Хочется обратить ваше внимание на одну, как нам кажется, несправедливо забытую народную игру – лапту. К сожалению, в лапту сейчас играют редко, но найдется немного людей, которые не знали бы о лапте совсем ничего. А ведь это исконно русская забава, лапта для нас – все равно как для американца – бейсбол, а для англичанина – крокет или гольф.
Попытки ввести лапту в ряд спортивных игр с четкими и однозначными правилами и официальными протоколами не увенчались успехом. Должно быть, у лапты другое будущее – она была и остается вольной народной игрой. Ее правила меняются от района к району России. Лапта породила множество подобных игр (только более простых). Именно эти варианты лапты рассчитаны на небольшое количество участников и не требуют от игроков особых навыков и умений. Поэтому мы настоятельно рекомендовали бы вам для семейного досуга лапту или те ее варианты, которые мы приводим ниже.
Для начала давайте вспомним, что же такое лапта. Вот что написано об этой игре в энциклопедическом словаре: «Русская народная игра с мячом и битой. Игроки одной команды выбивают битой – лаптой – мяч и бегут как можно дальше во время его полета через поле игры и обратно. Игроки другой команды стараются поймать мяч и попасть им в одного из соперников».
Для игры вам понадобится мяч (вполне подойдет теннисный) и бита, собственно, лапта. Из словаря Даля мы узнаем, что лапта – это «лопасть, плосковатая вещь, к одному концу пошире; палка, веселко, коим бьют мяч». Значит, бита должна быть выстругана с одного конца так, чтобы за нее должно было удобно держаться, а с другой обтесана наподобие лопатки. Длина лапты составляет около 1 м, ширина – около 7 см. Эти размеры могут варьироваться в большую или меньшую сторону в зависимости от возраста и роста игроков. Но вообще-то вы можете использовать и просто круглую палку.
Самый простой вариант игры в лапту – лапта для двоих, при этом один из игроков – бьющий, другой – ловящий. Определяют место, с которого будут наноситься удары, и направление, то есть поле. Бьющий подбрасывает мяч и направляет его лаптой в поле, ловящий становится поодаль и старается поймать мяч на лету. Когда это удается, игроки меняются местами, а в том случае, если бьющий промахнулся (скажем, три раза), он лишается права на удар.
Следующий вариант – лапта с тремя игроками. Один из игроков – ловящий, другой – подавальщик, третий – бьющий. Последние два становятся в условленном, отмеченном чертой месте, а ловящий встает поодаль, в поле. Подавальщик подбрасывает мяч, бьющий направляет его в поле и, бросив лапту, бежит в поле в направлении удара до места, обозначенного на земле чертой. В это время ловящий старается мяч поймать и попасть им в бегущего игрока («колоть» его). Если ловящему это удалось – он становится бьющим, а «заколотый» занимает место ловящего. Если же ловящий не смог справиться со своей задачей, то он подбирает мяч с земли и бросает его к черте, с которой производятся удары. Бьющий и подавальщик меняются местами.
Следующая игра для большего числа игроков. Здесь нужно провести на земле две черты, которые бы разделяли 50 см. Однако не забудьте, что во всех приводящихся здесь играх необходимо соизмерять расстояние для пробежек с умениями и возрастом детей. На одной черте стоят подавальщик и бьющий, остальные игроки (желательно не больше шести человек) становятся в поле между двумя чертами, друг за другом, примерно на одинаковом расстоянии.
Подавальщик подбрасывает мяч, бьющий изо всей силы ударяет по мячу и, бросив лапту, бежит ко второй черте. Ловящие, поймав или подобрав мяч, стараются попасть им в бегуна. Когда это удалось, тот игрок, кто стоял первым, становится подавальщиком, подавальщик бьет по мячу, а «заколотый» бегун становится дальше всех. Если ловящие промахнулись и бьющий добежал до черты, он получает право на следующий удар.
Ловящие могут действовать и не как одна команда. В таком случае тот из игроков, который ловит мяч на лету, или тот, кто попадает в бегуна, идет бить по мячу, а бьющий становится на его место.
Следующий вариант лапты был очень популярен в Вятской губернии и назывался «даровки». В этой игре бьющий ударяет по мячу (раздает дары), а несколько игроков ловят его в поле, стараясь опередить друг друга. Кому это удалось – тот становится бьющим. Если же мяч упал на землю – бьющий не меняется.
А вот «земляная лапта» отличается от приведенной выше игры тем, что ловящие, даже упустив на землю мяч, получают еще одну возможность сменить бьющего – тот кладет лапту на землю, а игрок, подобравший мяч, бросает его, стараясь попасть им в лапту. Если это удается, бьющему приходится идти в поле, а меткий игрок занимает его место.
И наконец, настоящая лапта – игра, очень захватывающая. Поле для игры должно представлять собой ровную площадку, длиной и шириной 40–60 м. С двух противоположных сторон поля необходимо провести на земле линии: ту, за которой стоит бьющая команда, называют «коновой», а противоположная называется «город». Игроков, находящихся за этими линиями, «салить» нельзя, там они в безопасности. Водящая команда располагается между двумя этими чертами.
Для проведения игры нужно набрать две команды. Из участников выбирают два самых сильных игрока – капитана. К ним по очереди подходят пары сговаривающихся и предлагают выбрать из них по одному игроку в свою команду. Таким образом все участники распределяются по командам. Когда команды сформированы, по жребию определяют, какой из них бить, а какой – водить.
Капитан бьющей партии определяет, в какой последовательности будут бить (и бежать) игроки. Лучшие из них должны бить последними, а сам капитан бьет по мячу в последнюю очередь, и не один раз (о числе ударов игроки договариваются). При первом ударе, если он оказался сильным, бьющий бросает лапту и бежит в «город», где он должен решить, успеет ли он вернуться на «кон». Если он благополучно возвращается, снова становится в очередь бьющих. Если он остался в «городе», ему приходится ждать, пока кто-то из товарищей не выполнит хороший удар, во время которого первый бьющий сможет вернуться на «кон».
Бывает, что удар не получился, в этом случае следует не двигаться с места, а остаться на «кону» и попробовать бежать вместе со следующим игроком, если позволит сила его удара. Порой как в «городе», так и на «кону» собирается несколько игроков, а подходящего удара все нет и нет, тогда за дело берется «матка» – самый умелый игрок. Своими сильными ударами он дает возможность совершить перебежки всем, кто не успел это сделать (таким образом он как бы «выкупает» игроков). Сам он бежит после своего последнего удара, а если этот удар не удался, ему приходится ждать, пока его «выкупит» кто-то из товарищей, которые, совершив перебежку, получили право бить снова.
Однако бьющим должны мешать игроки водящей команды, для этого их капитан сначала как можно лучше расставляет игроков по полю, прикидывая, в какой позиции удобнее будет перехватить мяч, а с какой – «салить». Капитан идет на «кон», где занимает место подающего. Главная задача игроков водящей команды – успеть «засалить» соперников. Это может делать и сам капитан, но только в том случае, если кто-то из нетерпеливых игроков, не успевших сделать перебежку, срывается с места, не дождавшись удара, и хотя бы одной ногой выходит из «кона» (подающий может сделать обманный жест, как будто хочет сделать бросок, на самом деле оставляя мяч в руке).
Игроки водящей команды стараются поймать летящий мяч, и как только кому-нибудь из них удается это сделать, команды сразу же меняются местами. То же самое происходит, если мячом, поднятым с земли, удается «осалить» бегущего. Водящие имеют право перебрасывать мяч тому игроку, у которого больше шансов «осалить» соперника, но это необходимо делать, не сходя со своего места ни на шаг, в противном случае попадание в бегуна не засчитывается. «Осалив» игрока бьющей команды, водящие должны как можно скорее занять «кон», так как теперь уже их могут «осалить», и они вновь будут полевой партией.
Всегда ли игроки водящей команды должны стараться «осалить» перебежчиков? Нет, ведь порой очень велика опасность промаха, а значит, и того, что мяч попадет к участникам, стоящим на «кону». Когда мяч находится у бьющей партии, те ее игроки, которые не успели перебежать, получают беспрепятственную возможность сделать это сейчас. Поэтому «салить» нужно осторожно, и если риск велик, лучше отказаться и перебросить мяч подающему, чтобы побыстрее продолжить игру.
Такова краткая схема игры. Команды могут меняться местами до тех пор, пока игроки не устанут, поэтому игра практически не имеет конца. Возможно, вам как-нибудь удастся устроить большой пикник с соседями, знакомыми и друзьями ваших детей на даче и, набрав соответствующее количество игроков, сыграть в лапту.
Надеемся, что вам понравится эта увлекательная забава. И вероятно, вы согласитесь со словами А. И. Куприна о том, что лапта – одна из самых интересных и полезных игр, потому что для нее нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз и вечная уверенность, что тебя не победят. А убедившись в правильности этих слов, вы сделаете лапту одной из ваших любимых летних игр.
Для сравнения мы хотим привести правила игры в крокет. Может быть, вам придется по вкусу именно эта игра, традиционно почитаемая в Англии наряду с чаепитием и блюдами из овсянки. Крокет появился в Англии в середине прошлого века и некоторое время был поистине «королем игр». И это не случайно, ведь играть в крокет весьма полезно для здоровья (он развивает глазомер, меткость, умение сочетать точность и силу удара).
В этой игре могут отличиться те, кто не обладает подобными качествами в большой мере, но превосходит противника в тактическом мышлении и умении просчитать ход; при этом не предъявляется слишком больших требований к физической подготовке игроков, что делает эту забаву доступной для всех и тем самым расширяет круг играющих. В отличие от многих командных игр, в которых более слабые игроки зачастую просто мешают более сильным, крокет позволяет опытным участникам игры помочь «отстающим» и поправить их дела.
Если какой-нибудь ребенок, не отличающийся хорошей физической подготовкой, хочет принять участие в игре, его обязательно надо взять в игру. Ни в коем случае не допускайте, чтобы кто-то чувствовал себя ущербным, ни на что не способным и никому не нужным. Детей необходимо приучать поддерживать таких ребят.
Общие представления о крокете имеются, пожалуй, у всех: деревянными молотками с длинными ручками игроки гонят деревянные мячи сквозь металлические воротца, укрепленные в земле. И мы советуем вам заинтересоваться этой игрой и попробовать посвятить ей выходной день вместе с вашими детьми. Для игры в крокет требуется немного. Это, во-первых, поле. Оно должно быть не очень большим, но обязательно ровным, иначе рассчитать удары окажется слишком сложно и результаты игры будут предоставлены воле случая.
И во-вторых, это – комплект для игры. В него входят 8 деревянных молотков и 8 деревянных шаров. Такое число предметов позволяет вести командную игру «четыре на четыре», хотя вы можете вести ее и «один на один». На шарах и молотках есть пометки (от одной до четырех полосок). Их количество определяет очередность в игре, а цвет – красный или черный – обозначает принадлежность игроков к той или иной команде. Длина ручки молотка – 70 см, диаметр самого молотка – 10 см. Кроме этого, молоток принят в крокете за единицу измерения: расстояние в один молоток – это расстояние, на которое можно уложить один молоток вместе с ручкой, то есть 80 см. Диаметр шара такой же, как и у молотка, – 10 см.
Далее вам понадобятся 10 проволочных дужек шириной 25 см, которые следует расставить по площадке в определенном порядке. Это будут ворота. И наконец, два колышка – «пикеты» или «фоки», которые необходимо вбить по краям площадки. Команды как начинают, так и заканчивают игру у своего колышка.
Размеры площадки не определены строго: чем она больше, тем дальше друг от друга будут отстоять дужки и тем больше умения потребуется от игроков. Мы возьмем такие размеры поля: 5×10 м.
Дужки мы расставляем следующим образом: у края поля вбиваем колышек «пикет», отмеряем расстояние в один молоток и ставим ворота N 1; еще молоток – ворота N 2; затем в том же направлении отмеряем еще два молотка и от полученной точки – два молотка вправо – ворота N 3; от полученной точки два молотка влево – ворота N 4; от полученной точки два молотка прямо – «мышеловка» (скрещенные дужки); дальше по такому же принципу, но в обратном направлении: два молотка от «мышеловки» и от полученной точки два молотка влево – ворота N 6; от полученной точки два молотка вправо – ворота N 7; от полученной точки два молотка прямо – ворота N 8; еще один молоток – ворота N 9; еще один молоток – «пикет».
Задача игрока заключается в том, чтобы пройти все ворота по очереди за наименьшее число ходов, помочь сделать это своей команде и помешать соперникам.
Игру начинают «черные» – участник, у которого молоток и шар с одной полоской. Игрок ставит шар у «пикета» и ударом молотка пытается провести шар через первые ворота, а если получится, то и через вторые. Удачное прохождение каждых ворот дает игроку право на следующий ход. Если пройдено сразу двое ворот – у игрока появляется два дополнительных хода: одним он ставит шар на удобное место, другим проводит шар через ворота N 3, стараясь, чтобы шар остановился на такой позиции, с которой было бы удобно пройти «мышеловку», а после нее – ворота N 6, 8, 9. Пройдя девятые ворота, надо ударить мячом о колышек противника («заколоться») и, не трогая шара с места, снова ждать своего хода. В это время в игру вступает первый игрок «красных».
Мы описали идеальный вариант прохождения площадки, когда игрок смог пройти все ворота за один ход. Но так бывает далеко не всегда. Чаще всего не удается воспользоваться дополнительным ходом для прохождения следующих ворот. Если вы предвидите это, лучше воспользуйтесь ходом и поставьте шар в удобную позицию, чтобы в следующий раз пройти ворота беспрепятственно.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги