Как уже говорилось, существуют краски для внутренних и наружных работ, причем характеристики этих красок различны. Краски для наружных работ успешно противостоят солнечным лучам, колебаниям температуры, влаге, дождю. Таким образом, диапазон возможностей подобных красок значительно шире, чем у красок для внутренних работ. Это означает, что краски для наружных работ применимы для покрытий внутри помещений, в то время как краски для внутренних работ непригодны вне помещений. В характеристику красок входит также такое понятие, как укрывистость. Оно означает количество краски, необходимое для создания достаточного слоя на поверхности, и измеряется в граммах на 1 м2.
Краски используются в двух консистенциях: огрунтовочной (более жидкой) и малярной (нормальной).
Масляные краски
Состоят из пигментов и наполнителей, затертых на олифе с введением добавок или без них.
Краски для наружных работ в умеренном климате при покрытии в два слоя по металлу сохраняют свои защитные свойства в течение полутора лет.
По ГОСТам выпускаются масляные краски следующих марок (в зависимости от типа пленкообразующего вещества):
МА–021 – на натуральной олифе;
МА–025 – на комбинированной олифе;
ГФ–023 – на глифталевой олифе;
ПФ–024 – на пентафталевой олифе. Цифра «2» указывает, что краска, разведенная соответствующей олифой, предназначена для любых поверхностей.
Готовые к использованию краски поступают в продажу расфасованными в емкости 0,5–3 л. На этикетках указано назначение краски, цвет, расход на 1 м2 поверхности при однослойном и двухслойном покрытии, применяемые разбавители и др. Следует строго придерживаться этих указаний.
Чтобы сделать краску более жидкой, пригодной для огрунтовки, ее разбавляют растворителями или разбавителями: уайт–спиритом, скипидаром, керосином и т. п.
Краски всех марок имеют следующие цвета (в скобках указана укрывистость краски для малярной консистенции):
– под слоновую кость (200 г/м2);
– палевая (160 г/м2);
– бежевая (120 г/м2);
– серая (100 г/м2);
– светло–голубая (100 г/м2);
– голубая (100 г/м2);
– синяя (100 г/м2);
– желтая (140 г/м2);
– салатная (140 г/м2);
– фисташковая (135 г/м2);
– зеленая (100 г/м2);
– красная (65 г/м2),
– темно–красная (100 г/м2);
– коричневая (100 г/м2).
Характеристику укрывистости тоже следует учитывать при выборе цвета.
Эмульсионные краски
Не являются ни масляными, ни эмалевыми, ни клеевыми, они состоят из мельчайших частичек пластмассы, равномерно распределенных в воде. При испарении краски частички пластмассы образуют очень прочную и эластичную пленку. Водоэмульсионные краски обладают рядом преимуществ: их разводят водой, поэтому они не токсичны: потолок и стены, окрашенные этими красками, пропускают пары воды и воздух («дышат»), нанесенные покрытия можно мыть. Они прочнее клеевых, но слабее масляных. Их применяют вместо масляных составов при окраске внутри помещения, что помогает сэкономить на стоимости краски и олифы. Наносить эмульсионные краски лучше с помощью краскораспылителя или поролонового валика.
Перед использованием краску необходимо тщательно размешать, а при загустении – развести водой до рабочей вязкости, добавляя небольшими порциями питьевую соду. Водоэмульсионными красками можно покрывать загрунтованный металл, дерево, картон и даже свеженанесенную штукатурку (вода испарится через поры краски). Они легко наносятся на поверхность кистью, валиком и пульверизатором. После испарения воды образуется матовое прочное красочное покрытие. Время легкого высыхания поверхности при температуре 18–22 °С составляет не более 30 мин, полного – 1,5–2 ч. При добавлении пигмента можно получить краску любого цвета. Рекомендуется наносить ее в 2 слоя, причем второй – после высыхания первого.
Краски наносят на чистую, сухую, хорошо подготовленную поверхность. В качестве шпатлевки лучше применять «Эмульсин». Ошпатлеванные и защищенные поверхности грунтуют той же краской, которую наносят, двигая краскораспылитель сначала в вертикальном, затем в горизонтальном направлении.
Водоэмульсионные краски обладают высокой укрывистостью, которую можно увеличить еще больше, если добавить в краску немного мела и скипидара – в этом случае получится паста (особенно хорошо ею покрывать деревянные поверхности). Одного килограмма эмульсионной краски достаточно, чтобы покрыть поверхность площадью 5 м2.
Наконец, водоэмульсионные краски можно наносить на поверхности, ранее покрытые эмалевыми, масляными и клеевыми красками.
При этом нельзя забывать, что водоэмульсионные краски можно наносить на клеевые только в том случае, если не использовались купоросная и квасцовая грунтовки, разрушающие водоэмульсию. Если вы не уверены в том, что такая грунтовка не применялась, лучше размыть поверхность, удалив клеевую краску, затем проолифить ее и уже после этого нанести два слоя водоэмульсионной краски.
Выпускаются краски следующих марок:
Э–ВА–27, Э–ВА–27А, Э–ВА–27АПГ – на основе поливинилацетатной эмульсии;
Э–КЧ–26, Э–КЧ–26А – на основе стирол–бутадиенового латекса;
Э–ХВ–28 – на основе смеси латексов стирол–бутадиенового;
СВХ–1 (сополимер хлористого винила с винилиденхлоридом).
Краски имеют следующие цвета:
Э–ВА–27А, Э–ВА–27, Э–КЧ–26А, Э–КЧ–26 – белый, светло–серый, песчано–серый, светло–бежевый, бледно–кремовый, светло–желтый, песчаный, буковый, коричнево–оранжевый, бледно–гороховый, слоновой кости, гороховый, бледно–оливковый, бледно–фисташковый, кабачковый, бледно–зеленый, серо–голубой, серовато–гороховый;
Э–ВА–27АПГ – белый, светло–розовый, светло–желтый и др.; Э–ХВ–28 – светло–серый, светло–бежевый, бежевый, песчаный и др.
Укрывистость – от 70 до 220 г/м2. Срок хранения – 6 мес со дня выпуска.
Краски на основе клея (клеевые)
Прежде всего все клеевые краски отличаются высокой водопроницаемостью и образованием на окрашенной ими поверхности матового пористого слоя. Все это ведет к низкой влагостойкости этих красок и ограничению диапазона их применения.
Еще один существенный недостаток клеевой краски – это неспособность хоть сколько–нибудь противостоять атмосферным воздействиям и быстрому разрушению на открытом воздухе, так как клеевые краски относятся к разряду водорастворимых составов.
Плохо разведенная клеевая краска оставляет после высыхания на потолке характерные дефекты: наплывы, разводы и следы от кисти или валика.
Ее минусы можно перечислять и далее, но даже у клеевой краски имеются положительные качества. Это прежде всего возможность нанесения на влажную поверхность (она высыхает прямо под клеевым покрытием, что невозможно при использовании всех других типов красок) и малое время высыхания.
Эти составы не меняют цвета и оттенка, хорошо сцепляются с поверхностями из любых материалов и, что тоже весьма важно, обладают определенной «теплотой» цвета. Кроме того, клеевые краски сравнительно дешевы, а окрашенные ими поверхности легко подновить или перекрасить, размыв предыдущий слой водой.
Практика показала, что недостатков у этих составов все–таки больше, нежели достоинств, так что использование клеевых красок ограничивается только декоративным оформлением помещений.
Краски водно–дисперсионные
Для окраски потолков в последнее время большой популярностью стали пользоваться различные водно–дисперсионные и поливинилацетатные краски.
Основной компонент таких лакокрасочных материалов – водный раствор полимеров (в современных красках это, как правило, синтетические латексы).
У традиционных лакокрасочных материалов пленкообразующими системами служат лаки, растворенные в органических растворителях.
Этот вид красок используют для нанесения покрытий на бетонные, гипсовые, каменные и оштукатуренные поверхности. Расход водно-дисперсионной краски при двухслойном покрытии – 150–200 г на 1 м2.
Если вам необходимо получить цветное покрытие, в краску можно ввести водный краситель, гуашь или специальные пигментные пасты.
Для устойчивости в краску добавляют диспергаторы, эмульгаторы, антивспениватели и мел. Водно–дисперсионные краски отличаются от клеевых тем, что окрашенные этими составами поверхности в случае необходимости можно мыть.
Для внутренней отделки помещений применяют краску ВД-ВА-224.
Краски известковые
Краски на основе извести нашли широкое применение из-за сравнительной дешевизны. Покрытия из них представляют собой рыхлый слой с высокой пропускаемостью воздуха, но тем не менее довольно стойкий к воздействию и перепадам температур, а также к повышенной влажности. Если при нанесении известковой краски на стену или потолок заранее не ввести в ее состав олифу или соль, то такая поверхность всегда будет пачкать руки и одежду.
Для того чтобы приготовить 10 кг известкового теста, требуется:
– известь-кипелка – 1,5 кг;
– поваренная соль – 0,1 кг;
– комбинированная олифа – 0,1 кг.
В ведро с отмеренным количеством извести вливают 8,5 л воды, тщательно перемешивают, затем добавляют соль или олифу.
Соль вводят в смесь отдельно, в виде заранее приготовленного солевого раствора. В том случае, если нужно придать этому раствору белизну, следует добавить в него небольшое количество синьки и перемешать. После перемешивания известковый состав процеживают.
Одной из разновидностей известковых покрытий являются составы на клеевой основе. Чтобы приготовить какой-либо из них, нужно развести в воде мел до пастообразной консистенции и оставить раствор на сутки отстаиваться.
После этого следует перемешать и проверить густоту состава одним из следующих способов.
Способ первый
В ведро с раствором окунают палку. В том случае, если раствор стекает с нее вязкой непрерывной струей, состав готов к использованию.
Способ второй
На вертикально установленное стекло следует нанести каплю приготовленной краски. Если она имеет нужную консистенцию, то длина следа стекающей по стеклу капли составит не более 3 см.
Для точного определения вязкости применяют несложный прибор – вискозиметр. Это сосуд емкостью 100 мл, с длинным и узким носиком диаметром 4 мм, сквозь который вытекает испытываемая на вязкость краска. Однако не пытайтесь изготовить вискозиметр в домашних условиях: для получения верных результатов должна быть соблюдена математическая точность его размеров и ювелирность шлифовки внутренней поверхности прибора.
При желании можно получить цветные известковые растворы. Для этого в состав побелки вносят заранее приготовленные красители. Пигменты, вносимые в смесь, нужно развести до молокообразной консистенции и процедить.
Также следует обратить внимание на тот факт, что пигментированная побелка по мере высыхания светлеет, а значит, при подборе цвета стоит сделать пробную окраску. Для этого растворенную краску наносят на поверхность стекла тонким слоем и дают ему подсохнуть.
Не рекомендуется смешивать всю краску сразу. Если вы желаете, чтобы со временем потолок не осыпался и не отмеливался, в известковый раствор следует добавить 10%-ный костный клей. По мере вливания клея тщательно проверяют степень фиксации побелки. Делается это все тем же старым проверенным способом – нанесением мазков раствора на стекло.
Для потолков промышленностью выпускаются полуфабрикаты побелок и красок на клеевой основе. Инструкции по применению каждой из них можно найти на упаковке.
Эмали
Красочные составы, приготовленные путем растирания смеси из пигментов и лаков на специальных краскотерках.
В отличие от масляных красок пигмент для них растирается на специальных краскотерках и разводится не на олифе, а на масляных лаках. В продажу эти краски поступают в готовом для употребления виде. При длительном хранении они могут загустеть, поэтому разбавляются различными растворителями. Ими рекомендуется окрашивать стены в кухнях, санузлах и других местах с повышенной влажностью.
Эмаль общего назначения ГФ–230 (глифталевая) предназначена для внутренних работ, кроме окраски полов. Перед применением разбавляется до малярной консистенции уайт–спиритом, скипидаром или их смесью. Изготовляется 21 цвета: слоновой кости, кремовая, лимонная и др. Укрывистость зависит от цвета и колеблется от 30 до 130 г/м2. Наносится кистью, валиком или краскораспылителем. Срок высыхания – 24 ч. Гарантийный срок хранения – 12 мес со дня изготовления.
Эмаль ПФ–133 (пентафталевая) применяется для окраски предварительно огрунтованных или металлических поверхностей в 2 слоя. В умеренном климате сохраняет защитные свойства не менее пяти лет. Перед употреблением разбавляется до малярной консистенции сольвентом, ксилолом или смесью одного из них с бензином–растворителем. Изготовляется 15 цветов: кремовая, зеленая, голубая и др. Наносится кистью или краскораспылителем. Укрывистость зависит от цвета и колеблется от 20 до 120 г/м2. Срок высыхания – 2 ч.
Эмаль ПФ–115 используется для окраски металла, дерева и других материалов, подвергающихся атмосферным воздействиям. Наносится в 2 слоя. Сохраняет защитные свойства в умеренном климате не менее пяти лет. Перед употреблением разбавляется до малярной консистенции уайт–спиритом, скипидаром или их смесью в соотношении 1 : 1. Изготовляется 24 цветов: белая, бежевая, желтая и т. д. Укрывистость эмали зависит от цвета и колеблется от 30 до 120 г/м2. Наносится кистью или краскораспылителем. Срок высыхания – от 8 до 24 ч. Гарантийный срок хранения – 12 меc со дня изготовления.
Эмаль ПФ–223 применяется для окрашивания дерева и металла внутри помещений по грунту и без него. Разбавляется до малярной консистенции бензином–растворителем, ксилолом, сольвентом или их смесью. Выпускается эмаль 17 цветов. Ее укрывистость зависит от цвета и колеблется от 20 до 240 г/м2. Срок высыхания этой эмали составляет от 30 до 36 ч. Гарантийный срок хранения – 6 мес со дня изготовления.
Эмаль ПФ–253 предназначена для покрытия полов по подготовленным поверхностям в 2 слоя с помощью кисти. Разбавляется бензином–растворителем или скипидаром. Сроки высыхания разные, зависят от толщины нанесенного слоя и температурных условий.
Эмаль ПФ–126 продается в комплекте с сиккативом НФ–1 (на 100 частей массы краски 4 части массы сиккатива, ускоряющего твердение).
Наносится кистью или валиком в 2 слоя с промежуточной сушкой в 30 мин.
Поверхность предварительно грунтуют разбавленной эмалью, разбавитель – уайт–спирит.
Эмали ГФ–230 и ПФ–560 выпускаются разных цветов. Условия подготовки поверхности, выдержки те же, что и для эмали ПФ–126. Разбавители – уайт–спирит, скипидар, РС–2. Можно добавить не более 5% сиккатива (№ 64).
Эмаль для пола ПФ–226 перед красками подобного типа (ПФ–253) имеет преимущества в отношении твердости, водостойкости, износостойкости, укрывистости и времени высыхания пленки. Эмаль дает блестящую поверхность и полностью высыхает за 24 ч.
Эмаль ФЛ–254 выпускается на феноломасляном лаке и используется для окраски пола. Имеет более высокие качественные показатели по сравнению с пентафталевыми эмалями для пола по скорости высыхания, твердости, блеску, износостойкости.
Специально для окраски столярных изделий (окон, дверей) выпускается белая эмаль ПФ–14. Достоинством ее является то, что краска не стекает с вертикальных поверхностей, легко наносится кистью или валиком в 1 слой и высыхает при комнатной температуре в течение 30 мин.
Сухие краски
Сухие краски, или пигменты, представляют собой тонкомолотый порошок, который разводят связующими материалами для получения готовой к использованию краски. Они бывают искусственными и естественными (минеральными).
Большинство пигментов можно использовать в водных окрасочных составах, но не все – в масляных и эмалевых. Известь и мел – только в водных.
Все виды пигментов должны быть помолоты таким образом, чтобы при просеивании через мелкое сито они проходили полностью, без остатка. Чем тоньше помолоты пигменты, тем выше их качество, и наоборот.
Сухие краски не изменяют свой цвет под действием солнечного света, при многократном увлажнении и высыхании, а также при воздействии на них щелочей. Они обладают хорошей укрывистостью, которая выражается количественным содержанием пигмента (в граммах), необходимым для покрытия 1 м2 поверхности так, чтобы нижележащий слой не просвечивался. Чем выше укрывистость пигмента, тем меньше его требуется на 1 м2 поверхности.
Для получения окрасочного состава (колера) того или иного цвета или оттенка приходится применять один или несколько пигментов. При этом необходимо помнить, что всыпать сухие пигменты в окрасочные составы не рекомендуется, так как практически невозможно хорошо размешать их, вследствие чего они будут оставлять полосы на окрашиваемой поверхности. Поэтому пигменты предварительно замачивают в воде, перемешивают и процеживают через частое сито. Затем вливают в состав тонкой струйкой, тщательно перемешивая.
Пигменты бывают самых разных цветов.
К белым пигментам относятся: известь, мел, белила. Воздушную известь применяют для окрашивания наружных и внутренних поверхностей. Гашеную известь можно смешивать с пигментами, которые при этом не изменят своего цвета (охра, умбра, сурик, окись хрома, сажа, жженая кость; известковые: синие, красные, желтые). Гашеную известь применяют в виде теста. Комовую известь (кипелку) гасят, заливая водой (1 часть извести на 3 части воды), тщательно все перемешивают и процеживают через сито. Для работы известь разводят водой до густоты молока.
Мел бывает белым с желтоватым или сероватым оттенком и выпускается в виде больших комков или молотый. Каждая из этих разновидностей имеет три сорта. Для побелки нужен отмученный мел тонкого помола. Его можно получить из любого мела крупного помола следующим способом: 1 часть мела заливают 3 частями воды, тщательно перемешивают, процеживают через частое сито, сливают в другую посуду и оставляют для отстоя. После оседания мела воду сливают и снимают сверху примерно половину его, просушивают, толкут и просеивают через частое сито.
Белила – порошки тонкого помола белого цвета, получаемые при перемалывании прокаленного металлического цинка, углекислого свинца, титановых руд, литопона. Применяют белила для приготовления масляных красок и шпатлевок. Укрывистость белил составляет: титановых – 50–75 г/м2, цинковых – 100–110 г/м2, литопоновых – 120 г/м2, свинцовых – 200–300 г/м2.
К желтым пигментам относятся охра, кроны. Охра – краска желтого цвета с различными оттенками. Устойчива во всех отношениях. Если ее хорошо прокалить на огне, становится коричнево–красной и называется жженой охрой или чернядью. Укрывистость – 65–90 г/м2. Кроны – краски от лимонного до оранжевого цвета. Укрывистость – 110–190 г/м2.
К синим пигментам относятся ультрамарин и лазурь. Ультрамарин (синька) имеет зеленый и синий оттенки. Широко применяется в меловых и известковых окрасочных составах. Укрывистость – 50 г/м2. Лазурь – совершенно синяя краска. Применяют ее только в масляных и эмалевых красках. От воздействия солнечных лучей темнеет. Для усиления цвета добавляется в небольших количествах в сажу. Укрывистость – 10–60 г/м2.
К красным пигментам относятся сурик железный, сурик свинцовый, мумия, киноварь. Сурик железный – краска кирпично–красного цвета.
Укрывистость – 20 г/м2. Сурик свинцовый – краска красно-оранжевого цвета. Ядовита, поэтому для внутренних работ не применяется. Укрывистость – 100 г/м2. Мумия – краска от светло–красного до темно–красного цвета. Бывает искусственная и естественная, малоустойчива. Сначала дает яркие оттенки, но со временем темнеет и становится темно–буро–красной. Укрывистость – 30–60 г/м2. Киноварь – краска разных оттенков. Устойчива к кислотам и щелочам, меняет цвет под воздействием солнечных лучей. Укрывистость – 80–120 г/м2.
К зеленым пигментам относятся хромовые зелени, зелень свинцовая. Хромовые зелени (окиси хрома) представляют собой смеси желтых кронов с лазурью, причем, изменяя количество лазури в смеси, можно получить различные оттенки. Укрывистость – 40 г/м2. Зелень свинцовая – смесь желтых и синих красок, в частности желтого крона с лазурью. Укрывистость – 28–70 г/м2.
К коричневым пигментам относятся умбра, сиена жженая. Коричневый цвет – спокойный, сдержанный, вызывает ощущение тепла, способствует созданию спокойного, мягкого настроения, однако некоторые оттенки его могут вызвать мрачные мысли. Умбра – краска коричневого цвета, имеет различные оттенки.
После обжига становится красновато–коричневой. Ее укрывистость – 40 г/м2. Сиена жженая по своим свойствам близка к охре. Применяется главным образом при отделке различных поверхностей под дуб или ясень. Укрывистость небольшая.
К черным пигментам относятся сажа, перекись марганца, древесный уголь и графит. Сажа – черная краска – получается путем сжигания нефти или газа. Легкая, смешивается только с маслом, клеевой или мыльной водой. Укрывистость – 15 г/м2. Перекись марганца – природный минерал. Хорошо смешивается с водой. Укрывистость – 40 г/м2. Древесный уголь и графит после измельчения и просеивания через чистое сито могут быть использованы в качестве черной краски. Укрывистость графита – 30 г/м2.
К металлическим пигментам относятся бронзовые и алюминиевые порошки, которые применяются в основном для окраски металлов, а также при малярных работах. Их укрывистость составляет 3–4 г/м2.
Такие пигменты, как сажа ламповая, перекись марганца, киноварь, мумия, сурик железный, охра, сиена, умбра, окись хрома, ультрамарин, лимонный, оранжевый, алый и бордо – можно применять во всех окрасочных составах. Остальные – только в клеевых и эмульсионных.
Растворители и разбавители
Применяются для растворения и разбавления до необходимой (рабочей) густоты различных красочных составов, сгущенных масел, смол, для мытья инструментов и т. д.
Сиккативы – это специальные добавки, которые вводятся в малярный состав, чтобы повысить декоративность и водостойкость получаемого покрытия, сократить сроки высыхания и твердения масел, масляных красок, олиф и лаков. Их добавляют в основу от 15 до 150 г на 1 кг взятых материалов. Избыточное количество сиккатива ускоряет высыхание, однако покрытие при этом становится более хрупким. По возможности лучше обойтись без дополнительного добавления сиккатива. Светлые сиккативы добавляют в светлые краски, темные – в темные. Отечественная промышленность выпускает сиккативы следующих марок: НФ–1,2, НФ–4, НФ–5. Они успешно сохраняются в течение полугода.
Скипидар – бесцветная жидкость или с лимонным, красноватым или красно–коричневым оттенком, с запахом сосновой смолы, для разбавления и ускорения высыхания добавляют в масляные краски.
Очищенный скипидар ускоряет высыхание масляных красок. Плохо очищенный, наоборот, замедляет.
Бензин и керосин применяются как растворители для некоторых видов смол, для мытья рук, инструментов и для других целей.
Уайт–спирит (бензин–растворитель) – бесцветная прозрачная жидкость.
Применяется как растворитель для некоторых смол и разбавитель для нитрокрасок. В малярных работах следует применять высшие сорта и соблюдать осторожность.
Ацетон – наиболее хороший растворитель для нитрокрасок.
Скипидар – бесцветная или же имеющая лимонный, красноватый или красно–коричневый оттенки жидкость с запахом сосновой смолы. В хорошо очищенном виде ее добавляют в масляные краски для ускорения высыхания. Плохо очищенный скипидар несколько замедляет высыхание.
Связующие материалы
Чтобы красочные материалы связывались (склеивались) между собой, прочно прилипали к поверхности, а после высыхания образовывали надежную пленку, в них добавляют клей растительного или животного происхождения, а в масляные составы – олифу.
Для малярных работ приготовляют 10%-ный раствор животного, костного или мездрового клея (100 г клея варят в 900 г воды).
Муку и крахмал применяют для приготовления клейстера, который добавляют для заклейки водных (меловых) окрасочных составов.
Мыло, как жидкое, так и твердое, применяется для приготовления грунтовок, шпатлевок, причем твердого мыла берут наполовину меньше, чем жидкого.
Эмульсионные связующие материалы состоят из олифы, клея и щелочи, применяются для приготовления эмульсионных окрасочных составов, а также в качестве заменителя олифы для разведения масляных красок, используемых для внутренних работ.
Олифы – связующие для масляных окрасочных составов. Внешний вид и прочность покрытий при окраске масляными красками в значительной степени зависят от качества олифы. Делятся олифы на натуральные, уплотненные, синтетические чистые однородные и синтетические модифицированные.
Олифа натуральная готовится на основе растительного масла (льняного, конопляного, подсолнечного и др.) с добавлением в процессе варки при температуре 275 °С марганцово–свинцово–кобальтового сиккатива.