Книга Зарплата: расчет и учет. Учебно-практическое пособие - читать онлайн бесплатно, автор О. Н. Дудченко
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Зарплата: расчет и учет. Учебно-практическое пособие
Зарплата: расчет и учет. Учебно-практическое пособие
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Зарплата: расчет и учет. Учебно-практическое пособие

О. Н. Дудченко

Зарплата: расчет и учет

Учебно-практическое пособие

Глава 1. Правовое регулирование оплаты труда

1.1. Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права

Понятие и состав трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в РФ определены ст. 5 гл. 1 Трудового кодекса, вступившего в действие с 1 февраля 2002 г. Трудовой кодекс является приоритетным по отношению к другим законодательным актам в сфере трудовых отношений. Все прочие источники трудового права не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам. Порядок регулирования норм трудового права содержится в (ст. 5 ТК РФ):

– Трудовом кодексе;

– иных федеральных законах;

– Указах Президента РФ;

– постановлениях Правительства РФ и нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти;

– конституциях (уставах), законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ;

– актах органов местного самоуправления и локальных нормативных актах, содержащих нормы трудового права.

Кроме того, на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего СССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные нормативными правовыми актами о труде, то применяются правила международного договора.

В 2003 г. на территории РФ в силу вступили следующие нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права:

1) Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений в статьи 219 и 220 в части второй Налогового кодекса РФ»;

2) Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“»;

3) Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 183-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год»;

4) Постановление Госкомстата России от 04.08.2003 г. № 72 «Об утверждении Порядка заполнения сведений о численности работников и использования рабочего времен в формах федерального государственного статистического наблюдения»;

5) Постановление Правительства РФ от 11.04.2003 г. № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»;

6) Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 «О трудовых книжках»;

7) Постановление Правительства РФ от 24.12.2002 г. № 923 «О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов»;

8) Постановление Правительства РФ от 11.04.2003 г. № 213 «Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»;

9) Приказ Минобразования России от 13.05.2003 г. № 2057, зарегистрированный Минюстом России от 11.07.2003 г. № 4889 «Об утверждении форм справки-вызова, дающей право на представление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию»;

10) Информационное письмо департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 г. № 1199-16, департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003 г. № 670-9, Пенсионного фонда РФ от 09.06.2003 г. № 25–23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в целенаправленном порядке»;

11) Письмо МНС России от 20.03.2003 г. № 05-1-11/127-К269 «О едином социальном налоге»;

12) Письмо ФСС России от 18.04.2003 г. № 02–18/05-2417 «О неначислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на часть суммы пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемой работодателем в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 г. № 190-ФЗ»;

13) Письмо ФСС России от 17.03.2003 г. № 12–18/05-1335 «Об Указе Президента РФ от 15 марта 2000 года № 508 „О размере пособия по временной нетрудоспособности“»;

14) Письмо ФСС России от 13.02.2003 г. № 02–18/05-982 «О минимальном размере пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам»;

15) Письмо ФСС РФ от 05.05.2003 г. № 02–18/05-2788 «О положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Кроме вышеперечисленных, в настоящее время действуют и другие ранее изданные постановления, приказы, указы, законы, письма и инструкции, регулирующие трудовые отношения.

Наряду с Трудовым кодексом применяют также Налоговый, Гражданский, Уголовный, Семейный, Кодекс об административных правонарушениях и др.

1.2. Государственное регулирование оплаты труда. Государственный надзор за соблюдением законодательства о труде

Оплата труда – система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 129 гл. 20 ТК РФ).

Государственное регулирование оплаты труда осуществляется посредством разработки и внедрения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Основным регулятором оплаты труда является система государственных гарантий, предоставляемых работникам.

Они определены ст. ст. 164–165 гл. 23 ТК РФ и призваны обеспечивать реализацию прав и свобод, предоставляемых работникам. Гарантии, установленные трудовым законодательством, распространяются на предприятия, организации, учреждения всех сфер народного хозяйства РФ. В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются (ст. 130 ТК РФ):

– величина минимального размера оплаты труда в РФ;

– величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы РФ;

– меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

– ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

– ограничение оплаты труда в натуральной форме.

Согласно ст. 131 Трудового кодекса РФ в соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться в неденежных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам РФ.

Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 % от общей суммы заработной платы. Запрещается выплата заработной платы спиртными напитками, наркотическими, токсическими, ядовитыми, вредными веществами, оружием, боеприпасами и т. п.

Государственные гарантии включают также обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности, государственный надзор и контроль за полнотой и своевременностью выплаты зарплаты, ответственность работодателей, нарушающих требования ТК РФ и иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений.

Однако централизованное регулирование оплаты труда осуществляется только в организациях, финансируемых из бюджетов различных уровней. Статья 135 ТК РФ предусматривает порядок установления системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат:

– работникам организаций, финансируемых из бюджета, – соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;

– работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное и доходы от предпринимательской деятельности) – законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;

– работникам других организаций – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

Организации и предприятия негосударственных форм собственности могут определять условия оплаты труда работников на договорной основе. Размеры тарифных ставок, окладов, премий и прочих выплат негосударственные организации устанавливают самостоятельно и закрепляют в коллективном договоре, трудовых договорах, соглашениях, контрактах, а также локальных нормативных актах. Локальные нормативные предприятия имеют внутреннее значение и на другие организации не распространяются. Однако трудовым законодательством на условия оплаты труда, определяемые организациями самостоятельно, накладывается ограничение в рамках закона или иных действующих нормативных актов. Статья 135 п. 5 ТК РФ гласит, что условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами организации, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными настоящим Кодексом законами и иными нормативно-правовыми актами.

Кроме того, ст. 132 ТК запрещает какую-либо дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда. Дискриминация – это «всякое различие, исключение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждениях, национальной принадлежности и социального происхождения и имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий».[1]

Конституция РФ также закрепляет право на вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации (ст. 37 ч. 3 Конституции РФ и ст. 3 ТК РФ).

Независимо от формы собственности организации каждый сотрудник имеет право на получение достоверной и полной информации о причитающихся ему выплатах, а также методики их расчета. При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающихся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате (ст. 136 ТК). Состав заработной платы и прочих выплат раскрывается в расчетном листке, форму которого работодатель разрабатывает и утверждает самостоятельно с учетом мнения представительного органа работников.

Дни выплаты зарплаты работникам предприятия и организации определяют по своему усмотрению в коллективных договорах, трудовых договорах. Однако ст. 136 ТК РФ требует, чтобы выплата заработной платы производилась не реже двух раз в месяц (один раз в полмесяца).

Государством установлены ограничения размера удержаний из заработной платы, общий размер которых при каждой выплате не может превышать 20 %, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50 % зарплаты, причитающейся работнику.

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается (ст. 132 ТК РФ).

В то же время законодательством установлен минимальный размер оплаты труда. В 2003 г. он составил 600 руб. Работодатель не имеет права выплачивать работнику зарплату ниже установленного размера, если тот в свою очередь выполнил норму рабочего времени и трудовые обязанности, возложенные на него в данном периоде.

Минимальная оплата труда не включает в себя доплаты, надбавки, премии, другие поощрительные выплаты, а также компенсации за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе климатических и на территориях с радиационным загрязнением, иные компенсационные и социальные выплаты.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ Федеральным законом и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека (ст. 133 ТК РФ).

Порядок расчета прожиточного минимума установлен Федеральным законом от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 27 мая 2000 г.) и законами субъектов Российской Федерации.

1.3. Оформление трудовых отношений

Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 58 ТК РФ). Соглашением между работником и работодателем может быть трудовой договор, контракт и т. п.

По условиям трудового договора работодатель обязан обеспечить работника необходимыми условиями для выполнения им трудовой функции, своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную договором (контрактом) работу в соответствии со специальностью, квалификацией, должностью, а также соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка (ст. 56 ТК РФ).

Трудовой договор и трудовой контракт имеют различия по своей сущности. В отличие от трудового договора контракт заключается работодателем с работником, который не является собственником и не имеет отношения к распределению прибыли предприятия. Работник, заключивший трудовой контракт, имеет право участвовать в управлении предприятием.

Трудовой договор с работником работодатель может заключать (ст. 58 ТК РФ):

– на неопределенный срок;

– на срок не более 5 лет.

Таким образом, различают срочный и бессрочный трудовой договор. Порядок заключения срочного договора определен ст. 59 гл. 10 Трудового кодекса РФ. Срок трудового договора оговаривается в нем в момент заключения и не может быть изменен посредством его перезаключения. Трудовой договор может быть заключен с любым лицом, достигшим возраста 16 лет. Для заключения договора лицо, поступающее на работу, должно предъявить следующие документы:

– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

– трудовую книжку;

– страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

– документы воинского учета;

– документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний.

Если принимаемый на работу не имел трудового стажа, трудовая книжка, а также пенсионное свидетельство оформляются организацией-работодателем. В соответствии со ст. 65 гл. 11 ТК РФ запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы, помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Не допускается сбор сведений о принадлежности поступающих на работу к политическим партиям, движениям, религиозным организациям, а также сведений, касающихся частной жизни работника, так как это нарушает закрепленное ст. 23 Конституции РФ право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайн, защиту своей чести и доброго имени.[2]

На основании заключенного трудового договора с работником работодатель оформляет приказ (распоряжение) по предприятию о его приеме на работу в соответствии с условиями договора. Содержание приказа должно быть объявлено работнику в течение трех дней с момента подписания договора под расписку. Работнику выдается второй экземпляр трудового договора (контракта), а по требованию – копия приказа о приеме, заверенная руководителем.

Оформление приказа о приеме на работу может осуществляться при помощи унифицированных форм по учету труда двух форм: № Т-1 и № Т-1а. Форма Т-1 применяется для оформления на работу одной штатной единицы, а Т-1а – сразу нескольких работников. Порядок оформления форм приказа утвержден постановлением Госкомстата России № 26. Приказы должны соответствовать установленным требованиям, так как они являются основанием для внесения записей в трудовую книжку, личные карточки и лицевой счет работника.

Принимая на работу нового сотрудника, работодатель обязан ознакомить его с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, условиями коллективного договора, локальными и иным нормативными актами, связанными с выполнением трудовой функции работником.

Далее на основании приказа о приеме на работу следует открыть личную карточку работника, оформляемую по форме № Т-2, а для государственных служащих – № Т-2ГС. Чтобы заполнить личную карточку, работник отдела кадров должен получить от сотрудника следующие документы:

– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

– трудовую книжку;

– страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

– документы воинского учета;

– документы об образовании и дополнительных навыках;

– прочие дополнительные документы, предъявляемые в соответствии с действующим законодательством РФ.

На основании личной карточки работник бухгалтерии заполняет лицевой счет по форме № Т-54, который составляется для отражения сведений о заработной плате за прошлые периоды. В него заносятся записи обо всех видах начислений и удержаний из заработной платы на основании первичных документов по учету выработки и выполненных работ, отработанного времени и документов на разные виды оплат. Личная карточка, используемая при обработке учетных данных с применением вычислительной техники, ведется по форме № Т-54а.

Принимая на работу сотрудника, работодатель вправе требовать предварительное медицинское освидетельствование (ст. 69 ТК РФ). Медицинскому освидетельствованию подлежат лица, не достигшие 18 лет, а также в иных случаях предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами. Освидетельствование производится с целью выявления пригодности работника к выполнению работы по состоянию здоровья, а также для обеспечения охраны здоровья работников, предупреждения возникновения и распространения болезней. Обязательное медицинское освидетельствование должны проходить:

– лица, не достигшие 18 лет;

– лица, поступающие на тяжелые работы и работы с вредными условиями труда;

– лица, принимаемые на работы, связанные с движением транспорта;

– в организациях пищевой промышленности и общественного питания;

– водопроводных сооружений;

– лечебно-профилактических и детских учреждений;

– лица, занятые на вахтовых работах и т. п.

При заключении договора с лицами, принимаемыми на работы, связанные с токсичными химикатами, относящимися к химическому оружию, медицинское освидетельствование требуется в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.11.2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

Работодатель вправе устанавливать вновь принимаемым на работу лицам испытательный срок. Сведения об испытательном сроке должны быть оговорены в трудовом договоре, а также зафиксированы в приказе о приеме на работу.

В случае, если условие о назначении работнику испытательного срока в трудовом договоре отсутствует, работник считается принятым без испытания. Статьей 70 ТК РФ предусмотрен перечень категорий работников, испытание при приеме на работу которым не устанавливается:

– лицам, поступающим на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном законом;

– беременным женщинам;

– лицам, не достигшим 18 лет;

– лицам, окончившим образовательное учреждение начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающим на работу по полученной специальности;

– лицам, избранным на выборную должность на оплачиваемую работу;

– лицам, приглашенным на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;

– в иных случаях, предусмотренных ТК, федеральными законами и коллективным договором.

Принимаемый на работу специалист должен обратить внимание на перечень обязанностей, вменяемых ему на будущей должности. Работодатель обязан ознакомить сотрудника с квалификационной характеристикой, картой рабочего места, должностной инструкцией.

Наиболее распространенной формой закрепления трудовых обязанностей является должностная инструкция.

Она разрабатывается в соответствии с квалификацией, необходимой работнику для выполнения той или иной работы.

Обязательно утверждается приказом или распоряжением по предприятию (организации). После подробного изучения работник должен заверить инструкцию своей подписью во избежание последующих неточностей в работе всех звеньев предприятия.

Должность (профессия), на которую принимается работник, должна быть четко определена в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС), утвержденным постановлением Госкомстата СССР и ВЦСПС от 31.01.1985 г., тарифно-квалификационными характеристиками, а также квалификационными справочниками должностей руководителей, специалистов и других служащих (постановление Минтруда России от 28.08.1998 г. № 37).

Должностные обязанности работников отдельных профессий могут быть определены соответствующими нормативными правовыми актами. Так, Порядком ведения кассовых операций в РФ (утв. Решением совета директоров ЦБ России от 22.09.1993 г. № 40) определены обязанности кассира на предприятиях. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп. от 23.07.1998 г., 28.03.2002 г., 31.12.2002 г., 10.01.2003 г.) главный бухгалтер (при отсутствии в штате главного бухгалтера – бухгалтер):

– несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности;

– обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Дополнительные права и обязанности работника могут быть закреплены в трудовом договоре (контракте). Трудовой договор является весьма важным документом, находящимся в прямой связи с последующими начислениями и выплатами заработной платы, премий, пособий, компенсаций, материальной помощи и т. п.

В трудовом договоре необходимо указывать полное наименование должности, профессии и специальности в соответствии со штатным расписанием организации (предприятия).

Штатное расписание представляет собой организационно-распорядительный документ. В его состав входит информация о должностях, численном составе и фонде заработной платы работников предприятия.

Оно составляется по форме № Т-3 (утв. постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 г. № 26 «Об утверждении унифицированных форм документации по учету труда и его оплаты»).

Штатное расписание должно заверяться подписями главного бухгалтера, руководителей структурных подразделений.

Утверждается директором предприятия (организации) посредством издания соответствующего приказа.

В договоре также следует указывать, на каких условиях принимается работник: по основному месту работы или по совместительству. Во второй главе настоящего издания будет подробно рассматриваться начисление заработной платы и прочих выплат в зависимости от условий приема на работу. В частности, совместителям в отличие от штатных сотрудников налоговые вычеты по месту работы не предоставляются (за исключением особых условий), а также не начисляются премии к юбилеям, знаменательным датам предприятия, доплаты за различного рода работы и т. п.

Порядок и формы заключения трудовых договоров с работниками установлены ч. 3 гл. 10 ст. ст. 56–61 Трудового кодекса РФ, а также гл. 11 ст. ст. 63, 65, 67.

Работникам, принимаемым на основную работу, работодатель обязан вести трудовые книжки в случае, если они проработали в организации свыше пяти дней. Если работник не имеет трудового стажа на момент оформления на работу, ему заводят новую трудовую книжку, в противном случае записи вносят в уже существующую.

В частности, в трудовую книжку записывают сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основаниях прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе (ст. 66 ТК РФ).

Для внесения в трудовую книжку сведений о работе по совместительству работник должен предъявить подтверждающий документ по месту основной работы.

Ведение и хранение трудовых книжек осуществляется в соответствии с постановлением Совета министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 г. № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» и Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек.

В настоящее время подготовлен проект замены трудовых книжек на новые с 1 января 2004 г., в соответствии с которым старые трудовые книжки меняться не будут и не утратят законной силы.