Идея о строительстве славянами бани также во многом была перенята у соседних восточных и западных народов, которые в свою очередь пользовались опытом древних греков, римлян и арабов. Не исключено, что строительство бань славяне переняли у скифов. Описание скифских бань сохранилось в сочинениях древнегреческого историка Геродота, из которых можно понять, что у скифов бани представляли собой некое подобие юрты.
В такой юрте устанавливали длинные жерди, наклоняли друг к другу верхними концами, а на них натягивали войлок. По середине бани ставили огромный чан, до половины наполненный горячей водой, а в него бросали раскаленные камни. На камни сыпали семена конопли. И поднимался такой сильный и душистый пар, какого, по мнению Геродота, "…никогда не бывало в греческой паровой бане".
Сохранилось интересное свидетельство о том, как монахи в Печерском монастыре задумали построить бани по принципу древнегреческих и принимать там лечебные процедуры. Такие бани стали называться заведениями "для немогущих", и это название отразилось в Уставе великого князя Владимира 966 г. Немного позже, в 1091 г., по тому же принципу в Переславле епископ Ефрем добился постройки "греческих" лечебных бань, в которых самолично "пользовал" страждущих.
У древней русской бани существовало много названий: мовь, мовня, мовница, мыльня, мыльница, влазня. Название "баня" – более позднее, пошло оно от латинского наименования. Русская баня, безусловно, отличалась от подобных восточных заведений, что не преминул заметить арабский писатель Абу-Обейд-Абдаллахал Бекри, посетивший в то далекое время древних русичей. В своих путевых заметках он довольно подробно описал "дом из дерева", проконопаченный "некой материей, которая образуется на деревьях", имея в виду мох или паклю.
Печь, по его словам, – это "очаг из камней", который русичи "раскаляют" и "поливают водой". Березовый веник – "связка сухих ветвей, которой… приводят в движение воздух и притягивают его к себе". И тогда"… открываются их поры, и исходит излишнее из их тел, и текут из них реки". Как видно, восточный путешественник довольно точно описал простейшую деревенскую баньку, а также способ париться веником и даже "результат" этого действия: "и текут из них реки".
Первые русские бани устраивались в небольших деревянных избенках с трубой или без трубы. Те бани, где печь не имела трубы, топились "по-черному". То есть вся копоть и сажа осаждалась на стенах такой вот избенки, и именно вдыхание такого сухого "черного" пара, который осаждался также на кожу, считалось целебным и полезным для здоровья.
Такие бани имели предбанник, где стояли кадки с чистой водой. Ей обливались после посещения парной. Бани с трубой более напоминали современные русские бани – в них имелся выход для сажи и излишнего горячего пара, таким образом воздух в таких банях был куда чище и мягче, а кадки с водой стояли и нагревались прямо в парной.
Известен на Руси и еще один вид бани. Она называлась "домашней" или "печной". Распространена такая баня была в бедных семьях, не имеющих отдельной постройки, а также у жителей тех районов России, где был дефицит лесного массива, например в степи. Вместо банного простора с предбанником, лавками, полками и каменкой баней служила обыкновенная русская печь. Обязательно имевшаяся в каждой избе для приготовления пищи, а в холодное время года – для отопления жилища, она специально строилась большой и вместительной. Внутреннего пространства русской печи хватало на то, чтобы в ней мог поместиться один, а то и два человека.
Для начала домашнюю печь хорошо топили. В хозяйстве всегда находилось то, что можно было приготовить впрок, – например испечь хлеб, пироги. От этого и создавался особый запах в печи – вкусный хлебный дух, который потом окутывал тело парящегося. Сначала печь как следует убирали, выметая из нее сажу, угли и прочий сор, а потом настилали внутри свежую солому.
Приведя все в порядок, ставили в самую глубину печи бадью с горячей водой, клали в нее веник, а также связанные пучки соломы или луговых трав, закрывали печь заслонкой, чтобы не ушел лишний жар, и начинали процедуру парения.
Со временем древние славяне начали строить бани из камня. Так, существует летописное свидетельство, что первая каменная баня была построена в Переславле в 1090 г. Русь сумела сохранить свою любовь к бане даже в те времена, когда войска монголо-татар стремились поработить вольных русичей. Известно, что сами "поганые" татары прочуяли вкус к русской баньке и им пришлось по душе купание в ледяной проруби.
Известно, что сам Петр I очень уважал русскую баньку и был большим охотником попариться. Много своих сил положил он на возведение Санкт-Петербурга – первой русской столицы. За постройку бань в Петербурге государственная казна не брала пошлин! Мало того, построить баню мог всякий желающий, важно было строить их "по возможности каменными и подальше от жилых кварталов".
Деяния Петра I отражены и в многочисленных архивных документах, и в литературных произведениях. Например, сохранился устный рассказ современника Петра о том, как тот, находясь с войском гренадеров в Париже, приказал построить на берегу Сены русскую баньку, мотивируя это тем, что его солдаты "от парижского воздуха ослабли". Приказ был выполнен, и парижане с удивлением и страхом наблюдали, как разгоряченные русские мужики, вываливаясь толпой из банного пара, кидались в воду Сены, ныряли и оглашали воздух радостными криками. Как-то довелось наблюдать эту картину королевскому гофмейстеру Вертону. Испуганный, он поспешил сообщить Петру I, что его солдаты от этого неразумного занятия могут простудиться и умереть. На что царь с улыбкой отвечал: "Привычка – вторая натура. Не беспокойтесь, это им же на пользу, будут еще крепче и здоровее, чем были".
Начатое Петром I повсеместное распространение русских бань получило развитие и в дальнейшем. Так, например, в царствование императрицы Елизаветы Петровны придворный врач, испанец по происхождению, Антонио Нуньес Риберо Санчес начал писать специальную книгу о российских банях. Издал он ее в 1774 г. в Париже, где прожил последние годы своей жизни. Книга называлась "О парных российских банях, поелику споспешествуют оне укреплению, сохранению и восстановлению здоровья".
Как пишет автор, хоть в русских банях гораздо меньше роскоши, чем, скажем, в тех же римских термах, но "россияне производят в одной комнате то, что римляне делали, а турки и восточные жители и поныне производят в четырех или пяти". Очень большое значение при этом автор придает качеству банного пара и способу его подачи: "Сие возобновление паров чинится каждые пять минут. В римских, турецких банях пар идет оттого, что поливают горячий пол, под которым идут трубы. Но как они не переменяются свежим воздухом, то и легко заключить можно, что эти бани имеют недостатки, каковые в российских совсем отвращены".
Со временем в таких крупных городах, как Петербург, Москва, бани каменные и просторные стали потихоньку вытеснять маленькие бревенчатые срубы. И это было вполне естественно, т. к. прирост населения требовал, чтобы все граждане могли воспользоваться услугами этих санитарных и лечебных заведений. В той же Москве крупных бань было около 60. Причем они имели свой постоянный круг посетителей. В каждой собиралась постоянная публика, которая предпочитала традиции именно этой бани и ни за что не променяла бы свой "банный клуб" на какой-либо другой. Имелись свои бани для каждого сословия: для дворян, московской интеллигенции, купечества, среднего сословия и, наконец, для простонародья.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги