Книга Философия. Ответы на экзаменационные вопросы - читать онлайн бесплатно, автор Константин Евгеньевич Халин
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Философия. Ответы на экзаменационные вопросы
Философия. Ответы на экзаменационные вопросы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Философия. Ответы на экзаменационные вопросы

М.А. Славкина, НА. Зубавленко, К.Е. Халин

Философия. Ответы на экзаменационные вопросы

1. Предмет философии

1.1. Определение философии и ее место в системе научного знания

Наука и культура, жизнь в целом с ее сложной структурой, с гигантскими достижениями требует от нас самосовершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Все знания человечества, как бы они ни были многообразны и дифференцированы, являют собой как бы «раздвинутые» пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе-мудрый взор, проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет познание с помощью веками отработанной системы предельно обобщающего категориального строя разума.

Можно сказать, что философия – это всеобщее, выраженное в рационально-теоретической форме; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человека, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно-философскому размышлению сначала на житейском уровне. Само слово «философия» восходит к Пифагору и означает «любовь к мудрости», т. е. любомудрие.

Человек испытывает духовную потребность в целостном представлении о мире. Он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать удовлетворения этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо получить ответы на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже и осознаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти вопросы, сделать вид, что они не существуют. Для человека как разумного существа важнее любой специальной научной нормы представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать. Он задается вопросами не только «как?», но и «что, почему и зачем?». На эти вопросы у науки нет ответа, точнее, она их не ставит, т. к. не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.

Каждая наука – это своего рода знания об отдельных сторонах бытия, а все науки в их простом сложении – это сумма обрывков таких знаний. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а берет их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т. е. о разуме, о познании, о нравственности и т. п.

Великий русский философ В.С. Соловьев определял задачу философского знания следующим образом: «Ее задача – не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и амплуа; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство».

Философия воплощает в себе учение об общих принципах бытия, о сущности и развитии человеческого общества, учение о человеке и его бытии в мире, теорию познания, проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и свою собственную историю, т. е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии (история философии есть часть содержания самой философии). По мере исторического формирования предмета философии, круга ее специфических разделов и проблем теоретически и практически дифференцировались ее разделы. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие тесно перемежаются друг с другом. Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия философской мысли направлены на то, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идея познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии – таковы функциональные проблемы философской науки, таково ее предметное самоопределение.

Философия – это наука. Конкретная наука как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, закономерностями, гипотезами, теориями. Любая наука – как естественная, так и гуманитарная – имеет свой особый предмет. Предмет науки в ходе ее развития может меняться, отвергаться (вместо ошибочных или ограниченных теорий возникают новые, более глубокие теории). Предмет философии – это всеобщее в системе взаимодействия человека и мира, и ни одна другая наука не занимается исследованием этого.

Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так же, как и других наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются. Философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового. Существует мнение, что философия, в отличие от других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим трудно согласиться: любой философски мыслящий человек опирается не только на эмпирический материал других наук, но всю свою сознательную жизнь зорко наблюдает, следит за потоком живой истории, присматривается к поведению людей, к кипению страстей социальной жизни, а через искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно-уникальных образцах.

Философия развивается не только в академических формах, но и в форме, не похожей на науку, например в творчестве писателей, когда они через образную ткань искусства пытаются выражать собственные, порой гениальные, философские воззрения.

1.2. Философия как теоретическое ядро мировоззрения

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовался своего рода духовный пояс обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества.

В целом мировоззрение можно определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных, научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим.

Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, ценностной основой бытия материю. Согласно материализму мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи – мозга.

Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле. В рамках только материализма мы, в принципе, не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм несовместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего. С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. В практике общения, в литературе понятие мировоззрения употребляется и в более узком смысле. Например, «политическое мировоззрение» или «художественное мировоззрение».

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия».

Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большой степенью научности. В мировоззрении же находит свое завершение целостность духовного человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных проявлений. Мировоззрение существует в виде ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества. И все это в органическом единстве дает нам представление о мировоззрении, ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

Таким образом, определить соотношение философии и мировоззрения можно так: философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

2. Место и роль философии в культуре

2.1. Понятие культуры в философии

Без понятия культуры невозможно в полной мере представить себе общественную жизнь, способы и формы духовно-практической деятельности человека и ее результаты, характер и типы отношений между людьми. История человеческого рода – это и история его культуры, включая и философское творчество. Культура – это способ существования человека в общественной жизни. Это творческая сущность человека в многообразных формах своей реальной действительности, способ утверждения человеком себя в качестве творца. Культура – это подлинное основание общественной жизни.

Культуру как социальное явление изучают многие науки. Социальная философия также изучает культуру, но она, в отличие от частных наук, рассматривает ее как целостное и многомерное явление общественной жизни. Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее места в жизни человека и общества.

Термин «культура» имеет много смысловых значений. В научной и художественной литературе можно встретить многие десятки его толкований. В обыденной жизни под культурой понимают уровень образованности и воспитанности человека.

Термин «культура» впервые был применен известным римским оратором и философом Цицероном. Он понимал под этим феноменом позитивное влияние философии на ум человека. По его мнению, философия является «культурой ума», тонким инструментом для познания окружающего мира.

В Средние века культура ассоциировалась прежде всего с религиозным опытом человека, с его способностями жить по заповедям Творца. Культура в это время определяется как богоподобие человека, его служение Богу, терпение и смирение.

В эпоху Возрождения под культурой стали подразумевать высокие гуманистические идеалы. Культурным считался свободный, универсально развитый человек, разумный и деятельный.

Просветители XVIII в. (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.) видели в культуре прежде всего воплощение разума – светлого, цивилизованного начала.

Культурность нации они противопоставляли варварскому состоянию народов, их первоначальной дикости. Цель культуры – сделать народ счастливым, а общественный строй – совершенным и справедливым.

В эпоху Просвещения появилась пессимистическая трактовка культуры, характеристика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе. Такую позицию выражал Жан-Жак Руссо.

Классическая немецкая философия (И. Кант, Г. Гегель) воспринимала культуру преимущественно как сферу духовной свободы и деятельности человека. Эта философия решительно разделила всю окружающую человека действительность на мир природы и мир культуры. Немецкие мыслители подчеркивали, что культура – это мир идей, вещей и социальных институтов, созданных в ходе человеческой деятельности. Прогресс культуры рассматривался как один из законов истории общества. Такой подход отчетливо проявился в творчестве И. Гердера. По его мнению, культура – это прогресс в развитии способностей человеческого ума, а важнейшим проявлением культуры выступает язык как орудие общения. Каждый народ создает свою собственную самобытную культуру, которая выполняет цивилизующую функцию.

В классической марксистской философии XIX в. понятие культуры стало применяться для характеристики творческих сил человека и совокупных результатов его деятельности. Считалось, что культура всегда носит конкретно-исторический характер. В марксизме были исследованы различные проявления культуры – культура труда, политическая культура, духовная культура общества.

Социологические трактовки понятия культуры появились в социальной философии на рубеже XIX–XX вв.

Ф. Ницше остро критиковал культуру и видел в ней всего лишь средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний, запретов. Только «сверхчеловек» может разорвать сковывающие его путы культуры и силой своей энергии и влечения стать свободным и независимым.

О. Шпенглер был автором теории «локальных культур», в которой отрицал прогресс в истории культуры и наличие в ней органического единства разных культур. По его мнению, вся культура как «живое тело души» распадается на ряд независимых и неповторимых социальных организмов. Он выделил 8 локальных культур: египетскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, русско-сибирскую и культуру народов майя. Все они рассматривались О. Шпенглером как независимо существующие друг от друга. По его мнению, переход общества к цивилизации означает кризис и гибель культуры.

З. Фрейд исходил из идеи наличия вечного и неустранимого противоречия между человеком и культурой. Человек – это существо исключительно природное, наделенное совокупностью потребностей и инстинктов. Культура враждебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий. Фрейд считал, что современный человек является гораздо большим пленником культуры, нежели его первобытные предки, и эта тенденция может погубить все человечество.

В философии XX в. существовали и иные представления о культуре. В некоторых учениях (Д. Белл, Р. Арон) культура сводилась прежде всего к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее. В докладах римского клуба (А. Печчеи) сделано ударение на необходимости совершенствования самого человека, если он желает выжить в условиях обострения глобальных проблем.

2.2. Представления о культуре в русской философии

В русской философии понятие культуры традиционно имело высокое духовное и нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами. Злом является все, что разрушает жизнь и мировую гармонию. Добро – это творение жизни и гармонии в ней. В этом и должно состоять основное предназначение человеческой культуры как сгустка морали и жизненной мудрости, духовной основы общества. Большой вклад в познание культуры в отечественной философской мысли внесли Л. Толстой, Н.Я. Данилевский, Л.Н. Гумилев и др.

Русская философия подчеркивала самобытность отечественной культуры во всех ее проявлениях – в образе жизни и традициях, менталитете россиян, формах экологической жизни и многом другом. Культура России своеобразна, как и сама «русская душа», мироощущение и мировоззрение русского человека. В ней большую роль играет духовное начало, культ правды, добра и справедливости, а не вещей и жажды накопления. Россия находится на пересечении двух потоков мировой истории и культуры – Запада и Востока. В силу этого она «обречена» на живой диалог с другими национальными культурами и поэтому имеет богатейшие возможности для обогащения себя благодаря такому воздействию.

В конкретные временные эпохи термин «культура» раскрывался своеобразно. Во множестве философских учений по-разному трактуется сущность, смысл и функции культуры. Обобщая этот материал, можно сказать, что культура есть сложный социальный организм, который рождается, живет, умирает, уступая дорогу своим преемникам. В основе культуры лежит живая и многоликая деятельность человека, а также ее предметные воплощения и отношения между людьми как ее творцами.

Культура – это философское понятие для характеристики человека как творческого существа, раскрытия его сущностных сил и способностей. В своей действительности она включает в себя сущностные силы человека, т. е. физическую и духовную энергию. Культура – это все, созданное мудрой мыслью и деятельной рукой человека, сотворенный человеком мир.

2.3. Функции культуры

Культура – это явление, имеющее особое значение в жизни человека и общества. Это значение проявляется в социальных функциях культуры.

Прежде всего культура выполняет познавательную функцию, которая помогает получать знания о человеке и окружающем мире. В первую очередь данную роль выполняет наука как специфический фрагмент культуры общества. Познание имеет место также в таких формах культуры, как мифы, религия, искусство.

Практическая функция культуры указывает на то, что культура служит целям преобразования природы, что осуществляется с помощью знаний и орудий труда и соответствующих навыков. Эта функция символизирует выделенность человека из остального животного мира и возвышение над ним как существа активного и творящего.

Аксиологическая функция заключается в том, что культура являет собой «вместилище» ценностей, т. е. имеющих социальное значение продуктов духовно-практической деятельности человека – идей, образов и идеалов, социальных норм, искусственных предметов. Веками человечество накапливало общественные ценности, выраженные в идеях добра и справедливости, совести и милосердия. Культура – это мир ценностей: этических и эстетических, религиозных, экономических, политических и иных.

Существует также и социализирующая функция, которая указывает на особую роль культуры в формировании человеческого начала в человеке – высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения к культуре нет и не может быть воспитанного и нравственного человека. Богатый человек с точки зрения философии – это человек, сумевший присвоить себе содержание человеческой культуры в различных ее формах. Культура – это прорыв человека из хаоса и тьмы к свету и полноте своего существования. Русский философ С.Н. Булгаков подчеркивал, что задача культуры – «очеловечивание мира и обожествление человека. В этом смысле задание культуры совершенно беспредельно».

Таким образом, культура – это предметное воплощение творческой сущности человека как субъекта общественной жизни и истории. Формируясь, культура становится подлинным основанием и условием существования и человека, и общества.

2.4. Культура и цивилизация

Термин «цивилизация» (от лат. civilis – «гражданский, государственный») до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой исторической и философской литературе он употребляется в четырех смыслах:

1) как синоним культуры (например, у А. Тойнби);

2) как определенная стадия в развитии локальных культур, а именно – стадия их деградации и упадка. (О. Шпенглер «Закат Европы»). Культура и цивилизация в рамках данных концепций трактуются как относительно самостоятельные аспекты истории: культура – это чисто духовный аспект, который задает высшие ценности и жизненные смыслы; цивилизация – научно-технический аспект, задает технологический уровень развития общества и является заключительным этапом упадка любой культуры;

3) как степень исторического развития человечества, следующая за варварством (А. Морган, А. Тоффлер);

4) как уровень развития того или иного региона либо отдельного этноса (понятие «цивилизация» употребляется для обозначения определенной ступени развития общества, а под понятием «культура» имеют в виду качественную сторону цивилизации (А. Вебер).

При всем многообразии подходов к пониманию соотношения культуры и цивилизации основным является представление о цивилизации как о более внешнем по сравнению с культурой слое человеческого бытия. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры со ставкой не на качественные, а на количественные параметры бытия. В цивилизации главное – это непрерывная смена технологий для удовлетворения непрерывно растущих материальных потребностей и возможностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса.

Некоторые ученые придерживаются представления о цивилизациях как локально-исторических образованиях, имеющих в своей основе своеобразный социокультурный код. Этот подход развивается в идеях М. Вебера и А. Тойнби, отмечающих то, что для каждой цивилизации важен прежде всего духовно-религиозный код деятельности. Если же цивилизации навязывают иные ценности, то наступает реакция отторжения.

Обострение глобальных проблем современности и необходимости их решения в масштабах всей планеты заставляет все существующие цивилизации идти навстречу друг другу, искать точки соприкосновения. На определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается процесс становления общечеловеческой цивилизации. К. Ясперс в своей работе «Истоки истории и ее цель» выделил четыре этапа мировой истории:

1) доистория;

2) великие исторические культуры древности (локальные истории);

3) осевая история (начало всемирной истории);

4) эпоха техники (переход к единой мировой истории).

На основе техногенного подхода выделяют доиндустриальную (аграрную); индустриальную (промышленную) и постиндустриальную (информационную) цивилизации. В постиндустриальном (современном) обществе ведущая роль переходит к науке, образованию, информатике, преобладает сфера услуг, а не сфера промышленности, характерен высокий уровень научных и технических достижений и упадок литературы, искусства, духовных ценностей.

3. Становление философии и этапы ее исторического развития

3.1. Становление философии как науки

Исходными единицами историко-философского знания являются философские воззрения первых мыслителей или формы народного духовного творчества, сохранившиеся и дошедшие до нас в письменных источниках.

Изучение истории философии показывает, что с распространением письменности по различным центрам планетарной цивилизации стали формироваться устойчивые формы «первой», или пра-(пред-) философии. Такими центрами признаны Древняя Индия и Китай, Древний Египет, Древняя Греция и Рим.

Первыми письменными источниками предфилософии Древней Индии являются Веды – сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул, заговоров, других знаний. Считается, что работа над Ведами завершилась в первой половине I тысячелетия до н. э. В них нашла отражение социоантропоморфная позиция ариев, а также художественно-мифологический религиозный комплекс древнеиндийских племен.

Особенно много воззрений философского характера содержала книга Вед – Упанишады. В одной из частей Упанишад образованный индус перечисляет знания, которыми он овладел: «Я знаю Ригведу, Яджурведу, Самаведу, Атхарваведу – четвертую Веду, Итихасу и Пураны, веду вед, правила почитания предков, науку чисел, искусство предсказаний, хронологию, логику, правила поведения, этимологию, науку о священном знании, науку о демонах, военную науку, астрономию, науку о змеях и низших божествах». Высказывание дает возможность представить объем и содержание знаний Древней Индии. В VI–V в. до н. э. в Индии возникают философские школы: буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, школа миманса, веданта и др. Многие философские идеи этих школ представлены в современной индийской философии.

Первыми письменными источниками предфилософии Древнего Китая являются: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов (порядков)» и «Летопись весны и осени». Они формировались в XI–I в. до н. э., отражали воззрения на космос, человека, мифологию, жизнедеятельность общества и человека, отношение к божествам.

В «Книге перемен» описывается, например, легенда о том, что некий Фуси однажды увидел на спине лошади-дракона, появившейся из реки Хуанхэ, рисунок, изображавший мир и его состояние. Основу рисунка составляли два начала: ян, олицетворявшее мужское, сильное и светлое начало, и инь как женское, слабое и темное начало. Эта двоичная система послужила основой составления восьми основных триграмм шестидесяти четырех гектограмм, которые отражали бытие и его состояние. Состояния отражались графически, в форме трех или шести сочетаний сплошных и пунктирных линий, которые брали начало от ян– (сплошные) и инь– (пунктирные) линий.