Денис Александрович Шевчук
История экономики: учебное пособие (учебник, лекции)
Введение
Менеджер – наемный управленец, начальник!
Если у вас нет ни одного подчиненного – вы не менеджер, а максимум специалист!
Денис ШевчукПримета духовного обновления нашего общества – поистине всенародный интерес к истории. Идет закономерный процесс восстановления исторической памяти в экономической науке, которая, пожалуй, как никакая другая отрасль знания пострадала от подрыва исторических корней. Поэтому создание современного фактологического и методологического обеспечения экономической теории нуждается в реконструкции и элементарных факторов прошлого, и целостной научной картины экономического развития, и всего спектра экономических теорий и концепций, которые обеспечивали возможность исторического выбора путей развития нашей страны.
История экономики изучает хозяйственную жизнь человечества в его эволюции, начиная от первобытного общества и до современности. В рамках курса рассматривается народное хозяйство во всем составе отраслей производства, финансы, кредит, денежное обращение, внешнеэкономические связи, формы хозяйствования, а также экономический быт и хозяйственная культура. История экономики позволяет усвоить основные закономерности и особенности экономического развития общества, исторический опыт важнейших экономических реформ и осуществления экономической политики ведущих стран в соответствующие исторические эпохи. Это дает возможность увидеть долгосрочные тенденции экономического развития, без чего невозможно обосновать прогнозы для будущего. История экономики призвана формировать у студентов методологическую культуру, предостерегающую от абсолютизации и догматизации теоретических положений и способствующую привитию навыков «объемного видения» социально-экономических процессов, необходимую для принятия и осуществления грамотных решений на практике.
Учитывая недостаток необходимой для изучения литературы, главной идеей предлагаемого пособия его авторы избрали комплексность методического обеспечения. Это позволяет оказать помощь студентам всех форм обучения во время подготовки к лекционным и семинарским занятиям, а также при самостоятельном изучении курса.
РАЗДЕЛ I
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1. Программа курса «История экономики»
Тема 1. Введение в историю экономики
Предмет истории экономики и его эволюция в работах представителей немецкой исторической школы, марксизма, институционализма, школы «Анналов», клиометрии. Современные трактовки предмета. Международный конгресс по экономической истории. Общее и особенное в экономическом развитии и истории экономики. Методы историко-экономического анализа. Функции науки. Место истории экономики в системе экономических наук. Проблемы периодизации истории экономики. Формационный и цивилизационный подходы. Экономические циклы и периодизация истории экономики. Основные признаки хозяйства. Основы типологии хозяйства. Россия и мировая экономика.
Структура курса. Общая характеристика источников и литературы.
Тема 2. Хозяйственные формы и отраслевая структура экономики древнего мира
Общая характеристика эпохи и ее хронологические рамки. Основные черты и направления развития первобытного общества и его хозяйства. Технические достижения. Фазы эволюции. Хозяйственно-технические достижения. Неолитическая революция.
Фазы эволюции и варианты развития рабовладения. Особенности хозяйства древневосточных обществ. Античное рабовладение. Внешнеэкономическая деятельность. Причины упадка и гибели рабовладельческой системы.
Особенности первобытной экономики у восточных славян. Факторы, влияющие на ход экономического развития русских земель. Формы организации хозяйства и их эволюция. Основные виды деятельности восточных славян. Особенности перехода к классовому обществу.
Тема 3. Экономическое развитие в эпоху средневековья
Пути и этапы развития средневековой экономики. Возникновение феодальной собственности и ее эволюция. Абсолютное и условное землевладение.
Особенности восточной и западной моделей феодализма. Изменение структуры экономики и форм хозяйствования. Поместье, вотчина, крестьянское хозяйство, ремесленная мастерская, гильдия, цех. Межгородская и международная торговля. Роль средиземноморской торговли в экономическом развитии средневековой Европы. Ганзейский союз. Особенности финансовой системы. Денежное обращение и денежная торговля. Средневековые банкиры и их операции. Начало вексельного обращения.
Экономический быт и хозяйственная культура средневековья.
Тема 4. Хозяйственный строй русских земель в IX–XVII вв.
Организация феодального хозяйства в Киевской Руси. Пути образования и функции древнерусских городов. Особенности организации ремесленного производства. Развитие внутренней и внешней торговли. Возникновение денежной системы. Истоки русского предпринимательства.
Формы хозяйствования и структура экономики в период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига. Формы землевладения и эволюция отношений зависимости. Феодальная рента и ее виды. Торговля и денежное обращение.
Социально-экономические основы объединения русских земель. Формирование приказной системы управления. Патриархально-семейный корпоративизм как важнейшая черта русского домохозяйства. Усиление закрепощения. Становление и эволюция национальных форм организации производства. Развитие торговли.
Экономика Русского централизованного государства во второй половине XV–XVII вв. Образование всероссийского рынка. Начало хозяйственного освоения Сибири. Проблема распространения экономических циклов в российской экономике. Мобилизационный тип развития и его признаки. Экономические преобразования Алексея Михайловича.
Тема 5. Особенности экономического развития европейских стран в эпоху первоначального накопления капитала и мануфактурного производства
Великие географические открытия и торговая революция XVI в. «Революция цен» и ее последствия для Западной Европы. Первоначальное накопление капитала: источники, методы и результаты. Особенности развития в Голландии, Англии, Франции и Германии.
Возникновение мануфактурного производства. Изменение экономической структуры ведущих стран. Развитие мировой торговли. Эволюция форм торговой политики. Роль буржуазных революций в хозяйственном развитии Голландии и Англии.
Особенности начального этапа первоначального накопления капитала в России. Проблема российской модернизации. Реформы Петра 1 и их последствия для социально-экономического развития страны.
Экономическая политика Екатерины II. Усиление монополизма и крепостного характера экономики. Состояние финансовой базы России. Проблемы государственного бюджета.
Экономика России в конце XVIII-первой трети XIX вв. Складывание разрешительной системы предпринимательской деятельности. Роль раскольников в экономической жизни России. Сепаратное акционерное законодательство и развитие акционерных обществ. Становление биржевой системы. Опыт хозяйственных реформ.
Тема 6. История промышленного переворота и индустриализации конца XVIII–XIX вв.
Содержание промышленного переворота Его источники, направления, последствия. Особенности в европейских странах, США и Японии. Сдвиги в структуре экономики и занятости населения. Развитие финансовой системы. Страны-лидеры и их экономическая роль в мире.
Хозяйственное развитие России в 1830–1860 гг. Предпосылки и условия промышленного переворота. Основные проблемы и противоречия индустриального развития в крепостнических условиях. Методы стимулирования сырьевого и сельскохозяйственного экспорта. Причины отставания России. Структурный кризис 1850–1860 гг. Экономические реформы 1860–1870 гг. и их влияние на экономическое развитие страны.
Тема 7. Основные тенденции в развитии мирового хозяйства в конце XIX – первой трети XX вв.
Структурные изменения в экономике развитых стран. Сдвиги в расстановке стран-лидеров. Территориальный раздел мира и деформация отраслевой структуры экономики колониальных и зависимых стран. Изменения в финансовой системе и торговой политике. Экономические причины и последствия первой мировой войны. Версальский мир. Возрождение экономики Германии. Планы Дауэса и Юнга.
Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. Варианты выхода из него. Зарождение современного менеджеризма и маркетинга.
Особенности экономического развития России в конце XIX-нач. XX вв. Теория «второго эшелона» развития капитализма. Особенности развития промышленности и сельского хозяйства. Попытки хозяйственного реформирования. С. Витте. П. Столыпин.
Проблема российских монополий. Особенности функционирования государственного сектора. Развитие внутренней и внешней торговли. Экономические программы революции 1917 г. Условия формирования командно-административной системы экономики в России. Структурные сдвиги в экономике в период революций 1917 г. и гражданской войны. Хозяйственное развитие советской России в 1917–1927 гг. Политика «военного коммунизма». НЭП. Денежная реформа 1922–1924 гг. Индустриализация и коллективизация. Становление финансовой системы. Хозяйственные реформы 1929–1932 гг. Итоги и проблемы первой пятилетки.
Тема 8. Экономика «государственного социализма»
Хозяйственное развитие СССР в предвоенный период. Проблемы и противоречия развития экономики «государственного социализма».
Методы организации и этапы развития страны в годы Великой Отечественной войны. Основные направления и тенденции восстановления. Противоречия методов управления.
Хозяйственно-политическая концепция народно-хозяйственных планов 50–60 гг. НТП и роль СССР в мировом производстве к 1970 г. Структурные изменения в экономике. Роль СЭВ в экономическом развитии стран Восточной Европы.
Экономика застоя. Особенности экономического роста и причины его замедления. Накапливание макроэкономических диспропорций. Административно-командная система управления: проблемы и противоречия.
Тема 9. История мировой экономики в послевоенный период
Экономические причины и последствия второй мировой войны. План Маршалла. Сдвиги в соотношении сил на международной арене. Варианты национальных программ возрождения экономики после второй мировой войны. Методы государственного регулирования. Интернационализация производства на частно-хозяйственном и межгосударственном уровнях.
Движущие силы экономического роста стран Запада. Национальные модели смешанной экономики. Развитие НТР и структурная перестройка в развитых странах. Роль региональных союзов в мировой экономике. Мировые центры: США, Япония, ЕЭС.
Реформы 1980-1990-х гг. в развитых и постсоциалистических странах. Современное социально-экономическое положение России.
2. Основная литература по курсу “История экономики”
Литература дана в конце книги
3. Темы контрольных работ для студентов дистанционной формы обучения
1. Общая характеристика экономики древнего мира.
2. Основные черты развития первобытной экономики. Значение неолитической революции.
3. Общая характеристика и этапы развития экономики средневековья.
4. Хозяйственные реформы в России XV – пер. полов. XVII в.
5. Особенности первоначального накопления капитала и мануфактурного производства (на примере одной из стран по выбору студента).
6. Экономические последствия Великих географических открытий.
7. Структура экономики и формы хозяйствования в России во второй половине XVII века.
8. Экономические реформы второй пол. XVII в. в России.
9. Экономическая политика Петра I. Сущность и результаты модернизации экономики России.
10. Аграрная политика Екатерины II.
11. Денежные реформы в России XVIII в.
12. Развитие российского предпринимательства в XVII–XVIII вв.
13. Попытки хозяйственных реформ в России первой пол. XIX в.
14. Особенности промышленного переворота (на примере одной из стран по выбору студента).
15. Страны-лидеры и их экономическая роль в мире.
16. Структурные изменения в экономике развитых стран в конце XIX – нач. XX вв.
17. Особенности развития развитых стран в период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. (на примере одной из стран по выбору студента).
18. Экономическая политика фашистской Германии.
19. Условия формирования командно-административной системы экономики в СССР в 20–30 гг.
20. Программы послевоенного восстановления экономики в европейских странах и Японии.
21. Общая характеристика моделей смешанной экономики.
22. СЭВ: история создания и деятельности.
23. Реформы 40–60 гг. в СССР.
24. Экономика застоя в СССР.
25. Особенности рыночных реформ в России.
Контрольная работа выполняется студентами дистанционной формы обучения в форме реферата. Ее тема выбирается по начальной букве фамилии студента из предложенных вариантов.
Написание контрольной работы предполагает углубленную самостоятельную работу студента, посвященную той или иной проблеме, на основе изучения учебной и дополнительной литературы.
Контрольная работа оформляется на отдельных листах или в тетради рукописным или машинописным способом аккуратно, разборчиво, без сокращения слов. Ее объем должен составлять около 20 листов рукописного текста или 15 листов машинописного.
4. Рекомендации по работе с учебным пособием
Для успешного изучения курса студентам дистанционной формы обучения необходимо изучить содержание учебного пособия. Каждая тема пособия имеет следующую структуру:
♦ опорный конспект лекции, раскрывающий содержание темы;
♦ дополнительная литература, чтение которой позволит расширить и углубить полученные знания;
♦ тестовые задания, позволяющие оценивать подготовку студента по каждой теме. Эти задания рекомендуется использовать в качестве контрольной работы для студентов заочной формы обучения;
♦ тренировочный итоговый тест по истории экономики.
Для того, чтобы изучение курса было осознанным, в тексте предусмотрены поля для вопросов и замечаний, выяснить которые можно в ходе дальнейшей самостоятельной работы с дополнительной литературой или на консультации с преподавателем, ведущим курс. Выполнение тестовых заданий, используемых в качестве самоконтроля, позволит не только адекватно оценить собственные знания, но и покажет преподавателю уровень освоения студентом учебного материала.
Итоговая оценка по курсу «История экономики» будет выставлена по результатам выполнения электронного варианта итогового теста, к которому студенты допускаются только после зачета контрольной работы.
РАЗДЕЛ II
ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Лекция 1. Введение в историю экономики
1.1. Предмет истории экономики и его эволюция
Историко-экономическая наука оформилась как самостоятельная ветвь системы экономических наук в XIX в. Вначале произошло становление истории экономической мысли, затем во второй половине XIX в. утвердилась история народного хозяйства
(история хозяйственного быта, экономическая история, история экономического быта). Основателями новой науки стали представители немецкой исторической школы (В. Рошер, В. Гильдебранд, К. Книс), которые доказали необходимость применения истории к политической экономии, попытались превратить последнюю в учение о законах экономического развития народов. При этом законы рассматривались как историческое обобщение опыта исторического развития каждого конкретного государства. Однако на данном этапе под основным назначением истории экономики понималась ее иллюстративная роль.
В Англии одним из основоположников истории экономики был Арнольд Тойнби, главный труд которого «Промышленный переворот в Англии в XVIII в.» стал одним из первых исследований британского промышленного развития. В отличие от других экономистов А.Тойнби отмечал такую важную функцию новой науки, как мировоззренческую. Его соотечественник и современник Дж. Н. Кейнс (отец Дж. М. Кейнса) выделял уже три главные функции:
♦ историческая иллюстрация экономических теорий;
♦ историческая критика (то есть проверка историей) экономических теорий;
♦ историческое обоснование новых экономических теорий.
Во Франции создателем действительно научного подхода к изучению истории своей страны стал Фюстель де Куланж Нума Дени. Его работа «История общественного строя древней Франции» отражала авторскую концепцию генезиса феодализма в Западной Европе как постепенного преобразования учреждений Поздней Римской империи. Это означало практически полное игнорирование вклада германских племен, что не соответствовало историческим фактам. Вместе с тем Фюстель де Куланж был блестящим знатоком документального материала, что позволило ему одному из первых обратиться к анализу аграрной истории европейского средневековья.
Определенную роль в развитии истории экономики как науки сыграл марксизм. Метод исторического материализма, разработанный К. Марксом, позволил сформулировать учение об общественно-экономических формациях, составляющих их элементах (экономическом базисе и надстройке) и причинах смены. Однако преувеличение отдельных сторон этого учения, например, классовых проблем и роли материальных факторов в развитии общества, привело к догматизации этой великой для своего времени теории.
В конце XIX – начале XX вв. развитию историко-экономического направления в экономической науке содействовало становление институционализма. Его сторонники рассматривали экономические системы с широких культурологических позиций как определенную ступень в исторической жизни общества. При этом в центре внимания оказались институты, под которыми понимались реальные формы организации экономической деятельности, мотивы и нормы поведения экономических субъектов.
В это же время начинает формироваться и отечественная историко-экономическая мысль. В работах П. Маслова, И. Кулишера, В. Левитского, Н. Рожкова и других особо выделялся вопрос о правомерности приложения схем периодизации экономической истории, разработанных западноевропейской наукой, к экономическому прошлому России. К сожалению, впоследствии уже в советский период такие исследования были практически свернуты. Интерес к ним возобновился лишь в последнее время.
Между тем в западной науке в 20–30 гг. XX в. с возникновением школы «Анналов» (исследователей, группировавшихся вокруг известного французского журнала «Анналы: экономики, общества, цивилизации») складываются новые методы анализа. Согласно основной идее М. Блока, Л. Февра, Ф. Броделя и др. история экономики – глобальная история людей, рассматриваемая с определенной точки зрения, это история событий, конъюнктуры и кризисов, общественных масс и структур. Такая постановка вопроса привела к становлению особого направления «истории ментальностей».
В 60-е годы в США А. Конрад и Дж. Мейер, продемонстрировав возможности применения современных теоретических экономических контрфактических (несбывшегося будущего) моделей к анализу экономики рабовладельческого юга США, стали основателями клиометрики. Два представителя этой школы Р. Фогель и Д. Норт в 1993 получили Нобелевскую премию по экономике.
Значение развития историко-экономической науки отразилось и в создании особой международной организации экономистов-историков, которая с 1960 г. регулярно проводит Международные конгрессы по экономической истории, определившие современные проблемы науки:
♦ особенности экономического роста;
♦ индустриализация;
♦ урбанизация;
♦ демография;
♦ аграрная история;
♦ генезис капитализма;
♦ методология и методы истории экономики.
В результате острой дискуссии между представителями различных школ и направлений была принята современная трактовка предмета истории экономики.
История экономики изучает развитие экономических процессов, структур, институтов, деятельности, событий и теорий. Таким образом, в центре ее внимания находится эволюция хозяйства, а не общества.
В рамках такого понимания одним из важнейших понятий курса истории экономики является структура экономики.
Структура экономики – совокупность макроэкономических элементов, взаимосвязанных между собой и представляющих собой сложную систему общественного хозяйства.
Схематично структуру экономики можно представить следующим образом:
В основе структуры экономики лежит организационно-экономический уровень. Он характеризуется совокупностью форм производства и управления, уровнем технологического развития общества, количеством и качеством используемых ресурсов. Распределение и размещение организационно-экономических форм по разным сферам общественного хозяйства и регионам страны описывают соответственно отраслевой и территориальный уровни. Роль и функции основных участников процесса воспроизводства анализируются на воспроизводственном уровне структуры экономики. Вершиной данной схемы, описывающей международные экономические связи, является внешнеэкономический уровень. Важно отметить, что связующим элементом структуры экономики, усиливающим ее внутренние горизонтальные и вертикальные связи, является хозяйственная культура общества.
Хозяйственная культура представляет совокупность стереотипов образа жизни и потребления, уровня и структуры потребностей, норм и образцов хозяйственных представлений и социального взаимодействия субъектов, национальных форм организации производства и трудовой этики.
Определение предмета исследования истории экономики позволяет соотнести ее с экономической историей и всеобщей историей. Экономическая история изучает «экономическое движение» общества, особенности и закономерности его изменений, их связь со всеми явлениями общественной жизни. История же экономики рассматривает эволюцию способов производства, хозяйственных механизмов, экономических институтов. Знание экономической истории способствует более точному пониманию подоплеки политических событий прошлого и тенденций настоящего. Связь экономической истории со всемирной проявляется в том, что обе анализируют явления в процессе их развития, но предмет всемирной истории гораздо шире, т. к. охватывает изменения цивилизации в целом.
1.2. Методы и функции науки
Основными методами истории экономики являются исторический, логический, причинно-генетический, структурно-функциональный, хронологический, сравнительно-исторический, исторического моделирования, математической статистики, социальной психологии.
Особое значение для проведения историко-экономического анализа имеет типология, применение которой необходимо для всех наук, имеющих дело с крайне разнородными по составу множествами объектов.
Типология – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели.
Цель типологии в истории экономики – описание множества хозяйств. Наиболее распространенной типологией является их определение на основе совокупности следующих признаков:
♦ технологических – степени развития орудий труда и технологий;
♦ экономических – системы отношений собственности, формы связи производителей и потребителей;
♦ социокультурных, в том числе хозяйственной культуры;
♦ институциональных – роли государства и других общественных институтов в организации производства.
Результатом такого подхода стало выделение макромоделей первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического типов хозяйства с учетом национальных и региональных особенностей экономического развития.
Приоритетными функциями истории экономики являются:
♦ прагматические (пропаганда опыта и уроков хозяйственного развития);
♦ ценностные (анализ основных вех экономического развития должен сопровождаться нравственной оценкой целей, путей, средств и результатов экономического развития);
♦ культурные (история экономики выполняет функции социальной памяти, позволяющей сохранить преемственность в хозяйственной практике и экономической теории на основе критического отбора материальных и идейных элементов прошлого);
♦ фундаментальные и мировоззренческие (историко-экономическое познание способствует научному обоснованию новых и всесторонней плодотворной критике существующих теорий, что содействует формированию гибкого экономического мышления).
Выполнение этих функций определяет место истории экономики в системе экономических наук. Являясь методологической основой данной системы, экономическая теория представляет собой теоретическую дисциплину, законы и категории которой производны от качества, количества и полноты первичной экономической информационной базы. Поэтому роль фундамента рассматриваемой системы выполняют история экономики и история экономических учений. Подчеркивая важность их изучения, можно провести аналогию с тем, что сказал о естествознании английский физик Томпсон: " Исследования в прикладных науках ведут к реформам, а в фундаментальных – к научным революциям».