Правительство Российской империи сомневалось в политической благонадежности слушательниц курсов, ибо не без оснований подозревало, что бестужевки “крамольными” идеями не могли не “заразиться”.
Московские высшие женские курсы, учрежденные В. И. Герье, официальный статус высшего учебного заведения, имеющего своей целью предоставление женщинам высшего образования университетского характера, получили только в 1906 г. Свидетельство, выдаваемое окончившим полный курс, признавалось равнозначным диплому соответствующего факультета университета. Несколько позднее слушательницы получили право приобретать звание учительниц среднего учебного заведения, а также ученые степени магистра и доктора.
К этому периоду, т. е. к концу XIX – началу XX века, образованные женщины России выступали с определенными требованиями: по изменению положения в семье и обществе, объединению женщин в борьбе за свои права. Группа, которой руководила А. П. Философова, создала “Общество для предоставления средств высшим Бестужевским курсам”.
Дискриминация женщин вызвала целую волну женского движения, выделила теоретиков, заботившихся не только об объективном освещении причин неравенства полов, но и занимавшихся поиском путей обеспечения этого равенства. Приоритетность получили прежде всего идеи о самостоятельном труде женщин, вызванном новыми экономическими условиями, об изменении социального статуса, семейных отношений, о правах на свободу и независимость, получении высшего образования и многом другом. Демократические идеи независимости личности, не нуждающейся в опеке и поддержке, оказывали заметное влияние на взгляды российских женщин. Эти идеи поддерживали также многочисленные представители прогрессивной интеллигенции, часть депутатов Госдумы, студенты и др.
Известность получили А. Шабанова, С. Перовская, Е. Дмитриева. Они не только “ходили в народ”, но и влияли на мировоззрение женщин, вовлекая их в борьбу за равенство, теоретически обосновывая реакционную сущность господствующей мужской власти.
Женщин, выступавших за эмансипацию, поддерживали литературные и общеполитические журналы: “Дело”, “Женское дело”, “Женский вестник”, “Союз женщин”. За равенство полов выступали “Современник”, “Отечественные записки”, “Колокол”, “Полярная звезда” и др.
Россия стала лидером в деле реализации прав женщин на высшее образование. В 1890 г. на Всемирной выставке в Париже “Русское женское взаимно-благотворительное общество” было удостоено золотой медали. Это общество проводило концерты. Преподаватели трудились безвозмездно. Организовывали сбор взносов членов общества (ежегодно собирали по 22 тыс. руб.), что дало возможность купить участок земли и в 1885 г. построить учебный корпус для Бестужевских курсов. Начали с 222 руб. 25 коп., а к началу XX века имели имущество в размере 1 млн 5100 руб.7.
Французская писательница Андре Лео (настоящее имя Леони Шансе, 1829–1900), участница Парижской Коммуны 1871 г., писала: “Вы задумали превосходное дело. За вами останется слава, что вы основали в России то, о чем мы здесь только мечтаем”8.
К 70-м гг. XIX века появилась одна из первых организаций, декларирующих изменение политики в отношении женщин. Это было тайное революционное общество, которое составили 12 русских студенток, обучавшихся в университетах г. Цюриха в Швейцарии.
Среди первых ячеек женского движения в России следует назвать также кружок М. В. Трубниковой, принявший участие в создании воскресных школ в Петербурге в 1859 г. Активистки кружка Н. В. Стасова, М. В. Трубникова, А. П. Философова в течение многих лет фактически были инициаторами женского движения в России. Представительницы мелкодворянской и разночинной среды становятся организаторами благотворительных обществ. Возрастает их роль в журналистике, издательском деле.
Возникают и первые женские артели: переплетные В. П. Печаткиной и В. А. Иностранцевой в Петербурге, швейная – сестер Ивановых в Москве. В 1863 г. на кооперативных началах по инициативе Трубниковой и Стасовой возникает “Издательская артель”, Общество женщин-переводчиц.
Создавались женские организации и в других городах России: Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Саратове, Рязани и др. Решительным толчком к проявлению феминизма, как писала Е.Н. Щепкина в своей книге “Из истории женской личности в России”, послужила отмена крепостного права9. Женщины стали требовать равных с мужчинами политических прав, демократизации всех сторон жизни общества.
В ходе революции 1905–1907 гг. из женского движения выделилось крыло, активизировавшее борьбу за политическое равноправие. В Москве в апреле 1905 г. образовался “Союз равноправности женщин”, по инициативе которого в 1905 г. – мае и октябре – прошли два съезда женщин. В 1906 г. союз насчитывал 8 тыс. членов и имел 79 отделений в других городах. Союз издавал журнал “Союз женщин”, присоединился к “Международному союзу избирательных прав женщин” и участвовал в его конгрессах в Копенгагене и Амстердаме. Вскоре после поражения революции союз распался.
Основной организацией женского движения в России осталось “Русское женское взаимноблаготворительное общество”, по инициативе которого был подготовлен и проведен в Санкт-Петербурге I Всероссийский женский съезд (10–16 декабря 1908 г.), собравший более 1000 делегаток. В историю съезд вошел как “Женский парламент” и “Съезд просветительниц”.
Обстоятельность и научный подход характеризовали выступления делегаток. Они требовали запретить труд детей до 14 лет, отменить ночные смены для подростков, ввести бесплатное обучение для всех детей в возрасте от 7 до 14 лет.
Съезд единодушно принял решение (политическую резолюцию) с требованиями всеобщего избирательного права, без различия пола, признания за женскими союзами права на автономность и независимость действий10.
Инициаторами социального движения в ХIХ столетии стали женские благотворительные общества. Первой из таких организаций в России можно назвать “Женское патриотическое общество”. Оно возникло в 1812 г., когда русские женщины, воочию наблюдая ужасы войны, старались в меру своих сил и возможностей облегчить судьбу вдов и сирот, помочь раненым и калекам. У истоков общества “Дамское попечительство о бедных”, созданного в 1845 г., стояла известная московская благотворительница княгиня С.С. Щербатова. Цель общества она видела в том, чтобы организовать поиск людей, поистине нуждающихся в помощи, особенно стыдящихся просить подаяние, и оказывать им сообразно обстоятельствам и в меру возможностей помощь в виде разного рода пособий, которые приносили бы им существенную пользу и не могли бы быть употреблены во зло.
Женские организации активно выступали за охрану детства. В 1907 г. представительницы таких организаций обратились в Министерство просвещения с предложением включить народные детские сады в систему государственных учебно-воспитательных заведений. Одновременно на свои средства организовали около 100 общественных детских садов. В Москве и Петербурге действовали общества по защите детей от жестокого обращения со стороны взрослых. Во всех полицейских участках вывешивались списки и адреса попечителей – членов обществ.
Женские благотворительные общества, образованные по профессиональному признаку, например Общество взаимопомощи женщин-врачей, Общество вспомоществования гувернанткам, домашним учительницам и воспитательницам, занимались поиском работы для своих членов, оказывали им материальную поддержку, организовывали лечение, предоставляли за умеренную плату жилье и пропитание.
Итак, первые шаги становления феминологии характеризуются практическими действиями женщин в разных сферах жизни и стремлением обобщить первый опыт.
Начало научной разработки женского вопроса было обусловлено прежде всего неприкрытым ущемлением интересов женщин. “Речь идет, – писал В. М. Хвостов, – не о том, что между мужчиной и женщиной нет существенных различий и что роли обоих полов в социальной жизни должны быть тождественны. Речь идет о том, – справедливы ли существующие ограничения женских прав, ставящие женщину в стесненное и подчиненное положение. Справедливы ли те нормы права, которые не дают женщине возможности свободно развивать все свои индивидуальные задатки и занимать в обществе положение, которое она могла бы завоевать себе своими личными силами?”11.
1.4. Генезис феминистских исследований за рубежом
Обширная феминистская литература на Западе появилась во второй половине XIX и первом десятилетии XX века. В ней анализировалось положение женщины в обществе. Особое внимание уделялось ее экономическому положению. Феминистки настаивали на праве финансовой независимости, возможности реализации своих прав и свобод.
Современный феминизм требует изменения дискриминационных законов, касающихся семьи, образования, государственного управления, обеспечения равных избирательных прав.
XX век характеризуется коренными изменениями взглядов на женские проблемы. Так, Европейский совет по высшему образованию и политике в области исследований в Европе на период до 2000 г. предложил пересмотреть программы с целью достижения действительной эмансипации и развития женщин в странах – участницах Европейского Союза.
В ноябре 1986 г. была создана группа по повышению квалификации (дополнительное послевузовское образование) женщин, а также группа по проведению исследований женского вопроса в странах ЕС. Это предложение было одобрено на заседании Совета министров Европейского Союза.
В настоящее время страны-члены ЕС ведут активный поиск модели равных возможностей мужчин и женщин во всех сферах общественных отношений. Одной из причин такого рода поиска является обострение проблемы занятости и необходимость смягчения напряженности на рынке труда.
Каково же состояние и содержание исследований женских проблем за рубежом?
Это прежде всего критика современной общественной науки, мешающей выработке истинных знаний о положении женщины в обществе. Это выступления против сексизма, для которого, как известно, характерны:
– невнимание к женщине, о которой вспоминают лишь тогда, когда мужчинам это выгодно;
– тиражирование ничем не оправданного мнения о том, что во всех своих проявлениях мужчина – это норма, а женщина – отклонение от нормы. Постоянное противопоставление мужской природы женской.
Современная феминистская наука успешно доказывает, что применяемые подобного рода “научные” методы и теории далеко не научны и не объективны.
По утверждению социолога М. Эйхлер, феминизм как наука находится в начальной стадии своего развития. В книге “Двойной стандарт” (Лондон,1980) она писала: “Цель феминистской науки – создать науку, ответственную за поведение всех людей, мужчин и женщин. Нельзя считать нормой поведения мужскую модель и на ее фоне оценивать модель женского поведения. Женщина – субъект истории и ее творец в той же мере, что и мужчина. Нужно рассматривать действия не как взаимоисключающие друг друга, а видеть их как один процесс. Должен быть исключен двойной стандарт”12.
Феминистское мировоззрение на Западе все больше понимают как необходимый компонент демократического сознания, без чего невозможно развитие, творчество, свобода. Симона де Бовуар, Кейт Миллетт, Джо Митчелл и другие представители феминизма глубоко убеждены, что вся западная культура основана на господстве мужчины. Культ силы как основа власти и господства является основным компонентом маскулинизированного мировоззрения. Сила и власть постоянно утверждаются через агрессию и экспансионизм. И начавшийся процесс интеграции феминистских идей уже дал свой, пусть небольшой, но положительный результат.
В Вашингтонском университете был прочитан курс (1912) на тему: “Женщина и экономическое развитие или влияние изменений в промышленности на статус женщины”. В 1969 г. группа феминисток организовала в Корнельском университете конференцию, на которой был дан анализ состояния женского движения и рекомендовано заняться теоретической разработкой науки о женщине.
70-е гг. ХХ века в США характеризовались быстрым распространением учебных курсов по всей стране. Они охватили более 1000 колледжей и институтов. Эти курсы предлагались старшекурсникам и аспирантам университетов. С 1983 г. Министерство образования США регулярно сообщает сведения о присвоении ученой степени по женской проблематике. Ежегодно защищаются докторские диссертации.
Проблемами женщин в США занимаются более 70 центров и НИИ, имеются феминистские издательства, выпускаются специализированные журналы.
Большую помощь в реализации этой важной проблемы оказал Генри Форд, создавший в 1972 г. фонд, обеспечивший разработку национальной программы для аспирантов вузов по теме “Роль женщины в обществе”. При этом к исследованиям привлекались не только женщины, но и мужчины, выступавшие за эмансипацию женщин. В 1974 г. фонд выделил средства на создание учебных центров по женской проблематике при учебных заведениях.
Американцы создали Национальную ассоциацию во главе с Национальным советом, который объединяет, координирует работы всех указанных центров и групп.
В такой стране, как Великобритания особый интерес к женским проблемам проявился в 1975 г., т. е. после провозглашения Международного года женщин и 10-летия женщин под эгидой ООН.
К середине 80-х гг. ХХ века складывается четкая модель женских исследований, усиливается совместное сотрудничество феминисток, создаются союзы, ширится женское движение, завязываются связи с женскими организациями других стран.
Английские женщины начинают играть в политической и культурной жизни своей страны все большую роль. С ними начинают считаться, поскольку они бросают вызов старому образу мышления, в том числе взглядам на семью, различные сферы общественной жизни.
Женщины занимаются научными исследованиями, обучением молодежи, участвуют в политике. В 1975 г. впервые были открыты курсы “Женщина и социальная политика”. Этот курс читала профессор Хилари Роуз – директор Вест-йоркширского центра исследований по проблемам женщин.
Была разработана программа для обучения в аспирантуре по женским исследованиям на степень магистра гуманитарных наук (1981).
Во Франции создан “Дом наук о человеке” (Париж), занимающийся проблемами феминизма, многие работы посвящены генезису женского движения, их структурной организации, анализу функций и роли женщин во французском обществе, особенностям социализации детей разного пола.
Р. М. Лаграв в статье “Исследование феминизма и женских исследований”13 писал, что существуют два пути для деятельности женщин: первый – борьба за свои права, научные исследования, критика официальной науки, отказывающей феминизму в научном статусе, и второй – создание локальных групп, которые проводили бы национальные и региональные, а также международные коллоквиумы, выпускали специальные издания, стремились бы объединить женское движение, при этом постоянно уточняли бы терминологию, понятийный аппарат феминизма как науки.
В начале 80-х гг. ХХ столетия женское движение усиливается под напором французских студенток, которые открыто выступали против насмешек по поводу так называемых “дамских теорий”.
С приходом к власти во Франции социалистов в 1981 г. феминистки выступили с критикой устаревших догм. В 1982 г. на коллоквиумах в Тулузе, проходивших под девизом: “Женщины, феминизм и научные исследования”, фактически произошло официальное рождение феминизма как научной проблемы. Была разработана программа и поставлены три задачи:
а) признать научную значимость проблем феминизма;
б) ориентировать феминистские исследования на познание реальности и ее изменение; уничтожение социальной напряженности и гендерного неравенства;
в) осуществлять материальную поддержку научно-исследовательским проектам14.
Принятые решения обеспечили чтение курсов в университетах Тулузы, Парижа, Лиона и др.
В 70-е гг. ХХ века увеличилось количество исследований в данном направлении и в Японии. Учебные курсы по феминизму предлагались в 28 % вузов, причем не только в женских колледжах, но и в колледжах, где обучение было смешанным.
Рост популярности феминизма затронул и мусульман-ские страны. В некоторых из них зародились и стали развиваться различные женские движения, проводились соответствующие исследования. В 1990 г. в Стамбульском университете было создано междисциплинарное подразделение под названием “Центр женских исследований”. Центр организовал серию семинаров, сопровождавшихся публикациями, а также ввел гендерные исследования в программы академических дисциплин.
В 2008 г. в Грозном на форуме “Ислам – религия мира и созидания” присутствовали представители 26 стран в связи с открытием самой крупной в Европе мечети имени Ахмата Кадырова. Впервые в отдельном помещении мечети было разрешено присутствие женщин для выполнения религиозного обряда.
Итак, все чаще женщины не хотят выступать в роли аутсайдера в науке. Они – за равенство полов. Господство и подчинение в науке по половому признаку разрушает ее содержание и смысл, обесценивает практическое использование научных достижений. Современная феминология должна создать науку, ответственную за поведение всех людей. Модели, нормы поведения человека должны иметь общие задачи независимо от половой принадлежности.
Из всего вышеизложенного видно, что и в России, и за рубежом феминологические проблемы еще не получили достаточного признания и освещения. Это отрицательно сказывается на возможности активного изменения социального статуса женщины в обществе.
Глава II. ГЕНДЕРОЛОГИЯ КАК НОВОЕ НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
2.1. Гендер как социальный феномен
Словарь гендерных терминов определяет слово “гендер” как “совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола”. Гендерная система как таковая отражает культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола15.
Гендер – это социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех областях общественной жизни, включая политику, экономику, право, идеологию, культуру.
Первое определение гендера возникло в связи с феминистским анализом современного общества и критикой дискриминационного положения женщин в нем. В статье антрополога Гейл Рубин “Обмен женщинами: заметки по поводу “политической экономики” пола” (1975) гендер определяется как “комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности”16.
В США, где гендерные исследования получили статус официальной учебной и научной дисциплины, обязательной, например, для социальных работников и государственных служащих, в справочных изданиях дается следующее определение гендера: “Термин, введенный феминистами с целью выделения социального аспекта различия полов. Когда говорят о различии между существами женского и мужского пола как о различии “пола”, то имеется в виду их биологическое различие. Когда говорят о гендере, то исходят из определенных социокультурных дефиниций (определений) понятий женщины и мужчины и предполагают изначально установленное различие их социального положения”17.
Американский социолог Э. Гидденс по поводу этого термина отмечает: “Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие “гендер” затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие различия между женщиной и мужчиной обуславливается причинами, не являющимися биологическими по своей природе. Если пол индивида биологически детерминирован, то род (гендер) является культурно и социально заданным. Таким образом, существуют два пола (мужской и женский) и два рода (мужественный и женственный)”18.
Это определение акцентирует внимание на социальных различиях между мужчинами и женщинами, которые нельзя игнорировать в условиях патриархального общества, где утверждается превосходство мужчины во всех сферах жизни и осуществляется дискриминация по признаку пола. В таком обществе женщина, как правило, рассматривается прежде всего как существо биологическое с преобладанием репродуктивных начал.
В отечественной и зарубежной исследовательской литературе могут существовать и другие подходы к определению гендера. Однако следует согласиться с тем, что основными принципами этой категории являются – реализация равенства женщин и мужчин в обществе, обеспечение равного правового статуса, ликвидация и предотвращение дискриминации женщин, улучшение их положения, проведение гендерной экспертизы нормативно-правовых актов, принимаемых органами государственной власти.
Однако гендерные экспертизы российского законодательства в современных условиях проводятся еще только в порядке исключения под воздействием женских общественных организаций и пока не имеют достаточной методологической основы.
Предметом гендерных исследований являются существующие в данном обществе представления, стереотипы о различиях между мужчинами и женщинами, их специфических особенностях, отличительных социальных чертах. Эти представления обозначаются терминами “маскулинность” и “феминность”, являются устойчивыми для данного общества в данный исторический период.
Таким образом, гендерные исследования направлены на изучение определенных стереотипов восприятия и межличностных отношений, стереотипов формирования собственной модели поведения и оценки, конструирования идеала с точки зрения принадлежности к биологическому полу.
Гендерные исследования носят междисциплинарный характер, стереотипами на уровне отдельных индивидов занимаются, например, психология, педагогика, философия, а на уровне общества – социология, демография, экономика.
Гендерные стереотипы индивида формируются с раннего детского возраста, по мере социализации ребенка в конкретной культурной среде под влиянием множества различных факторов этнического, семейного, бытового, экономического, социально-средового, образовательного, имущественного и иного характера.
Стереотипы на уровне общества развиваются в единстве с социально-экономическими, политическими, культурными процессами.
Идеалы феминности и маскулинности под влиянием объективных обстоятельств претерпевают изменения, но не всегда прогрессивного порядка. В российской истории новейшего времени, например, в этом отношении произошел регресс общественно-значимых ценностей в сторону откровенно патриархатных, т. е. к возрождению аргументации по признаку биологического пола в определении роли индивида в социальной, политической, экономической, культурной и других сферах человеческой жизни.
Гендер лежит в основе гендерологии как системы знаний и гендерной политики, предполагающей:
– формирование правовой базы обеспечения равноправия полов;
– создание условий и возможностей для равноправного участия в жизни общества всех граждан независимо от пола;
– паритетное представительство мужчин и женщин в выборных и назначенных должностях;
– внесение новых элементов женщинами в политическую культуру;
– реализация женских инициатив в сфере законодательства, отражающего интересы женщин и детей;
– организация широкого гендерного просвещения населения в России19.
Гендерология как новое научное направление находится в стадии становления и основывается прежде всего на феминологии – науке о женщине и социальном равенстве полов.
2.2. Феминология – основа гендерологии
Феминология – предшественница и основа развития гендерных исследований. Это общепризнанное положение, поскольку по времени и охвату проблемы феминология сформировалась как наука о положении и роли женщин в обществе уже давно. Нельзя не согласиться с президентом Международной ассоциации “Женщины и развитие” профессором Г. Г. Силласте в том, что понятие гендер становится уже таким, который начинает очень свободно произноситься в разных структурах власти. Не следует чрезмерно увлекаться. Первым тезисом следует поставить так: “О гендере и его преемственности”20.
Феминология как наука отражает объективные закономерности взаимоотношения полов, стремясь реализовать принцип равенства женщин и мужчин, исследуя особенности взаимоотношения между ними, анализируя причины противоречий. Особое внимание она уделяет решению проблемы полного равенства и изменения социального статуса женщин в социальнополитической, экономической, духовной и семейной сферах.
Задача феминологии – дать целостную концепцию, в которой отражены: изменение стереотипа мышления о женщине как о человеке “второго сорта”; определение отношений между государством и общественными женскими организациями; усиление роли женщин в сфере политики и экономики; ликвидация двойного стандарта (например, принимаются законы о равноправии, но в действительности не реализуются).
В рамках феминологии разработана программа научного предвидения развития женского движения; раскрыты механизмы действия объективных законов, путей и форм, а также методов их эффективного использования; выработана система оценок социальных процессов и явлений применительно к объекту и предмету этой науки; использован мировой опыт феминизма как социально-политической теории.