Книга Толковый словарь градостроительного законодательства - читать онлайн бесплатно, автор Олег Игоревич Крассов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Толковый словарь градостроительного законодательства
Толковый словарь градостроительного законодательства
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Толковый словарь градостроительного законодательства

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 17) не включает архитектурную деятельность в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Федеральный закон от 21 марта 2003 г. № 31-ФЗ внес соответствующие изменения в Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», в результате чего в настоящее время не требуется получения лицензии для осуществления архитектурной деятельности.

АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ – комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).

Архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика (застройщика) органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства. Архитектурно-планировочное задание должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарные, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (в сейсмозоне, зоне вечной мерзлоты и др.), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства. Не допускается включение в архитектурно-планировочное задание требований к архитектурным и конструктивным решениям, внутреннему оборудованию, внутренней отделке архитектурного объекта, а также иных требований и условий, ограничивающих права заказчика (застройщика) и автора архитектурного проекта, если такие требования и условия не основаны на положениях действующего законодательства, нормативных правовых актов, градостроительных нормативов, утвержденной градостроительной документации, не обоснованы необходимостью сохранения характера сложившейся застройки города или иного поселения, природной среды и охраны памятников истории и культуры.

Основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания являются заявка заказчика (застройщика) и документы, удостоверяющие право на земельный участок, либо разрешение собственника земельного участка на проектирование на этом участке, либо решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проектировании в случае, если участок находится в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности.

В выдаче архитектурно-планировочного задания может быть отказано, если намерения заказчика (застройщика) противоречат действующему законодательству, нормативным правовым актам, градостроительным нормативам, положениям утвержденной градостроительной документации, правилам землепользования и застройки города или иного поселения. Отказ в выдаче архитектурно-планировочного задания может быть обжалован заказчиком (застройщиком) соответственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в орган местного самоуправления и (или) в суд.

АРХИТЕКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ – авторский замысел архитектурного объекта, его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте (ст. 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЪЕКТ – здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта (ст. 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).

АРХИТЕКТУРНЫЙ ПРОЕКТ – архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора (ст. 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).

АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ – жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений (ст. 1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). Согласно указанному Закону атмосферный воздух подлежит охране от загрязнения вредными (загрязняющими) веществами, от вредных физических воздействий – шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду. Качество атмосферного воздуха, т. е. совокупность физических, химических и биологических свойств, отражающих степень его соответствия гигиеническим и экологическим нормативам, должно учитываться при разработке градостроительной документации, проектной документации, зонировании территорий, при принятии решений о размещении зданий, строений, сооружений и пр.

Требования к охране атмосферного воздуха установлены Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха», Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», иными нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами (экологические нормативы, санитарные нормы и правила и проч.) (см. также требования к охране атмосферного воздуха при выборе места размещения объекта).

АУКЦИОНЫ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ (ПРАВ АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ) – см. торги по продаже земельных участков или прав на заключение договоров аренды земельных участков.

АЭРОДРОМ – участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэродромы подразделяются на гражданские аэродромы, аэродромы государственной авиации и аэродромы экспериментальной авиации (ст. 40 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ). Гражданские аэродромы подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр гражданских аэродромов РФ. Аэродромы государственной авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр аэродромов государственной авиации РФ, ведение которого возлагается на органы Министерства обороны РФ. Аэродромы экспериментальной авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр аэродромов экспериментальной авиации РФ, который ведется специально уполномоченным государственным органом в области оборонной промышленности.

Государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на аэродром, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение осуществляются в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов на территориях, прилегающих к аэродромам, вводятся ограничения на осуществление градостроительной деятельности и иной хозяйственной деятельности.

АЭРОПОРТ – комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников. Международным считается аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль. Решение об открытии аэропорта для выполнения международных полетов воздушных судов или международного аэропорта принимает Правительство РФ (ст. 40 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ). Аэропорты подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр аэропортов Российской Федерации. Государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на аэропорт, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение осуществляются в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

«Б»

БАРАК – одно – или двухэтажное здание, предназначенное для проживания, с общей кухней и санитарным узлом, как правило, деревянное, рассчитанное на короткий срок службы (10–20 лет).

БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ СРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ – один из видов пользования земельными участками. Право безвозмездного срочного пользования возникает на основании: а) решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование на срок не более одного года; б) договоров о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц; в) решений о предоставлении земельных участков в виде служебных земельных наделов работникам организаций транспорта, лесного, охотничьего хозяйства, государственных природных заповедников и национальных парков из состава земель этих организаций.

Безвозмездность пользования землей не означает полного освобождения землепользователя от любых сопряженных с землепользованием платежей, в частности, от земельного налога. Право безвозмездного пользования предусмотрено законодательством не только в отношении земельных участков, но и в отношении иных объектов недвижимости, например, объектов культурного наследия (ст. 56 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

БЕРЕГОВАЯ ПОЛОСА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ – полоса земли шириной 20 метров от края воды в глубь берега при среднем многолетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45°, береговая полоса определяется от края берега в глубь берега.

Порядок использования указанной территории установлен ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. и Положением об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. № 71.

Организации внутреннего водного транспорта вправе использовать береговую полосу безвозмездно для работ, связанных с судоходством. Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обустроить ее. Установка на береговой полосе каких-либо постоянных огней, направленных в сторону судовых ходов, за исключением навигационных огней, запрещается. Не допускается использовать береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства. Проекты строительства или реконструкции хозяйственных и иных объектов, размещаемых на береговой полосе, подлежат обязательному согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

БЕСХОЗЯЙНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК – земельный участок, собственник которого отказался от него путем подачи соответствующего заявления об отказе от земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ такой земельный участок признается бесхозяйной недвижимой вещью. Бесхозяйные недвижимые вещи (в том числе земельные участки) принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органов местного самоуправления, на территории которых расположены эти земельные участки (иные объекты недвижимости).

Следует иметь в виду, что право собственности сохраняется за отказавшимся от земельного участка лицом в течение года. Это лицо может снова осуществлять владение, пользование и распоряжение данным участком до вынесения судом решения о признании права муниципальной собственности на данный земельный участок. В этот период земельный участок может быть приобретен и на основании приобретательной давности. Законодательство устанавливает годичный срок, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь (земельный участок) может снова вернуться к собственнику или перейти к другим лицам на основании приобретательной давности в порядке, предусмотренном ст. 234 Гражданского кодекса РФ.

Только по истечении указанного срока суд на основании иска органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, может признать бесхозяйный земельный участок муниципальной собственностью.

БЕСХОЗЯЙНЫЙ ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ (ЗДАНИЕ, СТРОЕНИЕ, СООРУЖЕНИЕ) – объект недвижимости (здание, строение, сооружение), который не имеет собственника, либо собственник которого неизвестен, или объект, от которого его собственник отказался. Правовой режим бесхозяйного здания, строения, сооружения аналогичен правовому режиму бесхозяйного земельного участка.

Бесхозяйные объекты недвижимости принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органов местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Указанные бесхозяйные объекты подлежат государственному техническому учету в порядке, предусмотренном Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. № 921.

Порядок приобретения бесхозяйных объектов недвижимости в собственность установлен ст. 225 (п. 3) Гражданского кодекса РФ.

БЛАГОПРИЯТНАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов (ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Следует заметить, что закрепленное в Законе определение является не совсем удачным, поскольку исключает человека как главного субъекта, заинтересованного в благоприятном состоянии окружающей среды, и не включает такого важного критерия, как безопасность окружающей среды для здоровья человека.

Законодательство о градостроительной деятельности оперирует сходным понятием – благоприятная среда жизнедеятельности, которое включает в себя не только экологические, но и гигиенические, социальные, эстетические и иные параметры, характеризующие среду поселений и иных территорий в качестве благоприятной для проживания граждан.

Право каждого на благоприятную окружающую среду закреплено также в ст. 42 Конституции РФ. Основными законодательными гарантиями его соблюдения являются право на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и обязанность государственных органов предоставить такую информацию; право на предъявление исков о прекращении (ограничении) экологически вредной деятельности, о возмещении вреда, причиненного здоровью и (или) имуществу в результате негативного воздействия окружающей среды; экологическая экспертиза, экологический контроль, установленные экологические требования к осуществлению хозяйственной и иной деятельности; юридическая ответственность за совершение экологических правонарушений и проч.

БЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ – понятие, употребляемое в Градостроительном кодексе РФ применительно к праву гражданина на благоприятную среду жизнедеятельности. Данное право гражданина является произвольным от закрепленного в ст. 42 Конституции РФ права каждого на благоприятную окружающую среду.

Законодательство о градостроительной деятельности не дает юридического определения понятия «благоприятная среда жизнедеятельности». Содержание этого понятия и соответствующего права гражданина следует рассматривать в контексте всего Градостроительного кодекса РФ, а также ряда иных Федеральных законов: «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологической безопасности населения», «О радиационной безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и проч.

Благоприятное состояние среды жизнедеятельности включает ряд аспектов: экологическую и санитарно-гигиеническую безопасность среды жизнедеятельности для человека; доступность социальной, транспортной и инженерной инфраструктур; сохранение природных объектов и ландшафтного разнообразия; сохранение исторического облика объектов градостроительной деятельности и проч.

Формальными критериями благоприятного состояния среды жизнедеятельности является ее соответствие установленным градостроительным нормативам, строительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным нормативам и правилам.

Правовые гарантии соблюдения права гражданина на благоприятную среду жизнедеятельности закреплены в ряде статей Градостроительного кодекса РФ (ст. 18, 29, 65, 66, 67, 70 и др.), в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», в иных актах федерального законодательства.

БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИЙ – комплекс мероприятий, включающий рекультивацию земель, работы с растительным грунтом, озеленение (посадку зеленых насаждений и цветов в цветниках, посев газонов), устройство внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок, оград, открытых плоскостных спортивных сооружений, оборудование мест отдыха и детских площадок, размещение малых архитектурных форм (скамеек, беседок), размещение наружной рекламы и проч.

К благоустройству относится также ряд работ по инженерной подготовке территорий: организация рельефа, поверхностного стока, обеспечение территории защитными сооружениями (насыпями, дамбами, нагорными канавами, водоемами и т. п.) с учетом типа поселения и его застройки, вида хозяйственной и иной деятельности и в соответствии с государственными градостроительными нормативами и правилами.

Благоустройству подлежат территории, используемые для проживания населения и для осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Благоустройство территорий определяется градостроительной документацией, в частности проектами застройки земельных участков, кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры поселений и разрабатываемыми на ее основе специальными схемами и проектами благоустройства территорий.

Благоустройство территорий субъектов Российской Федерации, городских и сельских поселений, других муниципальных образований обеспечивают органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Благоустройство территорий федерального значения обеспечивают федеральные органы исполнительной власти на основе федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета и иных источников.

Граждане и юридические лица, являющиеся собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями или арендаторами земельных участков, обязаны проводить работы по благоустройству используемых ими земельных участков в соответствии с градостроительной и проектной документацией, градостроительными нормативами и правилами (например, строительными нормами и правилами – СНиП Ш-10-75 «Благоустройство территорий», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 25 сентября 1975 г. № 158), санитарными, экологическими и иными специальными нормативами и правилами. Участие собственников, владельцев, пользователей и арендаторов объектов недвижимости в обеспечении благоустройства территорий поселений осуществляется по соглашениям с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

БОТАНИЧЕСКИЙ САД – одна из категорий особо охраняемых природных территорий природоохранное учреждение, в задачи которого входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Ботанические сады могут быть федерального или регионального значения и образуются соответственно решениями органов государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Режим особой охраны территорий ботанических садов, включая ограничения на осуществление хозяйственной и градостроительной деятельности, определяется в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 28–30), иными нормативными правовыми актами, а также в соответствии с положением о конкретном ботаническом саде.

Ботанические сады могут располагаться в пределах черты поселений. При этом земли, занятые ботаническими садами, относятся к землям особо охраняемых территорий, правовой режим которых определяется в соответствии со ст. 95 Земельного кодекса РФ.

«В»

ВЕРАНДА – застекленное неотапливаемое помещение, пристроенное к дому или встроенное в него (СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения», утвержденные постановлением Госстроя РФ от 10 сентября 1997 г. № 18–51). Встроенное или пристроенное к индивидуальному жилому дому остекленное неотапливаемое помещение, не взаимосвязанное с освещением примыкающего к нему помещения и не имеющее ограничения по глубине (письмо Госстроя РФ от 25 апреля 2001 г. №НМ-2161/3 «О балконах, лоджиях, верандах»).

ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА НЕДВИЖИМОЕ имущество – право собственности и иные права на недвижимое имущество, предусмотренные ст. 216 Гражданского кодекса РФ. К числу вещных прав на земельные участки как объекты недвижимости относится право собственности на земельные участки, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, сервитуты. В отношении иных объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений) гражданским законодательством установлена следующая система вещных прав: право собственности, право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.

Такие вещные права, как право хозяйственного ведения и право оперативного управления, не предусмотрены законодательством для земельных участков.

Защита права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 301–304 Гражданского кодекса РФ.

ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ – влияющие на состояние и использование территории экологические, инфраструктурные и ресурсные факторы ее окружения (СНиП 14-01-96 «Основные положения создания и ведения государственного градостроительного кадастра Российской Федерации», утвержденные постановлением Минстроя России от 28 октября 1996 г. № 18–75).