Останки мумий у озера Кондоров
В 1964 г. археологи во главе с американским исследователем Жином Савоем обнаружили на земле чапачоя, в северной части Перу, огромную крепость с крепостным валом и каменными стенами протяженностью около километра. Это сооружение – одно из самых примечательных на всей территории Южной Америки. При строительстве крепости использовалось в два раза больше гранитных блоков, чем при строительстве пирамиды Хеопса в Египте! Спустя 21 год группа Савоя сделала еще более потрясающее открытие. Недалеко от крепости под густым покровом растительности она обнаружила гигантский город площадью около 80 км2, чья архитектура совсем не похожа на стиль инков. Жин Савой относит его строительство к 800 г. н. э. Во время исследований археологу часто доводилось встречать среди местного населения высоких голубоглазых блондинов и блондинок.
Однажды, карабкаясь по скале над древним городом. Савой наткнулся на древнюю гробницу, скрывавшую в себе многочисленные кости и кусочки керамики. В стены гробницы были встроены три каменные плиты с надписями. Савой и его спутники были поражены, тщательно изучив их. По мнению исследователей, первыми шли слова древнееврейского языка, судя по всему – из древних египетских, израильских и финикийских источников.
Найденные письмена поставили перед археологами массу вопросов. Как в городе цивилизации чапачоя, построенном в 800 г., могли оказаться слова из произведений времен Старого Завета, относящихся к 1-му тыс. до н. э.? Как объяснить особенности внешности заоблачных людей – ведь ни Египет, ни Израиль не славились рослым и белокожим населением.
Возможно, разгадка еще впереди. Если проанализировать ДНК найденных мумий и сравнить их с генетическим материалом современных жителей Перу и государств Востока, вполне возможно, что придется пересмотреть до сих пор принятую точку зрения об изоляции Старого Света.
Череп Мак-Кормика
На состоявшемся не так давно в столице Ирландии Дублине археологическом конгрессе вновь возникли оживленные дебаты вокруг так называемого черепа Мак-Кормика.
Когда в 1824 г. сосед Мак-Кормика начал рыть фундамент под новый дом, то наткнулся на древнее захоронение. Могила, судя по находящимся на покойном амулетам, принадлежала жрецу. Ткани тела давно истлели, но на лице сохранилось нечто вроде гипсовой маски, к сожалению, рассыпавшейся в пыль, когда ее тронули. Но Мак-Кормик хорошо запомнил и тут же нарисовал чрезвычайно странное лицо человека: нос его начинался не между глаз, а с середины лба, образуя на черепе характерный костный валик!
В 1912 г. во многих газетах появились сенсационные сообщения со ссылкой на внука знаменитого археолога Генриха Шлимана – Пауля. Его дед, как известно, раскопал Трою. Среди египетских находок деда фигурировала и «маска атланта», сделанная из тщательно подобранных кусочков янтаря! Вместо маски Пауль Шлиман предъявил журналистам ее черно-белую фотографию, намекнув на таинственный сейф, где спрятаны находки деда. Вскоре янтарные украшения были найдены и в гробницах египетских фараонов пятой династии, а в 1954 г. мексиканский археолог Альберто Луильер нашел янтарь в могиле знатного жреца народа майя! Из множества кусочков янтаря была сделана маска на лице покойного. Тогда же из архивов извлекли и представленную Паулем Шлиманом фотографию маски. Попутно вспомнили о скромном ирландском учителе Мак-Кормике. Его рисунок и маска Шлимана принадлежали представителям одной и той же неизвестной человеческой расы, чей нос начинался посреди лба! Когда были раскопаны города майя Тикаль, Копан, Паленке, вновь обнаружились следы «длинноносых»: в Паленке откопали знаменитую нефритовую маску и статуэтки воинов и жрецов с такими же характерными носами! И, что любопытно, маски и изображения «длинноносых» принадлежали в основном лицам высокого положения – вождям и жрецам. Такие же характерные носы оказались и у наиболее почитаемых народом майя божеств: Бога Солнца и Бога кукурузы.
Маска из Паленке
А теперь вчитаемся в текст «завещания» Генриха Шлимана, на которое ссылается его внук: «В Петербурге, в музее, я нашел старый свиток папируса со времен царствования фараона Сента из второй династии от 4571 г. до Рождества Христова. Этот папирус содержит описание экспедиции фараона на запад в поисках следов страны Атлантис, откуда 3350 лет тому назад прибыли предки египтян. Экспедиция вернулась через шесть лет, не найдя следов легендарной страны. В другом папирусе из того же музея, принадлежащем перу египетского историка Манефона, уточняется, что история Египта началась 16 000 лет назад. Обнаруженная мною на Львиных воротах в Микенах надпись гласит, что Мисор, от которого произошли египтяне, был сыном египетского бога Тота – сына жреца из Атлантиды! Полюбив дочь царя Хроноса, он бежал из Атлантиды и после долгих странствий прибыл в Египет. Именно Тот построил первый храм в Саисе и передал людям знания, полученные в родной стране».
Заинтересовавшись этим сообщением, польский атлантолог Людвик Зайдлер обратился в начале 60-х гг. с соответствующим запросом в Эрмитаж, где хранится самая большая в нашей стране коллекция египетских папирусов, но получил обескураживающий ответ: папирусов, на которые ссылается Генрих Шлиман, в Эрмитаже нет и никогда не было!
Интересно, что на «петербургские папирусы», содержащие сведения об Атлантиде, ссылаются и другие зарубежные атлантологи, в частности американец Игнатиус Донелли, издавший классическую монографию об Атлантиде в 1882 г. (переведенную недавно у нас в стране). Есть и отечественные свидетельства, например знаменитого поэта и писателя Валерия Брюсова, который в революционные годы очень интересовался тайнами Атлантиды, и его брата – известного советского археолога, доктора исторических наук Александра Яковлевича Брюсова, который ознакомил Валерия Брюсова с переводами египетских папирусов Эрмитажа, содержащих сведения о легендарном материке. То есть до революции загадочные папирусы там были, а потом исчезли!
Но не будем бросать очередной камень в нашу историческую сокровищницу. До революции в Петербурге были и частные коллекции папирусов, в частности Голенищева, Лихачева, Тураева, Церетели, с которыми Шлиман и другие атлантологи могли ознакомиться. Хочется надеяться, что эти важные исторические документы все же не окончательно потеряны.
Загадка хрустального черепа
Эта история началась в забытой Богом глуши, в непроходимых джунглях Британского Гондураса, на полуострове Юкатан, южнее гватемальской провинции Петен, в 1924 г. Группа археологов под руководством Ф.А. Митчелла-Хеджеса проводила во влажном тропическом лесу раскопки древнего города майя. Этот древний город Митчелл-Хеджес назвал Лубаатун – Город упавших камней.
В конце следующего раскопочного сезона к экспедиции присоединилась дочь Митчелла-Хеджеса – Энн, которая выкопала в апреле 1927 г. (в день ее 17-летия) под рухнувшими со стены на алтарь камнями предмет, ставший сенсацией. Энн обнаружила человеческий череп из полированного кварца!
Череп Рока
В 1964 г., спустя пять лет после кончины отца, Энн передала череп для изучения искусствоведу Ф. Дорланду. Он сделал несколько гипсовых копий черепа и огромное количество фотоснимков с использованием микроскопа и специальных насадок.
Внутри затылочной части черепа Ф. Дорланд нашел систему призм и каналов. Благодаря этой системе череп и глазницы начинали светиться, если под ним установить внешний источник света, например факел или свечу. Морфологические особенности указывают на то, что это женский череп. С помощью нити, продетой через тонкие отверстия, нижняя челюсть могла двигаться. Представьте, какой эффект мог вызвать такой череп в храме при его демонстрации толпе, находящейся в экстазе?!
Перед тем как возвратить бесценную находку владелице, Дорланд решил показать череп фирме «Хьюлетт-Паккард», считавшейся авторитетным экспертом по кварцам и являющейся широко известным производителем кварцевых генераторов. В отзыве инженера фирмы Л. Баре значилось: «…Мы изучали череп по всем трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из 3–4 сростков… они растут из одного центра и составляют единый сплошной кристалл. Мы также обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную 7 (уступая лишь топазу, корунду и алмазу). Что касается обработки, то его ничем, кроме алмаза, нельзя резать. В кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то благодаря наличию напряжений кристалл может расколоться на куски, поэтому его нельзя резать – он просто расколется. Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто он вообще не притрагивался к нему в процессе резки.
При исследовании поверхности черепа мы обнаружили свидетельства воздействия трех различных абразивов. Окончательная отделка его выполнена полировкой. Совершенно непонятно, кто мог в древности изготовить настолько совершенную вещь. Сам В.А. Митчелл-Хеджес, будучи сторонником затонувшей Атлантиды, считал ее ювелирным изделием атлантов. С другой стороны, территория, на которой был найден череп, в древности принадлежала не менее загадочной цивилизации майя. И, наконец, «закоренелые» сторонники гипотезы космических палеоконтактов считают череп созданием рук (щупалец, клешней и т. п.) инопланетян. Существует второй «собрат» черепа, найденный в 1889 г. в Мексике одним из солдат императора Максимилиана. В настоящее время «мексиканский» хрустальный череп экспонируется в Британском музее.
Небольшие хрустальные черепа, не способные давать каких-либо интересных оптических эффектов, в XV–XVI вв. были распространены в Италии и Южной Америке.
Так кому же нужен был «главный» хрустальный череп? Трудно допустить, чтобы жрецы майя на протяжении 10–12 поколений вытачивали блестящую игрушку для одурачивания индейцев через 300 лет! А может, они владели забытой ныне технологией ускоренной обработки кварца, невзирая на оптические оси? Знали же майя и другие древние народы технологию размягчения обычного камня и гранита, секрет, который ныне также утерян. Об этом остается только гадать…
Гигантские головы ольмеков
Первой цивилизацией, возникшей на территории Мексики, считается цивилизация ольмеков. Именно здесь впервые появляются иероглифическая письменность, календарь, крупные городские центры… После более чем полувекового научного изучения культуры ольмеков у исследователей остается гораздо больше вопросов, чем ответов на них.
Согласно современным представлениям, цивилизация ольмеков возникла примерно в середине 2-го тыс. до н. э. и просуществовала около 700 лет. Название «ольмеки», означающее «люди каучука», является современным. Откуда пришли эти люди, на каком языке говорили, что послужило причиной исчезновения их цивилизации – все эти вопросы остаются без ответа.
Самыми крупными памятниками ольмеков являются Сан-Лоренсо, Ла-Вента и Трес-Сапотес. Это были настоящие городские центры, включавшие в себя крупные церемониальные комплексы с земляными пирамидами. Именно у ольмеков впервые в Америке появляется иероглифическая письменность, высокоточный календарь и оригинальная система счета.
Гигантская ольмекская голова
Но одной из самых примечательных и загадочных черт ольмекской культуры являются гигантские каменные головы. Первая такая голова была обнаружена еще в 1862 г. в Ла-Венте. К настоящему времени найдено 17 голов, восемь из которых обнаружены в Сан-Лоренсо. Все гигантские головы выполнены из цельных глыб базальта. Высота их в среднем колеблется от 2 до 2,5 м. Все головы выполнены в единой стилистической манере, но при этом очевидно, что каждая из них изображает портрет конкретного человека. Все головы одеты в шлемовидные головные уборы и имеют ушные украшения в виде крупных серег и ушных вставок. Прокалывание мочек ушей являлось типичной традицией для всех мексиканских культур.
Несмотря на индивидуальность, все ольмекские головы объединяет одна загадочная черта. Изображенные на этих скульптурах люди имеют ярко выраженные негроидные черты. На разных ольмекских памятниках были обнаружены небольшие скульптуры, которые американские археологи условно называют «борцами». Эти скульптуры изображают сидящего на корточках человека с поднятыми на уровень груди или положенными на колени руками. Все лица таких скульптур имеют усы и клиновидные бороды. А их антропологические черты характерны для древних жителей Средиземноморского бассейна. Наличие в индейских культурах Центральной Америки явных черт цивилизаций Старого Света давно служит камнем преткновения для исследователей. Но единой точки зрения до сих пор нет.
Современные исследователи считают, что ольмекские головы изображали местных правителей и их изготавливали и устанавливали после смерти последних для увековечивания памяти. В ольмекской культуре известны и другие каменные головы, изображающие при этом лица, характерные для индейского населения Мексики и не имеющие никаких негроидных черт. Геологи установили, что базальт, из которого была изготовлена одна из голов в Ла-Венте, был взят из каменоломен в горах Тукстла, расстояние до которых, только по прямой, составляет около 90 км. Каким образом транспортировались каменные глыбы весом несколько десятков тонн по пересеченной, достаточно заболоченной и покрытой джунглями местности? Индейцы не знали колеса, и у них не было тягловых животных.
Вызывает также вопрос и способ обработки материала для ольмекских голов. Базальт – одна из самых твердых вулканических пород, а ольмекской цивилизации не были известны инструменты из металла. Значит, все эти скульптуры были сделаны каменными инструментами. И обработаны настолько тщательно, что сегодня на них нельзя обнаружить следов инструментов, которые использовались при работе.
Некоторые современные американские исследователи уверены, что ольмеки были выходцами из Западной Африки. Однако применительно ко времени 2-го тыс. до н. э. в Западной Африке высокоразвитые цивилизации неизвестны. Так что вопрос о происхождении первой мексиканской цивилизации до сих пор остается невыясненным.
Загадка 3-метровых мумий
Марвин Рейнвотер, владеющий фермой в восточной части Айовы (США), давно собирался выкопать новый колодец на своем участке. Жарким днем 23 июля 2001 г. он наконец приступил к работе. Каково же было удивление Марвина, когда, выкопав яму глубиной около 2,5 м, он наткнулся на очень твердый камень.
Пытаясь извлечь находку, фермер обнаружил, что ширина и длина камня превышали метр. На следующий день Марвин позвал нескольких друзей с соседней фермы, чтобы они помогли ему извлечь странную находку Вскоре выяснилось, что камень не является единым конгломератом, а представляет собой плиты, пригнанные так тесно друг к другу, что даже лезвие ножа нельзя было просунуть между ними. Каждая плита представляла собой квадрат со стороной 25 см. Оказалось, что плиты вырублены из камня, которого нет на территории Айовы, – это базальт, очень твердая и плотная вулканическая порода. Такой строительный материал использовали древние египтяне для строительства своих гигантских, поражающих воображение монументов. Глубина, на которой были обнаружены отполированные плиты, свидетельствовала о том, что они очень давно находятся здесь, возможно, сооружение построено еще до наступления ледникового периода.
Это было квадратное здание без окон, сложенное из каменных отполированных плит. С восточной стороны к нему примыкал сводчатый проход. Весь облик сооружения напоминал античные греческие храмы. С трепетом исследователи прошли сквозь сводчатый проход, в конце которого несколько каменных ступеней вели вниз. Из темноты пахнуло запахом тления. Когда свет фонариков прорезал темноту, возглас изумления вырвался у вошедших. Семь статуй стояли вокруг конического камня, расположенного в центре помещения. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это вовсе не статуи, вырезанные из камня, а мумии представителей какой-то гуманоидной расы огромного роста. Мумии находились в вертикально стоящих каменных ящиках, похожих на саркофаги. Рост мумифицированных гигантов достигал 3 м.
Интересны также одеяния, в которые завернуты мумии. Они сотканы из рыжих волос, идентичных сохранившимся на головах гигантов. Древние люди изготовляли одежду из собственных волос! В легендах индейцев лаютов упоминаются великаны с рыжими волосами. Лаюты называли их си-те-кэш и постоянно воевали с ними. Жили си-те-кэш на территории нынешней Невады.
В настоящее время изучение мумий продолжается. Возможно, разгадку даст генетическое исследование. По мнению уфологов, мумии принадлежат какой-то внеземной цивилизации, представители которой посещали Землю и оставили здесь своих покойников.
Кахокия – загадочный город Америки
Восемьсот лет назад посреди прерий в долине реки Миссисипи стоял многолюдный столичный город – центр высокоразвитой культуры. Главный город этой культуры археологи называют теперь Кахокия. Но кто его построил? Откуда пришло племя, осевшее на берегу великой североамериканской реки?
По самым осторожным подсчетам археологов, население города составляло от 10 до 20 тыс., но, весьма вероятно, что число жителей доходило до 40 тыс.
Кахокия – крупнейший памятник миссисипской культуры
Город, расположенный на территории современного штата Иллинойс, получил свое название от немногочисленного индейского племени иллини, перекочевавшего с востока на берега Миссисипи только в XVI в. н. э. «Миссисипцы», как археологи условно называют жителей города Кахокия, возвели 120 искусственных холмов-маундов. Некоторые исследователи считают маунды в Кахокии самыми высокими в мире пирамидами.
Монксмаунд не возник в одночасье: 300 лет, на протяжении X, XI и XII вв., жители города носили в корзинах землю и слой за слоем насыпали пирамидальный холм. В общей сложности на постройку пошло 14 млн полных корзин земли. На плоской вершине холма стояла роскошная резиденция.
Основание, на котором воздвигнут Монксмаунд, столь же загадочно, как и сам холм. В 1998 г., во время ирригационных работ, там установили бурильную установку, и бур наткнулся на камень. Оказалось, что это не природная скала, а кладка из каменных блоков, вытесанных из известняка или песчаника. Но горная порода залегает не в том месте, где стоял город, а по меньшей мере в 13 км к западу, на другом берегу реки. Кроме того, «миссисипцы» не были искусными каменотесами.
В холме, обозначенном как № 72, археологи обнаружили могилу мужчины 45 лет. Останки располагались на ложе, сделанном из 20 тыс. перламутровых раковин, уложенных в форме хищной птицы. Голова покойника возлежала на голове птицы, руки – на крыльях, ноги – на хвосте и когтистых лапах. «Человек-птица» – излюбленный мотив в изобразительном искусстве обитателей Миссисипи.
Существует заметное сходство между культурой обитателей долины Миссисипи и культурой ацтеков, которые жили в то же самое время, только намного южнее.
Жители Кахокии имели солидные познания в астрономии. К западу от Монксмаунда сохранились остатки круга, составленного из длинных и прямых стволов кедра. Археологи называют круг Вудхендж – по аналогии со знаменитыми каменными мегалитами в Стоунхендже в Англии. Деревянными столбами звездочеты из Кахокии обозначили положение светила в момент солнцестояния и равноденствия. Монксмаунд был первым, древнейшим из искусственных холмов Кахокии, он построен на рубеже X и XI вв., но астрономы в Кахокии были настолько сведущими в своей области знаний, что построили еще пять подобных сооружений, равномерно распределенных по территории города.
С середины XII до середины XIII в. в Кахокии строились оборонительные сооружения. Деревянное заграждение длиной 2800 м окружало центральную часть города. На одинаковых расстояниях друг от друга были поставлены сторожевые башни. На строительство частокола использовано 20 тыс. бревен. Но археологи не обнаружили в тех местах никаких следов военных действий. Там нет ни наконечников чужих стрел, ни следов пожара, ни разрушенных построек. Предполагаемые враги остались для нас невидимками, такими же таинственными, как сами защитники Кахокии.
До холмов Кахокии европейцы добрались через 300 лет после исчезновения таинственного народа. Корабль Христофора Колумба впервые причалил к островам Нового Света в 1492 г. Но первое после открытия Америки поселение, в котором компактно жили 20 тыс. человек, сформировалось в Новом Свете только в начале XIX в. Это был город Филадельфия.
(По материалам Г. Сидневой)
Неведомое оружие тольтеков
В начале 2-го тыс. полчища загадочных племен тольтеков вторглись на полуостров Юкатан и подчинили себе племена майя. Воинственный народ создал мощное государство, сила которого опиралась на хорошо вооруженную армию. Вероятно, оружие тольтеков было значительно совершеннее всего того, чем владели окружающие их племена, но что оно собой представляло?
Тольтек, или науатль, означает «умелый строитель». В самом деле, археологами найдены руины тольтекской столицы, некогда величественной Тулы. В Чичен-Ице тольтеки возвели несколько пирамид. Статуи божеств украшают руины этих древних полуразрушенных храмов. Огромная фигура полулежащего Чакмоола стережет вход в «Храм воинов». В руках он держит жертвенную чашу, а его взгляд обращен к небу.
Самую большую пирамиду, посвященную Кецалькоатлю, окружают стилизованные фигуры тольтекских воинов высотой около 5 м. Собирательница австралийского фольклора К. Лангло-Паркер, жившая в XIX в., приводила легенду аборигенов, в которой рассказывается о вожде одного из племен, владевшем необычным оружием: «Было замечено, что когда к стойбищу подходил кто-то незнакомый, их вождь выходил и направлял на него луч света, который убивал на месте».
Божество Чакмоол у Храма воинов в Чичен-Ице
О действии другого оружия, известного полудиким племенам, сообщал некогда капитан Кук, посетивший берег Новой Гвинеи. Он увидел его в тот момент, когда из леса навстречу английским морякам с громкими криками выскочили туземцы. «Тот, кто бежал первым, – говорится в отчете, – стал размахивать чем-то, что прежде висело у него на боку; мы увидели вспышку как бы пушечного пороха, но звука взрыва не слышали. Туземцы производили по 4–5 вспышек за раз. Мы не могли понять, что это был за огонь».
Историки и этнографы уверены в том, что многие первобытные народы, а точнее их вожди и жрецы, пользовались некими видами оружия для устрашения или в завоевательных целях. О подобном оружии подробно рассказывают древнеиндийские поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Бог подземелья Яма владел жезлом «данда». Когда он направлял его на своих врагов, жезл извергал испепеляющий огонь. У другого великого бога, Шивы, имелась волшебная стрела, оставлявшая в полете огненный след. Она уничтожала любое препятствие. Интересно, что божества передавали свое «оружие уничтожения» людям.
Согласно мнению некоторых историков, тольтеки, быть может, еще задолго до появления испанцев имели огнестрельное оружие, впоследствии забытое. Три важнейших тольтекских династии пытались установить совместное владычество над всей страной, но каждый хотел быть первым. Из-за распрей между ними пала Чичен-Ица, затем пришли в упадок другие города тольтеков. Сами они в итоге «растворились» в более многочисленной семье народов майя.
Недосказанная история Чичен-Ицы
До завоевания Южной Америки испанцами город Чичен-Ица являлся одним из важнейших культурных центров государства майя. Его величественные храмы, построенные в виде огромных усеченных пирамид, до сих пор поражают людей своей великолепной архитектурой. В самом центре многочисленных культовых построек возвышается 30-метровая пирамида Кукулькан. Она покоится на огромном квадратном фундаменте, сторона которого равна 55 м. Согласно недавним исследованиям ученых, благодаря подобной «каменной подушке», состоящей из девяти наложенных друг на друга квадратов, это культовое сооружение обладает феноменальной сейсмостойкостью. На каждой из сторон храма располагается огромная лестница, насчитывающая 91 ступень. На самом верху, на платформе, находится своеобразное святилище. Количество ступенек всех четырех лестниц, включая и самую верхнюю, равно 365, что в свою очередь является числом дней в году.