Книга Финансы и кредит. Курс лекций - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Викторович Загородников
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Финансы и кредит. Курс лекций
Финансы и кредит. Курс лекций
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Финансы и кредит. Курс лекций

Сергей Викторович Загородников

Финансы и кредит. Курс лекций

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


Тема 1. Сущность и структура финансовой системы и политики Российской Федерации

1.1. Финансы как историческая и экономическая категория

Исторически первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства. В условиях рабовладельческого и феодального строя финансы выполняли незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как в данных формациях преобладали натуральные отношения. Основными видами доходов государства в тот период были дань и ограбление завоеванных народов, натуральные подати, сборы и различные трудовые повинности. Отличительной особенностью финансов в рассматриваемый период являлся их частноправовой принцип, поскольку казна государства была одновременно и казной главы государства. В результате развития государства и его потребностей финансы получили свое сегодняшнее значение.

Развитие финансов происходило под воздействием таких факторов, как общественное разделение труда и деление общества на социальные группы, развитие товарно-денежных отношений производства, появление самостоятельных хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для своего производства денежные фонды, создание централизованной государственной системы.

Финансы как историческая категория – это объективная экономическая категория, связанная с закономерностями развития материального производства в определенных условиях, при этом в качестве организатора конкретных финансовых отношений выступает государство.

Финансы получали применение в следующем порядке: на рубеже XIX–XX вв., с ростом объема производства и образованием монополистических объединений, финансы получили широкое применение. На протяжении долгого времени важной сферой финансовых отношений развитых зарубежных стран являлись финансы частных национальных и транснациональных корпораций, функционирующих в рамках акционерной формы. Широкое распространение данной формы хозяйствования было связано исключительно с ее преимуществами. Использование данной формы позволяло путем выпуска акций аккумулировать значительный капитал, необходимый для инвестиций.

Роль финансов в государственной системе велика. Как экономическая категория финансы представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием специальных фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства и реализации функций и задач государства. Также финансы выражают экономические отношения по поводу производства, распределения и использования валового внутреннего продукта. Фактически они выражают отношения по поводу стоимости конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени, и национального дохода. По содержанию финансы – это своего рода связующее звено между созданием и использованием стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода.

Под финансами следует понимать совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. С научной точки зрения главным источником денежных доходов и фондов населения, предприятий и государства служит национальный доход. Он определяет возможности удовлетворения потребности общества, общественного расширенного производства и государства. С учетом размеров национального дохода определяются пропорции развития экономики и ее структура. С позиции практики финансы характеризуют уровень развития производительных сил и микроэкономические процессы. Экономика современного периода не может существовать без финансов государства. Это связано с тем, что на определенных этапах истории некоторые потребности общества могут финансироваться только за счет государства (атомная промышленность, космические исследования, некоторые новые приоритетные отрасли экономики, почта, телеграф и некоторые другие). В целом можно сказать, что состояние экономики страны определяет состояние финансов.

1.2. Финансы как стоимостная и неотъемлемая часть денежных отношений

Финансы можно рассматривать с многих точек зрения. Особенность отношений, составляющих сущность финансов как экономической категории, состоит в том, что они всегда имеют денежную форму выражения. Первоначальной возникновение финансовых отношений представляет собой процесс распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость разделяется на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений.

Первичное распределение – это процесс дробления реализованной стоимости и выделения в ее составе первичных доходов, которые соответствуют элементам цены товара (заработной плате, прибыли и др.). Выделение в составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование, амортизационных отчислений осуществляется при помощи финансов и характеризует процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой ее части.

С помощью финансов реализуются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта в рамках всех структурных подразделений экономики и на разных уровнях хозяйствования. Распределение и перераспределение стоимости при помощи финансов происходит обязательно с движением денежных средств, имеющих специфическую форму финансовых ресурсов. Таким образом, они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений. При этом они используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Как стоимостная категория финансы обладают важным свойством: они всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак выступает общим для финансовых отношений любых экономических формаций, в которых они бы ни функционировали.

Категория финансов тесно связана с понятием денег. Их связь очевидна как с научных позиций, так и с практических. Финансы всегда выступают в денежной форме. В то же время денежные отношения не всегда могут быть финансовыми. Доказано, что финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым ими функциям. Денежные отношения становятся финансовыми только тогда, когда в результате производства товаров и оказания услуг создаются фонды денежных средств.

Взаимосвязь финансов и денег выражается в том, что финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме. В свою очередь, реальное движение денег независимо от движения стоимости в товарной форме представляет собой самостоятельное, неэквивалентное движение, в результате которого не возникает товарного возмещения. При финансах происходит независимое одностороннее движение денег.

Финансовые отношения по своей природе выражают денежные отношения между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и оказания услуг; между предприятиями и вышестоящими организациями при создании фондов денежных средств и их распределении у этих вышестоящих организаций; внутри предприятия при формировании и кругообороте его фондов; внутри домашнего хозяйства при формировании и использовании бюджета семей; между государством и предприятиями при уплате предприятиями обязательных платежей в бюджетную систему и финансировании расходов; между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении средств; между отдельными звеньями бюджетной системы и др.

1.3. Роль и сущность финансов в процессе расширенного воспроизводства

Финансы играют важную роль в процессе расширенного воспроизводства. Место финансов в системе воспроизводственных отношений различается в зависимости от существующей экономической системы. Так, с переходом Российской Федерации к рыночной экономике место финансов в процессе расширенного воспроизводства существенно изменилось. В условиях административно-командной системы роль финансов была незначительной и сводилась, по сути, к роли надсмотрщика за сбором налогов. Существовал такой порядок: у предприятий изымалась вся прибыль, а в случае появления потребности в денежных средствах необходимые финансовые ресурсы выделялись из госбюджета. Фактически происходило физическое перемещение финансовых средств.

Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства применительно к рыночным условиям существенно изменилась. В условиях рыночной экономики роль финансов заметно возросла. Стало очевидным, что от финансового положения предприятия зависят его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы. В целом роль финансов в экономике сводится к трем основным направлениям:

• финансовому обеспечению потребностей расширенного воспроизводства;

финансовому регулированию экономических и социальных процессов;

финансовому стимулированию эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства предполагает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных средств, заемных средств, привлеченных средств). Финансовое регулирование экономических и социальных процессов представляет собой изменение темпов роста отдельных структурных подразделений в целях перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества. Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется через эффективное вложение финансовых ресурсов; создание поощрительных фондов; использование бюджетных стимулов; использование финансовых санкций и т. д.

Финансовая система строится на финансовых отношениях, охватывающих такие сферы экономических денежных отношений, которые опосредуют кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий разных форм собственности и домашних хозяйств, связаны с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, которые аккумулируются в бюджетной системе.

Все финансовые категории финансовой системы имеют общие черты, позволяющие считать их составными частями финансового механизма: финансы как экономическая категория тесно связаны с процессом производства, который существует в разных экономических формациях; финансы непосредственно связаны с товарно-денежными отношениями и государством; финансы представляют собой прежде всего стоимостную (денежную) категорию; финансы осуществляют распределение (на стадии микроэкономики) и перераспределение (на стадии макроэкономики) ВВП (внутреннего валового продукта) и НД (национального дохода); финансы находят выражение в реальных денежных фондах, совокупность которых составляет финансовые ресурсы.

Существование и значение финансовой категории объясняются выполняемыми ею функциями. С научной точки зрения функция любой экономической категории проявляет ее сущность, круг тех обязанностей, которые эта категория должна выполнять. Функция является объективной, стабильной, она раскрывает общественное назначение экономической категории. Функции категории должны отражать наиболее глубинные, содержательные стороны ее бытия, определяющие специфику и связь с реальной действительностью. В литературе, посвященной финансовой деятельности, существует несколько подходов к определению функций финансов. Наиболее известные из них состоят в том, что одни ученые считают, что финансы выполняют две функции, другие – три функции.

1.4. Распределительная и контрольная функция финансов

Распределительная функция финансов реализуется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, нематериальной сфере, сфере обращения. Основными субъектами распределения на микроуровне являются юридические и физические лица, на макроуровне – государство в лице органов законодательной и исполнительной власти. Объектами распределения выступают внутренний валовой продукт и национальный доход в денежной форме. Путем реализации распределительной функции осуществляют распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).

В основе распределительной функции финансов лежат три последовательные ступени: формирование фондов денежных средств (на местном уровне формируются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, в то время как на государственном уровне создаются централизованные средства государства); распределение денежных фондов через финансовые инструменты (на местном уровне создаются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизации) и домашнего хозяйства для определенного потребления, на государственном образуются бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды). Использование денежных фондов имеет своей целью обеспечение на местном уровне расширенного производства и существования отдельных членов общества, на государственном уровне – улучшение народно-хозяйственных отношений, общегосударственных потребностей страны.

Перераспределительная функции финансов позволяет создавать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а также государства, образовывать не просто денежные фонды, а фонды целевого назначения, осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между сферами и социальными группами, формировать необходимые резервы на уровне предприятий и государства.

С распределительной функцией финансов тесно связана контрольная функция. Сущность контрольной функции состоит в осуществлении контроля (прежде всего в стоимостном выражении) объективно существующих денежных отношений. Контроль пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости. Финансы, связанные с движением денежной формы стоимости внутреннего валового продукта, обладают свойством количественно через финансовые ресурсы характеризовать воспроизводственный процесс.

Содержание финансового контроля состоит в том, чтобы сообщать обществу обо всех недостатках в денежных отношениях. Контрольная функция, представляющая воспроизводственный процесс, сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения внутреннего валового продукта и национального дохода, в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, в обеспеченности необходимыми ресурсами производственного процесса. Смысл контрольной функции состоит в том, чтобы стимулировать наиболее рациональное использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью эффективности общественного производства.

Объектом контрольной функции финансов выступают финансовые показатели финансовой системы. Повышение эффективности контроля зависит во многом от организации финансовой системы. Контрольная функция финансов проявляется, во-первых, еще до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы и бюджеты; во-вторых, в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет; в-третьих, в процессе подведения итогов, составления оценок исполнения денежных фондов. Контрольная функция реализуется посредством осуществления финансово-хозяйственного контроля на отдельных предприятиях на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета; финансово-бюджетного контроля при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов; кредитно-банковского контроля при использовании принципов кредитования и денежных расчетов.

1.5. Финансовая система. Децентрализованные и централизованные финансы

Финансы как научная категория могут рассматриваться с различных позиций. Финансы обладают многими специфическими чертами. Одной их них является то, что финансы органически связаны с функционированием государства. В связи с этим финансовая система государства является существующей объективно подсистемой государственного управления. Под финансовой системой понимают совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется своими особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различным местом в общественном воспроизводстве.

В рамках финансовой системы финансовые отношения в условиях рынка имеют некоторые общие черты: все финансовые отношения осуществляют распределение внутреннего валового продукта и национального дохода, все финансовые отношения участвуют в формировании фондов и денежных средств, в их использовании, все финансовые отношения контролируют и регулируют распределительный процесс. Такие общие черты создают единую финансовую категорию, объединяющую различные финансовые отношения, которые обладают своей спецификой и выделяются из общей совокупности финансов.

В рамках финансовой системы государства существуют различные по характеру финансовые категории, однако у них имеются общие черты. Именно эти специфические признаки позволяют сгруппировать отдельные финансовые отношения в определенные сферы и звенья. При этом каждое звено отличается особыми формами формирования и использования и, соответственно, играет решающую роль в процессе общественного воспроизводства. В целом финансовая система государства включает в себя две группы финансовых институтов: централизованные и децентрализованные финансы. В состав централизованных финансов входят федеральный бюджет, региональные бюджеты, местные бюджеты и внебюджетные фонды. К децентрализованным финансам принято относить финансы предприятий и финансы домашних хозяйств.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы. Это обусловлено тем, что именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны.

Финансы предприятий участвуют в создании материального источника всех денежных фондов государства. Объективно от состояния децентрализованных фондов денежных средств зависят финансовое положение страны в целом, главенствующая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства. Финансы предприятия являются основой единой финансовой системы страны. С их помощью обслуживается процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Они выступают главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От общего состояния финансов предприятий напрямую зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. Коммерческие организации в условиях рынка ведут свою деятельность на началах коммерческого расчета, основной целью которого является обязательное получение прибыли. Хозяйственные субъекты самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, необходимые средства для расширения производства продукции, прибегая к использованию кредитных ресурсов и возможностям финансового рынка.

Финансы домашнего хозяйства являются составной частью государственной финансовой системы. Исторически финансы домашних хозяйств сравнительно недавно включены в состав звеньев финансовой системы. Это вызвано тем, что финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию играют важную роль в регулировании платежеспособного спроса страны. Фактически определенная часть создаваемого валового внутреннего продукта в виде товаров и услуг проходит через рамки семейного бюджета. Существует следующая зависимость: чем выше доходы членов общества, тем выше спрос на производимые материальные ценности и тем устойчивее экономическое положение предприятия.

Одной из основных подсистем финансовой системы государства являются централизованные финансы. Централизованная сфера финансов находится в собственности государства в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. В нее включается бюджетная система социальной сферы. Бюджетная система РФ включает в себя три звена: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты. Законодательством регламентировано, что каждый бюджет должен функционировать автономно. Это означает, что нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Однако для целей планирования бюджетных ресурсов разрабатывается консолидированный бюджет, представляющий собой статистический сводный бюджет, объединяющий финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. Путем разработки и исполнения бюджета происходит перераспределение национального дохода, что дает возможность в некоторых пределах маневрировать денежными средствами и целенаправленно определять темпы и уровень развития общественного производства.

Централизованные финансы охватывают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, которые призваны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа. При помощи централизованных фондов обеспечивается расширение производства на макроуровне путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения финансовых ресурсов для выравнивания темпов экономического и социального развития отдельных регионов. Внебюджетные фонды призваны расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

Важной составляющей централизованных финансов является государственный кредит. Государственный кредит характеризует кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств экономических субъектов. Государственный кредит может использоваться также в целях стабилизации денежного обращения в стране. Необходимость использования государственного кредита обусловлена назревшей необходимостью удовлетворения потребностей членов общества за счет бюджетных доходов.

1.6. Финансы в планово-распределительной системе

Содержание финансовых отношений существенно изменяется в рамках различных экономических систем. Так, в условиях планово-распределительной системы государство занимало ведущее место в распределении материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов. Это привело к определенным положительным результатам. Однако в 1980–1990 гг. такая система перестала себя оправдывать. Сложилась ситуация, при которой финансовая эффективность использования ресурсов стала крайне низкой. Это выражалось в огромном незавершенном строительстве, увеличении объема неустановленного оборудования, снижении уровня качества строительно-монтажных работ. Такое полное огосударствление народного хозяйства вызвало масштабную монополизацию производства и сбыта продукции, что повлекло за собой разбалансированность национального хозяйства.

Планово-распределительная система финансов подрывала принцип коммерческого расчета: средства высокорентабельных предприятий передавались в пользу убыточных. В плановой экономике финансовые права хозяйствующих субъектов резко ограничивались. Засилье стереотипов планово-распределительной системы оказалось настолько сильным, что в первые годы реформирования экономики финансовые отношения как на микро-, так и на макроуровне совсем не отвечали требованиям роста процесса производства. В этих условиях для финансовых отношений предприятий были характерны относительно низкие темпы роста прибыли в связи с нестабильностью экономического развития; сравнительно низкий уровень амортизационного фонда, несмотря на ежегодно проводимую переоценку основных фондов; сокращение размера оборотных средств в связи с отсутствием регулярной реализации товаров и оказания услуг; слабое развитие фондового рынка, который оказался не способен пополнить дополнительным капиталом предприятия; дорогие и достаточно краткосрочные банковские ресурсы.

1.7. Перестройка финансовых отношений

В процессе реформирования экономики в РФ происходила перестройка всех сфер народного хозяйства. При этом трансформация осуществлялась под влиянием рыночных регуляторов, которые высветили низкую эффективность прежней системы хозяйствования. Нежизнеспособность подобной системы, ее невосприимчивость к достижениям научно-технического прогресса требовали коренных перемен в экономике. Конец 1980-х гг. в РФ ознаменовался началом рыночных реформ и, соответственно, перестройкой финансовых отношений на всех уровнях. Изменения в финансовой сфере затронули все субъекты экономики: государство, организации и население. В итоге возникли самостоятельные предприятия разных форм собственности, которые стали строиться на принципах самофинансирования, самоокупаемости и материальной ответственности. Соблюдение данных принципов способствовало созданию определенных возможностей для предприятий. Они теперь могли увеличивать собственные финансовые ресурсы.