Культурология
Учебное пособие
Александр Борисович Оришев
Введение
© Александр Борисович Оришев, 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Учебный курс «Культурология» является важным компонентом общегуманитарной подготовки в высшем учебном заведении.
Целью изучения дисциплины «Культурология» является ознакомление студентов с основами культурологического знания, базовым терминологическим аппаратом, важнейшей проблематикой теории и истории культуры, а также формирование представлений об исторической духовной ретроспективе становления культуры и об основных тенденциях ее развития.
Преподавание дисциплины «Культурология» ставит задачи:
– сформировать у студента целостное и многогранное видение культуры, представление о включенности личности в социокультурную среду в процессе ценностного и творческого саморазвития;
– выработать навыки проектного конструирования культурологических моделей в контексте современных методов описания динамики социокультурных процессов;
– создать условия для усвоения теоретико-культурного аппарата, фундаментальных понятий, которые являются методологической основой современного гуманитарного знания;
– стимулировать развитие ассоциативного мышления, проблемного и дискуссионного самоопределения в усвоении предмета, умения вести самостоятельную исследовательскую работу в режиме диалога и междисциплинарном взаимодействии.
Раздел I. Теория культуры
Глава I. Культурология как система научного знания
Культура – это не количество прочитанных книг,
а количество понятых.
Фазиль Искандер1.1. Культурология в системе гуманитарных наук
Культурология – одна из относительно молодых наук, возникшая на пересечении социальных наук и гуманитарного знания во второй половине XIX в. Ее основы были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта (1900—1975). В России термин «культурология» стал использоваться с конца XX в.
Существует несколько подходов к раскрытию сущности понятия «культурология»:
Культурология – комплекс дисциплин, изучающих культуру.
Культурология – раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур.
Культурология – самостоятельная наука.
Причины появления культурологии как самостоятельной науки:
1) насущность осмысления богатого эмпирического (этнографического) материала;
2) потребность систематизировать разнообразную информацию об истории разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения и мышления;
3) стремление к выработке общего понимания культуры в условиях резкого роста контактов разных культур в связи с развитием средств коммуникации;
4) целесообразность целостного системного подхода к анализу культуры как сферы государственной политики, принятие в ней обоснованных управленческих решений;
5) необходимость формирования культурных потребностей человека и их удовлетворение в обществе.
Предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы.
Объектом культурологии являются живые люди, носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения.
Междисциплинарные связи культурологии:
– культурология и философия: определение общих познавательных ориентиров культурологических исследований, объяснение сущности культуры;
– культурология и история: выделение исторических типов культур, сопоставление их между собой, выявление общекультурных закономерностей исторического процесса. Исторические данные позволяют описать и объяснить конкретно-исторические особенности развития культуры. В соответствии с принципом историзма культура рассматривается как динамичная система культур, находящихся в развитии и сменяющих друг друга. Отсюда исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры. Каждая из них определяется этническими, религиозными и историческими факторами и представляет собой относительно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригинальную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий ее существования;
– культурология и социология: культура является продуктом общественной жизни и вне человеческого общества невозможна. Социология изучает культуру в контексте социальных процессов: особенности отношения к культуре различных слоев общества, модели поведения человека, типы межличностных отношений и т. д.
– культурология и антропология: изучение человека как субъекта культуры. Антропология дает описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т. д. Антропологи изучают конкретные культурные ценности, формы культурных взаимосвязей, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Они исследуют человека в аспекте выражения его внутреннего мира в фактах культурной деятельности.
Культурология состоит из двух основных частей:
– теория культуры – изучает культуру как систему, закономерности, ей присущие.
– история культуры – изучает когда-либо существовавшие культурные явления.
Также в структуре культурологии выделяют два больших блока: фундаментальный и прикладной.
Фундаментальная культурология
Фундаментальная культурология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и изучать культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов. Она включает в себя несколько основных направлений: социальная культурология, психология культуры, культурная семантика, история культурологии
Социальная культурология изучает те процессы и явления, которые порождаются людьми в ходе их совместной жизнедеятельности. При этом человек рассматривается не как личность, обладающая индивидуальными уникальными чертами, а как условный функциональный субъект культурных процессов. Обобщаются закономерности, определяющие культурные явления и процессы как особые категории человеческого существования. Создаются общие концепции структуры культуры, ее типологии и динамики, рассматриваются взаимосвязи культуры и природы, культуры и цивилизации, изучаются функции культуры. Анализируются культурные системы (язык, мораль, этничность и т.д.). Для их изучения создаются такие направления исследования, как:
– социокультурология, изучающая культуру классов, сословий, социальных групп, политических и конфессиональных структур и т.д.;
– этнокультурология, исследующая культурные системы, складывающиеся по этническому признаку;
– историческая культурология, изучающая различные исторические варианты социокультурных систем;
Анализируются культурные формы – базовые образцы, воспроизводимые в каждой конкретной культуре: нормы, стереотипы сознания и поведения людей в разных стандартных ситуациях, эталонные образцы и стили и т. д.
Задумайтесь
У японцев не принято приветствовать рукопожатием. Они предпочитают складывать руки, приветствуя своих знакомых. Однако общаясь с европейцами, японцы принимают правила поведения, принятые в европейской культуре и с готовностью подают руки собеседникам.
Изучаются артефакты – частные случаи реализации культурных форм, варьирующихся в зависимости от конкретных обстоятельств места и времени. В качестве примера можно привести свадебный обряд;
Психология культуры (психологическая антропология) изучает нормы и ценности, которые лежат в основе любой культуры, а также процессы, в ходе которых человек усваивает эти нормы и ценности; личность как носителя и интерпретатора культуры. Она объясняет причины поведения человека в культуре, анализирует причины нарушения культурных норм, выявляет общие закономерности формирования культурно обусловленных черт личности. Изучается теория и методика воспитания личности. При этом основное внимание уделяется исследованию:
– механизмов социализации – овладению человеком навыков жизни в обществе, освоение им различных видов социальной практики;
– механизмов инкультурации – овладению человеком «азбукой» своей культуры, усвоению ее норм и ценностей, стереотипов поведения;
– механизмов культурной самоидентификации личности – самоопределению человека, осознания им своей принадлежности к определенным политическим, этническим, социальным и другим группам.
Изучаются процессы коммуникации и взаимодействия людей в обществе, механизмы использования индивидом обретенных культурных знаний и навыков. Исследуются комплексы устойчивых социокультурных стереотипов, существующих в сознании людей, – совокупности определенных социокультурных установок сознания и поведения, усвоенных человеком в процессе социализации и инкультурации до автоматизма, работающих без участия сознания. Эти установки называют ментальностью. Анализируется творческая деятельность человека, в ходе которой создаются новации в культуре.
Культурная семантика изучает знаковую и коммуникативную функции культуры, механизмы обмена информацией между людьми в обществе. Изучаются семантические системы:
– системы межличностного информационного обмена, обеспечивающая взаимодействие между людьми в обществе. Это происходит на основе использования вербальных и невербальных средств общения;
– системы массовой информации, которая обеспечивает одновременную передачу социально значимой информации большому числу людей.
– системы социальной идентификации, представляющая совокупность индивидуальных имен и названий, символов, эмблем, а также символических действий (обряды, ритуалы), с помощью которых обозначаются люди, вещи, территории и т.д.;
– система хранения и передачи информации в виде материальных памятников, текстов и других форм.
История культурологии рассматривает историю и механизм появления и развития тех или иных концепций и теорий культуры.
Прикладная культурология и культурные институты
Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Главным ее направлением становится разработка культурной политики: экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ.
Решением прикладных проблем традиционно занимаются так называемые культурные институты. Они могут быть разделены на несколько основных групп:
1) просветительские институты – библиотеки, музеи, лектории и т.д.;
2) институты эстетического воспитания – художественные музеи, выставки, концерты, кинопрокат, организация зрелищных мероприятий;
3) досуговые институты – клубы, театры, дворцы культуры, детские досуговые учреждения, самодеятельное творчество;
4) творческие институты – оркестры, ансамбли, съемочные группы, другие художественные коллективы и творческие союзы;
3) культуроохранительные институты – организации и учреждения по охране памятников, реставрационные мастерские.
Культурные институты задают нормативные образцы и регулируют ценностные ориентации людей. Важнейшей задачей при этом является выработка общей культурной политики государства. Для этого разрабатываются ценностные ориентации общества, выстраиваются социальные нормы взаимодействия между людьми, формулируются конкретные цели для каждого культурного института. Целью культурной политики является систематизация и регулирование процессов инкультурации и социализации людей.
1.2. Основные понятия культурологии
Культурная картина мира
Культурная картина мира – система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем. Ее рассматривают как:
– реальность, производную от некоторой системы знаний, результат духовно-практической деятельности человека;
– субъективный образ объективной реальности, интерпретацию человеком действительности, позволяющую ему ориентироваться в окружающем мире.
Инвариантная часть картины мира является общей для всех носителей, а вариантная отражает уникальный жизненный опыт каждого субъекта. Инвариантные составляющие картины мира объективируются в различных формах культуры, в продуктах деятельности, в языке. Вариативные составляющие объективируются в смысловых образованиях, которые определяют значимость отношений, складывающихся между реальными объектами в системе социокультурного бытия человека.
Культурные нормы и ценности
Культурные нормы – определенные образцы, правила поведения, познания. Они складываются в повседневной жизни общества. Культурные нормы изменчивы.
Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных материальных или духовных объектов. В каждом типе культур возникает своя иерархия ценностей. Приведем классификацию ценностей, в качестве критерия определим сферы жизни, в которых они реализуются:
– витальные (жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни);
– экономические (предприимчивость, успешность, достаток);
– социальные (общественное положение, семья, личная независимость);
– политические (патриотизм, гражданские свободы);
– моральные (добро и зло);
– религиозные (вера, спасение, благодать);
– эстетические (красота, гармония, стиль).
Знаки, символы, смыслы и коды культуры
Знаки – это чувственно воспринимаемые субъекты (звуки, изображения), которые замещают другие предметы, их свойства и отношения. Существует несколько типов знаковых систем: знаки-обозначения, знаки-предметы, знаки-признаки, знаки-копии (репродукции), знаковое поведение (имитация); знаки-модели.
Символы – такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но и выражают его смысл. Символы широко используются в искусстве. Так в голландской живописи изображение яблок на картине означало предостережение от греховного падения.
Под смыслом культуры понимают то, что обеспечивает общее сцепление значений знаков данного языка. Самый поверхностный уровень смысла – здравый смысл.
Код – это совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения. Важнейшим культурным кодом является система имен. Характеристики кода культуры: самодостаточность для производства, трансляции и сохранения человеческой культуры; открытость к изменениям; универсальность.
Универсалии культуры
Универсалии культуры – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.
К универсалиям культуры относятся: пространство, время, число, причинность, собственность.
Понятие пространства обусловлено тем, что человек не прикреплен к определенному месту. Способность к передвижению находится в основании двух ключевых пространственных образов в сознании человека: места и дороги. Соединение образов места и дороги дает важную бинарную оппозицию центра и периферии; верх – низ, право – лево.
Духовное освоение пространства осуществляется пространственными видами искусства – архитектурой, скульптурой и живописью. Освоенное пространство называется ойкуменой. Развитие культуры – есть постепенное ее расширение.
Ориентация во времени осуществляется с помощью понятий о настоящем, прошедшем и будущем. Основные бинарные оппозиции: раньше – позже, только – уже. Они характеризуют события с точки зрения их продолжительности, последовательности или одновременности. Понятие времени относится к процессам, протекающим в природе и в самом человеке. Важнейшую роль в становлении этой универсалии сыграли наблюдения за такими явлениями, как смена дня и ночи, смена времен года, необратимые изменения организма (детство – зрелость – старость). Обратимость времени пространственно выражается в виде движения по кругу и называется периодом.
Основой для счета времени стало движение небесных тел – солнца и луны. Видимое движение солнца по небосводу дало сутки в качестве исходной единицы отсчета; невидимое движение Земли вокруг солнца дало понятие года. Наблюдения за фазами луны дало понятие месяца – промежуток времени от одного новолуния до другого. Для измерения меньших промежутков времени использовались часы – песочные, водяные, солнечные, маятниковые, кварцевые, атомные. Вводятся искусственные единицы времени – час, минута, секунда. В первобытных племенах люди не знали собственный возраст, им был важен возраст относительный (кто кого старше).
В Египте и Вавилоне были созданы первые календари, счет велся по правящим династиям. Греки вели систему отсчета по Олимпиадам, которые проводились раз в четыре года. В VI в. римский монах Дионисий Малый предложил точкой отсчета времени считать рождение Иисуса Христа. Таким образом, для фиксации времени использовались астрономия и история. Положению звезд на небосводе в момент рождения человека придавалось решающее значение в определении его судьбы.
Понятие числа возникло в процессе манипулирования одинаковыми предметами и взаимодействия с людьми. Исторически наука счета – арифметика – развивалась в тесной связи с хронологией – умением фиксировать даты праздников и характерных небесных явлений (затмения). Счет предполагает установление соответствия между реальными вещами и людьми или их заместителями. Искусство счета подразумевает два основных класса операций: нумерацию объектов и арифметические действия. Важнейшей числовой бинарной оппозицией выступает чет – нечет. Индийцы и римляне изобрели особые знаки для записи чисел – цифры. В Европу индийские цифры были завезены арабами в связи с чем их часто называют арабскими. Огромным преимуществом индийской системы цифр оказался их позиционный характер – значение цифрового знака определяется не только его начертанием, но и позицией по отношению к другим знакам (классы, разряды).
В причинности основная бинарная оппозиция: причина – следствие. Необходимость выяснения причины обусловливалась часто наблюдаемым несоответствием между намерением и его результатом.
Понятие собственности основано на бинарной оппозиции: свое – чужое. Исходными объектами, подпадающими под эту оппозицию, были люди, участки пространства и вещи. В основе феномена собственности лежат следующие положения: свое устанавливается естественным фактом рождения; свое возникает как результат первого захвата; человек владеет той вещью, которую он сам сделал, обработал (земля) или приобрел.
Литература
Горелов А. А. История русской культуры. М.: Юрайт, 2014.
Малюга Ю. Культурология. 2-е изд. доп. и испр. М.: ИНФРА-М, 2010.
Оришев А. Б. Культурология для сельскохозяйственных вузов. М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2016.
Пивоев В. М. Культурология. Введение в историю и теорию культуры. М.: КноРус, 2013.
Теория и практика культуры. Альманах. Выпуск О. Астафьева, П. Киричек. 8 / под ред. М.: РАГС, 2010.
Теория художественной культуры. М.: Государственный институт искусствознания, 2014.
Глава 2. Возникновение и развитие культурологической мысли
«Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто»
Эдуар Эррио
2.1. Культурологическая мысль в Античности и Средневековье: доклассический период
В Античности культура понималась как возделывание и обработка земли. Но уже считалось, что объектом такой обработки может быть не только земля, но и сам человек. Цицерон считал, что дух, разум человека необходимо возделывать так же, как крестьянин возделывает почву. «Обработка разума», развитие мыслительных способностей человека есть истинное призвание свободного гражданина, в отличие от рабов и низших сословий, уделом которых является физический труд – обработка земли.
Цель культуры: развивать в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного, чтобы позволить ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных.
Согласно такому пониманию культуры была разработана система воспитания и образования Древней Греции, она называлась пайдейя, направленная не формирование профессионала в какой-то области, а совершенствование человека как личности. При этом человек не терял чувства единства с природой, которая понималась как космос – универсальный миропорядок. Культурный человек естественное продолжение природного порядка. Человек верил, что сами боги стоят на страже этих порядков. Поэтому в понятие «культура» в качестве обязательного элемента входило «благочестие» – необходимость участия в религиозном культе.
В Средневековье Бог считается творцом мира. Культура представляется как необходимость «возделывания» собственных способностей. Цели культуры существенно изменились по сравнению с Античностью. В Средневековье требовалось воспитать потребность искать внешнюю поддержку в жизни, стремление опереться на кого-нибудь, получить помощь, необходимую в силу слабости и несовершенства самого человека. Для этого были нужны вера, надежда и любовь. Целью жизни стало не познание самого себя, а познание Бога, осознание того духовного родства, в котором человек находится с ним. Культура начинает осознаваться как преодоление ограниченности человека, ее постоянное духовное совершенствование. Культура превратилась в культ.
Христианский мыслитель и церковный деятель Августин Блаженный (354 – 430) говорил о развитии культуры как о постепенном пути к царству Божьему через внутреннее откровение Бога в человеке.
В Средневековье появляется понятие исторического прогресса. Критерием прогресса становится соответствие культуры высшим моральным ценностям. Культура любого народа оценивалась с точки зрения соответствия ее христианским моральным ценностям, которые считались универсальными, что привело к рождению европоцентризма, который объявил Европу центром мировой цивилизации и проповедовал превосходство ее культуры над всеми остальными.
2.2. Классический период развития культурологии: эпохи Возрождения и Просвещения
Эпоха Возрождения началась в Европе со второй половины XIV века, когда в общественном сознании Италии произошло новое открытие античности, ее идеалов и ценностей, отношения к человеку как к гармонично развитой личности. Родилось новое понимание культуры как чисто человеческого мира, отличного от мира природы. В этом мире человек занял место творца культуры и самого себя и тем самым становится равным Богу. Разум становится главной ценностью культуры, целью воспитания и образования человека. В этом заключалось знаменитое «открытие человека» эпохи Возрождения. Образованию придавалось большое значение: создавались школы с гуманистической направленностью, в которых преподавались «семь свободных искусств», греческий, латынь, античная поэзия и философия.
Итальянский гуманист, поэт и мыслитель Франческо Петрарка (1304—1374) выдвинул и обосновал тезис, согласно которому творцом культуры является свободная раскрепощенная личность, не испытывающая духовного гнета церкви, обладающая чуткой душой, разносторонне образованная и гармонично развитая.
Петрарка первым из гуманистов поставил вопрос о необходимости рассмотрения взаимосвязи культуры и природы. По его мнению, человек связан с природой многочисленными связями и поэтому он должен жить в гармонии с ней, а не рассматривать ее только в качестве приложения своей активности. Достижение гармонии с природой Петрарка рассматривал как один из идеалов жизнедеятельности человека и стремился достигнуть его в своей практической жизни. При этом он понимал гармонию между человеком и природой как одно из главных условий человеческой свободы. Петрарка первым обосновал идею о культурном единстве Европы. Показал, что несмотря на различие языков и исторических судеб, народы Европы могут рассматриваться как единый суперэтнос, как носители одного и того же цивилизованного начала, ориентирующиеся на одинаковую систему ценностей.
Однако видный общественный и политический деятель Франции Мишель Монтень дал развернутую критику европейской цивилизации. С его точки зрения, европейская цивилизация не является высшим типом развития мировой цивилизации. М. Монтень противопоставляет европейцам образ жизни, политическое устройство, обычаи народов майя, ацтеков. Их заслугу он видит в том, что они смогли создать культуру, основывающуюся на использовании естественных законов, позволяющую человеку жить в гармонии с природой. Особенно он подчеркивает высокую моральность культур этих народов. Говоря о понимании культуры, он принимает точку зрения античных авторов, согласно которой человек достигает культурного состояния только тогда, когда он все свои помыслы направляет на совершенствование духа, ума, воли, эстетического вкуса и своего тела. Значимость культуры М. Монтень усматривал в простоте общественных отношений, в первобытной чистоте нравов, непосредственности здравых мыслей и эстетического отношения к действительности. Культура людей, с его точки зрения, тем выше, чем более они доверяют природе и следуют ее указаниям. Путь к подлинной культуре – не учить природу, а учиться у нее.