Е. Л. Маслова
Менеджмент. Учебник для бакалавров
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий успех в бизнесе никогда не приходит случайно. Добиться долговременного успеха можно, лишь постоянно используя эффективное управление. Управление в бизнесе носит название менеджмента (от английского слова management – управление).
Что же такое менеджмент? Менеджмент – это управление фирмой в условиях рыночной экономики, в котором участвуют ее собственники, предприниматели, профессиональные менеджеры, работники. Это умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
В определении “скрыты” виды и содержание управленческой деятельности.
Во-первых, умение. Чтобы добиться успеха, надо знать, как это сделать, и уметь применить свои знания на практике. В менеджменте есть свои приемы и “правила игры”, и предлагаемый учебник поможет студентам научиться всему этому. Во-вторых, достижение поставленных целей. В главе 2 “Функции менеджмента” раскрываются сущность и методы планирования, организации, контроля как функций менеджмента, правила постановки целей, которые должны быть выбраны и поставлены верно.
И наконец, в-третьих, люди, их мотивы и значимость для эффективной деятельности предприятия.
Все это рассматривается в разд. 2.4 “Мотивация как функция управления” и в гл. 4 “Человеческий фактор в управлении”.
Но осуществляет все это руководитель (менеджер). Именно он работает с информацией (разд. 3.1 “Коммуникационный менеджмент. Информационное обеспечение управления”), именно он принимает правильные решения (разд. 3.2 “Управленческие решения: разработка, принятие и реализация”).
Управленческая ответственность тяжелым бременем ложится на плечи руководителя. Огромный объем информации, с которой он работает, часто приводит руководителя к стрессам, ему всегда не хватает времени на эффективную деятельность. Решению этой проблемы посвящен разд. 3.3 “Организация личного труда руководителя (самоменеджмент)”.
Таким образом, целью настоящего учебника является анализ и преподнесение студентам знаний в области управления, передача глубокого и цельного представления о менеджменте, разъяснение природы и сущности отношений, лежащих в основе эффективного функционирования и развития организаций (предприятий).
Задачей освоения учебной дисциплины “Менеджмент” является целенаправленная подготовка специалистов новой формации, эффективно владеющих современным инструментарием менеджмента.
Содержание учебника базируется на общих межнациональных принципах науки и практики менеджмента, одновременно с этим учитывает особенности современного российского менеджмента. При подготовке учебника были учтены и использованы точки зрения на менеджмент известных зарубежных и отечественных авторов. Огромная благодарность профессору А. К. Семенову, с которым мне посчастливилось работать более 20 лет.
Данный учебник предназначен для студентов всех форм обучения, а также для самостоятельного изучения менеджмента. Содержание учебника соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация “бакалавр”).
Учебник включает в себя: введение, пять глав основного текста, в каждой из которых имеются контрольные вопросы, список литературы. Основной текст выстроен логически, начиная с теоретико-методологических основ менеджмента до главы, посвященной раскрытию сущности и подходам к оценке эффективности управленческого труда.
Содержание текста позволяет студентам овладеть основами менеджмента, в том числе понять функции и технологии менеджмента. Отдельная глава посвящена роли человеческого фактора в управлении.
С помощью контрольных вопросов имеется возможность проверить знания по данной дисциплине. Приведенный список литературы позволяет студентам более глубоко изучить менеджмент.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Сущность менеджмента, его место и роль в рыночной экономике
Менеджмент, его сущность и содержаниеМенеджмент – это особый тип управления. В экономической литературе известно много определений менеджмента (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Сущность менеджмента
Различают менеджмент в широком и узком смыслах этого слова. В широком смысле менеджмент – это управление фирмой в условиях рыночной экономики, в котором участвуют ее собственники, предприниматели, профессиональные менеджеры, работники. В узком смысле менеджмент включает только деятельность профессиональных менеджеров по планированию, организации, мотивации, контролю деятельности фирмы и ее персонала.
При всех различиях в понимании менеджмента общим является то, что он связан с людьми. Это положение подтверждают следующие определения: менеджмент – процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям. Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
По мере развития рыночной экономики, роста материального благосостояния трудящихся возрастает роль социальных и психологических методов управления. Менеджер становится больше воспитателем и наставником, чем контролером и администратором. Если кратко сформулировать психологические отличия рыночного управления (менеджмента) от административно-командного управления, то они состоят в личностном факторе человеческой психологии. В рыночной экономике организации представляют собой не только технические и организационные системы, но и своеобразные социальные общности.
Кроме того, широко известны и другие определения менеджмента:
Менеджмент – особый тип управления предпринимательской фирмой в условиях рыночных отношений;
Менеджмент – это деятельность, которая в соответствии с целями и задачами бизнеса разрабатывает планы, определяет, что и когда надо делать, кто будет выполнять намеченное и как оно было сделано с последующим обязательным контролем за результатами работы.
Виды менеджментаМенеджмент охватывает все сферы деятельности организации. Вместе с тем можно четко определить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента. Поэтому выделятся отдельные виды менеджмента:
• Производственный – система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкретном рынке. Включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара.
• Финансовый – система обеспечения устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.
• Инновационный – система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом в период перемен.
• Торговый – процесс управления основными аспектами деятельности торгового предприятия. Призван формировать наиболее рациональные управленческие решения по вопросам развития конкретного торгового предприятия, координировать различные направления его деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности.
Другие виды менеджмента: менеджмент социальной сферы, банковский, налоговый, организационный, международный.
Соотношение понятий: менеджмент и управлениеУправление и менеджмент не идентичные понятия. Термин “управление” используется в социально-экономических, технических, биологический и других системах.
Менеджмент лишь одна из форм управления – управление социально-экономическими процессами посредством и в рамках организации, акционерных обществ.
Менеджмент (от англ. – управление, заведование, организация):
– практическая деятельность по управлению производственной, коммерческой или иной организацией, преследующая определенные цели;
– теория (наука) управления организацией;
– в современной отечественной практике также руководящий состав предприятия, акционерного общества.
Термин “менеджмент” употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью. Для других целей используются иные термины: государственное управление, общественное управление, организация, администрирование. В настоящее время ряд авторов считают эту позицию устаревшей. Государственные, общественные и иные организации также могут использовать многие принципы и методы менеджмента для достижения высокой эффективности своей деятельности.
Менеджмент и управление различаются и объектом воздействия. Так, в менеджменте объектом являются люди, а в управлении объектом могут быть производственные, товарно-материальные и иные ресурсы, производственные, торгово-технологические процессы.
Роль менеджмента в развитии экономики и деятельности предприятийСубъектами рыночного управления являются:
• собственник;
• предприниматель;
• профессиональный менеджер;
• члены трудового коллектива.
Однако следует заметить, что рыночное самоуправление обеспечивает интересы собственников, но не решает задачи развития экономики, защиты государства и граждан, функционирования социальной инфраструктуры, гарантий социальной защищенности населения. Эти функции осуществляются государством.
Государственное регулирование осуществляется в двух видах:
• прямое (антимонопольное законодательство, госконтроль цен, сертификация продукции, госзаказы, субсидирование приоритетных отраслей и т. п.);
• косвенное:
– правовое регулирование;
– экономическое (налоговая система, ценовая, амортизационная, финансово-кредитная политика);
– социальное (трудовые отношения, социальные гарантии занятости, установленная государством минимальная оплата труда, индексация заработной платы бюджетникам, пенсий, стипендий, пособий).
Конкретные соотношения рыночного самоуправления и государственного регулирования проявляются в различных формах рыночной экономики:
• либеральной – господство свободной конкуренции и ограниченное вмешательство государства в экономику (например, в США);
• смешанной – сочетание различных форм собственности и развитая система госрегулирования;
• социально-ориентированной – развитые социальные функции государства, активная роль работников в управлении (например, в Швеции).
Итак, давайте разберемся, в чем заключается роль менеджмента в деятельности фирм. С помощью высококвалифицированных специалистов-менеджеров:
• обеспечивается существование фирмы на рынке;
• разрабатывается стратегия развития организации;
• определяются и достигаются цели предприятия;
• так как целей, как правило, несколько, определяется их приоритетность;
• координируется работа всех подразделений;
• контролируется эффективность деятельности фирмы;
• рационально используются материальные и трудовые ресурсы;
• осуществляется стимулирование работы сотрудников;
• обеспечивается сочетание интересов собственника, трудового коллектива и потребителей;
• обеспечивается сведение к минимуму рисковых ситуаций;
• вырабатывается система мероприятий для решения проблем;
• определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения;
• распределяются полномочия и ответственность за выполнение конкретных задач.
На практике цели руководства и работника прямо противоположны (рис. 1.2):
• потребности работодателя: больше производительности труда работников, меньше платить;
• потребности работников: меньше работать, больше получать заработную плату.
Рис. 1.2. Взаимозависимость потребностей работодателя и работников
Белые и черные кружки (в сердцевине) – это общие цели компании (и работников, и руководства). Каждый понимает, что чем успешнее и выгоднее работает компания, тем больше благ он получит, работая на нее – выше заработная плата, престиж, гордость за свою работу. Найти компромисс между потребностями работников и руководства – наиболее важная задача на сегодняшний день для компаний, так как часто именно правильная кадровая политика – залог успеха на рынке.
Опыт менеджмента за рубежом и пути его использования в отечественной практике управленияПрямое заимствование чужого для страны менеджмента неэффективно. Вследствие особых исторических и географических условий развития России даже при переходе к рыночному управлению управленческое регулирование со стороны государства должно быть в России относительно сильнее, чем в других странах.
Примерно в начале 70-х гг. прошлого века в зарубежной литературе по менеджменту появилось понятие “национальные особенности менеджмента”, с помощью которого начали обозначать то самобытное, своеобразное и неповторимое, что свойственно системе и процессу управления, работе руководителей в данной стране.
Национальный менеджмент обусловлен историей развития страны, ее культурой, традициями, обычаями, моральными ценностями. Исследование национальных стилей управления стало одним из характерных научных направлений, что объясняется следующими обстоятельствами:
• Другой стиль управления – это зеркало, в котором отражается собственный стиль. Чтобы совершенствоваться, нужно уметь сравнивать.
• Изучать национальный менеджмент – значит осваивать неповторимый управленческий опыт, перенимать то ценное, что может быть трансформировано к условиям данной страны.
• Систематическое изучение зарубежного опыта выступает как одно из необходимых направлений совершенствования “своего” управления.
• Чтобы успешно управлять предприятием на территории другой страны, нужно уметь совместить свой стиль со стилем управления, характерным для другой страны.
Вместе с тем не следует абсолютизировать национальные стили. При взаимодействии различные стили, как правило, успешно адаптируются.
В последнее время в связи с интенсификацией международных деловых отношений, затронувших весь мир, происходит сглаживание национальных особенностей деловых отношений. Однако по-прежнему следует большое внимание уделять особенностям поведения другой стороны, учитывать национальную культуру.
Прежде чем перейти к описанию конкретных национальных стилей, рассмотрим несколько вопросов, носящих более общий характер.
Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, свою культуру, политическое и государственное устройство. Все это оказывает влияние на деловые отношения.
Одним из параметров национального стиля менеджмента является механизм принятия решения (единоличное, коллективное, коллегиальное). К этому же параметру относится степень самостоятельности в принятии решений на переговорах. Необходимо ли менеджерам (и тем более, специалистам) каждый раз при малейших изменениях ситуации запрашивать инструкции? Являются ли эти инструкции, как правило, очень жесткими или допускают значительную свободу действий?
Наиболее существенное влияние на национальный стиль оказывают ценностные ориентации, идеологические и религиозные установки, особенности восприятия, мышления. Они определяют суть поведения менеджера.
Знание правил поведения, обусловленных культурными традициями, в том числе менеджером, имеет огромное значение для бизнеса. Оно позволяет избежать многих недоразумений и ненужных трений.
Итак, следует отметить, что общие черты менеджмента – принципы, методы, организационные формы и технологии – не меняются в зависимости от страны. Вместе с тем национальные особенности, в частности, оказывают серьезное влияние на развитие менеджмента в отдельных странах. На основе изучения практики управления в разных странах определены и раскрыты черты ряда национальных систем менеджмента – американского, английского, западногерманского, японского и др. Особенности американской и японской систем менеджмента приведены в табл. 1.1.
В японском стиле преобладает неторопливость и основательность, нет системы прямых наказаний, обычно о нерадивом сотруднике складывается неблагоприятное мнение.
В американском менеджменте присутствует внешняя демократичность, большое внимание уделяется карьерному росту сотрудников.
Особенности современного российского менеджментаМенеджмент в России развивался в особых условиях, к которым прежде всего следует отнести исторически сложившиеся особенности: негативное отношение к предпринимательству и уравнительное распределение; коллективистская идеология. Для российского менеджмента характерно следующее:
Таблица 1.1
Особенности зарубежного менеджмента от “А” до “Я”
1) наличие авторитарной системы во многих организациях, подавление инициативы подчиненных;
2) менеджеры высшего звена избегают делегировать полномочия и ответственность второму эшелону менеджмента, пытаются все сделать сами, лично контролировать. Причины этого: недоверие к подчиненным, недостаточная квалификация последних, но главное – неумение эффективно мотивировать наемных менеджеров;
3) значительная зависимость условий и оплаты труда наемных работников от взаимоотношений с руководителем, а не от их квалификации и результатов работы. Имеет место бесправие наемных работников, произвол руководства. Это связано с безработицей и низкой культурой менеджеров и наиболее сильно проявляется в малых городах;
4) в ситуации сотрудничества российские бизнесмены, предприниматели и менеджеры видят в значительной мере конфликт интересов;
5) отечественные участники, с точки зрения зарубежных коллег, подходят довольно странно к переговорам. Если, обсуждая деловое предложение, канадцы (впрочем, как и многие другие бизнесмены) рассуждают так: мы объединяемся, чтобы увеличить размер “пирога”, и тогда каждый получит больше. Российские предприниматели часто ориентированы на иную стратегию. Они считают, что размер пирога известен, и задача заключается в том, чтобы захватить себе кусок побольше;
6) зачастую без начальника не принимается ни одно решение;
7) руководство организаций делает упор на осуществление функции контроля (в смысле надзора);
8) специфическое отношение к ошибкам: главное найти виноватого и наказать его, вместо того чтобы найти причины, приведшие к ошибке в работе, и сделать все, чтобы она больше не повторялась. Никто, как правило, не интересуется, чему можно научиться на той или иной ошибке;
9) не распространено обучение сотрудников. Так, в периоды кризисов одной из главных статей расходов, которую решают сократить с целью экономии ресурсов, является статья расходов на обучение персонала;
10) решения администрации подчиненными принимаются практически безоговорочно. Довольно редко подчиненный решается спорить с руководителем, даже если тот принял ошибочное решение;
11) подбор работников среди знакомых и родственников;
12) законы, предписания и правила не имеют обязательного характера. Правила и законы могут сознательно игнорироваться в зависимости от ситуации и применяющих их лиц. Причем труднее всего в этом случае иностранцам, которые не могут понять, как отбираются законы, которые все-таки выполняются;
13) правовой нигилизм, незнание законов работниками, да и менеджерами в том числе;
14) большое внимание общим целям, а не тому, как можно сделать;
15) избежание риска;
16) неуважение к людям и игнорирование этики управления;
17) в отдельных случаях резкая смена настроений в отношении партнера. Эмоциональная сторона, как отмечают многие иностранные партнеры, является важной частью россиян. Интересно, что же думают иностранцы о российских работниках. Они отмечают, что россиянам свойственны:
• неуправляемость, неорганизованность российских специалистов;
• здесь надо постоянно проверять, началась ли работа, какая ее часть выполнена;
• излишняя эмоциональность, склонность переносить свои переживания на работу. “К примеру, если ему босс говорит: ты опаздываешь – это сразу создает напряжение, – говорит англичанин К. Грэмм, генеральный директор тренинговой компании. – Для немцев и французов это обычный рабочий процесс. Русский воспринимает это в штыки: босс меня не любит”1;
• пессимизм и негативизм;
• отношение к деньгам (зачастую считается постыдным о них говорить, например в процессе прохождения собеседований при найме на работу);
• неравномерность темпа работы: “спячка – раскачка – горячка”. Этому, впрочем, есть объяснение: россияне испокон веков занимались в основном сельским хозяйством, и большая часть года приходилась на зимний период, во время которого крестьяне отдыхали;
• изобретательность при решении задач в условиях ограниченности времени. Причем иностранцев больше всего удивляет, что в процессе “горячки” россияне делают качественные вещи;
• сила русских в потрясающем умении найти выход из любой ложной ситуации, стрессоустойчивость;
• непунктуальность россиян;
• спонтанность: если в швейцарском офисе компании PricewaterhouseCoopers собрания планируются за неделю, то в Москве – за день или два. Здесь все происходит быстро – если долго думать, можно упустить интересные возможности;
• недостаточная мобильность: россияне не хотят работать по регионам даже для повышения по службе и повышения квалификации;
• дружбу ценят дороже денег. Европейский или американский менеджер, привыкший стимулировать производительность труда работников или лояльность к компании размером оклада, просто оказывается в растерянности, когда ему заявляют: “Не нужны мне ваши деньги, останусь работать на прежних позициях, поскольку здесь работают мои друзья”;
• японцы отмечают недостаточную лояльность российских работников компании.
Итак, менеджмент – это управление предпринимательской фирмой, целью которой является получение прибыли. Субъектами рыночного управления могут быть собственник, предприниматель, профессиональный менеджер и члены трудового коллектива. Именно деятельность менеджеров обеспечивает существование фирмы на рынке. Менеджеры разрабатывают стратегию развития организации, рационально используют материальные, финансовые и трудовые ресурсы, согласуют интересы собственника, работников и потребителей.
1.2. Менеджер в системе менеджмента
Личность менеджераНе умоляя приоритета финансовых, коммерческих подразделений компаний и их руководителей, хотелось бы отметить, что человеческий фактор, особенно в XXI в., – это один из ресурсов, который является фактором конкурентоспособности любой организации.
Личность – это и наши внутренние наклонности, и опыт, который мы приобретаем с возрастом. Личность определяется нашей физиологической, психологической конституцией и формируется личной и коллективной историей.
В настоящее время наряду с профессиональными навыками возросли требования работодателей к психологическим, имиджевым, поведенческим характеристикам претендента2. Компании предъявляют вполне определенные требования к психологическому типу сотрудника. Чем выше уровень позиции в компании, тем важнее личностные качества.
Для анализа и оценки личности человека социологами разработана модель, которая включает следующие качества3:
1) деловые (образование, знания, опыт);
2) способности (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду работ);
3) культурный ценз и эрудиция, честность и порядочность;
4) характер (воля, активность, самостоятельность, обязательность, оперативность, забота о подчиненных, умение воспринимать критику, признавать свои ошибки);
5) темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик);
6) направленность интересов (материальная, социальная, духовная);
7) возрастной ценз (молодой возраст, средний, пожилой, старческий);
8) здоровье (хорошее, удовлетворительное, плохое).
Рассмотрим более подробно такое личностное качество, как темперамент. Темперамент определяет динамику психической деятельности человека, но не характеризует его убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или со способностями)4.
Холерик резок и прямолинеен, находчив в споре, предрасположен к конфликтам, не умеет слушать других, плохо работает с неодушевленными предметами, с компьютером, не годен к длительным деловым переговорам.