Все это наводит на мысль о том, что гигантские геоглифы были созданы местными жителями, факт обнаружения горшков удивительно современной формы с рисунками, схожими с геоглифами. Горшки датируются V и VI вв. до н. э. Все это свидетельствует о цивилизации, господствовавшей в загадочной для нас пустыне Наска. Цивилизация эта владела математикой и геометрией. Правда, как считает итальянский археолог, жители Сауаши допускали в своих расчетах ошибки. Но, по его мнению, вопрос о том, как наносились геоглифы на местность, снят с повестки дня! Некоторые фигуры выполнены с дефектами, что свидетельствует о таких математических просчетах.
По мнению археолога, различные типы геоглифов – спирали-звери, линии-стрелы – принадлежат к эпохе, существовавшей 500 лет до н. э. Сначала люди Наски «рисовали» спирали. Затем они стали создавать более сложные геоглифы в виде птиц, пауков, обезьян, касаток, кошек… Словом, то, что их окружало. И лишь после этого – для них «примитивной» работы – приступали к строительству городов с оригинальными инженерными коммуникациями. Такими, например, как водопровод, что было особо актуально для очень сухого климата.
Для города Сауаши золотой век приходится на период между 3-м и 4-м тыс. н. э. Это была пора расцвета цивилизации. Но в конце IV в. природа преподнесла пустыне Наска, которая в то время была не совсем пустыней, два катаклизма: землетрясение и наводнение одновременно! Город в итоге оказался погребенным под слоем песка, уничтожившего почти все. Кстати, этим временем датируются и последние геоглифы – линии и стрелы. Потеряв веру в бога, который принес местному народу такую кару, аборигены перестали наносить геоглифы.
Пальпа – сестра Наски?
Мало кому известно, что плато Наска – не единственный такой комплекс. Всего в 30 км к северу от города Наска находится небольшой городок Пальпа, в окрестностях которого, на плато Пампа-Пальпа, находится огромное число практически неизученных геоглифов. При этом комплекс Пальпы значительно отличается от насканского.
В первую очередь бросается в глаза необычный рельеф плато Пальпы – множество невысоких холмов с сильно изрезанными склонами длинными языками выдаются на равнину, а по их плоским вершинам тянутся широкие рукотворные полосы и линии. Создается даже впечатление, что вершины этих холмов искусственно срезаны специально перед нанесением рисунков. В Пальпе есть полосы, ширина которых достигает нескольких сотен метров. Как и в Наске, здесь полосы и линии пересекают друг друга и накладываются одна на другую.
Геоглифы Пальпы
В отличие от плато Наска, где имеется только одно изображение человеческого существа, так называемый астронавт, в Пальпе около десяти антропоморфных геоглифов, сделанных с разной степенью мастерства и имеющих различные размеры. Есть здесь также изображения зверей и птиц, но они немногочисленны. Что отличает комплекс Пальпы от Наски? Наличие нескольких геометрических изображений, поражающих своей сложностью и математической выверенностью пропорций. Прежде всего это рисунок, который местные называют «звезда», хотя больше всего изображение похоже на мандалу. Это три круга: два малых и один большой в центре, соединенные друг с другом линиями в единую композицию, общий размер которой достигает километра. Центр композиции представляет собой правильную 6-конечную звезду, составленную из двух квадратов, в которые вписан двойной круг. В центре внутреннего круга расположены два пересекающихся прямоугольника, в которые вписан еще один квадрат, а внутри него – 16-лучевая звезда. По всей композиции, подчиняясь непонятной нам логике, расположены круглые ямы. А окружности малых колец выполнены не линией, а цепочками таких же круглых ям. В центрах этих малых колец изображены 8-конечные звезды.
Не вызывает сомнения, что этот рисунок является одним из ключевых во всем комплексе Пальпа, вот только его смысл остается скрытым от нас.
Другой не менее загадочный геоглиф находится всего в километре от «звезды». Местные гиды называют его «солнечными часами», полагая, что рисунок использовался для наблюдения за Солнцем. У одного из концов этого геоглифа расположено маленькое изображение человеческой головы с двумя высокими «рогами», а под ним – извивающаяся змея! Рисунки змеи неизвестны более нигде в Пальпе и Наске, но зато такие изображения являются типичными в Куско – бывшей столице инков.
Еще один загадочный геоглиф – прямоугольная «таблица», расположенная на вершине невысокой горы. С воздуха этот рисунок хорошо виден, так как вся таблица блестит, будто сделанная из сланцевых пород. Поверхность плато Пальпа и Наска такова, что автомобиль, единожды проехав по ним, оставляет хорошо различимый след. И многие рисунки окружены следами колес, сделанными до середины 70-х гг., когда плато Наска было объявлено археологическим заповедником и закрыто для наземных посещений. Если бы, как предполагают современные ученые, рисунки и линии выполнялись индейцами путем простого выкапывания грунта, то после выполнения таких масштабных земляных работ должно было бы остаться множество тропинок, тянущихся от края плато к самим изображениям. Но таких тропинок нет. Что же, индейцы прилетали к месту работ по воздуху, чтобы не наследить ненароком? Пилоты туристских самолетов каждый год открывают в Пальпе все новые и новые изображения. А некоторые жители этого района уверяют, что дальше на восток, в горах, расположены еще несколько плато с геоглифами, о которых исследователи попросту не знают.
Мачу-Микчу, город богов
На высоте 3650 м в перуанских Андах, над яростной стремниной реки Урубамбы стоит удивительный, затерянный от всего мира город инков Мачу-Пикчу. Легенды рассказывают, что его основателем был Манко Капак – «сын богов, спустившихся с солнца», властелин обширой империи Тиуантинсуйю, возникшей, как полагают историки, в XII–XIII вв. н. э. Тем не менее сами индейцы утверждают, что город появился еще во времена Пуринпача, то есть в «период мрака», возможно, в доледниковую эпоху.
Древняя каменная крепость Мачу-Пикчу была обнаружена американским археологом Хайремом Бингхэмом. Подобно первооткрывателю легендарной Трои Генриху Шлиману, он поверил древним преданиям об огромных инкских городах, построенных где-то высоко в горах, и упорно искал их. Летом 1911 г. экспедиция Бингхэма, обследовавшая побережья Урубамбы в Восточном Перу, остановилась на привал у подножия какой-то горы. На склоне ее работали несколько индейцев, и один из них вызвался показать путешественникам старинные дома на вершине… И ученые увидели город, обнесенный мощными циклопическими стенами, дома, сложенные из огромных каменных плит, террасы, соединенные лестницами, вырубленными прямо в скалах.
Индейские легенды утверждают, что строить город помогали… птицы! Это казалось вымыслом до тех пор, пока в 60-е гг. зоологи не открыли в Андах ранее неизвестный вид пернатых, которых местные жители именовали «хакакльо» («тот, кто просверливает камень»). Эти птицы, срывая в тропическом лесу ветки какого-то неизвестного растения и перенося их в своем клюве далеко в горы, легко «просверливают» в скалах гнезда глубиной до метра – сок этого растения словно размягчает камень.
Город Мачу-Пикчу
Над крепостью господствует бастион Уайна-Пикчу, построенный на вершине горы. Отсюда город площадью 13 км2 виден почти с высоты птичьего полета.
Каменные часы «интиуатана» («место, где ловят солнце») служили индейцам одновременно солнечными часами и календарем. Жители города были весьма искушенными в астрономии и полагали, что своими знаниями они обязаны «бородатому богу» Виракоче, сыном которого и был основатель Мачу-Пикчу рыжеволосый Манко-Капак.
В архивах Рио-де-Жанейро английский топограф и путешественник П. Фосетт нашел документ, составленный в 1743 г. одним португальцем, имя которого осталось неизвестным. В документе, который прочел Фосетт, упоминается о том, что португалец Рапозо нашел сокровища в погибшем городе и обнаружил заброшенные шахты, в которых индейцы добывали богатую серебром руду. Но вернуться сюда еще раз Рапозо не смог…
Компьютер… из веревочек
Долгое время считалось, что одна из величайших древних цивилизаций – империя инков – была «всего лишь» цивилизацией бронзового века, не знавшей письменности. Но в книге гарвардского профессора Гари Уртона «Знаки инкского кипу» утверждается, что у инков письменность все-таки была, правда, замаскированная.
…Конец XVI в. На завоеванных землях Южной Америки хозяйничают испанские конкистадоры. Однажды на пути троих испанцев, спешивших по делам, появился пожилой индеец. Судя по одежде, он был представителем местной знати. Завидев чужестранцев, индеец попытался спрятать что-то в складках одежды. Но конкистадоры успели заметить это и, не церемонясь, выхватили у него то, что он пытался уберечь от чужих глаз. К изумлению испанцев, в руках у них оказалась связка разноцветных веревочек с узелками. Конкистадоры, удивленно переглянувшись, спросили у индейца, что это такое. Инка, увидев, что деваться ему некуда, с достоинством ответил: «Здесь записаны все дела завоевателей – как дурные, та и добрые». Очень не понравился этот ответ испанцам. Решено было индейца сурово наказать за дерзость, а «компромат» – таинственные узелки – на всякий случай уничтожить. Так было положено начало повсеместному изъятию и уничтожению уникальных памятников культуры великой цивилизации – образцов узелкового письма инков, называемого кипу.
Индеец с кипу. Гравюра XVI в.
Начало планомерному изучению кипу было положено только в 1923 г., когда узелками заинтересовался историк Лиланд Локк. Сейчас многие ученые полагают, что цветные узелки инков постепенно развивались в сложную систему 3-мерной письменности (наподобие азбуки Брайля).
На сегодняшний день в музеях и частных коллекциях находится 600 чудом сохранившихся экземпляров древнего кипу. По подсчетам ученых, кипу содержит около 1,5 тыс. единиц информации – отдельных знаков. Это немногим больше, чем в шумеро-вавилонской клинописи, и почти вдвое больше, чем в египетской иероглифике или иероглифах майя. Математики определили, что при создании кипу инки использовали бинарную кодировку, наподобие той, которая лежит в основе современных компьютерных языков. Неужели представители древней цивилизации создали веревочный компьютер?! Ученые также полагают, что если кипу – действительно форма письменности, то она не передает обычную разговорную речь, а является чем-то вроде нотной записи или того же компьютерного кода.
Уже упоминавшийся Гари Уртон в своей книге утверждает, что по меньшей мере дюжина древних документов, относящихся к истории инков, переведена на письменный язык с кипу. Загвоздка только в том, что никому пока не удалось определить, какие именно документы с каких именно кипу переведены.
Золотой путь инков
Инки господствовали на огромной территории Тихоокеанского побережья Америки и на плоскогорьях Анд. В XV в. их империя была самым большим и сильным государством.
Насколько далеко продвинулись инки на восток – в предгорья Анд и в Амазонскую низменность – до сих пор точно не выяснено.
В документе 1790 г. рассказывается о походе Тупака Инки Юпанки в район Амазонки. Финского археолога Ари Сиирьяпена поразило, как далеко на восток забирались инки. Археологическая экспедиция прошла по пути Юпанки и обнаружила много интересного и неожиданного. В 20 км к северу от озера Титикака бросается в глаза высокая отвесная скала – там находятся остатки исчезнувшей высокоразвитой культуры. Под скалой открыты руины сооружения, составленного из лежащих одна на другой каменных платформ. Грандиозное подобие пирамиды создано 2 тыс. лет назад культурой пукара – древнейшей цивилизацией на плоскогорье Анд.
Золотое украшение инков
Каменные статуи культуры пукара, изображающие диких зверей, прямо указывают на то, что ваятели были знакомы не только со скудным животным миром Анд. Исследователи сразу поняли, что древние скульпторы знали дорогу в долину Амазонки и, вероятно, встречались там с другими народами.
Дорога с плоскогорья в долину Амазонки лежит через горный хребет высотой 4900 м. Американский археолог Чарльз Станиш организовал уже несколько экспедиций для поиска маршрутов, которые связывали империю инков с лежащей на востоке Амазонской низменностью. Списки сборщиков дани XVI в. вывели его на реальный след: у инков не было золотых приисков в Андах, значит, они получали золото из отдаленных провинций.
На скалистых берегах горных рек сохранились фундаменты построенных инками мостов. Инки навешивали мосты из веревок и плетеных матов через пропасти, достигающие в ширину 30 м. По прочным подвесным мостам переходили не только люди, но и стада лам. Некоторые дороги инков используются и в наше время, их ремонтируют, продлевают. Общая протяженность проложенных инками дорог составляла 40 тыс. км. Караваны из сотен лам везли в столицу Куско тропические фрукты, разноцветные перья попугаев, мед, листья коки и, главное, – золото. Благодаря хорошим дорогам и системе эстафет правителю за два дня доставляли свежую, выловленную в 400 км от дворца рыбу.
При слиянии Мадре-де-Диос с рекой Бени археологи ожидали увидеть что-нибудь интересное, потому что местные жители рассказывали о каменных развалинах. Но вести археологические раскопки в джунглях – дело нелегкое. Тропическая растительность густо оплетает любые постройки, и очистить их очень трудно. Вдобавок реки часто меняют русло, поэтому часть сооружений периодически оказывалась под водой и теперь покрыта слоями ила.
Мало-помалу перед учеными открылась обвалившаяся стена. Она могла быть частью крепости, которую разыскивали археологи. Ученые подсчитали, что длина стены составляла 600 м. Это солидное укрепление возвышалось в 400 км к востоку от известной границы империи инков.
Исследование развалин крепости в джунглях еще только начато, но уже имеются доказательства присутствия там в свое время инков. Возможно, пограничные крепости империи инков находились даже гораздо дальше. При строительстве нового шоссе до Санта-Крус-де-ла-Сьерра в районе Тринидада прорыли 50-метровой ширины углубление в искусственном холме, каких в тех местах очень много. Радиоуглеродное исследование показало, что люди жили на этом месте с VI до XV в. н. э., а еще раньше там проходило русло реки.
Народ, живший в тех местах, предположительно, находился под влиянием культуры инков и платил дань империи.
Загадка «Ледяной девы»
Древние инки, чтобы умилостивить богов, приносили человеческие жертвы. Причем чаще ими становились дети. Многие из 31 жертвы были мумифицированы и их останки дошли до наших времен.
За последнее время на высоте более чем 5000 м на 30 вершинах Анд откопано более 115 высокогорных ритуальных мест инков.
Вулкан Невадо-Сабанкая вблизи перуанского селения Кабанаконде начал извергаться в 1995 г. Разлетавшийся во все стороны раскаленный пепел покрыл черным слоем даже вершину близлежащего вулкана Невадо-Ампато. И лучи солнца растопили его заледенелую вершину, открыв человеческому взору множество древних построек и сооружений инков, сокрытых под толщей льда и снега.
Впервые появившиеся на поверхности после 500-летнего перерыва остатки сооружений древних инков заинтересовали главного исследователя Горного института в Западной Вирджинии доктора антропологии Йохана Рейнхарда.
Рядом с вершиной вулкана Рейнхард со своим партнером Мигэлем Заратой заметили несколько ярких перьев, торчащих из земли. Они оказались частью головного убора очень красивой и идеально сохранившейся ритуальной статуэтки инков. А поблизости ученые обнаружили еще несколько подобных ритуальных вещиц. Они предположили, что другие вещи из этой ритуальной стоянки, вероятно, скатились вниз, в кратер вулкана.
Рейнхард и Зарата спустились вниз на глубину 65 м в кратер вулкана. Там-то их и поджидала удача.
Ледяная дева
Рядом с одним из камней лежал большой сверток, издали похожий на сумку со снаряжением альпиниста. Подойдя поближе, они с ужасом увидели, что это не сверток, а человеческое тело, замотанное в тряпки и каким-то чудом державшееся на отвесной стене. Это было мумифицированное тело инкской девочки 12–14 лет, принесенной в жертву богам 500 лет назад. Ее лицо было изуродовано, а глаз не было.
В лаборатории, впервые взвесив мумию, они по-настоящему осознали ее ценность. Находка весила 80 фунтов, и если бы это была высушенная мумия без внутренних органов, она, безусловно, не весила бы столько. Вывод напрашивался сам собой: все внутренние органы были на месте, а тело сохранилось практически без изменений на протяжении 500 лет благодаря низкой температуре.
В честь вершины Ампато, на которой ее нашли, мумия была названа «Ампатской девой», или «Ледяной девой». А совсем просто – «Хуанитой». Вскоре Хуаниту перевезли в университет Джона Хопкинса в Балтиморе. При ее сканировании рентгеновскими лучами стала видна большая трещина в черепе прямо над правым глазом. А головной мозг был немного смещен в сторону, вероятно из-за обширного внутреннего кровоизлияния.
Стало ясно, что физически здоровая девочка 12–14 лет была убита очень сильным ударом по голове. Орудием ритуального убийства служила скорее всего деревянная дубина. Возможно, жертву заставили принять какие-то наркотические вещества, чтобы она не сопротивлялась.
Древний народ чирибайя
В южной части Перу находится одно из самых засушливых мест нашей планеты – пустыня Атамана. Этот безлюдный край производит унылое и безрадостное впечатление: кругом песок, камень, почти нет воды. Только самые выносливые и неприхотливые растения еще цепляются за жизнь. Но археологи убедились, что посреди безжизненных просторов пустыни Атамана скрываются настоящие сокровища.
Под толстым слоем песка таятся бесценные предметы, свидетельствующие о забытой культуре народа, населявшего в древности эти места. В глубоких песчаных могилах исследователи обнаружили захоронения народа чирибайя, который жил здесь более тысячи лет назад. Изучая разнообразные находки, ученые пытаются из отдельных фрагментов составить картину истории, быта и верований давно исчезнувшего племени.
Первые следы поселения индейского племени обнаружены на севере пустыни. Чирибайя населяли нижнюю часть долины, но развалины построек до нас не дошли. Чирибайя жили в тростниковых хижинах, обмазанных для прочности глиной, и эти убогие строения давным-давно рассыпались. Но хорошо сохранившиеся мумифицированные тела древних обитателей пустыни и многочисленные предметы быта, положенные в могилу вместе с покойниками, дали ученым богатый материал для изучения древнего народа.
Самые ценные находки – это мумии.
Уже собрано более 400 мумий чирибайя и около 4 тыс. скелетов. Все они найдены в разных местах пустыни. Археологи разрабатывают три участка в долине Ило вдоль течения реки Осморе – два больших и один маленький.
Один из больших участков удобно расположен на высоком пологом холме. Именно там обнаружено больше всего золотых изделий, и ученые считают, что на этом месте находилась столица страны чирибайя.
В низине лежит второй участок площадью всего 8 м2, где погребены десятки людей.
Мумия из захоронения чирибайя
На третий участок раскопок ученые возлагали особые надежды. Они рассчитывали, что там еще не побывали мародеры-кладоискатели. Но как только начались раскопки, стало понятно, что они опять опоздали: нетронутый на вид кусок пустыни уже давно вдоль и поперек изрыли грабители. По всей вероятности, племя чирибайя в течение пяти веков расширяло и обустраивало свою страну вдоль реки Осморе. Люди ловили рыбу, распахивали под поля и огороды плодородную землю в пойме реки, разводили лам. Головы лам были важным атрибутом погребальной церемонии. Главные предметы, сопровождавшие умершего чирибайя в потусторонний мир, это именно голова ламы и листки священной коки.
Из некоторых могил археологи достали хорошо сохранившиеся головные уборы, сделанные из ярких разноцветных перьев тропических птиц. Такие птицы в пустыне не водятся. Ближайшее место, откуда могли быть привезены перья, находится на расстоянии более 500 км от Атамаки, в джунглях бассейна Амазонки. Можно себе представить, какой драгоценностью были эти роскошные перья для жителей пустыни!
Археологи нашли в песчаных могилах множество предметов материальной культуры, из которых постепенно составляется довольно ясное представление о древней культуре народа чирибайя. Для этого ученым необходимо определить возраст археологических находок. Самым точным является радиоуглеродный метод. Благодаря измеряемому количеству остаточного углерода в организме можно точно определить, давно ли начался процесс разложения. С этой целью находки в пустыне Атамака, например листок коки, помещают в пробирку с кислородом и нагревают до высокой температуры. Листок сгорает в кислороде и превращается в двуокись углерода. Образовавшийся таким образом углекислый газ охлаждают, очищают и замораживают с помощью жидкого азота. Получается порошок, из которого выделяют чистый изотоп углерода С-14. Компьютер оценивает остаточное количество углерода. Чем больше С-14 содержит подопытный образец вещества, тем моложе археологическая находка.
Исчезновение полковника Фоссета
Перси Фоссет (1867–1925?), английский путешественник по Южной Америке. Исследовал Амазонию, пограничные районы Перу и Боливии. Пропал без вести при поиске затерянного древнего города…
В 1886 г., окончив военное артиллерийское училище, он приехал на остров Цейлон (ныне Шри-Ланка) в качестве военного топографа и получил назначение в город Тринкомали. Почти двадцать лет провел Фоссет на этом острове. Здесь он стал настоящим исследователем, изучал древние памятники культуры и традиции коренного населения. Здесь он увлекся парусным спортом— до такой степени, что даже сам сконструировал две гоночные яхты и получил патент на открытый им новый принцип сооружения судов, известный под названием «ихтоидная кривая». Таким образом он стал еще и изобретателем.
А кроме того, он мечтал о новых ярких впечатлениях, о дальних дорогах, обо всем том, что олицетворяло независимость, потому что был он в эту пору человеком зависимым: армейский офицер себе не принадлежит.
В 1906 г. правительство Боливии попросило Королевское географическое общество Великобритании прислать опытного топографа, чтобы установить точные границы на стыке трех стран— Боливии, Перу и Бразилии. Именно в этих местах росли каучуковые деревья, которые стали, после того как был открыт способ вулканизации каучука, ценнейшим промышленным материалом. Надо было точно определить, какая часть этого каучукового «месторождения» принадлежит Боливии, какая – Перу, а какая – Бразилии.
Выбор пал на майора Перси Гаррисона Фоссета. Британское Королевское географическое общество предложило ему еще попутно собрать сведения о тамошних народах.
Первая экспедиция Фоссета продолжалась пятнадцать месяцев. Прибыв на место работ, он сразу попал в особый мир, полный чудес и опасностей. Бескрайняя сельва уходила за горизонт. Над зеленым морем возвышались таинственные и сказочно прекрасные горы Рикардо-Франко-Хиллс. В этом зеленом лабиринте Фоссету предстояло отыскать истоки реки Верде, по которой проходила граница, проследить ее русло и прочертить на карте реальную границу между двумя странами, чтобы впоследствии те могли избежать стычек и раздоров из-за спорных пограничных территорий.
Предполагалось, что отряд Фоссета поднимется вверх по реке Верде на лодках. Но многочисленные мелководные перекаты вскоре заставили отказаться от этой идеи и прорубать тропу сквозь прибрежную чащу.
Фоссет изведал удушающий, насыщенный влагой воздух тропического леса и пронизывающий холод ночевок в горах. При крушении плота в реке погибли ящики с грузом экспедиции. В другой раз ночью во время грозы при быстром подъеме воды перевернуло баркас. Вал схлынул так же внезапно, как налетел, оставив на берегу множество пауков, таких огромных, что их жертвами становятся даже небольшие птицы, а также множество змей, которыми кишели окрестные болота.
Через несколько дней, когда отряд Фоссета спускался на небольшой лодке по реке, из воды внезапно появилась гигантская анаконда. Фоссет удачно всадил в нее пулю, хотя спутники умоляли его не стрелять: раненая анаконда способна напасть на лодку и переломить ее. Сила этого пресмыкающегося, достигающего десяти и больше метров в длину, огромна, и человек, вступивший в края, изобилующие анакондами, начинает игру со смертью.