Так, в составе федерального бюджета образуется Резервный фонд Президента РФ. Его объем не должен быть больше 1 % от установленной суммы расходов. Только Президент РФ обладает правом распорядиться средствами этого фонда.
Однако расходование средств фонда в личных целях, на осуществление выборов и других мероприятий запрещено. Данный фонд создается для осуществления чрезвычайных расходов.
11. Доходы бюджета
Структура доходной части состоит из налоговых, неналоговых доходов. Перечень налоговых поступлений зависит от законодательно закрепленных налогов и сборов. При этом существует распределение доли налоговых источников между бюджетами различных уровней.
В этом году определены поступления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на добычу полезных ископаемых, единого социального налога, водного налога, сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Первое место по поступлениям в бюджет занимают налог на добавленную стоимость, сбор за пользование природными ресурсами, налог на добычу полезных ископаемых. Таможенные платежи имеют большую долю в доходах.
Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ.
Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
1) доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
2) остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией;
3) таможенных пошлин и таможенных сборов;
4) платы за пользование водными объектами;
5) платы за пользование водными биологическими ресурсами;
6) платы за негативное воздействие на окружающую среду;
7) прибыли Банка России, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (по нормативам, установленным федеральными законами);
8) доходов от внешнеэкономической деятельности;
9) других доходов.
Доходы федеральных целевых бюджетных фондов учитываются в доходах федерального бюджета. Поступления осуществляются по установленным ставкам и распределяются между федеральными целевыми и территориальными целевыми бюджетными фондами.
12. Источники финансирования дефицита федерального бюджета
В ходе рассмотрения статей доходов и расходов может появиться дефицит. В таких случаях утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
Источники финансирования утверждаются органами законодательной власти в законе на очередной финансовый год. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1) внутренние источники:
а) кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ;
б) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ. Государственные заимствования РФ представляют собой займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками;
в) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
г) поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
д) сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
е) изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
2) внешние источники:
а) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
б) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.
13. Процесс разработки проектов бюджетов
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально—экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Весь процесс начинается с Бюджетного послания Президента РФ, которое направляется Федеральному собранию не позднее марта предшествующего года.
Проектированием бюджетов занимается Правительство РФ, а на местном уровне – исполнительные органы местной власти. Составлением проекта бюджета занимается Министерство финансов.
Для формирования проекта бюджета используют Послание Президента РФ, прогноз социально—экономического развития, прогноз сводного финансового баланса, план развития сектора экономики на данной территории.
Кроме того, в расчетах используется информация о действующем налоговом законодательстве, предполагаемых объемах финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, видах и объемах расходов с одного уровня бюджетной системы на другой, нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг.
Составление бюджета зависит от расчета важных показателей ВВП на душу населения, уровня инфляции.
План развития государственного или муниципального сектора экономики включает: 1) перечень и сводный план финансово—хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий;
2) перечень и сводный план финансово—хозяйственной деятельности государственных или муниципальных унитарных предприятий;
3) программу приватизации государственного или муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность;
4) сведения о предельной штатной численности государственных или муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.
Министерство финансов РФ разрабатывает ориентировочные показатели бюджета на средний срок, проект федерального закона о бюджете. Одновременно с этим готовятся среднесрочный прогноз социально—экономического развития и прогноз Сводного финансового баланса.
Формирование федерального бюджета начинается с выбора Правительством РФ плана—прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год. На основании выбранного плана—прогноза происходит распределение расходов федерального бюджета.
14. Документы, сопутствующие проекту бюджета
Все несогласованные вопросы решаются межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.
Документы, сопутствующие проекту бюджета:
1) предварительные итоги социально—экономического развития РФ за истекший период текущего года;
2) прогноз социально—экономического развития РФ на очередной финансовый год;
3) основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;
4) план развития государственного и муниципального секторов экономики;
5) прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ на очередной финансовый год;
6) прогноз консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год;
7) основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ;
8) проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов;
9) проект федеральной адресной инвестиционной программы;
10) проект государственной программы вооружения;
11) проект программы приватизации государственных и муниципальных предприятий;
12) расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и дефицит федерального бюджета на очередной финансовый год;
13) международные договоры РФ;
14) проект программы государственных внешних заимствований России;
15) проект программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам;
16) проект структуры государственного внешнего долга РФ по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам;
17) проект структуры государственного внутреннего долга РФ и проект программы внутренних заимствований;
18) предложения по индексации минимальных размеров стипендий, пособий и социальных выплат, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих, а также предложения по порядку индексации (повышения) оплаты труда работников организаций бюджетной сферы;
19) перечень законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается;
20) расчеты прогнозируемого объема Стабилизационного фонда.
15. Порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете
Представительный орган в лице Государственной думы РФрассматривает проект
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги