не имеют предметной формы. Позиция исключительно уязвимая. Услуги чаще всего имеют материальную основу.
Внутри этой группы совершенно различно предназначение предметов потребления и средств производства. Первый вид материальных благ используется для удовлетворения личных (индивидуальных) потребностей людей в пище, одежде, жилище, транспортных средствах, связи и т. п. Средства производства удовлетворяют потребности людей в организации труда и производстве новой продукции. Принципиальные различия с позиций объекта экономической теории в том, что предметы потребления служат целям физического воспроизводства Человека, а средства производства в процессе труда способствуют воспроизводству Человека в качестве homo sapiens, предотвращают его деградацию. В данном случае не имеет значение, какой по преимуществу труд – умственный или физический.
Здесь пока не рассматривается социальная оболочка продуктов – собственность, распределение, обмен, потребление. Вместе с этим необходимо разъяснить смысл разделения материальных благ на эти два вида. В некоторых «Экономиксах» можно найти подробную характеристику натурально-вещественной формы продукта. Однако, ставить в один ряд автоматизированные линии на предприятиях и продукты питания, самолеты и кресла в квартирах и офисах, промышленные здания и телевизоры будет неправильно. Всё это называется физическим или вещественным капиталом. Деление вещественного богатства на предметы потребления и средства производства в неоклассичекой теории отсутствует. Почему?
Дело в том, что предметы потребления выпадают из дальнейшего процесса общественного производства и не выполняют функцию вещественного капитала, принадлежащего частному собственнику. Что не капитал – не интересно. В отличие от этого, средства производства (фабрики, заводы, производственный транспорт, промышленные средства связи) становятся вещественным фактором, и в буржуазном обществе принадлежат очень узкому кругу лиц. С целью сглаживания острых социальных контрастов теоретики помещают в один ряд, например, собственность на гамбургеры и нефтяные вытки, конвейеры и ботинки и тем самым формируют иллюзию равенства прав, свобод и возможностей собственников джинсов и собственников комплексов по производству джинсов, собственников домашних телевизоров и собственников компаний по их производству.
Общественные отношения сделали особыми предметами потребления еще одну группу продуктов труда, без которых человечество могло бы обойтись. Недостаточное самосознание Человека в совокупности с жаждой обогащения и погоней за прибылью групп людей привели к массовому производству таких вредных для генетики Человека продуктов, как табак, алкоголь и наркотики. Потребление сильнодействующих наркотиков ставит под сомнение существование всего человечества. И, тем не менее, они производятся.
Едва ли можно назвать эффективными, с точки зрения рационального удовлетворения человеческих потребностей, такие продукты труда, как роскошные украшения, драгоценности и прочее, накопленные в избытке или для хранения с целью перепродажи по более высокимценам. Трудно представить себе ситуацию, чтобы владелец золотых монет ежедневно любовался их красотой и совершенствовался с этической точкой зрения. Скорее наоборот – это вызов обществу отдельно взятого индивида, руководствующегося невежеством и эгоизмом.
Продукт духовного производстваАвтор пока не осмеливается этот продукт назвать «духовным продуктом», но скорее всего, в будущем это название станет самым распространенным. Непосредственными объектами этой группы общественного продукта становятся знания, опыт, культурные ценности, результаты научного производства, литература, музыкальные произведения и архитектура. В последние десятилетия самым распространенным объектом духовного производства становится информационный продукт или просто информация. Обладание информацией позволяет количественно увеличивать и качественно совершенствовать как воспроизводство материальных благ, так и воспроизводство духовного продукта.
Нематериальные благаОчередной формой общественного продукта являются нематериальные блага. Предназначение этого продукта труда – создание комфортных условий в среде обитания людей в качестве индивидуальных и коллективных потребителей. Нематериальные блага не следует отождествлять с духовными ценностями (благами) или включать последние в нематериальные блага. Этот продукт в большинстве своем принимает вид услуг и обеспечивает жизнедеятельность человека.
«Нематериальные блага» – устоявшееся, но неудачное название этих услуг, т. к. большинство из них имеет вполне материальное содержание. Оно утвердилось в противовес сугубо материальному продукту в виде вещей. Теоретики должны предложить более точное название этой формы исключительно разнообразного продукта. Их предназначение – физическое воспроизводство человека.
КвазипродуктВ структуре общественного продукта существуют иррациональные формы продукта. Назовём эту его часть квазипродуктом (квази – словообразовательная единица со значением ложности или мнимости того, что обозначается существительным). Система общественных отношений, и, прежде всего, отношения частной собственности, антагонистические противоречия в социальных, национальных и межгосударственных отношениях ломают структуру общественного продукта и искажают цель производства, отдаляя её от естественной цели – удовлетворения духовных и материальных потребностей Человека. В обществе производятся такие продукты, которые причиняют вред Человеку или без которых человечество могло бы обойтись.
В качестве примера с трагическим для людей содержанием следует привести продукцию и услуги военного производства. С гуманистических позиций, продукция, предназначенная для убийства людей, не должна производиться. Однако, социальные противоречия внутри обществ, межнациональные и межгосударственные конфликты формируют антигуманные потребности и, соответственно, продукцию для их удовлетворения.
Самый существенный негативный вклад в формирование милитаристского сознания у человечества, к великому сожалению, вносит экономическая теория, выдвинувшая абсолютно несостоятельную теорию ограниченности природных ресурсов и территорий для расселения людей. Наоборот, Природа демонстрирует неограниченность энергии и ресурсов. В отличие от этого, Человек сам себе являет ограниченность знаний и умения воспользоваться сполна природными ресурсами. Руководствуясь этой ложной теорией, люди сошлись в смертельной схватке за территории, бананы, кофе, нефть, алмазы и т. п. Ограниченность в социальных отношениях между людьми толкает их «биться за металл», т. е. за деньги.
Объёмы услуг и продукции для уничтожения людей поражают своими величинами. В отдельных странах даже в мирное время средств для вооружения государствами отпускается больше, чем для производства духовных благ. По данным доклада ООН о развитии Человека в 2005 г. военные расходы в развитых странах в 2003 г. составили 642 млрд долл. США, что в 10 раз превысило размер помощи на борьбу с голодом, детской смертностью и СПИДом в самых бедных странах (Доклад о развитии человека 2005. М.: Весь мир, 2005. С. 106). Абсурдность поведения Человека очевидна.
Продукт для ПриродыОсобой формой общественного продукта выступает продукция для восстановления и охраны природы, ликвидации природных и техногенных катастроф и запасы. Человечество длительное время хищнически изымало ресурсы у Природы, расширяя пространство для битвы с ней. Человек, являясь дитём Природы, ведёт себя неразумно. Настало время осмысленного взаимодействия с Природой и возмещения причиненного ей ущерба. Без немедленного становления на этот путь человечество погубит себя самостоятельно.
§ 2. Структура общественного производства
В соответствии с объектом экономической теории и формами общественного продукта производство делится на следующие виды:
1) сферы духовного производства;
2) материального производства;
3) условий воспроизводства Человека;
4) военного производства;
5) резервного производства.
Духовное производствоДуховное производство распадается на три подразделения – образовательное, научное и культурное. Эти вопросы будут анализироваться на протяжении всего учебного курса.
Материальное производствоВ материальное производство, по данным официальной статистики Российской Федерации, входят: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, а также инфраструктура указанных отраслей, в которых оказываются материальные услуги.
Материальное производство распадается на два подразделения – на производство средств производства и производство предметов потребления.
Условия воспроизводства ЧеловекаДанное производство включает в себя большое количество отраслей и сфер по обслуживанию населения. Наиболее крупными являются здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт и связь, бытовое обслуживание, физическая культура и спорт, туризм и др.
В экономической теории и в статистике часто некоторые сферы и отрасли нематериального производства относят к материальному производству под предлогом того, что услуги имеют материальное содержание или при их производстве используются вещные средства производства. Между тем, в обществе ничего нематериального, кроме сознания, не существует, а без вещей ничего воспроизвести вообще невозможно. Критерием классификации видов производства является не использование вещей, а удовлетворяемые потребности людей.
Военное производствоВоенное производство работает на сокращение числа homo sapiens. С позиций нравственности это выглядит для общества нелепо. Нелепость ситуации возводится в степень, если вспомнить, что самые лучшие научные достижения человеческой мысли используются, прежде всего, и в большинстве в военном производстве.
Резервное производствоРезервное производство обеспечивает продукцией природно-восстановительные и экологические отрасли, работы по ликвидации последствий от природных и техногенных катастроф, страховые и резервные фонды.
Военное и резервное производство функционируют на основе духовного, материального и нематериального производства. Обособленность этих производств основывается на специфике общественных потребностей.
Структура общественного производства в целом может быть представлена схемой 1.3.
Схема 1.3
Структура общественного производстваГераклит Эфесский, Греция
544–483 гг. до н. э.
Фома Аквинский, Италия
1225–1274
Иммануил Кант, Пруссия
1724-1804
ТЕМА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Мы начинаем изучать объект экономической теории и, как следствие, экономическое бытие Человека с методов познания в противовес установившимся традициям начинать учебные курсы с определения предмета науки. Почему? На наш взгляд, результаты любого научного исследования и, уж тем более при изучении общества, в большей мере зависят от выбора методов познания. Предмет и результаты его исследования – продолжение применяемых методов. Каковы методы, таковы и результаты.
Нельзя умолчать еще об одной причине. Современные неоклассические теории основываются на крайне ограниченном выборе, а иногда на полном игнорировании научных методов исследования. Из этого проистекают ошибочные выводы по результатам исследований. Эти выводы в настоящее время грубо вбиваются в сознание молодых россиян. Роль подопытного кролика для такой огромной страны не подходит. Прежде, чем приступить к анализу конкретных методов, используемых в экономической теории, важно осмыслить общенаучные методы в обществоведческих науках. Начинающим изучать экономическую науку на младших курсах, да к тому же не приступавшим к изучению философских дисциплин, очень трудно в этом разобраться. Поскольку учебный материал преподносится с наивысшей степенью научной абстракции, то многочисленные экономические теории нельзя правильно понять, не имея представления о методологии. Предупреждая об этом студентов, выражаем надежду что первые темы нашего курса они воспримут с полным осознанием их важности для последующего усвоения учебного материала и, как следствие, для познания общественной практики.
Молодые люди, изучающие экономическую теорию, столкнуться с материалами, которые будут свидетельствовать о жарких, а порой яростных дискуссиях по многим локальным проблемам. Разобраться, кто прав, а кто ошибается, чаще всего бывает невозможно. Причина в том, что оппоненты обычно приводят частные, а порой весьма мелкие по научной глубине аргументы, или, как говорят, «ловят блох». Давать оценку доказательствам и аргументам по тем или иным научным выводам необходимо с общих проблем и, прежде всего с методологических подходов. Проблемы методологии е учебных курсах являются главными для осмысленного восприятия, а не зазубривания положений экономической теории. Учащийся – не футбольный мяч, который для краткого полёта накачивают воздухом, а птица, которую для свободного парения следует поставить на крыло. Методология – это крылья для полёта в запутанных лабиринтах экономической теории. Набравшая силу повсеместная практика только перечисления методов в учебниках без их расшифровки учащимся абсолютно бессмысленна, так как сами они не в состоянии соединить методологию с теоретическими положениями, навязываемыми авторами учебников. Кроме того, акцент на методологию со стороны авторов учебников, давал бы им возможность самим выверять весь набор теоретических положений, используемых для построения учебных курсов. Жалеть времени на усвоение методологии не следует. Познание методологии отзовётся качеством познания экономической жизни общества, как для учащихся, так и для учителей.
Методологию экономической науки категорически неверно сводить только к ограниченному набору методов исследования объектов экономической теории. Методология охватывает более широкий круг проблем. Вам, молодые люди, многое из сказанного о методологии будет совершенно не понятно. Это естественно. Методология в науке – это своего рода «высший пилотаж». Не торопитесь относить для себя эти проблемы к «непознаваемым». Всё познаётся на конкретных примерах. К ним мы будем возвращаться в каждой теме курса. Вы начнёте понимать, насколько важно владеть правильной методологией. Не торопитесь и не забывайте о методологии.
Структурно методология включает в себя учение о методах исследования реально существующей экономической действительности, учение о предмете экономической теории, обоснование логической структуры учебного курса, не отдаляющегося от социально-экономической жизни общества, нахождение сущности в любом из анализируемых явлений и процессов. Основой методологии всегда являлась и является сейчас философия. К сожалению, в буржуазной России эта наука о всеобщих закономерностях развития материального мира превращена в умозрительную социологию и вам будет трудно соединить методологию экономической теории и философию с её основой – диалектическим материализмом. В учебном курсе экономические явления будут рассматриваться и с позиций философии. Вся наша жизнь – это постоянная философия. С этого мы и начнём свой курс.
Глава 1. Общенаучные подходы и их искажение при исследовании экономической действительности
§ 1. Метод и методология
Метод (от греч. methodos – путь, прослеживание, исследование) – способ достижения определенной цели, совокупность приёмов гни операций в теоретическом освоении действительности. В нашем случае речь идет о теоретическом исследовании экономической жизни общества. Для того чтобы добиться положительных результатов, исследователь должен иметь чёткое представление о том, как он должен проводить исследование и для каких целей. Это позволит ему правильно организовать свою познавательную деятельность и критически выбрать метод познания. Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (ок. 1214–1292 гг.), один из первых мыслителей исследовавших методы познания, сравнивал метод с фонарём, освещающим путь в темноте.
Методология в узком смысле слова – это учение о методах и способах их применения в научных исследованиях. В экономической теории используется большое число методов, в большинстве они являются общими для обществоведческих наук. Методологи ческой основой, как уже было отмечено, выступает философия.
Философское осмысление экономической действительностиВ общепринятом понимании философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Несмотря на не заканчивающиеся дискуссии со времен Гераклита Эфесского (Греция, ок. 544–483 гг. до н. э.), впервые употребившего слово «философия», этим понятием обозначается учение об истине. Швейцарский философ Карл Ясперс (1883–1969 гг.) отмечал: «Там, где пробуждается человек, прежде других наук выступает философия». Если все остальные науки направляют свои поиски на отдельные вещи и явления, то философия в качестве объекта исследования берёт всеобщее бытие Человека и постижение его сущности. Там, где необходимо обнаружение такой сущности, философия становится наиболее адаптированной наукой в сравнении со специфическими науками.
Использование философских методов познания экономической действительности в современной экономической науке следует признать абсолютно неприемлемым. Можно на пальцах одной руки пересчитать экономистов-исследователей, кто для познания экономики обратился к философии. К месту следует заметить, что гениями экономической мысли стали те исследователи, кто начинал с философии или обладал универсальными знаниями. Узкая специализация порождает метафизиков и не только в экономической науке. В XX в. гениев в экономической науке не было. Реально существует философия Человека и философия экономики, предполагающая в качестве методологической базы обязательное соблюдение нескольких принципов. Во-первых, производство должно рассматриваться с позиций воспроизводства человека, его всестороннего физического и духовного развития и познания им окружающего мира.