Леонид Викторович Сериков, Яна Сергеевна Анохина, Ю. Е. Короткова
Фен-шуй, золотой ус и другие комнатные растения
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Введение
Вы никогда не замечали странные ощущения холода, дискомфорта, давящей пустоты, которые появляются в некоторых квартирах, отделанных по самой последней моде, где многие предметы интерьера сделали бы честь музею или выставке современного искусства? Быть может, листая новомодный журнал и рассматривая безупречные с точки зрения дизайна интерьеры, вы задавались вопросом, как тут можно жить, среди этих стерильных шкафчиков, стульчиков, непонятной формы диванов, кроватей, дверей или странных цветовых пятен в стиле позднего Пикассо.
Однако каждый из нас может вспомнить дом или квартиру, куда так и тянет зайти, попить чайку, поделиться мыслями и переживаниями, дом или квартиру, где кажется, что время течет медленно, словно река, неторопливо и широко разливаясь. Или можно вспомнить офис, где нельзя стоять спокойно и так и тянет что-нибудь делать, где энергия бьет ключом, словно ты попал в зарядное устройство.
В чем разница? Холод и тепло, пустота и жизнь, диссонанс и гармония…. Именно в гармонии и дело. Подбор вещей по цвету или по стилю даже по совету опытного дизайнера не всегда создаст ту особую атмосферу, которой и определяется уют того или иного уголка. Создать гармонию между людьми, их домом, вещами и природой – это особое искусство.
В Китае о проблемах гармоничных отношений и развития задумывались издревле, поиску равновесия между сущностями природы и человека посвятили себя многие школы и поколения китайских ученых, мудрецов и философов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно в Китае возникло и веками развивалось учение – искусство жизни в гармонии со всем, что окружает человека. Оно получило название «ветер и вода» по двум переменчивым стихиям, от которых зависит многое в мире. Довольно трудно передать особенности китайского названия этого искусства, оно в разных источниках упоминается как «фань шу», «фенг шу», «фэн-шуй»… В иностранных источниках пришли к единому написанию «Feng Shui», у нас в стране наиболее принято название фэн-шуй. Фэн-шуй – понятие очень широкое. Интерьер дома и впечатление, которое он производит на людей, – это фэн-шуй; окружение дома или квартиры, общая планировка – тоже фэн-шуй. Фэн-шуй – это влияние на судьбу человека, на его здоровье, правильное распределение жизненной энергии ци, отношения с окружающими; словом, важная часть большого Пути человека в этом мире. Хороший или плохой фэн-шуй может повлиять на семью, богатство, детей, карьеру, удачу. На Дальнем Востоке (не только в Китае, кстати) фэн-шуй уделяется настолько большое внимание, что без консультаций со специалистами и учетом всех требований этого учения не строятся даже современные бизнес-центры и научные лаборатории.
Широкое распространение получил фэн-шуй и в западных странах. Его проникновение в европейскую культуру и особенно американскую началось еще в XIX веке, но особую популярность фэн-шуй завоевал в 1970–1980 годах. Вместе с интересом к восточным философским и мистическим учениям, боевым искусствам и традиционной медицине пришло и то, без чего они немыслимы у себя на родине. К удивлению дизайнеров и психологов, в правилах тысячелетней давности, кроме суеверий и экзотики, оказались сформулированы закономерности, которые ученые с трудом постигли лишь относительно недавно. Более того, новые исследования показали, что восточные «гадальщики» – геоманты пользовались такими знаниями, которые только фэн-шуй открыл современной европейской науке. Ученым пришлось немало потрудиться над объяснением некоторых феноменов, но большинство положений фэн-шуй было одобрено и рекомендовано.
Глава 1. Что такое фэн-шуй?
Традиции фэн-шуй своими корнями уходя в глубину истории Китая. Мы можем себе только представлять, каких высот достигали знания в те эпохи. К сожалению, до нас не дошли письменные источники, только легенды и сказания. Эта одна из причин, почему в учении фэн-шуй так много мифологического символизма. Поэтому, изучая традиции фэн-шуй, не стоит удивляться наличию фраз типа «справа от дома спины дракона», читайте между строк.
Китай – страна разнообразных ландшафтов и климатических условий. На севере Китая находятся горы и трещат сибирские морозы, юг находится почти в субтропиках, где тайфуны и разливы рек – обычное дело, по центральным районам гуляет ветер; везде свои сложности. Жизнь древних китайцев была тяжела и опасна. А значит, к выбору места для строительства дома надо было подходить очень основательно. Наблюдая за жизнью соседей, знакомых, родственников, люди видели, что одни дома дают своим обитателям защиту, в то время как в другие приходят только несчастья. Почему? Они замечали, где расположен, как выглядит (куда выходят окна и двери, есть ли рядом вода и прочие мелочи) счастливый и приносящий невзгоды дома. Постепенно у жителей Китая сложилось понимание того, где и как надо сроить. Ну а если дом уже стоит, если нет по близости идеальных мест? Значит, надо как-то облагородить уже имеющееся место или изменить внутреннюю обстановку так, чтобы она компенсировала «неправильность» места. Так и появилось на свет особое искусство создания гармонии окружающего пространства – фэн-шуй.
Фэн-шуй – понятие очень широкое. Фэн-шуй – это влияние окружающего мира вещей и энергий на судьбу человека, его здоровье, карьеру, семью, богатство, удачу.
Однажды китайский император Фу Си, проводя со своими подданными работы на реке Хуанхэ, увидел черепаху, а может быть, лошадь-дракона. На спине у этой черепахи были начертаны некие линии, слагавшиеся в числа. И числа эти образовали магический квадрат, в котором сумма чисел в клетках по горизонтали, вертикали или диагонали всегда равняется 15.
Это так удивило императора, что он созвал своих мудрецов для изучения таинственной черепахи. Размышления над линиями на панцире привели к созданию знаменитой «Книги перемен» – И Цзин, основы китайской философии, нумерологии и астрологии.
Нельзя сказать, что фэн-шуй появился именно в то время. Прошло немало веков, прежде чем на основе этих символов сложилось мировоззрение, в котором соединяются в гармоничное целое все мировые явления и сущности, и которое привело к возникновению фэн-шуй. Такие основные понятия, как «дао», «инь» и «ян», «энергия ци», используются в самых различных учениях и искусствах Востока, создавая не просто философскую систему, а образ жизни, до сих пор определяющий отношение миллионов людей к себе и миру. Поэтому, прежде чем рассмотреть способы создания гармонии, обратимся к тому фундаменту, на котором построен классический фэн-шуй.
В буквальном переводе с китайского «дао» означает «путь». Не «дорогу», «направление движения» или какой-либо маршрут, а именно жизненный Путь, и более того – место человека в жизни, его судьбу, связи с окружающим миром. Дао представляет собой тот внутренний стержень, который соединяет и определяет все стороны личности и одновременно сложную паутину взаимоотношений с другими личностями и судьбами, с местом, временем и многими другими сторонами жизни. Понятие «дао» в чем-то сходно с индийской «кармой» (в ее классическом понимании, а не в трактовке современных мистиков): дао предопределяется при рождении и даже при зачатии человека, и самостоятельно изменить его невозможно, и более того – не нужно. Как раз наоборот: нужно стремиться к правильному осознанию своего дао-пути и следовать ему в течение всей жизни, не сбиваясь и не отклоняясь. В этом случае отношения человека с миром становятся наиболее гармоничными. Если все осознают свое дао, то в мире воцарится всеобщая гармония. Дао есть не только у людей, но и у всего сущего в мире. У каждой вещи, у каждого места может быть свое дао, и необходимо учитывать это при каких-либо действиях. Познание мира – один из способов познать себя: чем больше человек видит взаимосвязей между различными предметами и явлениями, тем проще ему обнаружить собственные, тем самым, определяя дао. Если человек ведет правильную жизнь и устанавливает вокруг себя гармонию, он расширяет свой Путь, не только облегчая свою судьбу, но и помогая гармонично развивать дао тех, кто с ним связан. Одной из мер, которой можно определить ваше соответствие дао, является ваш покой, чувство умиротворения, удовлетворения своей жизнью и местом в мире, как духовным, так и физическим. Но этот покой не должен достигаться за счет ухудшения жизни других, попыток подчинить их судьбу своему дао. Гармония достигается только тогда, когда все пути, какими бы различными они ни были, сплетаются вместе и образуют цельную картину.
Казалось бы, единственный способ достижения желаемого при этих условиях – полный покой, отказ от любого действия. Однако все в мире находится в постоянном движении, в безостановочном взаимодействии двух начал – инь и ян.
Инь и ян
Символы инь и ян известны сейчас практически всем. Наверняка и вы видели двухцветный круг, половинки которого разделены волнистой линией и напоминают две охватывающие друг друга запятые; в середине каждой «запятой» есть точка противоположного цвета. Обычно круг черно-белый, но есть и другие варианты: например, на корейском гербе изображен сине-красный инь-ян. Главное – цвета должны быть контрастными.
Часто некоторые западные (и российские) толкователи восточных учений преподносят инь-ян как знак равновесия, равенства Добра и Зла. В чем-то это верно, но лишь в чем-то. Инь-ян действительно знак равновесия, взаимного дополнения и проникновения, но не враждующих «по-европейски» грубо и непримиримо сущностей. Инь и ян – два могучих мировых начала, знак их соединения – символ Вселенной. Светлая часть круга – ян – активное небесное мужское начало; темная половина – инь – земное женское начало, более пассивное. В китайской философии большинство понятий имеют свою противоположность и относятся либо к инь, либо к ян: ночь и день, горы и равнина, земля и небо и т. д. Однако любое понятие, относящееся к инь, обязательно имеет в себе частичку ян, и наоборот (вспомните точки в половинках круга). Поэтому обычно говорят о преобладании инь либо ян. Например, женщина относится к инь, но если в ее характере проявляются жесткие, волевые черты, то говорят о женщине с выраженным ян. Если местность ровная, то это «местность с преобладанием инь»; для сохранения баланса на ней нужно разместить что-нибудь высокое, стремящееся к небу (ян). Знаменитые многоэтажные китайские святилища-пагоды служили именно для поддержания равновесия между инь и ян в равнинных местностях.
В последнем примере мы вплотную подошли к понятиям фэн-шуй. В каждом месте, в каждом доме, по китайским понятиям, должен поддерживаться баланс между инь и ян. Для этого необходимо знать, какие предметы и их свойства к какому из начал относятся.
Инь – это темные цвета и тона, мягкое, приглушенное освещение, плавные линии, тишина, прохлада и сырость. Низкая и мягкая мебель, подушки, ковры – это тоже инь, как и неподвижность (например, массивные стулья), лестничные ступени, стенные шкафы и другие укрытия, а также затхлый воздух с тяжелыми неприятными запахами. Инь – это одиночество, замкнутость, хладнокровность, раз и навсегда установленный порядок.
Ян – свет, яркие краски, прямые линии, тепло и сухость, высокая и жесткая мебель (например, столы); это громкий звук, приятные ароматы, резко выделяющиеся из обстановки, заметные предметы. К ян относятся подступенки лестниц – вертикальные доски между ступенями (и вообще большинство вертикальных предметов), большие растения, верхние этажи – словом, все, что напоминает о движении, стремлении вверх, деятельности и общении.
Люди по своему характеру также могут относиться к инь или ян и соответственно подбирают свое окружение. Однако человек может ослепнуть как от яркого света, так и в полной темноте – нужно равновесие, пусть смещенное в какую-то из сторон, однако с обязательным достаточным присутствием другой. Если происходит отклонение, его нужно исправить, добавив или убавив инь или ян. Например, вас беспокоит шум (избыток ян) – можно уменьшить мощность освещения, использовать драпировку из мягких тканей холодных тонов. Этим вы увеличите инь помещения. Если хотите поднять настроение и увеличить работоспособность (добавить ян), используйте яркие цвета, звук, легко передвигающиеся предметы, рисунок обоев или штор с вертикальными линиями узора.
Влиянию инь и ян подвержены и все внутренние органы, поэтому недостаток того или другого начала может привести к различным болезням. Поэтому китайцы особенно тщательно следили за равновесием инь и ян в тех местах, где человек проводит много времени: в спальнях, гостиных, рабочих помещениях. Если врач определял недостаток чего-либо, для помощи больному требовалось не только принимать лекарства, но и изменить окружающую обстановку или вообще сменить местность (например, на более сухую и светлую). Не правда ли, напоминает некоторые современные рекомендации?
Символами инь и ян являются соответственно тигр и дракон. Знак инь-ян иногда заменяют изображением этих животных, слившихся в борьбе или совокуплении. Как считалось в древности, там, где соединяются дракон с тигром, порождается «живительная сила духа» – ци.
Ци
В жизни китайца ци до сих пор остается весьма важным. Ци – это энергия, в которой нуждаются буквально все живое и часть неживого, недостаток ци приводит к прекращению всякого движения и создает хаос вместо гармонии. Правильное движение и изобилие ци способствуют успеху и гармонии, недостаток и нарушения движения (и застой, и слишком быстрое движение) искажают все вокруг, создают помехи и проблемы.
Древние представления о ци кажутся нам наивными, даже смешными. Тем не менее даже в современных книгах по фэн-шуй можно встретить фразы не только о порождении и продвижении ци, но и о «приманивании», «отпугивании» и тому подобном, словно речь идет о живом существе или каком-нибудь духе. Впрочем, многие рассуждения современных «экстрасенсов» о «положительной и отрицательной биоэнергии» мало чем отличаются от китайских суеверий; однако о биоэнергетике в фэн-шуй будет отдельный разговор. А в современном Китае лечение при помощи ци (ци-гун, или ци-гун-терапия, как называют ее у нас) давно получило официальное признание и широко используется. Ци легла в основу многих систем оздоровления, не обходятся без него и боевые искусства. И, естественно, в фэн-шуй ци занимает одно из главных мест среди источников гармонии и средств ее достижения.
Однако не следует путать ци с такими понятиями, как «прана», «биоэнергия» и другие, что делают многие наши биоэнергетики. Ци – понятие вполне конкретное, подчиняющееся определенным законам и правилам, движущееся по своим каналам и маршрутам. Порождается ци не только и не столько живыми существами (хотя в них присутствует), но в основном всем гармоничным и прекрасным в мире. Легкий приятный ветерок, неторопливо текущая вода, красивая музыка или картина, успех спортсмена или радость ребенка – все это источники ци. Цветник или фонтан, пламя свечи или небольшая статуэтка могут привлечь ци.
Но ци легко потерять или исказить. Она уносится ураганом или бурным водным потоком, может уйти из дома вместе с машинами и пешеходами по проходящей рядом с домом дороге. Застой ци в умирающем пруду или глухом, замкнутом углу (либо другом месте) приводит к образованию ци со свойствами ша. Ша – это отрицательное, негативное влияние ци. Раньше оно приписывалось влиянию демонов, и в описаниях ша и борьбы с ним, упоминающихся в книгах о фэн-шуй, можно встретить немало приписывавшихся китайским демонам свойств: их «порождение» и «направление» углами и выступами, способность «летать» только по прямой и т. д.
Стихии
Тайская философия различает пять основных стихий, или элементов: огонь, землю, металл, воду и дерево. Их сочетания образуют все сущее во Вселенной, включая и нас с вами. Каждому человеку соответствует своя стихия, которая преобладает в его характере, поведении, здоровье. Влияние стихии можно определить по дате и месту рождения. Точно так же все стихии присутствуют повсеместно, изредка проявляясь в чистом виде. Большинство свойств определяется ролью какого-либо из пяти элементов. У каждой стихии есть свое символическое направление, цвет, форма, знак и способ выражения. Стихии образуют два замкнутых цикла взаимодействий: последовательного порождения и разрушения.
В цикле порождения каждая последующая стихия поддерживается предыдущей. Огонь питается деревом и оставляет после себя пепел, удобряющий и создающий землю. Из земли происходит металл. Металл плавится и превращается в воду (по другой версии – осаждает, конденсирует воду на своей поверхности). Вода подпитывает дерево, которое в свою очередь поддерживает огонь. Круг замыкается.
При желании в древней китайской системе можно найти вполне заметные соответствия современным научным теориям, заменив стихии состояниями вещества (например, огонь – плазмой, металл – кристаллической структурой). В этом случае особо интересным для нас будет дерево как символ живой материи (до сих пор, кстати, до конца не изученное и не объясненное состояние). Можно найти соответствие стихиям разных людей с основными типами темперамента и особенностями нервной системы. Однако современная наука и даосская философия – тема отдельного и очень долгого разговора. Нас же сейчас интересуют более конкретные понятия и выводы, относящиеся к фэн-шуй, поэтому вернемся к терминам, применявшимся тысячи лет назад.
Естественно, если в каждом из нас преобладает какая-то из пяти стихий, то и отношения с окружающим миром должны соответствовать взаимосвязи стихий. Если ваша стихия – металл, то постоянные отношения с людьми земли и воды вам обеспечены. Более того, вам просто необходимо будет достаточное количество вашей стихии вокруг вас и не обойтись без той стихии, которая порождает вашу. А вот влияние стихии-разрушителя нужно уменьшить.
Огонь плавит металл, металл уничтожает дерево, дерево питается за счет земли, земля ограничивает течение воды, вода гасит огонь… Кроме того, есть один вид негативного взаимодействия: достаточно исказить, развернуть в обратную сторону цикл порождения. Огонь сжигает дерево, дерево впитывает воду, вода заставляет ржаветь металл, который в свою очередь поглощает для своего появления и воспроизводства землю, земля может погасить огонь.
Европеец увидел бы в этом вечную войну, непримиримое противоборство. Даосы усматривали в этом залог постоянного движения, без которого невозможны ни вечное движение в цикле порождений, ни гармония в отношениях стихий. В самом деле, если дерево не будет поглощать землю, оно не сможет развиваться и питать огонь, из которого происходит земля. Если земля не будет ограничивать воду, то нарушится равновесие, и вода разольется и погасит огонь. Все элементы и все их отношения нужны друг другу, не могут существовать сами по себе. Как в случае с инь и ян, надо поддерживать определенный баланс, где присутствуют все стихии, хотя и в различной степени, по потребности.
В классическом фэн-шуй вовсе не обязательно увеличивать влияние стихий их непосредственным введением в окружающую обстановку. Конечно, лучше всего разжечь огонь, вырастить дерево или устроить небольшой фонтанчик, но не всегда и не везде это возможно. Ну что ж, не беда, хитроумные китайские мудрецы найдут выход из любого положения. Саму стихию всегда можно заменить ее символом, ведь символ, знак у китайцев имеют почти такое же значение, как и предмет. В фэн-шуй учитываются форма, цвет и материал предметов как символы стихий; важным является также соответствие сторонам света.
В центре помещается земля – основа человеческой жизни, ее символом является император. Цвет – желтый. В Китае желтый, цвет солнца и золота, разрешено было носить только членам императорской семьи и некоторым служащим. Крестьянина могли казнить даже за желтые нитки на одежде. Нам это не грозит, поэтому для усиления земли в обстановке можно использовать желтые цвета, керамические или каменные изделия. Квадратная форма предмета – это тоже земля.
Север отдан воде, ее цвет черный, форма – плавные, волнистые линии, символическое животное – черепаха. Время воды – зима. Из материалов наиболее соответствует воде стекло – окна, вставки в дверях, стеклянные дверцы и статуэтки, хрустальная посуда и многое другое.
Огонь – противоположность воды, он расположен на юге, и цвет его, естественно, красный. Символ огня – птица феникс, сгорающая и возрождающаяся из пепла, сезон – лето. Форма огня – треугольник, а вот подобрать соответствующий материал довольно трудно. Поэтому выражают огонь треугольниками, зубчатыми линиями и красными материалами.
Зато с металлом практически никаких проблем не возникает – почти в каждой комнате современного дома есть металлические предметы. Их влияние можно усилить полировкой, блестящий металл привлекает к себе внимание. Форма – круг, как капля расплавленного олова. Цвет металла – белый, сторона света – запад, животное – тигр, время года – осень. Если вы имеете дело с классическими символами фэн-шуй, то следует помнить, что белый цвет в странах Востока часто символизирует траур, горе и смерть, поэтому избыток белого нежелателен.
Дерево – символ жизни, возрождения, здоровья и роста. Вполне естественно, что цвет дерева – зеленый, время года – весна, а сторона – восток. Символ дерева – дракон. Европейцу это может показаться странным, но китайский дракон в отличие от Змея Горыныча – мудрое и довольно добродушное существо. Выразить дерево можно при помощи бумаги, картона, комнатных растений и, естественно, мебели, паркета и любых других деревянных изделий. Форма дерева – четырехугольник: вытянутый прямоугольник, параллелограмм, ромб и т. д. Считается, что крона дерева вписывается в эти фигуры, размеры и очертания которых постепенно меняются при росте дерева.
В ходе жизни влияние той или иной стихии на человека может изменяться в зависимости от возраста, воспитания, окружения, даже от сезона и погоды. Поэтому связанные со стихиями особенности (в том числе в фэн-шуй) нельзя считать чем-то неизменным, что можно раз и навсегда рассчитать и установить. Все меняется, и нужно приспосабливаться к переменам. Существует масса способов определить влияние стихий, но лучший способ – ваша собственная интуиция. Доверяйте себе, пробуйте, изменяйте и комбинируйте, если чувствуете потребность в переменах!
В классической китайской астрологии, которой подчиняется и большинство школ фэн-шуй, кроме влияния пяти стихий и соответствия года рождения циклу двенадцати священных животных, используется определение личной триграммы – знака по уже упоминавшейся книге И Цзин.
Триграммы и ба гуа
Триграммы произошли от тех самых линий на панцире черепахи, с которыми познакомились мудрецы императора У Ся. Этому же императору приписывают расположение восьми триграмм по сторонам правильного восьмиугольника, служившего символом и описанием устройства Вселенной, – ба гуа.
В фэн-шуй ба гуа используется как амулет, средство отражения вредного влияния (ша), при этом в центре вместо символов инь и ян помещается небольшое зеркало.
Расположение триграмм может быть различным, оно меняется в различных учениях.
Большинство школ фэн-шуй используют посленебесную последовательность символов на гранях, составленную более 3000 лет назад другим императором – Вэнь-ваном, основателем династии Чжоу. Однако значение всех триграмм остается неизменным и толкуется по И Цзин.
Каждая триграмма состоит из трех линий – сплошных или прерывистых. Сплошные линии обозначают начало ян, а прерывистые – инь. Сочетание линий и определяет значение триграммы.
При гадании по И Цзин трактуют пары триграмм – гексаграммы (всего 64 сочетания), однако нас интересуют только восемь основных символов. Каждый из них по традиции соответствует стороне горизонта (вне зависимости от положения в ба гуа), сезону и одному из членов семьи. Вообще, семья – большая, патриархальная, с установленными обычаем взаимоотношениями между всеми родственниками – основа китайского общества, и классический фэн-шуй нельзя представить без точно определенного места хозяина дома, родителей, детей, старших и младших, родственников, гостей и т. д.
Поэтому личная триграмма человека может изменяться и в зависимости от его положения в семье.
Триграмма цянь представляет собой три сплошные линии (ян). Как легко можно догадаться, это знак старшего мужчины, отца, главы семьи. Цянь – знак созидания, силы, настойчивости, целеустремленности. Направление – северо-запад, время – поздняя осень и начало зимы.