Книга Антикризисное управление - читать онлайн бесплатно, автор Людмила Владимировна Згонник. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Антикризисное управление
Антикризисное управление
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Антикризисное управление

Управление предприятием (организацией) на любом этапе его функционирования должно являться антикризисным, т. е. способным прогнозировать, предотвращать кризисные ситуации и (или) смягчать их отрицательные последствия. В управлении предприятием (организацией) всегда должна быть антикризисная составляющая. Данная составляющая объективно детерминирована тем, что только в случае ее реализации создается возможность преодоления фатальности жизненного цикла предприятия.

Анализ мирового опыта управления позволяет выделить основные принципы антикризисного управления:

• в основе антикризисного управления лежит процесс постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях действий предприятия;

• суть антикризисного управления – форсированная и эффективная реакция на значительные изменения внешней среды на основе заранее обоснованных альтернативных вариантов управленческих решений, предполагающих различные действия в зависимости от конкретной ситуации;

• отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, согласно которому успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т. е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого на первое место выдвигается проблема гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды;

• применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому вся работа предприятия – ответ на различные по своей природе воздействия извне. Центральный момент здесь – ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов, с помощью которых выделяются наиболее значимые факторы, воздействуя на которые, можно эффективно достигать цели9.

К основным задачам антикризисного управления относят:

• модификацию функционирования хозяйственных механизмов во всех сферах деятельности предприятия (организации);

• трансформацию критериев принятия управленческих решений на всех уровнях управления предприятием (организацией);

• разработку и реализацию стратегии и тактики предприятий в изменяющихся условиях внешней среды;

• активное применение новых усовершенствованных возможностей управления;

• применение максимального числа легальных методов хозяйственного маневрирования.

Система мер антикризисного управления. Современное антикризисное управление включает в себя не только процедуру банкротства, не только меры по выведению предприятия из кризиса, но прежде всего профилактику банкротства, финансового кризиса. В этом случае система антикризисного управления, по мнению Л. М. Михайлова, будет иметь три элемента: прогнозирование кризиса (банкротства); профилактика кризиса (банкротства); вывод предприятия из кризиса (в случае необходимости)10.

Антикризисная работа на предприятии в виде профилактики должна начинаться непосредственно с момента его образования. Если же предприятие достигло критической точки, то здесь уже речь может идти только о «лечении» предприятия. Но основой являются диагностика предприятия, выявление факторов, симптомов, причин кризисного состояния предприятия.

Факторы возникновения кризисов на предприятии могут быть различными. Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса, чтобы иметь возможность своевременно запускать в действие программы антикризисного управления.

Симптомы кризиса характеризуются показателями, тенденциями их динамики, воспроизводящих механизм функционирования организации (фондоемкость, фондоотдача, финансовое состояние, производительность труда, текучесть кадров и др.). Симптомом кризиса может быть несоответствие показателей закономерным соотношениям, либо временные параметры. Симптом – это находящееся на поверхности, внешнее проявление кризисных явлений, которое не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым можно эти причины установить. Симптомы кризиса – появление признаков отрицательных тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем.

Фактор кризиса – явление, зафиксированное состояние, выявленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса11(снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, большая задолженность по кредитам и др.).

Причина кризиса – событие или явление, вследствие которого появляются факторы кризиса12(финансово-экономические просчеты, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования и др.). Типичными признаками тактического кризиса являются спад производства, рост задолженности предприятия, ухудшение показателей ликвидности, сокращение численности персонала, моральный и физический износ машин и оборудования и т. п.

Всю совокупность факторов, которые способны привести предприятие к экономическому кризису, можно подразделить на две группы:

1) внешние по отношению к предприятию, на которые оно не в состоянии влиять или его влияние ограничено;

2) внутренние, возникающие в результате деятельности самого предприятия13.

Причины экономического кризиса российских предприятий во многом кроются в них самих, усугубляя действие внешних факторов.

Алгоритм поиска внутренних причин, ведущих предприятие к кризису, начинается с выбора одной из следующих альтернатив:

• динамика объема продаж на предприятии положительная;

• динамика объема продаж на предприятии отрицательная.

Если проблем с реализацией нет (динамика объема продаж на предприятии положительная), то следует обратить внимание на оборачиваемость оборотных средств. Если оборачиваемость низкая (динамика объема продаж на предприятии отрицательная), то проблема, как правило, в большой длительности производственного цикла. Если же оборачиваемость средств большая, то причина экономического кризиса обычно заключается в рентабельности выпускаемой продукции.

Основой выживаемости и стабильности положения предприятия служит его финансовая устойчивость, т. е. такое состояние средств, которое гарантирует его постоянную платежеспособность.

Многообразие факторов структурирует и виды устойчивости предприятия. Она может быть внутренней и внешней, общей (ценовой), финансовой.

Внутренняя устойчивость – общее финансовое состояние предприятия, при котором обеспечивается стабильно высокий результат его функционирования. В основе ее достижения лежит принцип активного реагирования на изменения внутренних и внешних факторов.

Внешняя устойчивость предприятия детерминирована уровнем стабильности внешней экономической среды, в рамках которой осуществляется деятельность хозяйствующего субъекта. В свою очередь стабильность макроэкономической среды достигается соответствующей системой государственного управления экономикой страны.

Общая устойчивость предприятия – движение денежных потоков, которое обеспечивает постоянное превышение поступления средств (доходов) над их расходованием (затратами).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

1

Борисов А. Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 1999. – С. 803.

2

Кукукина И. Г., Астраханцева И. А. Учет и анализ банкротств. Антикризисное управление: Учеб. пособие / Под ред. И. Г. Кукукиной. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 18.

3

Голицын Ю. Черные дни Петербургской биржи // Эксперт. – 2009. – № 1. – С. 40–42.

4

Бандурин В. В., Ларицкий В. Е. Проблемы управления несостоятель-ными предприятиями в условиях переходной экономики. – М.: Наука и экономика, 1999. – С. 64.

5

Более подробно см.: Основы антикризисного управления предприятиями: Учеб. пособие / Под ред. Н. Н. Кожевникова. – М.: Академия, 2005; Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2006.

6

Keynes John M. The General Theory of Employment, Interest and Money. – L.: Macmillan; St. Martin's Press, 1973.

7

Более подробно см.: Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова.

8

Подробнее см.: Ронова Г. Л., Ронова Л. А. Финансовый менеджмент. – М.: ЕАОИ, 2008. – С. 7–15; Махова Л., Смекалов П. Системный анализ финансового оздоровления промышленных предприятий // Управленческое консультирование. – 2003. – № 3–4.

9

См.: Михайлов Л. М. Антикризисное управление в промышленности: Научно-практич. издание. – М.: Экзамен, 2004. – С. 21–22.

10

См.: Михайлов Л. М. Указ. соч. – С. 17.

11

См.: Михайлов Л. М. Указ. соч. – С. 42.

12

См.: там же.

13

Подробнее см.: Антикризисное управление: Учеб. пособие / Под ред. Э. М. Короткова. – С. 29–30: Кукукина И. Г., Астраханцева И. А. Указ. соч. – С. 87–93.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги