Руины Нан-Мадола
Топографическая съемка участков побережья Нан-Мадола подтвердила существование многочисленных подводных развалин, расположенных на очень больших глубинах.
Поскольку строительство в воде и сложнее в осуществлении, и весьма далеко от здравого смысла, логично предположить, что возводили Нан-Мадол все-таки на суше, но потом вода поднялась и закрыла его нижний ярус. А то, что мы называем ныне волноломом, вполне могло быть изначально внешней стеной комплекса. Разумно? Конечно, но это вполне здравое предположение отодвигает время строительства далеко в глубь времен! Потому что последний существенный подъем уровня Мирового океана завершился более 9 тыс. лет назад.
Кроме того, плавный подъем уровня воды во всем Мировом океане приводит к постепенному затоплению (вспомните все ту же Венецию: город медленно и с достоинством погружается в воду…). Но здесь, на Понапе, мы видим совершенно иную картину: над руинами Нан-Мадола витает дух катастрофических событий.
Может быть, произошло сильное землетрясение?.. Однако рядом нет действующих вулканов.
Основная масса рухнувших каменных глыб под водой располагается на дне по оси восток – юго-восток от Нан-Мадола, то есть в направлении движения «потопного» цунами! Таким образом, получается, что Нан-Мадол – не только доисторическое, но и допотопное сооружение в полном смысле слова.
Местная энергетика или магия пришельцев?Древние легенды не только Понапе, но и Египта, Перу, Боливии, Индии, Тибета гласят, что древние строители создавали свои постройки «буквально за одну ночь», легко перемещая громадные блоки по воздуху заклинаниями. Ну не было у древних ни мощных кораблей, способных транспортировать многотонные грузы, ни вертолетов, ни кранов! И приходит мысль, что строители владели телекинезом, научились использовать такие виды энергии, о которых мы еще и представления не имеем. Тогда древние легенды Нан-Мадола становятся описаниями реальных событий: согласно легенде, каналы, разделяющие сооружения Нан-Мадола, были некогда прорыты драконом, помогавшим Олосопе и Олосипе. Дракон, как и положено, изрыгал огонь: именно этим огнем он «прорубал» каналы. У дракона был служитель, маг (в местной терминологии – унани). Унани знал заклинание – достаточно было его произнести, и базальтовые глыбы взлетали в воздух. Второе магическое заклинание – и блоки сами собой укладывались в нужном порядке в сооружениях Нан-Мадола. По местным поверьям, унани существуют и сейчас.
Наслушавшись рассказов про унани и коротая время в местном кафе в ожидании обратного рейса, люди съемочной группы «Подводного мира» решили попробовать подвигать мысленным усилием банку из-под кока-колы. И жестяная банка… поехала сама собой! Более того, банка еще и вращалась!.. Этот спонтанный телекинетический опыт был зафиксирован на пленку. Любопытно, что двигать банку получалось у нескольких членов съемочной группы. Однако ни один из них не смог повторить ничего подобного по возвращении в Москву… Может быть, место помогало?..
Очевидно, создатели древних сооружений умели находить точки выхода дремлющих в толще земли могучих сил и возводили свои постройки, чтобы управлять этими силами.
По материалам А. Склярова
Пришедшие по волнам
На бескрайних просторах южной части Тихого океана рассыпано бесчисленное множество крупных, мелких и мельчайших островов, архипелаги и скопления которых разделяют десятки, сотни, а чаще тысячи километров океанских волн. И что самое удивительное: почти все эти скопления и архипелаги были заселены и освоены задолго до XVI в., когда у их берегов стали бросать якоря первые каравеллы испанских и португальских мореплавателей; заселены народами, у которых заморские пришельцы не увидели ни ткацкого станка, ни гончарной посуды, ни вьючного и тяглового скота, ни изделий из металлов.
Слишком трудно было предположить, что обитатели Полинезии, культура и общественный строй которых казались европейцам столь неразвитыми, могли самостоятельно достигнуть затерянных в океане островов, и появилась гипотеза, согласно которой полинезийцы – всего лишь остатки древнего населения материка, опустившегося на дно Тихого океана.
Те Ранги Хироа – авторитетнейший знаток культуры и истории Океании
Но эта «спасительная» гипотеза оказалась несостоятельной: геологи и географы решительно отмели все домыслы о существовании какого-либо материка в Тихом океане в историческое время.
Да и полинезийская культура при последующем обстоятельном знакомстве с ней оказалась далеко не такой примитивной, как это виделось поначалу Островитяне были прекрасными зодчими: их каменные сооружения монументальны и впечатляющи. Смелые и опытные мореплаватели, полинезийцы были также виртуозными судостроителями. Каждое их мореходное судно было подлинным произведением искусства, хотя и изготовляли его при помощи каменных тесел, а части корпуса крепили друг к другу стяжками из растительного волокна. Неудивительно, что предания этого «народа моря» хранят не только имена выдающихся вождей и кормчих, но и имена лодок и даже… рулевых весел и парусов.
Так где же находилась таинственная прародина народов Полинезии? Откуда, от какого берега и когда двинулись они через океан к островам, которые в настоящее время населяют?
В основу научной аргументации Те Ранги Хироа, авторитетнейшего знатока культуры и истории Океании, положил легенды островитян о передвижениях их предков по океану. Эти удивительные предания являются в то же время родословными, охватывающими нередко не один десяток поколений. Проверяя выводы, сделанные на основании исследования полинезийских генеалогий, Те Ранги Хироа пришел к следующему заключению: предки полинезийцев отправились навстречу солнечному восходу от берегов Индонезии, вытесненные оттуда какими-то монголоидными племенами. Один из островов архипелага Таити, Раиатеа, и стал легендарной прародиной, страной «Гаваики», упоминаемой во всех преданиях. Именно здесь сложился облик собственно полинезийской культуры, сформировались религия и мифология. Отсюда как из центра шла по всем направлениям колонизация дальних островов, в том числе и западных: Самоа, Тонга и других.
Но не прошло и десяти лет после выхода в свет книги Хироа, как из перуанского порта Кальяо отплыл плот, построенный точно по древнеперуанским образцам. Находившийся на плоту экипаж из шести человек во главе с норвежским исследователем Туром Хейердалом пересек за сто дней Тихий океан с востока на запад и достиг атолла Рароиа в архипелаге Туамоту. Хейердал предпринял свое крайне дерзкое путешествие не ради спортивного интереса, но для того, чтобы доказать на деле принципиальную возможность достичь на древнем плоту Полинезии от американского побережья.
Выявилась также поразительная точность навигационных и этнографических деталей в инкских преданиях о плаваниях инков и их предков в Полинезию, а может быть, и далее. А этнографические и археологические изыскания развеяли миф об отсутствии у индейских народов Тихоокеанского побережья средств передвижения по океану.
В рамки азиатской гипотезы совершенно не укладываются удивительные соответствия в структурах и деталях жилищ, обрядах и орнаментах, обнаруженных Туром
Хейердалом при сравнении культур маори Новой Зеландии и индейцев северо-западного побережья Северной Америки. А как можно объяснить поразительную близость сюжетов и образов в пасхальском искусстве малых форм, в пасхальской письменности и наскальных изображениях соответствующим элементам в художественной культуре Андского нагорья? Откуда в пасхальской скульптуре появился, например, образ ламы? Или образ пумы? Или образ американского кондора? И едва ли не самое впечатляющее: на острове Пасхи существовала иероглифическая письменность – аналогичную исследователи обнаружили лишь в древней культуре Южной Америки. Только Азия или только Америка не могут в отдельности «претендовать» на роль прародины полинезийской культуры. Споры ученых продолжаются.
Не робинзоны, но колумбы
Когда европейские мореплаватели эпохи Великих географических открытий с величайшими трудами и риском прокладывали первые маршруты в Тихом океане, они с нескрываемым изумлением каждый раз обнаруживали: все острова «водной пустыни», пригодные для жизни и отстоящие друг от друга порой на многие сотни морских миль, были заселены. Это изумление и легло в основу дошедшей до наших дней так называемой дрейфовой гипотезы, суть которой сводится к тому, что уровень навигационных познаний жителей тихоокеанских островов не позволял им совершать целенаправленные, точно рассчитанные плавания на расстояния свыше 300–400 миль. И, следовательно, заселение Океании во многом определял случай – буря, унесшая каноэ с людьми к необитаемому острову, течение, подхватившее плот и прибившее его к пустынному атоллу.
В свое время новозеландские исследователи М. Девисон, Р. Уэбб и Дж. Уэбб решили доверить проверку истинности этой гипотезы компьютеру, расписав ветры и течения на каждый день (по данным с 1855 по 1938 г.) и дрейфовые скорости судов при той или иной силе ветра и течения.
И машина начала выдавать «катастрофические» результаты.
…732 лодки отправились от острова Тикопиа, расположенного в Западной Меланезии, в направлении Фиджи – и всего лишь два экипажа достигли архипелага. Столько же раз пытались жители Маркизских островов доплыть до необитаемых атоллов Каролайн – лишь 70 лодкам удалось завершить свое странствие. И это оказалось едва ли не самым благоприятным исходом. Ни один из плотов, отправившихся от перуанского побережья, так и не увидел земли. А из тех 732 экипажей, которые, отдав себя воле ветров и течений, пытались дойти до острова Пасхи, лишь один достиг каменистого берега.
Результаты эксперимента, таким образом, наглядно показали – случайный дрейф просто не мог привести к заселению островов Океании.
Следовательно, остается одно – острова Океании были заселены в результате целенаправленных плаваний?
Исследователи задали и этот вопрос компьютеру. В исходные данные были внесены поправки на то, что древние суда могли плыть до 90° против ветра, то есть избранным курсом при помощи сравнительно несложных навигационных приемов. И тогда машина «нарисовала» совершенно иную картину. Откуда бы ни приплыли в Океанию первопоселенцы, они приплыли не Робинзонами, нечаянно обретшими спасительную землю, но Колумбами каменного века, достигшими своей цели.
Навигация по звездам и каури
Что мы знаем о предках людей, населяющих острова Тихого океана? Это были искусные судоводители – на легких каноэ они преодолевали гигантские водные пространства. Отличные пловцы – порой они бросались в воду и долгие мили плыли рядом с каноэ, держась рукой за борт, тем самым облегчая суденышко и охлаждая тело. Бесстрашные охотники – они не боялись акул и умели с ними сражаться. Блестящие знатоки моря – они умели предсказывать погоду по характеру зыби и угадывать течения, чувствуя малейшие изменения в воде под каноэ.
И еще они были удивительными навигаторами: не только ориентировались по Солнцу и звездам, но и создавали свои карты, не похожие ни на какие другие карты в мире. Потому что бумаги и письменности микронезийцы не знали.
Здесь, возможно, последует вопрос: а как же тогда быть с письменами, найденными на острове Понапе? С одной стороны, они напоминают знаки ронго-ронго острова Пасхи, с другой – «азбуку» древних табличек, обнаруженных в Пакистане, в Мохенджо-Даро. Вопрос уместный, но тем не менее грамоты в Микронезии в общем и целом не существовало. А письменность острова Понапе – загадка, ключ к которой ученые еще не подобрали.
Раковины каури
Нынешние обитатели островов Тихого океана, разумеется, умеют читать и писать – в XX в. без этого не обойтись никому, – а вот европейцы читать их карты не могут до сих пор.
Что же это за диковина такая – карты?
Из высушенных волокон пандануса и пальмовых листьев сплеталась хитроумная решетка. В определенных местах навигатор усеивал ее ракушками каури. И… все. Карта готова.
Узловые точки решетки – «перекрестки» – давали понятие о постоянных течениях океанских вод и господствующих ветрах, а раковины обозначали рифы и атоллы.
Каждая карта была строго «секретным документом», куда мореплаватель-картограф вкладывал свой личный многолетний опыт. Да и системы записи резко отличались друг от друга, поэтому тайну карты могли знать только немногие посвященные – например, подрастающие сыновья или избранные люди – члены братства навигаторов.
И никогда микронезиец не брал свою заветную «решетку» в море: не дай бог потерять ее во время шторма! Секрет ракушек и волокон надо было тщательно запомнить на берегу, а карту спрятать в укромном месте, чтобы никто из посторонних не нашел «решетку» и не разгадал Великую Океанскую Тайну.
Цивилизация села Анау
Около 7 тыс. лет тому назад в Средней Азии существовало государство, жителей которого по масштабам достижений можно поставить в ряд великих культур Древнего мира.
В 1904 г. в Южном Туркменистане, в пустыне вблизи границы с Ираном, в селе Анау, археолог и геолог из Нью-Хэмпшира (США) Рафаэль Пампелли открыл руины древнего поселения. Раскопки же были начаты советскими археологами только в 1970-х гг., когда в пустыне Каракумы в районе площадью 161 на 80 км обнаружились развалины множества поселений, некоторые из них настолько велики, что их можно назвать городами. Древние города характеризовались очень интересной моделью застройки: здания отстояли на сотни метров друг от друга и были окружены несколькими рядами стен. Архитектура отличалась монументальностью, что говорит об очень высокой степени развития общества. Стены домов имели длину от 92 до 152 м, внутри зданий находилось множество комнат, способных вместить сотни людей. Все постройки относятся к 5—1-му тыс. до н. э. Экспедицию 2000 г. возглавил профессор антропологии из Пенсильванского музея археологии и антропологии Фредерик Хиберт. Археологи сделали удивительное открытие – нашли печать с вырезанными на ней письменами, относящуюся приблизительно к 2300 г. до н. э. Оказалось, что письменные знаки нельзя отнести ни к месопотамским, ни к иранским, ни к индийским, ни к китайским системам письменности. Отсюда можно сделать вывод, что в Анау существовала высокоразвитая независимая цивилизация. Жители Анау использовали те же самые формы земледелия и скотоводства, что и жители Месопотамии. Это наталкивает на мысль о существовании связи среднеазиатского государства Анау с шумерами.
Развалины персидской мечети в Анау. Гравюра XIX в.
Шумеры в низовьях Тигра и Евфрата осушали болота и орошали пустыню. Это требовало напряженной работы, результатом которой послужило создание Эдема на земле. Очевидно, подобная работа была проделана и в Анау. Люди создали сложные ирригационные каналы, преображая русла рек. Посреди пустыни расцвел прекрасный оазис. Причем так же, как в Месопотамии и на Ниле, он тянулся узкой полосой, так что можно было одной ногой стоять в прекрасном саду, а другой – в песках пустыни. О высокой культуре древнего населения Анау говорит множество прекрасных образцов керамики и фаянса, относящихся к 3—4-му тыс. до н. э. Многие образцы по красоте и качеству не уступают китайским. Керамика и фаянс очень красивы даже по современным понятиям.
Помимо керамики, археологи нашли множество металлических и костяных артефактов, возраст которых насчитывает 4100 лет. Рукояти бронзовых топориков выполнены в виде птичьих голов. Сохранившиеся в некоторых образцах глаза птиц изготовлены из гематита. Этого минерала нет в окрестностях Анау, скорее всего его привозили из других регионов, что служит подтверждением существования обширных торговых связей древнего государства.
Найдено также множество тщательно отполированных костяных трубок, полых внутри, с вырезанными на них орнаментами и изображениями людей, животных и растений. Археологи предполагают, что трубки имели ритуальное предназначение, так как были найдены среди остатков эфедры, растения, которое зороастрийцы использовали при изготовлении галлюциногенного ритуального напитка. Исследователи нашли на удивление мало захоронений. По мнению профессора Хиберта, жители Анау сжигали умерших, как это принято у зороастрийцев, считающих, что кремация облегчает освобождение души из умершего тела. К сожалению, тот факт, что большинство умерших сжигалось, не позволяет определить точно, сколько человек жило в Анау.
Экспедиция 2000 г., помимо печати с вырезанными письменами, сделала еще одно потрясающее открытие: на стене одного из домов обнаружено изображение, напоминающее человека, облаченного в скафандр. Некоторые археологи считают, что это свидетельство контактов жителей Анау с инопланетными пришельцами, посещавшими Землю в древности.
Пока еще изучение древней культуры не закончено. Неясно, что вызвало закат цивилизации в Анау в I тыс. до н. э.
«Велесова книга», спасенная от революции
Ее называют и «Дощки Изенбека», и «Велесова (Влесова) книга». Путь ее к широкому читателю был непрост. Он занял почти век и напоминает мрачный мистический детектив. Начало его восходит ко временам Гражданской войны.
Жизнь в эмиграции[1]Ехал в 1919 г. офицер белой армии, командир артиллерийской батареи Али Изенбек мимо имения князей Куракиных. Видит: усадьба разграблена и порушена… Казалось бы, чего искать белому офицеру среди печальных развалин? Однако будто был ему голос: «Останови коня. Войди в дом». Так обнаружил Изенбек эту книгу.
В одной из комнат разоренной усадьбы на полу среди опрокинутой мебели рассыпаны были плоские деревянные прямоугольнички странного вида. Дощечки, темные от времени, покрытые плотно вырезанными непонятными знаками, соединенными прямой бороздкою поверху. Многие бы решили: безделица. Но Изенбек был не только строевой офицер. Этот человек в лучшие времена участвовал в археологических экспедициях. Мир воспринимал глубоко и чутко. Писал картины… Почувствовалось ему: дощечки эти есть нечто, имеющее ценность непреходящую. Спасти их надо любой ценой.
Так и «ушла» Книга князей Куракиных вместе с отступающей белой армией. Изенбек вывез «дощечки» из России при эвакуации Крыма. Но что это такое, оставалось непонятным долгие годы. В Европе никто не сумел даже идентифицировать язык, на котором был написан их текст. Но вот однажды в Брюсселе случай свел спасителя наследия нашей древности с Юрием Миролюбовым, тоже эмигрантом, деникинским офицером, великим знатоком славянской старины. В те годы Юрий Петрович был одним из немногих уцелевших экспертов, знающих о «руських письменах» и старинных «текстах на дощках». Вот этому знатоку и показал свое сокровище Али Изенбек. «Дощек» было «два кожаных мешка». Миролюбов расшифровывал их без малого 10 лет: с 1927 г. по 1936-й. По мере продвижения дела отсылал переписанный оригинальный текст и его перевод в Русский музей Сан-Франциско. Туда же отправил и фотографии нескольких дощечек. Вся эта деятельность протекала на квартире Изенбека. Али не позволял другу никуда выносить книгу из своего дома, проявляя непонятную тому осторожность.
Одна из дощечек «Велесовой книги»
Время показало, что осторожность эта была более чем оправданна. В 1941 г. Изенбек скоропостижно скончался во время оккупации Бельгии немцами. Родственников у него не было, и по завещанию все имущество отошло Миролюбову. Но тут вдруг возникают некие странные бюрократические препятствия. Несколько недель наследнику не позволяют вступить в права. Попав же наконец на квартиру, Юрий Петрович с ужасом обнаруживает: всегда бережно хранимые Изенбеком дощечки исчезли – все до единой! Но мало этого. Обнаружилось, что вообще весь архив Изенбека канул в небытие. Однако и это не все. Пропали фотографии дощечек из музея в Сан-Франциско. Кроме одной-единственной…
А потом? Полтора десятилетия Миролюбову не удавалось организовать издание результатов работ. Начало публикации списков с исчезнувшего оригинала было положено лишь в 1953 г. Причем это оказалось возможным только в результате содействия одного влиятельного эмигранта. Примечательный был у него псевдоним: А. Кур (не Куракин ли?).
Особенной реакции на издание в мире заметно не было. Советские филологи, например, провели в 1960 г. лишь подобие экспертизы. Изучили только 0,5 % всех текстов. И этого оказалось достаточно, чтобы вся книга князей Куракиных загремела в разряд фальшивок! Дескать, Миролюбов и всякие там прочие белые офицеры, враги народа, сами все сочинили.
Так бы и теперь думали. Только вот… «сочиненный» текст обладает, как теперь выяснилось, серьезной предсказательной силой. Подоспели археологические открытия. В 1980-е гг. вели раскопки в бассейне Припяти. Из текста дощечек можно понять: далекие наши предки жили по берегам этой реки в период II в. до н. э. – III в. Именно там и были открыты поселения. И все совпало: к такому выводу пришли как отечественные, так и западноевропейские эксперты.
А в 90-е гг. группа историков занялась тщательным исследованием хронологии древней Киммерийской царской династии. Опубликовали результаты. И тогда вдруг выяснилось – эти результаты совпадают с данными, приведенными в книге новгородских волхвов. Как это все понять? «Выдуманный» текст опередил науку на 30 лет? «Фальсификаторы» обладали даром провидения, какие открытия будут сделаны по их смерти? Эти и другие примеры приводит Виктор Грицков, занимающийся изучением «дощек» Изенбека с 1992 г. Он утверждает: «Книга князей Куракиных – безусловно подлинный, уникальнейший памятник глубочайшей древности».
О тиверийцах и волхвахВо времена Иисуса Христа на берегу обширного Галилейского озера, между Магдалой (откуда родом св. Мария Магдалина) и Адамой, располагался город Тивериада. Но это еще не все. Само Галилейское озеро именовалось в те времена морем Тивериадским. Тивериадой (реже – Генисаретом) называли также всю область к западу от этого озера-моря, то есть прежде всего всю Галилею по Назарет включительно. Именно галилеянами, то есть тивериадцами, тиверийцами, были родители Пресвятой Девы Марии, Матери Иисуса.
Небезынтересно также, что в ту эпоху, когда проповедовал Иисус, обширной Римской империей, и в том числе Сирийской ее провинцией, частью которой значилась Галилея, правил император Тиберий. Поэтому дощечка может указывать также и на временной период, близкий Тиберию.
Очень интересен образ «ясна туча». В точности такой же встречаем в предании о Рождестве Христовом, записанном Иустином Философом из Сихема (нынешний Неаполь), жившим в Палестине во II в. «Ночью, на пути в Вифлеем, пришло Марии время родить. Иосиф поместил Ее в пещере, в которой держали скот, а сам отправился искать повитух. И вдруг произошло нечто странное. Иосиф шел, но не двигался. Глядел на небо и видел, что остановился небесный свод. Все остановилось и на земле. Животные перестали жевать. Пастух, поднявший кнут, замер. Вкушавшие при дороге пищу не донесли руки к устам своим. В это мгновение родился Сын Божий. Иосиф же, найдя повитуху, говорил ей, что помощи ожидает Дева, которая обручена ему, но не жена, и зачала от Духа Святого. Повитуха пошла с Иосифом, и они увидели: некое ясное облако озарило пещеру, воссиял свет великий…»
Два слова «ясна туча», поставленные рядом, производят впечатление сродни словам «черный снег» или «сладкая соль». То есть такое выдумать – невозможно! Но если человек пытается передать непосредственное впечатление от поразившего его необыкновенного события, он как раз часто употребляет именно необычные сочетания слов.
Психологически это, может быть, наиболее значимый аргумент, позволяющий утверждать: в каком-то поколении учителями новгородских волхвов (хранителей «Велесовой книги») были странники, видевшие Младенца собственными глазами. «Невероятно!» – скажет наш современник. А между тем на Руси еще несколько веков назад не считали так. На суздальской иконе «Рождество Христово» (XVI в.) волхвы изображены в характерной русской одежде – отороченные мехом плащи и шапки. Такие одеяния не встречаются на иконах, посвященных иным событиям эпохи Христа. Подобное можно видеть лишь на образах уже русских святых, например Бориса и Глеба. Причем все остальные фигуры суздальского «Рождества» – повитухи, пастух, Иосиф – облечены в одежды, обычные в Палестине: покрывала от солнца, широкополые шляпы.
И еще интересная деталь. Религиозные живописные произведения Запада обыкновенно представляют волхвов подносящими дары. Русский же иконописный канон такой: все три волхва изображаются на конях. Так и на «Рождестве» суздальском. Фигурка коня изображена в левом верхнем углу дощечки «Велесовой книги», говорящей о Рождестве. Это изображение на «дощке II, 16» специально отмечается в рукописи перевода ее Ю.П. Миролюбовым. Рисунок коня, как и высокий пафос начальной фразы, отличает данную дощечку от остальных. Вспомним эту фразу: «Знаковая Книга сия, [открой] Исток Богу нашему, коий бо есть прибежище и сила!» По-видимому, посвященный далеких веков стремился дать ясный знак: речь идет о реальном длительном путешествии и о событии, не сопоставимом по важности ни с каким другим.