Книга Православная энциклопедия - читать онлайн бесплатно, автор Аурика Луковкина. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Православная энциклопедия
Православная энциклопедия
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Православная энциклопедия

Старообрядческие корни имело 64 % торгово-промышленного населения дореволюционной России. Из Преображенской общины беспоповцев в Москве вышли династии Морозовых, Прохоровых, Гучковых и многих других.

Церковь в начале XVIII в. прервала традицию патриаршества. Это было связано с реформами Петра I, стремившегося превратить полуазиатское царство в европейскую империю. Будучи верующим человеком, он тем не менее не видел смысла в обрядовой стороне православия. В 1700 г., после смерти патриарха Адриана, Петр I ввел государственное судопроизводство, налогообложение и управление на церковных землях, воспрепятствовал избранию патриарха.

Символом державной политики Петра I стало то, что металл колоколов, снятых с многих церквей, был использован на литье пушек во времена Северной войны. В 1712 г. пост патриарха, пустовавший более 20 лет, был ликвидирован. Для управления церковью был создан Святейший синод во главе со священником обер-прокурором, тогда – неутомимым реформатором Феофаном Прокоповичем. Им был разработан «Духовный регламент» – «конституция» Русской православной церкви. Церковь официально вошла в государственный аппарат.

Как продолжение преобразований Петра I в 1762 г. осуществляется конфискация в государственный фонд церковных и монастырских земель. Около 1 млн крестьян перешло в руки государства. Духовенство переводилось на казенное жалованье. Страшный удар был нанесен монашеству: из почти 1000 монастырей около 600 было закрыто.

Российское дворянство все более проникалось традициями рационалистической европейской античной культуры. В царствование Екатерины II расцветала российская дворянская светская культура.

Кризисный для русского православия XVIII в. завершился, однако, возрождением монашества. Украинский монах Паисий Величковский возродил в монастырях Молдавии традиции нестяжательства. Хотя Паисий и не жил в России, он воспитал новое поколение духовных наставников, к которым через десятилетия стала стекаться вся Россия – от Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского до неграмотных крестьян.

Прохладные отношения между государством и русской церковью круто изменились во время правления Николая I. Идеология его правления нашла воплощение в доктрине, созданной графом С. С. Уваровым: «Православие, самодержавие, народность». Организовывались церковно-приходские школы, улучшалась система церковного образования: семинарское образование сближалось со светским. В 1876 г. был опубликован русский перевод Библии.

На рубеже XIX–XX вв. в мыслящих кругах российского общества зреет убеждение, что только обновленное православие может стать реальной альтернативой революционной идеологии. Предпринимались попытки преодолеть отчуждение между интеллигенцией и церковью. В 1901–1903 гг. Д. С. Мережковский организовал религиозно-философское собрание с участием заинтересованных представителей православной церкви. В кружок входил Сергий Старгородский – будущий патриарх. Обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев запретил проведение собраний, потому что, по его словам, дьявол склонен к подобным союзам, которые прячутся под маской добродетели.

Упразднение Синода и проведение Церковного Собора для избрания патриарха состоялись после революции 1917 г. Новым патриархом был выбран Тихон. Завершилась работа собора уже после Октябрьской революции, когда церковь была не нужна.

После издания советской властью Декрета об отделении церкви от государства от 23 января 1918 г. началась конфискация церковного имущества. С сентября 1918 г. волны красного террора обрушились на духовенство. В условиях разгорающейся Гражданской войны патриарх Тихон пытался сохранить нейтралитет церкви. Часть эмигрировавших с А. И. Деникиным церковных иерархов на Соборе в городе Карловацки образовали так называемую Карловацкую церковь.

Новый удар по Русской православной церкви советская власть нанесла в 1921 г., когда начался голод на Волге. Под предлогом сбора средств для голодающих в массовом порядке изымались церковные ценности. В целях обуздания и подчинения церкви было расстреляно 15 000 священников. Для подрыва православия изнутри антихристы-большевики стремились использовать обновленческое движение среди духовенства. Обновленцы во главе с А. И. Введенским встали на путь признания советской власти, хотели упразднить церковную организацию и ритуалы, перевести богослужение на современный язык. Святая церковь испокон веков продолжала традицию, а отступники и еретики стремились в короткие сроки изменить все. В 1923 г. они провели Церковный Собор и попытались низложить патриарха Тихона. В свою очередь, признав советскую власть, Тихон сумел вырвать основную часть приходов из-под «мохнатых лап» обновленцев. Большинство прихожан высказывалась против церковной реформы.

С середины 1920-х гг. советская власть начинает преследовать и обновленцев. Объясняется это с точки зрения христианской диалектики просто: большевики – это революционеры, которым всегда нужна борьба, поэтому они и выступали за перманентную революцию, чтобы постоянно бороться, а если борьбы не будет, то они сожрут друг друга, так как дьявол склонен к самоуничтожению. Сначала им был выгоден союз с обновленцами, но по закону единства и борьбы противоположностей в конечном итоге большевики должны были и обновленцев уничтожить.

Православная церковь в конце 1930-х гг. находилась на грани уничтожения. Советская власть от позиций категорического отрицания церкви перешла к политике контроля над ее деятельностью.

Чудеса православной веры открылись людям и во время самой страшной беды – Великой Отечественной войны. Люди сами обратились в лоно церкви за помощью, поддержкой и утешением. Церковнослужители истово молились о спасении России. Митрополит гор Ливанских Илия в течение трех дней не ел и не пил, а молился иконе Божьей Матери. В огненном столпе предстала перед ним Богородица и велела передать определение Божье для всей Страны Советов, иначе та погибнет.

Для спасения государства нужно было открыть все монастыри и храмы, вернуть священников из тюрем, чтоб они молились за Россию и все республики Союза. Необходимо что есть силы удерживать оборону Ленинграда. Спасти его может крестный ход с чудотворной иконой Казанской Божьей Матери. Перед этой святой иконой следовало отслужить молебен и в Москве. После чего переправить ее в Сталинград, а затем пройти с ней до самых границ страны. Тогда и придет спасение.

Владыка связался с Русской православной церковью и передал послание Богородицы.

По приказу И. В. Сталина в 1943 г. тысячи храмов, семинарий и монастырей открылись в России, было восстановлено патриаршество. Крестный ход вокруг Ленинграда состоялся. Блокада великого города на Неве была снята в день празднования равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Чудотворная икона Казанской Божьей Матери была привезена и в Сталинград. Место на Волге, где она находилась, так и не смогли прорвать немцы. Икона с ликом Богоматери начала победное шествие по стране, и Отчизна была спасена.

Война закончилась на Пасху – Светлое Христово Воскресение. Этот день совпал и с празднованием памяти великомученика Георгия Победоносца, который являлся покровителем Руси и ангелом-хранителем маршала Георгия Жукова.

Новая волна гонений на православие обрушилась в годы правления Н. С. Хрущева. В массовом порядке закрывались монастыри и церкви. За приходами устанавливали строгий контроль. При Л. И. Брежневе, когда несколько отошла атеистическая истерия, появилось церковное правозащитное движение. В 1970-х гг. наметилось возвращение к православию части интеллигенции.

Сегодня перед Русской православной церковью стоит задача в условиях демократии направить грешников, отступников от христианской веры на путь истинный, дать им возможность покаяться.

Иностранцы, характеризуя Россию, всегда говорят о загадочности русской души. Так что же составляет эту загадку? Что или кто воспитал в сердцах россиян безграничное добродушие (пусть и с некоторой долей наивности), способность протянуть руку помощи в трудную минуту, несгибаемый стержень в критических ситуациях, стремление к переменам и в то же время огромную терпимость? Можно, конечно, сослаться на исторические особенности развития русской нации. Но любые испытания вряд ли были бы пережиты с достоинством без наличия того, что и называется великим словом «вера». Вера в Господа, его безграничную мудрость и любовь ко всему сущему на земле. Именно православие и воспитало в душах россиян стойкость, благородство, добродушие и любовь. Без каких-либо загадок.

О том, что православная вера в России возродилась и теперь вряд ли сможет быть вновь предана забвению, свидетельствует, например, такой факт. В сентябре 2006 г. в храм Христа Спасителя в Москве были доставлены частица Животворящего Креста Господня, частица мощей Марии Магдалины (кисть левой руки) и мученика Кирика из Афонского монастыря Симоно-петра. Десятки тысяч верующих поклонились христианским святыням, очередь в храм растянулась на километры и не уменьшалась до последнего дня пребывания святынь в столице! Люди сутками терпеливо стояли в очереди в храм, чтоб исцелиться, приобщиться к святыням и наполнить свои сердца истинной верой и любовью.

Православные святые и чудотворцы

Пресвятая Дева Мария

Богородица, пожалуй, самая почитаемая из всех святых в России, молитвы к Пресвятой Деве Марии знает каждый верующий.

Многие знают, что Господь избрал Марию для рождения Иисуса Христа, избранницей она стала еще до рождения.

Богородица была рождена в галилейском городе Назарете. Родителями ее были праведные Иоаким и Анна. К сожалению, до самой старости они не имели детей и всю свою жизнь очень хотели, чтобы у них был ребенок. Супруги каждый день молились Господу и в своих молитвах обещали, что если Бог исполнит их желание, то ребенка они воспитают в любви к Всевышнему и жизнь их первенца будет посвящена ему. Господь услышал молитвы Иоакима и Анны и послал архангела Гавриила с вестью о том, что у них скоро появится дочь, а через ее ребенка будет передано спасение Миру. Супруги очень обрадовались этой вести и горячо благодарили Господа за ниспосланную им милость. И вот пришел тот день, когда, к радости Анны и Иоакима, у них родилась дочь. Супруги нарекли ее именем Мария.

В течение трех лет Мария воспитывалась своими родителями. По истечении этого времени они отвели ее в Иерусалимский храм, исполнив тем самым обещание, данное Господу.

Во время беременности Мария вместе со своим мужем Иосифом была вынуждена отправиться в Вифлеем для переписи населения. Там в пригороде и был ею рожден Спаситель мира. После Вознесения Иисуса на небо Пресвятая Дева Мария осталась жить в Иерусалиме у апостола Иоанна. Каждый день она заботилась о близких и молилась Господу о своем сыне. Она со смирением ждала своей смерти, и когда пришел ее черед, то об этом ее известил архангел Гавриил, являющийся предвестником Божьих таинств. Апостолы, проповедующие слово Господа в разных странах, сумели прийти к Марии в момент ее смерти. Сам Иисус явился к матери своей для того, чтобы препроводить ее душу в рай. Единственным, кто не смог попасть к Марии, был апостол Фома: он опоздал на три дня. Чтобы утешить его, другие апостолы повели его к ее гробу, но, когда они пришли, тела Марии там не было. Все поняли, что она отправилась к Сыну своему.

В течение многих лет после своей смерти являлась Богородица, чтобы помочь верующим в трудную для них минуту, и по сей день отзывается она на их молитвы.

Пресвятой Деве Марии

Богородице, Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобой, Благословенна Ты в женах и благословаен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

* * *

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единой прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его.

Не попущай, Пресвятая, воли моей совершатися, неподобна бо есть, но да будет во мне воля Сына Твоего и Бога моего, да мя спасет, и вразумит, и подаст ми благодать Святаго Духа, дабы аз отныне престал сквернодействовати, и прочее бых пожил в повелениих Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая.

И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния: и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитого прилога диавольскаго.

Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Из акафиста ко Пресвятой Богородице

Икос 1

Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся, и со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая: Радуйся, Еюже радость возсияет: радуйся, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, высоте неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественного воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Радуйся, Невесте Неневестная.

Кондак 2

Видящи Святая Себе в чистоте, глаголет Гавриилу дерзостно: преславное твоего гласа неудобоприятельно души моей является: безсеменнаго бо зачатия Рождество како глаголеши, зовый: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразумеваемый разумети Дева ишущи, возопи к служащему: из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми? К Нейже он рече со страхом, обаче зовый сице: Радуйся, совета неизреченного Таиннице; радуйся, молчания просящих веро. Радуйся, чудес Христовых начало; радуйся, велений Его главизно. Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо. Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение. Радуйся, Свет неизреченно родившая; радуйся, еже како, ни единаго же научившая. Радуйся, премудрых превосходящая разум; радуйся, верных озаряющая смыслы. Радуйся, Невесто Неневестная.

Тропарь. Глас 2

Моление теплое и стена необоримая, милости источниче, мирови прибежище, прилежно вопием Ти: Богородице Владычице, предвари, и от бед избави нас, едина вскоре предстательствующая.

Кондак 3

Сила Вышняго осени тогда к зачатию Браконеискусную, и благоплодная Тоя ложесна, яко село показа сладкое, всем хотящим жати спасение, всегда пети сице: аллилуйя.

Икос 3

Имущи Богоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети: младенец же оноя абие познав Сея целование, радовашеся, и играньми яко песньми вопияше к Богородице: Радуйся, отрасли неувядаемым розго; радуйся, Плода бессмертного стяжание; радуйся, Делателя делающая Человеколюбца; радуйся, Садителя жизни нашея рождшая. Радуйся, ниво, растящая гобзование щедрот; радуйся, трапезо, носящая обилие очищения. Радуйся, яко рай пищный процветавши; радуйся, яко пристанище душам готовиши; радуйся, приятное молитвы кадило; радуйся, всего мира очищение; радуйся, Божие к смертным благоволение; радуйся, смертных к Богу дерзновение. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 4

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней, и бракоокрадованную помышляя, Непорочная: уведев же Твое зачатие от Духа Свята, рече: аллилуя.

Икос 4

Слыша пастырие Ангелов, поющих плотское Христово пришествие, и текшее яко к пастырю, видят сего яко агнца непорочна, во чреве Марине упасшася, еюже поюще реша: Радуйся, агнца и пастыря Мати; радуйся, дворе словесных овец; радуйся, невидимых врагов мучение; радуйся, райских дверей отверзение; радуйся яко небесная срадуются; радуйся яко земная сликовствуют небесным; рауйся, апостолов немолчная уста; радуйся стрстотерпцев непобедимая дерзосте; радуйся, твердое веры утверждение; радуйся, светлое благодати познание; радуйся, Ею же обнажися ад; радуйся, Ею же облекохомся славою. Радуйся, Неневестная.

Кондак 5

Боготечную звезду узревшее волсви, тоя последоваша зари: и яко светильник держащею, тою испытаху крепкаго Царя, и достигше Непостижимого, возрадовашася, Ему вопиюще: аллилуйя.

Икос 5

Видеша отроцы халдейстии на руку Девичу Создавшаго руками человеки, и Владыку разумевающе его, аще и рабий прият зрак, потщашася дарми послужити Ему, и возопити благословенней: Радуйся, звезды незаходимся мати; радуйся, заре таинственнаго дне; радуйся, прелести пещь угасившая; радуйся, Троицы таинники просвещающая; радуйся, мучителя безчеловечнаго изметающая от начальства; радуйся, Господа Человеколюбца показавшая Христа; радуйся, варварскаго избавляющая служения; радуйся, тимения изымающая дел; радуйся, огня поклонение угасившая; радуйся, пламене страстей изменяющая; радуйся, верных наставнице целомудрия; радуйся всех родов веселие. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 7

Хотящу Симеону от нынешняго века представитися прелестного, вдался еси яко младенец тому, но познался еси ему и Бог совершенный; темже удивился твоей неизреченней премудрости, зовый: аллилуйя.

Икос 7

Новую показа тварь, явлься Зиждитель нам от Него бывшим, из безсеменныя прозяб утробы, и сохранив Ю, якоже бе нетленну, да чудо видящее воспоим Ю, вопиюще: Радуйся, цвете нетления; радуйся, венче воздержания; радуйся, воскресения образ облистающая; радуйся, ангельское житие являющая; радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии, радуйся, древо благосеиннолиственное, имже покрываются мнози; радуйся, во чреве носящая Избавителя плененным; радуйся, рождшая наставника заблудшим; радуйся, судии праведного умоления; радуйся, многих согрешений прощение; радуйся, одеждо нагих дерзновения; радуйся, любы всякое желание побеждающая, Радуйся. Невесто Неневестная.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу; неприступного бо яко Бога, зряше всем приступнаго Человека, нам убо спребывающа, слышаща же от всех: аллилуйя.

Икос 9

Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя видим о Тебе, Богородице, недоумевают бо глаголати, еже како и Дева пребывавши, и родити возмогла еси; мы же, таинству дивящеся, верно вопием: Радуйся, премудрости Божия приятелище; радуйся, промышления его сокровище; радуйся, любомудрыя немудрыя являюща; радуйся, хитрословесныя безсловесныя обличающая; радуйся, яко обуяша лютии взыскателе; радуйся, яко увядоша баснотворцы; радуйся, афинейская плетения растерзающая; радуйся, рыбарския мрежи исполняющая; радуйся, из глубины неведения извлачающая; радуйся, многи в разуме просвещающая; радуйся, кораблю хотящих спастися; радуйся, пристанище житейских плаваний. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 10

Спасти хотя мир, иже всех Украситель к сему самообетован приде, и Пастырь сый Яко Бог, нас ради явися по нам человек: подобным бо подобное призвав, яко Бог слышит: аллилуйя.

Икос 10

Стена еси девам, Богородице Дево, и всем к Тебе прибегающим: ибо небесе и земли Творец устрои Тя, Пречистая, вселься во утробе Твоей, и вся приглашати Тебе научив: Радуйся, столпе девства; радуйся, дверь спасения; радуйся, начальнице смысленнаго назидания; радуся, подательнице Божественным благости; радуйся, Ты бо обновила еси зачатыя студно; радуйся, Ты бо наказала еси окраденныя умом; радуйся, тлителя смыслов упражняющая; радуйся, сеятеля чистоты рождшая; радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; радуйся, верных Господеви сочетавшая; радуйся, добрая медопитательнице девам; радуйся, невестокрасителънице душ святых. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 11

Пение всякое побеждается, сопростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Царю Святый, ничтоже совершаем достойно, яже дал еси нам, Тебе вопиющим: аллилуйя.

Икос 11

Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим Святую Деву: невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму Божественному вся, зарею ум просвещающая, званием же почитаемая, сими: Радуйся, луче умнаго Солнца; радуйся, светило незаходимаго Света; радуйся, молние, души просвещающая; радуйся, яко гром, враги устрашающая; радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение; радуйся, яко многотекущую источавши реку; радуйся, купели живописующая образ; радуйся, греховную отъемлющая скверну; радуйся, бане, омывающая совесть; радуйся, чаше, черплющая радость; радуйся, обоняние Христова благоухания; радуйся, животе тайнаго веселия. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 12

Благодать дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздрае рукописание, слышит от всех сице: аллилуйя.

Икос 12

Ноюще Твое Рождество, хвалим Тя вcи, одушевленный храм, Богородице: в Твоей бо вселився утробе, содержай вся рукою Господь, освяти, прослави и научи вопити Тебе всех: Радуйся, селение Бога и Слова; радуйся, святая святых большая; радуйся, ковчеже позлащенный духом; радуйся, сокровище живота неистощимое; радуйся, честный венче царей благочестивых; радуйся, честная похвала иереев благоговейных; радуйся Церкве непоколебимый столпе; радуйся, царствия нерушимая стено; радуйся, Еюже воздвижутся победы; радуйся, еюже низпадают врази; радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасения. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, Тебе вопиющих: аллилуйя.

Канон Пресвятой Богородице

Песнь 1

Ирмос: воду прошед, яко сушу, и египетского зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Припев. Пресвятая Богородице, спаси нас.

Многим содержимъ напастьми, к Тебе прибегаю, спасения иский: о, Мати Слова и Дево, от тяжких и лютых спаси!

Страстей мя смущают прилози, многаго уныния исполнити мою душу; умири, Отроковице, тишиною Сына и Бога Твоего, Всенепорочная. Слава: Спаса рождшую, Тя и Бога, молю, Дево, избавитися ми лютых: к Тебе ныне прибегая, простираю и душу и помышление. И ныне: Недугующа телом и душею, посещения Божественного и промышления от Тебе сподоби, едина Богомати, яко благая, Благаго же Родительница.

Канон Молебный Пресвятой Богородице

Песнь 3

Ирмос: Небесного круга Верхотворче Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.

Предстательство и покров жизни моея полагаю Тя, Богородительнице Дево: Ты мя окорми ко пристанищу Твоему, благих виновна, верных утверждение, едина Всепетая.

Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо Богоневестная, начальника тишины Христа родила еси, едина Пречистая.

Слава: Благодетеля рождши добрых виновнаго, благодеяния богатство всем источи: вся бо можеши, яко сильного в крепости Христа рождши, Богоблаженная.

И ныне: Лютыми недуги и болезненными страстьми истязаему, Дево, Ты ми помози: исцелений бо неоскудное Тя знаю сокровище, Пренепорочная, неиждиваемое.

Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вcи no Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и предстателъству.

Призри благосердием, всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление, и исцели души моея болезнь.

Песнь 4

Песнь: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоея и прославих Твое Божество.

Страстей моих смущение, кормчию рождшая Господа, и бурю утиши моих прегрешений, Богоневестная.

Милосердия Твоего бездну призывающу: подаждь ми, яже Благосердаго рождшая и Спаса всех поющих Тя.

Наслаждающееся, Пречистая, Твоих дарований благодарственное воспеваем пение, ведуще Тя, Богоматерь.

Слава: На одре болезни моея и немощи низлежащу ми, яко Влаголюбива, помози Богородице, едина Приснодево.

И ныне: Надежду и утверждение и спасение стену недвижиму имуще Тя, Вспетая, неудобства всякаго избавляемся.

Песнь 5

Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче.

Исполни, Чистая, веселия сердце мое, Твою нетленную дающи радость, веселия рождшая виновнаго.